Разное

Логопедические занятия для детей на букву р: Логопедические упражнения на звук “р”

Задания с буквой и звуком Р для дошкольников, учеников 1 класса

Задания с буквой Р для дошкольников и учеников 1 класса

Автор: Дарья Герасимова «Азбука превращений» Буква Р в виде робота. Автор https://ninapushkova.blogspot.com

Материал на странице расположен от простого к сложному. Сначала размещены задания на изучение буквы и звука Р для самых маленьких. В основном — это буквари, где ребенку даются ассоциации с буквой и звуком [Р]. Например, это буква Р, с которой начинается слово РАК. Найди в этих словах букву Р. Здесь ребёнок опираясь на образец (большую синею букву) ищет такую же букву в словах. 

Буква Р карточки с картинками для изучения (сыр, крокодил, рюкзак, редиска, расчёска, кукуруза, шорты, ручка).


Для лучшего запоминания буквы Р используем все каналы восприятия: зрительный, слуховой,  кинестетический (пальчиком проводим по букве). Далее буквы можно раскрасить, а можно и заштриховать, тем самым подготавливаем руку ребенка к письму. Продолжаем работу над развитием мелкой моторики и запоминанием буквы — прописываем печатные буквы Р по образцу.

Упражнение на звуковой анализ подготавливает детей к обучению грамоте. Ниже надо определить позицию звука [Р] в словах (картинна, рыба забор). Взрослый произносит звук Р утрированно (каррррртина), ребенок на слух определяет место звука в слове (в начале — самый первый, в середине, в конце — звук самый последний) и графически обозначает его в схеме синим карандашом (твердый согласный звук).

Раскраска с буквой Р

Пропись печатной буквы Р для дошкольников. 
Работа начинается с определения первого звука в слове РЫБА, РАК.  Это звук [Р], буква ЭР. Для обучения написанию печатной буквы Р необходимо обвести саму букву, разобрать элементы, из которых она состоит. После этой работы преступайте к написанию недостающих элементов буквы и, непосредственно, к самой печатной букве Р.

Я учу буквы, Тренажер для автоматизации навыков, Дмитриева В.
Г.

Это любимое занятие детей всех возрастов. Необходимо найти все звуки Р на картинке и раскрасить их. Упражнение очень мотивирует детей даже самые ленивые и ничего не желающие дети выполняют его с удовольствием. 

Далее можно попросить детей назвать все предметы, изображенные на картинке, со звуком Р (тигр, дрессировщик, цилиндр, шерсть, руки, рот, пирамида и так далее). Затем определяем позицию звука в словах, с этими словами составляем предложения, а по картинке — рассказ.

Рассмотри рисунок, назови, что ты видишь. Найди на картинке все буквы Р, раскрась их синим цветом. 


Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»


Цветной букварь-пропись для дошкольников. При помощи его дети познакомятся с буквой и звуком [Р], будут развивать мелкую моторику, внимание, писать и читать слоги и слова.

«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е. , Соловьева С.А.


Автор: И.И. Пилат, В.А. Кныш «УЧИМ БУКВЫ ИГРАЯ»


Читаем с буквой Р задания для дошкольников и учеников первого класса

Источник: Людмила Одновол «Скоро в школу. Читаем от А до Я»


Задания на обучение грамоте картинки на звук Р для дошкольников и младших школьников.  Работа ведется со словами на букву Р в начале, в середине и в конце слова для детей в картинках.

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»


Развивающие задания с буквой Р для дошкольников. Здесь дети находят сходство и различия (развитие внимания, мышления), находят в картинке спрятанные буквы Р, называют перечеркнутые буква (зрительный гнозис), раскрашивают ромашки с правильно написанной буквой Р.

Светлана Яковлева «Узнаю буквы — 1»


Пропись с заглавной и строчной

буквой Р Пропись с заглавной буквой Р Пропись со строчной буквой Р
«Азы чистописания, прописи-раскраска» Яворовская И. А. «Прописи для дошкольников 6-7 лет», Колесникова Е.В.

Задания с букой Р для учеников 1 класса

Задания с буквой М для логопедов, учителей-дефектологов

Ведется работа по знакомству с буквой и звуком Р (мягким и твердым), чтение открытых и закрытых слогов с буквой Р.

Елена Новикова «Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению»


Наталья Тегипко «Логопедический букварь»

Читаем с буквой Р задания для дошкольников — чтение слогов, простых слов, предложений и даже текста с иллюстрациями.


Олеся Жукова «Букварь для будущих отличников». Буква Р


И. Васильева «Дружок: Уроки логопеда. Учим буквы»


Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»


Все живые буквы русского языка


Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий  для учащихся 1 класса»


Розова, Коробченко «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь».
Скачать рабочую тетрадь «Учим буквы» можно здесь

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ

«Звуки [Р-Р`], буква Р» Конспект логопедического занятия


 

Составитель:

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна,

 

Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах.

Задачи:

1) образовательные:

– упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах и словах;

– закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков [Р-Р`];

– совершенствовать умение определять место звука в слове;

– формировать навыки звукового анализа слов;

– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;

– совершенствовать навык чтения;

2) коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух;

– развивать мышление;

– развивать произвольное внимание;

– развивать память;

– способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок;

– способствовать развитию воображения;

3) воспитательные:

– воспитывать у детей интерес к различным профессиям;

– воспитывать умение работать сообща;

– воспитывать умение слушать друг друга.

 

Оборудование: карта города профессий, схема для характеристики звуков, наборы для составления звуковой схемы слова, игрушки «Крош», «Бараш», «Нюша», «Кар-Карыч», две тарелки (синяя и зеленая), продукты  (помидор, огурец, перец, репка, редис,  рис, картошка, морковка, рыба, сыр), кисточки, краски, рисунок «Автопортрет Бараша», буквы из ткани, коробка с пуговицами, катушки ниток, ножницы, игрушечная касса, игрушки (робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, кубик Рубика, пират, рыба, труба), карточки для чтения.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

– Ребята, вам прислали приглашение. Давайте посмотрим. (Логопед разворачивает приглашение.)

– Смотрите, здесь какая-то карта? Интересно, кто приглашает нас в гости?  (Ответы детей)

– Смешарики приглашают нас в город профессий. Вам интересно узнать, какие профессии они себе выбрали?

  1. II. Актуализация опорных знаний

 

1) Выделение звуков [Р-Р`] из слов. Сравнительная характеристика

– Давайте сначала вспомним, какими еще словами можно назвать профессию? (Дело, специальность, ремесло.)

– Молодцы! Какой второй звук в слове «профессия»? (В слове «профессия» второй звук [Р].)

– Давайте вспомним характеристику звука [Р]. (Звук [Р] согласный, твердый, звонкий).

– Как мы обозначим звук [Р]? (Синим квадратом с колокольчиком.)

– Какой первый звук в слове «ремесло»? (В слове «ремесло» первый звук [Р`].)

– Дайте характеристику звука [Р`], выберите обозначение (Звук [Р`] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратом с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки [Р] и [Р`]? (Они оба согласные и звонкие.)

– А чем они отличаются? (Звук [Р] – твердый, а звук [Р`] – мягкий.)

 

2) Игра «Наоборот». Дифференциация звуков [

Р-Р`] в слогах

– Чтобы попасть в город  профессий,  не нужно покупать билет, а нужно поиграть в игру «Наоборот». Я буду называть  вам слоги с твердым звуком [Р], а вы называйте мне слоги с мягким звуком [Р`]):

Ра-ря.

Ро-рё.

Ру-рю.

Рэ-ре.

Ры-ри.

Логопед называет каждому ребенку по 3–4 разных слога.

 

III. Основная часть

1) Дифференциация звуков [Р-Р`] в словах

Логопед обращает внимание детей на карту.

– Ребята, догадайтесь, кто первый встретит нас в городе профессий? (Первый нас встретит Крош).

Дети вместе с логопедом подходят к столику, за которым сидит Крош. Вокруг него разложена разная посуда и продукты (помидор, огурец, репа, морковка, картошка, редис, рис, перец, рыба, сыр).

– Какая профессия понравилась Крошу? (Крошу понравилась профессия повара).

– Давайте мы ему поможем разложить продукты в две миски. Если в слове есть твердый звук [Р], то этот продукт положите в синюю миску, а если в слове есть мягкий звук [Р`], то – в зеленую.

Дети  берут по одному продукту, называют его, четко произнося звук [Р] или [Р`], и кладут в соответствующую миску.

 

2) Определение места звуков [Р-Р`] в словах (устно)

– Молодцы! Все правильно сделали. А теперь давайте расскажем Крошу, в каких словах звук [Р`]  находится в начале слова?

Назовите продукты, в названии которых звук [Р`] спрятался в середине слова.

В каких словах звук [Р]  мы слышим в начале слова, в середине слова? Назовите слова, в которых звук [Р] самый последний.

 

3) Звуковой анализ слова «Бараш» с составлением звуковой схемы

– Ребята, давайте узнаем, какие профессии выбрали другие Смешарики? Кого мы теперь будем искать?

Дети смотрят на карту. ( Мы будем искать Бараша.) Дети находят в группе Бараша, который сидит с красками и кистью.

– Какую профессию выбрал Бараш? (Бараш выбрал профессию художника.)

– Посмотрите, что он нарисовал? (Он нарисовал себя.)

– Да, он нарисовал свой портрет, это Бараш. Давайте составим звуковую схему слова «Бараш».

Дети садятся за парты, один ребенок работает у доски.

– Назовите первый звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Какой второй звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Назовите третий звук в слове «Бараш».

– Выберите для него обозначение.

– Какой следующий звук в слове «Бараш»?

– Как его нужно обозначить?

– Какой последний звук в слове «Бараш»?

– Как мы его обозначим?

– Сколько всего звуков в слове «Бараш»?

– Назовите их по порядку.

– Сколько в слове «Бараш» гласных звуков? Назовите их.

– Сколько в этом слове согласных звуков? Какие?

 

4) Физкультминутка

– Ребята, Бараш любит не только рисовать, но еще ему нравится сочинять стихи. И он специально для вас сочинил веселую зарядку про Смешариков. Давайте встанем в круг.

Мы шагаем, как Совунья,

Приседаем мы, как Пин,

Наклоняемся, как Ёжик,

Вместе с Крошем мы бежим,

Пудрим носики, как Нюша,

Мы с Лосяшем вдаль глядим,

Роем грядки, как Копатыч,

А с Кар-Карычем летим!

 

5) Соотнесение звуков с буквой

Дети с логопедом передвигаются с помощью карты дальше и встречают Нюшу. Около Нюши разложены нитки, ножницы, кусочки ткани и сшитые из ткани буквы.

– Вы догадались, кем захотела стать Нюша? (Нюша захотела стать портнихой.)

– Что Нюша сшила? (Нюша сшила буквы.)

– Как вы догадались, что это буквы, а не звуки? (Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.)

– Давайте вспомним, какой буквой обозначаются звуки [Р] и [Р`]? (Звуки [Р] и [Р`] обозначаются буквой Р.)

– Найдите эту букву.

Дети находят букву Р среди других сшитых из ткани букв.

 

6) Анализ графического изображения буквы Р

– Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)

– В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)

– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)

 

7) Конструирование буквы Р из пуговиц

Логопед берет коробочку и, не открывая ее, трясет. Дети слышат стук пуговиц, но не видят их.

– Интересно, что лежит в этой коробочке, как вы думаете? (Ответы детей. )

– Здесь лежат пуговицы. Давайте сядем за парты и составим из этих пуговиц букву Р.

 

8) Чтение обратных и прямых слогов с буквой Р

9) Чтение слов с буквой Р

Дети подходят к последнему столику, за которым сидит Кар-Карыч.  Рядом с ним касса, а на полке расставлены разные игрушки.

– Кем решил стать Кар-Карыч? (Кар-Карыч решил стать продавцом.)

– А что он будет продавать? (Он будет продавать игрушки.)

– Давайте поможем Кар-Карычу  прикрепить к игрушкам таблички с их названием. Для этого нужно правильно прочитать слова на карточках.

Дети по одному читают слова, напечатанные на карточках, и прикрепляют каждую карточку к нужной игрушке. Слова для чтения: робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, пират, рыба,
Бараш, труба.

 

  1. IV. Заключительная часть

1) Подведение итогов

– Где мы сегодня были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Какие звуки учились различать?

 

2) Организованное окончание занятия


Грамотность говорит! Звуки для раннего развития

«После использования материалов «Грамотность говорит!» в течение всего нескольких недель мои юные ученики начали получать удовольствие от поиска букв. «. С помощью программы «Грамотность говорит!» мои ученики могут видеть, где в словах расположены звуки». — Логопед раннего детского возраста

«Грамотность говорит! Программа значительно улучшила речь моей дочери. даже начала исправлять несколько звуков самостоятельно!» — Родитель 4-летнего дошкольника

“Вы создали совершенно уникальную и ЭФФЕКТИВНУЮ программу! Я благодарю всех очень занятых SLP, которым нужна была такая программа.” — Координатор речевых служб

«У меня есть один студент, с которым я был особенно «в тупике», и я начал использовать вашу программу с ним. Какая разница! директор по алфавиту от 0 до 20, все за два месяца. Так интересно видеть, как сильно он любит книги на дом. Я должен иметь одну для него на каждой сессии речи… если нет, то он очень разочарован. Когда я провожу его обратно в детский сад, он останавливает всех, кого может найти в коридоре, и спрашивает, не хотят ли они послушать, как он читает!» — К. М., координатор службы речи

«Прогресс, достигнутый нашими детьми благодаря этой программе, просто поразителен!» — Дж. К., супервайзер центра, CANI Head Start

«Мы внедрили программу Literacy Speaks! фотографии. Мы получили положительные отзывы от родителей и других педагогов». — SLP

«Я часто использую карточки на сеансах терапии. Детям очень нравятся красочные рисунки и истории». — SLP

«Мне очень нравится Literacy Speaks. Я приобрела его в прошлом году и довольно часто использую его со своими учениками (3-й и 4-й классы). Легко распечатать домашнее задание, которое напрямую связано с тем, что вы практиковали. в вашем сеансе». — Меллен Р., SLP

«Я люблю грамотность, даже для моих клиентов старшего возраста (4-й класс и старше)». — Jill E., SLP

«У меня довольно много педиатрических пациентов, и я начал использовать его почти со всеми из них. очень структурированный подход для аутичных детей, который им нужен. Детям и родителям это нравится. Я распечатал страницы и поместил их в папки с тремя кольцами, рассортировав по буквам. Я могу быстро прогнать страницы через копировальный аппарат, затем я просто скрепляю «книги» вместе. Я настоятельно рекомендую «Грамотность говорит» для любого SLP, работающего с педиатрическим населением». — SLP

“Я использовал эту программу в школе для детей с проблемами поведения. Моим ученикам нравятся картинки и рассказы.” — SLP

“Эта программа позволяет всем SLP в нашем офисе легко включить грамотность в наше лечение артикуляции. Дети ОБОЖАЮТ книги, и это так здорово иметь таких успешных “читателей”, даже в возрасте 3 лет. Мы наблюдаем огромный рост не только в артикуляции, но и в навыках ранней грамотности и еще лучшем внимании с использованием этой программы. Дети могут исправлять себя, потому что у них есть фонематическое представление для Орфографическая подсказка. Мне особенно нравится, что у них есть несколько различных звуков /r/, включая вокальную /r/ в начале и в конце слов. активом нашей программы и действительно повысило качество предоставляемых нами услуг. И она НАСТОЛЬКО проста в использовании! Мы не можем насытиться этой программой!” — Эмили Хэтэуэй, MS, CCC-SLP и клинический директор

«Эта программа очень эффективна для детей, которые мало или совсем не добились прогресса в традиционной терапии. Я наблюдала значительные улучшения у моих учеников с удалением последнего согласного. Грамотность Speaks! не только исправляет сложные шаблоны ошибок, но и создает фонематическую осведомленность!” — Логопед раннего детского возраста

«Я много лет обучал дошкольников из групп риска, и я очень рад сообщить, что «Грамотность говорит!» — это самый успешный подход к обучению грамоте, который я когда-либо использовал. мои носители английского языка добились замечательных успехов в соотношении букв и звуков, но даже мои ученики ESL заметно улучшили свою грамотность и языковые навыки. И дети были полностью вовлечены в процесс на протяжении всего процесса! Отличная программа!” — C.L., Head Start Teacher

«Я был рад узнать, что 7 из 9 моих автономных дошкольников специального образования перешли в общеобразовательный детский сад и либо больше не имеют права на услуги специального образования, либо получат только минимальная поддержка в результате постоянного использования Literacy Speaks! вдохновил разношерстную группу студентов разнообразием обучения и достижений!” — Учитель специального образования для детей младшего возраста

«Я представил первые 3 комплекта на районном собрании SLP. Все были впечатлены стратегией распознавания букв и звуков сначала перед картинками. . Один из наших руководителей упомянул, как эта программа сочетается с программой Readwell, используемой в наших классах MM и MS. Еще раз спасибо за создание такого замечательного инструмента. Всем детям особенно нравятся истории. дети «читают» высокочастотные словесные предложения». — R.H., MA, CCC-SLP

Какие звуки должен произносить мой ребенок?

У вас есть ребенок с неразборчивой речью? Вам трудно понять, что они говорят? В какой-то степени это нормально для очень маленьких детей (особенно младенцев и детей ясельного возраста), но в других случаях это может стать причиной беспокойства и потребовать логопедической помощи. В этом сообщении блога мы представляем текущие рекомендации по развитию звуков речи, чтобы вы могли следить за навыками своего ребенка дома.

Обратите внимание: данные рекомендации основаны на одноязычных англоговорящих детях. Если ваш ребенок говорит более чем на одном языке или чей основной язык не английский, эти рекомендации могут не применяться к вашей семье.

Артикуляция согласных для детей 2 и 3 лет

У детей в возрасте от двух до трех лет речь обычно нечеткая, поскольку они все еще учатся общаться, как взрослые. Как правило, мы ожидаем, что речь двухлетнего ребенка будет понята примерно в 50% случаев, а речь трехлетнего ребенка будет понята в 50-75% случаев.

Помимо того, насколько хорошо ваш ребенок должен быть понят, важно учитывать, что он должен уметь сказать.

В среднем дети в возрасте от двух до трех лет способны правильно произносить 13 различных согласных звуков.

Звуки, которые должен уметь произносить двухлетний ребенок:

Р, Б, М, Д, Н, Н, Т, К, Г, Ш, НГ, Ф, Ю

Согласные звуки, не перечисленные выше могут быть произнесены неправильно.

Например, ребенок в этой возрастной группе может сказать «тат» вместо кота, неправильно произнося звук К/К, но правильно произнося звук Т.


Согласные и развитие звука у 4-летних детей

Как и у двух- и трехлетних детей, у четырехлетних детей все еще может быть нечеткая или неправильно произносимая речь. Однако обычно мы ожидаем, что речь четырехлетнего ребенка будет понята почти все время. Важно учитывать не только то, насколько хорошо вы понимаете своего ребенка, но и то, насколько хорошо его понимают менее знакомые слушатели (друзья, дальние родственники). Как родители, мы часто понимаем, что говорят наши дети (в большинстве случаев), даже когда другие могут не понимать, потому что мы привыкли к моделям поведения, которые они выработали.

Помимо общей ясности речи вашего ребенка, вам необходимо подумать о том, какие звуки он должен произносить в этом возрасте. В дополнение к звукам, описанным в двух- и трехлетнем диапазоне выше, четырехлетний ребенок обычно может произносить еще семь согласных звуков.

Звуки, которые должен уметь произносить четырехлетний ребенок:

Р, Б, М, Д, Н, Н, Т, К, Г, Ш, НГ, Ф, Й, Л, Дж, Ч, С, В, Ш, З

Несмотря на то, что четырехлетний ребенок должен правильно произносить в общей сложности 20 различных согласных звуков и почти все время быть понятым, неправильное произношение все же возможно. Например, четырехлетний ребенок может сказать «кролик» вместо кролика, что соответствует его возрасту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *