Разное

Коррекция девиантного поведения у подростков: Методы коррекции девиантного поведения подростков

Методы коррекции девиантного поведения подростков

Сущность и виды девиантного поведения подростков

Определение 1

Девиантное поведение – это устойчивый вид поведения, характеризующийся отклонением от общепринятых норм.

В настоящее время отмечается рост подростков с девиантным поведением. Это связано с тем, что в современном обществе кардинально изменилось отношение к детям. Зачастую родители путают свободное воспитание от вседозволенности, что в итоге приводит к избалованности ребенка, отсутствию у него авторитета взрослого. В подростковом возрасте это перерастает в девиантную модель поведения.

Отечественными и зарубежными исследователями предложены разнообразные подходы к классификации видов девиантного поведения у подростков. В основном все они основаны на анализе психических особенностей подросткового возраста.

Основной классификацией видов девиантного поведения у подростков является многомерная классификация, учитывающая единство и взаимозависимости поведения подростков:

  1. Делинктивное поведение – это отклоняющееся поведение, которое характеризуется крайними проявлениями, представляющими собой условно-наказуемые деяния.
    Данное поведение необходимо отличать от криминального, так как зачастую подростки проявляют его «за компанию», от озорства или любопытства.
  2. Аддиктивное поведение – это поведение, которое проявляется в стремлении уходе от окружающей подростка реальности путем искусственного изменения всего психического состояния, за счет приема различных препаратов или веществ, сосредоточении на определенном виде деятельности и т.д. Данное поведение основано на том, что подросток сосредоточен на том, что не только может дать ему определенные эмоции, но и поможет поддержать их интенсивность на протяжении определенного времени. Например, употребление алкоголя или наркотиков, занятие паркуром или прыжками с высоты и т.д.
  3. Патохарактерологическое поведение – это поведение, которое вызвано патологическими изменениями в характере подростка, сформировавшимися в результате не правильного воспитания. Например, завышенный уровень притязаний, склонность к самоввзвинчиванию, обидчивость и т.д.
  4. Психопатологический тип девиантного поведения – это тип поведения, который основан на психологических синдромах и симптомах, которые являются проявлением определенных психических заболеваний или расстройств. Например, саморазрушающее поведение, агрессивность по отношению к себе, суицидальные наклонности, алкоголизм, наркотизация.

Основные направления коррекции девиантного поведения подростков

Коррекционная работа с подростками, имеющими девиантное поведение, осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлена на формирование в ребенке гуманистических и общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, положительно нравственных качеств личности.

Замечание 1

Основная цель педагога, организующего коррекционную работу с подростками, – выявление и исправление (коррекция, преодоление) недостатков в развитии личности подростка, оказание ему необходимой помощи в успешном формировании картины мира и адекватной социализации в общество.

Основные направления коррекционной работы с подростками с девиантным поведением:

  1. Нормализация и обогащение знаний об окружающем мире, формирование адекватных взаимоотношений с окружающими людьми (педагоги, дети, родители и т. д.).
  2. Компенсация недостатков и пробелов в духовном мире подростка. Основным методом является вовлечение подростка в тот вид деятельности, который для него более привлекательный, и в котором он может добиться особых успехов.
  3. Восстановление тех положительных качеств, которые менее всего подверглись деформации.
  4. Стимулирование положительных качеств подростка, имеющих социальную значимость.
  5. Повышение интенсивности положительного развития личности, формирование положительных личностных качеств.
  6. Обогащение социально значимого жизненного опыта, посредством практической деятельности в разнообразных сферах жизни.
  7. Формирование здорового образа жизни, нравственного и эстетически правильного поведения.
  8. Ликвидация негативных качеств личности и вредных привычек, формирование положительных личностных качеств.

Характеристика методов коррекции девиантного поведения подростков

В настоящее время выделяют четыре основные группы методов, которые направлены на исправление и коррекцию девиантного поведения у подростков:

  1. Методы, направленные на разрушение отрицательных черт характера, например, метод «Взрыва», метод «Реконструкция характера» и т. д.

  2. Методы по перестройке самосознания и мотивационной сферы, включают в себя:

    • объектное переосмысление собственных недостатков и достоинств;
    • переориентировка самосознания;
    • переубеждение;
    • прогнозирование и предупреждение негативного поведения.
  3. Методы, направленные на перестройку жизненного опыта, включают в себя:

    • переучивания;
    • ограничения;
    • регламентацию привычного образа жизни;
    • переключения.
  4. Методы по предупреждению негативного и стимулированию положительного поведения, включают в себя:

    • наказания и поощрения;
    • соревнования;
    • наличие положительной жизненной перспективы.

К специфическим методам коррекции девиантного поведения подростков относят:

  1. Суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, которые построены на педагогическом внушении и самовнушении подростка.
  2. Дидактические методики психокоррекции, которые включают в себя убеждения и разъяснения, а также иные приемы, основанные на аргументированном воздействии, например: методика «Сократический диалог», методика «Обучение саногенному мышлению».

В комплексе приемов психологического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23.09.2022

Коррекция девиантного поведения

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная

— формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения

– социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют

волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Элементы самокоррекции:

  • принятие индивидом цели,
  • учет условий деятельности,
  • ее программирование,
  • оценку результатов,
  • коррекцию.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию – осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т. п. и своих индивидуальных качеств.

Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):

  • педагогические методы,
  • психотерапевтические методы.

Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы:

а) коррекция недостатков поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2.Гипноз.

3.

Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый.

Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:

  • количественный – основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,
  • качественный – ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.

Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.

Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.

Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.

  • особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
  • хочет ли самоутвердиться,
  • получить социальную защищенность в группе,
  • реализовать мотивацию дружеского общения,
  • удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
  • путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.

Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.

Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:

  • единство диагностики и коррекции;
  • нормативности развития;
  • системность развития психической деятельности;
  • деятельностный принцип коррекции;
  • нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
  • понимание и сочувствие;
  • прагматизм психолого-педагогического воздействия»
  • приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
  • своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
  • творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
  • профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др. , а также учителей.

Показания к применению:

  • социальная апатия;
  • аутизм;
  • агрессивность;
  • раздражительность;
  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
  • чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
  • конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.

Цель: социальная адаптация девиантов.

Задачи:

1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

##plugins.themes.academic_pro.article.sidebar##

Публикадо 5 января 2020 г.

Скачать

Статистика

Том. 7 число 3 июля-сентябрь 2020 г. Homenaje Франсиско Хосе Франсиско Каррера

##plugins.themes.

academic_pro.article.main##

Доктор Наталья Алексеевна Михальченкова

Большаков Сергей Николаевич

Большакова Юлия Михайловна

Доктор (К) Куликова Надежда Владимировна

Доктор (С) Красильникова Светлана Валерьевна

Резюме

На основе результатов социологических и комплексных исследований в статье анализируются проблемы использования методов художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков. Внедренные инструменты социологического оценивания позволили авторам выявить комплекс задач, связанных с выбором наиболее востребованных и эффективных инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. В исследовании обобщен имеющийся педагогический опыт реализации художественно-творческих программ в общеобразовательных учреждениях. Определен педагогический потенциал программ художественного образования и культурологии в коррекционной работе. Результаты исследования демонстрируют, что, несмотря на востребованность таких программ, образовательные организации испытывают дефицит ресурсов, необходимых для их комплексной разработки и реализации. Результаты исследования позволяют выявить не только типы девиантного поведения студентов общеобразовательных учреждений, но и преобладающие типы проявления девиантного поведения студентов (по мнению респондентов исследования): акцентуированное поведение, неадекватное поведение, аутоагрессивное поведение и др. Результаты социологического опроса позволяют установить заинтересованность не только со стороны родителей, проявляющих инициативу в устройстве подростка в различные учреждения, но и самих подростков, нередко осознающих последствия своего деструктивного поведения (более 30% опрошенных). респонденты). В статье подчеркивается важность перехода образовательных учреждений на систему проектного управления процессами организации предоставления и продвижения социальных услуг в регионе. Большинство респондентов исследования продемонстрировали элемент обратной связи и оценки образовательной программы в виде мониторинга эффективности.

##plugins.themes.academic_pro.article.details##

Cómo citar

Михальченкова Н. ., Большаков С. ., Большакова Ю. ., Куликова Н. ., Красильникова С. . (2020). МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ). Revista Inclusiones , 146-156. Recuperado partir de https://www.revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/view/1621

Профилактика и контроль девиантного поведения подростков в сельской местности

Автор

Перечислено:

  • Шен, Синь-кун

Зарегистрирован:

    Реферат

    Сначала проводится анализ с точки зрения социологии традиционной логики моделирования профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельской местности, поддержания и воспроизводства этой модели. Традиционной моделью профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельской местности является система предотвращения и контроля разнообразно-упорядоченных моделей. Эта система основана на натуральном хозяйстве, особенно на земледельческом. Контроль со стороны общественного мнения и моральное подражание — основная логика работы этой системы. Он содержит компенсационный механизм воспитания детей с целью ухода за ними в старости и благосклонности к возвращению. Затем анализируется деконструкция традиционной модели профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельской местности. Наряду с продвижением в сельской местности современного демократического управления и правового строительства и ростом сельской рыночной экономики слаба и слаба функция традиционной многообразно-упорядоченной схемы профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельском сообществе в профилактике и борьбе с современными сельскими подростками. отклоняться от поведения. Наконец, моделирующие идеи новой (координационной) профилактики и контроля девиантного поведения сельских подростков выдвигаются с четырех аспектов, а именно: демократия и правовая система, община, семья и различные организации приема сельских подростков.

    Предлагаемое цитирование

  • Шен, Синь-кун, 2011. « Профилактика и контроль девиантного поведения подростков в сельской местности », Азиатские сельскохозяйственные исследования, Американо-Китайская корпорация СМИ по науке и культуре, том. 3(11), страницы 1-6, ноябрь.
  • Обработчик: RePEc:ags:asagre:126422
    DOI: 10.22004/ag.econ.126422

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстом обычный текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL-адрес файла: https://ageconsearch.umn.edu/record/126422/files/16.PDF
    Ограничение на загрузку: нет

    URL-адрес файла: https://libkey.io/10.22004/ag. econ.126422?utm_source=ideas
    Ссылка LibKey : если доступ ограничен и если ваша библиотека использует эту услугу, LibKey перенаправит вас туда, где вы можете использовать свою библиотечную подписку для доступа к этому элементу
    —>

    Подробнее о этот пункт

    Ключевые слова

    Агробизнес;

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:ags:asagre:126422 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *