Разное

Короткие предложения для чтения: Тексты для чтения с картинками для 1, 2 классов

Содержание

Учимся читать предложения. Тексты для обучения чтению дошкольников с картинками, задания по чтению Складываем предложения для детей

Как в игровой форме научить малыша читать предложения? Предположим, он уже освоил игры с буквами и научился читать отдельные слова по складам или слогам. Формально малыш вроде бы умеет читать.

Книги для самых маленьких

Но ведь учимся мы читать для совершенно конкретного дела: получения информации. Поэтому рано или поздно надо переходить к чтению предложений. Не стоит искусственно задерживать ребёнка на предыдущем этапе. Плавно переходим к чтению книг.

На этом этапе нам понадобится множество книжек-малышек. Их можно купить (вроде серии «Мои первые книжки»). Но имеющегося в книжных магазинах будет недостаточно. Кроме того эти книжки пригодятся весьма короткое время. Затратно по деньгам.

Самодельные книжки

Некоторые мамы делают самодельные книжки, что затратно по времени. На их изготовление уходит много времени и сил, даже на такие простенькие книжки, а ребёнок также использует их короткое время. В интернете много очень красивых, сделанных из фетра, папье-маше и других интересных материалов книжек. Но наша задача – научиться читать, а не развлечь малыша. Книга должна быть простой и понятной, сосредоточенной на деле.

Тексты с картинками

В Интернете можно найти тексты с картинками. Вроде того, что ниже. Но частенько это некачественная печать. И большинство просто не подходят для раннего обучения чтению.

Рисование коротких историй

Некоторые педагоги предлагают рисовать всякие истории, прописывая одновременно слова, которые ребёнок будет читать по ходу рисования рассказика. Наверно это самый незатратный способ.

Как это делается?

  1. Возьмите блокнот и карандаш (ручку, фломастер). Мы берём на первых порах альбомчик для рисования из-за его плотных листов. На нём будем рисовать историю.
  2. Можно пересказать известную (например, сказку) или придумать собственную. Второй вариант более интересен, потому что историю можно придумывать по ходу рисования. К тому же используем темы в рамках интересов ребёнка: любит мальчик машинки, пусть тексты будут о них.
  3. Рисуем и рассказываем. Некоторые слова не проговариваем, а пишем, предлагая ребёнку их прочитать самостоятельно. Сперва это отдельные слова, словосочетания, а затем целые предложения или даже несколько (2-3) предложений.

Жила-поживала девочка Маруся . У неё была кукла Ира . Маруся каждый день ходила в школу . А кукла ждала её возвращения. Однажды кукла заскучала . Решила она поехать в гости . Оглянулась вокруг, видит, стоит машина . Подошла Ира к машине и попросила отвезти её к медвежонку Мише , который жил в соседней комнате. Машина согласилась. По пути они заехали в магазин и купили конфеты

Выделенные слова пишем, а ребёнок читает. Подобные истории можно развивать бесконечно.

Для перехода ребёнка к чтению предложений потребуется не один десяток книжек.

А вариант рисования текстов освободит вас от заботы, где их взять. Сразу можно садиться и начинать работать. Мы много раз применяли этот приём, каждый раз убеждаясь в его эффективности. Для разнообразия удобно чередование рисования текстов и работы с книжками.

По мере освоения чтения предложениями мы давали возможность ребятам постарше самим прописывать для взрослых короткие предложения. В этом случае оказывайте помощь в правильном написании слов. Прописывая слова, малыш учится анализировать их.

Важно, чтобы ребёнку нравилось так заниматься, придумывая вместе с мамой разные истории. Тогда вам не придётся мотивировать его на чтение. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок. Но чтение – довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему. Поэтому мы предлагаем

тексты небольшого размера , слова в них разделены на слоги.

Сначала сами прочитайте ребенку произведение , а если оно длинное, можно прочитать его начало. Это заинтересует ребенка. Затем предложите ему прочитать текст. После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста. После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
Б. Корсунская

Ответь на вопросы.
1. С кем гуляла Соня?
2. Где Соня забыла куклу?
3. Кто принёс куклу домой?

Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те. Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
– Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!

На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то. Жал-ко бы-ло.

Ответь на вопросы.
1. Что сделали дети с гнездом?
2. Почему наутро гнездо оказалось пустым?
3. Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
4. Как ты думаешь, это произведение – сказка, рассказ или стихотворение?

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
– Дай мне – мой конь.
– Нет, ты мне дай – конь не твой, а мой.
При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Ответь на вопросы.
1. Из-за чего ссорились Петя и Миша?
2. Что сделала мама?
3. Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
думаешь?

Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

Жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

Рассказ – малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты. Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть». Обязательно

каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

Литература:
Колдина Д.Н. Читаю самостоятельно. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 32 с. (Конфетка).

Ваш малыш выучил буквы, активно складывает слоги и небольшие слова. Пришла пора перейти к более сложным, но интересным заданиям – чтению текстов. Но здесь родителей и педагогов ожидают некоторые сложности. Предлагать дошкольнику текстовые карточки без учета особенностей возраста, степени наработки навыка слогочтения нельзя. О том, как выбрать тексты для чтения для дошкольников, где найти и как правильно распечатать тексты для чтения по слогам для младших и старших дошкольников, расскажем в нашей статье.

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически.

При подготовке к школе, родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

  • Основная потребность детсадовцев – общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
  • Ведущая психическая функция – воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
  • Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
  • Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации. Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
  • Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
  • Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, выбирая тексты для чтения. В этом случае обучающие занятия будут более эффективными.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника – новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников – 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.





Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный.

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.


Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:










Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:






ДРУ-ЗЬЯ

Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-кат. А у Ни-ки-ты – ру-жье. Не на-стоя-ще-е, а иг-ру-шеч-ное. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

ЗО-ЛО-ТОЕ ЯИЧ-КО

Жи-ли се-бе дед да ба-ба и бы -ла у них ку-роч-ка ря-ба. Снес-ла ку-роч-ка яич-ко: яич-ко не прос-тое – зо-ло-тое.

Дед бил – бил – не раз-бил.

Ба-ба би-ла, би-ла – не раз-би-ла.

Мыш-ка бе-жа-ла, хвос-ти-ком мах-ну-ла, яич-ко упа-ло и раз-би-лось.

Дед и ба-ба пла-чут, ку-роч-ка ку-дах-чет:

“Не плачь, дед, не плачь, ба-ба!

Я сне-су вам яич-ко дру-гое,

Не зо-ло-тое – прос-тое!”

МУ-РА-ВЕЙ И ГО-ЛУБ-КА

Му-ра-вей спус-тил-ся к ру-чью: за-хо-тел на-пить-ся. Вол-на за-хлест-ну-ла е-го и чуть не по-то-пи-ла. Го-луб-ка нес-ла вет-ку; о-на у-ви-де-ла – му-ра-вей то-нет, и бро-си-ла е-му вет-ку в ру-чей. Му-ра-вей сел на вет-ку и спас-ся.

По-том о-хот-ник рас-ста-вил сеть на го-луб-ку и хо-тел за-хлоп-нуть. Му-ра-вей под-полз к о-хот-ни-ку и у-ку-сил е-го за но-гу; о-хот-ник ох-нул и у-ро-нил сеть. Го-луб-ка вспорх-ну-ла и у-ле-те-ла.

Был у Пе-ти и Ми-ши конь. Стал у них спор: чей конь. Ста-ли они ко-ня друг у дру-га рвать.

Дай мне,это мой конь.

Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Приш-ла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.

Л. Толстой

Три мед-ве-дя.

Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мой да при-шла к лес-ной из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-дей: от-ца зва-ли Ми-хай-ло По-та-пыч, мать – Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку – мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст – мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.

Ма-ша вош-ла в дом и у-ви-де-ла три мис-ки с ка-шей. Боль-ша-я бы-ла Ми-хай-ло По-та-пы-ча, сред-ня-я Нас-тась-и Пет-ров-ны, а са-ма-я ма-лень-ка-я – Ми-шут-ки. По-про-бо-ва-ла Ма-ша ка-шу из боль-шой мис-ки, по-том из сред-ней, а из ма-лень-кой, Ми-шут-ки-ной, всю ка-шу съе-ла.

За-хо-те-ла Ма-ша при-сеть и ви-дит у сто-ла три сту-ла. По-лез-ла о-на на боль-шой стул и у-па-ла; се-ла на сред-ний стул – на нём бы-ло не-у-доб-но; се-ла на ма-лень-кий стуль-чик и за-сме-я-лась. Ста-ла Ма-ша ка-чать-ся на Ми-шут-ки-ном стуль-чи-ке, ка-ча-лась – ка-ча-лась, по-ка его не сло-ма-ла!

Пош-ла Ма-ша в дру-гу-ю гор-ни-цу. Там сто-я-ли три кро-ва-ти. Лег-ла о-на в боль-шу-ю – бы-ло слиш-ком про-стор-но; лег-ла в сред-ню-ю – бы-ло слиш-ком вы-со-ко; а ма-лень-ка-я при-шлась ей как раз впо-ру. Лег-ла Ма-ша и за-сну-ла.

Вер-ну-лись до-мой мед-ве-ди из ле-са, се-ли о-бе-дать. Ми-хай-ло По-та-пыч за-гля-нул в сво-ю мис-ку и за-ры-чал: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” Нас-тась-я Пет-ров-на по-смот-ре-ла на стол и за-ре-ве-ла: “Кто ел из мо-ей мис-ки?” А Ми-шут-ка за-пи-щал: “Кто съел мо-ю ка-шу и сло-мал мой стуль-чик?”

Пош-ли мед-ве-ди в дру-гу-ю гор-ни-цу. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель?” – взре-вел Ми-хай-ло По-та-пыч. “Кто ло-жил-ся на мо-ю по-стель и смял её?” – за-ре-ве-ла Нас-тась-я Пет-ров-на. А Ми-шут-ка у-ви-дел в сво-ей кро-ват-ке де-воч-ку и за-пи-щал: “Вот о-на! Дер-жи-те её!

У-ви-дев мед-ве-дей, Ма-ша о-чень ис-пу-га-лась. О-на вы-прыг-ну-ла в от-кры-то-е ок-но и по-бе-жа-ла до-мой. И мед-ве-ди её не дог-на-ли.

В детском саду тоже начало учебного года. Дети постепенно приезжают из отпусков. Многие за лето выучили буквы и немножко начинают читать по слогам .

Откуда берутся тексты для чтения по слогам? Конечно, из букваря. Интересны старые буквари , по которым учились ещё бабушки. Второй источник – интернет. Мы тоже готовим для наших воспитанников 5-6 лет тексты в зависимости от наличных навыков, начиная с простеньких и коротких текстиков. Лучше читать понемногу, но почаще.

В первых текстах для чтения по слогам каждое предложение начинается с новой строки. Так ребятам удобнее воспринимать текст. Первые тексты для чтения по слогам следует печатать крупно.

Полезно сопровождать их раскрасками – привычной для дошкольников работой. Задачи такие.

  1. Сперва надо прочитать маме, бабушке или ещё кому.
  2. Раскрасить.
  3. Подписать предметы на картинке.

Почему стоит писать слова? Когда ребёнок читает, взаимодействуют слух и зрение. Когда пишет, – слуховой (проговариваю), зрительный (фиксирую образ слова) и двигательный анализаторы.

Кроме повествовательных текстов для чтения по слогам полезно применять короткие простые стихи .

Как подготовить тексты для чтения по слогам?

Родители, обучающие своего ребёнка чтению, могут сами подготовить материал. Надо знать следующее. Тексты для чтения по слогам могут выглядеть по-разному. Всё зависит от того, как мы разделим слово на слоги.

1. Делим слова на слоги как в букваре дефисами (короткими горизонтальными чёрточками). Ниже несколько текстов разделены на слоги именно так.

2. Слова разделяются на слоги вертикальными линиями.

3. Слоги выделяются снизу дугами.

Примерно так. Начинать лучше с первого варианта с дефисами. Первые тексты должны быть очень простыми по содержанию, как ниже, усложняясь потихоньку.. Сперва картинку для раскрашивания даёте вы. А потом малыш рисует сам по смыслу текста. Тексты для чтения можно скачать на нашем сайте ещё и . Только подготовьте их одним из предложенных выше способов.

Тексты для чтения по слогам

Э-то кот Ку-зя.

По но-чам Ку-зя ло-вил мы-шей.

По-том кот спал на ди-ва-не.

А мы-ши си-де-ли в нор-ке.

  1. Имя кота?
  2. Каковы его действия?
  3. Почему мыши сидели в норке?

Рыбалка.

У Са-ни бы-ла у-доч-ка.

Са-ня на-ко-пал чер-вей.

Он по-шёл на реч-ку.

В реч-ке пла-ва-ет ры-ба.

Са-ня ло-вил ры-бу.

  1. Имя мальчика?
  2. Чем он занимался?
  3. Сколько рыбы наловил?

Де-ре-во.

Э-то де-ре-во.

У де-ре-ва ствол.

У де-ре-ва лист.

У де-ре-ва вет-ки.

Вопрос. На-зо-ви де-ре-во.

Ко-ро-ва.

Ко-ро-ва ест се-но.

Ко-ро-ва да-ёт мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит мо-ло-ко.

Ма-ша лю-бит ка-шу.

У Ма-ши ру-мя-ны-е щёч-ки.

Вопрос. Почему у Маши румяные щёчки? (Почему-то все мамы подумали про диатез)

В ле-су.

Де-ти по-шли в лес.

Они со-би-ра-ли ма-ли-ну.

Ря-дом за-тре-ща-ли кус-ты.

Де-ти ис-пу-га-лись.

А из кус-тов вы-бе-жа-ла со-ба-ка Жуч-ка.

Всем ста-ло ве-се-ло.

  1. Куда ходили дети?
  2. Что они делали в лесу?
  3. Кто напугал детей?

Ле-то

Ле-то крас-но-е.

По-че-му о-но крас-но-е?

Крас-но-е, зна-чит кра-си-во-е.

Зе-лё-ны-е ле-са.

Го-лу-бо-е не-бо.

Яр-ки-е цве-ты.

Кра-со-та.

На-ри-суй ле-то.

  1. Почему лето красное?
  2. Какие леса?
  3. Какое небо
  4. Какие цветы?
  5. Почему тебе нравится лето?

Ко-ло-коль-чи-ки

Ко-ло-коль-чи-ки по-ле-вы-е цве-ты.

По-че-му о-ни по-ле-вы-е?

По-то-му что рас-тут в по-ле и на лу-гу.

Ко-ло-коль-чи-ки си-ни-е

Ли-за гу-ля-ет на лугу.

Ли-за со-би-ра-ет ко-ло-коль-чи-ки.

У Ли-зы до-ма ва-за.

Там ко-ло-коль-чи-ки.

На-ри-суй ко-ло-коль-чи-ки.

  1. Почему колокольчики полевые цветы?
  2. Какого цвета колокольчики?
  3. Где гуляет Лиза?
  4. Куда Лиза поставит колокольчики дома?

игровые приёмы для обучения чтению детей с нарушениями речи / Кафедра логопедии МПГУ

Полей Яна Борисовна
ГБУЗ детская городская поликлиника № 86 ДЗ г. Москвы

Скачать статью >>>

Детей непросто научить читать. Ещё тяжелее научить читать детей с речевыми проблемами. А научить надо. Почему? Потому что пока ещё человечество пользуется письмом, как способом сохранения информации и чтением, чтобы эту информацию получить. И просто обидно: столько всего хорошего написано и пишется, а человек растёт и не знает, что за мир прячется за обложками. По сравнению с нечитающим человеком, читающий владеет разнообразными инструментами для своего развития и влияния на мир, для творчества во всех сферах жизни.

Логопеды, как правило, используют в своей практике программы и методики школы Р.Е. Левиной: Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; методические пособия и буквари для обучения детей с нарушениями речи чтению (Воронкова В.В., Жукова Н.С., Косинова Е.М., Крылова Е.Л. и др.). Наш опыт обучения чтению детей с нарушениями речи показывает эффективность методики известного логопеда и исследователя Т. С. Резниченко и практическую ценность ее авторского методического пособия «Занимательный Букварь». Разработки Т.С. Резниченко мы апробировали при работе с неговорящими дошкольниками и с детьми, чьи речевые проблемы осложняются особенностями психо-эмоционального развития и сниженной мотивацией к обучению чтению при сохранном интеллекте даже в возрасте 7-8 лет.
Эффективность работы значительно повысилась, когда процесс обучения чтению дополнялся приёмами, заимствованными у замечательной поэтессы-педагога Татьяны Михайловны Котёневой-Громан. Её литературную студию посещали дети без особых проблем в речевом развитии. Татьяна Михайловна воспитывала чувство слова, умение работать с текстом. Идея Татьяны Михайловны заключалась в том, что она стремилась сохранить в детях творца. Лучший способ заинтересовать ребенка обучением, работой над своей речью – это сделать его творцом, соавтором своего развития, поставить его в процессе обучения на один уровень со взрослым. И этот же способ прекрасно работает и с теми, кому приходится осваивать речь через обучение, с дошкольниками и школьниками с речевой патологией. Ведь творить любят почти все.
Дети, даже проблемные, относительно быстро запоминают несколько слогов и слов. И относительно быстро начинают сами придумывать фразы, сначала отталкиваясь от готовых образцов, потом пытаются включить уже свою фантазию. Иногда юные ученики так увлекаются, что пытаются вставить в свои истории слова, прочитать которые ещё трудно из-за сложной слоговой структуры или незнания отдельных букв. В таких случаях рекомендуется заменить сложное слово рисунком или пиктограммой.
Например:
Предлагаем прочитать ребенку предложения:
ВОТ И-РА.

Предлагаем ему следующее предложение продолжить самостоятельно или выбрать из предложенных вариантов (предметных картинок, пиктограмм):
У И-РЫ … (изображение велосипеда).
МА-МА ЕСТ (изображение кекса).
ЛУ-ША НА-ДУ-ВА-ЛА (изображение воздушного шарика)


В следующем упражнении предлагаем ребенку подобрать подходящее по смыслу первое слово в предложении:
(изображение туфельки) У-ПА-ЛА НА БА-ЛУ.
(изображение кошки) ЕСТ РЫ-БУ.

В дальнейшем возможно предложить подбор подходящего по смыслу сказуемого в простом предложении. Глагол в этом случае заменяется пиктограммой: изображение глаза означает «вижу», изображение уха – «слышу», изображение следов ботинок – «иду» и так далее.
Я (изображение глаза) МА-ШУ.
Я (изображение уха) МУ-ЗЫ-КУ.


Для повышения мотивации предлагаем ребенку поиграть в «шпионов». Рисунки помогают зашифровать текст, запутать «противника».


Можно предложить родителям заранее прочитать ребенку сказку Киплинга «Как было написано первое письмо». По сюжету сказки – из-за того, что первое в мире письмо было «записано» целиком рисунками, произошли некоторые забавные недоразумения. Это наглядно показывает ребенку преимущество буквенной записи перед рисунками или пиктографическим письмом.

Ещё один приём, который помогает в обучении чтению, это возможность составлять абсурдные фразы.

Иногда родители осуждают проявления юмора у детей, не понимая, что это инструмент речевого развития, речевого чутья и осознания речевой действительности.
В качестве дидактического материала используются предметные картинки. Речевой материал подбирается, насыщенный определенным звуком или на определенную тематику. На начальном этапе работы предлагаем ребенку выполнить несколько игровых упражнений – разобрать картинки по признаку живое-неживое или по признаку наличия или отсутствия изучаемых звуков. Когда образуются две группы картинок предлагаем ребенку, не глядя, брать из каждой группы по одной картинке и объединять их каким-то сюжетом.
Дети с легким речевым дефектом могут составить небольшой по объему рассказ. Но, в том случае, если возникают трудности, можно ограничиться предложением.

Непредсказуемость задания делает его веселым и трудным. Можно вытащить, например, картинки с изображением зайца и яйца, жабы и автобуса, рака и короны. Ребенку необходимо включить такие разные предметы в одной фразе.
Сначала дети придумывают однотипные предложения, вроде «Заяц взял яйцо», «Жаба взяла автобус», «Рак взял корону». Здесь уместно оказать ребенку помощь и немного подсказать, направить фантазию:
Логопед: «Вспомни, что мы обычно делаем в автобусе? Катаемся. А жаба могла бы покататься в автобусе? Как лучше сказать?»
Ребёнок: «Жаба катается (едет) в автобусе».
Взрослый: «Хорошо. А как ты думаешь, а если бы жаба умела рисовать, чтобы она могла сделать с автобусом?»
Ребёнок: «Жаба рисует автобус?»

Дети не всегда уверены, что взрослый одобрит такую странную ситуацию. Можно поговорить, о том, что в жизни, конечно же, жаба не рисует, но вот в сказке даже жабы могут рисовать, если им хочется.
При регулярном выполнении задания и одобрении взрослого дети начинают включать фантазию. Это упражнение помогает активизировать словарный запас, автоматизировать звуки, упражняться в употреблении определенных грамматических категорий, развивает фантазию.
Похожий прием можно использовать на начальных стадиях обучения чтению.

Для поднятия мотивации могут пригодиться словесные игры, нелепицы, буквоедские игры. Корней Иванович Чуковский рассказывал в своей автобиографической повести «Серебряный герб», как учил английский язык, используя очень странный учебник английского языка, с совершенно нелепыми фразами. Грамматически предложения были оформлены правильно, но фразы были очень странными, вроде: «Видит ли этот слепой незнакомец синее дерево глухонемого певца, на котором сидит, улыбаясь, голубая корова?». Абсурдные фразы помогают усвоить грамматические особенности языка.

Оказывается, когда обучаешь детей разговаривать на своём родном языке, то вносить небольшую долю абсурда очень полезно.
Детям можно предложить найти карточки-слова, в которых есть буква, обозначающая автоматизируемый звук.
Например, слова со звуком Р: «КОМАР», «ДОРОГА», «РОГАТЫЙ», «ИДЁТ». Получится что-то вроде «Рогатый комар идет по дороге».
В результате чтения абсурдный предложений урок становится интересным и весёлым.

С дошкольниками, которые ещё только составляют короткие фразы из карточек-слогов по методике Т. С. Резниченко тоже можно поиграть в абсурд. Взрослый выкладывает сам, а затем предлагает ребенку выложить фразу, включив туда слово, не подходящее по смыслу, искажающее сюжет.
«Мама мыла раму» – это читается и произносится не думая. «Мама ела раму», ой, что за глупость, сначала ребенок смеется, потом, исправляет на правильный вариант или выполняет задание с подбором подходящего слова.
Приведём примеры таких абсурдных предложений:
МАША ЕЛА КАКУ. ПАША ЕЛА ТАРАКАНА. А ЖАБА ЕЛА ПАУКА.
В этом случае в качестве еды предлагаются предметы. Предложение становиться бессмысленным.
Для развития языкового чутья можно использовать чтение предложений с деформированной грамматической формой:
«МАША ЕЛА КАШУ», «ПАША ЕСТ СОК»
Взрослый уточняет: «Разве сок едят? Что можно сделать с соком?» Ребенок выбирает подходящую карточку со словом «пьёт», сам или с помощью взрослого.

Во время таких игр со словами происходит активизация пассивного словаря, усвоение грамматических основ на интуитивном уровне и не пропадает желание учиться читать дальше. Формируются предпосылки смыслового чтения: ученик ожидает подвох и внимательно вчитывается в слова. Повышенный эмоциональный фон, игровая обстановка – всё это помогает усилить интерес к занятиям и чтению.

Практика обучения чтению показывает, что многочисленные повторения, автоматизация начального навыка чтения слов, слогов не всегда интересно, а часто и утомительно для дошкольников. 

В таких случаях очень выручают чудесные книги Татьяны Русситы. Ее серия книг «Восемь первых книг для чтения» наполнена добрыми, очень часто юмористическими текстами.
Помогают повысить интерес к обучению чтению книжки –игрушки Жени Кац «Бабушка пилит малиновый пирог», «Синий комар плывёт на юг» и другие. Переворачивая в произвольном порядке странички с глаголами, прилагательными, существительными, юный читатель всё время получает забавный и необычный результат. Он смеется, хочет прочитать ещё и ещё, перебирает варианты и тренирует навык чтения. При этом слова в книжке подобраны так, что грамматически предложения всегда составлены верно. Даже если получается «Бабушка пилит малиновый пирог».

Потом, отсмеявшись, можно предложить придумать правильный вариант, как «в жизни».
Сейчас очень много прекрасных книг с короткими фразами, яркими прекрасными картинками и они замечательно подходят на ранних этапах обучения чтению, когда ребенок уже читает, но ещё не уверен в своих силах. Например, книги Татьяны Русситы, Марины Поляковой, Тилипмана Антона.


Надеемся, что этот краткий обзор приёмов, поможет логопедам, воспитателям или родителям научить читать детей с нарушениями речи, заинтересовать их и сделать занятия увлекательными и необычными.
Литература
1. Кац Е.М. Синий комар плывёт на юг. – М: МЦНМО, 2017 – 60 с.
2. Основы теории и практики логопедии/ под ред. Р. Е. Левиной. – Репр. изд. – М: Альянс, 2013. – 366 с.
3. Полякова М.А. Игра в слова. Сказка-букварь. – М: Изд. В. Секачев, 2012. – 56 с.
4. Резниченко Т.С. Занимательный букварь. – М: Гном, 2018. – 144 с.
5. Руссита Т. Раз, два, три – замри! (комплект из 8 книг). – М: Манн, Иванов и Фербер, 2019 – 96 с.
6. Тилипман А.С. ЗУБАКА: игры со словами. – М: ВАКО, 2015. – 64 с.

Дата публикации: 04. 12. 2019 г.

Скачать статью >>>

Полей Я.Б. Читаем и играем: игровые приёмы для обучения чтению детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]: Кафедра логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета : [сайт], 2019.  URL: http://www.logo-mpgu.ru/faq/logopedam/metodicheskaya-kopilka.html (дата обращения 14.01.2020)

Лучшие простые предложения для детского сада

Преподавание в детском саду дает так много приятных бонусов, но в самом верху списка стоит обучение детей чтению. Я думаю, что одна из лучших частей обучения грамоте — это видеть волнение в глазах моих учеников, когда они начинают читать предложения! Как только ученики готовы сделать этот шаг, остается только поддерживать этот импульс и волнение с помощью дополнительной практики. В этом посте я делюсь некоторыми из моих любимых способов использования простых предложений для обучения чтению в детском саду.

Готовы ли мои ученики к чтению предложений?

Прежде чем мы сможем ожидать, что учащиеся будут читать даже простые предложения, важно убедиться, что они имеют правильную основу. Путь к чтению предложений включает в себя важные вехи, такие как:

  • Распознавание букв по названию
  • Распознавание звуков, издаваемых буквами
  • Смешивание звуков вместе для чтения слов
  • Беглое чтение слов слова

Кроме того, между каждой вехой находятся различные фонематические и фонологические навыки, которые необходимо освоить, чтобы заложить прочную основу для чтения.

Когда эта основа заложена, учащиеся готовы начать читать слова в предложениях. Продолжайте читать, если хотите взглянуть на простые предложения, которые я использую с учениками детского сада, когда они готовы сделать этот захватывающий шаг!

Простые предложения для детского сада

Есть много способов попрактиковаться в чтении предложений в детском саду. Ниже приведены некоторые из моих любимых способов включения простых предложений в обучение грамоте. Мне нравится, что эти занятия идеально подходят для центров грамотности, утренней работы, вмешательства в небольших группах или даже домашней работы! Эти действия также развиваются вместе с учащимися, так что они могут читать более сложные предложения по мере того, как они изучают больше фонетических моделей и осваивают дополнительные высокочастотные слова.

Sight Word Беглые предложения

Когда учащиеся впервые начинают читать слова в предложениях, полезно начать с предсказуемого текста. Я считаю, что беглые предложения со словами идеально подходят для этого!

В этих простых предложениях слова-зрители часто располагаются по предсказуемой схеме, например «Я вижу кошку». и «Я вижу свинью». Это означает, что учащиеся могут практиковаться в расшифровке слов в предложениях, улучшая беглость речи. Это беспроигрышный вариант!

Прочитай и раскрой предложения

Практические занятия помогут учащимся продолжать заниматься чтением. Читай и открывай карточки всегда пользуются успехом у студентов! В этом упражнении учащиеся читают простые предложения на карточке, а затем отстегивают клапан, чтобы открыть изображение, соответствующее предложению. Учащиеся будут использовать свои навыки понимания, чтобы решить, имеет ли смысл прочитанное ими предложение с картинкой, которую они только что открыли.

Так как это добавляет элемент самокоррекции в деятельность, карты чтения и раскрытия идеально подходят для центров грамотности, утренней работы или даже для быстрого выполнения заданий. Дополнительным бонусом станет тренировка мелкой моторики благодаря использованию зажимов для этого упражнения!

Упражнения по составлению предложений

По мере того, как учащиеся будут чувствовать себя более комфортно при чтении предложений, они начнут чувствовать естественный ритм языка и порядок слов. Это, в свою очередь, поможет улучшить беглость чтения. Один из моих любимых способов помочь учащимся понять порядок слов и отработать его на практике — это скремблирование предложений. Поставив предложение в правильном порядке, они могут попрактиковаться в его беглом чтении.

Вы можете немного потренироваться, попросив учащихся самостоятельно вырезать зашифрованные слова. Кроме того, наличие полосок слов, доступных для перемещения, помогает учащимся расшифровывать каждое предложение.

Диктовка предложений

Письменные упражнения — это еще один способ включения простых предложений в обучение грамоте. Когда учащиеся пишут предложения, они могут практиковать свои фонетические навыки другим, но все же очень важным способом. Диктант предложений – отличное занятие, которое включает в себя многие навыки детского сада!

Прослушав простое предложение, учащиеся будут использовать свои фонетические навыки, чтобы написать каждое слово в предложении. Затем они будут использовать свои навыки мелкой моторики, чтобы образовать буквы и слова в предложении. Наконец, учащиеся будут практиковаться в чтении того, что они написали, решая, соответствует ли их написанное предложение тому, что сказал учитель. Диктант предложений не должен занимать много времени! Если у вас есть доска и маркеры для другого занятия, сделайте краткий диктант предложений, прежде чем учащиеся уберут вещи.

Полоски Sight Word Sentence Strips

Это еще одно занятие, которое включает в себя написание, поскольку учащиеся тренируются читать предложения. Учащиеся могут использовать эти полоски предложений со словами для зрения, чтобы бегло практиковаться в расшифровке предложений, а также практиковаться в их написании.

 После того, как эти полоски будут заламинированы для обеспечения долговечности, учащиеся могут использовать маркер для стирания, чтобы практиковаться в формировании букв, копируя каждое предложение. Это еще одно занятие, над которым учащиеся могут работать самостоятельно во время занятий в центрах грамотности или во время утренней работы.

Так как эти предложения со словами подготовлены и находятся на кольцах для папок, вы также можете брать их с собой для еще большей практики! Используйте их в качестве карточек с паролем: пусть каждый учащийся прочитает предложение из пачки перед тем, как войти в столовую, выйти на перемену или уйти на день.

Отрывки для беглого чтения в детском саду

Маленькие ученики приходят в восторг, когда могут начать читать отрывки из нескольких предложений! Вот почему я люблю использовать отрывки для беглого чтения в детском саду. Учащиеся могут повторять фонетические модели и часто встречающиеся слова, улучшая беглость чтения и навыки понимания.

После того, как учащиеся отработают каждый отрывок в классе, я предлагаю им взять его домой и прочитать друзьям и семье. Они всегда так рады показать свои навыки чтения!

Продолжайте прокручивать, чтобы найти информацию о бесплатной загрузке для беглого чтения, которую вы можете использовать в своем классе.

Бесплатная практика чтения для детского сада

Хотели бы вы попробовать эти отрывки для беглого чтения с простыми предложениями? Вы можете получить эту бесплатную коллекцию из девяти отрывков, чтобы поделиться со своими учениками. Эта бесплатная загрузка посвящена коротким гласным, долгим гласным, смесям и диграфам. В каждый отрывок также включены общеупотребительные слова, помогающие развить беглость чтения. Просто заполните форму ниже, и она будет доставлена ​​прямо на ваш почтовый ящик!

Свободное чтение

Помогите своим ученикам перейти от произношения слов к беглому чтению! Эти беглые отрывки предназначены для того, чтобы дать детям успешную практику чтения, чтобы помочь учащимся стать сильными читателями!

Имя Ваш электронный адрес

Сохраните эти фразы из детского сада

Обязательно сохраните этот пин-код на своей любимой акустической доске в Pinterest! Вы сможете вернуться к этим простым предложениям для детского сада, когда ваши маленькие читатели захотят попробовать их.

Фразы и короткие предложения для практики повторного чтения


Первые 100 слов
Эти фразы содержат первые 100 слов из списка Fry Instant Word List (1980), что составляет 50 процентов всех слов, с которыми дети сталкиваются при чтении в начальной школе

 Люди
Запиши
У воды
Кто сделает?
Ты и я
Что они будут делать?
Он позвонил мне.
У нас была их собака.
Что они сказали?
Когда ты поедешь?
Ни в коем случае
Количество человек
Один или два
Как долго они?
Больше, чем другие
Приходи и возьми.
Сколько слов?
Часть времени
Сегодня хороший день.
Ты видишь?
Садись.
Время от времени
Но не я
Найди ее.
Не сейчас
В вашем доме
Из моей комнаты
Это было давно.
Ты будешь хорошим?
Отдай их мне.
Тогда пойдем.
Сейчас самое время.
Злой кот
Можно я пойду первым?
Напиши свое имя.
Это мой кот.
Эта собака большая.
Садитесь в автобус.
Нас двое.
Ты это видел?
Первое слово

Ищите людей.
Он мне нравится.
Вот и все.
Из воды
Давно
Мы были здесь.
Вы его видели?
Не могли бы вы пойти?
Еще раз.
Мы хотим писать.
Целый день
В воду
Самое время.
Другие люди
В воздухе
Она сказала идти.
Куда?
Каждый из нас.
Он у него есть.
Что это?
Если бы мы были старше
Жил-был старик
Бесполезно.
Он может упасть.
С мамой
Увидеть воду
Такой же большой, как первый
Но не для меня
Когда поедем?
Откуда они это взяли/
Отсюда туда
Номер два
Еще люди
Посмотрите вверх.
Спуститься.
Все или некоторые.
Вам понравилось?
Долгий путь
Когда они ушли?
Для некоторых из ваших людей

Вторые 100 слов
Эти фразы содержат вторые 100 слов из Списка быстрых слов Фрая (1980 г.), которые представляют собой одни из самых распространенных слов, с которыми учащиеся сталкиваются при чтении.

Над рекой
Мое новое место
Еще один отличный звук
Возьми немного
Отдай
Совсем немного
Это только я.
Я знаю почему.
Три года назад
Живи и играй.
Мне нужна помощь.
Я слишком много работаю.
Любое старое время
Через линию
Прямо сейчас
Мать имеет в виду это.
Завтра в то же время
Скажи правду.
Маленький мальчик
На следующий день
Мы пришли домой.
Мы хотим идти.
Покажи нам окрестности.
Сформируйте две линии.
Домик тоже
Еще одна старая картинка
Напиши одно предложение.
Настроить.
Положите его сюда.
Где это заканчивается?
Я не чувствую, что мы…
Мой дом большой.
Хорошо получилось.
Прочитайте предложение.
Должно быть, это оно.
Отдай
Такой большой дом
Мужики просят помощи.
Другая земля
Они были здесь.
К делу.
Потому что мы должны.
Даже животные
Это твое место.
Хорошие вещи.

Хороший человек
После игры
Большинство животных
Наши лучшие вещи
Точно такие же
Моя фамилия
Это очень хорошо
Подумай, прежде чем действовать
Мать говорит сейчас.
Где ты?
Старайся изо всех сил.
Подвинься.
Мы нашли это здесь.
Учись и учись
Очень мило
Назови свое имя по буквам.
Хороший американец
Переоденься
Сыграй еще раз
Отойди.
Отдай.
Перевернуть страницу.
Воздух теплый
Читай мои письма.
Он все еще здесь.
Где в мире
Нам нужно больше.
Я учусь в школе.
Я американец.
Такой бардак
Укажи.
Прямо сейчас
Мир тесен
Большой и маленький
Дом, милый дом
Круглосуточно
Покажи и расскажи
Ты должен быть прав.
Скажи правду.
Хорошо и много
Помогите мне.
Настроился хорошо.
Думаю, да.
Прочтите книгу.

Третьи 100 слов
Эти фразы содержат третьи 100 слов из списка Fry Instant Word List (1980), которые представляют собой одни из самых распространенных слов, с которыми учащиеся сталкиваются при чтении. Полный список из 300 слов содержит примерно две трети всех слов, с которыми учащиеся сталкиваются при чтении.

Возле машины
Между строк
Родной отец
На даче
Складываем.
Прочитайте каждую историю.
Под водой
Растения и цветы
Будет ли это долго?
Так держать.
Посадить деревья.
Зажгите огонь.
Свет в твоих глазах
В голове
Под землей
Мы видели еду.
Закройте дверь.
Большой город
Мы разожгли огонь.
Этого никогда не было.
Хорошая мысль
Делайте это чаще.
Мы прошли четыре мили.
До конца.
Через секунду.
Остановить музыку.
Прочитай свою книгу.
Спой свою песню.
Изложите свое дело.
Я скучаю по тебе.
Очень важное лицо
На моей стороне
Я взял машину.
Пока все хорошо.
Молодая девушка
У меня болят ноги.
Темная ночь
Хорошая идея
Она начала расти.
Следите за рекой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *