Разное

Кризис первого года жизни: Кризис 1 года у ребенка – характеристики кризиса первого года жизни

Содержание

Праздник непослушания, или кризис одного года

Еще совсем недавно он был таким послушным, ласковым, милым, а теперь – это просто маленький тайфун, несущийся своим путем и не желающий слушать ваши увещевания. На улице он вырывается из ваших рук и бежит в самую глубокую лужу или, наоборот, все время просится на ручки и с высоты маминого роста желает всю прогулку рассматривать во-о-н тех птичек. Дома ему непременно нужно все открыть, разобрать, сломать, перевернуть и рассыпать.

Если ребенок согласился остаться один, да еще и затих – нужно срочно бежать и спасать и его, и окружающие предметы. Да и ночью не лучше: просыпается через каждый час и требует маму. А как сложно стало его накормить! Он хватает в обе руки ложки, чтобы постучать ими по голове, отбирает чашку с молоком, чтобы побрызгаться им, выкидывает половину еды под стол (и если вы не успеете ее собрать, он непременно постарается там ее доесть), возмущенно кричит и показывает на стол и холодильник, требуя новых блюд. При этом то, что вы долго и любовью готовили для него, он доедать не хочет и изо всех сил забивает рот хлебом.

Знакомо?

Между тем, ничего страшного не происходит. Это кризис первого года. В период от девяти месяцев до полутора лет он бывает у всех. И главное, что нужно для себя уяснить, – после любого кризиса наступает период спокойного и стабильного развития. До следующего кризиса.

А кто обещал, что будет легко? Впрочем, не так уж страшен кризис, как его малюют, если вы будете четко представлять, что и почему происходит с вашим годовалым ребенком.

Я сам!

Для кризиса первого года характерны следующие признаки :

  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.

Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.

Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.

Разрешать или запрещать?

Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли.

Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии маленького человека. Таким образом он проверяет, насколько прочны социальные рамки и чего можно добиться плачем. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка. Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого.

Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения.

Известный английский психоаналитик Винникотт заметил, что если мама оставила на полу пакет с гречкой, и его тут же рассыпал восьмимесячный ребенок, винить в этом стоит скорее маму, а не ребенка. Винникотт советует, чтобы в доступных для малыша ящиках лежали только те вещи, которые ему позволено трогать. Можно даже некоторые «безопасные» ящики оставлять открытыми. В таком случае у ребенка вряд ли возникнет необходимость лезть в сервант с вашим парадным сервизом.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену.

Например, на кухне, где так много заманчивых взрослых вещей, вроде горячей сковородки или острых ножей, можно найти не менее притягательные, но куда более безопасные пластмассовые миски или корзинку с луком и чесноком – пусть разбирает и складывает снова. Можно выдать и небольшую небьющуюся тарелочку с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш рассадит вокруг кукол и мишек и угощает их. Вот вам одновременно и развитие сюжетной игры, и мелкой моторики, и полчаса свободного времени для мамы.

Вместо стремянки, которая, словно магнит, тянет к себе малыша, можно предложить устойчивую небольшую подставку, на которую можно забираться и снова слезать.

Последствия от «безобразной еды» можно свести к минимуму, если заменить нарядную скатерть практичной клеенкой, а малышу повязать большой резиновый нагрудник с «корытцем» для не попавших по назначению крошек и вручить ему ложку. Конечно, в рот ему попадет в лучшем случае половина еды, зато он будет есть САМ!

Ваш малыш не любит столь полезные игрушки с отверстиями геометрической формы, в которые нужно засунуть нужные фигурки? Зато его не оторвать от стиральной машины, где в бешеном вихре вращается белье. Попробуйте вместе с малышом загружать и разгружать стиральную машину, обычно детям очень нравится складывать белье в окошко машины, а потом вытаскивать его оттуда. Годовалый карапуз уже вполне может вам помочь в этом нелегком деле. Заодно поговорите о том, как называется одежда – трусики, майка, рубашка, платье.

Ваш ребенок безобразно ведет себя в ванне – вырывается, наотрез не хочет купаться? Но, может быть, он согласится искупать свою уточку или куклу?

Иногда малышу приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что же, это удел взрослеющего человека. Вы сами всегда ли делаете только то, что вам хочется? Попробуйте неприятную процедуру превратить в игру. Например, от боли в горлышке врач велел делать ингаляции. Налейте в большую миску или таз горячий отвар ромашки или содовый раствор, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись вместе с малышом полотенцем, посмотрите на них. Если ему страшно под полотенцем, тогда придется переместиться в хорошо прогретую ванную. Там можно в тазу с целебным раствором пускать бумажные кораблики, дуя на них изо всей силы.

Для того, чтобы попарить озябшие ручки, можно вместе мыть кукольную посуду в большой миске с горячей водой.

Развиваем речь

Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка. Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»).

Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: “Я увидел машину, посмотри и ты на нее!”. Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Источники

  • Wagner R. , Meißner J., Grabski E., Sun Y., Vieths S., Hildt E. Regulatory concepts to guide and promote the accelerated but safe clinical development and licensure of COVID-19 vaccines in Europe. // Allergy – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33887070
  • Al-Tammemi AB., Tarhini Z., Akour A. A swaying between successive pandemic waves and pandemic fatigue: Where does Jordan stand? // Ann Med Surg (Lond) – 2021 – Vol65 – NNULL – p.102298; PMID:33880181
  • Koweyes J., Salloum T., Haidar S., Merhi G., Tokajian S. COVID-19 Pandemic in Lebanon: One Year Later, What Have We Learnt? // mSystems – 2021 – Vol6 – N2 – p.; PMID:33879497
  • Przednowek T., Stacey C., Baird K., Nolan R., Kellar J., Corser WD. Implementation of a Rapid Post-Code Debrief Quality Improvement Project in a Community Emergency Department Setting. // Spartan Med Res J – 2021 – Vol6 – N1 – p.21376; PMID:33870002
  • Desilets J., Lee CS., Fang W., Hinkle DM. Mortality risk associated with endophthalmitis in West Virginia. // Int Ophthalmol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33861381
  • Monte-Soldado A., López-Masramon B., Rivas-Nicolls D., Andrés-Collado A., Aguilera-Sáez J., Serracanta J., Barret JP. Changes in the epidemiologic profile of burn patients during the lockdown in Catalonia (Spain): A warning call to strengthen prevention strategies in our community. // Burns – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33858713
  • Eubank JM., Burt KG., Orazem J. Examining the psychometric properties of a refined perceived stress scale during the COVID-19 pandemic. // J Prev Interv Community – 2021 – Vol – NNULL – p.1-14; PMID:33855930
  • Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med – 2021 – Vol36 – N3 – p.260-264; PMID:33853696
  • Wang R., Zhong R., Liang H., Zhang T., Zhou X., Huo Z., Feng Y., Wang Q., Li J., Xiong S., Li F., Liang W., He J. Thoracic surgery and COVID-19: changes and managements during the pandemic. // J Thorac Dis – 2021 – Vol13 – N3 – p.1507-1516; PMID:33841943
  • Ogura Y., Gum JL., Steele P., Crawford CH., Djurasovic M., Owens RK., Laratta J., Brown M., Daniels C., Dimar JR., Glassman SD., Carreon LY. Drivers of in-hospital opioid consumption in patients undergoing lumbar fusion surgery. // J Spine Surg – 2021 – Vol7 – N1 – p.19-25; PMID:33834124

Кризис первого года жизни ребенка – поднимаем панику или соблюдаем спокойствие?

Комсомольская правда

ИнтересноеИнтересное

15 марта 2017 14:30

По мере приближения малыша к годовалому возрасту родители начинают замечать изменения в его поведении и частые перепады настроения

 Фото: Евгения ГУСЕВА

Он начинает больше капризничать, обычно это проявляется в том, что ребенок отказывается спать, пытается есть сам и начинает кричать и вырывать ложку, если мама хочет помочь, часто плачет, вопит, кусается, упрямится по мелочам.

Если все это вам знакомо – у вашего ребенка кризис первого года! Почему возникает кризис? Как помочь ребенку справится с трудностями переходного момента? Стоит ли родителям волноваться о наступлении кризиса первого года в жизни малыша?

К одному году ребенок уже начинает понимать, что он и взрослые – это разные существа.

Психофизическая связь между ним и родителем ослабевает. У него начинает формироваться собственное «Я». Малыш в этот период интенсивно развивается – учится говорить, ходить, приобретает новые умения. Он проявляет определенную долю самостоятельности и свое «Я». Это выражается в формировании навыков ходьбы, взаимодействии с различными предметами, желании все брать в руки и пробовать на вкус. Однако ребенок еще мал, и родителям приходится постоянно за ним присматривать, ограничивать его действия, забирать и прятать многие предметы, ранее находившиеся на виду. Естественное любопытство и стремление приобрести новый опыт у маленького человека не реализуются в полной мере, а многочисленные запреты вызывают бурный протест. Особенно они выражены, если ребенок замечает, что другие могут брать в руки интересующие их предметы, а ему почему-то это делать не разрешают. В таком случае лучше сразу убрать все острые, режущие, хрупкие и ценные предметы из досягаемой для ребенка зоны. Если родители что-то решили запретить, то нужно придерживаться этой позиции и не поддаваться на провокационные капризы.
В понятной для малыша форме следует объяснять отказ. Если уделять детям достаточно внимания и играть с ними, учить заниматься с соответствующими возрасту игрушками, то обычно они меньше тянутся к посторонним предметам.

Дети начинают ходить в разном возрасте – от 9 месяцев до 1 года 2-х месяцев. По мере приобретения уверенности в ходьбе они осваивают новое пространство, а значит, необходимо заранее позаботиться об их безопасности. Уберите во всех комнатах все потенциально опасные предметы, закрепите дверцы шкафов, спрячьте электропровода и закройте розетки, проверьте, насколько надежно закреплены карнизы с занавесками, и т.п. Чем лучше организовано пространство в доме, тем с меньшим числом травм, запретов и ограничений столкнется ваш ребенок, соответственно, и поводов для капризов будет меньше. В допустимых случаях поощряйте детское любопытство и приобретение нового опыта.

Ребенок в этом возрасте еще не может самостоятельно себя обслуживать, не может понятно объяснить свои желания, однако он проявляет свое «Я» и пытается действовать. По этой причине возникает множество капризов. Порой проще накормить ребенка, чем ждать, пока он сам управится, и помогать ему при этом. Однако нужно понимать, что только так он сможет обрести новые навыки и постепенно стать более самостоятельным и независимым от взрослых. Родители не всегда сразу перестраиваются, так как привыкли заботиться о ребенке и опекать его во всем, но настало время учитывать его желания и считаться с его личностью. Если малыш капризничает, то нельзя кричать на него и требовать полного послушания, стоит разобраться в ситуации и действовать по обстоятельствам. Существуют разные методы, позволяющие успокоить ребенка, научить его понимать слово «нельзя» и меньше капризничать. Если для подавления детских капризов используется крик, то это только усиливает плач и учит ребенка в дальнейшем прибегать к такому же поведению.

В год малышу необходимо больше общения, чем в первые месяцы жизни. Он учится разговаривать, пополняет словарный запас, у него появляются новые желания, но он не может выразить свои ощущения и эмоции, рассказать о своих потребностях, поэтому часто капризничает. Попробуйте в такой ситуации успокоить ребенка и понять его состояние, выяснить, чего же он хочет.

Кризис, проявляющийся капризами, свидетельствует о том, что родителям пора менять отношение к своему чаду, а значит, и свое поведение. Если во время кормления ребенок тянется к ложке, то дайте ему в руку, пусть он учится есть сам. Возьмите другую, чтобы продолжить кормление, и не бойтесь, что ребенок перепачкается кашей, вы его потом просто умоете. Наберитесь терпения, если ребенок захочет сам надеть что-либо из одежды, и только помогайте. Настало время многому учиться, следует поощрять его стремление к обретению новых умений и самостоятельности. Теперь все чаще надо делать что-то не за ребенка, а вместе с ним, тогда у него сформируются интерес к самостоятельной деятельности, положительная самооценка, а в характере будут заложены уверенность и жизнерадостность.

В этот период формируется основная модель взаимоотношений детей и родителей, которая повлияет на детский характер и последующие отношения. Хорошо, если любящие родители с первых месяцев жизни считают ребенка полноценной личностью, у которой имеются свои чувства, эмоции и потребности, а свои обязанности по воспитанию они видят в том, чтобы помогать ему расти и развиваться. Тогда они легче перестраиваются и развиваются вместе с ребенком.

Кризис первого года проявляется практически у всех малышей повышенной активностью, резким изменением настроения, вспышками недовольства и даже гнева, упрямством, а также нарушением сна, снижением аппетита. Негативные эмоции ребенок может выражать не только плачем и криком, но и топаньем ногами, кусанием. Под влиянием эмоций слова у него становятся многозначными, а их смысл зависит от конкретной ситуации. У девочек кризис обычно завершается к полутора годам, а у мальчиков продолжается до 2-х лет.

За это время они усваивают огромное количество информации, многое узнают о мире, становятся более крепкими физически, свободно передвигаются, пользуются осязанием и многое определяют на ощупь, говорят и в состоянии более понятно выражать свои эмоции. Родителям нужно уже не ограждать ребенка полностью от внешнего мира, а напротив, помогать учиться с ним взаимодействовать. Ребенок в период кризиса оказывается в двойной ситуации. С одной стороны, он уже много знает о мире, проявляет любознательность и инициативу, а с другой – он еще не может со всем справиться без помощи родителей, поэтому проявляет возмущение против излишней заботы и в то же время боится оказаться без мамы, все время держится рядом с ней. В таком положении капризы у детей неизбежны, а постичь их причину могут не все взрослые.

В классическом варианте кризис первого года проявляется у детей в обычных делах. Ребенок упрямится во время приема пищи, одевания, на прогулке. Если он еще не может что-то сделать сам, то он хотя бы будет сопротивляться и не позволит это выполнить другим. Если он еще не умеет держать ложку и есть самостоятельно, то и из ваших рук есть не станет и выплюнет пищу. Накормить его удастся, только когда он сильно проголодается. В этом возрасте справиться с негативным поведением ребенка помогает наглядный пример. Покажите картинку, где мальчик кушает, и ваш малыш тоже съест пару ложек каши, покажите медвежонка в штанишках, и он позволит себя одеть, ну а купаться лучше, конечно, вместе с любимой игрушкой.

У ребенка еще не сложилась собственная система ценностей, он не понимает мотивов своего поведения, а его внутренний мир только начинает формироваться. В этот период малыш учится понимать свои ощущения и желания, и важно учить соотносить их с интересами других людей. Он не может сам давать оценку себе и своему поведению, поэтому для него большое значение имеет реакция взрослых. Одобрение и похвала с их стороны помогают ребенку ориентироваться в том, что можно, а что нельзя. Получая их, ребенок добивается признания у взрослых. Он смело демонстрирует свои умения и, получая подкрепление (положительную оценку), вырабатывает в себе инициативность, уверенность, манеру поведения в обществе. В случае неодобрения он понимает, что так поступать плохо, хотя управлять своими поступками сознательно еще не может и порой проявляет настойчивость и упрямство.

Если на этом этапе развития ребенку не предоставить возможность проявлять самостоятельность, подавлять инициативу и не поощрять интерес к новому, то уже к 3-5-ти годам он окажется пассивным. В дальнейшем будет очень трудно приучить его к самообслуживанию, домашнему труду, найти занятие по душе. Если за ребенка все делает мама или бабушка, то ему уже не хочется проявлять инициативу, а затем пассивность распространяется на все сферы жизни (игру, учебу и др.). Именно поэтому для родителей важно вовремя заметить перемены в поведении сына или дочки и понять, что капризы – это не признак плохого воспитания или характера, а сигнал для изменения поведения.

Если взаимоотношения ребенка и родителей постоянно изменяются с учетом развития малыша, то кризисы протекают почти незаметно. Если же родители не успевают адекватно реагировать на его самостоятельность и взросление, то кризисы протекают тяжело и заставляют их меняться.

Чем более наблюдательными и понимающими оказываются родители, тем легче им выработать новую тактику поведения, а значит, кризис первого года пройдет для них и ребенка менее болезненно. Справиться с капризами помогут также разумные приемы. Запрещая ребенку что-то делать, предоставьте ему другой вариант – отвлеките внимание, дайте в руки игрушку, придумайте новое занятие. Находите для малыша альтернативные возможности, например нельзя рисовать на стенах, но можно на ватмане, прикрепленном к двери детской комнаты. Пусть дозволенного будет значительно больше, чем отказов и запретов, выражающихся в форме «нет» и «нельзя». Стоить заметить, что если ребенку достаточно много разрешают, чаще говорят «да», чем «нет», то он спокойнее воспринимает запреты и отказы. Он быстро запоминает, что если мама или папа сказали «нельзя», то это действительно так, и не пытаться капризом добиться своего.

Терпение и понимание взрослых помогают уменьшить проявление негативных эмоций у маленьких детей и выйти на новый этап своего развития. При благоприятном течении кризис первого года в жизни ребенка вскоре заканчивается, и наступает относительно спокойное время. До 3-х лет малыши вполне послушны и редко капризничают. За это время они многому успевают научиться – и, что наиболее важно, разговаривать.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика»

Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : ООО “Центр медиа”, Омск, ул. Жукова, 78, 2 этаж (вход с ул. Маяковского) ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 644010 Контактный тел. Отдел рекламы +7 (3812) 290-150, отдел распространения +7 (3812) 290-144, редакция +7 (3812) 290-155. Почта редакции: [email protected] и. о. Редактора Виркунен Наталья Викторовна.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Кризис 1 года у ребенка – признаки кризиса первого года жизни и как он проявляется

28.05.2018

≈ 4 мин время прочтения

Содержание

  • Почему возникает кризис одного года
  • Как проявляется кризис 1 года жизни
  • Что не нужно делать родителям при кризисе первого года
  • Советы родителям как пережить кризис одного года

Что такое кризис одного года и как родители могут помочь малышу пройти через это?

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.


Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир;
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает;
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Характерные признаки кризиса одного года:

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.


Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания. 

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально.

Чего не стоит делать:

  • Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  • Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  • Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  • Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  • Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  • Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  • Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  • Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  • Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  • Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  • Игнорировать малыша.
  • Стараться соблюдать привычный режим дня;
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами;
  • Во всем поддерживать своего малыша;
  • Подавать ребенку только хороший пример;
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность;
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.

  • Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным;
  • Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций;
  • Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире;
  • Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком;
  • Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его;
  • Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь;
  • Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками;
  • Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете;
  • Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу;
  • Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Список использованной литературы

  1. Суркова Л. М. Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет. Генератор полезных советов. Москва: Издательство «АСТ», 2016 . — 224 с.
  2. Монтессори Мария. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития. Москва: Издательство «АСТ», 2014 . — 320 с.
  3. Сурженко Л. А. Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2016 . — 224 с.
Наверх Питание ребенка

Стоит ли переводить годовалого малыша на общий стол?

Молоко матери – идеальная пища для грудного ребенка. Продолжайте грудное вскармливание как можно дольше, в том числе и после введения прикорма, в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Первый прикорм

Первый прикорм ребенка при искусственном вскармливании по месяцам

Материнское молоко — идеальное питание для грудничка, особенно в 1-й год его жизни. Это важный источник питательных веществ и энергии, поэтому ВОЗ рекомендует сохранять кормление грудью как можно дольше, вплоть до двухлетнего возраста.

Первый прикорм

Прикорм ребенка при грудном вскармливании

Мамино молоко — наилучшая пища для младенца, особенно в первые полгода жизни. Оно остается важным источником энергии и питательных веществ и после 6 месяцев, поэтому ВОЗ рекомендует кормить грудью вплоть до двухлетнего возраста.

Первый прикорм

Прикорм по месяцам: какие продукты вводить в прикорм малышу до года

Помешать правильному развитию малыша может не только нехватка питательных веществ, но и их переизбыток.

Кризис одного года – Психологос

Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

С чего все начинается?

Автор – Анна Гришина, сайт supermams.ru – Супермамы

​​​​​​​Приближаясь к первому Дню Рождения крохи, мамы не редко замечают тревожные, на их взгляд, изменения в поведении ребенка. Психологи дают объяснение таким переменам и успокаивают мамочек. Кризис одного года проявляется практически у всех детей, он совсем не страшен.

Первое, что нужно понять родителям о кризисе развития – это то, что кризис возникает перед серьезным скачком в мироощущении ребенка.

Помимо кризиса одного года, ученые говорят о кризисе трех лет и кризисе семи лет. Общее в них то, что мышление ребенка и его развитие выходят на качественно новый уровень. В какой-то степени он возмущен тем, что не понимал «истины» раньше, он несколько отдаляется от родителей, становится самостоятельней и требует большей свободы.

Меняются потребности ребенка, и он не понимает, почему родители не замечают этого сразу. Любая ранее не конфликтная ситуация может вызвать у ребенка бурю эмоций, капризы и истерики.

Что чувствует малыш?

В год ваш малыш становится все самостоятельней. Он передвигается по комнате без вашей помощи, дотягивается до вещей на полках и тумбочках, делает первые шаги. Развитие ребенка происходит стремительно.

Главным открытием в этот период для ребенка является то, что мама и папа – это взрослые. Они не такие как он. Им разрешено больше, чем ему, они умеют больше, чем он. Кроха впервые осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер.

Когда маленький человечек переживает кризис одного года, ему кажется, что вы запрещаете ему грызть провода и собирать окурки на улице, потому что не любите его. Он не понимает, чем эти предметы отличаются от «разрешенных». Он уверен, что вы препятствуете его познанию мира и его развитию своими запретами.

Ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот. Хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду. И что очень важно – хочет общаться. К сожалению, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что так хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным.

Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу.

Покажите ребенку, как самому вымыть руки перед едой, как самому держать ложку, нажимать на звонок, когда пришли с прогулки и т.д. Воспитывать ответственность и самостоятельность в ребенке нужно с самого раннего детства.

Чего нельзя делать, когда у ребенка кризис одного года?

Как вы уже поняли, кризис развития – это естественный процесс. У разных деток он проходит по-разному, начинается когда раньше, а когда позже года, но проходят через это практически все. Так что, не стоит упрекать ребенка и считать, что он перед вами кругом виноват. Не нервничайте, не кричите на ребенка и не говорите ему грубые слова.

Дайте ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.

В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Купите малышу пальчиковые краски, детскую дудочку (мой сын играет на дудке с 7 месяцев – это весело! ), металлофон и т. д. Именно в кризис развития ребенка как никогда привлекает все новое и неизвестное.

НЕ начинайте потакать всем капризам ребенка, не балуйте его – кризис одного года кончится, а капризы останутся.

Переживая кризис одного года, бывает, малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это тоже один из признаков кризиса развития, который скоро пройдет. Возможно, иногда вам придется отложить шопинг, или взять ребенка с собой. Постарайтесь не оставлять ребенка в слезах и истерике, даже если с ним кто-то из близких.

Повторюсь еще раз – не нервничайте, и тогда вы просто не сможете вспомнить, когда ваш ребенок вышел из этого хлопотного, но очень ответственного периода развития.

Удачи вам! ​​​​​​​

Кризисы развития ребенка до школы

Маргарита Носкова

психолог и мама

Профиль автора

Когда у ребенка меняется поведение, родители часто впадают в ступор или панику. Еще вчера малыш был покладистым и улыбчивым, а сегодня плачет весь день и отказывается выполнять просьбы.

Я тщательно готовилась к рождению сына: читала много литературы по воспитанию, интересовалась опытом подруг и знакомых. Еще просто вспоминала, что когда-то изучала, — я психолог по образованию. Но когда родился сын, мне вдруг показалось, что я ничего не знаю и вообще не понимаю, что делать дальше.

Первые месяцы жизни сына я вспоминаю с легким содроганием: он мало спал и много кричал, до трех с половиной месяцев вообще не слезал с рук. Когда сын пошел самостоятельно, ежедневная рутина стала интереснее и немного легче, поэтому кризис первого года жизни прошел почти незаметно. Сейчас мой ребенок — двухлетка с активной жизненной позицией, о которой периодически сообщает диким ором. К счастью, теперь я уже понимаю, как с этим справляться.

В статье расскажу о первых кризисах в жизни ребенка и о том, как действовать родителям, когда наступит сложный период.

Почему возникают кризисы развития

Психология знает несколько подходов к периодизации развития ребенка, но все они сходятся в том, что дети проходят через определенные кризисные этапы — это неизбежно.

Дон Бокум, Грэйс Крайга «Психология развития»

Дело в том, что кризисы в жизни ребенка связаны со значительными переменами в его жизни. Как правило, больше всего на это влияют три фактора: изменение социальной ситуации развития, смена ведущей деятельности или появление у ребенка новых умений. Расскажу об этом подробнее.

Социальной ситуацией развития называют отношения между ребенком и средой, которая его воспитывает и окружает. На практике это любое общение между ребенком и взрослыми вокруг него: родителями, родственниками, друзьями семьи, воспитателями, учителями.

Кризис возникает тогда, когда социальная ситуация меняется. Ребенок взрослеет, и ему уже становится недостаточно общения только с родителями, он начинает интересоваться и другими людьми, хочет играть с другими детьми. Попытки установить контакт не всегда бывают успешными — это может расстраивать ребенка.

Ведущая деятельность определяет развитие ребенка на том или ином этапе, от нее зависят самые важные изменения в психических процессах. Грубо говоря, это основное занятие ребенка, то, чем ему важно заниматься в конкретном возрасте. Например, ведущая деятельность от рождения до года — непосредственное эмоциональное общение со взрослым.

«Не получается лазить по стенам, хотя надел костюм человека-паука» и еще 30 причин для детской истерики — Chips Journal

Кризис возникает тогда, когда ребенок переключается на новый вид занятий, начинает исследовать мир, но сталкивается с тем, что ему не все позволено и не все предметы поддаются воздействию. Например, дети могут расстроиться даже от того, что большие предметы не влезают в рот, а твердые не гнутся.

Новые умения, или психические новообразования — так их называют психологи — тоже могут стать причиной нового кризиса. Новые умения могут поначалу пугать ребенка, потому что он еще толком не понимает, как это применять, но очень старается. Например, кризис случается, когда ребенок начинает говорить: малыша могут не всегда понимать, а еще словарного запаса иногда не хватает, чтобы выразить все, что хочется, — это огорчает.

/pervoe-slovo/

Как помочь ребенку быстрее заговорить

Все дети по-разному проживают такие периоды изменений. Один ребенок будет капризничать при столкновении с любыми сложностями, другой — обижаться, отказываться общаться и угрюмо сидеть в углу, а третий станет просто очень требовательным и неотступным, но без истерических выходок. Родителям тоже может быть нелегко пережить эти периоды изменений, но чем дольше они стараются сохранять старый уклад жизни, тем сложнее детям дается новый виток развития.

Дальше я расскажу об основных кризисах, с которыми сталкиваются родители с рождения ребенка и до школы.

Кризис новорожденности

Как проявляется. Новорожденный ребенок беспомощен и полностью зависит от взрослых, но сообщить о своих потребностях может только криком. Проблема в том, что родителям сложно понять, что именно обозначает крик в тот или иной момент, — приходится догадываться с помощью интуиции и логики. Пока родители не поймут, что именно нужно сделать, малыш может беспокоиться и кричать, а значит, нервничать и расстраиваться будет вся семья.

Сроки. Официально считается, что кризис новорожденности длится с момента рождения ребенка до двух месяцев. За это время родители обычно находят общий язык с младенцем. Но все индивидуально — кризис может идти дольше.

Как быть родителям. Не относиться к плачу младенца как к капризам. Даже если малыш сыт, выспался и в сухом подгузнике, его плач может сигнализировать о недостатке внимания родителей. Дело в том, что телесный контакт с родителями — базовая потребность новорожденных, а непосредственное эмоциональное общение с ними — ведущая деятельность. Все это помогает сформировать качественную привязанность и послужит опорой в дальнейшей жизни ребенка. В этом возрасте дети не манипулируют криком и их невозможно приучить к рукам.

Правда, не стоит забывать о другой ключевой задаче этого периода — дать маме восстановиться после родов. Для этого ей важно разделять заботы о малыше с кем-то еще. Мне в практике встречались ситуации, когда пережить кризис новорожденности семье помогали родственники или няни. Не бойтесь просить о помощи, если вы в ней нуждаетесь.

Бессонные ночи тоже могут сказаться на самочувствии мамы, а значит, и на ее возможностях полноценно заботиться о ребенке. Если малыш плохо спит по ночам, попробуйте разные варианты организации сна, проконсультируйтесь с педиатром и попросите помощи у консультантов по сну. Справиться с кризисом новорожденности будет легче, если вся семья высыпается.

/spi-moya-radost/

Как решить проблемы со сном младенца

Что купить. В этот период важно освободить себя от других забот и делегировать часть функций родственникам или специально обученным людям. Например, заказывать клининг или покупать готовую еду. Если малыш все время проводит на руках у родителей, возможно, стоит попробовать купить качели или шезлонг, чтобы облегчить себе жизнь.

Использование качелей не навредит формированию привязанности: важно не только количество, но и качество времени, которое родители проводят с ребенком. Если вы каждый день общаетесь с малышом, то дневной сон не на маминых руках, а, например, в качелях никому не повредит.

Электрические качели вполне способны заменить качание на руках и дать маме или папе отдохнуть. Такая модель стоит 25 900 Р, но есть и более бюджетные варианты — от 2000 Р. Источник: akusherstvo.ru

Как я проходила кризис. Я приходила в себя около четырех месяцев. Мой ребенок часто плакал и просыпался 8—12 раз за ночь. Спасти остатки сна помогла приставная кроватка, а затем и совместный сон.

Поскольку сын первое время спал исключительно на мне, я научилась организовывать пространство под свои потребности. Обычно держала ребенка одной рукой и опиралась корпусом на спинку дивана, вторую руку всегда оставляла свободной, чтобы, например, поесть, взять кружку, посидеть в телефоне или что-то поделать на компьютере. В три с половиной месяца малыш резко «повзрослел» и вдруг стал интересоваться происходящим вокруг, слез с рук, с удовольствием лежал на полу и трогал игрушки. Так что этот период нужно было просто переждать.

Примерно до четырех месяцев жизни малыши не просыпаются от шума в комнате, поэтому я могла спокойно смотреть фильмы и сериалы со звуком — это скрашивало рутину.

Кризис одного года

Как проявляется. Молодые родители часто слышат фразу «После года станет легче» — это правда и миф одновременно. Миф, потому что малыши и после года все так же требуют много внимания и от них не получится надолго отойти. Правда, потому что к году дети уже более самостоятельны и осознанны: они умеют ползать, а некоторые — ходить, показывать пальцем на интересные предметы, понимать обращенную к ним речь, держать в руках какие-то предметы.

Благодаря этому ребенок понимает, что с каждым днем умеет больше, что не обязательно звать маму, чтобы взять интересующую вещь. В этот период ему становится особенно важно хватать предметы, самому ими управлять и понимать, что можно сделать с помощью той или иной вещи. И в этом кроется основная причина кризиса: малыш хочет сделать много, а умеет пока мало.

Понять, что кризис наступил, довольно просто: ребенок начинает требовать к себе больше внимания и перестает слушаться взрослых. Он упрямится и ведет себя активнее, чем раньше, капризничает на ровном месте, отказывается от привычных дел, например прогулки, купания или чистки зубов. Если в 8—10 месяцев ребенок мог хотя бы изредка играть сам 5—10 минут, ползал самостоятельно и не звал на помощь, то к моменту кризиса он снова начинает требовать постоянного присутствия взрослого рядом. Иногда возможны даже вспышки агрессии, но такое встречается редко.

Сроки. Кризис первого года может начаться и раньше, условно в 10—11 месяцев, а к полутора годам он обычно заканчивается. К этому моменту малыш принимает правила игры: понимает, что сделает сам, а в каких случаях еще все-таки надо позвать взрослого на помощь. Некоторые двигательные навыки закрепляются.

Как быть родителям. В кризисный период важно, будут взрослые ограничивать ребенка и все запрещать или же, наоборот, дадут умеренную свободу в действиях. Дело в том, что через соотношение свободы и запретов у ребенка начнет формироваться базовое доверие к миру. Он сделает выводы, безопасен и открыт к нему мир или, наоборот, он страшный и опасный, раз родители запрещают все подряд.

/list/dad-and-son/

10 вещей, которые должен сделать папа в первый год жизни ребенка

Под умеренной свободой я подразумеваю, например, разрешение самому поесть ложкой или руками, копаться на прогулке в камнях и песке, заходить в лужи, залезать дома в ящики и комоды. При этом родители должны строго ограничить опасные действия: залезать на подокнонник нельзя, даже если очень хочется посмотреть на улицу.

Некоторые родители продолжают делать все за годовалого ребенка, полагая, что он еще маленький. Вот только при такой стратегии взрослым грозят частые истерики, а еще велик риск в будущем получить беспомощного ребенка: он просто смирится и привыкнет, что все делают за него.

Поесть самому руками — прекрасная идея. Я не переживала, что сын испачкается: стиральная машинка все стерпит

Конечно, самостоятельно ребенок все будет делать дольше. Когда сын идет сам вместе со мной по делам, а не едет в коляске или на руках, то короткая дорога превращается в долгую прогулку. Это может бесить. Иногда родителям хочется прикрикнуть, поругать малыша за нерасторопность или ошибки.

К ругани родители обычно прибегают от бессилия или усталости, но при этом у ребенка происходят изменения не только психологического характера, но даже на физиологическом уровне: учащается сердцебиение, начинает вырабатываться гормон кортизол. То есть его организм воспринимает крик как опасность — он считает, что нужно бежать или замереть, но никак не слушать и делать выводы.

Еще родителям важно уже в этот период объяснить ребенку первые правила поведения и выставить границы норм. Правила должны быть одинаковыми для всех и действовать не только дома, но и в гостях у бабушек и дедушек: только так ребенок не запутается. Например, кусаться и бить нельзя никого, даже если дедушка не против шуточных тумаков от внука. Будьте готовы повторять одно и то же изо дня в день: ребенок не сразу захочет слушаться и выполнять все, что от него требуют.

Что купить. Ближе к году дети осваивают большинство двигательных навыков и отрабатывают их даже ночью. В этом возрасте они иногда будут просыпаться, пытаться сесть, встать и выйти из кроватки. Это может быть опасно. Уберечь ребенка от падений помогут высокие бортики у кровати — они должны доходить малышу до подмышек, если он стоит.

/guide/safety-kids/

Как сделать квартиру безопасной для детей

Чтобы наблюдать за спящим ребенком в течение дня и поздним вечером, родителям пригодится видеоняня или камера с ночным видением. Видеоняни стоят от 5000—6000 Р. Видеокамеры чуть дешевле — от 2000—3000 Р. У меня была видеокамера.

Чтобы позволить ребенку проявлять больше самостоятельности, нужно подготовить для этого квартиру: заблокировать окна, розетки и шкафы с бытовой химией, оборудовать пространство для игр, например постелить коврик, на котором ребенку будет не холодно играть, и поставить стеллаж с игрушками. Это недорого: заглушки стоят около 100 Р за комплект из шести штук, блокираторы для шкафов — от 80 Р за штуку, а для окон — от 200 Р.

В комплект с радионяней обычно входит экран для наблюдения за ребенком, но бывают и другие дополнения. Например, монитор дыхания или колонка, которая реагирует на плач и включает малышу белый шум. Источник: akusherstvo.ru Если в квартире мало места, можно купить коврик-сумку. Во время игр малыш на нем сидит, а когда заканчивает, коврик легко сложить и убрать вместе с игрушками. Такой коврик стоит от 700 Р. Источник: akusherstvo.ru

Как я проходила кризис. У сына кризис начался, когда ему было 11 месяцев. Он стал особенно активен, постоянно просился на руки и требовал, чтобы я несла его к конкретным предметам. В коляске он тоже сидеть не хотел — выдерживал максимум 20 минут, а потом орал и пробовал из нее вылезти.

В ответ я изменила подход к прогулкам. Теперь мы иногда выходили без коляски. Когда сын начал ходить сам, я стала иногда просить его помочь маме везти коляску, чтобы он шел рядом со мной, а не ехал на руках. По возможности брала его на руки и была рядом столько, сколько могла, чтобы он насытился вниманием и быстрее переключился на более интересные занятия. И еще не кричала на ребенка, хотя иногда очень хотелось это сделать, — в этом мне помогли растительные успокоительные капли.

Еще мы организовали безопасное детское пространство в доме. В своем уголке сын играл и сам расставлял игрушки на полках-гаражах. Это было хорошо для всех: у ребенка была свобода творчества, а у меня — спокойствие, что он не разносит всю квартиру.

Мы не могли выделить ребенку отдельную комнату, поэтому я организовала для него уголок в зале

Кризис двух лет

Такого понятия нет ни в одной классической возрастной периодизации, тем не менее родители часто сталкиваются в этот период с чем-то похожим на кризис. Я наблюдала это и как мама, и как специалист.

Как проявляется. Основной симптом — негодование и расстройство, когда что-то идет не так, как задумал ребенок. Например, он хотел сам нажать кнопку в лифте, а это сделала мама. Или он хотел весь килограммовый кусок сыра, а не тот кусочек, который отрезали ему. Причем это именно особенности мышления, а не просто желание вредничать.

/happy-kid-2/

«Спокойный ребенок, но иногда психует»: 9 вопросов психотерапевту о детских странностях

Еще дети воспринимают целые предметы как правильные и хорошие. Например, если родители отламывают кусочек печенья, то для ребенка оно уже становится испорченным, бракованным, — это повод расстроиться.

Сроки. Четких границ нет, но на практике детское упрямство, истерики и расстройства по любому поводу чаще встречаются в 2—2,5 года.

Как быть родителям. Старайтесь спрашивать у малыша, чего он хочет и в каком виде. Если ребенок пока не говорит, предлагайте ему варианты и попросите показать на тот, что ему нравится. Если просьба ребенка выполнима, то просто сделайте так, как он хочет. Например, разрешите взять с собой плюшевого динозавра на прогулку или самому открыть дверь ванной после купания.

Если просьбу осуществить нельзя, то подробно объясните ребенку почему, но при этом будьте готовы к слезам и истерике. Помните, что истерики не длятся вечно, — они заканчиваются, даже если малыша не удается переключить на что-то другое.

По возможности делите продукты на части вне поля зрения детей и приносите уже порезанные или сразу давайте целиком.

Как я проходила кризис. В моем случае кризис еще продолжается — сейчас активная фаза. Ребенок очень требователен, начинает кричать, если что-то важное для него идет не по плану.

Сын уже достаточно хорошо разговаривает, поэтому я твердым голосом прошу его перестать кричать и сказать словами, что он хочет, иначе я его не пойму. Иногда это срабатывает. В других ситуациях я просто пережидаю истерику, а потом рассказываю ему, что он расстроился, так бывает, и это нормально, но сейчас нужно успокоиться. Для успокоения я предлагаю ему подышать, обняться или начать во что-нибудь играть. Срабатывает через раз, но и это уже большой успех.

Недавно я стала договариваться с сыном. Например, он перед сном просит пойти на кухню, чтобы что-нибудь взять, хотя уже лежит в кровати, а я читаю ему книжки. Тогда я проговариваю, что сейчас мы сходим на кухню, он возьмет, что хочет, а потом сразу пойдет обратно в комнату спать. Затем спрашиваю: «Договорились?» Он подтверждает. Затем на кухне я напоминаю ему о договоре и согласии, и мы возвращаемся обратно. Конечно, это тоже не всегда срабатывает, но попытаться все равно стоит.

К сыру ребенок предъявляет ультимативные требования: только весь, никаких кусочков

Кризис трех лет

Как проявляется. Это самый знаменитый в народе детский кризис. Среди характерных симптомов — упрямство, своеволие, обесценивание взрослых и стремление к деспотизму, то есть проявлению своей власти над взрослыми. Часто встречается негативизм — это когда на все предложения и просьбы ребенок отвечает «нет».

Основной посыл кризиса — «я сам». Дети стремятся к автономии и проверяют, насколько крепки границы дозволенного. Они начинают понимать, что обладают своей волей и могут не слушаться взрослого абсолютно во всем.

Ведущей деятельностью этого периода становится игра, в ходе нее происходит основное развитие. Социальная ситуация также меняется — ребенок начинает интересоваться другими людьми, теперь он готов воспринимать детей как партнеров по играм.

Сроки. Тут сроки тоже размыты. Начала можно ожидать и в два с половиной года, и позже, вплоть до трех с половиной лет. Сам кризис длится не 1—1,5 месяца, а дольше.

Как действовать родителям. Самостоятельность, умение говорить «нет», способность формировать и отстаивать свое мнение зарождаются как раз в возрасте трех лет. Их дальнейшее развитие отчасти определяется тем, какую стратегию воспитания выберут в этот момент родители.

Клиентам я рекомендую занять партнерскую позицию по отношению к ребенку, но с элементами властной заботы, как обозначает Людмила Петрановская. Это означает, что вы воспринимаете ребенка как отдельного человека со своими потребностями, вкусами и интересами, готовы учитывать его мнение, вести диалог, заботитесь об удовлетворении его нужд, но определяете правила и границы поведения.

Есть ряд универсальных рекомендаций — я обсуждаю их практически со всеми клиентами, которые хотят помочь себе пройти этот период.

Будьте спокойны и последовательны, насколько это возможно. Если вы начинаете закипать, то это повод попросить подменить вас на какое-то время — так, чтобы вы переключились.

Также я не стала бы игнорировать такой ресурс, как мультики. Они увлекут ребенка на какое-то время, а вы сможете просто посидеть, выпить чаю или расслабиться. ВОЗ разрешает тратить на мультфильмы 60 минут в день, а час дополнительного времени для себя бесценен. Если кроме телевизора в жизни ребенка есть достаточное количество живого общения со взрослыми, игры и активности, то мультфильмы вряд ли смогут каким-то образом навредить.

Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет

Совместные игры со своими детьми — залог их гармоничного развития

В этом возрасте не стоит использовать директивные указания. Если сказать ребенку: «Надень серые штаны», велика вероятность услышать в ответ четкое «нет». Чтобы этого избежать, предложите ему варианты: «Ты хочешь надеть серые штаны или черные с машинкой?», «Будешь на обед брокколи или рис?» Такая тактика дает ребенку понять, что вы готовы предоставить ему самостоятельность в выборе, пусть и немного мнимую. В психологии такое явление еще называют выбором без выбора.

Отвлекайте и переключайте ребенка. Если сначала вопрос или просьба вызвали протест, но все еще остаются актуальными, спросите снова через 5—10 минут, когда ребенок отвлечется на что-то другое. Еще можно видоизменить вопрос и подставить любимых персонажей — так шансы на успех вырастут. Например, если упрямец не хочет принимать витамин D, спросите: «А как бы свинка Пеппа проглотила эту витаминку? Покажи!»

Разрешайте малышу делать самому то, что не опасно для его жизни и здоровья. Он так учится, оттачивает свои навыки, пробует силы. Если действие не получается, это повод сказать «Попробуй еще» — так вы показываете, что одной попытки иногда бывает недостаточно, и формируете зачатки мотивации. Если у ребенка все получилось, похвалите его: «Вася, у тебя отлично получилось почистить кукурузу, ты смог все сделать аккуратно» или «Смотри, как хорошо ты схватился пальцами за молнию, сам смог расстегнуть куртку».

Умение есть самому — важный навык. Если ребенок не просит помощи, то пусть ест сам, даже если это займет много времени

Самое сложное в этот период — научиться выдерживать истерики ребенка. Во время самой истерики можно выйти из комнаты и тем самым лишить его зрителей. Или, наоборот, можно сидеть рядом и ждать, обнимать или гладить малыша, если он дает это сделать. А вот уже после стоит рассказать ребенку, что вы его любите любым, но вести себя нужно по-другому. Привести примеры, как можно было сделать иначе.

В три года уже можно ввести первые права и обязанности. Так, ребенок уже способен отнести свою тарелку в раковину после еды или убрать ботинки на полку после прогулки. Такие мелкие бытовые дела полезны для дисциплины и дают ребенку ощущение включенности в семейные дела. Не забывайте и о наградах. Он согласился надеть теплые шапку и перчатки вместо тонких, поэтому может на полчаса дольше гулять и копаться в песочнице. Это похоже на торг, но торговаться с трехлеткой бывает полезно.

/topotushki-net/

Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду

Что купить. В этом возрасте можно попробовать кружки и секции: они позволят дать выход лишней энергии. Самое важное, что увлекать будете уже не вы, а тренер или педагог.

С трехлетками я рекомендую больше задуматься про спорт и физическую активность. Например, подойдут батуты, гимнастика, бассейн, первые пробы в футболе или хоккее. Безусловно, если ребенок просится на тихую активность вроде рисования, не нужно ему отказывать.

Как я планирую проходить кризис. Сыну три года будет только в следующем году. Пока я запасаюсь стратегиями поведения в разных ситуациях, которые смогу быстро вытащить из памяти и применить на деле.

Что будет дальше

Когда кризис трех лет закончится, наступит передышка. Это не означает, что вы получите идеально послушного ребенка на ближайшие несколько лет. Конфликты все равно будут возникать, как и истерики, и эпизоды непослушания. Но следующий серьезный кризис ожидается только к семи годам — к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. До этого социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка уже не изменятся.

Справиться с трудностями в период с трех до семи лет помогут простые правила: давайте ребенку выражать эмоции, но будьте рядом и поддерживайте его, а если нужно, проговаривайте ситуацию и вместе ищите решение. Помните, что ребенок уже способен вас понять: можно договориться или объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Возможно, будет непросто, но все получится.

Запомнить

  1. Кризисы проходят, а новые умения и отношения с ребенком остаются.
  2. Спокойствие и выдержка родителей — один из ключевых залогов успешного прохождения через все детские кризисы.
  3. Гибкость — наш помощник. Не стремитесь сохранять все как есть, смело меняйте устоявшийся уклад с учетом новых потребностей и умений ребенка.
  4. Просите помощи, если понимаете, что закипаете. Заранее обсудите с родственниками важные аспекты воспитания и смело делегируйте ребенка, когда есть такая возможность.
  5. Ребенок — тоже человек со своими желаниями и интересами. Слушайте его, спрашивайте, разговаривайте и договаривайтесь.
  6. Одна из основных задач воспитания — помочь ребенку стать самостоятельным. Давайте умеренную свободу, вводите правила, постепенно делегируйте подросшим детям мелкие обязанности.

Что такое кризис первого года жизни и как его пережить

08.10.2020 Время на чтение: 6 мин