Разное

Картинки на букву я в начале слова для детей: Картинки про букву Я детям — учим русский алфавит

Содержание

Буква Я задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Я, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Я, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Я по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ягненок
Ящерица
Ягоды
Яблоко

  1. Яша — это имя мальчика. Яна — это имя девочки.
  2. Повтори: ЯША, ЯНА.
  3. Сколько слогов в слове ЯША? ЯНА?
  4. Какой первый слог?
  5. Сколько букв в этом слоге?

Буква Я — гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

Задание: печатная буква Я для дошкольников

Рассмотри букву Я. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Распечатать Скачать файл

Продолжи фразу

Мальчик бежал и упал в … (яму).
На завтрак у нас сегодня были … (яйца).
Солнце светит очень … (ярко).
День сегодня был теплым и … (ясным).
Вдруг неожиданно налетел … (ястреб).

Сказка про букву Я

Яшка бяка
День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает.
А яме-то все равно!

— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся.
— Ага! Вот тебе!

Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы.
А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:

— Бя-я-я-ка ты, Яша.
— Я — бяка?! Ну тогда держись!

Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:

— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.

И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!

— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.

Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!

— Все маме расскажу!

А все смеются:

— Бяка-бояка и ябеда!

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Я

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец.

Так и выскочил жилец!
(Яйцо и птенец)

Зеленый поясок в траве затерялся.
(Ящерица)

Бегает среди камней.
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах!
— Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

Пословицы и поговорки на букву Я

Я — последняя буква алфавита.
Язык болтает — рукам мешает.
Язык острее меча.
На языке — мед, а под языком — лед.
Яркие звезды к холоду.
Своя земля и в горсти мила.
Язык мягок — что хочет, то и лопочет.
Собирай по ягодке — соберешь кузовок.

Стихи про букву Я для детей

Ягоды
Собирали ягоды
И вели мы счет:
Ягоду — в кружку.
Две ягоды в рот.
(Е. Авдиенко)

Ягод множество в лесу!
Их я маме отнесу…
(Б. Тимофеев)

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
(С. Маршак)

Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил…
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
(В. Лунин)

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Я. Аким)

Ястреб на ясене ясли открыл,
Птичьих детишек к себе пригласил.
Но не подходят пернатые к ясеню,
Не доверяют птенцов своих ястребу
— Ишь хитрый какой!
(А. Пудваль)

С виду
Очень грозен як,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нем в Тибете
Смело ездят
Даже дети!
(Б. Заходер)

Яше снятся якоря,
Снятся яхты
И моря.
Яша маленький пока,
Не дорос до моряка.
Подрастет —
Служить во флот
Обязательно пойдет.
(Ф. Бобылев)

Ящерица
Ящерицу я ловил,
Страх меня остановил.
— А чего же тут бояться?
— Хвостик может оторваться!
(Г. Виеру)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Полезные материалы

Аромштам Марина | Обучение грамоте в образах и движениях

Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20, 21/2008

Рисунок М.Овчинниковой

Занятие 6. Буква Я

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.

Беседа с детьми

Педагог предлагает детям посмотреть на картинку с нарисованным домиком к Буквоедской сказке. «Какие буквы жили в домике у Пети? Что произошло, когда Дед-Буквоед решил сварить в одном котле буквы

о, а, у, э и букву й?
Какие буквы получились в результате этого колдовства? Какие звуки обозначает буква я? Какой звук поется, когда мы озвучиваем букву Я

Задания для детей

1. «Закройте глаза и выберите из набора рельефных букв букву я».
2. «Положите букву на альбомный лист и обведите по контуру. Помните: голова буквы я всегда смотрит влево. Раскрасьте букву».
3. Перед детьми — карточки с рифмовкой. Педагог читает рифмовку вслух:

Яша по лесу ходил,
Яша в яму угодил.
Яше сразу стало ясно,
Что пошел он в лес напрасно.

«Отыщите в рифмовке все буквы я. Обведите их оранжевым треугольничком. Затем найдите в тексте буквы

а, о, у, и».

4. Педагог выставляет на доске или в середине круга демонстрационные картинки. Под ними — слова с пропущенной первой буквой.

«Рассмотрите картинки. Что на них нарисовано? Слова, написанные под картинками, начинаются с буквы я. Впишите букву я вместо пропусков». Педагог вызывает нескольких детей, которые рисуют пропущенные буквы в словах.
Предлагается еще раз произнести эти слова. При произнесении слова педагог каждый раз указывает на букву я, стоящую в начале. Это удобно, так как все слова начинаются с ударного слога.

5. «Выберите любую понравившуюся вам картинку и нарисуйте похожую. Подпишите ее, копируя слово».

Домашнее задание для желающих: нарисовать большую букву я и превратить ее в свой «буквенный» портрет.

Статья опубликована при поддержке ООО «АйКью Кард». Компания предоставляет полный спектр услуг в области дистрибуции и обслуживания банковских карт основных платежных систем. Основной продукт компании – банковская карта IQcard Visa Gold, коорую можно оформить онлайн на сайте http://www.iqcard.ru/. Там же вы найдете подробно описание других продуктов компании и полный список предоставляемых услуг.

Занятия 7–9 (буквы Е, Ю, Ё)

Сценарии занятий 7 (буква е), 8 (буква ю) и 9 (буква ё) аналогичны сценарию занятия 6. Педагог по желанию может варьировать звуковые игры и игры с буквами.

Рифмовка, в которой нужно отыскать букву е:

Ели дети в день рожденья
Ежевичное варенье.

Рифмовка для поиска буквы ю:

На севере свищут вьюги.
А солнце печет на юге,
Там райские птички песни поют,
Уютные гнездышки вьют.

Чтобы восполнить пробелы в словах под картинками, начинающихся с буквы Ю, нужно отгадать загадки:

«Первое слово — имя мальчика. Его зовут… (Юра).
Второе слово обозначает сторону света: не север, а… (юг).
Третье слово обозначает передвижной дом, сделанный из шкур животных… (юрта).

Нужно догадаться, что это за слова, и вписать в них вместо пропусков букву ю».

Рассматривая картинки на занятии, посвященном букве ё

, отвечаем на вопросы:

«Что нарисовано на картинках?» В слова под картинками вместо пропусков вставьте букву ё.

«Какая картинка в ряду лишняя? Почему?»

Занятие 10. Буквы Ё, Я, Е, Ю

Занятие начинается со звуковой игры (на выбор) и с игры на распознавание букв.

Задания для детей

1. Перед каждым ребенком — карточка с контурным домиком (см. в № 21). «Вот домик. Поселите в него буквы а, о, у, э, ы».

2. «Рядом нарисуйте другой домик и заселите его новыми знакомыми Пети: здесь должны жить буквы я, ё, ю, е».

3. «Прочитайте буквы в окошках нового домика. Можно ли спеть звуки, что прячутся внутри этих букв?

Конечно, можно. Ведь в них живут наши старые знакомые — звуки [а], [о], [у], [э], те, что склеились со звуком [i]. Значит,

я, ё, ю, е — буквы для гласных звуков. А так как в них живет еще звук [i], они называются йотированные».

4. Игра «Какая буква последняя?».

Первый вариант. Перед детьми — карточки с буквами я, ё, ю, е. Ведущий (педагог) придумывает какое-нибудь слово, которое кончается на йотированную букву, и говорит: «В слове “семья” …». Дети должны закончить предложение: «…последняя буква я» — и показать карточку с буквой я.

Ведущий:

В слове «копье»…
В слове «ружье»…
В слове «клюю»…
В слове «белье»…
В слове «полью»…

Дети:

…последняя буква ё.
…последняя буква ё.
…последняя буква ю.
…последняя буква ё.
…последняя буква ю.

Для удобства можно заранее заготовить карточки с текстом.

Второй вариант немного отличается словами ведущего.

Ведущий:

Песню я тебе спою.
Я увидел воробья.
Воин победил в бою.
Льется песня соловья.

Дети:

Последняя буква ю.
Последняя буква я.
Последняя буква ю.
Последняя буква я.

Когда дети освоят игру, можно предложить им попробовать свои силы в игре поодиночке.

Домашнее задание для желающих: нарисовать все буквы, которые были обнаружены в сказках.

Занятие 11. Буква И

Занятие начинается с оформления выставки и рассматривания рисунков. Педагог просит детей прочитать нарисованные буквы.

Проводятся игры на распознавание букв, чтение междометий, пропевание звуков.

Текст для чтения или рассказывания

Карандаш слегка скрипит.
Но у букв прекрасный вид!
Тот, кто эти буквы знает,
Тот легко их оживит:
Раз — и букву прочитает,
Буква сразу зазвучит!

Как здорово у вас получается рисовать буквы и оживлять звуки! Как тут не обрадоваться, не улыбнуться! А знаете, какой звук самый улыбчивый? Ну-ка, улыбнитесь и попробуйте сами догадаться. Конечно, это звук [и].

Не случайно он слышится в очень важном слове «мир». С него начинается слово «игра».

Для звука [и] есть специальная буква — буква и. (Педагог показывает карточку с буквой и.) Возможно, она родилась из нашей улыбки:

Улыбнись — и букву и
Нам скорее подари!

Задания для детей

1. «Нарисуйте большую, красивую букву и. Прочитайте ее».

2. «Какой звук обозначает буква и? Умеет ли этот звук петь? Звук [и] состоит из голоса, значит, он …»

3. «Придумайте слова, которые начинаются на звук [и], в которых звук [и] слышится в середине, в конце».

Словарик: игры, имя, ива, искра, Ира, Инна; мир, пир, тир, вид, рис, риф, рифма, ритм; говори, бери, буди, сиди, смотри, лети.

4. Перед детьми — карточки с рифмовкой:

Древний полководец Кир
Покорил когда-то мир.
И устроил этот Кир
В честь своей победы пир.

«Отыщите в рифмовке все буквы и, поставьте под ними красную точку. Затем при помощи условных значков выделите другие известные вам буквы для обозначения гласных. Каких букв для гласных не оказалось в тексте?»

Занятие 12. Буква И и другие буквы для гласных

Занятие проводится по знакомой схеме.

Варианты заданий для детей

1. Перед детьми — карточки с домиками, разделенными на окошки-клеточки (см. в
№ 21
). «Заселите домики. В одном домике будут жить буквы, обозначающие гласные звуки, в другом — буквы, обозначающие два звука — звук [i] и гласный звук».

2. «Посчитайте окошки в каждом домике. Сколько заселенных квартир в первом домике? Сколько заселенных квартир во втором домике? Свободное окошко осталось в домике для йотированных букв. Вместе с ними будет жить буква и. Поселите ее в незанятую квартиру».

3. «Буква и тоже умеет обозначать два звука — звук [i] и звук [и].

Послушайте:

Расшумелись воробьи —
«Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы? Чьи?».
«Разбудили нас лучи
Солнышка», — журчат ручьи.

А теперь поиграем».

Игра «Какая буква последняя?».

В слове «соловьи» — …последняя буква и.
В слове «воробьи» — …последняя буква и.
В слове «муравьи» — …последняя буква и.
В слове «ручьи» — …последняя буква и.

Есть ладья. — Нет… (ладьи). — Последняя буква и.
Есть попадья. — Нет… (попадьи). — Последняя буква и.
Есть бадья. — Нет… (бадьи). Последняя буква и.

4. У детей — карточки с кусочками знакомых им букв. «Восстановите стертые буквы». Задания могут быть индивидуальными: дети восстанавливают разные буквы и определяют их. Можно предложить раскрасить и украсить восстановленные буквы.

5. Игра «Найди свой домик»: окончив работу по восстановлению букв, дети становятся обладателями карточек с изображением йотированных или нейотированных гласных. По взмаху «волшебной» палочки на время предстоящей игры они сами превращаются в эти буквы.

«Буквы» каждой группы собираются в свой «домик». Это может быть круг, обозначенный обручем или веревкой, или флажок, другой символ, вокруг которого надо встать, взявшись за руки, или действительно нарисованный на плотной бумаге либо ткани на плотной основе домик с клеточками наподобие классиков.

По первому условному сигналу дети разбегаются по комнате, по второму — собираются в свой домик. Побеждает та команда, «буквы» которой соберутся быстрее. Чтобы
усложнить игру, ведущий может все время менять место сбора команды.

6. Занятие заканчивается игрой «Выразительные звуки». Добавляется настроение звука [и]: «…Звук [ы] произносим со злобой и с угрозой: зубы оскалены, кулаки сжаты, все тело напряжено. Застыть в напряжении на несколько секунд. Но тут опасность отступает: мы ее напугали.

Глубокий выдох. Тело расслабляется, кулаки разжимаются, кисти рук плавно разводятся в стороны. Губы расплываются в улыбке. Произносим звук [и]: нас охватывает радость, умиление, доброта».

Домашнее задание для желающих: в нарисованные домики заселить нейотированные и йотированные буквы для гласных.

Продолжение следует

Урок обучение грамоте “БУКВА Я В НАЧАЛЕ СЛОВА (ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [А])”

1 класс.
БУКВА
Я В НАЧАЛЕ СЛОВА
(обозначение звуков [й’], [а])

Цели деятельности учителя: организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова со звуками [й’], [а] в начале, середине и конце слова; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают стихотворения Ю. Раевского, М. Кремнёва; умеют обозначать букву я в начале слова, выполнять звуковой анализ слов «рой», «яхта», «якорь»; разгадывать кроссворд, загадки; составлять слова из заданных звуков (задание повышенной сложности).

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – составление рассказа по серии сюжетных картинок; логические – выделение общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изучаемых объектах.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Звучит в записи мелодия песенки Винни-Пуха.

Мишка в улей влез, и вот –

С лапы каплет сладкий мёд.

М. Яснов

– Винни-Пух – гость нашего урока. Но за ним летит множество пчёл. Поможем Мишке от них отбиться?

– Вспомните, как называется множество пчел, летящих вместе? (Рой.)

– Верно! Пчёлы улетят, если выполним звуковой анализ слова «рой».

Проводится выбор ученика, который выполнит работу на доске с помощью считалки.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты.

– «Прочитай» слово «рой», ведя указку по схеме звукового состава слова.

– «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.

– Назови первый звук в слове. (Рррой – первый звук р.)

– Какой это звук – гласный или согласный? Почему? Обозначь соответствующей фишкой. (Твёрдый согласный, синяя фишка.)

– Назови мягкую пару этого звука. (р’.)

– «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. Назови второй звук. (Рооой – второй звук о.)

– Какой это звук? Обозначь соответствующей фишкой. (Гласный, красная фишка.)

– «Прочитай» слово так, чтобы был отчётливо слышен третий звук. Назови третий звук. (Рой – третий звук й’.)

– Какой он: гласный или согласный? (Мягкий согласный, зелёная фишка.)

– Какая у него твёрдая пара? (У этого мягкого согласного нет твёрдой пары.)

– Ребята, вспомните и назовите как можно больше слов со звуком й’. (Майка, лейка, мой, пой, дай, лай, вой, деловой, занятой и т. д.)

II. Объявление темы и постановка учебной задачи.

– Винни-Пух дарит вам стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та же буква.

Учитель читает стихотворение В. Лунина.

Я однажды видел сам: Ясень по полю ходил,

Як летал по небесам, Язь в лесу грибы удил…

Ястреб плавал в океане, Я не вру, поверьте мне,

Ягуар бежал от лани. Я видал это во сне.

– Какие слова с буквой я вы запомнили?

– Кто догадался, какую букву будем изучать на уроке?

III. Открытие нового знания.

1. Чтение стихотворения Ю. Раевского. Словарно-лексическая работа.

– Послушайте стихотворение Ю. Раевского.

– Винни-Пуху не понятны слова «явно», «бравый», «яхта». Кто попробует объяснить значения этих слов?

Явно – совершенно очевидный, ясный для всех*.

Бравый – мужественный с виду, молодцеватый.

Яхта – небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта.

Осуществляется подготовка к выразительному чтению стихотворения.

2. Звуковой анализ слова «яхта».

Учитель помогает интонационно выделить первый и второй звуки.

Модель: первый звук й’ – самый короткий, мягкий согласный; второй звук – а, гласный; третий звук – х, твёрдый согласный, его мягкая пара х’; четвёртый звук – т, твёрдый согласный, его мягкая пара т’; пятый звук – а, гласный.

– Когда звуки й’ и а стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой я.

Учитель выставляет букву я на наборном полотне поверх двух фишек, обозначающих звуки й’ и а.

– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука й’ и а обозначаются одной буквой – я.)

3. Игра «На что похожа буква?».

Учитель просит учеников рассмотреть образцы печатной буквы Я, я.

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички – буква Я!

Е. Тарлапан

4. Подбор слов со звуками й’], [а, расположенными в начале слова.

5. Дифференцированная работа по учебнику.

1-я группа (слабоуспевающие учащиеся) под руководством учителя выполняет звуковой анализ слова якорь.

2-я группа (среднеуспевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки с представленными картинками: яблоко, дятел, ёлка, вишня. Задание: произнесите слова-названия предметов. Определите слово, которое начинается с буквы я. Сделайте звуковой анализ этого слова.

3-я группа (успевающие учащиеся) получают индивидуальные карточки со словами: язык, земля, лямка. Задание: прочитайте слова. Найдите слово, в котором буква я обозначает два звука. Сделайте звуковой анализ этого слова.

Фронтальная проверка.

2-я группа:

3-я группа:

6. Работа по учебнику. Игра «Угадай, какое слово получится».

Объяснение учащегося:

– Первый звук в слове «кисть» – к’, мягкий согласный, обозначим зелёной фишкой.

– Второй звук в слове «лимон» – и, гласный, обозначим красной фишкой.

– Третий звук в слове «танк» – н, твёрдый согласный, обозначим синей фишкой.

– Прочитайте слово по схеме. (Кит.)

7. Чтение стихотворения.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Винни-Пуху очень понравился урок. Он и не знал, что буква я такая особенная. Да, вот только позабыл, в чём её особенность. Напомните ему, ребята. (Звуки й’ и а, когда стоят рядом, обозначаются одной буквой я.)

– Винни-Пух предлагает вам игру: закончите предложения словом, которое начинается на букву я.

Мальчик бежал и упал в… (яму).

На завтрак у нас сегодня были… (яйца).

Солнце светит очень… (ярко).

День сегодня был тёплым и… (ясным).

Вдруг неожиданно налетел… (ястреб).

Конспект занятия. Тема: «Яша в волшебном лесу. Буква Я»

 

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я, я; случаем обозначения ею двух звуков [й’а].

Задачи:

  • Познакомить с буквой Я.
  • Познакомить с элементами, написанием буквы Я.
  • Развитие звуко-буквенного анализа.
  • Развивать навык чтения и письма слогов и слов с буквой Я.
  • Познакомить с функцией буквы Я в словах (смягчение согласных).
  • Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: игровое поле «Волшебный лес», предметная картинка с изображением мальчика Яши, предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь; пособие «Яхты», листы с прописями (на каждого ребёнка), карандаши (простой, красный, синий. Зелёный – на каждого ребёнка), текст загадок, слоговые таблицы; элементы буквы Я (на каждого ребёнка), стилизованное изображение буквы Я.

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Знакомство с героем занятия – мальчиком Яшей.

(Логопед выставляет на доску картинку с изображением мальчика и игрового поля «Волшебный лес».)

– Знакомьтесь, это Яша. Ему нужно пройти через этот лес и попасть к бабушке Яги за волшебными яблоками. Но лес – необычен, нужно преодолеть много трудностей и преград. Поможем Яше?

II. Основная часть.

– Яша отправился в путь. Вот и первое препятствие – на пеньке лежит конверт, Посмотрите, что в нём? (Картинки.)

1. Игра «Послушай и назови»

На доске картинки: змея, листья, якорь, ящик, яблоко.

Логопед предлагает послушать загадки, назвать отгадки:

-Послушайте загадку:

«Круглое, румяное с дерева упало,

Тане в рот попало». (Яблоко.)

«Весной появляются.

Всё лето растут,

А осень придёт – опадут!» (Листья.)

«Она шипит, она пугает,

Под листья быстро уползает» (Змея.)

«Кораблям надёжный друг!

Лапой сжал морской я грунт.

И на дне морском лежу

Крепко корабли держу». (Якорь.)

«Я темного цвета,

Стою на земле.

И много вещей

Хранится во мне». (Ящик.)

Найдите отгадку на картинках.

Вывод: во всех словах мы бы записали букву Я.

– Пошёл Яша дальше. Вот перед ним широкая полянка. Пока Яша по ней перебирается на противоположную сторону леса, я хочу познакомить с необычной буквой.

2. Знакомство с буквой Я.

– Она необычна тем, что может обозначать два звука, вот послушайте слова: йаблоко, йакорь, йащик. Что слышите? (В начале слова два звука ЙА.) Верно, нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука.

  А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква (стилизованная буква Я).

1. Прослушивание стихотворения.

2. Разбор элементов.

3. Составление буквы Я из элементов.

4. Запись буквы Я в тетради.

– Яша перебрался через широкую полянку на другую сторону леса. Пошёл по извилистой дорожке и дошёл до речки. Как перебраться на другой берег? (На плоту, на лодке и т.д.) А можно и на яхтах.

3. Игра «Яхты»

– Посмотрите на эти яхты, что заметили? (На первой я – в начале схемы, на второй – в середине, на третьей – в конце.)

Предметные картинки: мяч, мясо, пряники, яблоки, семья, ящерица, змея, листья, якорь.

Ящерица мяч семья.

Якорь мясо змея.

Яблоки пряники листья.

 

 

– Яша с вашей помощью попал на другой берег. Хотите немного отдохнуть? (Ответы детей.) Тогда давайте разучим вместе с Яшей физминутку.

4. Физминутка.

Назвали все слова мы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки – раз, два. три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Мягкая посадка – раз. два, три.

– Яша двигается дальше – посмотрите, что нам что-то оставили под кустиком.

5. Индивидуальная работа в прописях.

– Рассмотрите листы с заданием.

– В первой строке повторите заглавную букву Я.

– Во второй строке буквы Я я.

– Закрасьте букву Я красным карандашом.

– Определите, где находится буква Я в названии предметов, запишите их в схемах слов.

– Задания мы выполнили. Продолжаем путь.

6. Игра «Прочтите и запишите».

– А вот и избушка Бабы-Яги. Хозяйка нас встречает и новое задание.

Ход игры: прочтите слоги и слова.

ян – ня ям – мя ят – тя

яс – ся як – кя яд – дя

як няня дядя

Запишите слоги и слова, «зажгите» огоньки под буквами. За выполнение Баба-Яга даст нам волшебные яблоки.

(После анализа логопед раздаёт детям картинки с яблокам – дыхательная гимнастика «Яблоки» для уголка дыхательной гимнастики.)

– Что заметили? Буква Я «дружит» с мягкими согласными.

III. Итог занятия.

– Назовите слова, которые начинаются с буквы Я.

Урок 55. ГЛАСНАЯ БУКВА Яя | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 55. ГЛАСНАЯ БУКВА Яя