Разное

Колыбельная легкая: Сборник коротких колыбельных | Русские народные колыбельные

Содержание

«Джаз – это музыка «легкая» и «серьезная».

Тема четверти: «Музыка «серьезная» и «легкая»».

Тема урока: «Джаз – это музыка «легкая» и «серьезная».

 

Художественно-педагогическая идея: Джаз из «легкой» развлекательной музыки превращается в «серьезную». Раскрыть содержание творчества Д.Гершвина.

 

Оформление урока: на классной доске тема урока, портреты Д.Гершвина, Л. Армстронга, Н. Кабоева, А. Петрова.

 

Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель, магнитофон, фонохрестоматии,  аудио кассета,  портреты  Д. Гершвина, Л. Армстронга, 

 Н. Кабоева, А. Петрова. 

 

Музыкальный ряд: Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», «Рапсодия в блюзовых тонах»; «Молитва» в исполнении М. Джексон; «Блюз Западной Окраины» в исполнении Л. Армстронга; Н. Кабоев «Осетинский эскиз»; А. Петров «Я шагаю по Москве».   

 

Задачи урока:

воспитательная:  уважительное отношение  к американской джазовой музыке и ее исполнителям.

  

образовательная: получить первое представление об истоках, средствах выразительности и сложном пути развития заметного явления в музыкальной культуре ХХ века – искусства джаза.

-развивающая: научить определять джаз по ритмическим особенностям, связанным с двудольностью особого типа, с ударением на второй доле, полиритмией и сложной системой синкопирования.

 

                                                 ХОД УРОКА

Вход под «Колыбельную» Д.Гершвина.

– Вы узнали эту мелодию? Кому она принадлежит?

– Это «Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» американского композитора Джоржа Гершвина.

– В каком стиле написано это произведение?

– В стиле «джаз».

– Где и когда зародился джаз?

– ???

– Да, все понятно. Вы  смогли определить стиль музыки, но вы о нем ничего не знаете, потому что мы еще не говорили о джазе на наших уроках. Сейчас я все вам расскажу.

           Джаз зародился в начале ХХ века в Америке в Новом Орлеане, В основу джаза легли народные мелодии американских негров. Это духовные песни негров – спиричуэл, блюзы – печальные песни и песни труда – холлэрс.

         Спиричуэл (от латинского слова «спиритус» – дух). Содержание первых спиричуэл было конечно, религиозным, но не только. Очень часто спиричуэл рассказывали о тяжелой жизни американских негров. И это были не только песни-жалобы, в них слышались и горе, и гнев, и боль, и возмущение. Это были самые настоящие народные песни, то самое бессмертное народное творчество, без которого не мыслится никакое искусство.

             (Слушаем «Молитву» в исполнении М Джексон).

         Другие песни американских негров назывались «холлэрс» – песни труда. Пелись они на плантациях, где негры собирали и грузили хлопок.

         Ну, а лирические песни, песни о любви? Не может же быть, чтобы их не существовало в фольклоре американских негров!

         Блюз – это песня о любви. Но обязательно о любви несчастной. Правда

чудесный, всегда немного грустный негритянский юмор порой пронизывают

жалобы на неверного возлюбленного или возлюбленную, покинувшую бедного певца.

В джазовом оркестре каждый музыкант – солист, и кроме того, солист -импровизатор, потому что в стиле «диксиленд» импровизация – главное.

          Как же так – скажите вы. Как можно постоянно импровизировать и не сбиваться. И как вообще играют музыканты в оркестре.      

         Чтобы судить о достоинствах и недостатках джазовой музыки нужно знать её собственные внутренние законы. В чем же состоит главная особенность джаза? Что отличает его от иных видов музыкального искусства?

         Все знают, что джаз начинается с ритма. В любой джазовой пьесе мы ощущаем внутреннюю ритмическую пульсацию, точное отбивание такта, так называемый бит. Бит создается ритм группой ансамбля, состоящей обычно из ударных инструментов, контрабас, гитары и фортепиано. Отбивание такта и есть бит. Это та основа, на которой строятся сложные ритмические узоры других инструментов. Одни акценты мелодии совпадают с ним. Другие опережают его, третьи чуть отстают. Мы воспринимаем эту игру акцентов как некое волнообразное движение или раскачивание. Такое ритмическое раскачивание называется в джазе – свинг.

         Создавать хороший диксиленд свинг  удается лишь тем исполнителям, у которых отлично развито чувство ритма. Понятие бита и свинга неотделимо от самого понятия джаза. Дело в том, что джазовая музыка является по преимуществу исполнительским искусством. Вся, так называемая, серьезная музыка создается композитором. Когда произведение создано, наступает время исполнителя, который превращает значки нотной

записи в звучащую музыку. Музыканты должны как можно выразительнее прочитать его. Здесь также как в театре: артист может менять как угодно интонацию и тембр голоса, но авторский текст пьесы при этом остается строго неизменным.

         В джазе положение иное. Композитор может дать исполнителям эскиз будущей пьесы, а иногда только схему, небольшую музыкальную фразу.                   Каждый участник ансамбля начинает развивать, украшать, видоизменять мелодию и ритм в этой фразе, импровизировать новые варианты, изобретать новые оттенки звучания.

Тут уже все зависит от фантазии, таланта, ритмического мастерства самих исполнителей. Вы можете спросить: « Как это при совместной игре нескольких импровизантов умудряются не только не мешать друг другу, но даже вместе создавать единое музыкальное произведение?»

         Происходит это потому, что музыканты придерживаются в импровизации единой общей для гармонической основы. Гармоническая основа состоит из определенной последовательности аккордов, которая поддерживает главную схему пьесы. Основные из этих аккордов – это тонический, субдоминантовый и доминантовый. Опираясь на эти аккордовые ноты можно построить множество мелодий.

         Законченная музыкальная фраза называется квадрат. В нем обычно 12 тактов, хотя бывают квадраты 16 и 32 такта. Джазовая пьеса складывается из серии квадратов. Для каждого произведения порядок аккордов внутри квадратов сохраняется строго неизменно, и все импровизации укладываются в эти твердо установленные направляющие рамки.

         Однако каждый исполнитель может самостоятельно выбрать для своих импровизаций разное сочетание аккордовых нот.

         Традиционный джаз называется диксиленд джаз. Труба, кларнет и тромбон служат в традиционном джазе ведущими голосами. У каждого из них есть своя особая роль. Труба играет звонко и мужественно. Кларнет – нежно, иногда печально. Тромбон звучит насмешливо и язвительно, иногда он звучит как разъяренный тигр.

         Импровизация по разному проявляется в различных стилях джаза. Свинг – возник в 30-х годах. Исполнители импровизируют уже на основе специально джазовой оркестровке.

         Джазовая оркестровка – это записанный на ноты план исполнения, где каждому инструменту отведено определенное место. Такие оркестровки создаются для ансамблей насчитывающих до 15-20 исполнителей. Такие ансамбли называют большими оркестрами – биг бендами. Они состоят из 3-х групп духовых инструментов: труб, тромбонов, саксофонов и ритм группы. Разновидности джаза: диксиленд, свинг, рег-тайм, блюз, боп, бибоп, ритм-и-блюз.

          Одним из знаменитейших музыкантов джазистов был Луи Армстронг. Он пел и великолепно играл на трубе. Замечательный поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение :

 

Труба Армстронга

 

                              Великий Сачмо был в поту.

                               Летела со лба Ниагара,

                               но, взвитая в высоту,

                               рычала труба,

                                                       налегала.

                               Он миру трубил,

                                                            как любил.

                               Украден у мира могилой,

                               Еще до рожденья он был

                               украден

                                             у Африки милой.

                               И скрытою местью раба

за цепи невольничьи предков

всех в рабство,

                          как малолетков,

захватывала труба.

Он скорбно белками мерцал,

глобально трубя и горланя,-

детдомовский бывший пацан

из города Нью-Орлеана.

Великий Сачмо был в поту,

и ноздри дымились,

                                   как жерла,

и зубы сверкали во рту.

как тридцать два белых прожектора.

и бал так естественен пот,

как будто бы вылез прекрасный,

могущественный бегемот,

пыхтя,

            из реки африканской.

Записки топча каблуком

и ливень с лица вытирая,

бросал он платок за платком

в раскрытое чрево рояля.

И вновь к микрофону он шел,

эстраду внимая до хруста,

и каждый платок был тяжел,

как тяжкое знамя искусства.

искусство весьма далеко

от дамы по имени Поза,

и сели ему не легко,

оно не стесняется пота.

Искусство –

                       не шарм трепача,

а, полный движений нелегких,

трагический труд трубача,

где музыка – с клочьями легких.

Искусство пускают в размен,

но, пусть не по главной задаче,

поэт

        и великий джазмен,

как братья,

                   равны по отдаче.

Сачмо,

            попадешь ли ты в рай?

Навряд ли,

                  но если удастся,

тряхни стариной

                             и сыграй,

встряхни

                ангелков государство.

И чтоб не журились в аду,

чтоб грешников смерть подбодрила,

отдайте Армстронгу

                                   трубу

архангела Гавриила!    

 

 Слушаем «Блюз Западной окраины» в его исполнении.

– Как называется тема четверти?

– Музыка «серьезная» и музыка «легкая».

– К какой музыке вы бы отнесли джаз?

Одни говорят к «серьезной», другие к «легкой».

– Правы и те, кто говорит к «легкой», и те, кто говорит к «серьезной». Первые джазовые группы исполняли свою музыку на прогулочных пароходах, которые плавали по Миссисипи и развлекали публику. Но затем джаз стал постепенно завоевывать концертные залы и из небольших  групп превратился в большие джазовые оркестры ( биг-бенды).

      Джорж Гершвин создал новый стиль джаза – симфоджаз. Сейчас вы услышите его «Рапсодию в блюзовых тонах». 

                           (Слушание).

– «Рапсодия» относится к «легкой», развлекательной музыке?

– Нет. Она относится к «серьезной» музыке по содержанию и к «легкой» по восприятию.

– Джаз очень быстро распространился не только в Америке, но и в Европе, и в России. У нас в стране было и есть много джазовых оркестров:  Цфасмана, Утесова,  Лудстрема,  «Ленинградский диксиленд» и т.д. 

      Одним из ярких представителей джазовой музыки у нас в республики стал композитор Николай Кабоев.  Сейчас вы услышите «Осетинский эскиз» в исполнении Государственного эстрадного оркестра РСО – Алания им. Кима Суанова под управлением автора Николая Кабоева.

                                              (Слушаните).

– Вам понравилась музыка Н. Кабоева?

– Конечно, да! 

– Какая она?

– Она «легкая» и по содержанию и по восприятию.

– Скажите, какую вы знаете песню, которая, по вашему мнению, была бы похожа на джаз, из тех, что мы пели, например, в первой четверти, хотя, мы тогда о джазе ничего не говорили?

– «Я шагаю по Москве» А. Петрова.

– Я знаю, что она вам очень нравится, так давайте ее сейчас и споем.

   (Исполнение песни под фонограмму).

– Каких исполнителей джазовой музыке на нашей эстраде вы знаете?

– Лариса Долина, Ирина Отиева, Игорь Бутман (саксафонист).

– Но об этом на следующем уроке. А домашним задание будут сообщения и доклады о джазе, джазовых исполнителях, которые вы сделаете к следующему уроку.

 

Итог урока:

-И так, джаз умело сочетает в себе понятия и «легкой» и «серьезной» музыки. Назовите произведения джазовой музыки, которые вы прослушали и исполнили сегодня на уроке, относящиеся к «серьезной» музыке?

 – «Молитва»; «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» и «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина.

-А, относящиеся, к «легкой» музыке?

– «Блюз Западной окраины» в исполнении Луи Армстронга, «Осетинский эскиз» Николая Кабоева, «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова.

– Хочу привести обзорное высказывание известного музыковеда Арнольда Наумовича Сохора: «Серьезная музыка и легкая – это соединенные между собою множеством каналов два протока одной могучей реки. Беря начало от чистых источников народного творчества, она несет живительную влагу людским душам. И мы пьем и из этого, и из другого протока, потому что только оба они вместе могут утолить нашу жажду прекрасного, дать высокое удовлетворение нашему уму, сердцу и чувству красоты».

Оценка учащихся.

Выход под  музыку Н. Кабоева «Осетинский эскиз».

 

‎Альбом «Колыбельная песня – Single» (Дремота) в Apple Music

  • Algeria
  • Angola
  • Armenia
  • Azerbaijan
  • Bahrain
  • Benin
  • Botswana
  • Cameroun
  • Cape Verde
  • Chad
  • Côte d’Ivoire
  • Congo, The Democratic Republic Of The
  • Egypt
  • Eswatini
  • Gabon
  • Gambia
  • Ghana
  • Guinea-Bissau
  • India
  • Iraq
  • Israel
  • Jordan
  • Kenya
  • Kuwait
  • Lebanon
  • Liberia
  • Libya
  • Madagascar
  • Malawi
  • Mali
  • Mauritania
  • Mauritius
  • Morocco
  • Mozambique
  • Namibia
  • Niger (English)
  • Nigeria
  • Oman
  • Qatar
  • Congo, Republic of
  • Rwanda
  • Saudi Arabia
  • Senegal
  • Seychelles
  • Sierra Leone
  • South Africa
  • Sri Lanka
  • Tajikistan
  • Tanzania, United Republic Of
  • Tunisia
  • Turkmenistan
  • United Arab Emirates
  • Uganda
  • Yemen
  • Zambia
  • Zimbabwe
  • Australia
  • Bhutan
  • Cambodia
  • 中国大陆
  • Fiji
  • 香港
  • Indonesia (English)
  • 日本
  • Kazakhstan
  • 대한민국
  • Kyrgyzstan
  • Lao People’s Democratic Republic
  • 澳門
  • Malaysia (English)
  • Maldives
  • Micronesia, Federated States of
  • Mongolia
  • Myanmar
  • Nepal
  • New Zealand
  • Papua New Guinea
  • Philippines
  • Singapore
  • Solomon Islands
  • 台灣
  • Thailand
  • Tonga
  • Turkmenistan
  • Uzbekistan
  • Vanuatu
  • Vietnam
  • Armenia
  • Österreich
  • Belarus
  • Belgium
  • Bosnia and Herzegovina
  • Bulgaria
  • Croatia
  • Cyprus
  • Czech Republic
  • Denmark
  • Estonia
  • Finland
  • France (Français)
  • Georgia
  • Deutschland
  • Greece
  • Hungary
  • Iceland
  • Ireland
  • Italia
  • Kosovo
  • Latvia
  • Lithuania
  • Luxembourg (English)
  • Malta
  • Moldova, Republic Of
  • Montenegro
  • Nederland
  • North Macedonia
  • Norway
  • Poland
  • Portugal (Português)
  • Romania
  • Россия
  • Serbia
  • Slovakia
  • Slovenia
  • España
  • Sverige
  • Schweiz
  • Turkey
  • Ukraine
  • United Kingdom
  • Anguilla
  • Antigua and Barbuda
  • Argentina (Español)
  • Bahamas
  • Barbados
  • Belize
  • Bermuda
  • Bolivia (Español)
  • Brasil
  • Virgin Islands, British
  • Cayman Islands
  • Chile (Español)
  • Colombia (Español)
  • Costa Rica (Español)
  • Dominica
  • República Dominicana
  • Ecuador (Español)
  • El Salvador (Español)
  • Grenada
  • Guatemala (Español)
  • Guyana
  • Honduras (Español)
  • Jamaica
  • México
  • Montserrat
  • Nicaragua (Español)
  • Panamá
  • Paraguay (Español)
  • Perú
  • St. Kitts and Nevis
  • Saint Lucia
  • St. Vincent and The Grenadines
  • Suriname
  • Trinidad and Tobago
  • Turks and Caicos
  • Uruguay (English)
  • Venezuela (Español)
  • Canada (English)
  • Canada (Français)
  • United States
  • Estados Unidos (Español México)
  • الولايات المتحدة
  • США
  • 美国 (简体中文)
  • États-Unis (Français France)
  • 미국
  • Estados Unidos (Português Brasil)
  • Hoa Kỳ
  • 美國 (繁體中文台灣)

Колыбельная Брамса – Easy Sheet Music in PDF

Перейти к содержимому

Научитесь играть на фортепиано под свои любимые песни

Загрузите бесплатно ноты «Колыбельной» Брамса для фортепиано в формате PDF.

Узнать больше

СВЯЗАННЫЕ С ЭТОЙ СТАТЬЕЙ: РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

40 партитур для бесплатной загрузки

С помощью этого бесплатного ресурса вы получите 40 партитур известных песен всех жанров и уровней прямо в свой почтовый ящик.

“Колыбельная” Брамса – Ноты

Ниже вы найдете характеристики партитуры фортепианной пьесы “Колыбельная” Брамса для бесплатного скачивания в формате PDF.