Кубики зайцева таблица: Методики Зайцева • :::::::::: • ::::::::::
Методики Зайцева – Ступеньки
Первый «секрет» методики Зайцева: достижение эмоционального комфорта
Доказано, что даже мгновенный, самый крошечный результат рождается у ребенка только тогда, когда он испытывает эмоциональный комфорт, вдохновение. О том, чтобы эмоциональный «подъем» не покидал малыша, необходимо позаботиться специально.
Достичь его помогут ТРИ основных «фактора» – слагаемых успеха:
· организация приятной атмосферы занятия
· организация учебной среды – размещение пособий
· ритмизация деятельности ребенка и многократное повторение материала.
Организация приятной атмосферы
· Сначала необходимо, чтобы ребенок просто понаблюдал за тем, как Вы выполняете с кубиками (или другим материалом) то или иное действие. Только после этого наступает этап копирования этого самого действия. ПОМНИТЕ! Все дети — отличные имитаторы. Их способность к подражанию чрезвычайно высока, особенно в раннем возрасте.
· Как можно чаще хвалите ребенка за самый маленький успех, усилие, просто за желание его достичь. ПОМНИТЕ! Все дети хотят быть хорошими. Чувство, что он любим — непременное условие психического здоровья ребенка.
· Поддерживать интерес малыша возможно только путем переключения его внимания: чередуйте разные упражнения с одним и тем же материалом, а также разные материалы (пособия) в одном или разных занятиях. ПОМНИТЕ! Все дети с удовольствием делают что-то лишь тогда, когда им это интересно. Крохе не «уразуметь» чувство долга и ответственности.
Два правила размещения пособий
1. Лучше всего размещать кубики во время занятия на длинной настенной полочке (по возможности двойной и даже тройной). Оптимальная ширина полки — 15 см, таким же должно быть расстояние между самими полками.
ЭТО ВАЖНО! Такое размещение позволит ребенку без каких-либо искусственных ограничений составлять из кубиков слова, затем их сочетания и предложения. Эта рекомендация обязательна для занятий группы детей в специальном помещении, однако (если позволяют особенности домашнего интерьера) такую полочку нелишним будет иметь и дома.
2. Настенные таблицы и полка для кубиков должны быть размещены выше уровня глаз ребенка. Действительно, если настенные материалы висят близко, на «уровне носа», то этим самым носом недолго в них и уткнуться (а если таких любопытных носиков несколько, то «толкучка» обеспечена). Ведя по таблицам пальчиком вытянутой руки, вставая на цыпочки, подтягиваясь, выпрямляя спинку, малыш совершает самый настоящий мини-комплекс физических упражнений, решая одновременно познавательные задачи.
Николай Александрович советует располагать нижнюю доску полки на высоте поднятой руки ребенка и даже выше — чтобы малышу пришлось потрудиться, забираясь на скамеечку, когда надо поставить на полку кубик. Интенсивная работа глаз лишь укрепляет зрение малыша, которому приходится фокусировать взгляд то на ближних объектах (кубиках и карточках у него в руках), то на дальних (склады на настенных таблицах, кубики на полке).
Ритмичные повторения
Николай Александрович считает, что лучший способ достичь успеха — многократно повторять пройденное. Для того чтобы сделать процесс непременного повторения материала для ребенка увлекательной игрой, необходимо ритмизировать деятельность малыша, «зарядить» ее движением, динамикой, скоростью.
В процессе занятия это может проявляться по-разному: в движениях руки ребенка, многократно встряхивающей кубик за кубиком, в его беге от одного кубика к другому, чтобы получше разглядеть, найти, выбрать нужный, в одновременном «прохлопывании» и пении песенок по таблицам и т.д.
Дети очень любят все ритмичное, и это не случайно. Ритмичные повторения облегчают ребенку восприятие, прекрасно синхронизируют (налаживают взаимодействие) работу двух полушарий головного мозга, а также нервно-психические процессы детского организма. Движения глаз и языка (ребенок ищет склады и проговаривает их) в разных направлениях служат настоящей «гимнастикой» для мозга, а повторение чрезвычайно важно для тех связей, что формируются в нем.
Поэтому все игровые упражнения системы Зайцева следует проводить «на одном дыхании» и повторять многократно, на радость малышу, который будет испытывать удовольствие от того, что у него получается все лучше и лучше, и восторг от того, что его хвалят (это значит, любят) все больше и больше.
Второй «секрет» методики Зайцева: использование складового способа чтения
Методика Зайцева построена на принципе чтения по складам. Это исконно русская единица чтения. Так на Руси издавна учили детей. Складовой принцип чтения положил в основу своей азбуки Лев Николаевич Толстой. Теперь склад снова вернулся к нам. И в этом – заслуга Н. А. Зайцева.
ЭТО ВАЖНО! Склад — это: — слияние согласной с гласной, иначе говоря, «слог слияния», например: МА, ПА, РИ, ЩУ, ЖИ; — отдельно гласная в качестве слога: А-ня, О-сы, Я-ма; — отдельно согласная (в закрытом слоге): коТ-лета, паро-хоД; — согласная с твердым или мягким знаком: РЬ, БЪ, МЬ.
Когда говорим ребенку: «Читай по слогам», как-то забываем, что русский слог может содержать от одной до десяти букв. Вот примеры этому: 1) а, у; 2) он, вы; 3) рак, сад, кто; 4) аист, гриб, сплю; 5) празд-ник, встре-ча; 6) власть, Кремль, взгляд; 7) всплеск и т.д.
До сих пор продолжаются споры о том, как делить слова, как их переносить на письме: ЛО-ЖКА или ЛОЖ-КА, КА-СТРЮЛЯ, КАС-ТРЮЛЯ или КАСТ-РЮЛЯ? Границу между слогами определить довольно сложно, а вот между складами легко: ЛО-Ж-КА; КА-С-Т-РЮ-ЛЯ. И всем становится понятно, что переносить можно в любом месте «стыковки» складов.
Эффективно использовать склад в обучении ребенка чтению помогут ДВА основных «фактора» – слагаемых успеха системы Н. А. Зайцева: 1) специальная система из 236 складов; 2) специальный инструментарий – комплекс учебных материалов, называемый для краткости «Кубики Зайцева».
1. В методике Н. А. Зайцева все существующие в русском языке 236 складов выведены в определенной системе (чего нельзя сделать со слогами): — склады, произносимые с большим объемом резонатора (челюсть опущена, язык отведен назад и вниз), типа МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М; — склады, произносимые с маленьким объемом резонатора (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперед и почти вверх), типа МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ.
Такая система подачи складов не случайна. Николай Александрович учитывает то, что в русской речи присутствуют два тона: низкий и высокий. Чем тверже (с большим объемом резонатора) научится произносить ребенок твердые звуки и чем мягче (с меньшим объемом резонатора) — мягкие, тем четче будет его артикуляция, а значит, отчетливой и понятной станет речь.
ЭТО ВАЖНО! «Отработать» произнесение гласных звуков малышу помогут «образные» подсказки в виде клубнички и землянички, нарисованные на гранях кубиков с гласными буквами. Представляя у себя во рту на язычке то большую ягодку, то маленькую, ребенок старается открыть ротик так, как требуется для произнесения звука. Чем больше малыш исполняет «песенки» с гласными и согласными звуками, тем интенсивнее происходит тренировка артикуляционного аппарата.
2. Склады помещены на грани кубиков двенадцати видов и в настенные таблицы двух видов: — в «Таблице № 1» склады соотнесены по звонкости-глухости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / П-ПА-ПО-ПУ-ПЭ), а в «Таблице № 2» – по твердости-мягкости (Б-БА-БО-БУ-БЭ / БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БЕ).
ЭТО ВАЖНО! Благодаря кубикам и таблицам ребенок видит склады мобильно, как бы с разных сторон, что предельно облегчает ему их запоминание, узнавание и воспроизведение.
Таблицы и кубики со складами в системе Н. А. Зайцева дополнены другими пособиями автора, которые все вместе составляют игровой (учебный) комплекс «Кубики Зайцева». Такой комплекс позволяет научить ребенка плавному слоговому чтению, минуя этап отрывистого слогового чтения, и значительно сокращает время овладения чтением целыми словами.
ЭТО ВАЖНО! Малыши двух-трех лет овладевают навыками чтения и письма по «Кубикам Зайцева» в различных видах деятельности в среднем через восемь-девять месяцев домашних занятий (при условии проведения занятий 3–4 раза в день по 5–10 минут), а то и раньше.
Освоение навыка чтения по складам происходит постепенно, в два этапа. Первый этап«неполного узнавания». Ребенок двигается от таблицы к таблице и вслед за взрослым показывает, повторяет, прочитывает тот или иной склад. С помощью взрослого или по его указанию малыш выбирает нужные склады на кубиках для составления слов, а потом озвучивает написанное.: восприятие и узнавание складов. Сначала у ребенка формируются визуальный и звуковой образы складов в так называемом режиме
Результат: у ребенка возникает чувство, что склад, который он видит, ему уже знаком. Второй этап: воспроизведение складов. Ребенок все более уверенно и самостоятельно находит и произносит склад за складом.
Результат: ребенок полностью овладевает навыком складового чтения.
Третий «секрет» методики Зайцева: освоение четырех видов деятельности (Классификация)
Основные виды деятельности ребенка с «Кубиками Зайцева» – это:
· Классификация кубиков.
· Озвучивание кубиков и таблиц.
· Поиск.
· Письмо и чтение слов.
(Список дан в логической последовательности. )
ЭТО ВАЖНО! Для малышей до трех лет эти виды деятельности следует последовательно чередовать в разных занятиях (одно занятие – один вид деятельности). Для детей старше трех лет полезно чередовать все виды деятельности (или их большинство) в течение одного занятия.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Классификация – это распределение кубиков на отдельные группы. По убеждению Н. А. Зайцева, сортировку кубиков на те или иные группы в состоянии делать даже двухлетний ребенок.
Вот возможные варианты группировки кубиков:
· По размеру
· По цвету
· По цвету и звучанию
· По размеру, цвету и звучанию
· По гласным буквам
· По согласным буквам.
1. Классификация по размеру. Пример: «Посмотри, вот большой кубик, а вот маленький кубик. Покажи большой кубик, покажи маленький. Теперь принеси еще один большой кубик. Мы будем складывать большие кубики вот сюда…». ЭТО ВАЖНО! Вводить в упражнения двойные кубики лучше после того, как ребенок усвоит классификацию по размеру больших и маленьких одиночных кубиков.
2. Классификация по цвету. Пример: «Посмотри, вот серый кубик, вот коричневый, а это – желтый. Покажи серый кубик, покажи коричневый, покажи желтый. Теперь принеси еще один серый кубик. Мы будем складывать серые кубики вместе…».
3. Классификация по цвету и звучанию. Пример: «Покажи серый кубик, коричневый, желтый. Все кубики звучат по-разному. Давай потрясем каждый кубик. Этот серый кубик звенит звонко. Такой кубик называется «железным». Этот коричневый кубик звенит глухо. Он называется «деревянный». А этот желтый кубик звучит очень-очень нежно. Он называется «золотой». Покажи железный или серый кубик, деревянный или коричневый кубик, золотой или желтый кубик. Теперь принеси еще один железный кубик…».
4. Классификация по размеру, цвету и звучанию. Пример: «У меня в руках два кубика. Покажи среди этих кубиков большой кубик, маленький кубик. Какого они цвета? Какой звук у этих двух серых кубиков? Положи большой железный кубик в одну сторону (направо), в маленький железный кубик — в другую сторону (налево). Теперь принеси еще один большой железный кубик…».
5. Классификация по гласным буквам. Пример: «У меня в руках два кубика. Какой это кубик? (золотой). А это? (большой железный). Смотри, на золотом кубике буква «А» (грань с буквой «А» на золотом кубике повернута к ребенку). Покажи «А». Скажи: «А». На большом железном кубике тоже есть буква «А». Найди ее и покажи…».
6. Классификация по согласным буквам. Пример: «У меня в руках два железных кубика. Какой по размеру этот кубик? (большой). А этот? (маленький). Смотри, на большом железном кубике я покажу тебе букву «Б» (грань с буквой «Б» повернута к ребенку). Покажи «Б». Скажи: «Б». На каждой стороне большого железного кубика есть буква «Б». Где «Б»? На каждой стороне маленького железного кубика тоже есть буква «Б». Где «Б?».
ЭТО ВАЖНО! В упражнениях на классификацию по буквам название буквы произносится как твердый звук (в данном случае — «б»). Когда ребенок перейдет к упражнениям по озвучиванию складов на кубиках, он будет произносить звуки, обозначаемые одной и той же буквой, по-разному: на большом кубике твердо, а на маленьком — мягко.
Основные этапы освоения классификации 1. Выбор кубика из числа других кубиков. • Выбираем нужный кубик из двух-трех, а потом из пяти-шести других кубиков. • Выбираем нужный кубик из всей россыпи кубиков. 2. Сотрудничество со взрослым. • Ребенок действует вместе со взрослым. • Ребенок действует самостоятельно, по словесному указанию взрослого. 3. Основные варианты деления больших групп кубиков. • Из двух кучек – шесть: большие и большие двойные кубики + маленькие и маленькие двойные кубики = серые (железные), коричневые (деревянные) и желтые (золотые) кубики. • Из трех кучек – шесть: коричневые (деревянные) кубики + серые (железные) кубики + все желтые (золотые) = большие и маленькие кубики. В «серой» и «коричневой» кучках вместе с большими кубиками будут находиться и большие двойные кубики, а вместе с маленькими – маленькие двойные.
Третий “секрет” методики Зайцева: освоение четырех видов деятельности (Озвучивание)
С помощью этого вида деятельности говорить начинают даже самые молчаливые дети!
ОЗВУЧИВАНИЕ
· Озвучивание или пропевание складов – ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени.
· ЭТО ВАЖНО! Пропевание – прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется» произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны.
· Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.
·
· 1. Озвучивание кубиков. Пример: «Вот большой железный кубик. У него есть свое имя. Сейчас я его произнесу: «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» (произношение склада осуществляется одномоментно с последовательным поворачиванием каждой грани кубика «лицом» к ребенку). А теперь произнесем его имя вместе». Взрослый дает кубик малышу, берет его ручки в свои и помогает ему поворачивать кубик и поочередно озвучивать склады.
· Задания ребенку: • Озвучить любой кубик (по своему выбору). • Озвучить кубик, на который указал взрослый (большой деревянный, маленький железный двойной и т. д.).
· 2. Озвучивание таблиц. Пример: «Сейчас мы будем петь очень веселую песенку. Она записана вот здесь (взрослый указочкой обводит «Таблицу № 1»). В песенке будут звучать разные склады. Когда склады будут звучать твердо, мы будем подпрыгивать (или тянуться на носочках). Вот так: «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» (одномоментно с показом указкой складов и их произнесением идет показ того или иного движения). А когда произносим склад мягко, будем приседать (или вставать на пяточку). Вот так: «БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ».
· Задания ребенку: • Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1»), по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»). • Озвучивать столбики с парными согласными по «Таблице № 1» сверху вниз: верхний столбик, потом нижний столбик и т. д. • Озвучивать склады по таблицам строчками: последовательно сверху вниз. • Озвучивать склады в любом другом порядке, последовательно или выборочно, на разные мотивы знакомых детских песенок.
· Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.
Третий “секрет” методики Зайцева: освоение четырех видов деятельности (Поиск)
Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти малыша. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах.
ПОИСК
Поиск – основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов.
1.«Стандартные» задания для поиска
Примеры:
· «Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».
· «Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ» и покажи его».
· «Найди и покажи в слове «БАТОН» склад «БА» (слово составлено из кубиков и уже озвучено)».
· «Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).
· «Найди склад «БА» в этой таблице». («Таблица № 1»)
2.Вариативные задания для поиска
А. Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам Примеры:
· «Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».
· «Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).
· «Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».
Б. Поиск места объекта по заданным ориентирам Примеры:
· «Найди среди кубиков кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», он находится первым в дорожке из кубиков (среди больших железных кубиков, верхним в башенке из кубиков и т. д.) и принеси его».
· «Найди на кубике «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» склад «БЭ». Поверни к себе кубик и посмотри на верхнюю грань».
· «Найди и покажи в слове «БАБУШКА» склад «БА», он находится впереди (крайним слева, первым по счету)».
· «Найди строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в таблице. Это самая первая строчка сверху (первая слева верхняя строчка)».
· «Найди склад «БА» в таблице. Он находится сразу под «Б» («Таблица №1»). Он находится рядом с «Б» в самой верхней строчке (в одном из самых первых столбиков наверху)» («Таблица №2»).
ЭТО ВАЖНО! Поисковую деятельность можно вести не только по таблицам и кубикам, но также и по другим материалам комплекса «Кубики Зайцева», например:
· По карточкам с картинками (пособие «240 картинок»).
Пример: «Найди слово «БЕЛКА».
· По складовым песенкам-попевкам (пособие «Читай и пой»).
Пример: «Найди эту строчку», «Покажи этот склад».
Третий «секрет» методики Зайцева: освоение четырех видов деятельности (Письмочтение)
На этот вид деятельности «работали» все предыдущие. Освоив их, малыш может приступать к одновременному чтению и письму складов и слов.
ПИСЬМОЧТЕНИЕ
Письмочтение – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.
ЭТО ВАЖНО! В системе Н. А. Зайцева письмо – это деятельность по превращению (переводу) звуков в символы (буквы, склады), а чтение — деятельность по превращению (переводу) символов (букв, складов) в звуки.
С помощью кубиков, таблиц и пособия «240 картинок» можно организовать более десятка упражнений по письмочтению!
Как можно ознакомить ребенка с письмочтением по кубикам
Пример. Ребенок наблюдает за действиями взрослого и слушает его объяснения:
1. Давай напишем кубиками твое имя: НИКИТА. Нам нужен маленький железный кубик «НЮ-НЁ-НЯ-НЕ-НИ-НЬ». Что это за кубик? Это «МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ»! Он тоже маленький железный. А нам нужен «НЮ-НЁ-НЯ-НЕ-НИ-НЬ»! Ура, вот и он! ЭТО ВАЖНО! Последовательность озвучивания кубиков может быть разной.
2. Теперь найдем на нем склад «НИ». Вот он! Кладем «НИ». ЭТО ВАЖНО! Кубик нужно поставить найденным складом вверх, если работа проходит на полу, и малыш будет смотреть на кубики сверху вниз. Склад нужно развернуть к лицу ребенка, если кубик находится на уровне его глаз (стоит на полочке, столике).
3. Теперь будем искать маленький деревянный кубик «КЮ-КЁ-КЯ-КЕ-КИ-КЬ». Вот у меня в руках его «братец» – большой деревянный «КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К». Подойдет ли он нам? Конечно, нет! Вот наш «КЮ-КЁ-КЯ-КЕ-КИ-КЬ».
4. Поставим «КИ» рядом с «НИ». Читаем слева направо: «НИКИ». Тебя зовут «НИКИ»? Конечно, надо дописать имя! Какой склад нам нужен? Правильно, «ТА». Поищем большой деревянный кубик «ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т». А вот и он! Ставим его рядом с «КИ». Читаем слева направо: «НИКИТА»!
ЭТО ВАЖНО! При чтении взрослый обхватывает своей рукой руку ребенка с вытянутым указательным пальчиком и касается им каждого склада, одновременно озвучивая их по порядку.
Как постепенно может осваивать письмочтение ребенок
· составлять и прочитывать слова вместе со взрослым;
· дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их;
· дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать на следующие склады своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их;
· самостоятельно составлять слова и прочитывать их.
Какие задания для самостоятельного составления слов можно предлагать ребенку
· составить слово из кубиков или по таблице, глядя на слово-образец на карточке;
· составить слово из кубиков по слову-образцу, написанному по таблице, и наоборот;
· составить слово из кубиков или по таблице без опоры на образец (слово произносит взрослый, слово придумывает сам ребенок).
Методика чтения Зайцева: в чем суть?
Приветствую всех читателей блога.
Сегодняшний материал больше «по вкусу» родителям выпускников детсадов – будущих первоклашек, потому как мы будем учиться читать. Обучение чтению давно негласно легло на родительские плечи. Все школы с нетерпением ждут детей, уже читающих и уже считающих. Нам с вами только остаётся набраться терпения и найти методику, которая позволит быстро и, что немаловажно, — интересно, научить ребёнка читать.
Пожалуй, наиболее востребованной техникой читательского обучения стала методика чтения Зайцева, педагога из Санкт-Петербурга. Чем же она так хороша, что выделяется среди всех прочих?
План урока:
- 1 Как пришла идея и во что она вылилась?
- 2 В чём весь цимус?
- 3 Из чего «сделана» методика Зайцева?
- 4 Хитрости пользования методикой
- 5 А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?
Как пришла идея и во что она вылилась?
Автор современной методики Николай Зайцев – педагог во втором поколении.
Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.
Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.
Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.
А во что это вылилось? В настоящий фурор.
Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.
В чём весь цимус?
Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.
- Во-первых, как мы этот процесс начинаем? Правильно, сначала учим буквы. А вот Зайцев уверен, что совсем необязательно знать названия букв. Очень часто ребенок знает их, а как складываются вместе запомнившиеся на картинках под буками «аист» и «бегемот» – не понимает.
- Во-вторых, после того, как мы выучили буквы, мы пытаемся складывать их в слоги. Что по этому поводу говорит известный педагог? Чтение по слогам для детей усложняет процесс обучения! Ведь русский язык не зря прослыл богатым и могучим. В слове может быть до 10 букв и более, а когда стоят рядом три согласные вместе — вообще беда. Взрослые-то иногда не могут прочитать без ошибок. Например, бегло прочитать «взгромоздиться» или «встряхнуться» для дошкольника почти из мира фантастики. А у «всплеска» вообще один слог!
- В-третьих, как мы привыкли? Сначала учимся читать, потом начинаем писать. А вот зайцевская методика настаивает на обратном: ребёнку легче научиться читать через навыки письма, когда звуки переходят в знаки, а знаки потом превращаются в звуки.
Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.
Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.
Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.
То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.
Из чего «сделана» методика Зайцева?
В зайцевском инструментарии всего 52 кубика, плюс семь повторяющихся для выстраивания слов наподобие «МА-МА» или «БА-БА». Всего 200 складов. Все они отличаются цветом, есть маленькие и большие, одинарные и двойные. Даже для знаков препинания присутствует белый куб. А теперь по порядку и более подробно. Комплект для самых маленьких (а это от двух лет) включает основной набор.
- Большие кубики – это домики для твёрдых складов, маленькие – для мягких. Принцип такого распределения ролей у Зайцева объясняется так: на твёрдых складах рот мы раскрываем больше («МА»), нежели на мягких («МЯ»).
- Двойные – пара склеенных из тех, что «дружат» не со всеми. К таким относятся, к примеру, ШЬ, ШИ, ША.
- Кубки наполнены разным материалом. Есть «железные» и «деревянные». Первые – для звонких складов, вторые – для приглушённых. Гласные «живут» на «золотых». Железно-деревянные предназначены для размещения на них складов с твёрдым знаком, а деревянно-золотые – для тех, у кого есть мягкий знак.
- Все гласные на кубиках красуются голубым, согласные – ярким синим, а знаки (твёрдый и мягкий) – зелёным.
На первый взгляд всё сложно, однако при виде кубиков всё быстро встаёт на свои места и становится понятным.
Склады Зайцева также размещены в таблицах, которые развешиваются в удобных местах, чтобы ребёнок мог глазами найти нужные сочетания. Табличная форма служит дополнительным инструментарием к игровым кубикам.
Материалы можно купить готовые, но можно приобрести и те наборы, которые предназначены для самостоятельного склеивания. Процесс, конечно, трудоёмкий, но если привлечь к нему ребёнка, будет занимательный.
Хитрости пользования методикой
Николай Зайцев уверен, что научиться читать по его методике можно быстрее, если склады не проговаривать, а пропевать. Да и музыкальный процесс намного интереснее для ребёнка.
Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.
Далее происходит освоение таблиц, где пропеваются склады по столбикам и подбираются для них нужные кубики.
Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».
И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.
Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать мелкую моторику, а потом постепенно развивать память, слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.
А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?
То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.
Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание.
- В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
- Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
- В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).
Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.
Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает творческие способности. Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.
Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)
Ну как вам такой способ научить ребёнка читать? Готовы поэкспериментировать или всё-таки проверенным бабушкиным? Делитесь мнениями в комментариях)
Всем успехов в учебе!
Ваша «ШколаЛа»)
Lovesac – Современная мебель | Модульные секционные стулья и кресла-мешки
Toggle Nav
Найти выставочный зал
Главное меню
Учетная запись
Моя тележка
ПРАЗДНИЧНОЕ СОБЫТИЕ – Скидка 20% на Sactionals и StealthTech
ПРАЗДНИЧНОЕ СОБЫТИЕ – Скидка 20% на аксессуары
Праздничное мероприятие – 30 % SACS
Праздничное мероприятие – До 40 % SAC Bundles
Получите хорошее сиденье
Discey’s Disenged
This Please Sease
StealthTech оснащен динамиками и сабвуфером, органично встроенными в Sactional, создавая трехмерную звуковую среду, которая действительно окружает вас. «Разочарованные» от Disney будут транслироваться 18 ноября только на Disney+. (Для просмотра Disenchanted требуется подписка Disney+. Для подписки необходимо быть старше 18 лет.)
Магазин StealthTech
Добавьте StealthTech в свои Sactionals
Представьте, если бы Ваша гостиная была бы лучше, чем быть там?Да. Мы создали StealthTech Sound + Charge, чтобы дать вам объемный звук Harman Kardon с полным эффектом присутствия, незаметный и простой в настройке.
Магазин StealthTech
Добавьте StealthTech к своим Sactional
Immersive 4D
Experience
Динамики и сабвуферы, встроенные в Sactional, обеспечивают непревзойденное чувственное звучание.
В зависимости от ткани
Настройка
Эта запатентованная технология регулирует звуковые частоты в зависимости от конкретных характеристик ткани для последовательного кристально чистого звука.
Специфическая компоновка
Настройка
Запатентованная технология, которая настраивает систему на основе формы конфигурации Sactionals для достижения оптимального качества звука.
Встроенная беспроводная связь
Зарядка
Беспроводные зарядные устройства встроены в переднюю часть каждой стороны Sound + Charge и незаметны, пока телефон не будет помещен сверху.
Опыт StealthTech Live
Невидимая иммерсивная технология прекрасна. Но вам нужно испытать StealthTech Sound + Charge на себе, чтобы поверить в это. Наши демонстрационные залы здесь, чтобы показать вам, как StealthTech может изменить то, как вы получаете удовольствие от развлечений.
Найти демонстрационный зал
Представьте, если бы Вы могли бы наслаждаться полным и тотальным комфортом™?Да. Sac — это наша оригинальная инновация и идеальное облако комфорта для отдыха, игр, электронной почты, чтения и многого другого. А с сотнями доступных чехлов Sacs — идеальный способ сделать любое пространство вашим счастливым местом.
Можно стирать
Поддерживайте чистоту с помощью чехлов, которые можно стирать в машине.
Гарантия на весь срок службы
Гарантия на срок службы всех вкладышей Sac.
Сменный
Выберите один из более чем 200 вариантов чехлов, чтобы обновить свой внешний вид.
60-дневная домашняя пробная версия
Заказывайте со спокойной душой. Total Comfort или ваши деньги обратно.
Для любого пространства
Шесть размеров доступны для любой комнаты в вашем доме.
Бесплатная доставка
Для всех заказов на территории США.
Представьте, если Вы можете превратить свой диван в любой диван, какой захотитеМы это сделали. Инновация, лежащая в основе The World’s Most Adaptable Couch™, — это модульная система дизайна, настолько же гибкая, насколько и стильная, — позволяющая упорядочивать и переставлять в любой конфигурации.
Можно стирать
Держите свои Sactional в чистоте благодаря чехлам, которые можно стирать в машине.
Пожизненная гарантия
Все твердые детали Sactionals имеют пожизненную гарантию.
Возможность перестановки
Бесчисленное количество конфигураций для любой среды.
60-дневная домашняя пробная версия
Заказывайте со спокойной душой. Total Comfort или ваши деньги обратно.
Сменный
Выберите один из более чем 200 вариантов чехлов, чтобы обновить свой внешний вид.
Бесплатная доставка
При заказе на территории США.
Создание, настройка и настройка Perfect Sactionals Setup
Подробнее
Сиденье для хранения Sactionals
Сиденье для хранения Sactionals
Наслаждайтесь большим пространством для хранения, сохраняя при этом цельный вид вашего дивана. Место для хранения Sactionals поддерживается нашей пожизненной гарантией и идеально интегрируется в любую установку Sactionals.
Купить сейчас
Комплект постельного белья для гостей
Нет места для ночлега?
Мы всегда думаем о новых способах сделать Sactionals более адаптируемыми. Превращение их в уютное место для гостей казалось идеальным дополнением.
Хотите увидеть это в своем пространстве?
Получите 5 бесплатных образцов тканей, которые помогут вам найти новые любимые ткани. Кроме того, более 150 вариантов чехлов специально разработаны для машинной стирки.
Хотите получить практический опыт?
Посмотрите, как легко переставить сиденья и борта Sactionals с помощью наших мини-блоков в масштабе 1:17. Перемещайте их, чтобы спланировать идеальную конфигурацию.
Нужны подробности? Положения и условия
*Требуется покупка на сумму не менее 350 долларов США. Должна быть первая покупка. Эта программа доступна только для жителей США.
Удобства и услуги отеля | Фор Пойнтс Шератон
Пункт назначения
Пожалуйста, введите действительный пункт назначения.
Прозрачный Даты пребывания
Гибкий в декабре – 1 Ночь Регистрироваться — Проверить
flexibleDateSearchlengthOfStay123456789
Когда бы вы хотели поехать?
дек 2022 янв 2023 фев март апрель май июнь июл авг сен окт ноя декСколько ночей?
1 ночь2 ночи3 ночи4 ночи5 ночей6 ночей7 ночей8 ночей9 ночей
Номера и гости
1 Номер , 1 Взрослый , 0 Дети
Номера
1 Комната2 Комнаты3 Комнаты4-9 Комнаты10-25 Комнаты26+ Комнаты
Взрослые (максимум: 6 гостей/номер)
Дети (максимум: 6 гостей/номер)
012345
Ребенок: возраст (только для первой комнаты)
Менее 11234567891011121314151617
Специальные цены
Никто
- Никто
- ААА/САА
- Скидка для пожилых людей
- Правительство и военные
- Корпоративный/Промо
Введите код
useRewardsPoints Использовать баллы
В Four Points by Sheraton есть все, что вам нужно, чтобы расслабиться в дороге.