Разное

Какие согласные всегда мягкие а какие твердые: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Как выделить мягкие согласные. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие). Свистящие согласные звуки

Карточки – твердые и мягкие согласные звуки

В продолжение поста “Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов” предлагаю вам новый материал – карточки с твердыми и мягкими согласными звуками.

Используйте карточки, чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими, когда твердыми.

Синим цветом -твердые
Зеленым цветом – мягкие


Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “мир” слышится мягкий согласный зыук [м”], а в слове “мак” – твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа “, например: [м”].

Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.



Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б”], [в”], [д”], [з”] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] – [б”]
[в] – [в”]
[г] – [г”]
[д] – [д”]
[з] – [з”]
[п] – [п”]
[ф] – [ф”]
[к] – [к”]
[т] – [т”]
[с] – [с”]
[м] – [м”]
[н] – [н”]
[р] – [р”]
[л] – [л”]
[х] – [х”]









Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми . Например, в слове “рука” слышится твёрдый согласный звук [р], а в слове “река” – мягкий . На мягкость согласных звуков могут оказывать влияние гласные буквы и мягкий знак . В слове “мел” согласный звук [л] звучит твёрдо, а в слове “мель” – мягко.

Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа , например: [р”].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении

твёрдого согласного звука . Например, в слове “перерыв” при произношении первого согласного звука [р”] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими , если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь , и твёрдыми , если за ними следуют другие гласные и согласные.

Однако в этих правилах имеются исключения:

1) Согласные звуки [з], [с] могут смягчаться перед мягкими [н’], [д’], [т’],

например: “кузнечик”, “снегирь”, “вести”, “везде”.

2) В некоторых иностранных словах, вошедших в русский язык, согласный звук произносится твердо , но после буквы, его обозначающей, пишется все-таки е, а не э , как слышится. Например, в словах: “компьютер”, “тест”, “темп”.

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править – воля – лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат – роль – топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

БукваЗвукиБукваЗвуки
Б [б ], [б” ]П [п ], [п” ]
В [в ], [в” ]Р [р ], [р” ]
Г [г ], [г” ]С [с ], [с” ]
Д [д ], [д” ]Т [т ], [т” ]
Ж [ж ], [ж” ]Ф [ф ], [ф” ]
З [з ], [з” ]Х [х ], [х” ]
Й [й” ]Ц [ц ]
К [к ], [к” ]Ч [ч” ]
Л [л ], [л” ]Ш [ш ]
М [м ], [м” ]Щ [щ” ]
Н [н ], [н” ]

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [ ].

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э :

на ло ку мы фэ

Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я :

бе лё ки ню ля

Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака – Ь . Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

рысь [рыс” ], огонь [огон” ], вьюга [в”й”уга ].

Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.

Парные согласные по твёрдости – мягкости :

Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.

Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):

Ж [ж ], Ш [ш ], Ц [ц ].

Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):

Ч [ч” ], Щ [щ” ], Й [й” ].

В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж” ]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд :

вожжи, дребезжать, дождь .

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.

Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например: звуки [с ], [ш ], [ч” ].

Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например: звуки [р ], [ж ], [д ].

Некоторые звуки составляют пару: звонкий – глухой, такие звуки называются парными.

Парные согласные по глухости – звонкости :

Непарные звонкие согласные : Й, Л, М, Н, Р .

Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ .

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки [ж ], [ш ], [ч” ], [щ” ] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж ] и [ш ] – это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

жук [жук ], шут [шут ]

Звуки [ч” ] и [щ” ] – это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

чиж [ч”иж ], щит [щ”ит ]

Звуки [з ], [з” ], [с ], [с” ], [ц ] называются свистящими согласными звуками.

Буква и звук Й

Буква Й (и краткое) обозначает звук [й” ]: рай [рай” ].

Буква Й пишется:

  1. В начале слов:

    йод, йогурт .

  2. В середине слов, перед согласными буквами:

    лайка, майка, кофейник .

  3. В конце слов:

    рай, май, твой .

Звук [й” ] встречается чаще буквы Й , так как он появляется в словах, где нет буквы Й , но есть гласные Я, Е, Ю и Ё . Рассмотрим, в каких случаях звук [й” ] встречается в словах, не содержащих букву Й :

  1. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:

    яма [й”ама ],

  2. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:

    дует [дуй”эт ],

  3. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ ):

    въезд [вй”эзд ],

  4. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь ):

    льёт [л”й”от ],

  5. гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь ):

    ульи [ул”й”и ].

Обзор польского языка: История, Грамматика, Произношение

Узнайте все о польском языке

Польский — удивительный язык. И так же, как у Польши, у нее долгая и порой жестокая история. Но изучение истории польского языка определенно поможет вам понять красоту и сложность языка. Здесь есть все факты, цифры, правила грамматики, современные употребления, диалекты и звуки, которые вам нужно узнать о польском языке. Возможно, это побудит и вас начать учить польский язык.

Обзор польского языка

Польский язык является официальным языком Польши. Интересно, что для 97% населения Польши польский язык является родным. Официально это делает Польшу самой лингвистически однородной страной в Европе.

Польский язык принадлежит к славянской языковой семье. Это означает, что он связан с русским, украинским, чешским, словацким и белорусским языками. Фактически, польский язык является вторым по распространенности славянским языком после русского. В мире насчитывается более 40 миллионов говорящих на польском языке. Большинство из этих людей живут в Польше, но есть значительные польскоязычные общины в Германии, России, Великобритании и США.

История польского языка

Польский язык уходит своими корнями в праславянский около 500 г. н.э. К 1000 году праславянский язык разделился на три отдельные ветви: западнославянскую, южнославянскую и восточнославянскую. Польский является частью западнославянской ветви. Это означает, что наиболее тесно связанными с польским языками являются чешский и словацкий.

Польша впервые стала государством в 10 веке. Объединение славянских племен определенно способствовало установлению общего языка. Вскоре после этого Польша стала христианским государством, что означало принятие латыни в литургический и административный язык. Но польский по-прежнему оставался языком, которым пользовались повседневные люди.

Принятие латиницы означало, что латинские буквы были знакомы полякам. Вскоре для написания польских слов стали использовать те же самые буквы, которые вы знаете из английского языка. Так что даже сегодня в польском языке используется латинский алфавит.

Польский язык на протяжении веков

В эпоху Ягеллонов в Польше (1386-1569) польский язык стал официальным языком наряду с латынью. Страна также установила более тесный контакт с Германией, и в польский словарь вошло много немецких заимствований.

Польский все еще был официальным языком во времена Речи Посполитой. Но на самом деле это стало более распространенным среди знати, и все больше и больше людей использовали польский язык.

XVI век в Польше был эпохой определяющей для польской литературы. Это называется «золотым веком» польской литературы в литературоведении. Благодаря этому польский язык стал лингва-франка в Северо-Восточной Европе. Поскольку в то время русинский язык был третьим официальным языком Речи Посполитой, он также в некоторой степени повлиял на польский язык. Позже русинский язык превратился в украинский и белорусский диалекты.

Между 1795 и 1918 годами Польша прекратила свое существование. Земля была разделена между Россией, Пруссией, Австрией и Германией. И польский язык не был официальным языком ни в одном из этих государств. Но, к счастью, польский язык уцелел. А Польша снова стала своим государством после Первой мировой войны.

Границы снова перекроили после Второй мировой войны. Это означало вынужденную миграцию польских семей, чтобы присоединиться к Польше. Движение такого размера внутри страны означало смешение диалектов. Вот почему сегодня в Польше нет различий между региональными диалектами.

Тсс! Знаете ли вы, что у нас есть приложение для изучения языков?

  1. Научит вас полезным словам и фразам.
  2. Представлено в естественном повседневном контексте.
  3. Разнесены по времени, чтобы вы органично усваивали новый язык.
  4. Это как учить слова своей новой любимой песни!

Всего один клик!

 

Польские диалекты

Польша довольно большая страна. Глядя на карту, вы ожидаете множество польских диалектов, различающихся по регионам. Но, благодаря упомянутой выше вынужденной миграции польских диалектов, большинство из них исчезло или обобщилось. Сегодня в Польше существует 4 основных польских диалекта. Но они довольно похожи, и единственная разница – это небольшой акцент.

 

  • Большой польский:
  • Малопольское
  • Мазовецкое
  • Силезский

 

В Польше также есть кашубский язык, но он обычно считается другим (меньшинством) языком.

Польский алфавит и письменность

В польском алфавите используются те же латинские буквы, что и в английском. Но в польском языке есть звуки, которые не совсем соответствуют латинскому алфавиту. Итак, чтобы более точно соответствовать польскому произношению, польский язык добавил различные диакритические знаки, чтобы показать читателю, как текст произносится вслух. Это: ą, ć, ę, ł, ń, ó, ś, ź, ż, и теперь они являются частью польского алфавита. Итак, всего в польском алфавите 32 буквы.

А

±

Б б

С

Ć ć

Д д

Е и

№ №

Ф

Г г

Н в

я

Дж

К к

Д л

Ł ł

М м

Н п

С №

О о

Ó ó

П п

Р р

С

Ś ś

Т т

У у

Вт

Г г

З из

Ź ź

Ż ż

Вы могли заметить, что Q, V и Y отсутствуют в алфавите. Но в польском языке эти три буквы на самом деле не используются. Однако вы можете найти их в иностранных именах и заимствованных словах.

Диграфы и триграфы в польском языке

Диграфы представляют собой комбинацию двух букв, которые всегда звучат одинаково, когда они стоят вместе. Вроде того, как «ph» в английском языке всегда звучит как «f». А триграфы – это то же понятие, но с тремя буквами. Что ж, в польском языке есть ряд орграфов и триграфов, с которыми вы должны познакомиться в начале изучения польского языка.

Польские диграфы и триграфы

Похожее английское звучание

Пример

ч

ch’ как в шотландском озере

суше (сухое)

‘ch’ как на щеке

цепло (тепло)

чч

‘ch’ как мелом

чекач (подожди)

дз

«ds» как в товарах

pieniądze (деньги)

дзи

«дю» как в герцоге

tydzień (неделя)

ДЗ

«дю» как в герцоге

niedźwiedź (медведь)

ДЖ

‘j’ как в задании

джул (июль)

нет

‘n’ как лук

средний (средний)

рз

‘s’ как в сокровище

корень (корень)

и

‘ш’ как у овец

сиедем (семь)

СЗ

‘ш’ как у акулы

запрос (пожалуйста)

шч

щ в кресле

тлущ (жир)

и

g’ как в Нигере

позиция (уровень)

Как произносить польские слова

В польском языке много согласных. Это означает, что согласные находятся друг над другом. И это то, что всегда пугает изучающих язык, когда они учатся произносить польские слова. Но в большинстве случаев эти группы согласных включают диграф, так что на самом деле это всего лишь один звук, который вам нужно произнести.

Большинство польских букв произносятся так же, как и английские. Но в польском языке есть буквы, которые всегда разные. Вот самые важные из них, на которые стоит обратить внимание:

  • c: всегда произносится как ts в слове tsunami
  • w: всегда как v

Мягкие и твердые согласные в польском языке

«g» в словах «нога» и «страница» не совпадают. Один твердый, а другой мягкий. То же самое происходит и с польским произношением.

У вас твердые согласные:

п б м ф ш ł т д с з н р к г ч/ч

И мягкие согласные:

пи би ми фи в л ć/ci dź/dzi ś/si ź/zi ń/ni j ki gi

Вы можете обратите внимание на три особенности мягких польских согласных:

  • «l» и «j» всегда мягкие
  • согласных с диакритическими знаками сверху мягкие
  • согласных, за которыми следует «i», мягкие

Вы также можете «усилить» некоторые польские согласные. Это c, dz, cz, dż, sz и ż/rz. Это потому, что эти орграфы происходят от изначально мягких согласных, но на самом деле они твердые. Мягкость или твердость согласных в польском языке имеет значение, потому что некоторые суффиксы, которые вы добавляете к словам, будут вести себя по-разному в зависимости от того, какой твердости стоит буква перед ними.

В польском языке также есть звонкие и глухие согласные. То, как вы их произносите, зависит от группы, в которой они находятся.

  • Звонкие согласные : иногда они становятся глухими в конце слов или группами.
  • Глухие согласные : иногда они становятся звонкими в группе. (przyjazd – приехать)

Структура предложения на польском языке

Грамматика польского языка не самая простая. Но как только вы поймете самые важные правила, вам будет легко следовать. Порядок слов в польском языке изначально SVO (подлежащее-глагол-дополнение). Это только для неотмеченных/нейтральных предложений.

  • Мария ест вареники. – Мария вареники.

Но структура польских предложений очень гибкая. Вы можете изменить порядок слов, чтобы подчеркнуть что-то другое в предложении. Когда вы делаете ударение на определенном слове в польском языке, вам нужно переместить его в конец предложения. Итак, если следовать предыдущему примеру, если мы хотим подчеркнуть, кто ест вареники, предложение будет выглядеть так:

  • Мария ест вареники. – Пирожки с Марией.

Стоит отметить, что статей на польском языке нет.

Падежи в польском языке

Когда вы составляете предложение, каждое слово выполняет в нем функцию. А в польском языке вам нужно сопоставить слово с функцией в предложении. Это называется структурой случая, и на самом деле это не редкость. Например, в немецком четыре падежа. С другой стороны, в польском языке семь падежей:

 

  • . именительный падеж: когда слово является подлежащим
  • винительный падеж: когда слово является прямым дополнением
  • дательный падеж: когда слово является косвенным дополнением
  • родительный падеж: когда слово является притяжательным
  • инструментальный: когда слово является инструментом, с помощью которого осуществляется действие
  • местный падеж: когда слово стоит после предлога местонахождения
  • звательный падеж: когда вы звоните или обращаетесь к кому-то

 

В польском языке вы указываете падеж, в котором находится слово, добавляя соответствующий суффикс.

Есть ли у поляков пол?

В польском языке три рода: мужской, женский и средний. Но, к счастью, различать пол в польском языке очень просто. Все, что вам нужно сделать, это посмотреть на окончания слов. Если существительное оканчивается на:

  • -a : существительное женского рода
  • -o : существительное среднего рода
  • что-то еще : существительное, скорее всего, мужского рода

Хотя этот метод точен всего на 99% (мы все это слышали раньше). Тем не менее, это намного безопаснее, чем слепо гадать.

Польские правила словоизменения

Вы знаете, что к существительному нужно добавлять различный суффикс в зависимости от того, какую роль оно выполняет в предложении. Но склонение зависит от трех различных значений, которые имеет существительное:

  • род: мужской, женский или средний?
  • число: единственное или множественное число?
  • падеж: именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, местный или звательный?

 

Когда дело доходит до словоизменений, имеет значение и то, является ли существительное живым или неодушевленным предметом. В винительном падеже есть другой суффикс, который вам нужно использовать, если вы говорите о своем дяде или о столе рядом с ним.

Эти три критерия (род, число и падеж) также имеют значение, когда вы присоединяете прилагательное к существительному. Прилагательное должно соответствовать существительному, поэтому оно соответствующим образом меняет свою форму. Но у прилагательных также есть соответствующие падежные окончания, которые вам нужно использовать.

Польские глаголы

Глаголы в польском языке имеют два времени: прошедшее и непрошедшее. Звучит легко, правда? Ну, придержи коней. Есть также два аспекта, которые может иметь глагол:

  1. аспект совершенного вида : Действие достигает завершения.
  2. несовершенный аспект : Действие не завершено.

Каждый глагол имеет две отдельные формы инфинитива, отражающие аспект. Вот пример:

  • czytać : читать – инфинитив несовершенного вида (идет чтение)
  • przeczytać : читать – совершенный инфинитив (чтение окончено)

Как только вы узнаете, какое завершение передает глагол, вам нужно спрягать глаголы, чтобы они соответствовали местоимению (кто выполняет действие). Стоит отметить, что вы часто можете опустить местоимение, потому что спряжение уже говорит вам, кто завершает действие.

Прошедшее время в польском спряжении глаголов

Одним из очень интересных аспектов спряжения глаголов в прошедшем времени является род. Ваш собственный пол. Когда вы говорите от первого лица, вы должны спрягать глагол по мужскому или женскому роду. В третьем лице единственного числа все три рода имеют разные спряжения. Но множественное число от третьего лица имеет значение только между людьми мужского пола и любым другим полом. Это очень интересная и сложная по звучанию система. Но как только вы начнете им пользоваться, вы очень быстро к нему привыкнете.

Непрошедшее время в польском спряжении глаголов

Когда вы спрягаете польский глагол в непрошедшем времени, вы говорите либо о настоящем, либо о будущем. Если вы хотите сказать настоящее, вам нужно спрягать несовершенную форму глагола. А если вы хотите говорить о будущем, вам нужна форма совершенного вида.

Непрошедшее также не имеет гендерных различий. Но не существует единственного способа спрягать глаголы в непрошедшем времени. На самом деле есть 4 разных способа сделать это.

Трудно ли выучить польский язык?

Польский легче выучить, чем многие думают. И пусть вас не пугают эти сложные грамматические правила. К ним легко привыкнуть, и они определенно сделают ваше изучение польского интересным.

Одним из сложных аспектов польского языка является произношение. Но есть один способ наверняка овладеть произношением: много практиковаться. Так что нет, это еще не сложно. Просто нужно время, чтобы усовершенствовать.

Для носителей английского языка выбор польского языка определенно дает несколько преимуществ. Тот факт, что в польском языке используются латинские буквы, значительно упрощает его изучение. По данным Института дипломатической службы США, польский язык относится к категории 4. Они оценивают 1100 часов обучения, чтобы достичь свободного владения языком. Но это всего лишь оценка. При правильных методах изучение польского языка может быть намного проще и быстрее, чем вы себе представляете.

Стоит ли учить польский язык?

Я могу назвать вам 40 миллионов причин учить польский. Эти 40 миллионов человек, с которыми потенциально можно поговорить, подружиться, полюбить и лелеять, стоят каждой секунды изучения.

Но если вам нужны определенные причины, по которым вам следует учить польский язык, то таких тоже несколько. Владение польским языком дает карьерные преимущества. Кто из ваших коллег говорит по-польски? Никто? Тогда вы будете уникальными и, следовательно, более особенными. Эта ваша двуязычная специальность также может привести к холодным наличным деньгам. Сотрудники, которые говорят на большем количестве языков, зарабатывают больше денег.

Изучение второго языка также полезно для умственного развития. Достижение и гордость, которые вы чувствуете, безусловно, являются большим стимулом для вашего психического здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *