Категория подросток – – –
Подростковый возраст – во сколько лет начинается и как долго длится?
Во сколько лет обычно начинается подростковый период? У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком.
Начало переходного возраста
Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.
Периодизация детства и взросления
Критерии (лет) | Название |
0–1 | младенец |
2–4 | детство раннее |
4–6 | дошкольники |
7–10 | младшие школьники |
11–16 | подросток |
17–18 | юноша / девушка |
19–35 | молодость |
36–45 | зрелость |
46–60 | старшее поколение |
61–75 | пожилые люди |
более 76 | старость |
Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.
Принято выделять три этапа переходного возраста:
- Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
- Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
- Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.
Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.
Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.
Психологическая ломка
На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.
Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.
Внимание! Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется.
Взросление мальчика
Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков? Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16.
Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет).
Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости. Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной. Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек. Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола.
В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения. Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.
Взросление девочки
Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.
У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.
Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости».
Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.
Полезные рекомендации
Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет. Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка. От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых. Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.
Учтите! Взрослые должны приучать подростка к ответственности, однако не насильственными методами, а предоставляя ему свободу выбора.
Важный аспект – полноценный сон. Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс. Начинаются проблемы.
Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка. Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.
Если вышеприведенные рекомендации не приносят ожидаемого результата, то следует обратиться за консультацией к опытному психологу. Основные «симптомы», сигнализирующие о такой необходимости:
- постоянная подавленность;
- отстраненность;
- отсутствие аппетита;
- хамство;
- демонстративные поступки;
- жестокость;
- «деньголюбие».
Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал. За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: употребление наркотиков. При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.
Окончание постпубертатного возраста
В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.
Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью. К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.
Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.
celebemed.ru
Категория:Подростки — Викиновости
► Школьники
Подростки в Википедии | |
Подростки на Викискладе | |
Подростки в Викиданных |
Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Последние новости в категории
нажмите, чтобы обновить список
- 27 июля 2019: Вернём себе право на выборы: прямая трансляция
- 15 июня 2019: День России 2019 в Москве: перекрытые улицы и массовые задержания
- 11 июня 2019: В Москве из-за плохо сданного ЕГЭ покончил с собой 18-летний парень, известный как фотограф метро
- 28 мая 2019: Последний звонок от Владивостока до Калининграда (фоторепортаж)
- 11 мая 2019: Папа Римский обязал священников сообщать о сексуальных домогательствах и детской порнографии
- 30 апреля 2019: Завершился заключите
ru.wikinews.org
15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
Выготский различал 3 типа созревания: органический, половой, социальный. Подход к подростковому возрасту как к историческому образованию (особенности протекания и продолжительности зависят от развития общества), причем структура потребностей и интересов определяется социально-классовой принадлежностью подростка. Проблема интересов (ключ ко всей проблеме психологии развития подростков) – они оказывают влияние, систематизируют все психологические функции. Новые интересы развиваются на новой биологической основе.
Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшее интеллектуальное приобретение – умение оперировать гипотезами, а также дедукция и индукция. Развитие самосознания находит выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труд. Активно совершенствуется самоконтроль: вначале – контроль по результату, затем способность выбрать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Происходит перестройка памяти (преобладание логической над механической). Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание – восстановление материала по этим отношениям (вспоминать – значит мыслить). Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности (умение вступать в контакт, расположение и взаимопонимание).
Развитие мышления – овладение процессом образования понятий, воображение «уходит» в сферу фантазий, развитие рефлексии. Склонность к экспериментированию, т.е. нежелание принимать все на веру. Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения.
Эльконин: связь с предыдущими новообразованиями (направленность на мир, направленность на самого себя). Особенности развития: трудности в отношении со взрослыми (негативизм, упрямство, доминанта вне школы), поиски друга, кто может понять, ведение дневника (выражение интимных переживаний, сомнений, наблюдений). Главный вопрос: Кто я? Нет больше разницы со взрослыми, требование таких же прав, чувство взрослости (потребность в признании взрослости со стороны окружающих).
Виды взрослости (Драгунова):
Подражание внешним признакам взрослости (курение, одежда, развлечения).
Равнение подростков на «качества настоящего мужчины» (сила, мужество, воля).
Социальная зрелость (сотрудничество ребенка и взрослых, овладение ЗУН).
Интеллектуальная взрослость (стремление что-то сделать и уметь по настоящему→развитие познавательной деятельности вне школьной программы, самообразование).
Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками (усвоение социальных норм, поведения). В общении формируется самосознание, социальное самосознание.
Самоопределение (Божович) характеризуется осознанием себя членом общества и конкретизуется в новой общественно значимой позиции, возникает в конце учебы в школе, оно основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях, учитывая свои возможности и внешние обстоятельства, опирается на мировоззрение и связано с выбором профессии.
Подростковый период можно разделить на 3 этапа:
1. Младший подростковый возраст (10-12 лет)
2. Подростковый возраст (13-15 лет)
3. Юношеский возраст (16-18 лет)
Особенности младшего подросткового возраста (10 -13 лет)
Первый кризис возникающий в младшем подростковом возрасте – физический кризис. В чем он проявляется?
•Ускоряется рост конечностей в длину. Сначала руки, потом ноги. Дети становятся долговязыми;
•Отставание темпов роста туловища и, как следствие этого, замедление роста сердца и легких, т.е. наблюдается кислородное голодание интенсивно растущих мышц и головного мозга. Из-за этого появляется снижение двигательной (игровой) активности. Ребята становятся менее выносливыми, возрастает утомляемость. Именно в этот период ребятам особенно необходим щадящий режим. Нужно следить за тем, чтобы они больше бывали на свежем воздухе, необходимо соблюдение режима дня.
•Ослабляется зрение.
•В этот период идет бурный рост скелета и конечностей и, как следствие этого нарушение осанки (50% учащихся), нарушение координации движений (угловатость).
•В младшем подростковом возрасте начинается половое созревание ребенка (12-14 лет), т.е. активизируется работа щитовидной железы. Следовательно, ребята становятся раздражительными или как мы говорим, трудновоспитуемыми.
Очень различно психическое развитие мальчиков и девочек, так как активизируется полоролевая идентификация. Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я», т.е. представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
Мальчиков больше волнует проблема мускулицизма. Они выделяют физическую силу, строго следуют своему эталону, подражают взрослым. Однако при этом снимаются чисто внешние характеристики, идет подражание ярким, выделяющимся чертам: манере поведения, манере говорить, ходить, курить и т.д.
Девочек больше волнует эмоциональный фон, и она расскажет какие-то свои тайны далеко не каждому, а лишь тому, кто создаст этот эмоциональный фон. Девочек начинает волновать внешность, формы ее тела, наряды. На рисунке основная часть времени уделяется рисованию лица (или своего, или мамы), но очень детально и тщательно. Здесь тоже идет простое подражание миру взрослых. Девочки просто копируют мать, которая уделяет больше времени по уходу за своим лицом, нежели отец.
Личностный кризис
В период младшего подросткового возраста складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений. Стремительного наращивания знаний, умений, становления своего «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта. Этот возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.
В младшем подростковом возрасте велика потребность в общении в достойном положении в классе.
Самое неприятное для ребят – это когда происходят драки, когда тебя бьют, и когда за невыученный урок ставят «двойку». Таким образом, неприятно все то, что унижает ребенка, то, что подрывает его авторитет среди одноклассников. Неприятно то, когда он оказывается хуже других, когда посягают на его «Я», на его личность.
Поведение педагога можно условно разделить на НЕЛЬЗЯ и НАДО:
1. НЕЛЬЗЯ проявлять неуважение к личности ребенка, а НАДО постараться создать атмосферу покоя и доверительного общения. При этом необходимо всегда помнить о гетерохронности (неравномерности) развития ребенка, а все это требует индивидуального подхода к каждому.
2. Нельзя отчитывать, ругать, поучать в присутствии сверстников, высмеивать. А так как они уже «взрослые» – ребята не хотят, чтобы им сочувствовали, чтобы не принуждали к откровенности. Младшие подростки избавляются от всего сугубо детского и поэтому относятся негативно к нашим попыткам их опекать и вторгаться на их территорию. Появляется отвращение к необоснованным запретам, поэтому лучше не запрещать, а просто объяснить почему нельзя, и лучше всего не отбирать их право на собственный опыт.
3. Характерно для младших подростков и то, что у них отсутствует авторитет возраста. Они очень критичны к взрослым. В этом возрасте своеобразное видение мира: ребята очень хорошо замечают и ценят человеческие качества и они сильно подвержены первому впечатлению.
И в то же время совсем не критичны к себе (не сформирована рефлексия).
Ярко выраженная критичность, негативизм, стремление к эмансипации, невосприимчивость к наставлениям старших у младшего подростков – ни что иное как форма самоутверждения они поэтому и любят, когда их хвалят, так как похвала придает им уверенности в себе, в своем «Я».
Педагогу надо уметь снять дистанцию в отношениях, надо прививать навыки общения – диалога.
Очень много противоположностей в развитии младшего подростка, но их необходимо учитывать.
1. Потому что именно в этом возрасте огромные ожидания в будущем, но вместе с тем малый жизненный опыт.
2. Завышенная самооценка вместе с легкой ранимостью, так как нет еще адаптации к неудачам, положению худшего, поэтому им необходима поддержка их самостоятельности и самооценки естественно только в реальных границах.
3. Ребенок стремиться к автономии и все же у него все еще большая потребность в неавторитетном советчике, т.е. педагог должен пристроиться рядом с ребенком. Надо всегда помнить, что ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы взрослые, должны его в чем-то поддержать, в чем-то помочь, что-то исправить, это значительно труднее – заставить додумать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему.
4. Особенности развития познавательных способностей часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личного смысла, которое имеет обучение подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя как обучающегося.
Особенности подросткового возраста (13-15 лет).
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от вспыльчивости до депрессии). Наиболее бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность. Неустойчивость может смениться безразличием, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к “маленькому”. Многое он не делает сам, многое – не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты “псевдовзрослости”: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление “я тоже имею свою личную жизнь”). Копируют любые отношения.
Внешний вид подростка – еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.
В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Особенности юношеского возраста (16-18 лет)
Основные физиологические характеристики юношеского возраста: • завершается физическое развитие организма,• заканчивается половое созревание,• замедляется темп роста тела,• заметно нарастает мышечная сила и работоспособность,• заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.• это период относительно спокойного развития.• готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам.
Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом проявляется самостоятельность старшеклассников.
Если подростки проявляют самостоятельность в делах и поступках, то старшие школьники считают проявлением самостоятельности собственные взгляды, оценки, мнение.
Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира.
Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я».
Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.
Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность у них значительно выше, чем в других возрастах. В юности возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно. Им не хватает жизненного опыта. И тогда на помощь приходят взрослые. Но старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации.
Возрастная динамика процесса общения:
Старшие школьники ставят на первое место потребность в общении со взрослыми.
Потребность в общении со сверстниками так же имеет большое значение. С ними они проводят свой досуг, делятся своими мыслями.
Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию – основные новообразования в личности старшего школьника.
Дружба в юношеском возрасте
Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности, «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, – это не любовь, а дружба», – писал Ж.Ж. Руссо. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая любовь. В основе юношеской тяги к дружбе – страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте.
В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании (в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда). К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.
Для юности типична идеализация друзей и самой дружбы. В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с родителями. Друг является единственным человеком, от которого юноша ждет оценок более высоких, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы – поддержание самоуважения личности.
Для юноши-старшеклассника важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек этот тип общения позади – в качестве идеального друга они чаще выбирают юношу, причем более старшего возраста.
Перед старшим школьником встает задача самоопределения, выбора жизненного пути. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. В связи с этим, ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение (учебно-профессиональная).
Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Развитие познавательных интересов стимулирует дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умение управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего школьного возраста учащиеся овладевают памятью, восприятием, воображением, вниманием и подчиняют их определенным задачам деятельности.
Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется (по сравнению с подростковым возрастом):
– более высоким уровнем обобщения и абстрагирования – нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, – умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, – делать глубокие выводы и обобщения, – связывать изучаемое в систему.
studfiles.net
Возрастная периодизация — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления криминальной ответственности, пенсионный возраст и др.).
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов разв
ru.wikipedia.org
Подростки (Осипов, 2014) | Понятия и категории
ПОДРОСТКИ — в широком смысле: групповая общность, образующаяся на основе возрастных признаков и занимающая пограничное положение между детством и юностью. В узком смысле термин «подростки» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, фиксируемых при переходе человека от детства к юности, особенностей социального положения (статуса), интересов и ценностей, обусловленных возрастом. Во-вторых, как возрастной слой в составе социально-демографической группы — молодежь (см. Молодежь). В-третьих, как характеристика эмоциональных и поведенческих состояний, связанных с процессом взросления. В-четвертых, как определенный этап жизненного цикла перед физическими изменениями в организме, ассоциируемыми обычно с половой зрелостью. В-пятых, как специфическая подростковая субкультура (см. Субкультура (подкультура)).
Подростковый возраст (отрочество) не имеет четко очерченных границ. В отечественной психиатрии он ограничивается периодом 14—18 лет, в психологии от 10—11 до 15 лет, в педагогике до 16 лет. Тинэйджеров (13—19-летних) также относят к подростковому возрасту. Он является одним из критических периодов онтогенеза и связан с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системой взаимоотношений человека. Этот период, как правило, совпадает с активизацией интеллектуальной деятельности, связанной с учебой, занятиями во внеучебное время, с расширением круга общения и т.д. Происходит значительное функциональное развитие мозга и нервной системы, которая не всегда способна выдерживать сильные перегрузки. Отсюда возможные нервные срывы, состояния депрессии, заторможенности. Многие изменения в эмоционально-психологическом состоянии и поведении П. связаны с половым созреванием, хотя абсолютизировать его влияние не следует. В социальном плане подростковая фаза характеризуется амбивалентным, двойственным положением. Уже не ребенок, но еще не взрослый. Подавляющее большинство П. — это учащиеся различных учебных заведений, преимущественно школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Их социальный статус преимущественно аскриптивный (унаследованный от родителей) и мало отличается от детского. В последние годы отмечен рост численности П., которые не учатся и не работают, не имеют постоянного места жительства, а также вынуждены подрабатывать, заниматься коммерцией. Их статус существенно отличается от положения других П. В целях защиты физического и нравственного здоровья П. в российском законодательстве предусмотрен особый юридический статус П., предполагающий обеспечение им гарантии в первые годы самостоятельной работы, регламентацию их труда, охраняющий их честь и достоинство.
Характер отношений со старшим поколением во многом определяет направленность подростковой субкультуры. Различаются субкультуры, возникающие в связи с потребностью П. утвердить в особых организационных формах свои ценности, нормы и образцы культуры, отражающие своеобразный стиль их жизни и мышления, и субкультуры протеста, являющиеся негативной реакцией П. на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру. Образуемые на этой основе неформальные группы и объединения могут способствовать адаптации П. к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и потребности в специфически подростковых манерах поведения, моде, досуговой деятельности, коммуникации и т.п., но могут принимать форму делинквентной подкультуры, сливаться с криминальными структурами. Специфика социального положения П. и психологических особенностей подросткового возраста лежит в основе специфически подростковых проблем (см. Социология молодежи), а также является важнейшим фактором социализации (см. Социализация), особенно управляемого ее аспекта — воспитания. Переход к рыночным отношениям и многоукладной экономике изменил сложившиеся представления о целях и методах воспитания, по-новому определил роль институтов социализации: образования, семьи, церкви, СМИ.
В. И. Чупров, Ю.А. Зубок
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 335-337.
Литература:
Иконникова С.Н. Молодежь (соц. и соц.-психол. анализ). Л., 1974;
Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984;
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989;
Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. Л, 1990;
Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996;
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи // Социол. иссл-я. 1996. № 7;
Журавлева И.В. Здоровье подростков: социол. анализ. М., 2002.
ponjatija.ru
Что такое кризис подросткового возраста?
Что такое подростковый возраст?
Подростковый возраст медики классифицируют с довольно раннего периода. Врачи и юристы различают несколько категорий подростков:
- Младший подросток – 12-13 лет
- Средний подростковый возраст – 13-16 лет
- Старший подростковый возраст – 16-17 лет.
К какому возрасту относится ваш ребенок? Родителям иногда очень трудно справиться с сыном или дочкой, которые в этом возрасте становятся совершенно несносными. Они просто не знают, что им делать: еще недавно такой послушный ребенок теперь постоянно дерзит, у него на все своя точка зрения, он считает, что умнее всех родителей и бабушек с дедушками, вместе взятых. Взрослым нужно понять, что это продиктовано не испортившимся характером сына или дочки, а подростковыми особенностями, которые редко кого обходят стороной. В конце-концов, пару десятков лет назад родители сами были такими, просто забыли…
Почему подростковый возраст самый трудный?
Чем объясняются трудности подросткового возраста, который – хочется того или нет – всегда самый сложный в отношениях родителей и ребенка? Прежде всего, этот возраст характеризуется гормональными бурями, из-за которых идут изменения в поведении и психике ребенка.
Избыточное производство одних гормонов и недостаток других, смена их соотношений может сделать из ребенка настоящего тирана или наоборот – депрессивную истеричку. Этот период родителям нужно пережить, потому что он временный. 3-5 лет терпеливого отношения и разумных требований к сыну или дочке – такова нелегкая родительская плата за причуды физиологии.
Конечно, гормоны – не единственный камень преткновения в понимании старшего и младшего поколения. Ребенок бурно растет, развивается, он хочет чувствовать себя взрослым, но социально и психологически пока что к этому не готов. Поэтому родителям стоит уяснить, что конфликты ребенка с ними или с учителями в школе, а также друг с другом – это, прежде всего, конфликт подростка с самим собой. Кризис подросткового возраста. Чем характеризуется этот сложный период?
- Постоянное или периодическое чувство беспокойства, суетливости, тревожности
- Завышенная или заниженная самооценка
- Повышенная возбудимость, ночные эротические фантазии, повышенный интерес к противоположному полу
- Резкие перепады настроения от веселого до мрачно-депрессивного
- Постоянное недовольство родителями или другими людьми
- Обостренное чувство справедливости
У ребенка в это время происходит постоянная борьба с самим собой. С одной стороны, он уже взрослый, у него есть все половые признаки взрослого человека (особенно в старшем подростковом возрасте). С другой стороны, подросток еще не может социально себя реализовать, он просит деньги у мамы и папы на булочки и кофе, и ему это стыдно. К тому же, подросток склонен в этом возрасте приписывать себе много заслуг, которые взрослые почему-то не признают. Самая большая его претензия к миру в этот период – подростку как будто бы не дают права на свободу и во всем ограничивают.
Каких реакций ожидать от подростка?
Реакции подростков в этом возрасте можно разделить на 4 больших группы. Родителям важно знать о них, чтобы успешно ориентироваться в непростом поведении своего ребенка.
«Реакция повальной эмансипации»
Это самая распространенная реакция в подростковый период. Ребенок как бы говорит и родителям, и всему миру: «Я уже взрослый, слушайте меня, считайтесь со мной! Не нужно меня контролировать!» Ребенок в это время хочет показать, что он – личность, свободная, самостоятельная, и не нуждается в указаниях других, что ему делать. Слишком много потребности в самовыражении и слишком мало опыта – вот два фактора, которые порождают конфликт подросткового возраста.
Ребенок конфликтует со взрослыми и одновременно – сам с собой. Не удивляйтесь, если ребенок отказывается выполнять простые просьбы: убрать в комнате, сходить в магазин, надеть ту или другу курточку. Этот возраст характеризуется как возраст обесценивания всего опыта, который накопили старшие, и их духовных идеалов. В стремлении к воображаемой свободе подросток может пойти на крайние поступки: уйти из дома, не ходить в школу, постоянно возражать родителям, кричать и истерить. Это типичная реакция для этого возраста, поэтому родителям нужно набраться терпения и такта и почаще говорить со своим сыном или дочерью, не упустить психологических срывов.
Реакция группирования
Это линия поведения, при которой подростки собираются в группы – по интересам, по психологическим потребностям, по социальному статусу. В возрасте 14-17 лет детям свойственно сколачивать группы: музыкальные, где они вволю могут покричать и побарабанить, поиграть на гитаре, спортивные, где они могут побороться и показать друг другу разные приемы, наконец, дворовые, где дети могут выпить вместе пива или энергетика и поговорить о запретном – о сексе, например. В такой группе обязательно есть лидер – он учится завоевывать свой авторитет прямо как во взрослой жизни, есть конфликтующие стороны и те, кто поддерживает друг друга. Такие подростковые группы – модель будущего взрослого общества. Дети тренируются вести себя так, как ведут себя их папы и мамы. Правда, неосознанно.
Зачастую подростки дорожат мнением своего маленького коллектива и стараются не уронить в нем свой авторитет. Мало кто в этом возрасте позволяет себе роскошь и имеет достаточно мудрости оставаться самим собой. Мнение Коли из его класса может быть для ребенка авторитетом, а мнение родителей он может не ставить ни во что.
Реакция хобби (увлечений)
Этим хобби для подростков могут быть разные занятия, как хорошие, так и плохие. Спортивная борьба, танцы, музыкальная группа – хорошо. Отбирание денег у младших по возрасту – плохо. Но и то, и другое в подростковом возрасте может уживаться и проявляться. Хобби делятся на:
познавательные (все занятия, которые дают новые знания – музыка, катание на роликах, фотография)
накопительные (собирание плакатов, марок, денег и так далее) спортивные (занятия бегом, штангой, танцами и т.д.)
Реакция хобби – хороший повод для родителей лучше узнать своего ребенка и дать ему побольше любимых заданий вместо того, чтобы ребенок тратил время на споры и доказательства своей правоты. Если подросток занят любимым делом, у него просто не останется времени на бунты.
Реакция самопознания
Эта реакция проявляется у подростка как способ понять себя и главное – на что ребенок способен, что у него лучше всего получается, в чем он лучше всего может себя проявить. Максимализм в подростковом возрасте и вера в то, что он сможет переделать весь мир – черты, свойственные для ребенка. Это хорошие черты, которые при сильном упорстве сделают из такого ребенка успешного человека. Жаль только, что через пару-тройку лет эти черты постепенно угасают и подросток, ставший взрослым, едет на нелюбимую работу или махает на себя рукой.
Самые важные черты подростка, который проникается самопознанием – сравнивание себя с другими людьми (как правило, более успешными)
- Формирование для себя авторитетов и кумиров
- Формирование собственной личностной ценности
- Цели и задачи на будущее (покорить мир, изобрести машину времени, придумать новую ядерную бомбу)
Когда ребенок общается со своими сверстниками взрослыми, его самооценка корректируется и регулируется. Ребенок жаждет признания – явно или скрыто. Если это ему удается, он становится более успешным. Если нет – появляются скрытые комплексы, желание возместить невнимание общества вызывающим поведением. Или, наоборот, подросток замыкается в себе и перестает доверять людям. В этом тоже проявляется кризис подросткового возраста.
Черты характера подростка, которые важно знать родителям
Всем подросткам в той или иной мере свойственны одинаковые черты характера. Родителям стоит знать их, чтобы быть готовыми вовремя реагировать на выходки сына или дочери. И понимать, что такое поведение не исключение, а норма в подростковом возрасте. Поэтому нужно проявить максимум терпения и мудрости в общении с ребенком-подростком. Вот какие линии поведения характерны для подростков 12-17 лет, которые страдают кризисом подросткового возраста
- Неприятие несправедливости, резкое отношение к малейшим ее проявлением
- Жесткость и даже жестокость по отношению к близким, особенно к родителям
- Неприятие авторитетов, особенно авторитета взрослых
- Желание самому принять меры и разобраться в ситуациях, которые происходят с подростком
- Сильная эмоциональность, ранимость
- Стремление к идеалу, стремление быть совершенным, но неприятие любых замечаний со стороны взрослых
- Стремление к экстравагантным поступкам, желание выделиться «из толпы»
- Показная бравада, стремление показать свою решимость и храбрость, «крутость»
- Конфликт между желанием иметь много материальных благ и невозможностью их заработать, желание иметь «все и сразу».
- Чередование периодов бурной деятельности и безынициативности, когда подросток разочарован во всем мире.
Знание этих особенностей поможет родителям более лояльно отнестись к своим детям, когда они переживают кризис подросткового возраста, и легче перенести его самим.
[1], [2], [3], [4], [5]
ilive.com.ua
Подростковый возраст | STпедия Вики
Подростковый возраст — возраст, от которого человек становится подростком (при школе, старшекласник (шут. старшак)).
Культурно-историческая природа подросткового возраста
Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда. Шаблон:Нет АИ 2
Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики.[1]
Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим еще один возрастной период.[2]Шаблон:Уточнить
Периодизация подросткового возраста
Советский психолог Д. Б. Эльконин[3] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15-17 лет).
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[4] до 17[4] лет).
Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[5]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[6].
Распространённое сейчас слово тинэйджер происходит от Шаблон:Lang-en — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и Шаблон:Lang-en — возраст, то есть тинэйджер — буквально, лицо в возрасте 13 — 19 лет.
Задачи развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.[3]
Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.[7]
В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[8]
- В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ Я, сформировать полоролевую идентичность.
- Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников
- Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
- Развитие абстрактного мышления
- Формирование системы ценностей и жизненной философии
- Самоопределение в области образования и профессии
- Подготовка к семейной жизни.
Физические изменения и половое созревание
В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».[1]
Психическое развитие в подростковом возрасте
Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.[3]Шаблон:Rp
Социальная ситуация развития
В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей.[7]
Файл:Kent, Washington – hanging out under bridge on Kent Des Moines Rd.jpgПовышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребенок.[9] От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.[10]
Ведущая деятельность
В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития.[10] В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.
Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.[3]
Новообразования
В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью.[11]
Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.[3]Шаблон:Rp
Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счете позволит ему жить самостоятельно.[11]
Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.
В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и
st-pedia.fandom.com