Коррекция девиантного поведения у подростков: Методы коррекции девиантного поведения подростков
Методы коррекции девиантного поведения подростков
Сущность и виды девиантного поведения подростков
Определение 1
Девиантное поведение – это устойчивый вид поведения, характеризующийся отклонением от общепринятых норм.
В настоящее время отмечается рост подростков с девиантным поведением. Это связано с тем, что в современном обществе кардинально изменилось отношение к детям. Зачастую родители путают свободное воспитание от вседозволенности, что в итоге приводит к избалованности ребенка, отсутствию у него авторитета взрослого. В подростковом возрасте это перерастает в девиантную модель поведения.
Отечественными и зарубежными исследователями предложены разнообразные подходы к классификации видов девиантного поведения у подростков. В основном все они основаны на анализе психических особенностей подросткового возраста.
Основной классификацией видов девиантного поведения у подростков является многомерная классификация, учитывающая единство и взаимозависимости поведения подростков:
- Делинктивное поведение – это отклоняющееся поведение, которое характеризуется крайними проявлениями, представляющими собой условно-наказуемые деяния.
- Аддиктивное поведение – это поведение, которое проявляется в стремлении уходе от окружающей подростка реальности путем искусственного изменения всего психического состояния, за счет приема различных препаратов или веществ, сосредоточении на определенном виде деятельности и т.д. Данное поведение основано на том, что подросток сосредоточен на том, что не только может дать ему определенные эмоции, но и поможет поддержать их интенсивность на протяжении определенного времени. Например, употребление алкоголя или наркотиков, занятие паркуром или прыжками с высоты и т.д.
- Патохарактерологическое поведение – это поведение, которое вызвано патологическими изменениями в характере подростка, сформировавшимися в результате не правильного воспитания. Например, завышенный уровень притязаний, склонность к самоввзвинчиванию, обидчивость и т.д.
- Психопатологический тип девиантного поведения – это тип поведения, который основан на психологических синдромах и симптомах, которые являются проявлением определенных психических заболеваний или расстройств. Например, саморазрушающее поведение, агрессивность по отношению к себе, суицидальные наклонности, алкоголизм, наркотизация.
Основные направления коррекции девиантного поведения подростков
Коррекционная работа с подростками, имеющими девиантное поведение, осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлена на формирование в ребенке гуманистических и общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, положительно нравственных качеств личности.
Замечание 1
Основная цель педагога, организующего коррекционную работу с подростками, – выявление и исправление (коррекция, преодоление) недостатков в развитии личности подростка, оказание ему необходимой помощи в успешном формировании картины мира и адекватной социализации в общество.
Основные направления коррекционной работы с подростками с девиантным поведением:
- Нормализация и обогащение знаний об окружающем мире, формирование адекватных взаимоотношений с окружающими людьми (педагоги, дети, родители и т. д.).
- Компенсация недостатков и пробелов в духовном мире подростка. Основным методом является вовлечение подростка в тот вид деятельности, который для него более привлекательный, и в котором он может добиться особых успехов.
- Восстановление тех положительных качеств, которые менее всего подверглись деформации.
- Стимулирование положительных качеств подростка, имеющих социальную значимость.
- Повышение интенсивности положительного развития личности, формирование положительных личностных качеств.
- Обогащение социально значимого жизненного опыта, посредством практической деятельности в разнообразных сферах жизни.
- Формирование здорового образа жизни, нравственного и эстетически правильного поведения.
- Ликвидация негативных качеств личности и вредных привычек, формирование положительных личностных качеств.
Характеристика методов коррекции девиантного поведения подростков
В настоящее время выделяют четыре основные группы методов, которые направлены на исправление и коррекцию девиантного поведения у подростков:
Методы, направленные на разрушение отрицательных черт характера, например, метод «Взрыва», метод «Реконструкция характера» и т. д.
Методы по перестройке самосознания и мотивационной сферы, включают в себя:
- объектное переосмысление собственных недостатков и достоинств;
- переориентировка самосознания;
- переубеждение;
- прогнозирование и предупреждение негативного поведения.
Методы, направленные на перестройку жизненного опыта, включают в себя:
- переучивания;
- ограничения;
- регламентацию привычного образа жизни;
- переключения.
Методы по предупреждению негативного и стимулированию положительного поведения, включают в себя:
- наказания и поощрения;
- соревнования;
- наличие положительной жизненной перспективы.
К специфическим методам коррекции девиантного поведения подростков относят:
- Суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, которые построены на педагогическом внушении и самовнушении подростка.
- Дидактические методики психокоррекции, которые включают в себя убеждения и разъяснения, а также иные приемы, основанные на аргументированном воздействии, например: методика «Сократический диалог», методика «Обучение саногенному мышлению».
В комплексе приемов психологического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23.09.2022
Коррекция девиантного поведения
Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
Коррекция девиантного поведения
– социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.
По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют
Элементы самокоррекции:
- принятие индивидом цели,
- учет условий деятельности,
- ее программирование,
- оценку результатов,
- коррекцию.
Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию – осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т. п. и своих индивидуальных качеств.
Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):
- педагогические методы,
- психотерапевтические методы.
Педагогические методы:
1. Методы общественного влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
ж) самокоррекция.
2. Специальные или частнопедагогические методы:
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2.Гипноз.
3.
4. Психоанализ.
Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:
1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый.
Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:
- количественный – основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,
- качественный – ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.
Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.
Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).
Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.
Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.
- особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
- хочет ли самоутвердиться,
- получить социальную защищенность в группе,
- реализовать мотивацию дружеского общения,
- удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
- путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.
Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
- единство диагностики и коррекции;
- нормативности развития;
- системность развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-педагогического воздействия»
- приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
- творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
- профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др. , а также учителей.
Показания к применению:
- социальная апатия;
- аутизм;
- агрессивность;
- раздражительность;
- отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
- чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
- конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
##plugins.themes.academic_pro.article.sidebar##
Публикадо 5 января 2020 г.
Скачать
Статистика
Том. 7 число 3 июля-сентябрь 2020 г. Homenaje Франсиско Хосе Франсиско Каррера
##plugins.themes.
academic_pro.article.main##Доктор Наталья Алексеевна Михальченкова
Большаков Сергей Николаевич
Большакова Юлия Михайловна
Доктор (К) Куликова Надежда Владимировна
Доктор (С) Красильникова Светлана Валерьевна
Резюме
На основе результатов социологических и комплексных исследований в статье анализируются проблемы использования методов художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков. Внедренные инструменты социологического оценивания позволили авторам выявить комплекс задач, связанных с выбором наиболее востребованных и эффективных инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. В исследовании обобщен имеющийся педагогический опыт реализации художественно-творческих программ в общеобразовательных учреждениях. Определен педагогический потенциал программ художественного образования и культурологии в коррекционной работе. Результаты исследования демонстрируют, что, несмотря на востребованность таких программ, образовательные организации испытывают дефицит ресурсов, необходимых для их комплексной разработки и реализации. Результаты исследования позволяют выявить не только типы девиантного поведения студентов общеобразовательных учреждений, но и преобладающие типы проявления девиантного поведения студентов (по мнению респондентов исследования): акцентуированное поведение, неадекватное поведение, аутоагрессивное поведение и др. Результаты социологического опроса позволяют установить заинтересованность не только со стороны родителей, проявляющих инициативу в устройстве подростка в различные учреждения, но и самих подростков, нередко осознающих последствия своего деструктивного поведения (более 30% опрошенных). респонденты). В статье подчеркивается важность перехода образовательных учреждений на систему проектного управления процессами организации предоставления и продвижения социальных услуг в регионе. Большинство респондентов исследования продемонстрировали элемент обратной связи и оценки образовательной программы в виде мониторинга эффективности.
##plugins.themes.academic_pro.article.details##
Cómo citar
Михальченкова Н. ., Большаков С. ., Большакова Ю. ., Куликова Н. ., Красильникова С. . (2020). МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ). Revista Inclusiones , 146-156. Recuperado partir de https://www.revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/view/1621
Профилактика и контроль девиантного поведения подростков в сельской местности
Автор
Перечислено:
- Шен, Синь-кун
Зарегистрирован:
Реферат
Сначала проводится анализ с точки зрения социологии традиционной логики моделирования профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельской местности, поддержания и воспроизводства этой модели. Традиционной моделью профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельской местности является система предотвращения и контроля разнообразно-упорядоченных моделей. Эта система основана на натуральном хозяйстве, особенно на земледельческом. Контроль со стороны общественного мнения и моральное подражание — основная логика работы этой системы. Он содержит компенсационный механизм воспитания детей с целью ухода за ними в старости и благосклонности к возвращению. Затем анализируется деконструкция традиционной модели профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельской местности. Наряду с продвижением в сельской местности современного демократического управления и правового строительства и ростом сельской рыночной экономики слаба и слаба функция традиционной многообразно-упорядоченной схемы профилактики и контроля девиантного поведения подростков в сельском сообществе в профилактике и борьбе с современными сельскими подростками. отклоняться от поведения. Наконец, моделирующие идеи новой (координационной) профилактики и контроля девиантного поведения сельских подростков выдвигаются с четырех аспектов, а именно: демократия и правовая система, община, семья и различные организации приема сельских подростков.
Предлагаемое цитирование
Обработчик: RePEc:ags:asagre:126422
DOI: 10.22004/ag.econ.126422
как
HTMLHTML с абстрактным простым текстом обычный текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Скачать полный текст от издателя
URL-адрес файла: https://ageconsearch.umn.edu/record/126422/files/16.PDFОграничение на загрузку: нет
URL-адрес файла: https://libkey.io/10.22004/ag. econ.126422?utm_source=ideas
Ссылка LibKey : если доступ ограничен и если ваша библиотека использует эту услугу, LibKey перенаправит вас туда, где вы можете использовать свою библиотечную подписку для доступа к этому элементу
—>
Подробнее о этот пункт
Ключевые слова
Агробизнес;Статистика
Доступ и статистика загрузкиИсправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:ags:asagre:126422 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.
У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента.