Методика музыкального воспитания как наука: 4.Методика музыкального воспитания как наука
4.Методика музыкального воспитания как наука
Методика муз.воспитания входит в систему пед. наук и занимает в ней относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального восприятия с целью совершенствования его содержания и методов. В своих исследованиях и выводах методика опирается на эстетику музыкознания, психологию и обобщает практический опыт учителей музыки. Значение методики муз.воспитания обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. Для методики особую роль играют связь искусства с жизнью, единство формы и содержания, народность. Опираясь на них методика муз.воспитания призвана бороться за умы подрастающего поколения, воспитывать понимание музыки, интерес к муз.иск-ву, несущему высокие идеалы, формировать взгляды на его сущность. Развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, муз.иск-ва, школы. В решении проблем методика опирается на психологию. Изучение развития музыкального восприятия, творческих музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребенка.
5.Тема «из чего выросла музыка» в 1 классе и ее дальнейшее развитие на уроках музыки.
Три кита – так образно называют самые распространенные и доступные жанры. Каждый кит – это обобщение, позволяющее расширить горизонты знаний. Речь о песне, танце, марше. Опираясь на них как на фундамент, можно отправиться путешествовать по огромной стране музыке, где будет много жанров, но в каждом из них уч-ся узнают своих знакомых китов. Разделив все огромное муз.иск-во на 3 области, можно в каждом классе узнать больше деталей, мелочей, частностей, в то же время не упуская общего и главного – как много разных песен, танцев и маршей у разных народов мира.
Учебно-воспитательные задачи Формирование представлений о первичных музыкальных жанрах – песне, танце, марше. Формирование представлений о выразительном «пульсе» музыки. Формирование умений исполнять равномерный «пульс» в музыке разно характера, выделять сильные и слабые доли «пульса» формирование элементарных исполнительских умений.
Темы:
1.С чего начинается музыка
2.Песня, танец, марш
3.живой «пульс» музыки
4.Какие бывают марши
5.Какие бывают танцы
6.Песня в жизни человека
7.Песня, танец, марш встречаются в одном произведении
Народные танцы, песни, Боккерини «Менуэт», Рахманинов «Итальянская полька», Шостакович «Валь-шутка», Верди Марш из «Аиды»,
6.Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников
Организационной формой проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, посещение спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, просмотр видеофильмов.
Праздники – яркие события в жизни школы. это центр формирования эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет различные виды искусства. Музыка обычно ведущий компонент праздника. Праздники могут быть связаны с концертными датами календаря., а могут иметь общую тематику. Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, муз.игры, пьесы. Должны звучать яркие произведения, любимые детьми и соответствовать теме праздника. Праздники требуют хорошо продуманного сценария и худож.оформления (реквизит, костюмы,декорации, светооформление). Организация праздников требует от педагога активности и мобильности, очень важна яркая и эмоциональная речь ведущего.
Распространенной формой внекл.р. явл.хоровые кружки и школьный хор. При организации хора сначала следует принимать всех желающих, но в дальнейшем основным требованием к участникам хора станет наличие слуха и голоса. Количественный состав хора может быть различным. Ансамбль – 16 челове. Хор – 24-30. Большой хор – 60-100. Основной задачей работы с детским хором явл.вырабатывание у певческого кол-ва навыков чистого интонирования, пения в ансамбле, художественно-выразительного исполнения.
Введение в курс теории и методики музыкального воспитания — Студопедия
Поделись
1. Методика музыкального воспитания как наукаСила воздействия музыки на человека во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с искусством. Поэтому задача учителя музыки – обращаясь к чувству и разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит – к пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, развивать их музыкальные творческие способности. В связи с этим важное значение имеет владение педагогом методикой музыкального воспитания, знание истории ее становления и развития.
Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения.
История музыкального воспитания показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.
Методика музыкального воспитания тесно связана с музыкознанием, которое оказывает непосредственное влияние на разработку содержания и методов музыкального воспитания. Она также опирается на психологию, особенно в решении вопросов восприятия музыки, развития творческих и музыкальных способностей. Важную основу для развития методики музыкального воспитания составляет и физиология, которая позволяет изучать в частности особенности строения детского голосового аппарата. Методика подчиняется закономерностям общей педагогики и принципы общей дидактики, активно применяет ее методы.
Предметом методики музыкального воспитания является теория и практика музыкального воспитания детей, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих интегративный процесс музыкального обучения, развития и воспитания.
Цель методики музыкального воспитания детей – обеспечение формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания младших школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами:
– обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
– соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
– связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
– комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
– взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
– сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
– постоянство требований и систематическое повторение действий;
– обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и способами обучения и воспитания.
Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности:
– социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;
– коммуникативные – зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и ученика;
– физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;
– организационные – зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
– психологические – зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.
2. Музыка как вид искусстваЕще Аристотель обозначил вопрос: что, по сути, есть искусство, музыка, и как они воздействуют на человека? Огромную ценность для его решения представляют размышления философов А. Ф. Лосева, Вл. С. Соловьева, Ф. Шиллера и др. о смысле искусства, о претворении в нем идеи единства красоты человека и мира, их взаимоотношений.
Основная роль искусства в жизни общества заключается в анализе, формулировании, закреплении в образной форме и передаче следующим поколениям опыта эмоционально-ценностного отношения к тем или иным явлениям, связям людей между собой и с природой.
Музыка среди других видов искусства, которые обладают средствами объективного изображения действительности (живопись, скульптура, архитектура, литература, театр и др.), искусство наиболее эмоциональное. Она воплощает и передает, в первую очередь, чувства, эмоции, отношения человека. То есть, ее содержанием, прежде всего, выступает эмоциональная сторона переживаний человека.
Характерной, специфической и очень значимой чертой музыкального искусства является ее интонационная природа. По мнению В.В. Медушевского, музыкальная интонация несет несколько типов информации: о себе, о собственной индивидуальности, о нации, о поле, о возрасте, о темпераменте, о ситуативной реакции персонажа, о психических и физических состояниях человека и др.
Интонационная сущность музыки позволяет рассматривать и осуществлять взаимодействие субъектов художественно-творческой деятельности как своего рода общение. Для полноценного общения необходимо владеть соответствующими средствами общения (техникой), а диалог как основа «искания истины между людьми» (М.М. Бахтин), позволяет участникам музыкального общения осознать свою сопричастность к музыкально-творческому процессу. В идеале музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя.
При раскрытии сущности общения с искусством ученые во многом опираются на приведенные и подобные им представления. Вместе с тем выделяются и его специфические особенности. В частности, М.А. Олейник доказывает, что, в отличие от реального общения между людьми, музыкальное предстает как художественно-творческое общение на уровне ценностей и смыслов, в сфере духовных открытий, где ведущее значение приобретают потенциал личности, ее потребность и способность к самосовершенствованию. Существенным моментом в связи с этим является овладение реципиентом опытом понимания авторского замысла, личности художника, соотнесение собственной позиции с иными.
Музыкальная деятельность есть разновидность деятельности художественно-творческой. Предметом познания художественной деятельности является не сама реальная жизнь, а эмоционально-ценностная связь между объектом и субъектом, отношение субъекта к объекту. Музыкальная деятельность рассматривается в музыкознании в единстве нескольких основных ее видов: деятельностей композитора, исполнителя и слушателя.
Специфические особенности искусства, музыки, художественно-творческой и собственно-музыкальной деятельности определяют сущность, назначение и своеобразие современного музыкального образования.
3. Воспитывающие и развивающие возможности музыкиМузыка – искусство глубоко эмоциональное, поэтому и воздействует в первую очередь, на чувства слушателя, развивая его духовную культуру, нравственность. Известно, что человек с тонкой, эмоционально развитой натурой никогда не останется равнодушным к страданиям, несчастью другого, всегда придет ему на помощь. Такому человеку свойственна способность к эмпатии, стремление к добру, справедливости.
Все эти качества важно развивать у человека с детских лет. В. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу». Поэтому музыкальное воспитание должно быть систематичным, качественным и начинаться как можно раньше.
Педагогикой давно доказано, что то, что упущено в детские годы очень сложно, а порой и невозможно наверстать в более зрелом возрасте.
Перед музыкальным воспитанием стоит масса сложных задач: формирование музыкальных понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Но в конечном итоге основное предназначение музыки в развитии у детей духовных качеств. Не случайно Д.Б. Кабалевский избрал эпиграфом к своей программе слова В. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, – воспитание человека.
Музыка является и средством самовоспитания. Привлекая к добру, красоте, человечности тем самым она помогает человеку познать себя, осознать собственное предназначение в мире, почувствовать и преодолеть свой недостаток.
Музыкальное воспитание способствует и умственному развитию ребенка, развитию его мышления, воображения, речи, то есть творческих способностей.
Музыка в новом свете представляет ребенку знакомые предметы и явления, и его мысль рисует яркую картину, которая «просится» в слово. Возникает желание высказать то, что он прочувствовал, представил, поделиться появившимися мыслями.
Чем больше ребенок общается с музыкой, чем лучше понимает ее, тем развитее и точнее становится его речь, успешнее расширяется словарный запас, возникает и закрепляется его потребность в получении новых представлений и размышлениях.
«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» (В. Сухомлинский). Музыка рождает у детей яркие представления, причем у каждого они свои. Каждый дополняет, додумывает музыкальный образ по-своему, у каждого возникают различные ассоциации. Музыка побуждает энергию творчества даже у самых инертных детей.
Систематические занятия музыкой способствуют также повышению обучаемости детей иностранным языкам, что особенно актуально в наше время.
Исследование исполнительской музыки: методы музыкального образования, психологии и исполнительского искусства
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Williamon, Aaron and Ethers,
Исследования музыкальных исследований: Методы в области музыкального образования, психологии и науки о исполнении
(
Оксфорд,
2021;
онлайн Edn,
Academan
,
. 20 мая 2021 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780198714545.001.0001,
, по состоянию на 9 февраля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPerforming Music Research: Methods in Music Education, Psychology, and Performance ScienceПсихология развитияМузыкальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPerforming Music Research: Methods in Music Education, Psychology, and Performance ScienceПсихология развитияМузыкальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Abstract
Исследования в области исполнительской музыки представляет собой всеобъемлющее руководство по исследованиям в области музыкального исполнения. В нем рассматриваются знания и навыки, необходимые для критического анализа существующих исследований в области музыкального образования, психологии и исполнительского искусства, а также для разработки и проведения новых исследований. Методологические подходы освещаются в книге таким образом, чтобы помочь начинающим исследователям уточнить свои исследовательские вопросы, выбрать методы, подходящие для решения их вопросов, и систематически и строго применять эти методы. Каждая глава содержит учебное пособие, состоящее из краткого изложения главы, списка ключевых слов и предложений для дальнейшего обсуждения. Книга завершается разделом ресурсов, включающим глоссарий и дополнительные материалы для расширенного статистического анализа. Сопутствующий веб-сайт книги предоставляет информацию, предназначенную для облегчения доступа к оригинальным исследованиям и проверки знаний и понимания.
Ключевые слова: мультистратегическая методология, музыкальное образование, музыкальная психология, качественная методология, количественная методология, исполнительская наука, дизайн исследования, метод исследования, исследовательский вопрос, статистика
Предмет
Психология развитияМузыкальная психология
Содержание
Передняя часть
- Предварительная похвала за Исполнение музыкальных исследований
- Страница авторского права
- Преданность
- Предисловие
- Расширять Введение
Часть 1 Планирование исследования
- Расширять 1
Исследовательские вопросы: Музыкальное исполнение Исследование . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0002
- Расширять 2
Методологические подходы: Исполнение Музыки Исследования . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0003
- Расширять 3
Исследовательская этика: Исполнение музыки Исследования . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. ДОИ: 10.1093/осо/9780198714545.003.0004
- Расширять 1
Исследовательские вопросы: Музыкальное исполнение Исследование . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0002
Часть 2 Проведение исследований
- Расширять 4
Наблюдения: Музыкальное исполнение Исследование . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0005
- Расширять 5
Документация: Performing Music Research . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0006
- Расширять 6
Интервью: Исполнение музыки Исследования . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. ДОИ: 10.1093/осо/9780198714545.003.0007
- Расширять 7
Опросы: Исполнение музыки Исследование . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0008
- Расширять 8
Эксперименты: Исполнение музыки Исследование . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0009
- Расширять 4
Наблюдения: Музыкальное исполнение Исследование . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0005
Часть 3 Анализ исследований
- Расширять 9
Качественный анализ: Исследование исполнительской музыки . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. ДОИ: 10.1093/осо/9780198714545.003.0010
- Расширять 10
Описательная статистика: Музыкальное исполнение Исследование . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0011
- Расширять 11
Логическая статистика: основы
- Расширять 12
Логическая статистика: различия
- Расширять 13
Логическая статистика: отношения
- Расширять 9
Качественный анализ: Исследование исполнительской музыки . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. ДОИ: 10.1093/осо/9780198714545.003.0010
Часть 4 Информационное исследование
- Расширять 14
Коммуникация и распространение: Исследование исполнительской музыки . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0015
- Расширять 14
Коммуникация и распространение: Исследование исполнительской музыки . Аарон Уильямон, Джейн Гинзборг, Рози Перкинс и Джордж Уодделл, Oxford University Press (2021). © Издательство Оксфордского университета. DOI: 10.1093/oso/9780198714545.003.0015
Конец Материи
- Расширять Ресурсы
- Сокращения и символы
- Статистические сокращения и символы
- Расширять Статистические ресурсы
- Рекомендации
- Индекс
- Расширять Ресурсы
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Реклама
Реклама
Принципы
Идеи Золтана Кодая о музыкальном образовании обычно упоминаются под названием «Метод Кодая». Точнее сказать «Концепция Кодая», потому что сам композитор не разработал полного и подробного методического процесса обучения музыке. Он сформулировал принципы, а не методы обучения, пошаговый процесс или совет для учителей. Адаптация принципов к реальности была разработана и развита его учениками и его последователями. Основные принципы концепции сформировались, артикулировались и постепенно претворялись в жизнь после того, как внимание композитора было обращено на музыкальную педагогику, особенно в рамках общеобразовательной школы около 19 в.25.
Образовательная философияИдеи Кодая о реформах коренятся в проблемах и возможностях исторических, социальных и культурных условий Венгрии того времени. Некоторые из его идей связаны с другими теориями или методами музыкального образования. Однако философию музыкального образования Кодая можно признать его собственной. Он уходит своими корнями в венгерскую почву, тем не менее концепция Kodály может быть адаптирована к другим музыкально-культурным ситуациям.
Музыка является частью общечеловеческих знанийВыступая за достойное место музыкального образования в школьной программе, Кодай также боролся за признание музыки среди искусств в обществе. «Без музыки нет здоровой духовной жизни». «Музыка — неотъемлемая часть общечеловеческого знания». Именно поэтому он сформулировал лозунг: «Пусть музыка принадлежит всем!» Тогда «естественно, что музыка должна стать частью школьной программы».
Когда начинать?Однажды, когда Кодая спросили о подходящем времени для начала музыкального образования, он ответил: «За девять месяцев до рождения ребенка», причем «за девять месяцев до рождения матери». В рамках школьной системы «обучение музыке следует начинать в детском саду, чтобы ребенок мог усвоить основы музыки в раннем возрасте», поскольку развитие музыкального слуха может быть успешным только в том случае, если его начать рано, до шестилетнего возраста. игривый способ.
Не мучение, а радостьПервая задача учителя – «обучать музыке и пению в школе так, чтобы это было не пыткой, а радостью для ученика; прививать тягу к более тонкой музыке в его, жажду, которая будет длиться всю жизнь».
Сначала подготовьте хороших учителейСогласно концепции Кодая “обучение в школах улучшится, если мы сначала подготовим хороших учителей, которые развивают слух учащихся и дают им общие музыкальные знания”. По этой причине «нам также нужна хорошая музыка, доступная для детей и для начинающих слухопротезистов». Но это «техническое» требование — только один важный аспект.
Активное понимание через пениеВ век аудиовизуальных технологий было совершенно очевидно, что Кодай подчеркивал, что «только деятельность может привести кого-то к реальному пониманию и оценке музыки. Просто слушать музыку недостаточно». Он несколько раз подчеркивал, что «если попытаться выразить сущность этого образования одним словом, то это может быть только пение». Он объяснил свое мнение двумя аргументами: во-первых, человеческий голос — единственный «инструмент», доступный каждому. Во-вторых, «наш век механизации ведет по дороге, заканчивающейся самим человеком как машиной; только дух пения может спасти нас от этой участи».
Ценное искусство для детей: народные песни как отправная точкаКак заметил Кодай, «музыка — это интеллектуальная пища, которую нельзя заменить ничем другим», поэтому важно, чтобы «только искусство, имеющее внутреннюю ценность, подходило для детей! ” Где найти хороший материал, представляющий собой «самостоятельное искусство» и в то же время пригодный для музыкальной деятельности, основанной на вокализме? Кодай отвечает на этот вопрос, что «у каждой нации есть очень много песен, особенно подходящих для обучения. Если мы правильно их выберем, народные песни станут наиболее подходящей материальной мыслью, которую мы можем представить и сделать сознательными новые музыкальные элементы».
Откройте душу всем народам
Эти мысли делают идеи Кодая открытыми для большего количества пунктов: «Если мы хотим понять другие народы, мы сначала должны понять самих себя. Для этого нет лучшего средства, чем народная музыка. Знакомство с народными песнями других стран – лучший способ познакомиться с другими народами [. ..] на этом фундаменте может быть построена музыкальная культура, которая является национальной, но которая также открывает душу великим произведениям всех народов».
Музыкальная грамотностьВсех этих факторов недостаточно для построения современной музыкальной культуры: «Путь к пониманию музыки доступен всем: это нотное чтение и письмо». Благодаря музыкальной грамотности «каждый может присоединиться к большому музыкальному опыту». Конечно, все музыкальные элементы должны быть введены и отработаны. Он предложил практиковать ритм «гораздо раньше и гораздо тщательнее, чем это принято сегодня».
Относительная сольмизация – беглое чтение с листаПомощь учащимся в установлении сознательной способности к нотному чтению и письму: “с сольмованием […] быстрее достигается беглое чтение с листа. Это, естественно, справедливо только для относительного сольмования, так как здесь , напевая название тона, мы уже определили его функцию в тональности».
Партийное пение: услышать и оценить музыкуМузыкальные способности и навыки следует также развивать “партийным пением”, которое развивает способность слышать и ценить музыку и открывает шедевры мировой литературы даже тем, кто не играет любой инструмент вообще». Вот почему Кодай сочинил сотни двухчастных и десятки трехголосных певческих упражнений для всех уровней музыкального образования.
ТворчествоСегодня творчество известно как важный фактор педагогики. Золтан Кодай еще в 1929 году писал в одной из своих статей: «Все здоровые дети импровизировали бы, если бы им позволили» […], но «они не могут быть предоставлены сами себе в формировании своего представления о музыке». “. Не забывал он и еще одну область, очень близкую к музыке.
ТанцыПо его словам, “народным танцам необходимо отвести место в физкультуре в школах”. Конечно, сохранить сложность народной традиции не значит идти «назад к архаизму, а вперед от цивилизации к культуре».
Сначала вокальная музыка, затем инструментальнаяЕго педагогическая концепция определяла связь между вокальной основой и инструментальным обучением: «Тот, кого обучали сначала вокальной музыке, а затем инструментальной игре, будет более подготовлен к восприятию мелоса любую музыку […] Через пение ученик приобретает способность к чтению, что облегчает ему приближение к работе великих духов».
Требуется постоянная практикаДля выполнения всех этих задач и всей сложности целей музыкального обучения в школе необходимо дать определенное количество уроков музыки и в рамках общего образования. Сам Кодай всегда боролся за минимум два урока пения в неделю как в начальной, так и в старшей школе. Но «в случае предмета, требующего постоянной практики», короткие ежедневные встречи с учителем «стоили бы более двух часов в неделю».
Признаки хорошего музыкантаКонцепция музыкального образования Кодая известна как система общего школьного образования. Это правда, потому что он хотел дать каждому настоящую музыкальную культуру, а также воспитать как можно большую требовательную аудиторию. Но нельзя забывать, что как профессор Музыкальной академии он также много сделал для подготовки будущих профессионалов и уделял внимание высокоодаренным музыкальным ученикам. В одном из своих выступлений в Музыкальной академии в Будапеште (1953 г.) он описал разносторонний спрос на профессионалов: «Характеристики хорошего музыканта можно резюмировать следующим образом:
Натренированный слух,
Натренированный интеллект,
Натренированное сердце,
Натренированная рука.
Все четыре должны развиваться вместе, в постоянном равновесии. Как только кто-то отстает или рвется вперед, что-то не так […] Сольфа и наука о форме и гармонии вместе учат первым двум пунктам. Чтобы завершить это учение, необходим как можно более разнообразный музыкальный опыт; без исполнения камерной музыки и пения в хоре никто не может стать хорошим музыкантом».