Какие твердые и мягкие согласные звуки: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama
“Твердые и мягкие согласные звуки. Согласный звук [й”]. Урок обучения грамоте в 1-м классе
Цели:
- Познакомить учащихся с новым звуком [й]; обобщить понятия гласных и согласных звуков; упражнять в различении твёрдых и мягких согласных звуков; учить работать: самостоятельно, в парах, в группах; выступать в различных ролях: мыслителей, слушателей, участников процесса.
- Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, трудолюбие, доброе отношение к окружающим, природе, животным.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
– Ребята, сегодня на уроке мы повторим наши знания о звуках, а также познакомимся с новым звуком.
2. Повторение о звуках.
Мы вновь за наукой отправимся в лес.
Лес этот полон загадок, чудес.
– В каком лесу мы бываем на уроках обучения грамоте?
– Кто живёт в звуковом лесу?
– Какие бывают звуковички? (Гласные и согласные)
– Что вы знаете о гласных?
– Каких звуковичков не хватает? (А, О, У, Э, …, …)
– Расколдуйте их: дым, игла.
– Сколько гласных звуков? (6)
Запоминалочка (хором):
А, О, У, Э, Ы, И – звуки гласные мои,
Их не трудно перечесть
И запомнить – звуков 6.
– Что вы знаете о согласных? (Все согласные согласны быть в словах всегда при гласных.)
Игра «Твёрдо – мягко» (мяч)
Р – Р`, М – М`, С – С`, К – К`.
3. Физкультминутка.
– Порычите! (Р-Р-Р)
– Пофырчите! (Ф-Ф-Ф)
– Пожужжите! (Ж-Ж-Ж)
4. Знакомство с новым звуком.
Лесная школа
– Какую тему изучают зверята? (Твёрдые и мягкие согласные звуки.)
– Сегодня зверята познакомятся с новым звуковичком, а мы им в этом поможем.
– К нам в гости пришли 3 брата.
– Хотите узнать как их зовут?
– Одного мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем… (ОЙ)
– Другого, когда ушибаемся и кричим… (АЙ)
– Третьего, когда кого-то окликаем… (ЭЙ)
– Давайте назовём их ещё раз. (ОЙ, АЙ, ЭЙ)
– Сколько звуков в их именах?
– Почему их называют братцами?
– Что у них общего? (Последний звук.)
– Назовите его. [й]
– Какой это звук: гласный или согласный, твёрдый или мягкий? (Согласный, всегда мягкий.)
– Покажите, каким значком будем обозначать его в схеме. (=)
– Найдите и обозначьте звук [й] в именах мальчиков.
– С каким новым звуком мы познакомились? (Согласным звуком [й])
5. Физкультминутка.
6. Изучение нового материала.
1. Игра «Защити звук от звукомора».
– От какого звукомора будем защищать новый звук [й]? (Палецвротнеклади)
(Сигнальная карточка «=»)
– Шайба, соловей, сорока (л-ловушка, чайка, ёлка, троллейбус).
– Молодцы!
2. Звуковички спрятались. Найдём их.
– Назовите слова, выделяя голосом новый звук [й]:
- попугай
- чайник
- яблоко.
– Найдите слово, в котором звук [й] находится: в конце, в середине, в начале.
Вывод: в какой части слова может находиться новый звук [й]?
3. Работа в парах.
(На каждой парте 1 карточка)
юла |
трамвай |
зайка |
Задание: найти и отметить «+» предмет, в котором звук [й]:
- 1-й ряд – в конце слова (трамвай)
- 2-й ряд – в середине слова (зайка)
- 3-й ряд – в начале слова (юла)
Вывод: согласный звук (й) может находиться в начале, в середине, в конце слова.
7. Составление схем с новым звуком.
1. – У братьев ОЙ, АЙ, ЭЙ есть друг. Послушайте, что он о себе говорит.
В дом чужого не пущу
Без хозяина грущу.
(Собака)
– У кого есть собака? Как её зовут?
– Догадайтесь, как зовут собаку братьев.
– Сколько в слове звуков? (5)
– Дайте характеристику каждого звука.
л – согл, тв.
а – гл.
й – согл., мягк.
к – согл., тв.
а – гл.
– Сколько слогов в этом слове? Почему? Поставьте ударение.
2. Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».
лайка – майка – гайка – лайка
3. Найди слово по схеме.
Лесная школа
– Лесные зверята очень любят получать письма. Догадайтесь, кому пришло письмо.
– Лиса, белка, волк и козёл так же ждут письмо. Давайте напишем им.
4. Работа в группах (составление схем).
Вывод: – С каким новым звуком познакомились? Что узнали об этом звуке?
8. Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.
9. Закрепление нового материала
Задания по выбору:
- Раскрасить предмет, в названии которого есть звук [й].
- Собрать из кубиков слово шайба, иней.
- Мозаика. Составить картинку Айболит, Незнайка, Дюймовочка.
- Работа со схемой слов:
а) выделить гласные звуки
б) выделить согласные звуки
10. Итог урока.
– Ребята, наш урок подошел к концу.
– С каким звуком мы сегодня познакомились?
– Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали.
Твердые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
Содержимое публикации
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Твердые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
ФИО (полностью): Почанина Анна Александровна | ||
Место работы: МОБУ СОШ с. Покровка | ||
Должность: учитель начальных классов | ||
Предмет: русский язык | ||
Класс: 1 класс | ||
Тема и номер урока в теме: «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?» № 1 | ||
Базовый учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. – М.: Просвещение, 2017. – 143 с. |
Цель и задачи урока
Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами, а также мягким знаком.
Задачи:
– обучающие: формировать способность распознавать в слове мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки, соотносить звуковые обозначения со словами;
– развивающие: развивать речь, мышление, внимание, словарный запас, орфографическую зоркость;
– воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, умение слушать друг друга.
Тип урока: формирование новых знаний
Формы работы учащихся: работа в парах, коллективная работа, индивидуальная работа в тетради и на планшете.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная система, планшеты, учебник, классная доска, карточки с заданиями.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин. ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | – | Приветствует учащихся, настраивает на предстоящую работу. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнём сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно, Поймешь всё обязательно! Записывает на доске число, вид работы – классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность своего рабочего места. Записывают в тетради число, классная работа. | 2 мин. |
2 | Минутка чистописания | ЭОР № 1. Правописание заглавной и строчной буквы Т т [1] | Проводит пальчиковую гимнастику. Мы перчаточки снимаем, и на точки нажимаем. Развиваем память, слух, логику, мышление. И тогда у всех вокруг будет настроение. Организует работу с ЭОР (демонстрирует учащимся написание буквы Т т на экране) –Какая задача стоит перед нами? – Что значит «красиво»? | Разминают пальчики. –Писать красиво. –Соблюдая наклон, высоту букв и т.д. Прописывают букву Т т в воздухе. Прописывают каллиграфически в тетради букву Т т по образцу. | 2 мин. |
3 | Актуализация знаний | ЭОР № 2. Задание 1. Найдите слова, где есть мягкий согласный звук. [2] | Напоминает учащимся о звуках и буквах русского языка. Предлагает учащимся выполнить задания на закрепление и повторение. –На этом уроке мы окажемся с вами в волшебной стране. Она называется «Фонетика». Население этой страны состоит из 43 звуков и 33 букв. Звуки в стране Фонетика настолько застенчивы, что на письме вместо себя показывают своих помощников – буквы. Так повелось в этой волшебной стране, что звуки любят, когда их произносят и слышат, а буквы радуются, когда их пишут и читают. Звуки на письме обозначаются буквами. Говорим мы звуками, Ну а пишем буквами. Если знаешь, что сказать, То попробуй написать! (Н. Хилтон) Звуки в стране Фонетика живут в домиках, которые носят названия «гласные» и «согласные». –Ребята мы с вами уже бывали в этой стране и многое о ней знаем. Давайте вспомним! – Сколько гласных букв в русском языке? – Сколько гласных звуков в русском языке? – По какому признаку они различаются? -Произнесите любой гласный звук и назовите слово, в котором есть этот гласный: [а], [ы], [у], [э], [и], [о]. –Как отличить согласный звук от гласного? –На какие группы можно разделить согласные звуки? –Запишите пословицу. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? –Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. Задание на платформе РЭШ (№ 1). – Найдите слова, где есть мягкий согласный звук. | –В русском языке 10 букв. –В русском языке 6 звуков. –Ударные и безударные. Ответы детей. Учащиеся вспоминают правило (3 главных признака согласных звуков). –Мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные. Записывают пословицу, объясняют смысл пословицы и выполняют задание. Учащиеся выполняют задание № 1 на платформе РЭШ, находят слова мяч и кит. | 5 мин. |
4 | Самоопределение к деятельности | Подводит учащихся к формулированию темы, задает вопросы, обеспечивает мотивацию для изучения нового материала. –Рассмотрите картинки. Что на них изображено? –Произнесите эти слова несколько раз по очереди. –Сравните первые согласные звуки в словах [к] и [к’]. –Вы почувствовали, наши язык и губы работают по-разному. При произнесении слова кит, средняя часть языка приподнимается к небу, и проход, по которому двигается звук, сужается. В результате получается звук, который ученые условно назвали «мягкий», а противоположный звук получил название «твердый». Твердый звук как бы выдувается в широкую трубку, а мягкий в узкую. Произнесите несколько раз по очереди эти звуки. Работа в парах –Перед вами карточки с заданием. Распределите с соседом по парте названия предметов, изображенных на картинках, в две группы. По какому признаку вы поделили слова? –Сформулируйте тему урока и поставьте перед собой цель. | Высказывают предположения, отвечают на вопросы. –Кот и кит. Работают в парах. –В названии есть мягкий согласный звук: мел, лён, мяч, рис, люк. –В названии все согласные звуки твердые: лом, мэр, сад, сыр, лук. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель. | 5 мин. |
5 | Работа по теме урока | ЭОР № 3. Задание 4. Соедините слова с согласными звуками, которые мы слышим при произнесении этих слов. [3] ЭОР № 4. Задание 5. Опишите картинки одним предложением. Используйте слова с мягким знаком. [4] | Создает условия для осознания темы. Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране) –Выполним с. 82 Упр. 3. –Прочитайте каждую пару слов. –Произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами. рад воз лук мыл ряд вёз люк мил –Прислушайтесь и понаблюдайте за движением своего языка. –Спишите слова, в которых первый звук – мягкий согласный. –Вы знаете, что звуки можно записать условно значками [] (буквами в особых квадратных скобках). Чтобы не перепутать в транскрипции твердые и мягкие звуки ученые договорились показывать мягкость звуков значком очень похожим на запятую, только ставят его сверху. В транскрипции мягкий согласный звук договорились показывать запятой, а как же быть когда слово нужно записать? Как это сделать и не допустить ошибки?! На помощь придут гласные буквы. Твердость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами а, о, у, ы, э. Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами е, ё, и, ю, я. Задание на платформе РЭШ (№ 4). –Соедините слова с согласными звуками, которые мы слышим при произнесении этих слов. Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. соль тетрадь пальто конь кровать кольцо На помощь приходит мягкий знак (ь). Мягкость согласных звуков может обозначаться мягким знаком (ь). Задание на платформе РЭШ (№ 5). – Вам необходимо описать картинки одним предложением. Используйте слова с мягким знаком. | Воспринимают полученную информацию и принимают участие в коллективном выполнении заданий и выполнении электронных заданий индивидуально. Учащиеся выполняют задание № 4 на платформе РЭШ. Учащиеся выполняют задание № 5 на платформе РЭШ. | 10 мин. |
6 | Физкультминутка | ЭОР № 5. Физкультминутка [5] | Организует работу с ЭОР (демонстрирует видеофрагмент на экране). | Повторяют движения. | 2 мин. |
7 | Продолжение работы по теме урока | ЭОР № 6. Задание 2. Укажите непарный звук. Но будьте внимательны, не попадитесь в ловушку! [6] ЭОР № 7. Задание 7. Соедините пары по твёрдости-мягкости. [7] | –Выполним с. 83 Упр. 5 –Большинство согласных звуков образует пары по мягкости-твердости. Давайте произнесем каждую пару звуков. –Одинаковой ли буквой они обозначены на письме? –Запомните: некоторые согласные звуки не образуют пар. Произнесем их. Только твердые [ж], [ш], [ц]. Только мягкие [й’], [ч’], [щ’]. Задания на платформе РЭШ (№ 2, 7). –Укажите непарный звук. Но будьте внимательны, не попадитесь в ловушку! –Соедините пары по твёрдости-мягкости. | Выполняют задания в соответствии с указаниями учителя. – [б] и [б’], [в] и [в’], [г] и [г’], [д] и [д’], [з] и [з’], [к] и [к’], [л] и [л’], [м] и [м’], [н] и [н’], [п] и [п’], [р] и [р’], [с] и [с’], [т] и [т’], [ф] и [ф’], [х] и [х’]. – Одинаковой. Произносят звуки вместе с учителем. Учащиеся выполняют задания № 2, 7 на платформе РЭШ. | 15 мин. |
8 | Рефлексия | ЭОР № 8. Лесенка успеха [8] | –Запишите слова под диктовку. У вас на партах у каждого «лесенка успеха». | Выполняют задания в соответствии с указаниями учителя. Самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке с помощью «лесенки успеха». | 3 мин. |
9 | Подведение итогов урока | Сегодня на уроке мы узнали … –Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме? –Какими буквами обозначается твердость согласных звуков на письме? – Прочитайте слова по звуковым обозначениям [м’этр], [лыжн’а], [кл’он]. | Отвечают на вопросы учителя. | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
Твердые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР