Летят три пичужки через три пустых избушки какие звуки повторяются – Упражнение 16 – ГДЗ 3 класс, Русский язык, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть. Страница 14
Скороговорки с шипящими звуками | Дикторы.com | Скороговорки на шипящие
23. (Ш,р) – Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
***
24. (Ш) – Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
***
25. (В,щ,ш) – Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
***
26. (К,ш,п,н) – Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
***
27. (Ч,щ,ш) – Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
***
28. (Ч) – Обычай бычий, ум телячий.
***
29. (Ч,ш) – Летят три пичужки через три пустых избушки.
***
30. (Ж,в) – Вожжи из кожи в хомут вхожи.
***
31. (Ж) – У ежа ежата, у ужа ужата.
***
32. (Ж) – Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
***
33. (Щ,ж,ц) – В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец –
Водяной жук – плавунец.
***
34. (Щ,ж,ч) – Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
***
35. (Ч,т) – Четверть четверика гороха, без червоточинки.
***
36. (Ч,щ,ш) – Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
***
37. (Ч) – Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
***
38. (Ч) – Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
***
39. (Ч,р) – Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
***
40. (Ч,р) – У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
***
41. (Ч,ш) – Летят три пичужки через три пустых избушки.
***
42. (В,р,ч) – Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
***
43. (Л,ч) – Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
***
44. (П,р,ч,к) – Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
***
45. (Ф,ч,н) – У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
***
46. (Х,ч,п) – Был в саду переполох –
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
***
47. (Щ,ч) – Щеночкам щёточками чистили щёчки.
***
48. (Щ,ч) – Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
***
49. (Щ,т) – Тщетно тщится щука ущемить леща.
***
50. (Щ,т) – Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
***
51. (Щ,т) – Волки pыщут – пищу ищут.
***
52. (П,к,щ) – Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
***
53. (Х,щ) – Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.
***
54. (Ш) – На шишкосушильную фабрику, требуется шишкосушильщик, для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения, для наилучшего шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки пригодные для шишкосушения, от шишек негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от шишек перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.
diktory.com
Различаем звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ /скороговорки, стихотворения/ – Р=Л – для родителей – Каталог файлов
Скороговорки
Лара и Валя играют на рояле.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
Корабль лавировал, лавировал, да не вылавировал.
Воробьи – под кровлю, а сова – на ловлю.
Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Летели три вороны – чёрны, пёстроголовы.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Орёл укрыл крылом орлёнка.
Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
Риту и Наталию отправили в Италию.
Как брёвна, по Нилу плывут крокодилы.
Cтихи на звукопроизношение.
Воробушек.
Комочек серых пёрышек.
Весёлый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится.
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой. /А. Прокофьев/
Три хозяйки.
Что за сёстры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает.
Ставит всё на полки.
Ну а третья подбирает
На полу осколки. /Е. Ильина/
Белые и мелкие лепестки ромашки,
У ромашек белых жёлтенькие глазки.
Жёлтенькие глазки у ромашек белых,
Вижу на ромашках я бабочек несмелых.
Звук «л» – он словно ласкает слух,
Послушайте: «голос», «мел»,
А «р» так громко прорвётся вдруг,
Как грозный гром прогремел!
Улетели, улетели…
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетели, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет,
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели.
Улетели и грачи!
Маляры.
Маляры пришли втроём,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и весёлый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: “Ура!”
На огороде.
Взяли грабли и лопатки,
В огород пошли ребятки.
тут копают, там рыхлят,
Убирают мусор с гряд.
Репу сеют, лук сажают,
А потом всё поливают.
Три брата.
– Солнце, солнце, ты откуда?
– Я из зорьки золотой!
– Дождик, дождик, ты откуда?
– Я из тучи грозовой!
-Ветер, ветер, ты откуда?
– Я из дальней стороны!
Мы три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны!
– Я поля обогреваю!
– Я пшеницу поливаю!
– Я на мельницу лечу,
Крылья мельницы верчу!
Будет утром вам ребятам
по большому калачу!
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят. /А.С. Пушкин/
Загадка.
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой тонкой и прямой. /Гриб/
Земляника.
У пней, погляди – ка.
Растёт земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые – спелы,
Которые – белы,
Которые – сладки,
Которые – гладки.
Морячок.
Хорошая лодочка
Лимонная корочка.
На корме сидит комар
он матрос и кочегар.
Вот бы мама удивилась!
Вот бы мама удивилась,
Если б я на ветке вырос,
А она пришла бы в лес.
Увидала бы-
и тут же
Закричала бы:
– О ужас!
ты зачем туда залез? /В. Лапин/
Одуванчик.
Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик – первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он – большого солнца маленький портрет!
Стихи о весне.
Снег теперь уже не тот-
потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
небо стало выше.
Зачирикал воробей
веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
стёжки и дорожки.
И на вербах серебром
светятся серёжки. /С. Мар
Шёл на лыжах я к дружку
по последнему снежку.
Не успел к дружку придти,
снег растаял на пути.
Снег растаял на пути-
ни проехать, ни пройти…
Где бы лодку раздобыть-
через лужу переплыть?
Весна.
Улетела злая вьюга.
Принесли тепло грачи.
побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
По лугам несутся смело,
По тропинкам, на поля.
Зацвела, похорошела
Отдохнувшая земля. /И. Никитин/
detckiicad.ucoz.ru
МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА – СКОРОГОВОРКИ
Из истории скороговорок
Скороговорка – жанр устного народного творчества. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным.
Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался “чистоговорки”. Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.
Скороговорка, как и потешка, “растет” вместе с ребенком.
Когда малыш ещё только учится говорить, ему трудно выговаривать отдельные звуки. Такому малышу нужны простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например “Р”: “Стоит гора посреди двора”.
Но вот ребенок подрос, развилась его речь, и ему уже становятся по плечу более сложные скороговорки, где не просто повтор одного звука, а труднопроизносимое сочетание разных звуков, например: “На дворе трава, на траве – дрова”, – в словах “дворе” и “дрова” переставлены местами звуки “В” и “Р”.
Еще подрос ребенок, и “усеченная” скороговорка, усложняясь, удлиняется:
На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава.
Но надо сказать, что сложные скороговорки – это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику – артисты, дикторы, лекторы, – используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.
Скороговорка – веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
БУКВА Б
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Баран – буян залез в бурьян.
Огурцы – молодцы зеленобелогубы.
Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
Был баран белокрыл,
Всех баранов перебелокрылил.
Пекарь из теста испек спозаранку.
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
Купила бабуся бусы Марусе.
Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
У Бори винт. У Вити бинт.
Борона боронила неборонованное поле.
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
Возьми у болобородого мужика
Полкринки кислого молока.
БУКВА В
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
Купили Валерику и Вареньке
ВАрежки и валенки.
Проворонила ворона вороненка.
Соломы воз возница вез.Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Съел Валерик вареник,
А валюшка – ватрушку.
БУКВА Г
Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во вдворе.
Стоят тридцать три Егорки.
Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара.
БУКВА Д
Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дуб дубовистый, широкозеленолистный.
У нас на дворе, подворье,
Погода размокропогодилась.
Лошадь с седоком,
Да без седла и узды, без подпруги и удил.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
Дольку Диме, дольку Дине.
Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец теленка привяжет.
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору долбит.
На дворе трава,
На трове дрова.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Дарья дарит Дине дыни.
БУКВА Е
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
Ни разу не было сыто.
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.
БУКВА Ж
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
Встретил в чаще еж ежа,
– Как погода, еж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.
Ёж, ёж, гже живешь?
Ёж, ёж, что несешь?
Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
В живом уголке жили ежи да ужи.
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Слишком много ножек у сороконожек.
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
БУКВА З
Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
Соня Зине принесла бузину в корзине.
Соня – незнайка,
А Зина – зазнайка.
У Зины болит зуб,
Она не может есть суп.
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.
На возу лоза, у воза коза.Все озера – зеркала
Из зеленого стекла.
Змея шипит, а жук жужжит.
Стоит воз овса, возле воза – овца.
У зайки Бубы заболели зубы.
Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится,
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница?
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу и корзинку Назар.
Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла.
Схватил муравьишка ношу,
Кричит: Ни за что не брошу!
В землю ножками упирается,
А земля под ним прогибается.
БУКВА И
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
Испекла Иришка куклам по коврижке,
Нравятся коврижки Гришке и Маришке.
У ежа и ёлки иголки тонки.
У Ивана рубашка,У рубашки кармашки.Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Играл Егорка с Игорьком,
Скатился с горки кувырком.
БУКВА Й
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой.
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.
БУКВА К
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
Клубок упал на пол.
Кот катал клубок.
Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Краб забрался на трап
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.
Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.
Не хочет косой косить косой,
Говорит: “Коса коса”.
Коваль ковал коня,
Конб копытом коваля,
Коваль кнутом коня.
Косарь косил, косу носил,
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – косец домой.
Коса косит гладко,коса любит лопатку,
Лопатка песочек, косец – пирожочек.
Коля колет колья.
На воротах сорока, на заборе ворона,
На дороге воробей – клюёт конопель,
Конопель, конопель, коноплясеменистую.
Купи кипу пик,Кипу пик купи, пик кипу купи.
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
У Кондрата куртка коротковата.
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Краб крабу сделал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Перекрыть крышу пригласили Гришу.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Купи кипу пик.
БУКВА Л
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.
– Козел, мукомол, кому муку молол? А кому не молол?
– От того, кому молол, получал пироги;
От того, кому не молол, получал тумаки.
А Филипп посадил семь лип.
Михейка на скамейке плетет лапти Анрейке.
Не годятся лапти Андрейке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
БУКВА М
Маленькая больтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
Вот так Ермак – посеял мак,
Расцвел мак. Вот так Ермак!
Пожал мак, смолотил мак,
Продал мак – вот так Ермак!
– Вымыли ли вы куклу Милу?
– Мы Милу намылили и вымыли.
Вы малину мыли-ли?
Мыли, но не мылили.
Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
А Боря булку в молоко макал.
Мама Милу мыла с мылом,
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылись и смыла –
Так мылась Мила.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
БУКВА П
Петя пилил пилой пень.
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.
Пара птиц порхала, порхала –
Да и выпорхнула.
Повтори без запинки:
На осинке росинки,
Засверкали утром перламутром.
Поле-то не полото, поле-то не полито,
Просит полюшко попить –
Нужно полюшко полить.
Петр Петру пек пироги.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Наш Полкан попал в капкан.
Курочка-ряба пестра, с носа востра,
Уточка-белогрудочка с носа плоска.
Карпу Поликарповичу Поликарп Карпыч
Подкарауливал в преде карпов.
А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
Шли три пекаря,
Три Прокопия пекаря, три Прокопьевича.
Говорили про пекаря,
Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
Петр Петрович, по имени Перепелович
пошел погулять,
Поймал перепелку, пошел продавать.
Пронес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал и так!
Про Прокопа, про Прокопиху,
И про маленьких Прокопьиных Прокопенят.
Стоит Петр на копне в попоне и колпаке,
А в попоне у Петра гороха полколпака.
Перепел перепелочку и перепелят,
В перелеске прятал от ребят.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Променяла Прасковья карася,
На три пары полосатых поросят,
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Пилил Филипп полено из лип,
Притупил пилу Филипп.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
В знойном поле
Через перекати-поле
Прыгали перепела
С перепелятами.
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.
– Расскажите про покупки,
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
БУКВА Р
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Актер театра.
У Аграфены и Арины
Растут георгины.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
У двора на траве коли дрова.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.
Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:
Грабь граблями гравий, краб.
Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.
БУКВА С
Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась – в снег упасть она боялась.
Вася косил косилкой спелый овес.
Везет на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
И еще две сушки Нюше и Петруше.
Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели не ели.
Сколько осталось в поле сорок?
Коси коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси.
На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место.
Сух сук нес барсук.
Влас у нас, Афанас у вас.
Оса боса и без пояса.
Шел косой козел с косой,
Пришел косой козел с косой.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог, семь копеек – туесок.
Березонька коренистенькая,
По корню – криволистенькая,
По середке – суковатенькая,
По вершинке – высококудреватенькая.
Не смейся надо мной, не пересмехотствуйся,
Я сам тебя пересмехотствую и высмехотствую.
Посеял овес, уродился овес.
Пришел Анос, скосил овес,
Повязал овес, смолотил овес.
Повеял овес до зерна Анос –
Повыбрал овес, увез овса воз.
Заяц косой, сидит за осокой-травой,
Смотрит косой, как девушка с косой
Косит траву с косой.
Сила и Вавила садили сено на вилы,
Сено скирдовали, скирдовали и заподскирдовывали.
Везет Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,
Соню в лоб, с санок все в сугроб.
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Росла за горой, за пригорочком,
Сосенка с сприподсосеночком.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Саша любит сушки, Соня ватрушки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Сеня вез воз сена.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
Слышен смех честного люда,
Трусит с горки съехать Люда.
Снежинки ловит Тая,
Они слетают, тая.
Скоро, но не споро.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь,
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
БУКВА Т
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.
Грабли – грести,
Метла – мести,
Весла – везти,
Полозья – ползти.
Течет речка, печет печка.
Тридцать три вагоня в ряд,
Тараторят, тарахтят.
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тертерка с тетеревятками в лесу на ветке.
У тридцати трех полосатых поросят,
Тридцать три хвостика висят.
Торопке порка не впрок,
Торопке коврижка впрок.
Пошел Ипат лопаты покупать,купил Ипат пять лопат.
Шел через пруд, зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат, пропали пять лопат.
Заплетаю плетень, и прирасплетываю.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа тупа.
Около кола вьюн и хмель вьются на плетень.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Не будь тороплив, а будь терпелив.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Четыре утайки у девочки Тайки,
Мчатся за Тайкою девочки стайкою.
Пятки стучат, глазки блестят:
Нынче девчонки ребят обхитрят.
С виду бабушка Улита
И сурова, и сердита.
Вы зайдите в гости к ней,
Да отведайте сластей.
Под деревом тетерев тетерева встретил:
“Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?”
Тетерев тетереву в ответ:
“Мои тетеревята – здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!”
БУКВА У
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
“Ну что из них получится?”
У ёлки иголки колки.
Летел на болото носатый удод.Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод,
Стоял и глядел на удода Федот.
У осы не усы, не усищи, а усики.
БУКВА Ф
Наш Филат не бывает виноват.
Филипп к печке прилип.
Михаил играл в футбол,
Он забил в ворота гол.
У Феофана Митрофаныча три сына Митрофаныча.
Ест Федька кисель с редькой,
Ест редька с киселем Федьку.
Сорняки выносит Фрося.
У Фани – фуфайка,
У Феди – туфли.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
В огороде Фекла ахала и охала,
Уродилась свекла не на грядке – около.
Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,
Жаловалась Фекла: -Заблудилась свекла!
БУКВА Х
Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
Крича Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Хохотушка буква Х
Рассмеялась: Ха-ха-ха!
Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.
БУКВА Ц
Жили были три цыпленка:
Як,Як Цыдрак,Як Цыдрак Цыдрони.
Жили были три цып-цыпки:
Цыпа,Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.
Вот жинился
Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Я к Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.
Родилось у них по сыну:
У Яка с Цыпой :Шах.
У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой :Шах Шарах.
У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
В цветнике цветут цветы.
Летит скворец – зиме конец.
БУКВА Ч
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Черезвычайно чисто!
Продал Павел полчетверти четверика
Oвса и пшеницы,
Да полколпака гороха и чечевицы.
Весит четверть четверика гороха,
Без червяков, без червоточинки.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
БУКВА Ш
В ночной тиши у камыша
Чуть слышен шорох камыша.
В шалаше шесть шалунов.
На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
“Нехочу я простоквашу, дайте просто кашу”.
Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.
Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок,
И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих
Под листок собрал в кружок.
Шесть мышак в камыше шуршат.
Дали Клаше каши с простоквашей,
Ела Клаша кашу с простоквашей.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Из-под кислого молока, из-под простокваши
У Маши сыворотка в каше.
Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце –
на полотенце под дверцей.
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше, несли по два гроша.
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мышки поплоше несли по два гроша.
Хоть щука и востра,
Да не сьъешь ерша с хвоста,
На ерша хороша верша.
Саша шапкой шишки сшиб.
Сшила Саша Саньке шапку.
Алеша Ульяне
Сигнал подает.
Ульяна слышит –
Алешу найдет.
Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстаршных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь, не спишь”.
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку,
Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.
У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.
У Прошки с плошкой вышла оплошка –
Плошку Прошка перевернул.
БУКВА Щ
Волки рыщут, пищу ищут.
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Маша, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
Мой руки чище и чаще.
У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.
Жалобно щенок пищит,Тащит он тяжелый щит.
Щетинка у чушки, чешуйка у чушки,
Щели-щелочки и щетки.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
Щипцы да клещи –
Вот наши вещи.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
БУКВА Ю
Юла возле Юльки крутится, поет,
Юла Юльке спать не дает.
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
БУКВА Я
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
ВСЯКА ВСЯЧИНА
Петух пропел Пете и Поле,
Пора просо полоть в поле.
Ворон Карлсону оторвал карман,
Карлсон завел моторчик и пропал.
Клава клевер косою косила,
Катя картофель в корзине носила.
Гладко волосы златые уложила Лорелея
Плавно локоны и пряди распуская и лелея.
Родственники разводили раствор,
Чтобы росли ростки.
Дровосек дремал на дровах,
А на дереве дразнились дрозды.
Моя собака такса мне такси по таксофону вызвала.
На корабль прокрался краб,
Караси украли трап.
Шуршали мышки в шалаше,
Скучали шишки на сосне.
Лежал Ваня на печи,
Кушал Ваня калачи.
Енот- полоскун
Бельё полоскал, выполаскивал,
Да не выполоскал.
Лаборанты работают в лаборатории.
Полировал, полировал
Полировщик параллелограмм,
Да не выполировал.
Два таракана тараторили, тараторили,
Тараторили по-тарабарски
О своих тараканьих делах.
Ехал Ваня на печи,
Кушал Ваня калачи.
Пес Пушок разбил горшок,
А кот Федот пролил компот.
Дровосеки дрова рубили.
В деревенский двор дров не возили.
Шили рубашку с кармашками,
Сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
У маминой машины цвет мышиный
И шины шуршат, как мыши.
Серебристая водица, словно бисер серебрится,
Бисер, бисер, бисерок, вкусен был воды глоток.
xn——5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai
Федор Капица, Татьяна Колядич – Русский детский фольклор: учебное пособие
По традиционным моделям создаются и новые игры, отражающие изменения в жизни детей. В середине XX века получила распространение игра в “Города”, требующая определенных географических знаний. В последние десятилетия XX века зафиксированы словесные игры, в которых чтение стишка соединено с хлопаньем в ладоши. По наблюдениям С.М. Лойтер, ритмический рисунок стишка организует разнообразные “перехлопывания” участников игры друг с другом[98].Скороговорки
Основные понятия: определение, происхождение, особенности, приемы организации текста.
Определение. Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. Оно строится на сочетании (повторении) слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произнесении. “Скороговорки отличает предельная уплотненность труднопроизносимых и не всегда благозвучных согласных” (Капица, с. 174). В них специально подбирались слова с скоплением трудно произносимых слогов.
Приведем несколько скороговорок, записанных от детей:
Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски.
Надо его переколпаковать да перевыколпаковать.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
Тур туп, тупогуб.
У быка губа тупа.
Сыворотка из-под простокваши.
Приведем аналогичные по звучанию английскую и немецкую скороговорки:
The rain in the Spain are main in the plain.
Происхождение. Первое собрание русских скороговорок опубликовал В.И. Даль в составе “Пословиц русского народа” (1862). Приведенные им тексты показывают, что в древности скороговорки бытовали в среде взрослых и относились к разновидностям “тайной речи”[99]. Об этом свидетельствуют многочисленные записи этнографов, сделанные в разных концах земли. Освоение тайных языков обычно связывалось с обрядом посвящения в полноправные члены племени. Отсюда происходят такие древние тексты, как “Семь те стрел каленых, страшилище” или “Круг прорублю, мать приведу, сестру выведу”. В последнем примере речь идет об обряде инициации, во время которого девушку проводили через разрыв в магическом круге[100].Sechs und sechzig schok sachische sechsige shutz Weke.
В другой группе текстов сохранились следы верований в магическое значение некоторых чисел:
На семеры сани,
По семеро в сани,
Летят три пичужки
Через три пустых избушки.
Со временем тексты утратили ритуальное значение, переходили из взрослой среды в детскую и использовались в качестве инструмента для развития речи ребенка и совершенствования произношения. Не случайно “скороговорки” иногда называют “чисто говорками”.
Особенности. Широко распространены скороговорки со “сложным и богатым звуковым оформлением”: аллитерациями, повторами, внутренними рифмами, ассонансами.
Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
рак за руку греку цап!
Хохлатые хохлушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха!
В скороговорках часто используется форма ритмизованной прозы, иногда рифмованной. В этом случае аллитерации могут выполнять функцию рифмы:
Шел Саша по шоссе, сосал Саша сушку.
Развитие жанра. Мельников отмечает, что склонность детей к словотворчеству приводит к обновлению содержания скороговорок:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Приведем ее английский аналог:
Three green geese in a green field grazing
Grey were the geese and green was the grazing[101].
Дети изобретают “несуществующие, хотя и ясные по смыслу слова: “перебелорылить”, “перекол паковать”, “размокропогодиться”, “вылапотничать”.
В скороговорках проявляется влияние заумных считалок, используемых для развития артикуляции речевого аппарата. Именно поэтому скороговорки часто и плодотворно используются логопедами для обучения произношению тех или иных звуков: “Жирная жужелица жалобно жужжит”.
Каламбуры
Определение. Каламбур придает речи оттенок комизма. Литературоведы называют каламбуром стилистический оборот или самостоятельную миниатюру, основанную “на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение”[102].Обычно каламбур становится составляющей различных шуток и вопросов. Происходит такой диалог: “Ты можешь перебросить через заплот огурец соленый? – Конечно, переброшу. – А вот не перебросишь”. Оказывается, на самом деле вопрос надо понимать так: “Ты можешь перебросить через заплот огурец с Аленой?”
Подобным образом построены и замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: “У тебя вши-то, вши-то” вместо “вшито”. Или: “сколько вшей” вместо “сколь ковшей”.
Встречаются каламбуры в составе шарады типа “А и Б сидели на трубе. А упал о, Б пропало, кто остался на трубе”.
Основная цель подобных текстов одинакова – озадачить и провести собеседника:
– Татарин, Барин, Пощипай
Ехали на лодке.
Татарин, Барин утонули.
– Кто остался в лодке?
– Пощипай.
(Затеявший игру щиплет незадачливого партнера.)
Контрольные вопросы
1. Какой атрибутивный признак скороговорок определяет их особенность как жанра?
2. Почему скороговорки и каламбуры относят к словесным играм?
3. Почему в скороговорке используют звукопись, повторы, внутренние рифмы?
4. Почему скороговорки считаются продуктивным жанром детского фольклора?
5. Каково строение каламбура?
6. Почему каламбур становится основой многих жанров (фольклорных и литературных)?
Считалки
Основные понятия: определение, происхождение считалок, связь считалки с другими формами: заговором, игрой, обрядом; своеобразие жеребьевки; классификация считалки, точки зрения, проблематика заумных считалок; особенности считалок: процесс словотворчества, структура, ритмизация, метрическая система, роль повторов, своеобразие синтаксиса, использование формы диалога, обращений, риторических вопросов; словотворчество в считалке и литературе (сравнительная характеристика).
Определение. Считалка всегда имела практический характер, она использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Поэтому исследователи относят ее к игровому фольклору наряду с жеребьевыми приговорами, молчанками.
Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой “словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники” (Сл., с. 342). В считалке счет является ритмизующей основой произведения, скандирование обусловливает правильность счета, и нарушение ритма является показателем неправильно проведенной жеребьевки.
Название “считалка” употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками[103]. М.Н. Мельников приводит народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.Поскольку считалки используются наряду с жеребьевками или сговорами (сговорками), возникает необходимость определения данной формы. Формы жеребьевки были самыми разнообразными, чаще всего они проводились с помощью рифмованных стихов. Г.С. Виноградов, опубликовавший подборку подобных текстов, предложил для них название “жеребьевки”. В современной науке получил распространение термин “жеребьевые сговорки”, введенный М.Н. Мельниковым.
Во время игры в лапту, городки, прятки или жмурки играющие разделяются на две партии, каждый из игроков зашифровывает свое имя и затем, выбрав пару, подходит к вожакам (“маткам”), самым сильным и ловким игрокам. Они и должны выбрать члена своей команды, руководствуясь следующим предложением:
Коня вороного
Или казака удалого?
Лисицу в цветах
Или медведя в штанах?
Дядю Федю
Или белого медведя?
В качестве предмета выбора предлагаются и живые, и неодушевленные предметы, наделяемые необычными качествами (определениями), растения, песенные персонажи.
profilib.org
Скороговорки(П)
Поле, полное полыни,
Выпало полоть Полине.
* * *
Пилил Филипп полено из лип,
Притупил пилу Филипп.
* * *
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала –
Полосатой речка стала.
* * *
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
* * *
В знойном поле
Через перекати-поле
Прыгали перепела
С перепелятами.
* * *
Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!
* * *
Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.
* * *
– Расскажите про покупки,
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
* * *
Рыбы в проруби – пруд пруди.
* * *
Петя пилил пилой пень.
* * *
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.
* * *
В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.
* * *
Капли и цапли
Капают, капают
на болото капли.
Бегают, бегают
По болоту цапли.
Капли хватают,
Никак не поймают.
Никак не поймают,
Отчего – не знают.
Стукнет капля по воде,
Глядь, и нет её нигде.
Лишь болото да вода…
Капли, Капли!
Вы куда?
Горько плачут цапли:
-Утонули капли!
В.Лунин
* * *
В ванну я залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель.
* * *
За посёлком
У просёлка
В поле пела
Перепёлка.
Перепел
Прилетел,
Перепёлку
Перепел.
* * *
Стоит полколпака гороху.
Кто этот колпак переколпакует,
тот получит полколпака гороху.
* * *
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
* * *
От топота копыт пыль по полю летит.
* * *
Пара птиц порхала, порхала –
Да и выпорхнула.
* * *
Повтори без запинки:
На осинке росинки,
Засверкали утром перламутром.
* * *
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
* * *
Из-под пригорка, из-под подвыподверта зайчик с приподвыподвертом переподвыподвернулся.
* * *
Поле-то не полото, поле-то не полито,
Просит полюшко попить –
Нужно полюшко полить.
* * *
У перепелa и перепелки пять перепелят.
* * *
Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет.
* * *
Птичку напичкали спичками.
* * *
Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю, шёл к тополю Толя.
* * *
Петр Петру пек пироги.
* * *
Поля пошла полоть петрушку в поле.
* * *
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
* * *
Наш Полкан попал в капкан.
* * *
Курочка-ряба пестра, с носа востра,
Уточка-белогрудочка с носа плоска.
* * *
Карпу Поликарповичу Поликарп Карпыч
Подкарауливал в преде карпов.
А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
* * *
Шли три пекаря,
Три Прокопия пекаря, три Прокопьевича.
Говорили про пекаря,
Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
* * *
Петр Петрович, по имени Перепелович
пошел погулять,
Поймал перепелку, пошел продавать.
Пронес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал и так!
* * *
Шли три Назара, встали у базара,да загоаорили:
Про Прокопа, про Прокопиху,
И про маленьких Прокопьиных Прокопенят.
* * *
Стоит Петр на копне в попоне и колпаке,
А в попоне у Петра гороха полколпака.
* * *
Сыворотка из-под простокваши
* * *
Потек под ток воды поток.
* * *
Перепел перепелочку и перепелят,
В перелеске прятал от ребят.
* * *
Летят три пичужки через три пустых избушки.
* * *
Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу,
про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу,
про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
* * *
Променяла Прасковья карася,
На три пары полосатых поросят,
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
* * *
Скороговорки на букву:
Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ю Я
littlhuman.ru
Скороговорки на тренировку букв
Скороговорки (В)
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала. * * * Воробья врачи спасли, В вертолет его внесли. Вертолет вертел винами, Волновал траву с цветами. * * * Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова. * * * Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. * * * Выдави воду, небо. не подведи хлеб. * * * Водовоз вёз воду из-под водопровода. * * * Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы, Цифру всегда отличите от буквы, И различите ли ясень и бук вы? * * * Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки. * * * Съел Валерик варенник, А валюшка - ватрушку. * * * Проворонила ворона вороненка. * * * Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал. * * * Верзила Вавила весело ворочал вилы. * * * Соломы воз возница вез. * * * Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь. * * * Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. * * * Валин валенок провалился в прогалинок. * * *
Скороговорки (Г)
Собрала Маргарита маргаритки на горе, Потеряла Маргарита маргаритки во вдворе. * * * Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. * * * Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил. * * * Огурцы - молодцы зеленобелогубы * * * Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки. * * * Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях в галчат, Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат. * * * Считалочка -Гуси, га-га-гуси, Куда вы побегуси? -Га-гусят весёлых нянчить, Рога-галика поклянчить, С га-гусыней погулять, Но га-га-гами повилять. Дина Крупская * * * Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии. * * * Гонец с галер сгорел. * * * Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа. * * * Летела гагара над амбаром, А в амбаре сидела другая гагара. * * *
Скороговорки (Д)
Дятел дуб долбил, Да не додолбил. * * * Дятел,дятел- мой приятель Дуб долбит, Как долотом. Помоги мне, Дядя тятел, Для Скворцов Построить Дом. * * * Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. * * * Дуб дубовистый, широкозеленолистный. * * * У нас на дворе, подворье, Погода размокропогодилась. * * * Лошадь с седоком, Да без седла и узды, без подпруги и удил. * * * Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени. Ходит квочка около дворочка, Водит деток около клеток. * * * Не прибирает Домна дом, у Домны дома всё вверх дном * * * Дед Данила делил дыню,Дольку Диме, дольку Дине. * * * Ты, молодец, скажи молодцу, Пуст молодец молодцу скажет, Пусть молодец теленка привяжет. * * * На меду медовик, а мне не до медовика. * * * Раз дрова, два дрова, три дрова. * * * Лада Наде ладан дала * * * На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб. * * * Дятел дерево долбит, День-деньской кору долбит. * * * Вдвоём всё поймём и пойдём на подъём * * * Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены. * * * На дворе трава, На траве дрова. * * * Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб. * * * Дарья дарит Дине дыни. * * *
Скороговорки (Е)
Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела. * * * Ежик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на бpюшке. И сказал еноту еж: Ты мне спинку не потpешь? * * * Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара. * * * Ветеp елками шумит, Ежик наш домой спешит. А на встpечу ему волк, На ежа зубами щелк. Еж иголки показал, Волк со стpаху убежал. * * * Мы ели, ели, ели, Ершей у ели... Их еле-еле у ели доели. * * * Три свиристели еле свистели на ели. * * * Сколько не ело сито, Ни разу не было сыто. * * * Солнце глянуло сквозьЩёлку,Свесив огненнуюЧёлку. * * * Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке - прясть одну ночку. * * * Я сегодня был в восторге От затейника Егорки, За его скороговорки Я поставил бы пятёрки! * * * У ежа ежата, у ужа ужата. * * *
Скороговорки (Ж)
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. * * * Жук жужжит над абажуром, Жужжит жужелица, Жужжит, кружится. * * * Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке. * * * Сажала саженец от саженца на сажень. * * * Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно. * * * Уже ужи в луже. * * * Встретил в чаще еж ежа, - Как погода, еж? - Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорьбясь, съежась, два ежа. * * * В шалаше шуршит шелками ж елтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира. * * * Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух. * * * Ёж, ёж, гже живешь? Ёж, ёж, что несешь? * * * Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат. * * * В живом уголке жили ежи да ужи. * * * Шмели Шмель Шмелю Жужжит: "Друж-ж-жище! На тебе ж Пылинок тыщи! Ты ж-ж пыльцою Даж-ж-же вот, Перепачкал Весь ж-живот!" Поправляя Свой жилет, Шмель Шмелю Жужжит В ответ: "Это ж вовсе Не пыльца, Это ж пудра Для лица. На боках И на спине Я несу её Ж-ж-жене!" В.Иванова * * * Уж полночь... Жуть. Над жёлтым жгучим абажуром Жужжит, кружит окружно жук. Лежу. В оранже пряжу вижу Ажурных крыл. Жужжит, Кружит жемчужный круг, И в жижи слов я жутко слышу : Я жук!... Я жук!.. Я ночь живу. Жужжу, жужжу, Кружу, лежу Над жёлтым жгучим абажуром, Я не Щажу Огни лижу, Жизнь прожужжу, себя сожгу, И не тужу, И не тужу Я Ж ж ж ж...жук! Р.Сэф * * * Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. * * * С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши - и во ржи не души. * * * Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин. * * * У ежа - ежата, у ужа - ужата. * * * Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы Исколоты ежами. * * * Слишком много ножек у сороконожек. Сыворотка из-под простокваши. От топота копыт пыль по полю летит. Летят три пичужки через три пустых избушки. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; Две мыши поплоше несли по два гроша.
21one.ru
Уроки 43-44. Структура жанра «скороговорка»
СодержаниеОткройте в учебниках раздел “Скороговорки”. У. Ваша задача сегодня – выяснить, как строится скороговорка. Что вам может помочь в этой работе? Д. У. Только ли ради смеха их сочиняли? Может быть, кому-то и польза была? Д. У. А все любят учиться, когда трудно? Д. Д. Потому что они смешные, и смешно, когда ошибаешься. У. Д. Картина жизни, построение картины жизни, предложение, слово, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма. У. Итог обсуждения. Итог обсуждения. У. Для всех ли так трудна эта скороговорка? Какой трудный для произношения звук здесь повторяется? Д. Д. Звуки перепутаны в словах «дворе» – «дрова». У. Д. Как она строится. У. Итог обсуждения. Итог обсуждения. У. Какой следующий уровень? Д. У. А следующий уровень? Д. Д. (наперебой). Стихами. Прозой. У. Д. Надо попробовать выделить основную единицу ритма, а если есть, то и дополнительную. У. Д. Первая строка – «От топота копыт». А вторая – «Пыль по полю летит». Там концы строк рифмуются. У. Итог обсуждения. Д. (друг за другом) .Мягкая пыль. Она летит. Легкая. У. … Полное содержание |
- Уроки развития речи, 45.6kb.
- II. Историческая и социальная “база” написания повестей жанра “Моногатари”, 412.45kb.
- Романы Л. М. Леонова 1920-1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра, 764.64kb.
- Управление персоналом вопросы для подготовки к экзамену, 23.69kb.
- Ключи по литературе, 152.9kb.
- Речевые жанры. Эпистолярный стиль, 193.28kb.
- Литературное исследование, 264.76kb.
- О. Ю. Чирейкина, 67.63kb.
- «жанр», 422.71kb.
- Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе, 565.08kb.
Уроки 43 – 52
Уроки 43-44. Структура жанра «скороговорка»
ТЕКСТЫ К УРОКАМ Тексты русских скороговорок |
1. От топота копыт пыль по полю летит. 2. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать, надо колокол перевыколоколовать. 3. Архип осип, Осип охрип. 4. Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала. 5. Дятел и дуб продалбливает. 6. Шли сорок мышей, несли сорок грошей1, две мыши поплоше несли по два гроша. 7. Горошинка с червоточинкой. 8. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 9. Сыворотка из-под простокваши. 10. Стоит гора посреди двора. 11 Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха! 12 Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. 13. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал. 14. Бежит лиса по шесточку2: лизни, лиса, песочку! 15 Бык тупогуб, у быка губа тупа. 16. Петр Петрович по прозванью Петров, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку3, подали пятак, он и продал так. 17. Рыла свинья тупорыла, белорыла; весь двор перерыла, вырыла полрыла. 18. Летят три пичужки4 через три пустых избушки. 19. В один, Клим, клин5, колоти. 20. По двору, подворью6, в добром здоровье. 21. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену. 22. У нас семеро саней; по семеро в сани мы уселись сами. 23. По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку. |
Урок 43
У. Откройте в учебниках раздел “Скороговорки”. Прочитайте их.
Дети читают скороговорки. Учитель обращает внимание детей на наличие вариантов одного текста под номерами 12 и 13 как на явление, характерное для устного народного творчества.
У. Ваша задача сегодня – выяснить, как строится скороговорка. Что вам может помочь в этой работе?
Д. Схемы жанров «считалка» и «потешка».
У. Верно. Откройте схему потешки. Что она вам подсказывает? Что надо прежде всего определить, чтобы сказать, к какому именно жанру относится произведение?
Д. Задачу жанра.
У. Какая же задача у жанра скороговорки?
Д. Их быстро говорить трудно, все ошибаются и смешно.
У. Только ли ради смеха их сочиняли? Может быть, кому-то и польза была?
Д. …
Итог обсуждения. Задача скороговорки – учить чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка.
У. А все любят учиться, когда трудно?
Д. Нет, не все.
У. А скороговорки все любят говорить?
Д. Все.
У. Как же так? Скороговорки говорить трудно, а их все равно все любят?
Д. Потому что они смешные, и смешно, когда ошибаешься.
У. Уточним задачу жанра: скороговорка не просто учит чистоте произношения, тренирует, но еще делает это весело. Начнем заполнять схему жанра. Откройте в своих тетрадях схему 3. А я буду заполнять схему на доске. (Отркывает заготовку для схемы. Окончательный вид схемы см.ниже). В самом верхней части запишем название жанра – скороговорка. Ниже напишем: задача жанра – весело учить чистоте произношения. (Записывают.)
Скороговорка, как и считалка, и потешка, является прикладным жанром. У всех таких жанров есть практические задачи. Раньше скороговорки назывались чистоговорками, их авторы стремились к тому, чтобы ребенок учился чисто, правильно произносить слова.
Но скороговорка хотя и прикладной, а все-таки жанр словесного искусства, и строится по законам этого вида искусства. Поэтому вы, наверное, сможете в ней выделить все уже известные вам уровни. Какие?
Д. Картина жизни, построение картины жизни, предложение, слово, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма.
У. Проверим. Итак, задача жанра – самый «верхний» уровень. За ним следует картина жизни. Без нее художественное произведение не существует. Но, как вы уже убедились, в каждом жанре картина жизни имеет свои особенности, зависящие от задачи жанра. В считалке задача – посчитаться, и, как вы уже знаете, картина жизни может быть даже непонятной. В потешке задача – учить жестам, и поэтому картина жизни связана с действиями, жестами героев. А есть ли какие-нибудь особенности картины жизни в скороговорках, если их задача – весело учить чистоте произношения?
Д. …
Итог обсуждения. Нам бывает весело не только оттого, что мы запутываемся в произнесении звуков, но еще и оттого, что сами картины жизни, нарисованные авторами чистоговорок, часто бывают смешными. Например: «Архип осип, Осип охрип». Если представить себе эту парочку крикунов, будет очень смешно.
Запись в схему: картина жизни – часто веселая.
У. А теперь попробуйте определить, какой уровень в скороговорке – ведущий, т.е. впрямую работающий на решение задачи жанра, больше всего помогающий именно тренировке в произношении?
Д. …
Итог обсуждения. Задача жанра – учить произносить звуки, поэтому ведущим уровнем будет звуковой рисунок. Слова подбираются так, чтобы звуки повторялись не просто, а как-то по-особому. Как именно?
Учитель предлагает рассмотреть с этой точки зрения несколько скороговорок.
Архип осип, Осип охрип.
[ А Р Х’ И П А С’ И П О С’ И П А Х Р’ И П ]
В этой скороговорке звуки не только дают красоту звучания, не только помогают передать картину жизни. Здесь есть звукоподражание. Повтор звуков [ Р ], [ Х ] подражает хрипу, а повтор звуков [ С’ ],[ И ], [ П ] подражает сипению. Но есть тут и другие особенности. Звуки [ Х ] и [ Р ] меняются местами. Похожие слова «осип» и «Осип» имеют разное ударение, что тоже приводит к смене звуков: [ А С’ И П – Ó С ‘И П ]. Такие перестановки звуков затрудняют произношение, делают скороговорку трудной учебной задачей.
Стоит гора посреди двора.
[ С Т А И Т Г А Р Á П А С Р’ И Д’ И Д В А Р Á ]
У. Для всех ли так трудна эта скороговорка? Какой трудный для произношения звук здесь повторяется?
Д. Маленьким трудно произносить звук [ Р ].
У. В этой скороговорке нет специально затрудняющих произношение перестановок звуков, но маленьким детям бывает трудно справиться и с выговариванием одного звука. Вы замечали, наверное, что малыши часто плохо произносят звук [ Р ], картавят.
Скороговорка, как и потешка, «растет» вместе с ребенком. Например, существует более трудный вариант скороговорки про Осипа и Архипа: “Осип орет, Архип не отстает: Осип охрип, Архип осип”.
Но самые сложные скороговорки – это отличная школа и для взрослых. Люди, чьи профессии связаны с публичными выступлениями, – артисты, дикторы, лекторы – используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.
Итак, вы выяснили, что звуковой рисунок играет главную роль в решении задачи жанра скороговорки, поэтому он – ведущий уровень (соответствующая запись вносится в схему). А в других жанрах он выполнял вспомогательную роль – подчеркнуть выразительность картины жизни, помочь выразить ее не только на уровне слова, но и на уровне звука. В звуковом рисунке скороговорки главным становится акцент на труднопроизносимые звуки (для маленьких) или на звукосочетания, затрудняющие произношение взрослых, несмотря на то, что они свободно владеют родным языком. Запишем:звуковой рисунок – повтор трудных звуков (для маленьких) и труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых). (Записывают.)
А теперь давайте почитаем наши скороговорки так, чтобы произношение было чистым и красивым.
Дети читают скороговорки.
.
Урок 44
У. Продолжим работу со скороговоркой. Давайте вспомним все, что вы узнали о построении этого жанра (совместно восстанавливают на доске схему жанра).
Итак, главное вы уже знаете. Задача жанра – весело учить чистоте произношения. КЖ – часто веселая. Ведущий уровень – звуковой рисунок, который не только подчеркивает выразительность речи и картины жизни (это художественная задача звукового рисунка), но и специально учит произношению (прикладная задача). Обучение основано либо на повторе трудного для маленьких звука, либо звуки сталкиваются так, что и взрослому, владеющему родной речью, трудно произносить их скоро, например, как в скороговорке:
На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава.
Почему так трудно?
Д. Звуки перепутаны в словах «дворе» – «дрова».
У. Молодцы, хорошо поняли секреты скороговорки. А теперь начнем спускаться по уровням и выделять их особенности. Вы выяснили, что картина жизни часто бывает веселой. А что еще про нее надо знать?
Д. Как она строится.
У. В построении картины жизни считалки вы смогли четко выделить части: заход, основная часть, выход. В потешке такое четкое деление большой картины на маленькие картинки вы уже не всегда могли выявить. Хотя, скажем, в потешке про сороку выделили четыре части, связанные со сменой жеста: первая – как кашу варила, вторая – кому дала, третья – кому не дала, четвертая – как ругала и за что того, кому не дала. А можно ли картину жизни в скороговорке разделить на маленькие картинки?
Д. …
Итог обсуждения. Обычно скороговорку трудно разделить на более мелкие картинки – она и так маленькая (например, скороговорки 1, 3, 7, 9). В более длинных текстах все равно нет смены картинок. Например, в скороговорке про перепелку – одна картинка: перепелка перепеленывает своего перепеленка.
Такая краткость не случайна. Дело в том, что скороговорка рассчитана на быстрое говорение, на одном дыхании, поэтому она состоит всего из одного предложения. Даже если скороговорка состоит из нескольких маленьких предложений, то их не разделяют точками, потому что точка – знак паузы, и тогда нарушится скороговорение. Длинные скороговорки объединяют в одно большое сложное предложение с помощью запятых. Правда, иногда вы можете встретить скороговорку, записанную с помощью точек, но надо помнить, что народные исполнители всегда устно «скороговорили» скороговорки, а точки поставил собиратель народного творчества, когда записывал то, что слышал.
А раз скороговорка состоит из одного предложения, то и уровня “построение картины жизни” в ней не может быть. Ведь этот уровень предполагает наличие большого текста, состоящего из ряда предложений, разделенных точками.
У. А как строится предложение? Есть ли что-то особенное в его построении? Посмотрите схему потешки. Может быть, она вам что-нибудь подскажет?
Д. Как и в потешке, в скороговорке может быть повтор слов. Например, про перепелку: «перепеленывала, перепеленывала». Может быть и одинаковое построение предложений, например, про колпак и колокол: «Надо колпак переколпаковать», «Надо колокол перевыколоколовать».
У. Да, есть и одинаковое построение маленьких предложений внутри одного большого,и повтор слов. Например, в той же скороговорке про перепелку: дважды повторено слово «перепеленывала», а потом идет «перепеленала» – похожее слово, но другое. И про колпак и колокол все не так просто: последние слова в маленьких предложениях похожи приставками («пере») и суффиксами («ов», «а», «ть»), но зато какие разные у них корни и как трудно это произнести! Теперь можно записать, что и уровень «предложение» по-особому «работает» на задачу жанра: предложение – повтор слов и их сочетаний, затрудняющих произношение (записывают).
Каков следующий нижележащий уровень?
Д. Слово.
У. Есть ли какие-то особенные слова, имеющие значение именно для скороговорок?
Д. …
Итог обсуждения. Для скороговорки характерно употребление сходных по звучанию слов, которые легко спутать, например: «Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, еле перепеленала»; «Рыла свинья тупорыла, белорыла; Весь двор перерыла, вырыла полрыла»; «Карл-Клара».
Запись в схему: слова – сходные по звучанию.
У. Какой следующий уровень?
Д. Дальше идет звуковой рисунок. Это ведущий уровень в скороговорке. Мы уже про него записали – повтор трудных звуков (для маленьких) и труднопроизносимых сочетаний звуков (для взрослых).
У. А следующий уровень?
Д. Ритмический рисунок.
У. Вы знаете, что бывает стихотворный и прозаический ритм. Какой в скороговорке? Скороговорки сочиняют стихами или прозой?
Д. (наперебой). Стихами. Прозой.
У. Как по записи можно отличить стихи от прозы?
Д. Стихи пишут столбиком.
У. А как записывают скороговорки?
Д. Все скороговорки записаны длинными строчками, но это все равно могут быть стихи. В них даже рифмы внутренние есть
У. Вообще-то скороговорки могут быть записаны по-разному. Ведь это устное народное творчество, записанное собирателями. И точно так же, как собиратели могли при записи разделить одну скороговорку на отдельные предложения с помощью точек, они могли записать скороговорку или в строчку или в столбик. Так что вид записи нам вряд ли поможет определить где стихи, а где проза. Но есть другой, более важный показатель стихотворного ритма. Какой?
Д. Надо попробовать выделить основную единицу ритма, а если есть, то и дополнительную.
У. Возьмем для примера скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит». Эту скороговорку записывают по-разному. То в две строки, как стихи, то в одну, как прозу. Как и почему ее можно записать в две строки?
Д. Первая строка – «От топота копыт». А вторая – «Пыль по полю летит». Там концы строк рифмуются.
У. Попробуем сделать схему ритмического рисунка (открывает на доске заготовку для схемы).
Учитель под хлопки детей заполняет схему, отмечает конец строки. Обращает внимание детей на то, что в сочетании «по полю» ударение падает на предлог.
От топота копыт Пыль по полю летит. | / | / | ||||
/ | / | / |
geum.ru