Математика моро 1 класс вверху внизу слева справа презентация: Вверху. Внизу. Слева. Справа. (1 класс)
Конспект урока математики для 1 класса по теме Вверх, вниз, налево, направо.
Конспект урока по математике.
Автор: Торгунакова М. В.
Должность: учитель начальных классов
Город: Кемерово
Тема: Вверх, вниз, налево, направо.
Цель: создать условия для отработки знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.
Задачи:1.Закрепить умения считать предметы по представлению, научить определять местоположение предметов в пространстве, продолжить формирование умений ориентироваться в рабочей тетради, воспроизводить понятия «вверх», «вниз», «налево», «направо».
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, творческие способности.
3. Способствовать формированию положительной учебной мотивации, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.
Тип: изучение нового.
Оборудование: учебник математики 1 часть (М. И. Моро, М. А. Бантова), рабочие тетради по математике, наборное полотно с геометрическими фигурами, индивидуальные наборы геометрических фигур.
Литература: Моро. Математика. 1 класс, I часть.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I | Организация класса на работу. Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок! | Педагогическая пауза, создание доброжелательной обстановки, настрой на дальнейшую работу. | |
II | Актуализация знаний 1. Устный счет Игра «Измени цвет, размер, форму». Посмотрите на доску. Что вы видите в верхнем ряду? Что вы видите в нижнем ряду? Измените цвет. Измените размер. Измените форму. Сколько больших кругов? Сколько маленьких кругов? Сколько треугольников? Верно ли, что квадрат красного цвета? Чего больше – треугольников или квадратов? 2. Минутка чистописания Сейчас выполним графический диктант. Откройте тетрадь, возьмите в руку ручку и поставьте в начале строки точку в углу клетки, проводите от нее линии, стараясь не отрывать руку: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Далее продолжите до конца строки самостоятельно. | Большой красный круг Разные фигуры, разного цвета и размера. 2 3 3 Не верно треугольников | Учитель диктует задание, учащиеся выполняют в тетради |
III | Постановка учебной задачи Покажите правую руку. Покажите левую руку. Какие предметы находятся справа от вас? Перечислите предметы, которые находятся слева от вас. Что в классе находится вверху доски? Что находится внизу доски? Сегодня на уроке научимся определять положение предметов в пространстве. | Учебник Ручка Таблица Фигуры | |
IV | Открытие нового материала Практическая работа. Подготовьте для работы красный, желтый и зеленый квадраты и треугольники. Постройте башню из квадратов так, чтобы красный квадрат был выше желтого, но ниже зеленого. Какого цвета квадрат оказался наверху? Какой квадрат оказался ниже красного? Справа от башни положите один треугольник, а слева – два треугольника. Молодцы! Справились с этим заданием. Теперь сложите фигуры в конверты. Физминутка. Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают. Отдохнули, продолжаем работать. Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 8. Расскажите, что вы видите на рисунке, используя слова вверх, вниз, налево, направо. Что можно сказать о мальчиках на горке? Кто находится справа в песочнице? Кто находится слева в песочнице? Кого вы видите слева от песочницы? Посмотрите на с. 9 учебника. Кого вы видите на рисунке? Расскажите, как Буратино дойдет до школы? А как ему дойти до театра? | Зеленый Желтый Мальчики катятся с горки вниз, другой мальчик поднимается по лестнице вниз и т.д. Буратино Сначала пойдет прямо, потом направо. Сначала пойдет прямо, потом налево. | Каждый ученик строит свою башню Ученики добавляют треугольники |
V | Закрепление изученного материала Первичное закрепление. А сейчас я проверю как вы ориентируетесь в пространстве. Приглашаю к доске Машу и Катю. Катя, встань слева от Маши. Егор, встань справа от Маши. Саша, встань так, чтобы слева была Маша, а справа был Егор. Замечательно выполнили задание. Проходите на свои места. Вторичное закрепление. Откройте рабочие тетради на с. 3. Кого вы видите на рисунке? Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Задание: А) кроликов, которые смотрят направо, оставьте белыми, а кроликов, которые смотрят налево, раскрасьте черным; Б) дорисуйте морковки, чтобы у всех кроликов было поровну; В) дорисуйте флажки по клеточкам; Г) раскрасьте флажки, которые смотрят направо красным карандашом, а налево – синим карандашом. | Кроликов | Ученики выходят к доске и выполняют задания учителя. Саша должен встать между Машей и Егором. Проверочная работа. |
VI | Итог урока Еще раз вспомним, какие слова мы сегодня использовали на уроке, отвечая на вопросы? | Налево, направо, вверху, внизу |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/94704-konspekt-uroka-matematiki-dlja-1-klassa-po-te
Цифра 3 – проект (презентация) по математике 1 класс
Стихи про цифру «0» для дошкольников
Цифра 0 — пустое место Или просто — ничего. Нуль раздулся в знак протеста, Чтоб заметили его.
Ты писать его учись. Ты уже нарисовал Аккуратненький овал? Нету проще ничего: Ноль похож на букву «О».
Ноль, запомни, детвора, — Лишь от бублика дыра. Бублик сделали из теста. Вот мы скушали его. Результат — пустое место, Не осталось ничего. Ничего нет, в самом деле. Ноль никак не сосчитать. Этим бубликом, что съели, Будем ноль обозначать.
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СОЛЬ Что за цифра этот ноль? Если ноль, то значит пусто. Ноль конфет — нам очень грустно. А вот если ноль проблем, Это нравится нам всем.
А вчера пришли подружки, Мне баранки принесли, Бублики большие, сушки — Все съедобные нули! Есть кругом нули. Быть может, И другие цифры есть. Мне приятней нулик все же, Нулик-пончик можно съесть. И еще есть нуль, не спорю, Ноль я на море видал. Ходят корабли по морю, И у них есть ноль-штурвал. Есть «обувка» у машины. Этим нуликам я рад. Нулики — четыре шины — Целы? Значит, едем в сад!
Стихи про цифру «6» для дошкольников
Шесть на яблоко похоже: Тот же хвост, округлость тоже. А сестра ее – девятка. Но, давайте по порядку.
Если навесной замок Вверх поднимет хоботок, То тогда увидим здесь Не замок, а цифру шесть.
Огурцов на ветке шесть, Столько сразу нам не съесть. Вкусный сделаем салат, Угостим им всех ребят
Нет углов у цифры шесть, Лишь дуга с кружочком есть. Ты с дуги писать начни, И кружочком оберни.
Цифру шесть писать легко: Ни штрихов, ни уголков! За рукой своей следи: Плавно линию веди.
Стихи про цифру «4» для школьников
У стола четыре ножки, И у шкафа, и у кошки, – Нам Четверочка сказала, Целый день она считала.
Цифре кошка объяснила: Ножки могут быть у шкафа, Ты, наверное, забыла, У меня не ножки, лапы.
Присмотритесь-ка ты к квадрату- Он здоровый, тороватый, Он надежнее, как друг, Чем уж слишком круглый круг. Каждый может быть свидетель, Что в нем дышит добродетель В нем четыре стороны, И все стороны равны. Без обмана перед нами На бумаге он с углами, Честен каждою чертой, Каждый угол в нем прямой
Четыре времени в году — Я разговор о них веду. Зима бела и холодна, Пушистый снег несет она. Весна бросает в землю зерна, А лето трудится проворно. За летом осень золотая Несет корзины урожая.
Очень странная четверка. Угловата и не вертка. Наклонилась понарошку, Поднимая кверху ножку.
Вот четверка. Не сложна В написании она: Слева — угол впереди, Справа линию веди. Есть еще короче путь: Надо стул перевернуть. Слева — ножка, справа — спинка. Очень точная картинка!
Стихи про цифру 7
Дама, словно кочерга, У неё одна нога. Дама та известна всем, Так как это цифра Семь.
************ Семь у радуги дорожек, Красят их семь белых кошек, А на небе на седьмом Пляшут гномы всемером!
************ Едут с ярмарки купцы – Удалые молодцы: Фрол, Степан, Панкрат, Тимошка, Ванька, Сенька и Антошка. Мы пожмем им руки всем, Превратив их в цифру… (семь)
************ Я такую кочергу Сунуть в печку не смогу. Про нее известно всем, Что она зовется «семь».
************ Чтоб семёрку написать, Уголок рисуй опять. Сверху вниз от уголка Линию ведёт рука. До конца её тяни, Посредине прочеркни. Эту цифру — цифру семь Написать легко совсем.
************
Стихи про цифру «7» для дошкольников
Этой цифрой не смогу
Этой цифрой не смогу Поработать на лугу. На косу она похожа, Но косить траву не может — Не наточена совсем И не косит цифра 7.
Автор: В. Черняева
***
Раскраски с цифрой 7
Знаешь, это не вопрос: Сколько в радуге полос. По порядку ты готов Перечислить семь цветов? Семь деньков в любой неделе, Больше мы б и не хотели. День за днём, названий ряд Назови-ка вслух подряд.
Цифру семь перевернём И с утра на луг пойдём. Чем семёрка не коса? Так коси, пока роса!
Автор: В. Черняева
***
Семь – казак лихой с усами
Семь – казак лихой с усами, Мы его узнаем с вами. Только нужно не забыть Саблю на бок прицепить.
Автор: А. Сосина
***
Цифра семь – особый случай
Цифра семь – особый случай: Мелодична и певуча. Это ноты к новой песне, Семь чудес в ней интересных. Семь в пословицах всегда Очень яркая звезда. Семь в неделе разных дней, Семь на радуге лучей. С этой цифрой мы друзья, Потому что мы – СЕМЬЯ!
Автор: Т. Лаврова
***
Мышонку Дедушка Мороз
Мышонку Дедушка Мороз Подарок сказочный принес: Семь шариков на елочку, Семь шоколадных шишек И разложил на полочке Штук семь невкусных книжек . Автор: В. Рощина
***
Однажды Семерка гуляла в лесу
Однажды Семерка гуляла в лесу: Корзина в руках и очки на носу. В волшебном лесу расцвела красота, В корзинке огромной спала пустота! Семь зайцев на встречу скакали гурьбой: — Грибы собираешь? Мы тоже с тобой! По лесу зеленому зайцы бродили И вместе с Семеркой грибы находили! Семь толстых волнушек в болоте нашли, Семь желтых лисичек под елкой росли, Семь белых грибов на поляне стоят, А рядом семья – семь веселых опят! Вот семь сыроежек, семь скользких маслят, Семь рыжиков славных в тенечке шалят. Удачной грибная охота была: Семерка корзину едва подняла!
Автор: И. Гурина
***
Продолжаем! Цифра СЕМЬ
Продолжаем! Цифра СЕМЬ – Единица падает! Перекладинкой к забору Мы ее прибьем, Посмотрев внимательно СЕМЕРКОЙ назовем!
Автор: А. Сидорова
***
У семёрки я же вижу
У семёрки я же вижу, Однозначно, сносит крышу! Равновесию семёрки Помогли бы две подпорки.
Автор: М. Придворов
***
Стихи про цифру 3
Вас спрошу, ребята, я: Что за странная змея? Ну-ка, хвостик подбери, Завитушка цифра Три!
************ Три веселых порося Донимали карася. «Три желанья? Боже мой, Я простой, не золотой!»
************ Фунтик, Пятачок и Хрюшка Настоящие свинюшки – Изваляются в грязи, Хоть на мойку их вези. С мылом спинки им потри, Преврати их в цифру… (три)
************ Два крючочка, посмотри, Получилась цифра три. Но на эти два крючка Не насадишь червячка.
************ Перед нами — цифра три. Повнимательней смотри. Нарисуйка-ты пока Два цветочных лепестка. Вправо смотрят лепестки: Не задерживай руки! Карандаш останови! Получилась цифра три!
************ Цифра тройка как угрозу Выставляет три занозы, Три крюка для рыбной ловли, Между ними две оглобли.
************ А за Двойкой — посмотри, Выступает цифра Три. Тройка — третий из значков, Состоит из двух крючков.
Стихи про цифру «3» для дошкольников
Цифра тройка как угрозу
Цифра тройка как угрозу Выставляет три занозы, Три крюка для рыбной ловли, Между ними две оглобли.
Автор: М. Придворов
***
Раскраски с цифрой 3
Полкольца и полкольца Мы сложили, посмотри, И спаяли два конца — Получилась цифра 3!
Тройки где? Вопросик сложный! Это – стул, причём трёхножный. По три ножки у роялей, Что стоят в концертном зале
Тонкое колечко Упало на крылечко. Раскололось! Посмотри- Получилась цифра три.
Автор: В. Черняева
***
Три – красивый месяц ранний
Три – красивый месяц ранний Над озерной водной гладью, Будто в зеркало смотря, Загляделся на себя.
Автор: А. Сосина
***
Три смешных букашки
Три смешных букашки Гладили рубашки. По три пуговки на них, И по три кармашка.
Автор: К. Зеленая
***
Не сидит без дела Тройка
Не сидит без дела Тройка, Затевает тройка стройку. Тройка главный командир, И прораб, и бригадир! Три веселых комара Тащат краски три ведра, Пилят доски три грача, Волк несет три кирпича. С молотками три котенка, Гвозди носят три утенка. Три крота траншею роют, Три медведя крышу кроют. Три козы сложили печку, Красят окна три овечки. Каждый зверь пришел, помог: Получился теремок!
Автор: И. Гурина
***
Цифра ТРИ
Цифра ТРИ и буква «З» Близнецы – сестренки. Зайка, Зоя и Занозка — Повторяем громко!
Автор: А. Сидорова
***
Три конфеты на ладошке
Три конфеты на ладошке. Три котеночка у кошки. Три огня на светофоре- красный желтый и зеленый!
Автор: М. Дадалова
***
Только тройка всем нужна
Только тройка всем нужна, Очень резвая она. Тройка резвых лошадей – Символ Родины моей! В школе тройка не кокетка – Очень скромная отметка. Но зато полна отваги На трёхцветном русском флаге!
Автор: Т. Лаврова
***
Стихи про цифру «10» для дошкольников
Десять — это пять и пять, Можешь пальцы сосчитать! Пишем так: Один десяток, Единицы ни одной. Единицы — ни одной? Значит справа ставим «ноль»!
Единичка тонет в речке- По воде идут колечки. Надо цифру выручать, Круг спасательный бросать! Цифра «ноль»на круг похожа, Единичке мы поможем! Единичка ноль схватила- «Десять» по волнам поплыло!
Нолик мне терять нельзя, Без него исчезну я, Стану тощей единицей, Буду плакать я и злиться.
Число 10 на обед Уплетает винегрет. В нем десяток овощей. Перечисли их скорей.
Стихи про цифру «9» для дошкольников
Цифра девять, иль девятка, Цирковая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет.
Девять, как и шесть, Вглядись. Только хвост не вверх, А вниз.
Девятка — убедитесь сами, Похожа на шесть Вверх ногами, Похожа на дверной крючок, На перевернутый замок.
Ветер сильный дул и дул, Вишенку перевернул. Цифра шесть, скажи на милость, В цифру девять превратилась.
Больше этой цифры — нет! Девять шариков — планет По физическим законам Кружат в космосе бездонном Возле солнечной звезды А на третьей Я и ты!
Логика отделения
- Опыт работы с клиентами
- Опыт сотрудников
- Опыт бренда
- Опыт продукта
- Core XM
- Дизайн ХМ
О логике филиала
Ветви полезны, когда вы хотите отправить респондентов по разным путям в опросе. Вы можете использовать логику ветвления для ветвления респондентов к различным элементам потока опроса на основе переменных, таких как ответы на вопросы или встроенные данные. Это немного похоже на выбор собственного приключенческого романа. В зависимости от того, как ваши респонденты ответят на определенные вопросы, они пройдут через ваш опрос разными путями.
Пример: Вы можете использовать ответвления, чтобы показать один блок вопросов для опроса респондентов, владеющих вашим продуктом, и другой блок вопросов для респондентов, не владеющих вашим продуктом. Вы также можете использовать ветки, чтобы пометить пользователей встроенными метками данных.
В этом опросе используется логика ветвления для отправки владельцев устройств для чтения электронных книг в блок «Текущие клиенты электронных книг», а невладельцев — в блок «Потенциальные клиенты».
Qtip: Ветки лучше всего подходят, когда вы хотите выборочно показать целый блок вопросов. Если вам нужно скрыть небольшое количество вопросов, рассмотрите возможность использования логики отображения. Если вы хотите пропустить респондентов до конца опроса или до вопроса в том же блоке, рассмотрите возможность использования логики пропуска.
Добавление ветки
- При редактировании опроса щелкните значок Поток опроса на левой панели навигации.
- Нажмите Добавить ниже или Добавьте сюда новый элемент .
- Выберите Филиал .
- Нажмите Добавить условие и добавьте логическое условие (условия могут быть основаны на вопросах, встроенных данных, типе устройства, квотах или местоположении GeoIP).
Qtip: Дополнительные сведения о настройке логических условий см. в разделе Использование логики.
- Создайте новый элемент или переместите существующий под ветку.
Участники, ответившие «Да» на вопрос «Есть ли у вас устройство для чтения электронных книг?» будет показан блок “Текущие клиенты электронной книги”.Подсказка: Щелкните значок минуса в верхнем левом углу ветки, чтобы свернуть элементы под ней и сэкономить место.
Понимание ветвей
Поток опроса представляет порядок, в котором респонденты будут проходить ваш опрос. Каждый раз, когда кто-то проходит опрос, он перемещается по потоку сверху вниз и слева направо. Когда респондент достигает ветви в потоке опроса, он будет следовать этой ветви, пока не достигнет условия, которому он не соответствует, или пока не достигнет конца элемента опроса.
Каждый респондент, принимающий участие в этом опросе, начнет с блоков вопросов «Введение» и «Демография». После этого мужчины, не достигшие 18-летнего возраста, будут исключены из опроса. Затем все остальные перейдут к блоку «Текущие клиенты электронной книги».
Когда респондент достигает конца ветви, которая не завершается концом элемента опроса, он переходит к следующему разделу опроса.
Когда респондент достигает этой точки опроса и нажимает кнопку «Далее», будет оцениваться условие логики ветвления. Если они соответствуют условию (это мужчины до 18 лет), они будут перенаправлены в конец элемента опроса, и их опрос будет прекращен.
Чтобы добавить несколько элементов в ветку
Иногда может потребоваться вложить несколько элементов в одну ветвь или создать ветвь внутри ветви. Для этого добавьте элементы как обычно, а затем переместите их в нужную ветку.
После просмотра блока «Демография» любому респонденту мужского пола младше 18 лет будет показан специальный блок «Выход», после чего их опрос будет прекращен.
Вы также можете использовать ветвь для группировки элементов. Для получения дополнительной информации о группировании элементов в рамках ветви см. раздел с использованием логики ветви на нашей странице расширенных параметров рандомизатора.
Qtip : Если вы хотите использовать один и тот же набор вопросов в нескольких ветвях, вы можете добавить блок в поток опроса несколько раз.
Исключить из расчета индикатора выполнения
Чтобы помочь вашим респондентам отслеживать, какую часть опроса они завершили, вы можете вставить в свой опрос индикатор выполнения. По умолчанию ход опроса увеличивается для каждого вопроса, который отвечает респондент при нажатии Далее .
Но допустим, вы хотите исключить набор вопросов из хода опроса. Может быть, у вас есть ветвь, где вы задаете дополнительные вопросы перед тем, как отсеять участников, и вы не хотите, чтобы индикатор выполнения делал такой большой скачок, когда другие респонденты успешно преодолевают этот отсев. Или, может быть, вы хотите, чтобы ход вашего опроса не увеличивался, чтобы при оценке процента завершения опроса респондентом, все еще работающим над своим опросом, или при экспорте процента завершения для неполного ответа вы получали более точные показания.
Есть опция, позволяющая исключить ветку из хода опроса. В потоке опроса нажмите Параметры в своем филиале.
Выберите Исключить из расчета индикатора выполнения . Затем нажмите OK .
Часто задаваемые вопросы
5.
4: Осадочные структуры – LibreTexts по наукам о Земле- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 6870
- Крис Джонсон, Мэтью Д. Аффолтер, Пол Инкенбрандт и Кэм Мошер
- Сал Общественный колледж Лейк через OpenGeology
Осадочные структуры — это видимые текстуры или расположение отложений в горной породе. Геологи используют эти структуры для интерпретации процессов, в результате которых образовалась горная порода, и среды, в которой она образовалась. Они используют униформизм, чтобы обычно сравнивать осадочные структуры, образовавшиеся в современных условиях, с литифицированными аналогами в древних породах.
Плоскости напластования
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Горизонтальные пласты в южной части штата Юта.Самая основная осадочная структура представляет собой плоскости напластования , плоскости, разделяющие слои или пласты в осадочных и некоторых вулканических породах. Каждая плоскость напластования, видимая на обнаженных обнажениях, указывает на изменение условий отложения наносов. Это изменение может быть незначительным. Например, если часть нижележащих отложений уплотняется, этого может быть достаточно, чтобы создать форму или слой, отличающиеся от вышележащих отложений. Каждый слой называется слоем, или стратой, самой основной единицей из 9 слоев.0033 стратиграфия , изучение осадочной слоистости.
Рисунок \(\PageIndex{2}\): Студенты из Университета Вустера исследуют пласты ордовикского известняка в центральном Теннесси.Как и следовало ожидать, толщина слоя может указывать на количество и время отложения отложений. Технически кровать представляет собой плоскость напластования толщиной более 1 см (0,4 дюйма) и наименьшую отображаемую единицу. Слой тоньше 1 см (0,4 дюйма) называется пластинкой [22]. Варвы представляют собой плоскости напластования, образующиеся при отложении пластинок и пластов в повторяющихся циклах, как правило, ежедневных или сезонных [23]. Варвы представляют собой ценные геологические записи климатической истории, особенно те, которые встречаются в озерах и ледниковых отложениях.
Градиентное напластование
Рисунок \(\PageIndex{3}\): Изображение классической последовательности Боума. А = песчаник от крупнозернистого до мелкозернистого, возможно, с эрозионным основанием. B=слоистый средне- и мелкозернистый песчаник. C = волнистый мелкозернистый песчаник. D=слоистый алевролит, переходящий в аргиллит.Ступенчатая слоистость относится к последовательности все более крупно- или мелкозернистых слоев отложений. Ступенчатое залегание часто развивается, когда отложение наносов происходит в среде с уменьшающейся энергией. А 9Последовательность 0033 Bouma представляет собой ступенчатую слоистость, наблюдаемую в обломочной породе, называемой турбидитом [24]. Слои последовательности Боума образованы морскими гравитационными потоками наносов, которые представляют собой подводные потоки наносов. Эти подводные потоки плотности начинаются, когда отложения взбалтываются в результате энергетического процесса и становятся плотной суспензией смешанных зерен. Поток наносов течет вниз через подводные каналы и каньоны из-за силы тяжести, действующей на разницу в плотности между более плотным навозом и менее плотной окружающей морской водой. По мере того, как поток достигает более глубоких океанских бассейнов, он замедляется, теряет энергию и откладывает осадок в виде последовательности сначала крупных зерен Боума, а затем все более мелких зерен (см. Рисунок).
Режим течения и формы русла
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Формы русла при увеличении скорости потока.В жидких системах, таких как движущаяся вода или ветер, песок является наиболее легко переносимым и отлагающимся осадочным зерном. Более мелкие частицы, такие как ил и глина, менее подвижны жидкими системами, потому что крошечные зерна химически притягиваются друг к другу и прилипают к нижележащим отложениям. При более высоких скоростях потока мелкий ил и глинистые отложения, как правило, остаются на месте, а более крупные песчинки захватываются и перемещаются.
Пласты представляют собой осадочные структуры, образованные флюидными системами, воздействующими на песчаные отложения [25]. Размер зерен, скорость потока и режим течения или структура взаимодействуют, образуя пласты, обладающие уникальными, идентифицируемыми физическими характеристиками. Режимы течения делятся на верхние и нижние режимы, которые далее делятся на самые верхние, верхние, нижние и самые нижние части. В таблице ниже показаны формы гряд и связанные с ними режимы течения. Например, форма дюн формируется в верхней части нижнего режима течения.
Режим потока (часть) | Форма кровати | Описание |
---|---|---|
Нижний (самый низкий) | Платан | Нижняя плоскость, плоские пластины |
Нижний (нижний) | Рябь | Небольшие (по отношению к потоку) наклонные пласты, падающие вниз по течению |
Нижний (верхний) | Дюны | Более крупные наклонные поперечные пласты, ± рябь, наклонный нисходящий поток |
Верхний (нижний) | Платан | Плоские слои, могут включать выровненные зерна (разделительные линии) |
Верхний (верхний) | Антидюны | Трудно сохранить обратные дюны, полого опускающиеся вверх по течению |
Верхний (самый верхний) | Желоба/бассейны (редко) | Эрозионный, не совсем грядка; редко встречается в сохранности |
Плоские пласты
Рисунок \(\PageIndex{5}\): Тонкие линии на этом песчанике (идущие снизу слева вверх справа) являются разделяющими линиями.Плоские слои , созданные в нижнем режиме потока, похожи на плоскости напластования, только в меньшем масштабе. Плоские параллельные слои формируются в виде песчаных отложений и перемещаются поверх слоев ниже. Даже нетекучие флюидные системы, такие как озера, могут образовывать плоские отложения. Плоские пласты в верхнем режиме течения создаются быстротекущими флюидами. Они могут выглядеть идентично слоям с более низким режимом потока; однако обычно они показывают разделительные линии , небольшое выравнивание зерен в рядах и полосах, вызванное высокими скоростями переноса наносов, которые происходят только в верхних режимах течения.
Рябь
Рисунок \(\PageIndex{6}\): Современная рябь на песке из Нидерландов. Поток создает крутой боковой нисходящий поток. На этом изображении поток справа налево.Рябь известна под несколькими названиями: волнистые метки, волнистые перекрестные слои или волнистые перекрестные пластины. Гребни или неровности в ложе образуются по мере того, как зерна осадка накапливаются поверх плоского ложа. За исключением дюн, масштаб этих грядок обычно измеряется в сантиметрах. Иногда большие потоки, такие как прорывы ледниковых озер, могут вызывать рябь высотой до 20 м (66 футов).
Рисунок \(\PageIndex{7}\): Двунаправленный поток создает эту симметричную волнистую рябь. Из скал в Номгоне, Монголия. Обратите внимание, что гребни ряби местами были размыты последующими потоками.Впервые научно описанная Гертой Айртон [26], форма ряби определяется типом течения и может быть прямолинейной, извилистой или сложной. Асимметричная рябь образуется в однонаправленном потоке. Симметричная рябь является результатом колеблющегося возвратно-поступательного потока, типичного для приливно-отливных зон перекоса. Восходящая рябь создается из-за высокой скорости осаждения и выглядит как перекрывающиеся слои волнистой формы (см. Рисунок).
Рисунок \(\PageIndex{8}\): Восхождение на рябь из Индии.Дюны
Рисунок \(\PageIndex{9}\): Литифицированные косослоистые дюны высокогорья национального парка Зайон, штат Юта. Сложность плоскостей напластования возникает из-за трехмерной сети древних потоков дюн.Дюны представляют собой очень большие и выступающие варианты ряби и типичные примеры крупной косой слоистости [27]. Перекрестное наслоение происходит, когда рябь или дюны наслаиваются друг на друга, прерывая и/или врезая нижележащие слои. Пустынные песчаные дюны, вероятно, первое изображение, созданное этой категорией гряд.
Британский геолог Агнольд (Agnold, 1941) считал только барханные и линейные дюны Сейф единственными истинными формами дюн. Другие исследователи признали поперечные и звездчатые дюны, а также параболические и линейные дюны, закрепленные растениями, которые распространены в прибрежных районах, как другие типы дюн.
Рисунок \(\PageIndex{10}\): Современная песчаная дюна в Марокко.Дюны являются наиболее распространенной осадочной структурой, встречающейся в каналах потоков воздуха или воды. Самая большая разница между речными дюнами и сформированными воздухом (пустынными) дюнами заключается в глубине жидкостной системы. Поскольку глубина атмосферы огромна по сравнению с речным руслом, пустынные дюны намного выше тех, что встречаются в реках. Некоторые известные ландшафты дюн, сформированные воздухом, включают пустыню Сахара, Долину Смерти и пустыню Гоби [28].
По мере того, как воздушный поток перемещает отложения, зерна скапливаются на наветренной поверхности дюны (лицом к ветру). Угол с наветренной стороны обычно меньше, чем с подветренной (подветренной) стороны, на которую падают зерна. Эту разницу в уклонах можно увидеть в поперечном сечении русла, и она указывает направление течения в прошлом. Обычно существует два стиля ложа дюн: более распространенные желобчатые поперечные русла с изогнутыми наветренными поверхностями и более редкие плоские поперечные русла с плоскими наветренными поверхностями.
В приливных зонах с сильными приливами и отливами дюны могут развиваться в противоположных направлениях. Это создает особенность, называемую косой слоистостью елочкой.
Рисунок \(\PageIndex{11}\): Косая слоистость елочкой из формации Мазомани, верхний кембрий штата Миннесота. это каменное лицо. Лучший пример — чуть выше карандаша в центре.Другой вариант образования дюн возникает, когда очень сильные, ураганной силы, ветры волнуют участки обычно ненарушенного морского дна. Эти кровати называются бугристая поперечная стратификация и имеют трехмерную архитектуру холмов и долин с наклонными и наклонными слоями, которые соответствуют формам дюн.
Антидюны
Рисунок \(\PageIndex{13}\): Формирование антидюн в Урдайбай, Испания.Антидюны названы так потому, что они имеют сходные характеристики с дюнами, но формируются в результате другого, противоположного процесса [29]. В то время как дюны образуются в режимах нижнего течения, антидюны образуются в режимах быстрого течения верхнего течения. В определенных условиях высокого расхода отложения накапливаются выше по течению от небольшого провала, а не перемещаются вниз по течению (см. рисунок). Антидюны формируются синхронно с течением; на реках отмечены порогами течения. Антидюны редко сохраняются в горных породах, потому что высокие скорости потока, необходимые для образования пластов, также ускоряют эрозию.
Биотурбация
Рисунок \(\PageIndex{14}\): Биотурбированный доломитовый алевролит из Кентукки.Биотурбация является результатом проникновения организмов в мягкие отложения, что приводит к нарушению слоев грунта. Эти туннели засыпаны и в конечном итоге законсервированы, когда осадок превращается в скалу. Биотурбация чаще всего происходит на мелководье в морской среде и может использоваться для обозначения глубины воды [30].
Грязевые трещины
Рисунок \(\PageIndex{15}\): Литифицированные грязевые трещины из Мэриленда.Грязевые трещины встречаются в богатых глиной отложениях, которые погружаются под воду и позже высыхают. Вода заполняет пустоты в кристаллической структуре глины, вызывая набухание зерен осадка. Когда этот заболоченный осадок начинает высыхать, зерна глины сморщиваются. Слой наносов образует глубокие многоугольные трещины с конусообразными отверстиями к поверхности [31], которые видны в профиль. Трещины заполняются новыми отложениями и становятся видимыми прожилками, проходящими сквозь литифицированную породу. Эти высохшие глиняные пласты являются основным источником глинистая крошка , небольшие фрагменты глины или сланца, которые обычно становятся включениями в песчанике и конгломерате. Что делает эту осадочную структуру столь важной для геологов, так это то, что они формируются только в определенных условиях осадконакопления, таких как приливные отмели, которые формируются под водой, а затем подвергаются воздействию воздуха. Трещины-синерезисы внешне похожи на грязевые трещины, но встречаются гораздо реже; они образуются при усадке подводных (подводных) глинистых отложений [32].
Отметины на подошве
Рисунок \(\PageIndex{16}\): На этом слепке канавки показано направление потока в верхнем правом углу изображения, как видно по выпуклости, выступающей вниз из слоя выше. Отливка флейты должна была быть вмята в нижний слой породы, который был удален в результате эрозии, оставив верхний песчаный слой для заполнения отливки флейты.Знаки подошвы — это небольшие детали, обычно встречающиеся в речных отложениях. Они образуются у основания ложа, подошвы и поверх лежащего под ним ложа. Они могут указать несколько вещей об условиях отложения, таких как направление потока или стратиграфическое направление вверх (см. раздел «Геолепестковые структуры»). Отливки канавок или царапины представляют собой канавки, вырезанные под действием сил потока жидкости и наносов. Верхняя часть потока образует крутые канавки, а нижняя — более мелкие. Канавки впоследствии заполняются вышележащими отложениями, создавая слепок исходной полости [33].
Рисунок \(\PageIndex{17}\): Отливы бороздок в основании турбидитного месторождения в Италии.Сформированные аналогично желобковым слепкам, но с более правильной и выровненной формой, желобчатые слепки образуются из более крупных обломков или обломков, переносимых водой, которые царапают слой отложений. Следы от инструментов остаются от таких предметов, как палочки, переносимые жидкостью вниз по течению или вдавленные в слой отложений, оставляя углубление, которое позже заполняется новым отложением.
Рисунок \(\PageIndex{18}\): керн, показывающий нагруженный слепок, на котором светлый песок торчит в темный ил.Отливки под нагрузкой , пример деформации мягких отложений , представляют собой небольшие углубления, образованные вышележащим слоем крупных зерен осадка или обломков, внедряющихся в более мягкий, мелкозернистый слой осадка [34].
Впечатления от капель дождя
Рисунок \(\PageIndex{19}\): Отпечатки капель дождя в Миссисипи над рябью волн из Новой Шотландии.Как следует из их названия, отпечатки капель дождя – это небольшие ямки или выпуклости, найденные в мягком отложении. Хотя обычно считается, что они создаются дождем, они могут быть вызваны другими агентами, такими как выходящие пузырьки газа [35].
Имбрикация
Рисунок \(\PageIndex{20}\): Булыжники в этом конгломерате расположены таким образом, что они накладываются друг на друга, что происходит при движении потока слева направо.Черепица представляет собой стопку крупных и обычно плоских обломков — булыжников, гравия, глинистой крошки и т. д., выровненных в направлении потока флюида [36]. Обломки могут быть сложены рядами, их края должны быть направлены вниз, а плоские поверхности выровнены по направлению к потоку (см. рисунок). Или их плоские поверхности могут быть параллельны слою, а их длинные оси могут быть выровнены по течению. Имбрикации полезны для анализа палеотоки , или течения, обнаруженные в геологическом прошлом, особенно в аллювиальных отложениях.
Geopetal Structures
Рисунок \(\PageIndex{21}\): Ископаемое двустворчатое моллюск частично заполнено коричневыми отложениями, частично пусто. Более поздние флюиды заполнили окаменелость белыми минералами кальцита. Линия между отложениями и более поздним кальцитом является палео-горизонтальной.- Полости: небольшие пустоты в породе, которые обычно заполняются в процессе диагенеза. Если пустота заполняется частично или поэтапно, она служит постоянной записью пузырька уровня, застывшего во времени.
- Поперечное залегание – в местах, где рябь или дюны наслаиваются друг на друга, где одно поперечное русло прерывает и/или пересекает другое, расположенное ниже, это показывает поперечное соотношение, указывающее направление вверх.
- Рябь, дюны: Иногда рябь сохраняется достаточно хорошо, чтобы различать гребни (вверху) и впадины (внизу).
- Окаменелости: Окаменелости тела в жизненном положении, что означает, что части тела не разбросаны и не сломаны, а следы окаменелостей, такие как следы (см. рисунок), могут указать направление вверх. Нетронутые окаменелые коралловые рифы являются отличными индикаторами подъема из-за их большого размера и легко различимых верхней и нижней части. Индексные окаменелости, такие как аммониты, можно использовать для определения возраста пластов и определения направления вверх на основе относительного возраста горных пород.
- Везикулы – потоки лавы удаляют газ вверх. Увеличение количества везикул к вершине потока указывает вверх.
Ссылки
- 22. Макки, Э.Д. и Вейр, Г.В. Терминология стратификации и поперечной стратификации в осадочных породах. Геол. соц. Являюсь. Бык. 64 , 381–390 (1953).
- 23. де Гир Г. Геохронология последних 12 000 лет. в Вехи в науках о Земле (ред. Dullo, PDW-C. & eV, GV) 100–110 (Springer Berlin Heidelberg, 2003).
- 24. Баума, А. Х., Куенен, П. Х. и Шепард, Ф. П. Седиментология некоторых флишевых отложений: графический подход к интерпретации фаций . 168 , (Эльзевир Амстердам, 1962).
- 25. Блатт Х., Миддлтон Г.В. и Мюррей Р. Происхождение осадочных пород . (Prentice-Hall, Inc., Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, США, 1980).
- 26. Айртон, Х. Происхождение и рост пульсации. Труды Лондонского королевского общества. Серия A, содержащая статьи математического и физического характера 84 , 285–310 (1910).
- 27. Эшли, Г. М. Классификация крупномасштабных подводных гряд: новый взгляд на старую проблему – гряды SEPM и структуры залегания. Дж. Осадок. Рез. 60 , (1990).
- 28. Дингус Л. и Луп Д. Смерть в дюнах. Нац. История 109 , 50–55 (2000).
- 29. Gilbert, G.K. & Murphy, E.C. Транспортировка мусора проточной водой . (Правительственная типография США, 1914 г.).
- 30. Экдейл А.А. Классификация следов окаменелостей. (1984).
- 31. Пламмер П. С., Гостин В. А. Усадочные трещины: усыхание или синерезис? Дж. Осадок. Рез. 51 , (1981).
- 32. Взрыв, Дж. Ф. Подводные усадочные трещины в глине. Дж. Осадок. Рез. 35 , (1965).
- 33. Инь Д. и др. Генезис гряды в коренных породах: взгляд на формообразующие процессы с помощью нового экспериментального подхода и важность истирания с преобладанием взвеси. Геоморфология 255 , 26–38 (2016).