Разное

Математические игры в подготовительной группе своими руками: Мастер – класс «Дидактические игры по ФЭМП своими руками» | Методическая разработка по математике (подготовительная группа):

Содержание

Дидактические игры по математике в подготовительной группе детского сада, в том числе своими руками, картотека математических игровых занятий с целями

Естественное развитие дошкольника происходит во время игры. Это обусловлено самой природой, подобно тому, как детёныши животных приобретают таким же образом жизненно важные навыки. В игре ребёнок ведёт себя легко и непринуждённо, раскрывает свои творческие и коммуникативные способности, учится мыслить, запоминать и наблюдать. В подготовительной к школе группе игровой компонент на занятиях математикой является очень важным, и в силах воспитателя сделать непосредственно образовательную деятельность весёлой и увлекательной с помощью разнообразных дидактических материалов.

Содержание

  • 1 Цели игрового занятия по математике в детском саду и приёмы, актуальные для детей подготовительной к школе группы

  • 2 Картотека дидактических и прочих математических игр для дошкольников 6–7 лет

    • 2. 1 Обучающие игры

    • 2.2 Подвижные игры, развивающие счёт

    • 2.3 Пальчиковые игры

      • 2.3.1 Таблица: описание пальчиковой гимнастики «Часы»

      • 2.3.2 Таблица: пальчиковая гимнастика «Покупал баран баранки»

      • 2.3.3 Таблица: игра «Котята»

      • 2.3.4 Таблица: пальчиковая гимнастика «Апельсин»

  • 3 Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

    • 3.1 Мотивирующее начало

  • 4 Фрагменты интересных конспектов игровых математических занятий — таблица

  • 5 Игры с математическим планшетом

    • 5.1 Фотогалерея: упражнения с математическим планшетом

  • 6 Видео: игровое занятие в подготовительной группе

Цели игрового занятия по математике в детском саду и приёмы, актуальные для детей подготовительной к школе группы

Математические представления, формирующиеся у воспитанников подготовительной группы, без труда можно вписать в игровое действие, главная цель которого — вызвать у детей живой интерес.

А когда он появится, то вместе с ним возникнет и желание более тесного знакомства с математикой. Так, например, можно не просто упражнять ребят в обратном счёте (от 20 к 1), а предложить их представить себя отважными космонавтами, которые находятся в ракете: тогда они с радостью будут отсчитывать секунды, оставшиеся до пуска.

Ещё одна ключевая цель игрового математического занятия в данном возрасте — создать творческое сотрудничество дошкольников и педагога. Здесь следует помнить о необходимости разнообразных наглядных материалов (в особенности по теме «количество и счёт»).

Лучший способ увлечь детей темой математического занятия — это игры, которые задействуют какого-либо сказочного героя. Например, воспитатель сообщает ребятам, что ночью в их группу прилетал Карлсон и оставил в подарок игрушки. Но поскольку герой большой шутник, он спрятал подарки, оставив только письмо с указанием, как их отыскать (делать шаги в каком-либо направлении), либо схему.

Таким образом, дошкольники не просто учатся ориентироваться в пространстве, передвигаться в определённом направлении, а оказываются вовлечёнными в игровой процесс, соприкасаются со сказкой.

Игровые приёмы на математическом занятии в подготовительной группе часто связаны с интеграцией образовательных областей. Ведь переключение с одного вида деятельности на другой — это способ заинтересовать детей и снять усталость и напряжение. Так, математику легко можно связать с развитием речи, познанием окружающего мира и изобразительным творчеством.

Например, воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить сказку «Федорино горе» К. Чуковского. Её основная тема — сбежавшая посуда. И вот её-то и нужно вернуть на место. Педагог заранее прячет в разных уголках групповой комнаты игрушечные тарелки, кружки, кастрюльки, ложки, вилки и пр. и сообщает, что всего должно быть 20 предметов посуды. Затем ребята могут слепить Федоре из пластилина ложку, которая сломалась, закрепив при этом знание цветов, а после обсудить, какая посуда понадобится героине для того, чтобы сварить борщ, приготовить блинчики.

Подобные занятия всегда проходят весело и непринужденно: ребята на занятии просто играют, даже не догадываясь, что закрепляют разнообразные знания.

Математическое занятие по развитию ориентировки в пространстве также можно связать с рисованием. Педагог предлагает дошкольникам изобразить картину, например, «Зоопарк» и поясняет, что каждый объект композиции должен находиться на определённом месте (вверху либо внизу, слева либо справа, также используются предлоги «перед», «сзади», между», «около»).

Дети могут рисовать индивидуально — каждый на своём листе бумаги, а можно создать совместную работу — мелом на доске (ребята изображают объекты по очереди).

Полезная деятельность — аппликация из геометрических фигур, она может стать завершающей частью интегрированного занятия по математике в подготовительной группе. Всегда интересны работы по замыслу, когда дети сами выбирают объект изображения.

Интеграция математики и изобразительного искусства может быть одним из этапов занятия в подготовительной группе

Картотека дидактических и прочих математических игр для дошкольников 6–7 лет

В подготовительной группе на математическом занятии используются различные виды игр, имеющие своё назначение и особенности.

Обучающие игры

Они чаще всего используются на занятиях по математике, направлены как на освоение новых знаний, так и на закрепление усвоенного ранее материала и связаны со следующими темами, актуальными для данного дошкольного возраста:

  • количество и счёт (до 20), написание цифр;
  • ориентирование в пространстве;
  • временные представления;
  • геометрические фигуры;
  • величины (деление предмета на равные части, соотношение частей, условная мера).

Рассмотрим подробнее конкретные варианты дидактических игр.

Занятие можно провести по мотивам сказки Ш. Перро «Спящая красавица». Первая игра будет называться «Замок спящей красавицы»: принцесса спит в одной из десяти башен замка, стражники-цифры тоже спят. Чтобы определить, в какой башне находится героиня, нужно найти неправильное написание цифры (поскольку игру можно проводить многократно и в свободное время, то цифра каждый раз меняется).

Дошкольники должны указать на неправильно обозначенную цифру

Ещё одна дидактическая игра по этой сказке – «Подарки для принцессы»: чтобы разбудить героиню, ребята должны преподнести ей подарки (шляпки, бантики, шкатулки, сладости и пр.

). Для этого нужно расставить количественные предметные картинки рядом с башней, обозначенной соответствующей цифрой.

Игра учит детей соотносить количество и счёт

Таким образом, в ходе указанных игр воспитанники подготовительной группы запоминают правильное написание цифр, учатся соотносить количество предметов и число.

Дошкольникам седьмого года жизни также можно предлагать на занятиях и в свободное время игры «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра». Но в отличие от заданий для детей более раннего возраста, педагогу следует усложнить игру: картинки нужно собирать на время (например, за 3 минуты, и делать это можно в парах). Чтобы соревнование было более интересным, можно использовать песочные часы. Таким образом, у дошкольников не только развивается пространственное и образное мышление, происходит запоминание геометрических фигур, но и закрепляется понятие времени.

Собирать картинки в подготовительной группе можно на скорость, подключив соревновательный элемент

Закрепить временные понятия поможет игра «Двенадцать месяцев». Дошкольникам предлагаются картинки с изображением предметов от 1 до 12. Ребята вытягивают карточки и превращаются в 12 месяцев: при этом каждый называет своё «имя» и рассказывает о себе. А ведущий (воспитатель) помогает ребятам наводящими вопросами. После этого задание усложняется: каждый месяц должен придумать загадку про себя или же вспомнить пословицу. Можно также предложить картинки с изображением времён года, характерных сезонных явлений: тогда играющий выберет те, которые подходят его месяцу. Таким образом, данная игра интегрирует в себе математические понятия, знания об окружающем мире и развивает речь ребёнка.

Картинки помогут закрепить понятие времени и знания об окружающей среде

«Посещение кинотеатра». Такая дидактическая игра будет упражнять дошкольников в порядковом счёте. Педагог демонстрирует детям наборное полотно с 10 полосками — это зал кинотеатра, где каждый кармашек — это стул. Хором ребята называют номера стульев первого ряда (их 10). У каждого ребёнка есть картинка с изображением того или иного животного — это зритель, ему нужно купить билет в кинотеатр. Воспитатель — это кассир, и касса находится на его столе. В верхней части билетика указан номер ряда, а в нижней — номер места. Ребята поочерёдно подходят к кассе, покупают билет и помещают своего зрителя на нужный стул. Все вместе проверяют правильность найденного места.

«Пляшущие человечки». Игра на развитие зрительного внимания и навыков счёта. В течение минуты дошкольники рассматривают рисунки со схематическим изображением пляшущих человечков (4 карточки по 4 фигурки). Нужно сосчитать тех, кто стоит спокойно (не танцует), и положить на стол нужную цифру. Затем воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Подвижные игры, развивающие счёт

Подобная деятельность одновременно направлена и на физическое, и на умственное развитие. Например, воспитатель показывает детям цифру, а они должны выполнить определённое задание: хлопнуть на один раз больше либо присесть на один раз меньше.

У детей пользуется популярностью игра «Живая неделька». Команде дошкольников раздаются карточки с кружками или другими фигурами (от 1 до 7). Под музыку ребята танцуют, а по её окончании образуют ряд в соответствии с порядковым номером дня недели. Воспитатель проводит перекличку. Такая игра повторяется 2–3 раза, чтобы смогли поучаствовать все дети.

Подвижная игра с мячом «Назови пропущенное слово» также направлена на закрепление временных понятий (названия и последовательность времени суток, дней недели, времен года или месяцев). Ведущий-воспитатель поочерёдно бросает мяч детям и говорит фразу, которую нужно закончить, например:

  • Солнышко светит днем, а луна…
  • Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой…
  • Если вчера был вторник, то сегодня…
  • Если за октябрём идёт ноябрь, то за ноябрём…
  • Осенью часто идёт дождь, а снег идёт…

Подвижная игра «Назови пропущенное слово» закрепляет временные понятия и развивает координацию движений

Игра «Кто какого роста» закрепляет у воспитанников подготовительной группы понятие величины. Педагог вызывает ребят разного роста, предлагая им построиться от самого низкого ребёнка до самого высокого. Затем понятие высоты закрепляется различными вопросами (например: Кто из ребят самый высокий? Кто выше, Наташа или Паша?).

Увлекательна и динамична игра «Сварим кашу», построенная по принципу соревнования. Ребята учатся сравнивать объём сыпучих веществ и знакомятся со способами измерения. Участвуют две команды. С помощью условной меры (у одной команды это стакан, а у другой — ложка) требуется пересыпать крупу из пакета в кастрюлю. Передвигаться нужно мелкими быстрыми шагами, чтобы не рассыпать содержимое. Воспитатель озвучивает итоги эстафеты (сравнивается количество каши в двух кастрюлях) и подводит дошкольников к пониманию того, почему одна из команд быстрее справилась с заданием (объём крупы сравнивался разными условными мерами).

Ещё одна командная подвижная игра — «Поспеши, проползи». Воспитанники подготовительной группы знакомятся с понятием траектории и скорости движения. Команда черепашек двигается по жёлтому канату в виде дуги на четвереньках, а команда муравьёв — по зелёному в виде круга приставным шагом. Затем ребята анализируют скорость муравья и черепахи, выясняют, переместились ли они при движении. Вывод, следующий из задачи — при круговом движении перемещение равно нулю.

В виде соревнования построена и игра «Смело отвечай, вперёд шагай» (развивает интерес к математике и быстроту реакции). Дошкольники выстраиваются в шеренгу, а воспитатель задаёт им занимательные задачки по математике. Правильно ответивший ребёнок продвигается на шаг вперёд. Тот, кто первым достигнет обозначенной черты, получает небольшой сувенир.

Примеры задачек:

  • Cколько спинок у трех свинок?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько рогов у двух быков?
  • Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?
  • Сколько домишек у ста муравьишек? (один)
  • Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным)
  • Как можно принести воду в решете? (заморозить ее)
  • Сколько задних лап у двух зайчат?
  • Сколько животиков у пяти бегемотиков?
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Пальчиковые игры

Для закрепления математических понятий в подготовительной группе также можно использовать пальчиковые игры, которые очень полезны для развития мелкой моторики.

Многие пальчиковые игры имеют математическое содержание

Например, можно поиграть в «Часы». Дети садятся на коврик и перебирают пальчиками от коленок до макушки.

Таблица: описание пальчиковой гимнастики «Часы»
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
1 хлопок над головой
Мышь скатилась кувырком.Руки «скатываются» на пол
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
2 хлопка
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
3 хлопка
Мышь скатилась кувырком.Руки «скатываются» на пол

Пальчиковая гимнастика по стихотворению Ю. Кушака «Покупал баран баранки» замечательно закрепит обратный счет.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Покупал баран баранки»
На базареВыставляют кулак
СпозаранокСтавят ладонь на ребро
НакупилПоказывают ладонь
БаранКулак
БаранокРебро
Для барашковПальцы левой руки «играют»
Для овечекПальцы правой руки «играют»
Десять маковых колечекПоказывают 10 пальцев
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
Показывают соответствующее количество пальцев
Про себя не позабылОтрицательное движение головой
А для женушки — подсолнушкиПальцы обеих рук растопырены,
большие пальцы прижаты друг к другу
Таблица: игра «Котята»
У кошечки нашей есть десять котят,Ладошки складывают, пальцы прижимают друг к другу.
Локти опираются о стол.
Покачивают руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукивают соответствующими пальцами
друг о друга (от большого к мизинцу).
Таблица: пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин.Дети «разламывают» апельсин
Много нас,Показывают 10 пальцев
А он один.Показывают 1 палец
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
Загибают пальцы левой руки
А для волка — кожура.Бросательное движение правой рукой
Он сердит на нас —
Беда!!!
Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь —
Кто куда!
«Бегут» пальцами по столу

Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.

Мотивирующее начало

В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей.

Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.

Королева Математика просит ребят о помощи

Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.

В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).

Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.

Фрагменты интересных конспектов игровых математических занятий — таблица

ФИО автораХод занятия
Кузьмина Т.В.,«Путешествие по сказке «Гуси — лебеди»Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить известную им сказку «Гуси-лебеди», начинает рассказывать её и попутно прикрепляет на доску картинки — девочку и ёжика, которого она повстречала в лесу, когда искала братца. Ёжик обещает героине помочь найти братца, если она ответит на его вопросы.
Загадка:
  • Нет ног, а хожу,
  • Нет рта, а скажу:
  • Когда вам спать,
  • Когда вставать. (часы)

Вопросы по устройству часов: как называется короткая и длинная стрелка. На макете нужно показать столько часов, сколько воспитатель хлопнет в ладоши.
Ёжик доволен ответами и показывает девочке дорогу. Далее происходит встреча с Бабой-Ягой в её избушке.
Игра с мышкой — проводится физкульминутка «Солнечные зайчики»:

  • Скачут, словно мячики (дети движутся подскоками).
  • Пробежали по стене (бег на месте).
  • И исчезли в вышине (подпрыгивают и поднимают руки вверх).
  • Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши) —
  • Будем зайчиков искать.

Упражнение «Собери зайчиков» — составить из геометрических фигур зайчика.
Девочка с братцем с помощью мышки убегают от Бабы-Яги. Их догоняют гуси-лебеди. Молочная река согласна спрятать беглецов, если они выполнят задание — клубки разного цвета разложить так, чтобы их количество было неравным (у каждого ребёнка на столе корзинка и по 10 кружков синего и красного цвета). Дети показывают педагогу свои варианты, например, 3 красных и 7 синих клубков, 4 красных и 6 синих и т.д.
Следующее задание — от яблоньки (выставляется соответствующая картинка): нужно сосчитать, сколько яблок в мешках. У каждого ребёнка мешочек с «яблоками»-каштанами, лист бумаги и линейка. Наощупь нужно определить, сколько каштанов в мешочке. Затем рисуется многоугольник: у него должно быть столько углов, сколько каштанов насчитали в мешочке.
Задание от печки. Нужно взять силуэт бабочки и расчерченный лист зелёного картона. В соответствии с указаниями воспитателя дошкольники передвигают бабочку (например, нужно посадить её в нижний левый квадрата, затем передвинуть на три клетки вправо и т.д.).
Сестрица с братцем благополучно добираются до дома.

Рыковская Н.А.,«Путешествие в математическое королевство»В группу приходит письмо из математического королевства от Королевы Математики. Она сообщает, что злой чародей заколдовал всех жителей: и вот числа перепутались, а геометрические фигуры позабыли свои имена. Королева надеется, что ребята смогут развеять злое колдовство.
Воспитатель взмахивает «волшебной палочкой» и переносит детей в волшебное математическое королевство. Ребята видят изображение замка, на воротах которого висит большой замок — его повесил злой волшебник. И чтобы его отпереть, нужно расшифровать послание: дети рисуют по точкам на листе в клетку — в итоге получается изображение ключика. Теперь можно попасть в королевство.
1-ое задание. Нужно разложить по порядку перепутанные деревянные числа. Затем по числовому ряду воспитатель задаёт вопросы (например, нужно назвать число, находящееся между 4 и 2, или число, которое больше 8 на 1 и т.п.).
2-ое задание. Необходимо помочь математическим знакам: детям предлагаются карточки с числами — нужно вставить знак «больше», «меньше» либо «равно».
Проводится физкультминутка:
  • Быстро встаньте, улыбнитесь,
  • Выше, выше потянитесь
  • Ну-ка, плечи распрямите,
  • Поднимите, опустите,
  • Влево, вправо повернитесь
  • Пола ручками коснитесь
  • Сели-встали, сели — встали
  • И на месте поскакали.

3-е задание: Флора (царица растений) подарила королеве Математике волшебное деревце, на котором растут геометрические фигуры. Оно разрослось в густой лес, но злой колдун сделал так, что все деревья засохли.
Дошкольникам предстоит оживить лес — им предлагаются наборы из геометрических фигур: у каждой из них своя форма, цвет и величина. Нужно расселить фигуры по веткам дерева по определённому принципу и рассказать про своё дерево (например, на первой ветке — одни красные фигуры, на второй — одни большие, на третьей — все маленькие.
4-ое задание — испытание «Верно-неверно». Воспитатель читает утверждения, если они правильные, нужно хлопнуть в ладоши, если нет — покачать головой:

  • утром солнышко встает;
  • по утрам нужно делать зарядку;
  • нельзя умываться по утрам;
  • днем ярко светит луна;
  • утром дети идут в детский сад;
  • ночью люди обедают;
  • вечером вся семья собирается дома;
  • в неделе 7 дней;
  • за понедельником следует среда;
  • после субботы идет воскресенье;
  • перед пятницей стоит четверг;
  • всего 5 времен года;
  • весна наступает после лета.

5-ое задание — со счётными палочками (индивидуальная работа в парах). Пример заданий: составить из 6 палочек 2 треугольника, из 7 палочек 2 квадрата и т.д. В конце все ребята выполняют общее задание — составляют из палочек стрелу, которая «летит» и попадает в магический круг.
Если этот круг разделить на равные части, то чары колдуна исчезнут (6-ое задание).
Злой волшебник превращается в доброго, и дети выкладывают для него один большой красивый ковёр из кругов.
Королева Математика благодарит ребят за помощь и дарит им сладкие подарки.

Бабак М.П.,«Игра-путешествие в страну Африку»Доктор Айболит собирается в далёкую Африку, чтобы помочь больным животным и передать им гостинцы. Детям предлагается помочь ему.
Из геометрических фигур нужно выложить на ковре корабли — на одном из них можно отправиться в морское путешествие.
Производится обратный отсчёт от 9 до 1 и корабль «отплывает».
Воспитатель даёт задания, а дети показывают ответы цифрами: например, проплыли между цифрами 2 и 4, сделали резкий поворот между 6 и 4, нужно снизить скорость на одну единицу меньше, чем 3 и т. п.
Внимание ребят обращается на плакат с изображением морских животных. Дошкольники называют их.
Проводится подвижная игра «Весёлые медузы». По кругу разложены изображения медуз разной формы. Под музыку дети двигаются в хороводе, по окончании её — останавливаются возле определённой картинки, называют форму медузы и количество у неё уголков. Игра повторяется трижды.
Дошкольники садятся на стульчики. Воспитатель заглядывает в вахтенный журнал капитана и задаёт вопросы:
  1. «На следующий день после отплытия команда встретила семью дельфинов». Ребята, какой это был день недели, если мы отправились в путь в четверг?
  2. «Корабельный повар кок хотел побаловать команду замечательным борщом в воскресенье, но потом решил это сделать на один день раньше». Когда команда отведала борщ?
  3. «Первые три дня стояла хорошая погода, море было спокойным, на четвертый день ветер усилился и начался шторм». В какой день недели начался шторм?

Педагог сообщает, что уже видны берега Африки, но намечается шторм. Нужно обязательно включить маяк на берегу. Но этот маяк не простой, а математический: чтобы он заработал, следует пустить сигнальную ракету с двумя выстрелами из чисел, которые в сумме образую число 7.
Доктор Айболит добрался до острова и уже помогает больным зверушкам.

  1. Трем бегемотикам и двоим тигрятам он поставил градусники. Скольким животным он поставил градусники?
  2. Одному кенгуру и пятерым зебрятам он перевязал горлышки. Сколько всего он перевязал горлышек?
  3. Львенка, гепарда, носорога и слоненка он напоил микстурой. Сколько животных пили микстуру?

Доктор Айболит всех благодарит за помощь. Он еще останется в Африке, а ребятам пора отправляться в обратный путь.

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Воспитателю под силу сделать данное пособие своими руками или привлечь к этому занятию родителей. Понадобятся деревянные дощечки и канцелярские цветные гвоздики.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется — выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Фотогалерея: упражнения с математическим планшетом

Математический планшет знакомит воспитанников подготовительной группы с системой координат
Благодаря такому пособию дошкольники запоминают написание цифр
На математическом планшете можно изображать различные предметы и объекты окружающего мира

Видео: игровое занятие в подготовительной группе


Смотрите это видео на YouTube

В подготовительной группе воспитанники детского сада получают базовые знания по математике, которые пригодятся им для успешного обучения в начальной школе. Но современных непоседливых малышей довольно сложно заставить усидеть на месте и сосредоточиться на теме занятия. В этом случае на помощь воспитателю приходит картотека игр, дидактических и подвижных, с интересными атрибутами и привлечением сказочных персонажей. Благодаря им занятие по ФЭМП становится непринуждённым и творческим, и педагогу не придется прибегать к скучным нравоучениям.

  • Автор: Лариса Морозова