Разное

Картинки для развития связной речи дошкольников: Картотека. Набор картинок и серии сюжетных картинок для развития связной речи дошкольников. | Картотека по развитию речи по теме:

Содержание

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе рассказывания по серии сюжетных картин • МЦИИ Omega science

УДК 37.01

Бордунова А.Н.

Билянина Н.А.

г. Белгород, РФ

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе рассказывания по серии сюжетных картин

Аннотация

В статье подчеркивается ведущая роль связной речи в речевом развитии ребенка. Обосновывается актуальность проблемы развития связной речи старших дошкольников по серии сюжетных картинок. Обращается внимание на необходимость ознакомления детей с правилами построения текста, его структурами, частями и элементами связи между ними.

Ключевые слова

Связная речь, старший дошкольник, рассказывание по картинкам

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. С тех пор как человечество овладело языком, обозначилась роль связной речи в становлении человека и общества в целом.

Проблема развития связной речи интересовала многих исследователей. У каждого из них можно найти свое понимание проблемы обучению рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов обучения. Но все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии монологической речи детей дошкольного возраста.

Е.А. Флерина [4] писала, что в развитии образного мышления ребенка и художественной выразительности речи рассказывание является одной из основных форм работы: через плавную, связную речь в рассказе ребенок учиться строить ее логически и последовательно.

Исследования в области связной речи в 60-70-е годы ХХ века определялись во многом идеями Е.И.Тихеевой [2], Е.А. Флериной [4], в них уточнялись классификации детских рассказов.

На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях О.С. Ушаковой[3] в центре внимания находиться поиск более четких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний.

Е.И. Тихеева [2], Е.А. Флерина [4], раскрывая проблемы развития связной речи, доказывали необходимость обязательной программы для детского сада по изучению развития речи, а также занятий как формы обучения, так как проблема обучения родному языку играет огромную роль в развитии мышления.

Многие психологи (В.С.Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, А.А. Люблинская) и педагоги (Е.И. Тихеева, М. М. Конина) подчеркивают роль сюжетных картин в развитии связной речи детей. Они связывают использование наглядности с формированием конкретных представлений и понятий, обогащением чувственного опыта, а также развитием восприятия, образной памяти, логики мышления, воображения, способности к поиску наиболее точных и выразительных языковых средств. Картины давно рассматриваются, как важнейшее средство развития связной речи, но рассказыванию по серии сюжетных картин уделяется явно недостаточное внимание.

Так, Т.А. Ладыженская [1] отмечала, что связная речь детей изучена недостаточно, не исследованы способы связи между самостоятельными предложениями, уместность употребления языковых средств в определенном виде высказывания, поэтому подчеркивается необходимость ознакомления детей с правилами построения текста, его структурами, частями и элементами связи между ними.

Е.И. Тихеева тщательно разработала методику развития речи и, в частности, использование картин как фактор умственного развития дошкольников. Развивая положения Тихеевой, многие исследователи считают рассказывание по картинке как действенное средство развития связной речи дошкольников. О.И. Соловьева рекомендовала обучать составлению рассказов по серии сюжетных картинок, где сюжет раскрывается постепенно. О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова показали возможность обучения дошкольников рассказыванию по сериям сюжетных картин, используя различные варианты предъявления картинок.

Анализ вышеперечисленных работ дал основание сделать вывод о том, что проблема развития связной речи по серии сюжетных картинок является актуальной и в настоящее время. Итак, обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Развитие связной речи играет ведущую роль в речевом развитии ребенка, и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1975.

2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

3.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

4. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: АПН РСФСР, 1961.

© Бордунова А.Н., Билянина Н.А., 2021

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок

Библиографическое описание:

Ивчатова, Е. Г. Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок / Е. Г. Ивчатова, О. П. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 958-960. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23732/ (дата обращения: 22.03.2023).

 

Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание детей. Развитие связанной речи детей — одна из главных задач детского сада.

Актуальность:

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Отмечается нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. Все эти специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Вот почему проблема исследования особенностей связной речи у дошкольников является одной из наиболее актуальных проблем. Для изучения особенностей состояния связной монологической речи используется методика обучения составления рассказа по серии сюжетных картин.

Педагогическая технология:

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во — первых, в связной речи реализуется основная функция речи — коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью рассматривается как стержень формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает связь развития речи и интеллекта. Связная речь — это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная.

Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать. Отбирать основные признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их различными способами связей.

Для составления описательных рассказов используются предметные и сюжетные дидактические картины. Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, а также фотографии. По крупным сюжетным картинам, а также по серии картин с одним и тем же героями дети составляют связанный повествовательный рассказ.

На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины. (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).Кроме того, ребенку нужно установить связи между объектами, персонажами.

Пониманию задания помогают небольшая вводная беседа.

Для обучения составлению рассказа мы рекомендуем использовать серии сюжетных картинок, отвечающие следующим требованиям:

1)                 серия должна включать в себя 4 картинки, связанных одних сюжетом;

2)                 сюжетные картинки, входящие в состав серии, должны быть цветными, а изображение на них — чётким;

3)                 содержание серии сюжетных картинок должно быть доступно и интересно детям, а также связано с окружающей действительностью.

Так, например можно использовать серии сюжетных картин, представленные в следующих наглядных пособиях: Волкова Ю. С. «Рассказы по рисункам», Воробьёва Т. А. «Составляем рассказ по серии сюжетных картин». Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь.

Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая сюжетную картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком. При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.

По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для данного возраста немного персонажей и мало окружающих предметов. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия — начинает описание одного предмета, а ребенок заканчивает двумя — тремя предложениями. В старших группа при описании картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план. Детям старшего возраста предполагается внимательное всматриваться в изображение, рассказывать подробнее. В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать «додумывать» предыдущие или последующие события.

В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин воспитатели применяют ряд методов и приемов обучения.

Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.

В процессе обучения дошкольников используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются отдельные картины и серии сюжетных картин.

При рассматривании серий сюжетных картин используется метод рассказа воспитателя, в старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления.

Таким образом, при обучении составления рассказа по серии сюжетных картин формируется у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

На занятиях с использованием серии сюжетных картин, правильно и точно поставленные вопросы, позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.

 

Литература:

 

  1.                Глухов В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. — М., 2004.
  2.                Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. — СПб,2009.
  3.                Ткаченко Т.  А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб, 1999.
  4.                Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.— М., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, картина, ребенок, серия, составление рассказа, детский сад, воспитатель, рассматривание картин, родной язык, сюжетная линия.

Проблемы связности повествования (повествования) у детей

Что такое связность повествования в детстве?

Связность повествования в детстве означает рассказывание осмысленных историй.

Повествование означает повествование. Согласованность означает объединение историй таким образом, чтобы они имели смысл . Вы наблюдаете связность повествования, когда ребенок рассказывает вам историю, которую услышал в книге или фильме, или рассказывает вам о каком-то событии, например, о недавнем отпуске или вечеринке по случаю дня рождения.

Ребенок с плохой связностью повествования часто упускает важную информацию или сообщает слишком много деталей.

«Сосредоточив внимание на действиях и событиях, дети часто не могут рассказать вам, кто такие персонажи, или объяснить контекст происходящего. Плохие нарративы заставляют вас гадать: о ком мы говорим прямо сейчас? Где это произошло? В чем главный смысл всего этого?»

Нужна немедленная помощь? Задайте вопрос на HelpMe Cadey, нашем бесплатном способе быстрого получения рекомендаций с использованием искусственного интеллекта.

Симптомы проблем связности повествования у детей

  • Бессмысленные истории: Если у вашего ребенка плохие навыки в этой области, вы заметите, что он склонен начинать рассказ с середины. Например, «он был совсем один, и кто-то гнался за ним». Как родитель, вы можете задаться вопросом: «Подождите, это было в фильме? Это была видеоигра?»
  • Добавление бессмысленной информации к рассказу: Ваш ребенок может добавить к рассказу диалоги, которые он обычно не произносит. Например: «Он был на краю своего места, когда мужчина поспешно ушел».
  • Хорошо пишет, но ему не нравится «личное повествование»: Ваш ребенок может писать на любимые темы или научно-популярные темы. Однако, если связность повествования является проблемой, они могут избегать рассказов о собственном опыте или бороться с ними. Задания «личного повествования» в школе могут сильно разочаровывать.
  • Непонимание того, что ему читают: Ваш ребенок может с трудом рассказывать вам историю, которую вы ему только что прочитали. У них могут возникнуть трудности с «приданием смысла», то есть пониманием того, как слова в книге сочетаются друг с другом, образуя осмысленное целое.
  • Забыть сообщить вам, о ком идет речь: Ваш ребенок может начать рассказ без какой-либо обстановки или контекста. Как родитель, вы можете задаться вопросом: «Вы взяли это из фильма или это действительно произошло?»
  • Начало беседы в середине: Ваш ребенок может начать рассказ прямо с самого начала. Например, ваш ребенок может сказать: «Потом он убежал». Как слушатель, вы спросите: «Кто? Где?” Эта путаница с вашей стороны является признаком того, что у вашего ребенка проблемы со связным рассказом историй.
  • Рассказывание историй, которые, скорее всего, не соответствуют действительности: Если вы спросите своего ребенка, что произошло на вечеринке по случаю дня рождения, ваш ребенок может рассказать историю, которая покажется очень маловероятной. Например, «мы прыгнули с американских горок!»
  • Пропущение важной информации: Ваш ребенок может рассказать историю, которая будет очень неясной, потому что она не описывает основную идею или не дает вам «сути». и основная идея.
  • Рассказывать истории не по порядку: Ваш ребенок рассказывает вам историю, в которой отсутствует правильный порядок событий, опущены важные слова, такие как «сначала, затем, а затем». историю в конце или прыгать так много, что не успеваешь

Основные навыки рассказывания историй (связность повествования)

Клинически связность повествования — это навык, необходимый для развития речи и социального развития. Дети постоянно рассказывают истории друг другу. Учащихся часто просят пересказать историю, которую они прочитали в школе.

В следующем разделе вы немного прочитаете об исследованиях доктора Уилларда в области нарративного повествования. В настоящем исследовании группа из 71 ребенка рассказывала истории и изображала в виде диаграмм важные элементы связного повествования. [1]

Исследование показало, что следующие шесть элементов необходимы для детских рассказов.

  1. Персонажи: Определите и опишите символы.
  2. Действия: Объясните, что сделали или что с ними случилось важные персонажи истории или животные.
  3. Последовательность: Расположите события истории в логическом порядке. Проблемы с последовательностью, как правило, являются первым признаком того, что ребенок борется со связностью повествования. Способность упорядочивать сюжетные события также называется «временной связностью», что означает, что все повествование соединяется в логическом и осмысленном порядке.
  4. Перспективы: Определите, что думают или чувствуют персонажи.
  5. Основная идея: Опишите наиболее важные события рассказа и поясните, что эта идея является основной идеей рассказа.
  6. Интегративное утверждение: Соберите все вместе в конце, либо с моралью истории, либо со значимым заключением. Способность «подвести итог» таким образом часто называют «глобальной связностью», что означает, что повествование в целом имеет смысл.

«Дети, которые рассказывают хорошие истории, рисуют в уме. Подобно раскадровке или сценам из фильма, рассказчик описывает обстановку, главных героев, произошедшие события и завершает историю моралью, заключением или заявлением, которое объединяет все это воедино».

Причины проблем со связностью повествования у детей

  • Плохое восприятие перспективы: Ваш ребенок может испытывать трудности со связностью повествования, потому что он не понимает, что слушатель хотел бы узнать из рассказа. Ваш ребенок может не предоставить необходимую информацию, чтобы помочь вам понять историю. Они могут сказать: «Мими — самый подлый человек в мире». Ребенок не может сказать вам, кто такая Мими.
  • Проблемы с пониманием: Ваш ребенок может не рассказывать связные истории, потому что он не понимает истории, которые ему рассказывают. Например, учитель может рассказать длинную историю в классе, а ваш ребенок ее не поймет. Затем, когда ваш ребенок пытается пересказать это вам, вам тоже трудно следовать за ним.
  • Отсутствие общей картины: Ваш ребенок может рассказывать странные истории, потому что он недостаточно сосредотачивается на гештальте или основной идее. Сосредоточив внимание на действиях и событиях, они часто не могут рассказать вам основную идею или контекст истории.
  • Слишком много деталей или касательных: Ваш ребенок может испытывать трудности с рассказыванием историй, потому что он упускает важную информацию или сообщает слишком много деталей. Вы можете услышать длинное описание касательной к истории, но все равно будете сбиты с толку.
  • Слабое понимание на слух: У вашего ребенка могут возникнуть трудности с рассказыванием историй из-за слабого понимания речи. Дети с более слабым пониманием могут слышать слова, не создавая мысленной картины или ментального представления текста.
  • Нарушения развития: В области психологии развития мы обнаружили, что связность повествования может указывать на нарушение или задержку развития. Хотя обычно развиваются дети с проблемами связности повествования, иногда социальные дефициты являются признаком одного из следующих нарушений:
    • Гиперлексия: Если ваш ребенок борется с гиперлексией, знайте, что это не диагностированное заболевание. Наоборот, это образец трудности чтения, при котором ребенок может хорошо расшифровывать слова, но испытывает трудности с пониманием. Большинство школьных специалистов знакомы с этой проблемой и могут предложить соответствующие вмешательства.
    • Расстройство аутистического спектра: , если у вашего ребенка дефицит социального общения и ограниченные интересы или поведение. Могут быть проблемы с пониманием, даже при высоком IQ. Хотите знать, являются ли проблемы вашего ребенка признаком расстройства аутистического спектра? Курсы Cadey проводятся лицензированными психологами и знакомят вас с симптомами аутизма и с тем, как они могут проявляться у вашего ребенка. Зарегистрироваться Сегодня.
    • Умственная отсталость: , если у вашего ребенка дефицит когнитивных способностей; с низкими показателями IQ у них могут быть трудности с вербальным пониманием и выражением, особенно в отношении более абстрактной информации
    • Расстройство экспрессивной или рецептивной речи:   Если ваш ребенок борется с проблемами рецептивной речи, он может плохо понимать рассказы. Они могут изо всех сил пытаться составить в уме логическую последовательность, когда слышат истории.

Что делать со связностью повествования в детстве

  • СЛЕДУЕТ: Спросите ребенка: «Что ты рисуешь?» Попросите ребенка описать свою ментальную картину. Когда ваш ребенок рассказывает вам об опыте или событии, действительно попросите его описать его в ярких деталях. Ваш ребенок должен быть в состоянии рассказать вам о том, как выглядят персонажи, как выглядит обстановка и любой эмоциональный тон истории или опыта.
  • СЛЕДУЕТ: Пусть ваш ребенок нарисует рассказ: Пусть ваш ребенок нарисует рассказ или напишет «облако мыслей» для каждого персонажа, чтобы описать, что люди в рассказе думают или делают.
  • НУЖНО: Задавайте уточняющие вопросы: Подскажите ребенку, сказав: «Расскажите мне больше», и расскажите ребенку историю так, как вы ее понимаете. Если вы далеко, посмейтесь над этим вместе с ребенком. Скажите что-то вроде: «Ну, я думаю, мне нужно больше информации об этом, а?»
  • НЕЛЬЗЯ: Притворитесь, что понимаете: , если рассказы вашего ребенка не имеют смысла, скажите что-то вроде: «Я не понимаю» или «Подождите, вы можете начать сначала?»
  • НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: отключайтесь: Если рассказы вашего ребенка трудны для понимания, можно легко начать отвлекаться и пропустить то, что они говорят. Постарайтесь слушать и найдите время, чтобы понять истинный смысл диалога.
  • НУЖНО: При необходимости обратитесь за помощью: Если проблемы вашего ребенка с рассказыванием историй относительно значительны, это может означать наличие расстройства или необходимость вмешательства.
  • DO: Узнайте больше: появляются новые исследования связности нарратива в социальных науках [1, 2, 3, 4]. Исследователи теперь знают признаки нарративных проблем и понимают важность этих навыков для социального развития и научных исследований. Если вы хотите лучше понять, что происходит с рассказыванием историй вашим ребенком, ознакомьтесь с ресурсами в конце этой статьи. В будущих исследованиях должны быть рассмотрены более совершенные методы вмешательства при легких проблемах с рассказыванием историй на протяжении всего развития ребенка.

Когда обращаться за помощью для связности повествования 

Если проблемы вашего ребенка с рассказыванием историй вызывают серьезные социальные проблемы, обратитесь за помощью к профессионалу. Существенные трудности в общении и заведении друзей могут указывать на то, что в основе этих проблем может лежать такое расстройство, как СДВГ или аутизм.

Если ваш ребенок отстает в школе, сначала обратитесь за помощью в школу вашего ребенка. Если проблемы с рассказыванием историй мешают успеваемости в школе, вы заметите трудности с презентациями в классе, написанием рассказов или пониманием на слух в классе. Школа может оказать поддержку вашему ребенку в виде интервенций или услуг в классе.

Если главной проблемой вашего ребенка является рассказывание историй, некоторые учащиеся будут чувствовать себя хорошо в обществе и в школе, но просто будут испытывать трудности с рассказыванием историй. Если это относится к вашему ребенку, может быть полезно получить репетиторство в этой конкретной области. Обратитесь к репетиторам, таким как учебные центры Lindamood-Bell или Orton-Gillingham.

Дополнительные ресурсы по связности повествования

  • Психолог или нейропсихолог: для рассмотрения симптомов в контексте психического здоровья и обеспечения лечения социальных или психологических проблем
  • Школьный психолог: для проверки IQ и оценки академического влияния
  • Lindamood-Bell: для непосредственной работы над навыками рассказывания историй с наставником. Визуализация и вербализация — отличная программа для обучения навыкам рассказывания историй. Более фундаментальный подход называется Talkies и также предлагается учебными центрами Lindamood-Bell.

Условия, сходные с проблемами связности повествования

  • Слуховая обработка : дети с плохой способностью понимать звуки в словах могут испытывать трудности с пониманием и рассказыванием историй
  • Интеллект : дети с ограниченными интеллектуальными функциями могут испытывать трудности с рассказыванием историй
  • Социальные навыки : дети, которые плохо умеют рассказывать истории, могут иметь проблемы с социальным общением
  • Выразительная речь : у детей, которым трудно рассказывать истории, могут быть проблемы с общей способностью выражать свои мысли и идеи
  • Рецептивная речь : дети с плохими навыками восприятия могут испытывать трудности со способностью понимать и пересказывать истории

Ссылки на связность повествования

[1] Уиллард, М. (2013). Разработка шкалы интегративного понимания образов для детей с аутизмом и без него. Proquest: Диссертации и тезисы (PQDT) ДЕНВЕРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 177 страниц.

[2] Лош, М. и Кэппс, Л. (2003). Способность к повествованию у высокофункциональных детей с аутизмом или синдромом Аспергера. Журнал аутизма и нарушений развития.  2003;33(3):239-251.

[3] Су, Дж., Эйгсти, И.М., Нейглс, Л., Бартон, М., Келли, Э., и Фейн, Д. (2014). Повествование об оптимальном исходе для детей и подростков с расстройством аутистического спектра в анамнезе (РАС). J Аутизм Дев Disord, 44 (7), 1681-1694. doi: 10.1007/s10803-014-2042-9.

[4] Диль, Дж., Беннетто, Л. и Янг, Э. К. (2006). Воспроизведение рассказов и связность повествования о высокофункциональных детях с расстройствами аутистического спектра. Журнал аномальной детской психологии, 34 (1), 87-101.

Книжные ресурсы для связности повествования

Кронке, Уиллард и Хакаби (2016). Оценка расстройства аутистического спектра: критические вопросы клинической судебной экспертизы и школьных учреждений. Спрингер, Сан-Франциско.

Белл, Нэнси (2007). Визуализация и вербализация: для понимания языка и мышления

Белл, Нэнси (2005) Talkies Визуализация и вербализация для понимания и выражения языка.

Дисграфия и расстройство экспрессивной речи: сравните разницу

Дисграфия и расстройство экспрессивной речи: сравните разницу | Понятно

Перейти к содержимомуЭта страница на английском языке

Потому что различия – наша самая большая сила

ПожертвоватьОткрывается в новом окнеЗачем поддерживать Понимание?

ByAmanda Morin

Дисграфия и расстройство экспрессивной речи влияют на использование языка и обучение. Дисграфия может затруднить письменное изложение мыслей. Расстройство экспрессивной речи может затруднить выражение мыслей и идей при разговоре и письме. (Вы можете слышать, что это называется «языковым расстройством» или «коммуникативным расстройством».)

Эти два отличия в обучении легко спутать. Они имеют общие симптомы и часто встречаются одновременно. Фактически, расстройство экспрессивной речи может привести к проблемам с выразительным письмом. В этой таблице показаны различия и сходства между ними.

Дисграфия Расстройство экспрессивной речи
Что это такое?

Проблема, связанная с физическим процессом письма. Детям может быть трудно выразить свои мысли в письменной форме.

Проблема, из-за которой трудно выражать мысли и идеи в разговорной речи. Дети с этой проблемой обычно понимают то, что слышат, но у них могут возникнуть проблемы с формированием и произношением словесного ответа.

Признаки, которые вы можете заметить

 

  • Проблемы с письменным выражением мыслей.
  • При письме использует более простые предложения, чем при разговоре.
  • Неправильная орфография и неправильная грамматика или пунктуация.
  • Пишет длинные предложения и не использует разрывы абзацев.
  • Кажется, расстроен тем, что пишет на бумаге.
  • Трудно держать карандаш.
  • С трудом формирует буквы и слова или неправильно расставляет их.
  • Смешивает прописные и строчные буквы или печатные и курсивные буквы.
  • Пишет медленно, с трудом и небрежно.
  • Поздно начать говорить.
  • Использует короткие фразы или предложения.
  • Имеет ограниченный словарный запас по сравнению с детьми того же возраста.
  • Может говорить очень мало, но понимает сказанное.
  • Использует неспецифические слова, такие как «вещь» или «материал».
  • Трудно подобрать слова.
  • Проблемы со сложными предложениями. Постоянно использует определенные фразы.
  • Пропускает слова и путает времена глаголов.
  • Хорошо произносит слова, но сказанное не всегда имеет смысл.
  • С трудом изучает новые словарные слова.
  • Разочарован неспособностью выражать мысли вслух.
  • Не может рассказать о своем опыте так, чтобы это было понятно другим. В историях может не быть подробностей или они могут быть рассказаны в неправильном порядке.
  • Использует плохую грамматику и повторяющиеся предложения при письме, потому что так много усилий уходит на то, чтобы просто придумать предложения. Чаще всего это случается с молодыми писателями.
Возможное эмоциональное и социальное воздействие

Дети с дисграфией могут замереть, когда попытаются изложить мысли на бумаге. Это может привести к тому, что они будут разочарованы и обеспокоены и будут избегать риска.

Они могут беспокоиться о том, что их сочтут «небрежными» или недостаточно стараются. Это может привести к низкой самооценке.

Дети с расстройством экспрессивной речи могут быть не в состоянии сообщить, что они думают, или что они понимают, что говорят другие. Это может вызвать проблемы с дружбой.

Что может помочь
  • Использование органайзеров для разделения письменных заданий на более мелкие части.
  • Предоставление контрольного списка того, на что следует обращать внимание при редактировании и корректуре, например, на орфографию, аккуратность, грамматику, синтаксис и т. д.
  • Небольшой перерыв перед корректурой или редактированием.
  • Профессиональные занятия (OT) для развития мелкой моторики и ловкости.
  • Использование изображений, символов или фотографий для облегчения общения.
  • Предоставление четкой обратной связи, когда ребенок говорит расплывчато или неясно. Например: «Можете ли вы сказать мне, где «там»?»
  • Будьте терпеливы и позволяйте детям говорить в своем собственном темпе.
  • Речевая и языковая терапия для увеличения словарного запаса и улучшения грамматики.
Размещение
  • Предоставление дополнительного времени на письменные тесты.
  • Разрешить детям отвечать не только письменно.
  • Разбивка письменных заданий на этапы.
  • Разрешение детям использовать текстовый процессор в школе.
  • Оценка основывается на знаниях учащегося, поэтому орфография и почерк не учитываются.
  • Предоставление «напарника по корректуре».
  • Сначала рассказывайте историю или идеи и помогайте составить план.
  • Использование вспомогательных технологий, таких как программное обеспечение для преобразования речи в текст.
  • Использование помеченных картинок или другой визуальной поддержки, чтобы помочь детям получить доступ к словарному запасу в определенных ситуациях или действиях.
  • Использование диаграммы «елочка» (разновидность графического органайзера) для помощи в построении предложения.
  • Предоставление тезауруса, словарной стены или словарного журнала для расширения словарного запаса.
  • Использование методов визуализации для раскрытия подробностей в письменной форме.
  • Предоставление выбора правильной грамматики, выбора слов или структуры предложения. Например: «Это машина или велосипед?» или «Вы говорите о мальчике — он или она
Что семьи могут делать дома
  • Используйте инструменты преобразования речи в текст, которые позволяют детям говорить и переводить их в текст.
  • Играйте в писательские игры, например, в Mad Libs.
  • Найдите приложения и игры, которые стимулируют интерес к письму.
  • Работа над навыками игры на клавиатуре.
  • Попробуйте другие средства для лечения дисграфии.
  • Играйте в словесные игры, такие как Pictionary или Apples to Apples , чтобы учить новый словарный запас.
  • Повторяйте то, что говорит вам ваш ребенок, моделируя правильную структуру предложения, грамматику или произношение.
  • Найдите приложения и игры, которые способствуют расширению словарного запаса.
  • Читайте вместе и рассматривайте картинки. Пусть ваш ребенок попытается рассказать вам «что происходит» в знакомых историях.
  • Планируйте новые занятия и вовлекайте своего ребенка в ежедневные занятия, чтобы выучить новый словарный запас.
  • Практика секвенирования. Например, вы можете сказать: «Можете ли вы рассказать мне, как мы приготовили макароны с сыром на ужин? Что мы сделали первым, вторым, третьим?»
  • Расширьте свои короткие предложения. Например, если ваш ребенок говорит: «Посмотри на машину!» Можно расширить, сказав: «Вы видите быструю машину!» Постепенно вы можете заставить своего ребенка рассказать вам «все».

Если у детей возникают проблемы с выражением мыслей, вы можете предпринять следующие шаги. Если у них возникают трудности с другими аспектами письма, помимо физического акта письма, это также может быть проблемой обучения, известной как расстройство письменной речи. Вы можете узнать больше о том, что еще может вызвать проблемы с письмом и разговорной речью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *