Разное

Классные часы по нравственному воспитанию в 1 классе – Методическая разработка (1 класс) по теме: классный чвс по духовно-нравственному воспитанию “Добро и зло”

Методическая разработка (1 класс) по теме: классный чвс по духовно-нравственному воспитанию "Добро и зло"

Учитель начальных классов

Гусева Татьяна Владимировна

Тема занятия: «Добро и зло»

Класс: 1

Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи :

 - дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- приобрести опыт коммуникативной деятельности.

-  Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, лучи солнышка, деревья, домик, цветы, бабочки.

Ход занятия

  1. Организация деятельности учащихся. (1мин.)

Учитель: Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

  1. Сообщение темы . (1мин.)

Учитель: Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

- Ребята, сегодня  будем говорить об основных  понятиях –

добро и зло.

Вы узнаете:- Что такое добро и  что такое зло.

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

3. Актуализация знаний.(3мин.) СЛАЙДЫ

- Ребята,  добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).

      Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Но есть и противоположное действие , слову добро-(это зло.)

- Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)

  Быть легче добрым или злым?

 Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

4. Знакомство с рисунками детей(2мин.) СЛАЙДЫ

     В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.

А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.

Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы) 

-Ребята, а каких рисунков  оказалось больше?

- А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках?(солнце)

-А как вы думаете почему?

 Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили  дерево

5. Изготовление солнышка(2мин.)

- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи  солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.

- Сейчас вы  изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.

(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида., любовь)

-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?

  1. Игровой момент: соберите пословицу.(3мин.) 

    Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы прикрепить)

Добро помни, а

пожнёшь

Что посеешь, то и

зло забывай

За добро

добра не делает  никому

Худо тому, кто

добром плати

А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)

 Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Вывод делает учитель: Пословицы нас учат:

  1. Хвалить за хорошие поступки  и не всегда замечать недостатки людей;
  2. Шутить по -доброму;
  3. Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.

 Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили дерево

    Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело.

 7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (3мин.)(ответы детей) СЛАЙДЫ

- Как бы мы могли им помочь?

- Бездомным собакам и кошкам;

- пожелтевшим от жары цветам;

- своей бабушке, которая несёт сумки;

- пожилым, больным людям в общественном транспорте;

- уставшей маме.

 8.  «Волшебные слова» (2мин.)

     Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Предлагаю вспомнить вежливые слова.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
  2. Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
  6. И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.

  1. Притча о добре и зле.(4мин.) СЛАЙДЫ

Притча – это рассказ с нравоучением .А теперь прослушайте притчу Притча о Добре и Зле.(слайд)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Скажите, о каких двух волках говорил старик?

Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

 Как вы понимаете последнюю фразу?

– Надо ли учиться доброте?    

    Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи.  Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

    Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый или злой, я предлагаю вам игру «Сказка»

10.Игра «Сказка».(2мин)

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

     На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.

     Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора, помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.

  1. ИГРА С МЯЧОМ: КРУГОВАЯ БЕСЕДА,(2мин.)

Я чувствую себя счастливым, когда……………………….

(хорошо всем, все улыбаются и т. д.) 

  12. «Правила доброты» (2мин.)

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить  правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  2. Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  3. Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  4. Делать добро для близких и друзей.
  5. Не завидовать.
  6. Не вредничать.
  7. Не грубить.

Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)

        13.Звучит песня "Дорогою добра ” (1мин.)

     Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами, домиком, бабочками, облаками, зверями.

Сажая цветы, вы должны назвать: что такое доброта, назвать любые добрые поступки. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)

Получается красивая аппликация.

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

      Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

 «Правила доброты»

 «Спешите делать добро»

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  2. Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  3. Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  4. Делать добро для близких и друзей.
  5. Не завидовать.
  6. Не вредничать.
  7. Не грубить.

nsportal.ru

Классный час «Поговорим о доброте» (нравственное воспитание)

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формирование этических норм поведения в обществе и при общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • Формировать умение совместно работать в группе;
  • Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Карточки с пословицами о доброте;
  • Фонограммы песен “ “Ноктюрн” Ф. Шопена, “Твори добро” в исполнении Шуры.
  • Бумажные цветы.

Ход классного часа

1. Организационный момент (слайд 1)

Учитель. Сегодня наше занятие мы посвятим очень важному, нужному качеству, без которого человек не может называться человеком. А какому качеству вы узнаете, когда составите слово.

Учитель. На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны в теплых тонах, и составьте из них слово.

Д О М Б Л Р К О С Т А (слайд 2)

Доброта (слайд 3)

2. Вводная беседа

Учитель: Наше занятие мы посвятим доброте и добрым делам и поступкам.

- Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение. Обратите внимание, как будет меняться интонация этого музыкального произведения.

Звучит "Ноктюрн" Ф.Шопена (слайд 4 )

Учитель. Ребята, вы обратили внимание, как менялась интонация музыкального произведения.

Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.

Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить теми качествами, которыми должен обладать добрый человек.

Учитель: - Что же обозначает слово доброта?

- Какого же человека можно назвать добрым? (ответы детей)

Учитель: Верно, добрый человек - .......

- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти помощь,

- вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми,

- любит природу и бережёт её.

- Давайте сравним ваши высказывания с определением, которое можно прочесть в толковом словаре.

Доброта – (слайд 5)

- отзывчивость,

- душевное расположение к людям,

- стремление делать добро другим.

Учитель: Знаете ли вы, что слово “добро” - это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Вспомните некоторые из них:

3. Работа в парах (слайд 6)

Вам даны карточки, в них 2 столбика. Вы к началу пословицы должны подобрать продолжение, соединить стрелками.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.

Учитель: - Теперь проверим (дети читают пословицы)

4. Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?” (слайд 7-8)

Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в сказках.

- Ребята, вы любите сказки? Значит, вы знаете, что в сказках встречаются злые герои и добрые.

- Сейчас мы поиграем в игру “Добрый или злой”

Игра. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Золушка
Красная шапочка Дюймовочка
Карабас-Барабас Баба-яга
Мальвина Иван-царевич

5. Беседа о вежливых словах.

Учитель: Первый шаг к доброте – это доброе слово. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют “волшебные”.

- Какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей)

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Игра “Доскажи словечко” (слайд 9)

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью
Желаю... (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Сценка “Случай в автобусе”

Учитель: - Как часто в жизни мы употребляем добрые (волшебные слова). Давайте с вами разыграем ситуацию, которую часто можно увидеть в жизни.

Мне понадобятся актеры (водитель автобуса, Витя, пожилая женщина, мужчина, пассажир автобуса)

- Актеры не забудьте, что вы должны смотреть на зрителей.

“Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: “Садитесь ...(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: ...(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему ... (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: “Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?”

- Представьтесь актеры. Давайте поблагодарим актеров за хорошую игру.

6. Выставка рисунков (слайд 10)

Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: "Это книга".

- А можно ли изобразить доброту? (ответы детей)

Учитель. Но все-таки ваши сверстники попробовали на уроках рисования изобразить людей, которые совершают добрые поступки.

Учитель. - Посмотрите внимательно на эти рисунки.

 - Какие добрые поступки совершают дети? (ответы детей)

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей)

Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (делать добро очень приятно и радостно).

7. Ларец добродетелей (слайд 11)

А теперь заглянем в ларец добродетелей. Как вы думаете, что там?

Чтобы узнать что там, нужно произнести заветные слова и хлопнуть в ладоши:

“Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться...”

  • помогать там, где нужна моя помощь
  • понимать другого
  • заботиться о близких
  • выручать друзей в беде
  • не ссориться

8. Итог классного часа

Игра “Волшебный цветок добра”

Учитель. Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Учитель: - Вот то, чему мы посвятили сегодняшнее занятие.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества. Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого человека. Заботьтесь о своем сад, наполняйте его добрыми словами и делами.

Я хочу закончить наше занятие призывом из песни "Твори добро" (СЛАЙД 12)

Звучит фонограмма песни

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! (СЛАЙД 13)

Приложение.

24.03.2014

urok.1sept.ru

Конспект классного часа "Урок нравственности" (1-4 классы)

Тема: «Доброта, что солнце»

Цели: 1.Учить детей видеть и чувствовать мир, строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств

2.Учить объективной самооценке, учить видеть свои недостатки со стороны. 3.Формировать навык нравственного поведения.

Оборудование: Сумка почтальона, зеркало, фонограмма песни Шуры «Твори добро», Ф. Шопена «Ноктюрн», цветной мел, фломастеры, альбомные листы, клеящий карандаш, лепестки цветов и лучики солнца из цветной бумаги, конверты с разделёнными на части пословицами.

На доске: «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок доброты», сочинения ребят на тему «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей?»

нарисованная клумба с нераспустившимися цветами, солнышко (пока закрыты).

Класс разделён на 4 команды.

Ход занятия.

Учитель. Сегодня тема нашего занятия посвящена основному качеству, без которого человек не может быть человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве идёт речь.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважней, чем лиц красота.

Догадались, что это?

Сердец…

Дети. Доброта.

Учитель. Издавна люди с благодарностью воспевали всё, от чего человеку было хорошо, тепло и радостно. Так, в народных сказаниях, легендах, песнях и стало воспеваться всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. И вы знаете, ребята, даже в древней азбуке буква «Д» означала «добро». Вот какие глубокие корни у этого понятия.

А что же такое доброта? Давайте посмотрим сценку, которую подготовили ребята.

Инсценировка сказки «Беспокойный цыплёнок».

Жил-был беспокойный цыплёнок. Однажды он спросил у мамы: «Что такое доброта?» «Ты ещё маленький. Подрастёшь – узнаешь», - сказала мама. Но цыплёнок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося цыплёнка. «Мне некогда, - сказал цыплёнок, - я спешу узнать, что такое доброта». И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыплёнок, цыплёнок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик», - попросила девочка. «Мне некогда, - ответил цыплёнок, - я спешу узнать, что такое доброта». «Мне мама часто рассказывает про добрых людей» - задумчиво произнесла малышка. «Расскажи мне тоже», - попросил цыплёнок. «Сначала достань шарик», - настаивала девочка. Цыплёнок взлетел и достал шарик.

- Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта.

- Так просто? – удивился цыплёнок.

Учитель. Что же такое по-вашему доброта? И что значит быть добрым?

Дети. Доброта – это забота о благе других, готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Быть добрым – значит проявлять заботу обо всём, что есть на земле: о людях, о животных, о природе. Быть добрым – значит заботиться обо всём окружающем не меньше, чем о себе самом.

Учитель. А с чем можно сравнить доброту? Когда у нас в классе всё по-доброму, какое у всех настроение? Всем становится от этого теплее, правда? На что же похожа доброта?

Дети. На солнышко.

Учитель. Есть даже такая пословица: «Доброта, что солнце». Какими же качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? Обсудите этот вопрос в группах и напишите эти качества на солнечных лучиках, которые лежат у вас на столе. (Во время работы в группах звучит фонограмма «Твори добро»).

Давайте прикрепим лучики к нашему солнышку. Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души доброго человека согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие.

Ребята, как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки и почему? Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают друг другу?

Послушайте притчу «Осколки доброты» .( Автор её неизвестен)

Семья проводила каждый выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибалась, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье. Но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

А если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старая женщина, что бы они сделали?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не понравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнали что-то хорошее об этом человеке?

Представьте, что старушка из притчи была доброй волшебницей, превращающей все найденное на пляже стёклышки в настоящие осколки доброты. Представьте, что один осколок доброты попал к вам в семью и подарил каждому что-то доброе. Расскажите, что подарил осколок доброты всем членам вашей семьи.

Вот семечко фруктового дерева. Нарисуйте, как будет выглядеть это дерево через 10 лет.

-Чья доброта помогла помола этому дереву вырасти?

Дети. Доброта солнышка, земли, дождя, воздуха, ветерка, садовника.

Учитель. А чья доброта помогает расти вам?

Дети. Доброта родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей, друзей, подружек и т.д.

(На фоне музыки Шопена учитель продолжает говорить)

А теперь представьте, что на Землю прилетела птица благодарности. Она залетела в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-то своих родителей, друзей, знакомых, и напомнила им об этом. Представьте, что она залетела к вам в окно. Закройте глаза, вспомните всех, кого вы забыли поблагодарить и мысленно скажите им спасибо.

Чтобы постигнуть значение, мудрость добра, давайте мы с вами заглянем в книгу мудрости. Каждой команде я даю конверт, котором находятся очень мудрые мысли. Соберите из частей целое и объясните смысл данных высказываний.

(Дети объясняют смысл пословиц)

  • Добро не лихо, ходит тихо.

  • Кто добр поистине, добро творит в молчании.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Будьте добры поистине, а не только на словах.

  • Тот, кто делает добро другому, делает самому себе.

  • Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые.

  • Без добрых дел нет доброго имени.

Теперь мы закроем книгу мудрости и задумаемся о себе. А что за предмет может нам помочь увидеть образ свой?

Дети. Зеркало.

Учитель. Да. Это волшебное зеркало доброты. (Показывает зеркало) Ну-ка, посмотрите внимательно. Кто это там? Мы! Добрые? А какие недостатки? Прислушайтесь. Зеркало хочет что-то сказать.

Зеркало (магнитофон).

Игру во дворе начинают опять.

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка.

Учитель.

- Интересно, почему нам зеркало об этом говорит?

- Потому что в нашем классе иногда возникают ссоры.

- Что же делать? Давайте договоримся, что всегда будем стараться думать друг о друге.

А зеркало ещё что-то хочет сказать.

Зеркало (магнитофон).

Хорошее дело футбол и хоккей.

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями!

Учитель.

- А почему так говорит зеркало? Вспомните, как играете, особенно мальчики. Разве можно по пустякам обижаться друг на друга? А что надо сделать, когда обиделись?

Зеркало (магнитофон).

Улыбнуться!

Учитель. Правильно, улыбнуться!

Зеркало (магнитофон).

Вовка – добрая душа, (так прозвали малыша)

Дёргал кошек за хвосты, а дождавшись темноты,

Он просил у них прощенье за плохое обращенье.

А теперь он взрослый малый, лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй, взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка, он решил – ему неловко

В зрелом возрасте таком быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове, стал стесняться доброты.

Он, чтоб выглядеть суровей, дёргал кошек за хвосты.

Знайте все, что он недобрый, Злее волка! Злее кобры!

- Берегись, не то убью! – пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой, но расстроился потом.

Закопал её украдкой в огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше, затаившись, не спеша,

Лишь бы только не услышать «Вовка – добрая душа».

Если добрым вырос ты, злыднем быть не пробуй,

Не стесняйся доброты, а стесняйся злобы.

Учитель.

- Почему зеркало нам об этом говорит?

Дети. Потому что некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть.

Учитель. Может быть они о вас плохо думают?

- Спасибо зеркалу, которое помогло нам увидеть наши недостатки. Я думаю, что мы постараемся их обязательно исправить. Поможет нам в этом наше солнышко.

Мне кажется, мы уже немного изменились. Стали чуть-чуть добрее. Разве нет? Вот какими мы стали! Смотрите, цветы выросли! (На доске появляется клумба цветов с бутонами). Но они должны ещё распуститься. Лепестки этих цветов на ваших столах. Пусть каждый из вас напишет на лепестке имя самого доброго человека в нашем классе и сложит в сумку почтальона. А наши добрые почтальоны доставят эти письма – лепестки адресату. Каждому из вас, кто получит эти лепестки, нужно склеить из них цветок, а затем поместить на клумбу (на доску) на место какого-либо бутона. (Во время выполнения работы звучит «Ноктюрн» Шопена).

- Посмотрите, сколько цветов доброты распустилось . У кого распустился самый большой цветок? Кто же у нас самый добрый…

А остальным ребятам, чьи цветы пока не распустились, надо подумать, что же они делают не по-доброму.

Ребята, я предлагаю вам сегодня создать классный цветок добродетели. (Учитель рисует на доске большой цветок добродетели с серединкой в виде сердца).

Сейчас подумайте обо всём добром, что вы можете сделать друг для друга, чтобы нам всем было в классе уютно, комфортно и жилось интереснее. Запишите на втором лепестке и прикрепите его к нашему классному цветку добродетели. (Во время выполнения задания звучит «Ноктюрн» Шопена)

Помните, чтобы этот волшебный цветок доброты ожил, вы должны постараться выполнить то, о чём написали.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота!

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится – стыдится!

Использованная литература:

А.Лопатина, М.Скребцова «Начала мудрости» - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002

infourok.ru

Презентация к уроку (1 класс) на тему: Классные часы для обучающихся 1 класса по теме «Нравственность».

Классный час

 «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт»

Автор: учитель начальных классов МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Халимоненко Алла Алексеевна

Тема: «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт».

Цели.  Воспитывать уважение к окружающим — взрослым и сверстникам.

            Раскрывать перед детьми сущность понятия вежливость.          

            Систематизировать правила вежливого поведения.

1. Сообщение темы занятия

-Тему нашего занятия вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете по пути все буквы:   е л в ж и в с о т ь

Что это такое - вежливость? Какого человека можно назвать вежливым?

Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Медвежонок-невежа».

Был сынок у маменьки -
 Медвежонок маленький.
 В маму был фигурою -
 В медведицу бурую.

 Уляжется медведица
 Под деревом, в тени,
 Сын рядом присоседится,
 И так лежат они.

 Он упадёт. - Ах, бедненький! -
 Его жалеет мать. -
 Умнее в заповеднике
 Ребёнка не сыскать!

 Сыночек дисциплины
 Совсем не признаёт!
 Нашёл он мёд пчелиный -
 И грязной лапой в мёд!

 Мать твердит:
 - Имей в виду -
 Так нельзя
 Хватать еду! -
 А он как начал чавкать,
 Измазался в меду.

 Мать за ним ухаживай,
 Мучайся с сынком:
 Мой его, приглаживай
 Шёрстку языком.

 Родители беседуют -
 Мешает он беседе.
 Перебивать не следует
 Взрослого медведя!

 Вот он примчался к дому
 И первый влез в берлогу -
 Медведю пожилому
 Не уступил дорогу.

 Вчера пропал куда-то,
 Мамаша сбилась с ног!

 Взъерошенный, лохматый
 Пришёл домой сынок
 И заявляет маме:
 - А я валялся в яме.

 Ужасно он воспитан,
 Всю ночь ревёт, не спит он!

 Он мать изводит просто.
 Тут разве хватит сил?
 Пошёл сыночек в гости -
 Хозяйку укусил,
 А медвежат соседки
 Столкнул с высокой ветки.

 Медведица бурая
 Три дня ходила хмурая,
 Три дня горевала:
 - Ах, какая дура я -
 Сынка избаловала!

 Советоваться к мужу
 Медведица пошла:
 - Сынок-то наш всё хуже,
 Не ладятся дела!

 Не знает он приличий -
 Он дом разрушил птичий,
 Дерётся он в кустах,
 В общественных местах!

 Заревел в ответ медведь:
 - Я при чём тут, жёнка?
 Это мать должна уметь
 Влиять на медвежонка!

 Сынок - забота ваша,
 На то вы и мамаша.

 Но вот дошло и до того,
 Что на медведя самого,
 На родного папу,
 Мишка поднял лапу!

 Отец, сердито воя,
 Отшлёпал сорванца.
 (Задело за живое,
 Как видно, и отца.)

 А медведица скулит,
 Сына трогать не велит:
 - Бить детей недопустимо!
 У меня душа болит...

 Нелады в семье
 Медвежьей -
 А сынок
 Растёт невежей!

 Я знаю понаслышке,
 И люди говорят,
 Что такие мишки
 Есть среди ребят.

2. Работа с термином

-Кого же можно назвать вежливым?

Вежливость — это доброе поведение, почтительность. Слово это произошло от старинного слова вещество, которое означало учтивость, ученость.

Физкультминутка: Представьте себе, что вы медвежата. Покажите, как медведи ходят, потягиваются, отмахиваются от пчел, лезут на дерево.

3. Работа в группах

-А теперь разделитесь на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, где стоит флажок цвета вашего жетона. Я предлагаю вам игру «Так — не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения Агнии Барто. Прочтите их, обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

— Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Медвежонку надо пойти в школу. Ему нужно научиться быть вежливым.)

-Ребята, почему Агния Барто написала:

Я знаю понаслышке, и люди говорят,

Что такие мишки есть среди ребят.

4. Игра «Доскажи словечко»

-Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова.

Задания для игры:

1. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ... (здравствуй).

2. Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу ... (привет).

3. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать ... (пожалуйста).

4. Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас — будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте ... (любезны),

Будьте ... (добры).

5. Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

— Ну ... (извините)!

6. Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... ( — До свидания)

7. Когда я что-то подарю,

Мне говорят: ... ( — Благодарю!)

Тебе подарят что-нибудь—

Благодарить не позабудь!

8. Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: ... ( — Спасибо!)

9. Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице-маме понурый пришел:

— ... (Прости) меня, мама, я больше не буду!

5. Анализ ситуаций.

-Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.

Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей — инсценировать ситуацию.

Ситуация 1: Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?

Ситуация 2: Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

Ситуация 3: Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.

  • Вы хорошо справились с заданием. Только, ребята, помните, что сила «волшебных» слов зависит от того, как мы их говорим.
  • Как правильно говорить вежливые слова? (Нужно говорить вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону.)

6. Подведение итогов занятия

-О чем мы сегодня говорили. Какие советы давали Медвежонку?

Давайте вместе составим правила вежливого обращения:

1. Пользуйся словами вежливого обращения.

2. Будь приветлив и вежлив со всеми.

3. Не взрослых, не вмешивайся в их разговор.

4. Слушай старших, стой при этом спокойно, смотри в глаза собеседнику.

5. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай, не шуми, не капризничай.

7. Домашнее задание

-Дома расскажите родителям о нашем занятии, прочтите рассказ Валентины Асеевой «Волшебное слово».

nsportal.ru

Классный час (1 класс) на тему: Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

         Начальная школа – принципиально  новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера   его  взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач. Но с внедрением Стандарта второго поколения определены и результаты воспитания. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».  

          Воспитание школьника происходит в повседневной жизни и деятельности: в учении, труде и общественных делах, в играх, на экскурсиях и различных занятиях, где он руководствуется нравственными нормами и правилами и где сам может убедиться в их   необходимости.

         Вот, например, ситуация из жизни. Однажды среди урока математики замяукал котёнок. Мы все в недоумении: что это? Оказывается, ученик нашего класса Махалов Женя держит за пазухой котёнка! Спрашиваем, откуда? Отвечает: шёл в школу, сидит котёнок на улице в морозное утро и жалобно мяукает, смотрит в глаза и умоляет о помощи. Что это? А это повод для анализа ситуации. Почему появляются бездомные собаки и кошки? Это повод для разговора на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили». Несмотря на столь юный возраст моих учеников, они могут привести множество примеров безжалостного отношения к животным. И, самое главное, дети сами пытаются дать оценку действиям людям и формулировать моральные правила. И такие ситуаций, когда необходимо делать нравственный выбор, возникают очень часто.

nsportal.ru

Классный час (1 класс) на тему: "Дорога к доброте" разработка занятия по направлению духовно-нравственного воспитания

 

Цель: Формирование ценностного отношения к нравственным категориям (добро)

Задачи:

  • Формировать у обучающихся представление о добре, добрых поступках.
  • Развивать умение работать в группе, навык сотрудничества, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать чувства доброты, чуткости, доброжелательности.

Основные методы:

  • Метод формирующего воздействия
  • Коммуникативный метод
  • Мобилизационно-побудительный

Форма: работа в парах, фронтальная и групповая работа.

Предполагаемый результат: формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желания совершать добрые дела.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

- Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте поздороваемся так , как мы это делаем всегда:

- Здравствуй,  небо голубое,

 Здравствуй, солнце золотое,

 Здравствуй,  лучик дорогой,

 Что принес ты мне, родной?

( Лучик подарил вам добро, любовь, дружбу. Давайте поделимся этим всем  с товарищами и гостями)

- Ребята, а что необычного вы заметили?

2. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о важном качестве человека. Сейчас внимательно послушайте рассказ  и догадайтесь, о каком качестве идёт речь.

Кто догадался, о чём идет речь? ( о доброте)

Тема нашего урока "Дорога к доброте" слайд 1

Я предлагаю поговорить о добре, о добрых словах, о добром отношении друг к другу.

Как вы понимаете, что такое доброта?

Доброта - дружеское расположение к людям, отзывчивость, сочувствие.

Добро - нежность, забота, внимание, ласка, радость, дружба, любовь. То есть то, что хорошо, полезно, приятно.

Добрый человек - готовый помочь людям, отзывчивый.

В словаре  Сергея Ожегова :  Нечто положительное, хорошее, полезное,
противоположное злу; добрый поступок. 

3. Итак, отправляемся по дороге к доброте. Посмотрите, какая длинная у нас дорожка. Слайд 2 + песня  «Дорогою добра»

Ребята, кто мне назовёт противоположное по смыслу слово к слову добро? (зло)

Как вы понимаете это слово?

Зло - предательство, зависть, жадность, ложь, злоречие, жажда мести.

А как вы думаете, какому человеку легче живётся и почему?

Злой человек часто злится, завидует кому-то, обижается, он плохо спит, ест, может заболеть.

А у доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может!  Если сердце наполнено добром, то изливает добро, и наоборот.

Ребята, вот мы идём с вами по дороге к доброте. Как вы думаете, если бы у нас была страна доброты, как бы она выглядела? (мысли детей)

Слайд 3 (ворота)

-Вот перед нами волшебные ворота. И чтобы нам пройти,  надо отгадать загадку:

 Есть у радости подруга в виде полукруга :

 На лице она  живет, то куда-то  вдруг уйдет,

 То внезапно возвратится,

 Грусть-тоска её боится.

Слайд 4 (улыбка)

- Мы попали с вами на улицу улыбки. А какие люди могут жить на этой улице?

А какими качествами должен обладать человек, чтобы отправиться в путь вместе с нами?

Слайд 5  (добрые дела)

 - Следующая улица – улица «Добрых дел» . И живет на этой улице фея доброты Слайд 6

Физминутка

Зажмурили глаза. Я досчитаю до пяти, вы откроете глазки и посмотрите друг на друга с удивлением 1,2,3,4,5. А теперь ещё раз, но посмотреть друг на друга надо с радостью, добрыми глазами.

-Фея доброты хочет спросить у вас, знаете ли вы добрые, вежливые слова? (дети пусть скажут)

Слайд 7

У феи в парке растёт дерево вежливости, но на нём нет никаких слов.

Сейчас внимательно послушайте меня и в конце подскажите потерянное слово.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого : (спасибо)

Выглянет солнышко, спрячется тень. Если с улыбкой сказать:(добрый день).

Мальчик вежливый и грамотный говорит, встречаясь, (здравствуйте).

Если мама нас бранит за шалости, мы ей говорим:(прости, пожалуйста).

Уходя, обернись на прощанье что ты должен сказать: (До свиданья)

Слайд 8 (дерево добрых дел)+ слайд 9 (слова )

Поиграем в игру "Будь внимательным". Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо! Молодцы!

- Как вы думаете, ребята,  чего на земле больше: добра или зла ( ответы)

-Все вы любите сказки. Одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла.  Вот вы сейчас и определите, кто из сказочных героев может жить на этой улице. Слайд 10

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Послушайтестихотворение:

 Дедушка нес тяжелый мешок

 Думает дедушка : « Кто бы помог?»

 Сзади него шли Вадик и Рома,

 Дошли до самого дома.

- Вам не помочь донести мешок?

- Снять помогите!- сказал старичок.

Правильно ли поступили мальчики, предложив свою помощь? Как вы расцениваете данную ситуацию? ( всякая помощь должна быть вовремя) .Значит, поступки, как и слова, должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть.

Игра "Стоп - красный свет" (сигнальные круги)

- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.

  • Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
  • На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
  • Две девочки в столовой "хлюпают" носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)
  • Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
  • По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
  • После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
  • Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
    (Красная.)
  • Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)

 Ученик : Слова умеют плакать и смеяться,
                Приказывать, молить и заклинать.
                И словно сердце, кровью обливаться,
                И равнодушно холодом дышать. 
               Ах, как нам добрые слова нужны!
               Не раз мы убеждались с вами.
               А может, не слова - дела важны?
               Слова- словами, а дела - делами

-Как вы думаете, относится слово дружба к нашей теме дорога к доброте? Давайте поиграем в игру «Одень солнышко» Слайд 11

(работа в парах)

Вам надо подобрать к солнышку только хорошие лучики, т.е ваша задача, выбрать те качества, которыми должен обладать настоящий друг. Слайд 12

- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вас обижали? Какие чувства вы при этом испытывали? А были ли случаи, когда вы кого-то обидели? А хотели бы вы , чтобы с вами обошлись так же? Есть такая священная книга – «Библия». В ней сказано : « Во всем как хотите , чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».  Пусть это золотое правило определяет все ваши поступки в жизни. Каждый из вас хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем, но надо и самому делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других разочарование.

 Вот мы и подошли к нашему домику доброты. Давайте поселим в этот домик частичку своей доброты. У вас на парте сердечки. Выходите к доске и поселите добрые сердечки в домик.

+ музыка « Дорогою добра»

- Перез тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,

 Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,

 Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,

 Чтобы доьрыми словами говорили вы с друзьями. Слайд 13 

 4. Рефлексия

 Продолжите предложения:

 Я сегодня узнал…

 Я сегодня понял…

 Мне понравилось…

nsportal.ru

Классные часы по теме "Духовно-нравственное воспитание с использованием художественной литературы" для 1-4 кл. - Внеклассная работа - Начальные классы

Кучевская Ольга Владиславовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №58 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Классные часы по духовно – нравственному воспитанию с использованием художественной литературы

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Это учитывается в современных школьных образовательных стандартах. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать УУД для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные УУД, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Личностные УУД делят на 3 блока:

1)самоопределение

2)смыслообразование

3)нравственно – этического оценивания

Третий блок – линия нравственного развития личности. В начальной школе особую значимость, на наш взгляд, приобретают занятия (классные часы) связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. По сравнению с этапом дошкольным значительно расширяются контакты с окружающим миром, ширится круг общения, в определенной мере меняется социальная роль ребенка, усложняются сами жизненные ситуации, в которые попадает школьник.

Важно организовать ряд занятий, которые формируют личностные качества, где на конкретных примерах, доступных детскому восприятию раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

Творчески работающие педагоги понимают, какую уникальную возможность для развития личности ребёнка дает классный час, если его грамотно подготовить и провести. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам. Самый благодатный материал – литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Многие тексты по литературному чтению несут духовно – нравственный смысл, являются источником нравственных знаний. Они не в декларативно – плакатной, а в эмоционально – увлекательной форме, в конкретных жизненных ситуациях раскрывают такие понятия, как доброта, порядочность, вежливость, воспитанность, благородство, правдивость, чистосердечность, стремление к красоте, желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Художественные тексты для чтения подбираются на основе развития в детях высоконравственных качеств, воспитания в них чувства доброты, помощи, отзывчивости, сопереживания, сочувствия. В этом возрасте дети хорошо понимают и очень чутко относятся к рассуждению о добре, справедливости, правде и проявлению самых благородных чувств. В детях все это есть, задача учителя, как развить эти чувства, а порочные удалять. Кроме этого, художественный материал подбирается и с точки зрения его объёма, формы, образности, силы воздействия на эмоциональную сферу слушателя. Можно сказать так: художественный текст должен быть не столько понятен и доступен, сколько приятен и образен.

Каждое новое художественное произведение нужно преподносить детям как радость, которую они испытают при восприятии его. Читать текст выразительно, эмоционально, проникновенно. Важно правильно расстановить смысловые акценты, соблюсти логические ударения и паузы, обратить внимание на повышение и понижение голоса. Используют такой приём – чтение с пропуском заглавия и конца. О чём следует предупредить детей перед чтением. Дети сами додумывают, подбирают подходящие по смыслу варианты заглавий, находят окончание, логически завершающее смысл всего художественного текста. Далее они сопоставляют свои варианты с данными автором заглавием и концом произведения, оценивают их и выбирают наилучший. Затем учитель ставит перед детьми 1 – 2 проблемных вопроса. Чтобы ответить на них, дети обращаются к содержанию и предметом анализа делают его значащие детали, помогающие им раскрыть глубинный смысл художественного текста, для чего, собственно, он был написан. Из опыта работы замечено что «…отношение к герою и его оценка у младшего школьника основывается, прежде всего, на анализе отдельных его поступков и очень редко – качеств, проявляющихся в них. Дети сосредоточивают свое внимание на действиях и поступках героев. У младших школьников отсутствуют достаточно четкие представления относительно содержания определенного качества. Задача учителя помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Определения нравственных понятий формируются в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога, в ходе беседы или анализа ситуации учитель подводит учеников на указание существенных признаков понятия.

В работе можно использовать приём описания детьми аналогичных прочитанным и услышанным в художественных текстах ситуаций из их собственной жизни. Приём помогает детям легко переключиться с объективно воспринимаемого содержания художественного текста на субъективно переживаемые аналогичные случаи, которые непроизвольно всплывают в их памяти. При чтении ребёнок отождествляет себя с героем произведения, сопоставляет его действия со своими. Дети начинают понимать, что художественные тексты – это то, что помогает им разобраться в разных жизненных явлениях, в самих себе и, что самое главное, находить и формулировать собственную оценку поступку героя произведения и самого себя – как бы он вел себя в подобной ситуации. Именно типичность изображенной в произведении ситуации является, на наш взгляд, её преимуществом перед жизненной ситуацией как «учебным материалом».

Уже с первоклассниками следует начать работу по формированию образов возвышенных, нравственных, благородных. Без идеального элемента не явится высоких идей, и нечему будет подражать. Однако, если изображать только положительные типы то, они не будут ярки, так как нельзя будет изобразить высоких добродетелей, проявляющихся в прощении за причиненное зло или в борьбе. Такое изображение одного лишь хорошего не будет согласовываться с жизненной истиной. Дурные люди могут терпеть наказание, но в жизни не всякий дурной поступок влечет за собой явное наказание. Человек, не прощающий обиды, мстительный, честолюбивый находит себе наказание то в угрызении совести, то в самом пороке. Самое же главное воспитательное влияние, которое может быть при изображении отрицательных типов в несочувствии автора произведения ко злу. Чувство автора обыкновенно передаётся читателю. При этом условии отрицательный персонаж будет несимпатичен ребёнку и, он не захочет быть таким.

Один из этапов работы над художественным текстом – создание образа внутри ребёнка. Образа, которого не существует в видимом обозрении; образа, который лучше видится с закрытыми глазами, через внутренний взор; образа, который развивает детскую фантазию, творчество. Например, после прочтения рассказа, попросить детей закрыть глаза, представить в своем воображении, т.е. внутри себя, и, если это не секрет, рассказать. По мере усиления такой работы дети начинают приносить в класс книги, в которых нашли сказку, прочитанную накануне, другие любимые книги (по иллюстрациям, оформлению, содержанию) и показывать всем. Итог учитель предлагает подвести самим учащимся. Это позволяет проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к мнению ученика. Дома дети делают рисунки на тему прослушанного и понятого на уроке. Со второго класса к рисункам можно писать маленькие рассказы, чтобы приучать владеть словом, выражать свои мысли, чувства. Лучшие рассказы детей можно объединить в маленький сборник. Дети все разные и каждый понимает то, что ему особенно близко, что в нем уже есть. А все они дополняют друг друга. Ученики старших классов могут напечатать книжечки на компьютере, практически знакомясь с редакционным делом. Малышам будет награда, поощрение за творческий труд.

В то же время необходимо использовать и активные формы работы, в которых реализуются творческие способности школьников: игры, игровые ситуации, инсценировки, конкурсы, турниры, викторины, совместное составление правил поведения и другие коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, рисование, составление газет.

Необходимые материалы можно найти в сборниках (список использованной литературы).

Следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями. Только самостоятельное участие ребёнка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать воспитательный эффект. Но главное - психологическая подготовка: необходимо настраивать учеников на серьёзный разговор. Следует организовать работу с отдельными группами учащихся: подготовить инсценировки, выразительное чтение, наглядные пособия, предложить учащимся прочитать что – либо предварительно.

У младших школьников жизненный опыт еще очень небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения.

«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

В сущности, любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, поэтому все разнообразные виды педагогической деятельности направлены на стимулирование нравственного развития учащихся. Однако наиболее распространенной формой остаётся классный час.

В качестве примера предлагаем фрагменты классных часов во 2 классах:

Знакомство детей с рассказом В. Сухомлинского «Именинный обед»

Учитель выразительно читает рассказ, но без заглавия и конца, до предложения «Мама побледнела». Дети на ушко шепчут учителю свои варианты конца рассказа, а также заглавия («Дрожащая рука», «Жестокость», «Будь настоящим человеком»). Затем учитель читает рассказ до конца. Рассуждения детей примерно такого характера:

«Девочка оказалась злой. Бессердечной. Это очень расстроило маму. Она такого не ожидала от своей дочери. Потому отказалась справлять праздничные именины. Потому так чётко и строго поздравила дочь и пожелала ей быть настоящим человеком».

Учитель. Оставим Нину со своей совестью. Она сама себя наказала. Пусть каждый из вас обратится к самому себе и ответит на вопрос – чему же учит рассказ В. Сухомлинского? Какими качествами вы должны обладать?

Подобранные детьми слова записываются на доске, потом хором читаются и запоминаются. Дети с помощью учителя называют примерно такие слова:

человечность сердечность

доброта воспитанность

сочувствие внимание

понимание взросление

сопереживание содружество

милосердие добросердечность

душевность доброжелательность

благородство ласка

совесть порядочность

уважение помощь

любовь красота

великодушие теплота

Творческая работа « Инсценируем сказку»

Учитель. Каким другим словом можно заменить слово «хитрость»? Хорошо ли быть хитрым? Уважают ли хитрых людей?

Учитель. А сейчас мы поработаем в командах.

Задание: каждая команда должна изменить конец сказки так, чтобы хитрость была наказана. Капитан команды читает сказку, затем все участники её инсценируют.

Лисичка – сестричка и волк.

Лисичка и лапоток.

Лиса, заяц и петух.

Оценить инсценировки, поощрить самых активных участников. Лучшая команда награждается.

Учитель. Как вы думаете, в жизни хитрость всегда наказывается?

От хитрого человека страдают другие люди, и в результате он остаётся один. А каким надо быть, чтобы к тебе тянулись люди?

Тренинг «Листопад доброты»

Дети встают в круг, у каждого в руках лепесток. На несколько секунд все задумываются над вопросом: что же я могу сделать доброго? Затем дети бросают лепесток и называют своё желание.

Тест на аккуратность

Рассмотреть свой портфель по следующим критериям:

Наличие в них:

- пенал;

-папки для тетрадей;

-обложек на учебниках;

- «лишних» предметов в портфеле (огрызки, бумажки).

Дети записывают следующее правило поведения в школе.

Творческое задание «Ромашка»

Склейте ромашку, выберите лепестки, на которых написано, каким должен быть человек, чтобы у него было много друзей. Каждый ребёнок комментирует свой выбор.

Коллективное творческое дело «Как хорошо иметь друзей»

Каждый ребёнок рисует свой портрет. Далее все рисунки приклеиваются на длинный лист.

Задание:

1.Соедините красным карандашом свой портрет с портретом вашего друга.

2. Соедините синим карандашом свой портрет с портретом того, с кем сидите за одной партой.

3.Соедините зелёным карандашом свой портрет с портретом того, с кем хотели бы дружить.

Материалы для классных часов можно найти в сборниках из списка используемой литературы.

Список литературы:

  1. Попов В.И. Хрестоматия «Отблески». Книга для чтения и изучения родного языка. Репринтное издание. Санкт – Петербург: 2005г.

  2. Сборник художественных текстов под ред. Ш.А. Амонашвили. Издательский дом Шалвы Амоношвили. Москва, 2007.

  3. Управителева Л.В. «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе». Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009г.

pedsovet.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о