Какие согласные звуки мягкие какие твердые: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama
Карточка согласные звуки. Учимся читать. Карточки
Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»
ЗАНЯТИЕ №12 .
Тема. Твёрдые и мягкие согласные . Условное обозначение мягких согласных .
Цель : дать понятие о мягких и твёрдых согласных , учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных ; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.
Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.
Ход занятия:
Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся.
Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Беседа.
Из чего состоят слова?
На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные .)
Какие звуки мы называем гласными?
Вспомни, чем гласные отличаются от согласных ? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ – ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
Как на схеме обозначаются гласные звуки ? (кружочком)
Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть) .
Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
Расскажите стихи о гласных и согласных звуках .
– Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные .
Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой ? (СОГЛАСНЫЕ )
2. Работа с наглядностью.
Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
3. Проверка выполнения задания.
Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны ? Почему?
Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны , что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
Произнесите первый звук в слове кот ([к]) . Понаблюдайте за вашим язычком.
Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков , будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков .
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение учителя.
В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости . Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь . Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА .)
Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный . Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые , а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки
2. Игра «Озорники» .
Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные , мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
Девочка поставила веник в уголь.
Исправьте ошибку.
Хорь пел весело и звонко.
Кто такой хорь?
(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
3. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
Составим звуковую модель слова лук.
А теперь звуковую модель слова люк.
Сравните наши модели. Что заметили?
Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки , мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками .
4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем» .
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем,
В ладоши мы похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками, потопаем,
Потопаем, потопаем.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
1. Работа с наглядностью.
Рассмотрите рисунок. Что вы видите?
Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)
Слова звучат одинаково : коса.
А что они значат?
2. Игра «Поймай звук» .
Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый , разведите руки. Если мягкий , хлопните в ладоши.
Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
3. Физкультминутка «Сова» .
По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Волшебники» .
Я бросаю мяч и называю согласный звук . Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости .
(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]) .
2. Игра «Ремонт слов» .
Попробуйте починить слова :
Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …
3. Беседа.
Что вы знаете о звуках?
Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот ?
7. Итог занятия
Что нового вы узнали на занятии ?
Чему научились?
Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на
Воспитатель : Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии .
Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.
Воспитатель : А теперь попрощаемся с вами.
«До свидания, до свидания.
Приходите к нам ещё.
Мы вас любим горячо».
Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ
.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Таблица признаков твердых и мягких звуков
Твердые:
- Перед а,о,у,э,ы.
- В конце слова перед согласным.
- Ж, ц, ш.
Мягкие:
- Перед гласными е,ё, и, ю, я.
- Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
- Й, ч, щ.
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Звонкие и глухие согласные звуки
В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.
Примеры заданий для детей
Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
Задания на различие пары согласных Г/К
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
[б] | [б’] |
[в] | [в’] |
[г] | [г’] |
[д] | [д’] |
[з] | [з’] |
[к] | [к’] |
[л] | [л’] |
[м] | [м’] |
[н] | [н’] |
[п] | [п’] |
[р] | [р’] |
[с] | [с’] |
[т] | [т’] |
[ф] | [ф’] |
[х] | [х’] |
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
— Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.
Как надо действовать во время письма слов:
— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Карточки – твердые и мягкие согласные звуки
В продолжение поста “Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов” предлагаю вам новый материал – карточки с твердыми и мягкими согласными звуками.
Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.
Синим
цветом -твердые
Зеленым
цветом – мягкие
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “мир” слышится мягкий согласный зыук [м”], а в слове “мак” – твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа “, например: [м”].
Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б”], [в”], [д”], [з”] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] – [б”]
[в] – [в”]
[г] – [г”]
[д] – [д”]
[з] – [з”]
[п] – [п”]
[ф] – [ф”]
[к] – [к”]
[т] – [т”]
[с] – [с”]
[м] – [м”]
[н] – [н”]
[р] – [р”]
[л] – [л”]
[х] – [х”]
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
подготовила учитель -логопед
Бондаренко Лилия Владимировна
Старотитаровская
Темрюкский Район
КраснодарскиЙ край
Россия
2013
ТвЁрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.
Задачи: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
II. Повторение пройденного материала :
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
Какие звуки называются гласными ? (Поются, нет преграды.)
Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)
III. Объяснение нового материала.
1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».
Логопед. Кто к нам пришел? (робот Дэн)
Какой он? (Железный, твердый…)
Появляется кошечка : «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».
Логопед. Кто это? (кошечка Дина)
Какая она? (Пушистая, мягкая…)
Дэн и Дина любят произносить разные звуки:
Дэн: [к] Дина: [к’]
[г] [г’]
[х] [х’]
[т] [т’]
[д] [д’]
[с] [с’]
[з] [з’]
[р] [р’]
Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.
Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком, а мягкие согласные – зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.
Робот Дэн произносит звук [к] , дети повторяют вслед за ним.
Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.
Кошечка Дина произносит звук [к’] , дети повторяют за ней.
Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’], [з] – [з’], [р] – [р’]…
ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
2. Введение проблемной ситуации и решение.
Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? (Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ)Какой буквой вы его обозначите? (Д)
Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.
Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина, – Ведь они всегда мягкие!
Логопед. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!
IV. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.
Логопед. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.
Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат, если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат, если первый звук в слове мягкий.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.
V. Итог занятия.
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
Список используемой литературы:
1.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» – М., РОСМЭН, 2007.
2.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008
3. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Планы занятий» – Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.
4.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить
Звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.
5.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.
6.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,
Старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.
Проблемы с чтением: что такое дислексия и почему она возникает
Наверное, каждый родитель хоть раз слышал что-то про дислексию, а некоторые даже подозревали это заболевание у ребёнка. Наш блогер, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая, рассказывает, что такое дислексия.
В каждую эпоху у человека были свои «болезни века» — неизлечимые болезни тела. Последние сто лет к этим недугам добавились ещё и болезни интеллектуальные, когнитивные.
Дислексия стала болезнью века именно сегодня, в век информационных технологий, экономики знаний, развития коммуникации и электронного общения. Между тем каждая эпоха знала своих великих людей-дислексиков. Среди них Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Том Круз, Андерсен и даже Владимир Маяковский. Тем не менее недавно проведённый по инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией всероссийский опрос показал, что только 17% населения нашей страны осведомлено об этой проблеме.
Известно, что чем меньше знаний, меньше информации о проблеме, тем больше страхов и мифов возникает вокруг неё. Потому наша с вами задача сегодня — попробовать разобраться, что же такое дислексия.
Под дислексией врачи понимают стойкую неспособность научиться читать. Более того, связывают её с неспособностью оперировать любыми знаковыми системами и вместе с нарушением чтения рассматривают в структуре дислексии также и невозможность освоить нотную грамоту, математические знаки, арифметику и даже знаки дорожного движения.
Педагоги-психологи под дислексией понимают стойкие нарушения чтения, которые прежде всего возникают у детей с сохранённым интеллектом, слухом и зрением
Почему же эти нарушения возникают? Чтобы говорить о нарушениях, нужно понять, что же такое чтение в норме.
Чтение — сложный вид речевой деятельности. Один из важнейших способов самообучения, коммуникации и саморазвития человека. Начинается её формирование с овладения техникой чтения. На начальных этапах обучения ребёнка чтению нужно сформировать правильность, его плавность и понимание прочитанного.
Чтение прежде всего базируется на сформированных процессах устной речи. Ребёнок должен чётко воспринимать все звуки родного языка, уметь различать схожие, близкие звуки. Такие звуки в русском языке, например, — это твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие согласные. Умение выделить все звуки, из которых состоит слово, принципиально важно, поскольку каждый звук в русском письме имеет своё буквенное обозначение. Ребёнок должен усвоить звуко-буквенные связи, ему нужно запомнить, как выглядят буквы русского алфавита, и уметь различать их.
Все буквы печатного алфавита состоят из ограниченного набора элементов: вертикальные и горизонтальные, наклонные прямые, овалы и полуовалы, — и принципиальным является именно расположение и взаимное расположение этих элементов. Так, буквы «Р» и «Ь», «Н» и «П» отличаются только пространственным расположением элементов, а сами элементы, из которых они состоят, одинаковые.
Следующий важный компонент — это сформированность зрительно-моторного компонента чтения — движения глаз в направлении слева направо, который принципиально необходим для прослеживания слов и строчек. И, безусловно, компонент мнемический — память. Увиденное и прочитанное по слогам (на начальных этапах обучения) должно быть удержано в кратковременной памяти, чтобы затем объединить в целое и получить слово. А далее — соотнести прочитанное слово со знакомым словом из устной речи и понять его смысл!
Таким образом, техническая сторона состоит из способа чтения, его правильности и скорости, а смысловая сторона — это понимание того, что мы прочитали, и умение использовать эту информацию для решения различных когнитивных задач. Несформированность каждого из этих компонентов может привести к нарушению либо технической стороны чтения, либо смысловой, либо их обеих.
Плохо читающий ребёнок допускает огромное количество технических ошибок: пропуски букв, перестановки, замены букв, повторы слогов и слов, нарушение ударения и многие другие. Это тема, о которой мы будем говорить отдельно. Кроме того, ребёнок может технически неплохо читать, но не понимать прочитанного: не отвечать на вопросы по тексту, не понимать связи между предложениями, не понимать смысла прочитанного.
В чём причины возникновения дислексии у детей? За сто лет изучения этой проблемы учёные так и не пришли к единому мнению
Тем не менее выделяется несколько основных теорий, которые объясняют, почему же некоторые дети испытывают проблемы при чтении.
1. Так называемая теория «биологического дефицита»
Она говорит, что это врождённое состояние. Есть даже исследование генетиков, которые вычленяют группы генов, определяющие предрасположенность к возникновению дислексии и ведущие к нарушениям вербальной коммуникации.
2. «Когнитивные нарушения»
В ходе раннего, дошкольного развития ребёнка могут возникнуть нарушения в формировании важных для чтения когнитивных функций: устной речи, зрительного восприятия, пространственных представлений и так далее, которые и приводят к проблемам в чтении.
3. «Дидактогенная» теория
Она связана с тем, что ребёнку неправильно подобрана методика обучения чтению. При формировании навыков, на первых этапах овладения чтением, были допущены педагогические ошибки. Таким образом, ребёнок не может научиться читать именно из-за неверно выбранных учебников и методических подходов. Это становится серьёзной проблемой ещё и потому, что всё больше родителей становятся сторонниками раннего развития и, не дожидаясь школы, начинают домашнее обучение грамоте. Но и об этой проблеме мы поговорим в специальном выпуске.
В заключение — для желающих совсем не обязательное домашнее задание. Есть прекрасный фильм «Стэнли и Айрис», в основе сценария которого лежит история из жизни взрослого человека с дислексией. Советую его посмотреть, чтобы в следующую нашу встречу лучше разбираться в проявлении дислексии и в том, как с ней бороться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Zwiebackesser)
Фонетика польских «мягких»-«твердых» гласных allophonya) | Журнал Акустического общества Америки
Skip Nav Destination09 октября 2019 г.
Стивен М. Люлич; Малгожата Э. КаварИнформация об авторе и статье
б)Электронная почта: [email protected]
a)Части этой работы были представлены в Proceedings of Meetings on Acoustics, собрание Американского акустического общества, Бостон, Массачусетс, 25–29 июня 2017 г., а также на плакате, представленном Американскому акустическому обществу, Миннеаполис, Миннесота, 7–11 мая 2018 г.
J Acoust Soc Am 146, 2263–2278 (2019)
https://doi. org/10.1121/1.5127834
История статьиПолучено:
06 декабря 2018 г.
Принято:
13 сентября 2019 г.
- Взгляды
- Содержание артикула
- Рисунки и таблицы
- Видео
- Аудио
- Дополнительные данные
- Экспертная оценка
- Делиться
- Твиттер
- Фейсбук
- Реддит
- Инструменты
Перепечатки и разрешения
Иконка Цитировать Цитировать
- Поиск по сайту
Цитирование
Стивен М. Лулич, Малгожата Э. Кавар; Фонетика польской аллофонии «мягких»-«твердых» гласных а) . J Акустика Soc Am 1 октября 2019 г.; 146 (4): 2263–2278. https://doi.org/10.1121/1.5127834
Скачать файл цитаты:
- Рис (Зотеро)
- Менеджер ссылок
- EasyBib
- Подставки для книг
- Менделей
- Бумаги
- Конечная примечание
- РефВоркс
- Бибтекс
Расширенный поиск |Поиск по цитированию
В статье сообщается о результатах трехмерного ультразвукового исследования польских гласных в последовательностях согласный-гласный. Установлено, что аллофоническая вариация гласных в разрезе «мягких» согласных последовательно реализуется фонетически за счет выдвижения корня языка, что эффективно расширяет полость глотки и уменьшает объем ротовой полости. Корень языка также постоянно выдвигается вперед в мягких согласных, которые вызывают аллофонию гласных, и убирается (или нейтрально) в «твердые» звуки, которые не вызывают аллофонию, что позволяет предположить, что продвижение корня языка является частью фонологического представления «мягкости». (или палатализация) контраст. Параллельно с этой аллофонией было обнаружено, что один и тот же корневой механизм языка лежит в основе фонотактического распределения фонематических гласных / i / и / ɨ /, что дает полностью симметричную систему с последовательностями согласных и гласных, всегда обязательно совместимыми с точки зрения положения. корень языка.
Темы
Речевое общение, УЗИ, Фонетика, Человеческий голос, Фонология, Акустика, Согласные буквы, Системы гласных, Костно-мышечной системы, ТканиВ настоящее время у вас нет доступа к этому содержимому.