Разное

Классные часы направление духовно нравственное: Классные часы – Этика, воспитание, нравственность, этикет.

Цикл сценариев классных часов для 5 класса по духовно-нравственному воспитанию | План-конспект занятия (5 класс) по теме:

                                                                   С.А. Синягина

«В музыке только гармония есть»

(музыкальный вечер для учащихся 6 класса)

Цель:

Воспитание  эстетических ценностей школьников через прикосновение к прекрасному.

Задачи: 

1.Познакомить детей с примерами воздействия музыки на человека.

2.Способствовать воспитанию трепетного отношения к музыке.

3.Воспитывать культуру внимательного прослушивания музыкального произведения, формировать интерес к классической музыке.

Оборудование: 

 Аудиозаписи музыкальных произведений (на выбор учителя), аудиозапись «Колокольные звоны России», портрет П.И. Чайковского, И.С. Баха, В.А. Моцарта, презентация «Музыкальные инструменты», презентация «Великие композиторы мира».

Ключевые понятия:

Душевность, задушевный, искренний, красота.

Определения ключевых понятий:

Душевный – полный искреннего дружелюбия.

Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный.

Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

(Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Ход занятия

1.Вступительная часть

Мы сегодня тихо  сядем –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

        Издавна люди прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках. Это звуки природы: шум дождя и вой ветра, щебет птиц и шелест листвы. Музыка заставляет биться сердце, когда оно влюблено, и страдать, когда человек скорбит, музыка дает возможность  задуматься о вечном, когда человек на перепутье судьбы. И в грусти, и в радости музыка вместе с нами.

     2. Основная часть

Чтение стихотворений (читают школьники).

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звучит флейта (исполняет ученик).

Чтение стихотворений на фоне флейты.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода.

Этой мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои ива роняет у брода.

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

Звучит «Серенада» Ф. Шуберта.

Вопросы:

– Что вы чувствуете, когда слышите музыку?

– Какие картины представляете?

– Что  вы изобразили бы на рисунке, если были бы художником?

       Трудно говорить о том, чего никто не может увидеть, никто не может почувствовать, но что есть лишь в музыке. Это душа. Прекрасная, страдающая, широкая, щедрая. О музыке тоже говорят: душевная, задушевная. Душевный – полный искреннего дружелюбия. Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный. Музыка будит чувства в человеке: радость и веселье, грусть и страдание. Она может поднять настроение и успокоить человека. Может, поэтому человека с большой душой тоже называют душевным. В самые разные периоды жизни человек слушает музыку, и не только тогда, когда ему грустно.

Звучит «Шутка» И.С. Баха.

Вопросы:

– Какие чувства вызвала музыка?

– Какое настроение передает автор через музыку?

      Легко и весело становится на душе от такой музыки, хотя слов нет совсем. Есть только чувство, рождающееся в душе человека после первых же аккордов. И не важно, на каком языке мы говорим: язык музыки понятен всем без слов. «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа»,- так сказал немецкий романист XIX века Бертольд Ауэрбах.

      Человек возвышается через силу и очарование музыки. Это духовное возвышение, которое происходит всегда, когда человек питает ее, радуясь доброму и красивому, прощая ближнего своего, наблюдая красоту природы и красоту человеческой души.

       Презентация «Великие композиторы мира».

       Певцом природы можно назвать композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился в 1840 году в городе Воткинске. Им создано 6 симфоний, ряд симфонических увертюр: “Ромео и Джульетта”, “Франческа да Филини” и одна программная симфония – “Манфред”. Он написал 11 опер, среди них “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”, три балета (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”), несколько концертных произведений и множество камерных инструментальных пьес и романсов. Искренность, свойственная его музыке, захватывает слушателя, покоряет сердце и душу.

Звучит «Времена года» П.И.Чайковского (на выбор учителя).

Презентация «Музыкальные инструменты».

Загадки о музыкальных инструментах (читают школьники).

Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком …     (Аккордеон)

У какого инструмента

Есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это славный наш … (Рояль)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека,

Поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Его названье …    (Скрипка)

Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий

Называется …  (Свирель)

На коленях я часто сижу,

Нахожусь постоянно в движенье,

Как живая, я дышу,

И все слышат мое пенье. (Гармонь)

Сверху кожа, снизу тоже,

На весь дом голосит барабан.

       Удивительный мир музыки открывается всем, кто хочет научиться ее понимать. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский.

       Презентация «Великие композиторы мира».

       «Люблю музыку больше всех других искусств», – говорил Лев Николаевич Толстой. Он любил слушать классическую музыку, особенно музыку Бетховена.

Звучит фоном «Лунная соната» Бетховена.

        После смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора. Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные к своей бессмертной возлюбленной…

        «Мы устроим с тобой неразлучную жизнь… Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная».

        Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в австрийском городе Зальцбурге. В пять лет он с необыкновенным мастерством играл на клавесине, скрипке, органе. В 14 лет Моцарт стал членом академии. Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга и стал жить в Вене.

        Истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет.  Музыка Моцарта, светлая и лазурная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.

        Звучит «Реквием» («Лакримоза») В.А. Моцарта.

        Когда же рождается  любовь к музыке? Среди первых звуков, которые слышит ребенок, появившийся на свет, – голос мамы, тихий и убаюкивающий, спокойный, мелодичный. Колыбельная матери – вот первая музыка, и пусть крохотный человечек еще не понимает слов,  он чувствует любовь и нежность родного человека, и спокойно спит, и видит цветные сны. В одной притче рассказывается о том, как колыбельная песня смогла напомнить взрослой дочери о материнской любви, которую та давно уже позабыла, находясь на воспитании в чужой семье, куда судьба ее забросила. Девушка проснулась утром и  вспомнила материнскую песню, возрадовалась своему откровению, обняла мать и попросила прощения у нее за холодное и бессердечное к ней отношение.

        Звучит колыбельная (на выбор учителя и школьников).

О чем звонят колокола?

Ты лишь услышь…

Сегодня, завтра и вчера?

О нас, малыш…

То музыка скорбящих дев

И зов на смерть.

То монотонна, как припев,

Жизнь – круговерть.

У колокола есть язык,

Так важен он.

Но пустословить не привык –

То не слова, то звон.

        Звуки колокола для русского человека тоже были музыкой. Эта музыка звала к обедне, оповещала о великом празднике, отпевала усопшего – созывала народ и в горе, и радости.

       Звучит пасхальный колокольный звон.

       Духовная музыка – это особый мир, к которому стремятся прикоснуться люди. Раскрывается душа человека, когда он слышит духовную музыку, потому что она настроена только на созвучие с прекрасным. В этой музыке все: и напевность, и искренность, и чистота, и многоголосие. Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный. Такова и духовная музыка: правдивая и откровенная. А еще красивая. Красота – красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Может, о такой красоте говорят, что она спасет мир? Даже человек, далекий от музыки, придя в храм, с благоговением прикасается к святыням и с трепетом слушает песнопения, ведь в них вечное: жизнь и любовь. «В душе христианина просыпается отвращение и ненависть к греху в любых его проявлениях. Возрождение души, ее просветленное состояние передается и телу», – так говорит Артемий Владимиров о роли  молитвы для православного человека. Наверное, и духовная музыка тоже, как и молитва, возвышает, просветляет человека. Услышав церковное пение, русский поэт создает одно из лучших своих стихотворений.

Стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» (читает ученица).

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, – плакал Ребенок

О том, что никто не придет назад.

      Звучит «Хоральная прелюдия» И.С. Баха «Взываю к Тебе, Иисус Христос».

3.Заключительная часть

Звучит скрипка (музыкальный фон). (Исполняет ученица).

Спасибо, музыка, тебе,

Ты так чудесна!

Пусть слов нет, только ты –

Не бессловесна!

В тебе душа, в тебе покой,

В тебе отрада!

Ты хочешь музыки другой?

Другой не надо!

Орган звучит со всех сторон –

Он не помеха!

А в храме  колокольный звон –

Блуждает эхо!

Пускай для каждого звучит –

Ты лишь послушай!

Всех музыка соединит –

Встревожит душу!

Литература

  1. Беседа на тему «Музыка и мы». // http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/
  2. Хайрварина Р.А. Мир души. Занятие по духовно-нравственному воспитанию. // ПедСовет. -2007. – №5.

В поисках мудрости | Католический поток

Откройте для себя радикально новый способ улучшить духовное направление своей жизни.

Доктор Церкви и влиятельный писатель св. Альфонс де Лигуори изменил наше представление о нравственном богословии. В этом аудиокурсе, вдохновленном его мудростью, вы исследуете взаимосвязь между духовным направлением и нравственной жизнью.

В 22 15-минутных лекциях о. Деннис Дж. Билли стремится внедрить альфонский подход к мысленной молитве в сегодняшнюю практику духовного руководства. Мысленная молитва — это ценный новый инструмент, который вы можете использовать, чтобы стать самим собой через свою веру. И, в духе Альфонса, это просто, практично и легко реализуемо.

Пр. Билли является редемптористом — орденом, посвященным деятельности св. Альфонса, — имеет семь ученых степеней, в том числе две докторские степени по богословию Школы богословия Гарвардского университета и Папского университета св.

Фомы. Его серия состоит из четырех легко усваиваемых частей, разделенных введением и заключением.

Часть первая, «Причалы в духовном направлении», освещает особенности самого процесса направления. Часть вторая, «Альфонсианский подход к духовному руководству», демонстрирует, как вы можете адаптировать подход Альфонса к мысленной молитве к динамике духовного руководства. Часть третья, «Духовное руководство и нравственная жизнь», рассказывает вам, как добродетельная жизнь и дары Духа лежат в основе процесса руководства. В четвертой части «Диалог с другими традициями» пять лекций посвящены изучению того, как можно применить альфонсову модель духовного руководства к другим религиозным, философским и этическим традициям.

В совокупности эти четыре части позволяют вам соприкоснуться с вашими глубочайшими мыслями и чувствами о высшей реальности жизни, вынося их на поверхность вашего сознания, чтобы вы могли расти и учиться у них.

Пусть ваши новые знания приблизят вас к нравственной жизни.

  • 1