Разное

Математическое развитие дошкольников в меньшей степени связано с: Анализ дошкольных образовательных программ по разделу «Формирование элементарных математических представлений» | Рабочая программа по математике на тему:

Развитие познавательного интереса к математике у старших дошкольников средствами математического моделирования | Дошкольное образование

Развитие познавательного интереса к математике у старших дошкольников средствами математического моделирования

Автор: Корзун Наталья Александровна

Организация: БДОУ Детский сад №11 г. Тары

Населенный пункт: Омская обл, г. Тара

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатом обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

Как показали исследования(Николай Григорьевич Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др.) успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.

На успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область “Познавательное развитие” и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации определена Цель – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков. Однако в меньшей степени ориентирована на развитие познавательной активности, и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте.

Познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания).

Большую роль в развитии познавательного интереса к математике старших дошкольников играет технология математического моделирования, поскольку их мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Осуществляя поиск эффективных средств математического моделирования с дошкольниками я пришла к выводу, что технология математического моделирования на основе флексров наиболее эффективна для математического развития старших дошкольников. Игровые материалы для данной технологии имеют неограниченные комбинаторские возможности.

Целью работы в данном направлении является развитие познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста через технологию математического моделирования на основе флексора.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

1. Создать условия для работы с флексором, способствующие развитию познавательного интереса дошкольников к математике.

2. Провести начальную диагностику уровня развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста .

3. Разработать план деятельности кружка «Занимательная математика» направления «Флексоры»

4. Провести итоговую диагностику уровня развития познавательного интереса дошкольников к математике

Новизна и практическая значимость данной разработки заключается в том, что ранее понятие «флексор» не рассматривалось с детьми дошкольного возраста. Включая технологию математического моделирования на примере флексора в образовательный процесс старших дошкольников, формируется устойчивый познавательные интерес к математике. Дети получают радость от самого процесса открытия данной фигуры и изучения её элементарных свойств.

На первом этапе работы на базе БДОУ «Детский сад №11 г. Тары» в старшей группе была проведена диагностика выявления у детей старшего дошкольного возраста первоначального уровня сформированности интереса к математике.

Участвовало в данной работе 24 ребенка в возрасте 6-7 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. . Все дети с нормальным интеллектуальным развитием. Работа проходила в естественных условиях без нарушения режима дня.

Опираясь на методики, предложенные такими учеными как Т.И. Ерофеева, А.П. Доморяд, З.А. Михайлова, нами было проведено наблюдение и два диагностических задания.

Анализ результатов диагностики дал возможность условно выделить три уровня сформированности интереса дошкольников к занятиям математикой – высокий, средний и низкий. Результаты методик говорят том, что у детей старшего дошкольного возраста в основном преобладает косвенный интерес к занятиям математикой, что с детьми проводится недостаточная работа по формированию интереса к математике.

Прежде всего, для реализации работы в данном направлении мной в группе был создан центр «Занимательная математика», содержание которого развивали интерес к процессу познания математики, поощряли самостоятельные поиски решений задач, стимулировали творческую инициативу.

Далее, осуществляя поиск эффективных средств развития познавательного интереса к математике старших дошкольников, я пришла к выводу о том, что технология математического моделирования на основе флексоров наиболее эффективна для математического развития старших дошкольников, так как особенность игровых материалов для данной технологии состоит в неограниченных комбинаторных возможностях, кроющихся в обычном листе бумаги.

Флексоры -это многоугольники, сложенные из бумаги прямоугольной или более сложной, изогнутой формы, которые обладают удивительным свойством: при перегибании флексоров их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу.

Флексагоны как средство математического моделирования имеют отличительные черты:

– экономичность: для изготовления флексагонов нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм;

– доступность: при минимальной помощи взрослого ребенок не только находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует по готовой развертке, при этом игровая и поисковая задачи доминируют, а усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становятся смотивированными и активными;

– многоплановый развивающий характер: флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, усидчивости, активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников

Внимательный анализ разверток флексоров позволил мне выявить их развивающий математический потенциал для дошкольников. Флексоры способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения. При специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников.

Изучив опыт работы и практические наработки коллег из других регионов, а также специфику детей своей группы, на базе Детского сада № 11 г. Тары я внедрила технологию флексоров в образовательный процесс ДОУ.

На первых занятиях ребята познакомились с данной «игрушкой». На данном этапе я использовала прием проблемной ситуации: персонажем получен волшебный подарок, что с ним делать — неизвестно. Ребята с большим интересом раскрывали все новые грани данной игрушки. Также детям предлагалось собрать флексор по цвету. Например: каждая сторона флексора может состоять из шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1–3 тона от основного цвета. Данное упражнение использовалось для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.

Для детей флексор вызывает огромный познавательный интерес. Создавая эффект «фокуса» ребята с нетерпением ждали следующих занятий с этой игрушкой.

Далее я использовала флексоры в математическом развитии детей как средство порядкового и количественного счета. С помощью флексоров знакомила детей с составом числа из единиц; отношениями “больше”, “меньше” и др.; цифрами; учила составлять и решать простые и косвенные арифметические задачи. Для этого мной использовались разнообразные раскраски сторон флексора, учитывающие интересы детей конкретной группы.

В разделе геометрические фигуры — знакомила детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, прямоугольником, четырехугольниками как классом фигур и т. д. Флексоры помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию.

Технологию флексоров эффективно использовать для освоения детьми понятия “время”. Можно с их помощью показать циферблат часов, удобно показать сезонные явления, дни недели, месяцы.

Также на основе флексора изучили симметрию и ее некоторые свойства. Ребята познакомились с понятием ось симметрии, считали количество осей симметрии у флексора.

Анализируя проведенные занятия, следует отметить, что эффект “фокуса” при внесении флексора вызвал стойкий познавательный интерес детей, создал мотивацию на несколько занятий вперед. Поисковая деятельность детей мотивировалась и интересом родителей к математическим головоломкам, смоделированным и показанным детьми, и разнообразием вариантов “математической начинки” флексоров.

После проведения данной работы была проведена повторная диагностика развития познавательного интереса дошкольников к математике, и результаты оказались следующими:

Из данной диаграммы видно, что повысился процент высокого и среднего уровней развития познавательного интереса, поэтому можно утверждать, что после занятий с детьми старшего дошкольного возраста в рамках кружка «Занимательная математика» познавательный интерес к математике стал устойчивее, дети научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца.

Выводы

 

Флексоры имеют многоплановый развивающий характер. Они способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения. При специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики для дошкольников. Эффект «фокуса» при работе с флексорами вызывает стойкий интерес детей. Флексоры можно использовать для закрепления цвета, как средство для закрепления порядкового, количественного счета. Для знакомства с геометрическими фигурами. Флексоры помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию. Флексоры хороши для освоения детьми понятия «время». С их помощью можно показать циферблат, сезонные явления, дни недели, месяцы. Их изготовление доступно детям при минимальной помощи взрослого. Ребенок не только находит скрытые поверхности флексоров, но и моделирует флексоры на готовой развертке. При этом игровые и поисковые задачи доминируют. А усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становится активным. Изготовление флексоров не требует больших затрат: для изготовления нужны бумага, клей, ножницы и эталоны форм.

 

 

Литература

  1. Демидова Е. А. «Развития познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников » М, 2016, с. 48
  2. Егошина С. Н. Математическое моделирование в детском саду. Журнал / Научный журнал «Молодой ученый» №22, 2015, с. 19
  3. Жуйкова Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Жуйкова // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 41-44.
  4. Звонкин А. К. Малыши и математика , М., 2006, с. 60.
  5. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная Правительством Р от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  7. http://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fwww.frei.ru%2Fgolos%2Fbooks%2F&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNGFWVERTpkmIq7KweYyr1VYeCaeSw

Приложения:

  1. file0.docx.. 43,6 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 5,2 МБ
Опубликовано: 15.03.2020

Какие темы по начальной математике важны для детей и почему?

24 июня 2022

Размещено в:

Общие, Родители, Учителя Педагоги, Учителя

Сара Шнитцер и Эрик Диринг

Что приходит на ум, когда вы думаете о маленьких детях, изучающих математику? Многие люди думают о подсчете или идентификации фигур. Они реже думают о типах сбора данных, которым дети могут научиться, помогая со стиркой, о пространственном мышлении, связанном с игрой-головоломкой, или о навыках измерения, которые можно развить, сравнивая размеры предметов в доме. Но это все важнейшие аспекты раннего обучения математике, и есть намного больше.

Развивайте знания и уверенность в математике

Мы создали набор кратких статей, в которых обобщаются основные математические понятия, имеющие ключевое значение для развития математики у маленьких детей. Эти восемь математических тем готовят детей к дальнейшему обучению в школе:

  • Сложение и вычитание
  • Подсчет
  • Данные
  • Измерение
  • Числа
  • Узоры
  • Формы
  • Пространство и место

В центре статей четыре вопроса: 

  • Что такое математическая концепция?
  • Почему изучение концепции важно для развития математики у детей?
  • Что нужно знать детям об этом понятии?
  • Как семьи могут поддержать детей в развитии навыков, связанных с концепцией?

В статьях предлагаются идеи для изучения и обсуждения конкретной математической концепции в обычных семейных делах. Кроме того, в каждой статье приводятся примеры семейных математических занятий, которые поддерживают изучение этой математической концепции. Один набор мероприятий предназначен для младенцев и малышей, а другой — для дошкольников и детей старшего возраста.

Например, чтобы помочь детям понять, что такое сложение и вычитание, семьи могут потренироваться вычислять, сколько игрушек или ложек остается после того, как одну из них добавят или уберут. Чтобы развивать навыки узора, воспитатели и дети могут петь песни, сочинять стишки и танцевать во время игр и работы по дому.

Просматривайте и делитесь статьями

Каждая статья представляет собой одну страницу и содержит иллюстрацию по математической теме. Статьи также доступны на испанском языке, чтобы помочь наладить связь с семьями.

Статьи предназначены для повышения или обновления знаний по темам ранней математики. Их можно использовать в рамках курсов повышения квалификации, а также отправлять текстовые или электронные письма коллегам.

Хотя статьи предназначены для специалистов, работающих с семьями, родители и опекуны, которые хотят больше узнать о математике, также могут получить удовольствие от статьй. Краткий план идеально подходит для показа лицам, осуществляющим уход, на собраниях и семинарах или для включения их в другие математические занятия, которые семьи могут выполнять дома.

В статье о шаблонах перечислены распространенные повторения, из которых состоят шаблоны.

Подготовка специалистов для поддержки семейной математики является ключом к тому, чтобы семьи начали и продолжали заниматься совместным изучением математики. Наша цель состоит в том, чтобы профессионалы, работающие с семьями, и сами семьи увидели себя способными играть роль в развитии детей по математике. Когда у профессионалов есть ресурсы для объяснения и популяризации семейной математики, их энтузиазм и комфорт могут передаваться семьям и углублять изучение математики.

Авторы являются участниками DREME Family Math проекта . Сара Шнитцер  – руководитель проекта и научный сотрудник Бостонского колледжа.   Эрик Диринг  профессор прикладной психологии развития Педагогической школы Линча Бостонского колледжа.

Больше занятий математикой дома может улучшить у детей навыки обработки чисел и вычисления — ScienceDaily

Новости науки

от научно-исследовательских организаций


2

Счет, сортировка и простые суммы: больше занятий математикой дома может улучшить у детей навыки обработки чисел и счета

Дата:
22 марта 2018 г.
Источник:
Границы
Резюме:
Новое исследование обнаруживает связь между определенными математическими навыками у маленьких детей и конкретными математическими действиями, выполняемыми дома с родителями. Исследование также показало, что чем больше родители занимаются математикой со своими детьми, тем выше их успеваемость в раннем возрасте.
Поделиться:

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


Новое исследование связывает определенные математические действия родителей с определенными математическими навыками у маленьких детей. Опубликованное сегодня в журнале с открытым доступом Frontiers in Psychology исследование также показало, что чем больше родители занимаются математикой со своими детьми, тем выше их ранняя успеваемость.

ads


Предыдущие исследования показывают, что ранние математические навыки обеспечивают лучший переход к математике, преподаваемой в школе. Хорошо известно, что родители могут играть важную роль в раннем математическом развитии своих детей, но до сих пор связь между конкретными числовыми действиями и определенными математическими навыками была недостаточно изучена.

Чтобы пролить свет на эти связи, исследователи из KU Leuven в Бельгии проверили 128 детей детсадовского возраста на выполнение различных символических и несимволических числовых задач. Исследователи также попросили родителей указать частоту определенных действий по арифметике, проводимых с их детьми дома, а затем искали связь между этим и ранними навыками счета у детей.

«Мы обнаружили, что чем больше родители занимались такими видами деятельности, как определение цифр, сортировка предметов по размеру, цвету или форме или изучение простых сумм, тем выше у детей были успехи в таких навыках, как счет», — говорит ведущий автор исследования Бельде. Мутаф Йылдыз.

«Эти действия — а также разговоры о деньгах при покупке или измерении ингредиентов во время приготовления пищи — были связаны с более точной оценкой положения цифры в пустой числовой строке. Кроме того, участие в таких действиях, как карты и доска игры были связаны с лучшими навыками графического расчета».

Белде Мутаф Йылдыз говорит, что исследование поддерживает и расширяет идею о том, что взаимодействие родителей и детей играет роль в приобретении детьми ранних математических навыков, и что политики должны признать это.

«Повышение осведомленности общественности о роли, которую родители могут сыграть в развитии математических навыков своих детей, просто выполняя больше действий, связанных с числами, в домашних условиях, было бы чрезвычайно полезно», — говорит она.

“Политики должны подумать о предоставлении образовательных инструментов для некоторых домашних занятий по счету, чтобы помочь родителям улучшить математическое развитие своих детей.”

Исследователи предупреждают, что результаты исследования основаны на перекрестном дизайне и корреляционном анализе, а это означает, что результаты не указывают на какую-либо причинно-следственную связь. Например, может случиться так, что дети, которые уже хорошо разбираются в математике, вызывают «домашнюю арифметику», а не их родители.

Несмотря на это, в связи с тем, что исследования по домашнему счету находятся в зачаточном состоянии, Белде Мутаф Йылдыз и ее коллеги призывают к более всесторонним исследованиям и наблюдениям за домашними действиями по счету, а также к дальнейшим интервенционным исследованиям, чтобы определить, какие конкретные занятия лучше всего помогают детям улучшить свои математические способности. навыки и умения.

изменить ситуацию: спонсируемая возможность


Источник истории:

Материалы предоставлены Frontiers . Примечание. Контент может быть отредактирован по стилю и длине.


Номер журнала :

  1. Белде Мутаф Йылдыз, Дельфина Сасанги, Берт Де Смедт, Берт Рейнвоет. Частота домашних занятий по арифметике по-разному связана с базовыми навыками обработки чисел и вычисления у дошкольников . Границы психологии , 2018; 9 DOI: 10.3389/fpsyg.2018.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *