Коррекция поведения подростков психологом: Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков //Психологическая газета
Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков //Психологическая газета
Понятие «отклоняющееся поведение» наиболее активно используется в подростковом возрасте, который считается одним из кризисных периодов. Однако в детском возрасте есть свои специфические виды девиаций. Они очень часто пересекаются с медицинскими диагнозами, такими как неврозы, задержка психического и речевого развития, которые в основе своей имеют нарушения в дестско-родительских отношениях. Стоит отметить, что детский возраст является одним из благоприятных периодов для развития ребёнка, но в то же время и очень ответственным, т.к. неправильное воспитание может создать неблагоприятные условия для развития детских талантов и способностей.
Для того чтобы понять, какие проблемы возникают в детском возрасте и как с ними справляться, необходимо рассмотреть детскую возрастную группу и какие девиации в ней могут возникать.
Детская возрастная группа делится на следующие подгруппы:
- От 0 до 3 лет;
- От 3 до 5 лет;
- От 5 до начала младшего школьного возраста.
Необходимо понимать, что каждой возрастной группе дете свойственна своя фигура взрослого. Взаимоотношения с ним определяют дальнейший процесс его развития и воспитания, а также появление различных психологических проблем и девиаций. В возрасте до трех лет основной фигурой для ребёнка является мать. Именно нарушения в общении с ней могут быть провоцирующим фактором, в результате которого возникают отклонения в поведении, другими словами, девиации. Так как ребёнок ещё мал и он не способен изменить дисфункциональное отношение матери к нему, то появляются различного рода девиации. Такие как энурез, страх темноты, одиночества, чрезмерные фантазии.
В 2-3 года у ребёнка появляется образ отца как человека, который символизирует внешний мир и связь с данным миром. Взаимоотношения с ним являются определяющим фактором в дальнейшем развитии ребёнка. То есть, как ребёнок будет ощущать себя в социуме, как он сможет построить свои отношения с отцом в подростковом возрасте и далее во взрослом периоде.
К дисфункциональным отношениям с отцом относятся те же дисфункции, что и в паре «мать и ребёнок»: формальное общение, дефицитное общение, чрезмерное и неравномерное общение.Если проанализировать общеизвестный эксперимент Эдварда Троника, директора отделения развития ребёнка в Гарвадском университете, то можно оценить, насколько важно достаточное, позитивное, яркое, живое общение матери и отца с ребёнком, как оно влияет на ребёнка и его психоэмоциональное состояние.
Эксперимент заключался в следующем: маму ребёнка просили играть с ним, проявляя при этом различные положительные эмоции (смех, восторг, радость и т.д.). Затем просили отвернуться и повернуться уже с «каменным» лицом и не реагировать на ребёнка. Данный эксперимент проводился на протяжении многих лет, и результат был один и тот же. Безразличное отношение матери вызывало у ребёнка стресс, он попадал в кратковременную тревожную ситуацию. После чего мама снова играла с ним как обычно, и малыш быстро приходил в себя и успокаивался.
Однако если эмоциональный контакт между значимым взрослым и ребёнком нарушен, то ребёнок застревает в подобной ситуации. К сожалению, если такое отношение в семье является нормой, то нарушения поведения в определенные возрастные периоды будут проявляться по-разному, в первую очередь, как реакция протеста и сопротивления.
Важно понимать, что уже с пяти лет ребёнок начинает воспринимать своих родителей как единое целое. Семья с этого времени становится определяющим фактором в развитии, воспитании, а также социализации ребёнка. Примерно с трех до девяти лет у детей проявляются такие девиации как агрессия, аутогрессия, различные фобии, проблемы в адаптации, низкая успеваемость, а также частые соматические заболевания. Поэтому, начиная с данного периода, при обнаружении отклонений в поведении, необходимо говорить о таких видах психологической помощи, как семейное консультирование и семейная психокоррекция. Как показывает практика, родители, в первую очередь, считают, что что-то не так с их ребёнком и необходимо изменить, исправить его поведение, а не самих родителей.
Однако можно с уверенностью сказать, что проблемы детей – это лакмусовая бумажка проблем родителей. И соответственно решающую роль в формировании личности и характера ребёнка с раннего и до младшего школьного возраста играет семейное воспитание. Поскольку именно семья, приобщая ребёнка к традициям, культуре, взаимоотношениям, предстает перед ним как некий прообраз большого мира.Таким образом, можно сделать вывод, что коррекцию отклоняющегося поведения ребёнка, подростка необходимо проводить вместе с родителями, которые в первую очередь должны быть активными участниками, а не наблюдателями со стороны. Если в период раннего и младшего школьного возраста взрослые не смогли по каким-либо причинам помочь себе и своему ребёнку, то процесс отклоняющегося поведения продолжит свое развитие. В дальнейшем конфликты между подростками и родителями возникают из-за непонимания и непринятия особенностей, интересов своих детей, стиля восприятия и т.д. В подростковом периоде возникают другие девиации, такие как употребление психоативных и наркотических средств, уходы из дома, драки, кражи, суицидальные попытки и т.
Сегодняшнее поколение – это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информации они получают из Сети. Детей, родившихся с 2003 года, называют поколением «зет». Они индивидуалисты, нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, ориентированы на потребление. Ценят честность и откровенность. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете. Эти дети иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют все больше то, в чём они не заинтересованы. У них по–другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника, а место, где информация находится.
Теория и практика показывают, что современные дети – индивидуалисты, поэтому не всегда могут работать в команде. К ним необходим индивидуальный подход. Поэтому бесполезно мотивировать, приводя в пример других. В процессе взаимодействия взрослому необходимо обращать внимание на уникальность ребёнка.
Индивидуальный подход – непременное условие успешного взаимодействия. Современным детям нужны четкие разъяснения и инструкции в работе. Они эффективно работают тогда, когда достигнут предельной ясности в последовательности действий. Требования и подсказки лучше составить в виде инструкций, поскольку «зеты» не привыкли долго слушать. Критиковать нет смысла, необходим конструктивный разбор неудач и промахов. Общаться лучше всего предметно и по делу. Задачи им ставить так, чтобы они звучали как предложение, которое надо обсудить. Им необходимо время на обдумывание и принятие решений. Они не доверяют чужому. Поэтому, как правило, родители не позволяют им самим понять, как и что лучше делать, опасаясь очередной ошибки.Современная среда сформировала у сегодняшнего поколения «клиповое мышление», поэтому задачи должны быть просты и лаконичны. Их лучше предъявлять 3-5, но разноплановых. Современное поколение – это поколение «лайков». Поэтому взрослым необходимо находить поводы их регулярно хвалить.
1. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, М., 2002 – 125 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Академия, 2011. – 288 с.
3. Колесникова Г.И. Лучшие психологические тесты, Ростов-на-Дону, 2017.- 13 с.
4. Короленко И.П. Профилактика девиантного поведения. – М.: Педагогика, 2012. – 175 с.
5. Никитин В.А. Основы социально – педагогической реабилитации подростков. – СПб: Питер, 2013. – 308 с.
Коррекция поведения трудных подростков ( в помощь психологу) | Календарно-тематическое планирование по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс):
Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Основные принципы построения и реализации программы.
- Формы организации работы с подростком.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА:
– 1. Диагностические процедуры в программе.
– 2. Коррекционно-развивающая работа с подростком.
– 3.Формирование положительной нравственной направленности.
– 4.Содержание индивидуальной работы с подростком.
– 5.Работа с педагогами.
5. Список литературы.
Пояснительная записка
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их девиантного и делинквентного поведения.
Истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, которые наблюдаются еще в раннем детстве. И при стечении неблагоприятных обстоятельств роста и развития ребенка в конечном итоге приводят к стойкой недисциплинированности и отставании в учебе. Задержка развития правило сообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (игровой, учебной) со временем вырастают в нежелание считаться с общественными нормами.
Особенности личности ребенка характеризующегося противоречивостью развития – это:
во-первых, непродуктивность, затруднительность учебной деятельности и взаимоотношений,
во-вторых, особенности поведения:
- подражание отрицательным примерам:
- реакция компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими;
- реакция увлеченности игрой или удовлетворением других интересов и потребностей в неразумных пределах;
- реакция приспособления или подчинения мнению других;
- реакция ухода из-под опеки, лишенная самостоятельности;
- наличие неблагоприятной обстановки в семье.
в-третьих, доминирующее негативное эмоциональное состояние дезорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным.
Наиболее распространенными методами диагностики психического развития детей с трудностями в учении и поведении являются такие как:
- наблюдение за детьми в ходе учебных занятий,
- изучение каждого ребенка как индивидуальности в контексте его жизненных условий,
- тщательная фиксация различных форм поведения свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации подростка.
Задачи:
- Коррекция агрессивного поведения;
- Формирование положительной нравственной направленности личности;
- Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
- Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
- Обучение способам саморегуляции, релаксации;
- Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.
Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:
- о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
- о приёмах саморегуляции, релаксации;
- об индивидуально-личностных особенностях;
- о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
- о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.
и умениями:
- применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
- осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
- овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
- уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
- правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
- применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.
Основные принципы построения и реализации программы.
Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.
К принципам построения содержания программы относятся:
- единство диагностических и коррекционных мероприятий;
- учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;
- взаимосвязь этапов реализации работы;
- комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:
- гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;
- конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;
- компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
- ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред.
Формы организации работы с подростком:
1. Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте.
2. Консультативная работа с родителями и педагогами школы с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик», «родитель-ребенок».
Основные направления работы.
- Диагностические мероприятия с подростком;
- Коррекционно-развивающие занятия с подростком;
- Профилактическая работа;
- Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
1. Диагностические процедуры в программе:
Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития воспитанников и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.
Программа диагностики личности подростка
Название, автор | Цель |
Рисунок человека (К.Маховер) | Особенности личности |
Тест Филлипса | Диагностика свойств личности |
Опросник Леонгарда | Акцентуации характера |
ТестАйзенка«Самооценка психических состояний» | Тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность |
Шкала тревожности Кондаша | Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности |
Опросник С.Шварца | Ценностные ориентации |
Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю,Л, Ханина. | Диагностика свойств личности и психических состояний |
Методика «Пословицы» С.М.Петровой | Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
Опросник Басса-Дарки | Агрессивность, враждебность |
Тест Айзенка «Тип темперамента» | Особенности темперамента человека |
Проективные методики «Прогулка по лесу». Дверь в душу», «Коллективный рисунок» | Изучение эмоциональных, мотивационных и межличностных характеристик личности подростка. |
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей | Диагностика профессиональной ориентации. |
2. Коррекционно-развивающая работа с подростком:
Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростка.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Коррекция и развитие самопознания, саморегуляции. Изучение взаимосвязей телесного и психологического. | Психологический тренинг. Арт-терапия. «Тело. Душа. Разум. Эмоции». Какой твой порядок? |
2. | Коррекция стрессового состояния и агрессивного поведения. | Тренинги: «Как научиться не унывать». «Все познается в сравнении», «Пойми меня». |
3. | Развитие когнитивных способностей; внимания, памяти, мыслительных операций. | «Планета Земля. Мир без людей». Научно-документальный фильм. Анализ данных и обсуждение. |
4. | Формирование положительной нравственной направленности. | Психологические занятия: «Позитивный взгляд на будущее», «Вопросы взросления», «Школа доброты». |
5. | Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения. | Тренинги «Мы уже не дети, но еще не взрослые». «Взросление – ответственность», «Влюбленность в подростковом возрасте». «Что плохо, а что хорошо». |
6. | Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я – концепции», уверенности в себе. | Психологические занятия и тренинги: «Я – полноценная личность», «Одиночество: за и против», «Мечта и страх», «Когда я один». |
7. | Развитие коммуникативных и социальных навыков. | Тренинг «Мы вместе», «Есть хорошие друзья!». |
8. | Обучение способам саморегуляции и релаксации, снятия негативных эмоций. | Тренинги с элементами арт-терапии и сказкотерапии.«Изобрази свое «Я»; «Инь – Янь: добро и зло во мне»; «Умей управлять собой». |
3.Формирование положительной нравственной направленности:
Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности.
Задачи:
- создание собственного отношения к жизни;
- формирование нравственных основ личности;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей подростка;
- формирование внутренней потребности к самосовершенствованию;
- расширение культурного кругозора;
- развитие культуры этического мышления;
- развитие способности морального суждения и оценки;
- развитие умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
- обучение подростка сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.
Тематический план занятий-бесед с подростком
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Воспитание человечности. Настоящая мудрость. | 1 |
2. | Кто достоин уважения. Как стать лучше. | 1 |
3. | Разговор о совести. Помогаем другим. | 1 |
4. | Красота души. Учимся видеть хорошее. | 1 |
5. | Золотое правило жизни. Умение прощать. | 1 |
6. | Тропа милосердия. Сила любви. | 1 |
7. | Как стать счастливым.Жизнь в единстве. | 1 |
8. | Быть ответственным. Разговор о совести. | 1 |
4.Содержание индивидуальной работы с подростком:
Цель | Игры и упражнения |
Формирование положительной устойчивой «Я-концепции». | «Мой портрет в лучах солнца»; «Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ. «Автобиография». Самоанализ «Мой темперамент». Диагностика. «Мой характер». Тест Айзенка. «Тип личности». Тест «Шесть рек» «Мои чувства, мысли и желания»»; «Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни» «Хочу, могу, надо». Самовоспитание «Как стать лучше. Приёмы самовоспитания» «Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др. |
Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах. | «Копилка обид»; «Грустные мысли»; «Лист гнева»; метание дротиков в мишень; «Подушка-колотушка».«Воздушный шар» |
Обучение способам релаксации и саморегуляции. | «Розовый куст»; «Камень у ручья»; Аутогенная тренировка; «Маяк», «Поплавок»; «Передача энергии» «Ритмичное дыхание», «плавное дыхание». Самовнушение. Позитивные установки и др. |
5.Работа с педагогами:
Цель: оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик».
Задачи:
- Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.
- Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.
Рекомендации по конструктивному общению с подростком.
1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.
- Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
- Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
- Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)
- Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
- Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
- Выставите требования «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
- Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
- Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
- Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).
2. Выработка единых правил и требований к ребёнку.
- В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
- Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.
3. Включение подростка в работу секций, кружков.
4. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:
Симптомы нарушений | Задачи развития | Методы развития |
Нарушение взаимодействия со сверстниками | Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем | Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т. д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение взаимодействия с педагогами | Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю | Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных и этических норм | Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм | Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное отношение к себе | Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку | Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
Список литературы
1. Бадмаев, С. А.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаева. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.
2. Белкин, А. С.
Внимание – ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А. С. Белкина. – Свердловск.: Сред.-Урал.кн.изд-во,1981. – 125 с.
3. Бодалёв, А. А., Столин, В. В.
Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 стр.
4. Личко, А. Е.
Основные типы нарушителей поведения у подростков. Патологические нарушения поведения у подростков [Текст] / А. С.Личко. – Л., 1973, – 216 с.
5. Мадорский, Л. Р., Зак, А. З.
Глазами подростков [Текст]: кн. для учителя / Л. Р. Мадорского, А. З. Зак. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.
6. Немов, Р. С.
Психология. [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, – 1994. – 496 с.
7. Психологические тесты [Текст] /Под ред. А. А. Карелина: В 2т. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.1. – 312 с.: ил.
8. Психолоигчксие тесты [Текст] / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.2. – 248 с.: ил.
9. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.
10. Семенюк, Л. М.
Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учебное пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.
Это типичное подростковое поведение или предвестник психического заболевания?
Поделиться на PinterestИзменения в поведении типичны для многих людей в подростковом возрасте, но иногда серьезные изменения в личности могут указывать на проблемы с психическим здоровьем. Getty Images- Бунтарское, раздражительное или тревожное поведение является нормальной и здоровой частью подросткового возраста.
- Однако, когда изменения в личности подростка более выражены, они могут указывать на проблемы с психическим здоровьем.
- Поведение, вызывающее озабоченность, иногда можно предотвратить, если родители часто разговаривают с подростками и ведут с ними открытый диалог, поддерживающий их.
- Эксперты говорят, что даже если родители не уверены, следует ли им беспокоиться об изменении поведения их подростка, не помешает проконсультироваться с терапевтом, педиатром своего ребенка или школьным консультантом.
Любой родитель подростка знает, что подростки временами могут быть капризными, отстраненными и дерзкими. Но хотя иногда это может быть источником стресса и конфликтов для семей, обычно это совершенно нормальная часть жизни подростка.
«Родителям важно знать, что это нормальное поведение. Да, это тяжело. Да, это расстраивает. Но… важно рассматривать это в этом контексте», — сказала Лаура Грабб, представитель Американской академии педиатрии (AAP) и директор подростковой медицины в плавучей больнице для детей в Медицинском центре Тафтса.
На самом деле, по словам Грабба, примерно 85 процентов подростков «переживают подростковый период без особого беспокойства».
А как насчет остальных 15 процентов — подростков, которые могут столкнуться с другими проблемами, которые нелегко определить.
Как родители должны понять, что им нужна помощь?
Healthline поговорила со специалистами в области психического здоровья подростков о 6 различных областях, в которых родители могут заметить изменение в поведении своего подростка, чтобы отличить то, что считается «типичным», от того, что может быть «потенциально опасным» индикатором более серьезной проблемы с психическим здоровьем.
Типичное поведение подростков:
«Одну вещь, которую нужно понять о сне с подростками, это то, что у них на самом деле очень разные биологические часы по сравнению с детьми и взрослыми», — объяснил Грабб.
Она сказала, что тело подростка естественным образом хочет спать между 1 и 10 часами утра. «Поэтому мы как бы заставляем их придерживаться графика, который не соответствует их естественным часам».
Другими словами: для подростка нормально ложиться спать допоздна.
Потенциально вызывающее беспокойство поведение:
С другой стороны, если ваш подросток регулярно спит весь день, изолирует себя от друзей, постоянно не может встать в школу или если он борется с бессонницей вообще или потребность в более чем 11 часах ночи — все наши эксперты согласились, что это может быть признаком более серьезной проблемы.
Типичное поведение подростков:
«Для подростков нормально быть капризными, расстроенными и раздражительными время от времени, — объясняет доктор Винай Саранга, детский и подростковый психиатр из Апекса, Северная Каролина.
«Подростковый возраст — это переходный период, и подросткам приходится работать с новыми эмоциями, мыслями и чувствами. Поддерживайте и будьте открыты для разговора, чтобы они знали, что вы там», — добавил он.
Потенциально вызывающее беспокойство поведение:
Опять же, если капризность подростка постоянно обостряется, если он кажется неспособным справиться с нормальными условиями, не выходя из-под контроля, и особенно если он реагирует насилием, это настораживает. это не следует игнорировать.
Типичное поведение подростков:
Джон Моппер, лицензированный профессиональный консультант и совладелец Blueprint Mental Health, говорит, что для подростков нормально не хотеть делать школьные задания.
Или, наоборот, для выражения «некоторого стресса по поводу оценок, беспокойства по поводу экзаменов и влияния оценок на их будущее».
Потенциально вызывающее беспокойство поведение:
Однако он объяснил, что все это становится более тревожным, если подростки проявляют настоящую тревогу по поводу школьных занятий.
Если ваш ребенок не может заставить себя учиться, даже если он беспокоится о своих оценках, если он плохо спит, потому что слишком много думает о школьных заданиях, или если он не может регулировать свои эмоции по поводу школы — все это потенциальные причины для беспокойства.
В том же духе возможны внезапные колебания оценок, полное безразличие к оценкам или пропуск большого количества заданий.
Типичное поведение подростков:
«Некоторое неповиновение — это нормально и полезно», — сказал Моппер.
«Желание выйти за рамки нормы, протест против домашних правил, периодически попадающие в неприятности в школе», — все это, как он объяснил, может быть довольно обычным явлением для подростков.
Поведение, потенциально вызывающее беспокойство:
Однако это может указывать на более серьезную проблему, когда подросток начинает проявлять более резкое бунтарское поведение, такое как нарушение законов или частые задержания и исключения из школы.
Если их неповиновение угрожает повлиять на их будущее, пришло время обратиться за помощью извне.
Типичное поведение подростков:
Все наши эксперты сошлись во мнении, что, хотя родителям это может не нравиться, большинство детей смогут хотя бы поэкспериментировать с алкоголем до своего 21-го дня рождения. И то же самое часто верно в отношении употребления марихуаны.
«Вот почему так важно открыто говорить с подростком о давлении со стороны сверстников, а также об опасностях наркотиков и алкоголя», — сказал Саранга.
Потенциально вызывающее беспокойство поведение:
Хотя некоторые эксперименты могут быть нормальными, это становится поводом для беспокойства, если ваш подросток запойно пьет или обращается к наркотикам и алкоголю с любой частотой, будь то вечеринки на выходных или самостоятельные занятия. лечить такие проблемы, как тревога и депрессия.
Типичное поведение подростков:
Подростки нередко бывают несколько скрытными и хотят, чтобы их родители уединились, когда речь идет о различных аспектах их жизни.
Для них также нормально хотеть принимать собственные повседневные решения без участия родителей — возможно, поэтому некоторые подростки время от времени предпочитают что-то скрывать от родителей.
Поведение, потенциально вызывающее беспокойство:
Это становится тревожным сигналом, если оно перерастает в патологическую ложь или когда подростки начинают лгать, чтобы скрыть рискованное или опасное поведение.
Поведение, связанное с проблемами, иногда можно предотвратить, поговорив с подростками до того, как дело дойдет до этого.
Если вы родитель, который замечает некоторые тревожные признаки, Грабб советует сесть вместе с подростком и сообщить ему об этом.
«Не обвиняйте и не используйте стигматизирующие выражения вроде «ты плохой» или «ты плохо учишься», — сказала она. «Вместо этого просто дайте им знать, что вы заметили, и скажите, что вы обеспокоены».
«Скажите что-то вроде: «Кажется, ты сейчас несчастлив, чем я могу тебе помочь?» или «Ты хочешь о чем-то поговорить со мной?», — добавила она.
По словам Моппера, важно также сохранять хладнокровие.
Он сказал, что родители иногда позволяют собственному беспокойству о том, что может пойти не так, брать верх, и это может помешать спокойному и разумному разговору.
«Они ловят своих детей за курением травки, беспокоятся, что в конечном итоге они пристрастятся к героину, и отправляют их на 90-дневную интернатную программу», — сказал он. «Родители должны сначала проверить свои эмоции и вести открытый и уязвимый разговор со своими детьми».
«Каждый раз, когда родитель чувствует, что он действительно понятия не имеет, что делать, это хороший момент, чтобы привлечь профессионала», — сказал Саранга.
Это особенно актуально в тех случаях, когда возникают проблемы с безопасностью.
Даже если родители не уверены, стоит ли им беспокоиться об изменении поведения их подростка, Моппер говорит, что обратиться к психотерапевту никогда не помешает.
Обеспокоенные родители также могут обратиться за помощью к педиатру своего ребенка или школьному консультанту.
«Эти вещи можно исправить, освоив недостающие навыки и открыв диалог в семье», — объяснил Моппер.
«Я видел много детей, которые действительно боролись, когда им было 14 лет, чтобы изменить ситуацию, детей, которые сейчас учатся в колледже и поддерживают здоровые отношения с друзьями и семьей», — сказал он.
Подростковый возраст может быть трудным, и современные дети сталкиваются со многими проблемами. Но также доступно больше ресурсов и возможностей, чем когда-либо прежде, которые могут помочь семьям.
Грабб также отметил, что во многих случаях родители могут получить важную перспективу, просто воспользовавшись моментом, чтобы вспомнить свой подростковый возраст.
«Я думаю, что родителям важно задуматься о том, какими они были в подростковом возрасте. Нет взрослого [там], который не закончил подростковый возраст», — сказала она.
Психотерапия для детей и подростков: разные виды
Психотерапия для детей и подростков: разные виды
№ 86; обновлено в апреле 2019 г.
Психотерапия — это форма психиатрического лечения, включающая терапевтические беседы и взаимодействие между терапевтом и ребенком или семьей. Это может помочь детям и семьям понять и решить проблемы, изменить поведение и внести позитивные изменения в свою жизнь. Существует несколько типов психотерапии, которые включают в себя различные подходы, методы и вмешательства. Иногда может оказаться полезным сочетание различных психотерапевтических подходов. В некоторых случаях более эффективным может оказаться сочетание медикаментозного лечения с психотерапией.
Различные виды психотерапии:
- Терапия принятия и приверженности (ACT) помогает ребенку понять и принять свои внутренние эмоции. Терапевты ACT помогают детям и подросткам использовать более глубокое понимание их эмоциональной борьбы, чтобы двигаться вперед в позитивном ключе.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает улучшить настроение, тревогу и поведение ребенка, исследуя запутанные или искаженные модели мышления. Терапевты КПТ учат детей тому, что мысли вызывают чувства и настроения, которые могут влиять на поведение. Во время когнитивно-поведенческой терапии ребенок учится выявлять вредные модели мышления. Затем терапевт помогает ребенку заменить это мышление мыслями, которые приводят к более подходящим чувствам и поведению. Исследования показывают, что когнитивно-поведенческая терапия может быть эффективной при лечении различных состояний, включая депрессию и тревогу. Специализированные формы когнитивно-поведенческой терапии также были разработаны, чтобы помочь детям справиться с травматическим опытом.
- Диалектическая поведенческая терапия (DBT) может использоваться для лечения подростков старшего возраста с хроническими суицидальными чувствами/мыслями, преднамеренно самоповреждающим поведением или пограничным расстройством личности. ДПТ подчеркивает ответственность за свои проблемы и помогает человеку понять, как он справляется с конфликтами и сильными негативными эмоциями. Это часто включает в себя сочетание групповых и индивидуальных занятий.
- Семейная терапия фокусируется на том, чтобы помочь семье функционировать более позитивно и конструктивно, изучая модели общения и предоставляя поддержку и образование. Сеансы семейной терапии могут включать ребенка или подростка вместе с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Терапия для пар — это особый тип семейной терапии, который фокусируется на общении и взаимодействии пары (например, у родителей есть проблемы в браке).
- Групповая терапия – это форма психотерапии, при которой несколько пациентов ведутся одним или несколькими терапевтами. Он использует силу групповой динамики и взаимодействия со сверстниками, чтобы улучшить понимание психических заболеваний и/или улучшить социальные навыки. Существует множество различных типов групповой терапии (например, психодинамическая, социальные навыки, наркомания, многосемейная, родительская поддержка и т. д.).
- Межличностная терапия (IPT) – это краткосрочное лечение, специально разработанное и протестированное для лечения депрессии, но также используемое для лечения ряда других клинических состояний. Терапевты ИПТ сосредотачиваются на том, как межличностные события влияют на эмоциональное состояние человека. Индивидуальные трудности формулируются в межличностных терминах, а затем рассматриваются проблемные отношения.
- Терапия на основе ментализации (MBT) включает работу с детьми и подростками, которые борются с тем, кто они есть. MBT направлен на то, чтобы помочь детям вырасти здоровыми людьми.
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT) помогает родителям и детям, которые борются с проблемами поведения или общения, посредством коуч-сессий в реальном времени. Родители взаимодействуют со своими детьми, в то время как терапевты направляют семьи к позитивному взаимодействию.
- Игровая терапия предполагает использование игрушек, кубиков, кукол, марионеток, рисунков и игр, чтобы помочь ребенку распознавать, определять и выражать чувства словами. Психотерапевт наблюдает за тем, как ребенок использует игровые материалы, и определяет темы или модели, чтобы понять проблемы ребенка. Благодаря сочетанию разговора и игры у ребенка появляется возможность лучше понимать и управлять своими конфликтами, чувствами и поведением.
- Психодинамическая психотерапия сосредотачивается на понимании вопросов, которые мотивируют и влияют на поведение, мысли и чувства ребенка. Это может помочь определить типичные модели поведения, защиты и реакции ребенка на внутренние конфликты и борьбу. Психоанализ является специализированной, более интенсивной формой психодинамической психотерапии, которая обычно включает несколько сеансов в неделю. Психодинамическая психотерапия основана на предположении, что поведение и чувства ребенка улучшатся, как только внутренняя борьба будет выявлена.
- Поддерживающая терапия поддерживает детей и подростков в их жизни, чтобы справиться со стрессом, определить полезное и бесполезное поведение и повысить самооценку.
Психотерапия — это не быстрое решение и не простой ответ. Это сложный и многогранный процесс, который со временем может уменьшить симптомы, дать понимание и улучшить функционирование и качество жизни ребенка или подростка.
Иногда может помочь сочетание различных психотерапевтических подходов. В некоторых случаях комбинация лекарств и психотерапии может быть наиболее эффективной. Детские и подростковые психиатры обучены различным формам психотерапии и, при наличии показаний, могут комбинировать эти формы лечения с лекарствами, чтобы облегчить эмоциональные и/или поведенческие проблемы ребенка или подростка.
Найдите детского и подросткового психиатра рядом с вами.
Если вы считаете Факты для семей © полезными и хотите сделать хорошее психическое здоровье реальностью, подумайте о том, чтобы сделать пожертвование на Кампанию для детей Америки . Ваша поддержка поможет нам продолжать бесплатно выпускать и распространять Facts for Families , а также другую жизненно важную информацию о психическом здоровье.
Вы также можете отправить свой вклад по почте. Пожалуйста, сделайте чеки, подлежащие оплате в AACAP, и отправьте по адресу Кампания для детей Америки , P.O. Box 96106, Washington, DC 20090.
Американская академия детской и подростковой психиатрии (AACAP) представляет более 10 000 детских и подростковых психиатров, которые являются врачами, прошедшими не менее пяти лет дополнительной подготовки после медицинского образования в целом (для взрослых) и детской и детской психиатрии. подростковая психиатрия.
Факты для семей © информационные листы разработаны, принадлежат и распространяются AACAP. Печатные копии Факты листов могут быть воспроизведены для личного или образовательного использования без письменного разрешения, но не могут быть включены в материалы, представляемые для продажи или получения прибыли. Все факты можно просмотреть и распечатать на веб-сайте AACAP (www.aacap.org). Facts Листы не могут быть воспроизведены, продублированы или размещены на любом другом веб-сайте без письменного согласия AACAP.