Квадрат фибоначчи: Web in Math: Магия чисел Фибоначчи: математика, которая вдохновляет
Web in Math: Магия чисел Фибоначчи: математика, которая вдохновляет
Числа Фибоначчи – один из самых популярных “математических” поисковых запросов в сети Интернет. В этом легко убедиться: если вы попробуете ввести слово “числа” в поисковую систему Google, то увидите, что первый по популярности запрос, состоящий из двух слов, первое из которых “числа” – это именно “числа фибоначчи”.
Математика логична, функциональна и просто… невероятна. Математический маг Артур Бенджамин (Arthur Benjamin) в своем выступлении на TED раскрывает непревзойденную магию чисел Фибоначчи, исследует скрытые свойства странного и чудесного набора чисел – последовательности Фибоначчи. (И он напоминает вам, что математика может вдохновлять!)
Почему мы изучаем математику? По сути, есть три причины: расчёт, приложение и последняя (к сожалению, наименее важная с точки зрения времени, которое мы ей уделяем) – это вдохновение.
Математика – это наука о моделях, и мы изучаем её, чтобы научиться мыслить логично, критично и творчески, но та математика, которую мы изучаем в школе чаще всего неэффективно мотивирована, и когда наши студенты спрашивают: «Почему мы это изучаем?» – то им часто приходится слышать, что это необходимо в предстоящем математическом классе или для будущих тестов. Но было бы здорово, если бы мы хоть иногда занимались математикой просто потому, что это весело или красиво или потому, что она волнует ум. Я знаю, что многие люди не имеют возможности увидеть, как это происходит, поэтому позвольте мне показать вам небольшой пример из моей любимой коллекции чисел, чисел Фибоначчи. (Аплодисменты)
Да! Тут уже есть фанаты Фибоначчи. Это здорово.
Эти цифры могут быть истолкованы различными способами. С точки зрения вычислений, их так же легко понять, как 1 + 1 = 2. Тогда 1 + 2 = 3, 2 + 3 = 5, 3 + 5 = 8, и так далее. На самом деле человек, которого мы называем Фибоначчи, носил имя Леонардо из Пизы, и эти цифры появляются в его книге Liber Abaci, которая научила западный мир методам арифметических операций, используемых сегодня. С точки зрения приложений, числа Фибоначчи появляются в природе удивительно часто. Количество лепестков на цветке – это типичное число Фибоначчи. Количество спиралей на подсолнухе или ананасе также тяготеет к числу Фибоначчи.
В самом деле, есть много больше применений чисел Фибоначчи, но наиболее вдохновляющими, по моему мнению, являются прекрасные цифровые образцы, которые они демонстрируют. Позвольте мне показать вам один из моих любимых. Предположим, что вы хотите возвести число в квадрат, и, честно говоря, кто не хотел бы? (Смех)
Давайте посмотрим на квадраты первых нескольких чисел Фибоначчи. 1 в квадрате равно 1, 2 в квадрате – 4, 3 в квадрате – это 9, 5 в квадрате – 25 и так далее. Теперь известно, что при сложении последовательных чисел Фибоначчи вы получите следующее число Фибоначчи. Верно? Вот как они созданы. Но вы не ожидаете ничего особенного от сложения их квадратов. Но давайте проверим это. 1 + 1 = 2, и 1 + 4 = 5. И 4 + 9 = 13, 9 + 25 = 34, и да, шаблон повторяется.
Фактически тут есть ещё один шаблон. Предположим, вы хотите проанализировать сложение квадратов нескольких первых чисел Фибоначчи. Давайте посмотрим, что мы получим. Так что 1 + 1 + 4 = 6. Добавляем к этому 9 и получаем 15. Добавив 25, мы получаем 40. Добавив 64, мы получаем 104. Теперь посмотрите на эти цифры. Они не являются числами Фибоначчи, но если вы посмотрите на них внимательно, вы увидите, что числа Фибоначчи скрыты внутри них.
Вы это видите? Я покажу вам это. 6 – это 2 × 3, 15 — это 3 × 5, 40 — это 5 × 8, 2, 3, 5, 8 – кому мы должны быть признательны?
(Смех)
Фибоначчи! Конечно.
Обнаружить эти шаблоны было забавно, но ещё большее удовлетворение – понять, почему они являются подлинными. Давайте посмотрим на последнее уравнение. Почему квадраты 1, 1, 2, 3, 5 и 8 составляют 8 × 13? Я покажу вам это, нарисовав простую картину. Мы начнем с квадрата единицы, и рядом с этим ещё один квадрат единицы. Вместе они образуют прямоугольник один на два. Ниже я поставлю квадрат 2 на 2, потом квадрат 3 на 3, под ним квадрат 5 на 5, и затем квадрат 8 на 8, получается один гигантский прямоугольник, правильно?
Теперь позвольте мне задать вам простой вопрос: какова площадь прямоугольника? С одной стороны, это сумма площадей квадратов внутри него, правильно? Так же, как мы создали его. Это 1 в квадрате плюс 1 в квадрате плюс 2 в квадрате плюс 3 в квадрате плюс 5 в квадрате плюс 8 в квадрате. Верно? Это площадь. С другой стороны, поскольку это прямоугольник, площадь равна его высоте, умноженной на ширину. Высота равна 8, а ширина – 5 + 8, чем и является следующее число Фибоначчи 13. Верно? Таким образом, площадь равна 8 × 13. Так как мы правильно рассчитали площадь двумя разными способами, числа должны быть одинаковыми, и вот почему квадраты 1, 1, 2, 3, 5 и 8 складываются в 8 × 13.
Если мы продолжим этот процесс, мы создадим прямоугольники размером 13 на 21, 21 на 34 и так далее.
Теперь проверьте это. Если вы разделите 13 на 8, вы получите 1,625. И если вы разделите большее число на меньшее число, то эти коэффициенты становятся всё ближе и ближе к числу 1.618, известному многим людям как Золотое сечение, числу, которое очаровывало математиков, учёных и художников на протяжении многих веков.
Я показываю всё это вам потому, что много что в математике имеет красивые стороны, которые, боюсь, не получают достаточного внимания в наших школах. Мы тратим много времени на изучение вычислений, но давайте не забывать и о применении, которое включает, возможно, наиболее важное применение – научиться думать.
Если я мог бы обобщить это в одном предложении, это звучало бы так: математика — это не только поиск решений для Х, но также и поиск причин таких решений.
Большое спасибо.
(Аплодисменты)
Исчезающая клетка и числа Фибоначчи / Модели // Математические этюды
Чтобы было легче разглядеть этот параллелограмм, посмотрим на аналог «треугольника Гарднера» меньшего размера — со сторонами $3$ и $5$.
Все вершины всех частей лежат в узлах квадратной сетки. И в том, что границы частей не складываются в прямую линию, а образуют стороны параллелограмма (с вершинами в узлах), легко убедиться, посчитав по клеточкам наклон каждого отрезка. В прямоугольнике $5\times 13$ в жёлтом треугольнике отношение катетов равно $\tg \alpha=\dfrac{3}{8}$, а для синей трапеции тангенс «того же» угла равен $\dfrac{2}{5}$. Для софизма с треугольником: в варианте Гарднера $\dfrac{2}{5}\ne \dfrac{3}{8}$, в уменьшенном варианте $\dfrac{1}{2}\ne \dfrac{2}{3}$. Во всех случаях стороны параллелограмма, как и должно быть, попарно равны и параллельны. Вершины параллелограмма лежат в узлах сетки, а вот внутри параллелограмма нет ни одного узла. Что, впрочем, неудивительно, если вспомнить, что площадь равна единице и формулу Пика.
Разобравшись с нестыковкой, задумаемся, как конструировать подобные софизмы. Можно заметить, что встречавшиеся числа $1,$ $2,$ $3,$ $5,$ $8,$ $13$ являются началом знаменитой последовательности чисел Фибоначчи
$ \{1,$ $1,$ $2,$ $3,$ $5,$ $8,$ $13,$ $21,$ $34,$ $55,$ $89,\ \dotso\}.$
Эта последовательность задаётся рекуррентным соотношением $$ F_n=F_{n-1}+F_{n-2} $$ и парой начальных чисел $F_0=1$, $F_1=1$.
Между числами Фибоначчи существует много интересных соотношений. 2$ и практически неразличимы.
Появившийся единичный параллелограмм и его диагональ являются объектами красивой науки, начала которой заложил Герман Минковский, — геометрии чисел. Более точно — геометрической интерпретации цепных дробей.
На рисунке показана прямая $x=\dfrac{1+\sqrt{5}}2y$ и отмечены наиболее близкие к ней узлы сетки. Их координаты — соседние числа Фибоначчи, а сами точки, прыгая поочерёдно то выше прямой, то ниже, приближаются к ней. А отношения соседних чисел Фибоначчи дают в некотором смысле наилучшие рациональные приближения золотого сечения… Заинтригованному читателю советуем брошюру Владимира Игоревича Арнольда «Цепные дроби».
Казалось бы, просто фокус, просто картинки, ходящие в интернете… А сколько нетривиальной математики в них заложено!
Литература
Игнатьев Е. И. В царстве смекалки или арифметика для всех: книга для семьи и школы. Книга вторая. — Санкт-Петербург, 1909. — [Раздел «Геометрические софизмы»]. — [Следует смотреть издания 1908—1924 годов — они существенно полнее и содержательнее последующих].
Кордемский Б. А. Математическая смекалка. — М.: ГТТЛ, 1954. — [Глава 14 «Числа древние, но вечно юные», Б. «Числа Фибоначчи»].
Sillke T. Geometrical Paradox. — [Стоит обратить внимание на обширный список литературы].
Спивак А. В. Числа Фибоначчи // Новая школьная энциклопедия. Т. «Небесные тела. Числа и фигуры». — М.: Росмэн-пресс, Мир книги, 2005. — Стр. 396—401. — [Переиздание: «Математика: полная энциклопедия». — М.: Росмэн-пресс, 2020].
Воробьёв Н. Н. Числа Фибоначчи. — 4‐е изд., доп. — М.: Наука, 1978. — (Популярные лекции по математике; Вып. 6).
Грэхем Р., Кнут Д., Паташник О. Конкретная математика: Основание информатики. — М.: Мир, 1998. — [2‐e изд.: М.: Мир, Бином, 2009]. — [§ 6.6 «Числа Фибоначчи»].
Кокстер Г. С. М. Введение в геометрию. — М.: Наука, 1966. — [Глава 11 «Золотое сечение и филлотаксис», стр. 236—252].
Арнольд В. И. Цепные дроби. — М.: МЦНМО, 2009. — (Библиотека «Математическое просвещение»; Вып. 14).
Филлотаксис // Математическая составляющая / Ред.-сост. Н. Н. Андреев, С. П. Коновалов, Н. М. Панюнин. — Второе издание, расширенное и дополненное. — М. : Математические этюды, 2019. — С. 78, 318.
Другие модели раздела «Площади фигур и равносоставленность»
Площадь трапеции Разбиение Дьюдени Площадь правильного двенадцатиугольникаЗадача о диванеМатематические этюды
Фибоначчи и квадратные числа – Первые шаги
Вы здесь
Главная » Публикации МАА » Периодические издания » Конвергенция » Фибоначчи и квадратные числа – Первые шаги
‹ Фибоначчи и квадратные числа – Суд Фридриха II вверх Числа Фибоначчи и квадратные числа – соответствующие числа ›
Автор(ы):
Патрик Хедли
Как найти два квадрата, сумма которых равна квадрату? Леонардо отвечает на этот вопрос несколькими способами, причем первый метод следует из простого наблюдения, которое вдохновляет на протяжении всей книги:
Я думал о происхождении всех квадратных чисел и обнаружил, что они возникают из возрастающей последовательности нечетных чисел; ибо единица есть квадрат, и из нее сделан первый квадрат, а именно 1; к этой единице прибавляется 3, образуя второй квадрат, а именно 4, с корнем 2; если к сумме добавить третье нечетное число, а именно 5, получится третий квадрат, а именно 9, с корнем 3; и, таким образом, суммы последовательных нечетных чисел и последовательность квадратов возникают вместе в порядке [стр. 4].
Таким образом, суммы 1 + 3 + 5 + 7 = 16 и 1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 25 являются квадратами. Поскольку мы добавляем квадрат 9 к первой сумме, чтобы получить вторую, мы имеем 16 + 9 = 25 как сумму двух квадратов, добавленных к третьему квадрату. Леонардо объясняет, что мы могли бы использовать любой нечетный квадрат вместо 9, чтобы сделать то же самое. Например, используя 49, мы получаем 1 + 3 + … + 47 = 576 и 1 + 3 + … + 49 = 625, поэтому 576 + 49 = 625 — еще одна сумма той же формы. Далее Леонардо отмечает, что последние два или более членов этих сумм нечетных чисел также могут в сумме давать квадрат. Например, четный квадрат можно разделить на последовательные нечетные числа, например 17 + 19.= 36. Так как 1 + 3 + … + 15 = 64 и 1 + 3 + … + 19 = 100, мы получаем 64 + 36 = 100.
Продолжая, Леонардо ставит следующую задачу:
Я хочу найти три квадрата так, чтобы сумма первого и второго, а также всех трех чисел была квадратными числами [стр.105].
Он объясняет свое решение так:
Я найду первые два квадратных числа, сумма которых равна квадрату и которые взаимно просты. Пусть даны 9 и 16, у которых в сумме 25, квадратное число. Я возьму квадрат, представляющий собой сумму всех нечетных чисел, меньших 25, а именно квадрат 144, корень которого является средним между крайними значениями тех же нечетных чисел, а именно 1 и 23. Из суммы 144 и 25 результатов, по факту 169, который представляет собой квадратное число. И таким образом находятся три квадратных числа, для которых суммы первых двух и всех трех вместе являются квадратными числами [стр. 105].
Фактически, Леонардо указывает, что этот метод можно распространить на любое количество квадратов, поскольку (1 + 3 + … + 167) + 169 = 7056 + 169 = 84 2 + 13 2 = 85 2 = 7225, и (1 + 3 + … + 7223) + 7225 = 3612 2 + 85 2 = 3613 2 . Таким образом, мы получаем следующую последовательность квадратов: 92,\end{массив}\]
и так далее.
Патрик Хедли, «Фибоначчи и квадратные числа — первые шаги», Convergence (август 2011 г.)
Convergence
Dummy View — НЕ УДАЛЯТЬ
Зарегистрируйтесь сейчас для AMC 8 и 12/10
Ваш новый портал для участников MAA запущен!
подписчикам скидка 25%
Плитки и спираль Фибоначчи
Числа Фибоначчи — это ряды чисел или последовательность , где каждое следующее число является суммой двух предыдущих чисел. Последовательность начинается с 0
, а следующее число — 1
. Третье число тоже 1
, потому что 0 + 1 = 1
. Следующие за ним числа: 1 + 1 = 2
, 1 + 2 = 3
и так далее. Для первых 10 чисел в последовательности имеем:
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34
Из-за того, что каждое число в последовательности является суммой двух предыдущих, числа Фибоначчи иногда используются для представления естественных темпов роста.
На рисунке выше нарисованы квадраты со сторонами, длина которых равна числу Фибоначчи. Вы видите, что квадраты идеально выложены вместе по спирали, начиная с самого маленького квадрата и затем двигаясь против часовой стрелки. Кроме того, настоящая спираль вписана в квадраты с использованием дуг четверти окружности, которые являются радиусом числа Фибоначчи для этого квадрата. По мере рисования большего количества квадратов и дуг поверхность рисования будет заполняться «естественным образом». Каждый больший квадрат будет располагаться рядом с меньшими без каких-либо зазоров, а спираль будет плавно расти с естественным изгибом.
Генерация чисел Фибоначчи
Простой способ показать числа Фибоначчи — сгенерировать их в цикле, а затем показать каждое число как счет игры. Вот способ показать первые 10
чисел:
пусть f0 = 0 пусть f1 = 1 пусть фибо = 0 для (пусть я = 0; я < 10; я ++) { info.setScore (фибоначчи) f0 = f1 f1 = Фибоначчи Фибоначчи = f1 + f0 пауза(1000) }
Мозаика Фибоначчи
Мозаика Фибоначчи — это спрайты с квадратными изображениями. Стороны квадратного изображения — это длина текущего числа Фибоначчи. По мере создания каждого квадратного спрайта они располагаются рядом с предыдущим квадратом по схеме против часовой стрелки. Для этого мы используем последовательность вращения из 4 шагов, которая размещает новые квадраты рядом с предыдущим квадратом в правильном месте.
Текущий шаг вращения сохраняется в переменной вращения
. Полный поворот происходит за 4 шага, поэтому переменная rotate
сбрасывается на 0
после того, как квадратный спрайт помещается в шаг вращения 4
.
Мы должны помнить местоположение каждого предыдущего спрайта, чтобы следующий спрайт располагался в нужном месте. Предыдущий спрайт сохраняется в переменной fibSprite0
. Первый квадрат является «виртуальным», так как длина его сторон равна 9.0073 0 .
Последовательность выполняется для 14
квадратов, и для каждого квадрата используется свой цвет.
пусть fibSprite: Sprite = null пусть fibSquare: Image = null пусть вращается = 0 пусть клр = 1 позвольте повторить = 14 пусть f = 0 пусть f0 = 0 пусть f1 = 1 пусть fibSprite0 = sprites.create(img`.`, 0) fibSprite0.top += 20 game.onUpdateInterval(1000, функция () { если (повторить > 0) { f0 = f1 f1 = f f = f1 + f0 информация.setScore(f) повтор += -1 fibSquare = image.create(f, f) fibSquare.fillRect(0, 0, f, f, clr) клр += 1 fibSprite = sprites.create(fibSquare, 0) если (повернуть == 0) { fibSprite.верхний = fibSprite0.нижний fibSprite.left = fibSprite0.left повернуть += 1 } иначе если (повернуть == 1) { fibSprite.bottom = fibSprite0.bottom fibSprite.left = fibSprite0.right повернуть += 1 } иначе если (повернуть == 2) { fibSprite.bottom = fibSprite0.top fibSprite.right = fibSprite0.right повернуть += 1 } иначе если (повернуть == 3) { fibSprite.top = fibSprite0.top fibSprite.right = fibSprite0.left повернуть = 0 } fibSprite0 = fibSprite } })
Спираль Фибоначчи
Мы можем добавить спираль Фибоначчи к квадратам в приведенной выше программе, используя функцию рисования дуг. Функция может использовать текущее значение числа Фибоначчи в качестве радиуса дуги. Чтобы узнать направление рисования дуги, следует последовательность вращения. Дуги рисуются на изображениях квадратов с помощью случайных точек, которые рисуют линию дуги.
пусть f = 0 пусть х = 0 пусть у = 0 пусть вращается = 0 пусть fibSquare: Image = null функция drawArc() { // рисуем дугу окружности, используя случайные точки! для (пусть я = 0; я < 100000; я ++) { х = случайный (0, f) у = случайный (0, f) // проверяем, будет ли точка рисовать круг если (x * x + y * y >= (f - 1) ** 2 && x * x + y * y < (f + 1) ** 2) { если (повернуть == 0) { х = е - х у = е - у } иначе если (повернуть == 1) { х = е - х } иначе если (повернуть == 3) { у = е - у } fibSquare. setPixel(x, y, 1) } } } рисовать дугу()
Добавьте функцию drawArc в предыдущую программу и вызовите функцию непосредственно перед обновлением предыдущего спрайта Фибоначчи:
let fibSprite0: Sprite = null пусть fibSprite: Sprite = null функция drawArc() {} рисовать дугу() fibSprite0 = fibSprite
Pan the View
Квадраты и спирали в конечном итоге заполнятся за пределами вида на экране. Чтобы увидеть все квадраты, вы можете добавить код для прокрутки экрана. В следующем коде кнопки со стрелками используются для изменения центра обзора камеры, чтобы прокручивать изображение на экране в 4 направлениях.
пусть cx = scene.screenWidth() / 2 пусть cy = scene.screenHeight () / 2 controller.left.onEvent (ControllerButtonEvent.Pressed, функция () { сх += -20 scene.centerCameraAt(cx, cy) }) controller.right.onEvent (ControllerButtonEvent.Pressed, функция () { сх += 20 scene.centerCameraAt(cx, cy) }) controller. up.onEvent (ControllerButtonEvent.Pressed, функция () { су += -15 scene.centerCameraAt(cx, cy) }) controller.down.onEvent (ControllerButtonEvent.Pressed, функция () { су += 15 scene.centerCameraAt(cx, cy) })
Полная программа
Полная программа содержит код рисования плитки, функцию дуги для рисования спирали и код панорамирования экрана.
пусть fibSprite: Sprite = null пусть fibSquare: Image = null пусть вращается = 0 пусть х = 0 пусть у = 0 пусть клр = 1 позвольте повторить = 14 пусть f = 0 пусть f0 = 0 пусть f1 = 1 пусть fibSprite0 = sprites.create(img`.`, 0) пусть cx = scene.screenWidth () / 2 пусть cy = scene.screenHeight () / 2 fibSprite0.top += 20 game.onUpdateInterval(1000, функция () { если (повторить > 0) { f0 = f1 f1 = f f = f1 + f0 информация.setScore(f) повтор += -1 fibSquare = image.create(f, f) fibSquare.fillRect(0, 0, f, f, clr) клр += 1 fibSprite = sprites. create(fibSquare, 0) если (повернуть == 0) { fibSprite.верхний = fibSprite0.нижний fibSprite.left = fibSprite0.left повернуть += 1 } иначе если (повернуть == 1) { fibSprite.bottom = fibSprite0.bottom fibSprite.left = fibSprite0.right повернуть += 1 } иначе если (повернуть == 2) { fibSprite.bottom = fibSprite0.top fibSprite.right = fibSprite0.right повернуть += 1 } иначе если (повернуть == 3) { fibSprite.top = fibSprite0.top fibSprite.right = fibSprite0.left повернуть = 0 } рисовать дугу() fibSprite0 = fibSprite } }) функция drawArc() { // рисуем дугу окружности, используя случайные точки! для (пусть я = 0; я < 100000; я ++) { х = случайный (0, f) у = случайный (0, f) // проверяем, будет ли точка рисовать круг если (x * x + y * y >= (f - 1) ** 2 && x * x + y * y < (f + 1) ** 2) { если (повернуть == 0) { х = е - х у = е - у } иначе если (повернуть == 1) { х = е - х } иначе если (повернуть == 3) { у = е - у } fibSquare.