Разное

Кризис семи лет его сущность и особенности: Кризис 7 лет у ребенка

Содержание

Кризис 7 лет у ребенка

Содержание

  • Суть и особенности
  • Причины
  • Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
  • Продолжительность
  • Как справляться: советы родителям от психологов
  • Последствия

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным.

Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками.

Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе.

На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя.

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

исследования ученого, симптомы, признаки, новообразования, советы родителям

Кризис 7 лет – это один из переломных моментов развития ребёнка, отделяющий один возрастной этап от другого.

Процесс перестройки личности, сознания представляет собой комплекс внутренних изменений. Кризис может начаться в 5, 6 или 8 лет и длиться от нескольких месяцев до пары лет.

Его протекание напрямую зависит от индивидуальных особенностей, а также степени благоприятности окружающей среды, стиля воспитания, ситуации успеха.

Содержание

  • Советский учёный, психолог, педагог
  • Симптомы и признаки
  • Новообразования
  • Длительность протекания
  • Позитивные аспекты
  • Негативная сторона
  • Как общаться с ребёнком и реагировать на проявления?
  • Главные ошибки родителей
  • Полезное видео
  • Заключение

Советский учёный, психолог, педагог

Л. С. Выготский – это знаменитый российский психолог, один из основателей нейрофизиологии, значимая фигура для нескольких поколений отечественных, зарубежных исследователей психологической науки.

Сегодня на его работы опираются представители:

  • культурно-исторической теории;
  • социокультурные психологи;
  • когнитивисты;
  • антропологи;
  • лингвисты.

Изучая развитие детей, ученый создал, развил несколько направлений в психологической педагогике:

  • педологию;
  • коррекционную педагогику.

На основании его идей была создана новая демократическая школа. Он не является автором методик, но его теоретические наблюдения легли в основу практических разработок известных педагогов. Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им полноценное применение.

Особенно актуальными его идеи видятся сейчас. Идеи учёного вошли в обязательный багаж знаний педагогов во всём мире. Причина продолжающегося влияния Выготского в том, что он показывает важность элементов, ускользающих от внимания.

Симптомы и признаки

Во время перехода с одной возрастной ступени на другую дети сильно меняются, становятся трудновоспитуемыми. Ребёнка 7 лет отличает утрата детской непосредственности – недостаточно дифференцированной внутренней, внешней жизни.

Переживания, желания и их выражения, поведение, деятельность обуславливаются объективными причинами. Дети утрачивают наивность, прямолинейность. Помимо внешних изменений (активный рост, смена зубов) они ярко, открыто демонстрируют симптомы периода внешне:

  • манерничество;
  • капризность;
  • вертлявость;
  • паясничанье;
  • клоунада.

Наивность и непосредственность означают, что ребёнок внешне такой же, как и внутри. Утеря такой личностной черты означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному старшему дошкольнику.

Кратко о проявлениях: переживания приобретают смысл, обобщаются, появляется логика чувств. К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко, коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Новообразования

Потеряв непосредственность, ребёнок обретает относительную свободу от окружающей действительности за счёт произвольности психической и поведенческой активности.

Дети начинают осознавать собственные переживания. Л.С. Выготский особенно подчёркивал разницу между наличием определённого чувства и его принципиальной дифференциацией, осмыслением.

В этом возрасте формируются:

  • требовательность к себе;
  • самооценка;
  • уровень запросов к собственно успешности.

Эти новообразования начинают опосредовать деятельность ребёнка, являясь закономерным следствием осознания, обобщений испытываемых чувств.

К 7 годам значительно расширяется кругозор – в общении с окружающими появляются новые темы, которые связанны с более важными, а иногда риторическими вопросами бытия, которые связаны с поиском собственного места в огромном мире.

Дети проявляют интерес к:

  • политике;
  • происхождению мира;
  • жизни других народностей;
  • границам реальности;
  • вопросам этики, морали.

Активно расширяется не только сфера интересов старшего дошкольника, но и круг социальных связей. Взаимоотношения со сверстниками, значимыми взрослыми становятся более важными.

Отличительной характеристикой социального взаимодействия выступает опосредованность отношений характерными правилами поведения. Вхождение в новую, незнакомую общность закономерно предъявляет требования к проявлению личностных черт, характеру.

Дети понимают, как правильно себя вести в общении с другим человеком, находясь в определённых условиях. При установлении контактов ребёнок действует уже не под влиянием резко возникших порывов, а с обязательным учётом характеристик, которые задают контекст конкретной ситуации.

К концу дошкольного возраста преобразуется и характер общения со сверстниками:

  1. Усиливается субъектное отношение.
  2. Появляются устойчивые, близкие связи, не зависящие от конкретных обстоятельств общения.
  3. Формируется дружба, привязанность, забота, эмпатия.
  4. Учитываются специфические для детского сообщества правила поведения.

Знакомство с принципиально новой социальной общностью становится смыслом существования ребёнка на данном возрастном этапе. Реакция членов группы на поведение старшего дошкольника выступает главным показателем того, насколько успешно проходит период адаптации.

Чтобы завоевать общественное признание, дети должны вести себя определённым способом, оправдывать возложенные на них ожидания.

Примечательно, что эти правила не оформлены в чёткие инструкции, а существуют в виде конкретной социальной роли. Дети 7 лет начинают выделять такой критерий, как социальный статус человека. В связи с этим особую содержательную наполненность приобретает для детей и их будущее.

Способность и потребность к социальному функционированию – осуществлению общественно значимой, одобряемой деятельности становится одним из главных новообразований кризиса.

Длительность протекания

Кризисный этап в жизни ребёнка может начаться задолго до наступления семи лет, например, в 5.

У одних детей он протекает не сильно выраженно или остро, заканчивается уже спустя нескольких месяцев.

Другие дети демонстрируют все возможные проявления кризиса, а сам этап может длиться пару лет.

Многие родители отмечают, что ребёнок становится непослушным, упрямым, раздражительным, капризным именно в преддверии школы. Поведение детей преимущественно в это время становится демонстративным, вызывающим. Мышление старшего дошкольника становится более критичным, логическим. Он способен точно анализировать, оценивать окружающую действительность, поведение других людей.

Теперь на смену неопределённым мечтам о взрослости приходит желание стать полноценным членом общества, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за результат любой деятельности.

При этом старший дошкольник преимущественно противопоставляет себя родителям, вступает в противоречие в попытках отстоять собственную независимость. Дети 7 лет замечают различные мелочи, которые раньше ускользали из поля внимания, использовать наблюдения в качестве аргумента во время спора.

Позитивные аспекты

К позитивным моментам кризиса 7 лет можно отнести приобретения, которые формируются по успешному завершению сложного жизненного этапа. Среди них:

  • самостоятельность;
  • интерес к учебной деятельности;
  • появление новых увлечений.

Развитие ребёнка приобретает разносторонний характер, что неизменно сказывается на его дальнейшем будущем. Дети начинают активно проявлять свою самостоятельность, однако интерес к определённому занятию, после которого не следует одобрение или похвала, быстро пропадает.

Ребёнку открывается необъятный комплекс эмоций, переживаний, он становится уязвимым и обидчивым, учится контролировать собственные чувства, что в дальнейшем во многом определит характер эмоциональных контактов, в первую очередь, с родителями.

Негативная сторона

К негативным проявлениям кризиса 7 лет можно отнести непослушание, капризность, раздражительность, негативизм или отрицание правил, запретов. Ребёнок часто начинает вступать в конфликтные ситуации, пытаясь оспорить ранее выполняемые обязанности.

Подобная реакция нередко вызывает ответную раздражительность со стороны родителя. Дети становятся скрытными, начинают хитрить, осознанно врать даже в ситуациях, где ложь объективно не оправданна. Упрямство демонстрируется не из-за определённых условий, а по причине плохого настроения на данный момент времени.

Как общаться с ребёнком и реагировать на проявления?

Кризис 7 лет – это этап, который переживается не только самим ребёнком, но и всем его близким окружением. Родителям следует создавать оптимальные условия для доверительного общения, выражать негативные чувства приемлемым способом, выстраивать взаимодействие с ребёнком на равных:

«Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь (злость, обиду, печаль, страх) и не хочешь выполнять мою просьбу, но пойми и меня, я тоже испытываю (разочарование, обиду, усталость). Давай мы вместе постараемся придумать способ, который поможет избавиться от плохих эмоций».

  1. Позитивное оценивание ребёнка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения – «Ты большой молодец», «Я заметила, как сильно ты старался, выполняя эту работу», «У тебя здорово получается».
  2. Грамотно указывать на допущенные ошибки, указывая на способы исправления – «Это здорово, но, мне кажется, если чуть-чуть переделать, будет намного лучше. Проверим?».
  3. Организация продуктивной деятельности – предложение разнообразных форм творчества, игр на развитие познавательных процессов.
  4. Личные разговоры. Желательно каждый день обращаться к ребёнку с вопросом о том, что произошло за день – чем он доволен, а что расстроило, понравилось ли ему заниматься, чего бы он хотел.

Для формирования у ребёнка позиции школьника следует уделять особое внимание формированию произвольного поведения – умения планировать свою активность, подбирать оптимальные средства для решения задачи, анализировать результаты. Для начала можно предложить ему рассказать, какой путь он бы выбрал, если шёл от дома до магазина.

Главные ошибки родителей

Самая распространённая деструктивная модель поведения родителя – это игнорирование или ответная агрессия.

  1. Детей нельзя наказывать за манерничество или непослушание.
  2. Нельзя относиться к внутреннему миру ребёнка с иронией или негативом.
  3. Родитель должен помочь старшему дошкольнику справиться с нахлынувшими эмоциями, новыми обязанностями, желаниями или побуждениями.

Полезное видео

Как пережить кризис семи лет? Советы в видео: