Разное

Колыбельные старинные для малышей текст: Русские народные колыбельные песни – текст русских народных колыбельных песен

Старинные русские колыбельные песни

Колыбельные песни имеют более чем тысячелетнюю историю. Они существуют во всех уголках мира. Однако песни каждого народа имеют свои особенности. Традиционные колыбельные русского народа – не исключение.

Настоящие колыбельные сидят в каждом, кто родился и вырос на русской земле.  Они заложены на генетическом уровне. И это научно доказанный факт. Нужно просто прислушаться к мелодии, которая звучит глубоко внутри, и начать ее напевать.

Старинные песни имеют простой мотив. Он соответствует ритму биения сердца матери и малыша и созвучен с ритмом качания колыбели. Вместе с тем, такая простота не создает однообразия. Исполнение колыбельной – это всегда взаимодействие поющей мамы, бабушки или няни с малышом, который лежит в кроватке и мирно засыпает.

Мелодия и слова старинных песен часто рождались на ходу, в момент исполнения. Напев шел по кругу, плавно погружая ребенка в сон. В такие минуты происходило единение с малышом, общение на доступном ему языке музыки.

Большое значение отводится эмоциональному и душевному состоянию исполнителя. При помощи пения легко передать свои чувства. Сосредоточившись на положительных моментах материнства, понимая всю ответственность за малыша, можно настроиться на нужный лад. Тогда и получится настоящее душевное пение, сближающее еще больше двух и без того близких людей.

Слова традиционных колыбельных

Часто от бабушек, которые еще сохранили традиции, можно услышать, что «слов-то в старинных колыбельных и не было». Они рождались во время пения. Мысли, образы, действия выливались в слова песен. Поэтому каждый раз они могли быть разные.

Старинные колыбельные в языческое время содержали ласкательные слова: гуленьки, баюшки, котик-коток, люленьки.

Баю-баиньки-баю,

Спать укладываю,

Спать укладываю,

Коту наказываю:

Киса, каши свари,

Киса, Лизу накорми,

Киса, кашки поешь,

Киса, Лизоньку утешь!

***

Ой, люлú-люлú-люлú,

Прилетели к нам гулú,

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

 

Ребенку передавались теплые нежные чувства. Частыми героями колыбельных являлись котик, волчок, гули. Образы несли в себе положительный посыл, который успокаивал малыша.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Нашево Димушку качать.

 

Значение традиционных колыбельных

Убаюкать малыша, погрузить его в сон – важная, но не основная задача, решаемая колыбельными. Традиционные песни знакомили ребенка с окружающим миром, будущей судьбой, родным языком. Девочек готовили к женской доле, а мальчикам прививали настоящие мужские качества. Тем самым старинные колыбельные выполняли важную воспитательную функцию и положительно влияли на эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Именно из них ребенок получал знания о том, что его ждет в будущем, каким он должен стать и к чему стремиться. Композиции прививали любовь к труду и родному дому, необходимость уважать и почитать старших, заботиться о близких.

Старинные колыбельные имели и мистическое значение: они содержали заговоры на счастье и будущие успехи. Для каждого малыша сочинялась своя песня, которая служила ему талисманом и оберегала всю жизнь.

Традиционные колыбельные в наши дни

Колыбельные песни популярны и среди современных мам. Они часто поют либо ставят диски своим деткам, пытаясь успокоить и уложить спать. Однако сейчас довольно трудно найти действительно качественные записи, которые не пойдут во вред.

Как всегда, количество не всегда порождает качество. И среди широкого ассортимента продукции с колыбельными песнями порой бывает сложно найти действительно сотящие экземпляры.

Вместе с тем, можно встретить и обратное отношение к культуре колыбельных. Яркий пример того – проект певицы и фотохудожника Наталии Фаустовой «Колыбельные для всей семьи». Диск и книга «Колыбельные для всей семьи», созданные благодаря стараниям Наталии, а также талантливых композиторов и аранжировщиков, стали путеводителем в мир настоящих колыбельных.

Миссия проекта – возродить традицию исполнения колыбельных в каждой семье. В работе над этой непростой задачей были собраны как известные песни, так и забытые народные напевы. Впервые за несколько десятилетий были созданы новые аранжировки, а также написаны песни специально для этого диска.

В области истинно традиционных колыбельных экспертом можно назвать Валентину Георгиевскую, солистку ансамбля «Сирин». Она долгие годы собирает и поет русские песни.

Откройте для себя волшебный мир настоящих колыбельных, и ваше общение с малышом засияет новыми красками.

Старинные русские колыбельные

Можно ли представить, что ребенок заснет под громовое, энергичное пение? Нет, ко­нечно. Вот почему колыбельная песенка зву­чит по-особенному мягко, Она такая ласко­вая, нежная, при всем желании ее не про­кричишь. И слова ласковые – котя-коток, люленьки, гу­леньки, баюшки.

А при этом еще и ритм, мелодия укачивают, убаюкива­ют. И, знаете, еще что убаюкивает, успокаивает малыша? Спокойное, ровное биение материнского сердца!. .

Деревянная люлька (вроде корыта или плетёная, по­добная большой корзине) привязана к гибкой жерди у потолка. А к жерди – веревка с петлёй. Мать всегда за­нята – или по дому, или в поле. А няня (это может быть и сестрёнка, и соседская девочка, и родня какая-нибудь) сунет ногу в петлю – и качает колыбель, и припевает, а то ещё и прядет при этом. Бывают люльки вроде кресел-ка­чалок. А на люльке старательный отец или мастер ещё и хорошие слова выведет: «Сия колыбель для младенца ма­лого, качать для усыпания и просыпания, и чтобы он рос, и добрел, и на ум набирался … родителей почитать».

Напев у колыбельных песенок известен каждому, кто родился и выпестован на русской земле. Прислушайтесь к себе… И сами попойте. А можно и свое что-нибудь присо­чинить – и имя переправить, и про семейные дела вспом­нить.

Орфография сохранена. Все слова без ошибок!

 


Котя, котенька, коток,

Котя – серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Нашево Димушку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу –

Кусок пирога

И кувшинчик молока.

***

Баю-баюшки, баю.

Сидит котик на краю,

Лижет мордочку свою

Да тешит деточку мою.

***

Баю-баиньки-баю,

Спать укладываю,

Спать укладываю,

Коту наказываю:

Киса, каши свари,

Киса, Лизу накорми,

Киса, кашки поешь,

Киса, Лизоньку утешь!

***

Баю-бай, баю-бай,

Мою Лизу не размай!

А кто Лизочку размает,

Тот и спать укладет.

***

Как. у нашего кота

Была мачеха лиха,

Она била кота,

Приговаривала:

– Не ходи-ко, коток,

По чужим по дворам,

Не качай-ко, коток,

Чужих детушек,

А качай-ко, коток,

Нашего Димушку!

***

Ой, люлú-люлú-люлú,

Прилетели к нам гулú,

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Диме спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Димушке поспать.

Перва гуля говорит:

“Диму спать надо валить!”

А вторая говорит:

“Надо кашкой накормить!”

Третья гуля говорит:

“Погулять надо сходить!”

***

Баю-баю-баиньки,

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки,

Небольшие, маленьки –

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

***

Баю-баю, зЫбаю,

Отец пошел за рыбою.

Мать пошла коров доить,

Брат пошёл верёвки вить,

Сестра пошла пелёнки мыть.

***

А бабай-бабай-бабай,

Ты, собаченька, не лай,

И гудочек – не гуди,

Нашево Диму не буди.

Дима выспится –

Не куражится,

А на улочку пойдет –

Разгуляется,

С маленьким ребяткам

Разыграется.

***

Спи-тко, миленькой,

Да спи, любименькой.

Уж ты внучатко моё,

Да ты прекрасно-дорого,

Да ты прекрасно-дорого,

Моя жемчужинка.

Ты спи-тко, дитя.

Да ты покрепче спи,

А родитель твоя –

Она уйдет от тебя

На работушку.

Чтобы вас пропитать

Да чтобы вас прокормить,

Надо хлебушко убрать

Да на коровку накосить.

Надо сенце да соломушку,

Чтобы коровушки доили,

Молочко-то вам-то было.

Баю-баю, баиньки,

Спи-тко, милый заюшко,

Да спи-тко:

Да вы ведь сытеньки,

Да накормлены,

Да вы ухожены,

Да вы в люльку

Да спать повалены.

***

Баю-баюшки-баю,

Живёт мужик на краю.

Он не беден, не богат,

У него много ребят.

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Кашка масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнётся,

Нос трясётся,

Сердце радуется.

***

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшке, мамочке

Обновочки дарить,

Красным девицам

По ленточке.

Нянюшки, мамушки,

Качайте дитя!

***

Котик серенький,

Хвостик беленький,

Он по улице ходил,

Ночевать к нам приходил,

Лешеньку попросил:

“Пусти меня ночевать,

Я стану всю ночь качать!”

Уж. я тебе, коту,

За работу заплачу:

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю,

И дам тебе папы*

В обе лапы.

Ты ешь, котик, не кроши,

Еще папы не проси!

У котика, у кота

Кроватка хороша,

А у Лёшеньки мово

Есть получше его.

У котиньки, у кота

Перинка хороша,

У Лёшеньки мово

Есть получше его.

У котика, у кота

Изголовье высоко,

У Лешеньки мово

Ещё выше его.

У котика, у кота

Одеяльце хорошо,

А у Лёшеньки мово

Есть получше того.

На котика, на кота

Приходила слепота,

А на Лёшеньку мово

Приди сон, дремота!

Спи, мой Лёшенька, усни,

Угомон тебя возьми!

Вырастешь большой,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшек и мамушек

Златом, серебром дарить.

* Папа, папка – хлеб, вообще какая-либо еда. В словаре В. И. Даля дано такое объяснение: “Детское: папка, хлеб, хлебец, хлебушка”.

***

Бог тебя дал,

Христос даровал,

Пресвятая Похвала*

В окошечко подала,

В окошечко подала,

Иваном назвала:

– Нате-тко,

Примите-тко!

Уж вы нянюшки,

Уж вы мамушки,

Водитеся,

Не ленитеся!

Старые старушки,

Укачивайте!

Красные девицы,

Убаюкивайте!

Спи се с Богом,

Со Христом,

Спи со Христом,

Со ангелом!

Спи, дитя, до утра,

До утра, до солнышка!

Будет пора.

Мы разбудим тебя.

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе.

Сон-то говорит:

– Я спать хочу!

Дремота говорит:

– Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают.

Заглядывают,

Спать укладывают.

* То есть Богородица.

***

Баю-баюшки-баю,

Века долгого сулю,

Веку долгого,

До росту полного.

***

Баю-баюшки, баю

Октябринушку мою!

Положу тебя я спать

На дубовую кровать.

Кровать нова, дубова,

Постелюшка пухова,

А подушка у тебя

С лебединого пера.

Соболиным одеялом

Покрываю я тебя.

Спи, не думай ни о чем,

Живешь ты с матерью, с отцом:

Ни об хлебе, ни об соли,

Ни об денежном расходе.

Спи-тко, дитятко, усни,

Ангел милый да храни.

Ангел милую хранит,

До полудня спать велит.

Полденочек придет,

Младенец выстанет – пойдет.

***

Баю-бай, баю-бай,

Папе надо паренька,

Да на полоску пахарька,

А маме надо девушку,

На полоску жнеюшку

Да на лужок грабеюшку.

Спи-ко, дитятко,

С тобой некому водиться:

Нету тётушек родных

Да нету бабок желаннЫх.

Ещё только добра

Одна маменька родна,

С тобой водится

Да беспокоится.

***

Все колыбельные песни сложены очень давно. В них рассказывается о крестьянской жизни, о крестьянском труде, о домашних животных, птицах, о лесных зверуш­ках, о природе, которая окружает деревенского человека.

***

Ой, лю-лю,

Моё дитятко,

Спи-тко, усни.

Дитя материно!

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят,

И лисицы спят,

Нашему Ванюше

Спать велят.

Для чего, зачем

Ванюшке не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Бее по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнёздышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюша,

Спи-тко, дитятко родное!

***

Баюшки-баю,

Да не ругаю, не браню,

Не ругаю, не браню

Да всё добром те говорю.

Спи, жадобушко*, покрепче,

С тобой некому водиться,

Окол батюшки вертиться:

Нету бабушек родных

Да нету тёток жалобных.

Только есть у тя добра

Да родна маменька одна,

Одна маменька родна

С тобой возится одна

Да беспокоится сама.

Я повырощу тебя,

Да повозрощу молодца,

Да во чистó поле севца.

Да во озёрышко ловца,

На гумешко молотить

Да под окошком дров пилить.

Баюшки-баю,

Да не ругаю, не браню,

Не ругаю, не браню

Да всё добром те говорю.

* Жадобушко – милый, любезный, желанный

***

Но, бывает, и построжить надо маленького, чтоб не капризничал, чтобы привыкал понимать чужие заботы:

Спи-ка, Костя, баюшки,

Не проси-ка нянюшки!

Татке, мамке недосуг,

Косте вичинку* несут.

Спи-ка, Костенька,

Спи, хорошенький!

* Вичинка, вица – прут.

***

Ещё нашлёпать пообещают, а то и серого волчишку вспомнят или буку какого-нибудь страшноватого.

***

Баю-баюшки, баю,

Колотушек надаю.

Колотушек двадцать пять,

Будет Дима крепко спать.

***

Баю-баюшки, баю,

Колотушек надаю,

Колотушек двадцать пять.

Эх ты, Феденька, опять?

Ты не плач, не горюй,

Федя маленький,

Во солдатушки пойдешь –

Ровно к маменьке.

***

Ты люли-баю,

Не ложись-ка, Даник, с краю!

Придёт серенький волчок,

Схватит Даника за бочок

И потащит у лесок. Нашёл котик поясок

И к люлечке привязал,

И Даника покачал.

Качай, качай, котик!

Как я вырасту большой,

Дам тебе папки

В обеи лапки,

А как будет мало,

Дам кусочек сала.

***

Ой бай да побай,

Поди, бука, на сарай,

Бука, в избу не ходи,

Наше дитя не буди!

Баю-бай.

***

Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю,

С краю свалишься,

Напугаешься,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

За ракитовый кусток,

***

Иногда в качестве колыбельной приспосабливают другую какую-нибудь песню.

Туру-туру, пастушок,

Сыграй Димушке в рожок!

Хорошо пастух играет,

Выговаривает:

“Вставай, девки,

Вставай, бабы,

Вставай, малые ребятки,

Вставай, малые ребятки.

Вставай, стары старики!

Выгоняйте-ка скотинку

На широкую долинку!”

Гонят девки,

Гонят бабы,

Гонят малые ребятки,

Гонят малые ребятки,

Гонят стары старики.

***

Из букварей, из книжек попадали в народный обиход и подходящие по содержанию произведения поэтов. Особенно полюбилось народу стихотворение Аполлона Майкова. “Спи, дитя моё, усни”. В устах няню­шек оно немного изменилось.

Ай-люли, ай-люли,

Поскорее сон иди,

Спи, Ванюша мой, усни.

Сладкий сон тебя манит.

В няньки я к тебе взяла

Ветер, солнце и орла,

Улетел орёл домой,

Скрылось солнце за горой.

Ветра спрашивает мать:

“Где изволил пропадать?

Или волны ты гонял,

Или с звёздам воевал?”

– “Не гонял я волн морских,

Звёд не трогал золотых –

Я дитя уберегал,

Колыбелочку качал”.

***

Убаюкивая младенца, не обязательно петь, неко­торые колыбельные можно и нараспев приговаривать:

Байки-побайки,

Матери – китайки,

А отцу-то – кумачу,

Братцу – бархату,

А сестрице-гопубице –

Ленту алую,

А няньке-то – платок,

Диме – розовый цветок.

***

Пышка-лепешка

В печке сидела,

На Лену глядела,

В рот захотела.

А качú – качú – качú,

Под подушкой калачи,

В руках прянички,

В ножках яблочки.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Нашево Димушку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу –

Кусок пирога

И кувшинчик молока.

***

Баю-баюшки, баю.

Сидит котик на краю,

Лижет мордочку свою

Да тешит деточку мою.

***

Баю-баиньки-баю,

Спать укладываю,

Спать укладываю,

Коту наказываю:

Киса, каши свари,

Киса, Лизу накорми,

Киса, кашки поешь,

Киса, Лизоньку утешь!

***

Баю-бай, баю-бай,

Мою Лизу не размай!

А кто Лизочку размает,

Тот и спать укладет.

***

Как. у нашего кота

Была мачеха лиха,

Она била кота,

Приговаривала:

– Не ходи-ко, коток,

По чужим по дворам,

Не качай-ко, коток,

Чужих детушек,

А качай-ко, коток,

Нашего Димушку!

***

Ой, люлú-люлú-люлú,

Прилетели к нам гулú,

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Диме спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Димушке поспать.

Перва гуля говорит:

“Диму спать надо валить!”

А вторая говорит:

“Надо кашкой накормить!”

Третья гуля говорит:

“Погулять надо сходить!”

***

Баю-баю-баиньки,

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки,

Небольшие, маленьки –

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

***

Баю-баю, зыбаю, Отец пошел за рыбою. Мать пошла коров доить, Брат пошел веревки вить, Сестра пошла пеленки мыть.

 

***

А бабай-бабай-бабай,

Ты, собаченька, не лай,

И гудочек – не гуди,

Нашево Диму не буди.

Дима выспится –

Не куражится,

А на улочку пойдет –

Разгуляется,

С маленьким ребяткам

Разыграется.

***

Спи-тко, миленькой,

Да спи, любименькой.

Уж ты внучатко моё,

Да ты прекрасно-дорого,

Да ты прекрасно-дорого,

Моя жемчужинка.

Ты спи-тко, дитя.

Да ты покрепче спи,

А родитель твоя –

Она уйдет от тебя

На работушку.

Чтобы вас пропитать

Да чтобы вас прокормить,

Надо хлебушко убрать

Да на коровку накосить.

Надо сенце да соломушку,

Чтобы коровушки доили,

Молочко-то вам-то было.

Баю-баю, баиньки,

Спи-тко, милый заюшко,

Да спи-тко:

Да вы ведь сытеньки,

Да накормлены,

Да вы ухожены,

Да вы в люльку

Да спать повалены.

***

Баю-баюшки-баю,

Живёт мужик на краю.

Он не беден, не богат,

У него много ребят.

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Кашка масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнётся,

Нос трясётся,

Сердце радуется.

***

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшке, мамочке

Обновочки дарить,

Красным девицам

По ленточке.

Нянюшки, мамушки,

Качайте дитя!

***

Котик серенький,

Хвостик беленький,

Он по улице ходил,

Ночевать к нам приходил,

Лешеньку попросил:

“Пусти меня ночевать,

Я стану всю ночь качать!”

Уж. я тебе, коту,

За работу заплачу:

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю,

И дам тебе папы*

В обе лапы.

Ты ешь, котик, не кроши,

Еще папы не проси!

У котика, у кота

Кроватка хороша,

А у Лёшеньки мово

Есть получше его.

У котиньки, у кота

Перинка хороша,

У Лёшеньки мово

Есть получше его.

У котика, у кота

Изголовье высоко,

У Лешеньки мово

Ещё выше его.

У котика, у кота

Одеяльце хорошо,

А у Лёшеньки мово

Есть получше того.

На котика, на кота

Приходила слепота,

А на Лёшеньку мово

Приди сон, дремота!

Спи, мой Лёшенька, усни,

Угомон тебя возьми!

Вырастешь большой,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшек и мамушек

Златом, серебром дарить.

* Папа, папка – хлеб, вообще какая-либо еда. В словаре В. И. Даля дано такое объяснение: “Детское: папка, хлеб, хлебец, хлебушка”.

***

Бог тебя дал,

Христос даровал,

Пресвятая Похвала*

В окошечко подала,

В окошечко подала,

Иваном назвала:

– Нате-тко,

Примите-тко!

Уж вы нянюшки,

Уж вы мамушки,

Водитеся,

Не ленитеся!

Старые старушки,

Укачивайте!

Красные девицы,

Убаюкивайте!

Спи се с Богом,

Со Христом,

Спи со Христом,

Со ангелом!

Спи, дитя, до утра,

До утра, до солнышка!

Будет пора.

Мы разбудим тебя.

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе.

Сон-то говорит:

– Я спать хочу!

Дремота говорит:

– Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают.

Заглядывают,

Спать укладывают.

* То есть Богородица.

***

Баю-баюшки-баю,

Века долгого сулю,

Веку долгого,

До росту полного.

***

Баю-баюшки, баю

Октябринушку мою!

Положу тебя я спать

На дубовую кровать.

Кровать нова, дубова,

Постелюшка пухова,

А подушка у тебя

С лебединого пера.

Соболиным одеялом

Покрываю я тебя.

Спи, не думай ни о чем,

Живешь ты с матерью, с отцом:

Ни об хлебе, ни об соли,

Ни об денежном расходе.

Спи-тко, дитятко, усни,

Ангел милый да храни.

Ангел милую хранит,

До полудня спать велит.

Полденочек придет,

Младенец выстанет – пойдет.

***

 

Баю-бай, баю-бай,

Папе надо паренька,

Да на полоску пахарька,

А маме надо девушку,

На полоску жнеюшку

Да на лужок грабеюшку.

Спи-ко, дитятко,

С тобой некому водиться:

Нету тётушек родных

Да нету бабок желаннЫх.

Ещё только добра

Одна маменька родна,

С тобой водится

Да беспокоится.

***

Все колыбельные песни сложены очень давно. В них рассказывается о крестьянской жизни, о крестьянском труде, о домашних животных, птицах, о лесных зверуш­ках, о природе, которая окружает деревенского человека.

***

Ой, лю-лю,

Моё дитятко,

Спи-тко, усни.

Дитя материно!

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят,

И лисицы спят,

Нашему Ванюше

Спать велят.

Для чего, зачем

Ванюшке не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Бее по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнёздышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюша,

Спи-тко, дитятко родное!

 

***

Баюшки-баю,

Да не ругаю, не браню,

Не ругаю, не браню

Да всё добром те говорю.

Спи, жадобушко*, покрепче,

С тобой некому водиться,

Окол батюшки вертиться:

Нету бабушек родных

Да нету тёток жалобных.

Только есть у тя добра

Да родна маменька одна,

Одна маменька родна

С тобой возится одна

Да беспокоится сама.

Я повырощу тебя,

Да повозрощу молодца,

Да во чистó поле севца.

Да во озёрышко ловца,

На гумешко молотить

Да под окошком дров пилить.

Баюшки-баю,

Да не ругаю, не браню,

Не ругаю, не браню

Да всё добром те говорю.

* Жадобушко – милый, любезный, желанный

***

Но, бывает, и построжить надо маленького, чтоб не капризничал, чтобы привыкал понимать чужие заботы:

Спи-ка, Костя, баюшки,

Не проси-ка нянюшки!

Татке, мамке недосуг,

Косте вичинку* несут.

Спи-ка, Костенька,

Спи, хорошенький!

* Вичинка, вица – прут.

***

Ещё нашлёпать пообещают, а то и серого волчишку вспомнят или буку какого-нибудь страшноватого.

***

Баю-баюшки, баю,

Колотушек надаю.

Колотушек двадцать пять,

Будет Дима крепко спать.

 

***

Баю-баюшки, баю,

Колотушек надаю,

Колотушек двадцать пять.

Эх ты, Феденька, опять?

Ты не плач, не горюй,

Федя маленький,

Во солдатушки пойдешь –

Ровно к маменьке.

***

Ты люли-баю,

Не ложись-ка, Даник, с краю!

Придёт серенький волчок,

Схватит Даника за бочок

И потащит у лесок. Нашёл котик поясок

И к люлечке привязал,

И Даника покачал.

Качай, качай, котик!

Как я вырасту большой,

Дам тебе папки

В обеи лапки,

А как будет мало,

Дам кусочек сала.

***

Ой бай да побай,

Поди, бука, на сарай,

Бука, в избу не ходи,

Наше дитя не буди!

Баю-бай.

***

Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю,

С краю свалишься,

Напугаешься,

Придёт серенький волчок,

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

За ракитовый кусток,

***

Иногда в качестве колыбельной приспосабливают другую какую-нибудь песню.

Туру-туру, пастушок,

Сыграй Димушке в рожок!

Хорошо пастух играет,

Выговаривает:

“Вставай, девки,

Вставай, бабы,

Вставай, малые ребятки,

Вставай, малые ребятки.

Вставай, стары старики!

Выгоняйте-ка скотинку

На широкую долинку!”

Гонят девки,

Гонят бабы,

Гонят малые ребятки,

Гонят малые ребятки,

Гонят стары старики.

***

Из букварей, из книжек попадали в народный обиход и подходящие по содержанию произведения поэтов. Особенно полюбилось народу стихотворение Аполлона Майкова. “Спи, дитя моё, усни”. В устах няню­шек оно немного изменилось.

Ай-люли, ай-люли,

Поскорее сон иди,

Спи, Ванюша мой, усни.

Сладкий сон тебя манит.

В няньки я к тебе взяла

Ветер, солнце и орла,

Улетел орёл домой,

Скрылось солнце за горой.

Ветра спрашивает мать:

“Где изволил пропадать?

Или волны ты гонял,

Или с звёздам воевал?”

– “Не гонял я волн морских,

Звёд не трогал золотых –

Я дитя уберегал,

Колыбелочку качал”.

 

***

Убаюкивая младенца, не обязательно петь, неко­торые колыбельные можно и нараспев приговаривать:

 

Байки-побайки,

Матери – китайки,

А отцу-то – кумачу,

Братцу – бархату,

А сестрице-гопубице –

Ленту алую,

А няньке-то – платок,

Диме – розовый цветок.

***

Пышка-лепешка

В печке сидела,

На Лену глядела,

В рот захотела.

А качú – качú – качú,

Под подушкой калачи,

В руках прянички,

В ножках яблочки.

Темная, тревожная ирония колыбельных

Родительство

Джилл Кидайш 02 ноября 2016 г.

Когда сегодня в 3 часа ночи меня вызвали в спальню к сыну, то вместо обычных обид («Мне жарко!», «Я потерял Зайку Нюх-Нюх!», «Моя кувшинка пуста!»), он удивил меня очень спокойный и странно ясный: «Мама, как снова звучит песня Rock-a-bye?»

Зевнув, я объяснил, что мы не поем песни посреди ночи, потому что мы спим . Потом я поцеловала его и повернулась, чтобы уйти.

— Тогда просто шепни, — сказал его голос в темноте. И после паузы: «Пожалуйста?» В бреду я уступил.

Если у вас когда-нибудь возникнет искушение уступить такой просьбе глубокой ночью, я не рекомендую этого делать. В итоге мне приснился кошмар, в котором я ехал по коварному горному перевалу на велосипеде, совершенно не приспособленном для этих условий. Со мной катались на велосипедах и многие другие люди, в основном дети. Почти наверху я услышал испуганный голос: «Повернись! Это конец!”

Действительно, когда я приблизился к тому, что казалось вершиной, земля внезапно отвалилась, как будто половина горы отвалилась за один раз. Мне едва удалось развернуть велосипед, чтобы не упасть в зияющую пропасть клубящихся облаков и небытия. Остальные вовремя не остановились. Крики падающих детей разбудили меня.

Вниз придет ребенок, колыбель и все такое.

Я испытал облегчение, когда через несколько часов мой сын проснулся, бодрый до предела и явно невосприимчивый к зловещим последствиям слов, которые я прошептал ему в темноте. У детей есть способность фильтровать информацию, которую они не готовы обрабатывать.

В детстве я слушала, как мама поет мне точно такую ​​же колыбельную. Тогда это меня никогда не пугало, хотя я прекрасно осознавал, что со мной произойдет, если я упаду с верхушки дерева на землю с высоты 50 с лишним футов.

Как мама, чистая физика ситуации ломает эту ветку в моей голове еще до того, как ветер начал дуть.

Оказывается, такие зарождающиеся материнские страхи возникли не в тот день, когда родился мой первый ребенок. Вы можете найти их отголоски в древних колыбельных песнях на всех языках, начиная с первой известной записи колыбельной, написанной клинописью на вавилонской табличке, датируемой 4000 лет назад.

Ричард Дамбрил, археомузыковед из Британского музея в Лондоне, где хранится табличка, говорит, что в колыбельных той эпохи довольно часто можно встретить «угрожающий» язык: «Они пытаются сказать ребенку, что… он разбудил демона, и если он не заткнется прямо сейчас, демон его съест».

Что ж, Ричард, это в значительной степени касается сути дела. Посмотрим, согласны ли мы с его интерпретацией. Вот перевод вавилонского письма:

Малыш в темном доме Вы видели восход солнца Почему ты плачешь? Почему ты кричишь? Вы потревожили домашнего бога. «Кто меня побеспокоил, — говорит бог дома? — Это ребенок побеспокоил тебя. «Кто меня напугал, — говорит бог дома? «Младенец побеспокоил вас, младенец напугал вас, издавая звуки, как пьяница, который не может усидеть на стуле. Он потревожил твой сон. «Сейчас позови ребенка», — говорит бог дома.

Здорово. Перестань вести себя как пьяница, Малышка! (Это мне кажется, или это звучит как голос человека, использующего своего маленького ребенка в качестве козла отпущения за свою собственную ночную непристойность? В любом случае…)

Тактика запугивания сна не ограничивалась плодородной равниной между Тигром и Евфратом.

Они простирались повсюду, изображая ужасных демонов всех мыслимых форм и размеров — от бразильских крокодилов-ведьм и быков-монстров, приходящих за вами, пока родителей нет дома, до русских волков, которые «схватят вас за фланг» и «утащат». вас в лес» гаитянским крабам-людоедам, которые питают особый аппетит к бодрствующим детям.

В Шотландии нужно беспокоиться о родителях. Очевидно, у них есть привычка сразу же терять своих малышей после того, как они садят их собирать ягоды. (Возможно, происхождение BabyBjörn?) Справедливости ради следует отметить, что шотландцы получают баллы за то, как они ценят природу: «Я видел лебедя на озере… Я слышал далеко плач кроншнепа». Но беззащитный новорожденный? Гонзо. «Хо-ван, хо-ван, черт возьми, я так и не нашел своего ребенка!»

Но я думаю, что Исландия получает безутешную родительскую награду за эту милую песенку:

Спи, черноглазая свинья. Упасть в глубокую яму с призраками.

Другими словами, ты уже пропал, малыш. И я в порядке с этим.

Такие угрозы не ограничиваются одними колыбельными. Отодвиньте обложки любого детского стишка, и вы обнаружите некоторые очень темные главы человеческой истории.

Помните «Госпожу Мэри, напротив», которая, казалось, была неплохим садовником? Что ж, за пределами детской она ходила под именем английской королевы Марии I, известной простому народу как Кровавая Мэри из-за своей склонности к убийствам — в частности, она пытала людей «серебряными колокольчиками и ракушками», а затем казнила их, потому что они были Протестанты, а не католики, как она.

«Красотки все подряд», моя нога.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что случилось с архитектурной нестабильностью лондонских мостов? На этот счет существует множество теорий, в том числе волнующие нападения викингов 11

века. Но самое тревожное кроется в практике захоронения людей, часто детей, в искусственных сооружениях — в данном случае в фундаментах мостов — и затем оставлять их там умирать от обезвоживания или голода, в зависимости от того, что наступит раньше.

С какой стати…? Естественно, чтобы угодить богам моста, как обычно делают человеческие жертвоприношения. В «Этнологии в фольклоре» Лоуренса Гомма она утверждает, что когда дети «образовали круг, а затем арку, под которой каждый бежал и был заключен в тюрьму другими, они явно увековечивали идею жертвоприношения основания».

Понятно. Как метко выразился Джон Крус в своей статье «5 ужасающих историй происхождения…» для Cracked: «Старая Англия определенно ненавидела некоторых детей».

Весь этот кошмарный исходный материал вызывает очень интересный вопрос: почему мы до сих пор поем эти песни? Почему кто-то когда-либо пел их?

Чтобы успокоить наших детей — при условии, что они слишком малы, чтобы понять, или каким-то образом способны отделить мягкие, ритмичные мелодии от их зловещей лирики?

Терроризировать наших детей и заставить их вести себя хорошо? Как мы видели, существует множество доказательств, подтверждающих эту теорию.

Чтобы успокоить себя? Потому что, возможно, разыгрывание наших самых глубоких страхов каким-то образом помешает им осуществиться. Стивен Кинг согласился бы с этой теорией. С ним согласился бы испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка.

Лорка считал, что главная цель колыбельной — выразить и, в свою очередь, облегчить неизбежные материнские заботы. Другими словами, колыбельные — это, по сути, мамочка-терапия. Я покупаю это.

С тех пор, как мои мальчики родились, я пою их, чтобы они засыпали по ночам. В определенные ночи некоторые песни просто заводят меня туда, где это важно, и я ловлю себя на том, что борюсь со слезами. Как и накануне первого раза, я оставил их на две недели подряд и пел «Dear Someone» Джиллиан Уэлч.

Когда они спросили, почему я плачу, я не сказал , что это потому, что я молился о том, чтобы у них была счастливая, полная, непутаная жизнь, даже если мой самолет разбился, и я никогда не вернусь. Но вот о чем была та песня для меня той ночью… Пронесись легким ветерком над глубиной, а теперь я начал. Поторопись и возьми меня прямо в объятия моего дорогого человека. Мне стало легче петь эти страхи вслух.

Так что, пока мои дети продолжают просить «Еще одну песенку, пожалуйста, мама», я буду петь их, к черту тревожные иронии.




Джилл Кидайш

Автор



Также в обсуждениях

Родительство

Как удачно взять ребенка с собой в командировку

от ParentCo.

Если вам предстоит поездка вдали от вашего ребенка, которая вас не устраивает, подумайте, сможете ли вы взять ее с собой.

Продолжить чтение

Родительство

Возвращение домой из отделения интенсивной терапии тяжелое, и это нормально

Джоди Кларистенфельд

Совершенно нормально задавать себе вопрос: «Готова ли я забрать ребенка домой? Я могу сделать это?” Да, ты можешь! Ваше путешествие не заканчивается сейчас, когда ваш ребенок дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *