Какие мягкие а какие твердые звуки: Твердые и мягкие согласные. Как определить? Таблица и примеры
Твердые и мягкие согласные. Как определить? Таблица и примеры
Научим писать без ошибок и интересно рассказывать
Начать учиться
263.7K
Вы наверняка замечали, что одни и те же согласные буквы могут звучать по-разному. Например, в словах «детский» и «думать» буква «д» не одинакова: одну мы произносим мягко, а другую — твердо. Пришло время разобраться, почему так происходит. В этой статье мы расскажем, что такое твердые и мягкие согласные звуки и как их определить, чтобы не ошибиться при фонетическом разборе.
Какие согласные называют твердыми и мягкими
Согласные звуки — это те, в которых есть шум. Когды мы произносим их, выдыхаемый воздух сталкивается с препятствиями: особым положением языка, губами, зубами, нёбом. Отсюда и возникает характерный для согласных звук.
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
Мягкие согласные — звуки, при произнесении которых середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам.
Твердые согласные — это звуки, при которых язык не делает дополнительных движений.
Поэтому твердые и мягкие согласные звуки мы произносим по-разному. Это можно заметить, если произнести, к примеру, слова осень и осы. В первом случае звук [с’] мягкий и будет звучать соответствующе. Зато во втором слове [с] — твердый согласный звук, и это тоже можно услышать по его звучанию.
Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому
Вот еще несколько примеров одних и тех же согласных букв, которые обозначают твердые и мягкие звуки.
Интересно, что твердость или мягкость согласного связана с тем, какая гласная буква за ним следует. Если после согласного стоят буквы, обозначающие твердость звука (а, о, у, ы или э), он будет твердым, а если буквы, обозначающие мягкость (я, е, ё, ю, и или ь), — мягким. Исключение — некоторые заимствованные слова, к примеру
Например:
мягкие согласные: [д’э́]рево, [в’э]черний, при[б’э]жать, [в’а]зание, п[р’и]вел, [л’у́]дный и т. д.;
твердые согласные: мес[та́], к[ры́]ша, [ду́]мать, [мэ́]р и т. д.
Проверьте себя!
Определите, какой согласный звук использован в этих словах— [д] или [д’]: видеть, домашний, победитель, деловитый, победа, вредитель, медитация, медведь
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости и называются соответствующе — парными. Вот таблица всех парных твердых и мягких согласных звуков.
[б] | [в] | [г] | [д] | [з] | [с] | [к] | [л] | [м] | [н] | [п] | [р] | [т] | [ф] | [х] |
[б’] | [в’] | [г’] | [д’] | [з’] | [с’] | [к’] | [л’] | [м’] | [н’] | [п’] | [р’] | [т’] | [ф’] | [х’] |
Однако в русском языке есть согласные, у которых такой пары нет: они могут быть только мягкими или только твердыми.
Пример
Жёлтый [жо́лтый], широкий [шыро́к’ий], шёл [шо́л], жизнь [жы́з’н’], видишь [в’и́д’иш] и т. д.
Для удобства мы собрали все парные и непарные согласные в памятке ниже. Сохраняйте и пользуйтесь!
Проверьте себя
Проверьте, насколько хорошо вы разбираетесь в твердых и мягких согласных звуках и буквах, с помощью заданий ниже.
Задание 1
Назовите:
10 слов с твердым согласным звуком;
5 слов, в которых есть всегда твердые согласные;
10 слов с мягким согласным;
5 слов с всегда мягкими согласными.
Задание 2
Прочтите слова ниже и отметьте в них твердые согласные звуки, а также укажите парные они или непарные по твердости-мягкости:
ветер,
яблочный,
пресмыкаться,
дальневосточный,
приблизившись,
прижигать,
пирамида,
внешность,
приманка,
важный,
циклон,
атлетический,
мешает.
Грамотная речь идет рука об руку со знанием фонетики. Если нужно подробно разобрать эту тему и не упустить деталей, советуем дополнительно заниматься с преподавателем. На курсах онлайн-школы русского языка Skysmart ученики смогут погрузиться в фонетику и разобраться, какие согласные звуки всегда твердые или всегда мягкие, а после закрепить новое на увлекательных заданиях. Это поможет глубже понять тему и улучшить оценку в школе
Шпаргалки для родителей по русскому
Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
164.9K
Фонетический разбор
К следующей статье
Словообразовательный разбор слова
Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко.
Содержание:
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Как определить твёрдые и мягкие согласные звуки
Парные согласные по твёрдости-мягкости
Закрепление материала на практике
Наша речь состоит из согласных и гласных звуков. Гласные произносятся голосом, напевно, протяжно. Это свободное движение воздуха. Согласные же, наоборот, образуются от движения языка и губ, от встречи с таким препятствием, как зубы.
Давайте вспомним, что гласный звук произносится голосом, его можно пропеть: а-а-а, о-о-о, у-у-у. А согласный звук произносится с препятствием. На его пути стоят и губы, и язык, и зубы: т, м, р.
Согласный звук — это движение воздуха с препятствием.
Только согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
«Твёрдые и мягкие согласные звуки в русском языке» — тема непростая. Изучать её крайне важно. В дальнейшем это поможет ребёнку не совершать грамматических ошибок при письме. Ребёнку, изучая такую серьёзную тему, важно не только понять и запомнить, но и закрепить полученные знания на практике, чтобы быть грамотным и писать без ошибок. Тогда всё будет получаться интуитивно и легко.
Что такое твёрдые и мягкие согласные?
Произнесите слова:
лыжи, липа, лук, люк, сын, синь, стол, соль.
Твёрдый согласный звук мы произносим с твёрдостью в голосе, с помощью кончика языка или губ. Попробуйте: [Л], [C], [М], [Д]. Например: [Л] УК, [C] ТОЛ, [Д] ОМ.
А мягкий звук получается произнести ласково, мягко, задействовав весь язык и губы. Итак, произносим: [Л’] , [М’], [С’], [Д’].
Например, [Л’] ЕС, [С’] ЕМЯ, [Д’] ЕТИ.
Как определить, какие согласные мягкие, а какие твёрдые?
- Определить твёрдый согласный помогают стоящие за ним гласные:
Например:
ласточка, сом, рыба, рука.
- Определить мягкость согласных звуков помогают стоящие за ним гласные:
Посмотрим на примере таких слов:
лягушка, метель, лёд, рюкзак, миска.
Что же ещё помогает определить мягкость согласных звуков при письме? Для этого есть специальный знак. Он так и называется мягкий знак — Ь.
Там, где он стоит, любой звук мягко звучит.
Например:
мел – мель угол – уголь шест-шесть полка – полька
Закрепить тему «Твёрдых и мягких согласных» можно на образовательной платформе iSmart. Ей посвящён целый раздел, в котором даны упражнения для отработки знаний. Задания интерактивные, с вариантами ответов. Если ребёнок отвечает неверно, появляются объяснения и подсказки.
Чтобы начать заниматься на платформе iSmart, нужно зарегистрироваться. Cначала пробуйте заниматься вместе с ребёнком. А в будущем он сможет использовать тренажёр самостоятельно.
Парные согласные по твёрдости-мягкости
Чтобы легче было жить, надо парами дружить.
Многие буквы согласные делают это прекрасно!
Одна и та же согласная буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук. Согласные звуки бывают парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Прочитайте пример:
[к’] ит — [к] от
[к’] исель — [к] анат
Одна и та же согласная буква обозначает на письме и твёрдый, и мягкий звук.
кит — кот
кисель — канат
Пара образуется по признаку твёрдости и мягкости от одной согласной буквы.
Например:
Например,
белка — булка дерево — дым небо — ноты
Но есть недовольные буквы в строчках —
Они любят ходить по одиночке!
Не всем повезло иметь пару. Это согласные звуки, которым пара не досталась. Запомним их поскорее:
[ж], [ш], [ц] — всегда только твёрдые согласные.
[ч‘], [й‘], [щ‘] — всегда только мягкие согласные.
Попробуем произнести звуки, чтобы проверить их на твёрдость:
жёлтый, жилет, жадина,
шпаргалка, шедевр, шорох,
царь, цвет, ценный.
Обратите внимание!
«Буквы-одиночки» Ж, Ш, Ц независимо от стоящих после них гласных, всегда остаются твёрдыми и без пары. Так как буквы Ж, Ш, Ц не имеют пары по мягкости-твёрдости, они остаются твёрдыми, даже несмотря на наши провокации.
Есть три буквы гордые — они в любом случае твёрдые! Ж, Ш, Ц.
Ещё пример:
шоссе, цапля, шина.
Мы видим, что независимо от гласной, указывающей на мягкость и твёрдость, при письме звуки [ж], [ш], [ц] всегда только твёрдые.
А мягкие [ч‘], [й‘], [щ‘] хоть и старались,
Всё равно без пары остались!
Чайник, йогурт, щи.
Звуки [ч‘], [й‘], [щ‘] всегда только мягкие. Стоящие после букв, которые их обозначают, гласные их совсем не смущают. У них нет «твёрдости».
Сегодня мы говорили о твёрдых и мягких согласных звуках. Узнали:
- как определить твёрдость и мягкость;
- какие согласные ходят парами по твёрдым и мягким дорожкам;
- какие в гордом одиночестве идут только своей дорогой.
А закрепить и усовершенствовать полученные знания на письме можно, многократно упражняясь в написании и проговаривании слов.
Закрепление материала на практике
- В каком слове все звуки мягкие?
Пень, берег.
- В каком слове все звуки твёрдые?
Тепло, работа.
- В каком слове первый согласный звук твёрдый?
Толк, тина.
- В каком слове буква В обозначает твёрдый звук?
Ворота, ставить.
Материал по этой важной теме можно легко закрепить, занимаясь на образовательной платформе iSmart. Там много увлекательных интерактивных заданий. В игровой форме запоминать правила и тренировать умения намного интереснее!
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Что такое твердые и мягкие звуки G и C? Какие есть идеи для обучения твердым и мягким звукам G и C?
G и C — хитрые буквы! Если ученики не знают разницы между их твердыми и мягкими звуками, «Давайте погоняем!» легко может стать «Давай разгребем!» ?
В этом посте я объясню разницу между твердыми и мягкими звуками. Я также поделюсь, как я учу твердые и мягкие звуки g и c, а также когда я их учу.
Фото: Monkey Business Images, Shutterstock Что такое твердые и мягкие звуки G и C?G может издавать два звука: /g/ или /j/.
Твердый звук g встречается чаще, чем мягкий звук g. Твердый звук g дает звук /g/ как в gum. Мягкий звук g образует звук /j/ как в гигантский .
C может издавать два звука: /k/ или /s/.
Точно так же твердый звук «с» встречается чаще, чем мягкий звук «с». Твердый звук c образует звук /k/, как в cat. Мягкое c дает звук /s/ как в город.
Вот список слов для твердого и мягкого г и с:
- жесткий г: цель, коза, газ, желоб, вперед, игра
- мягкий г: драгоценный камень, жираф, суть, тренажерный зал, зародыш
- твердый c: чашка, пальто, морковь, корова, банка, кудрявый
- мягкий c: цент, цирк, хлопья, круг, центр, циклон
Эти звуки также могут звучать в конце слово ( ковер, пикник) или полуслово ( жесткий , велосипед . )
Как и в большинстве звуковых «правил», существуют исключения! Для жесткого/мягкого g их (к сожалению!) довольно много. Такие слова, как дать, начать, получить , девушка, подарок не соответствуют правилам (я расскажу о правилах позже в этом посте).
А еще есть несколько забавных слов, которые включают как твердый, так и мягкий буквенный звук – перерабатывать, примирять.
Когда вы учите твердые и мягкие звуки G и C?В моей фонетической программе «От звуков к правописанию» я обучаю твердым звукам «с» и «г» в рамках программы для детского сада.
Если вы используете слова «твердый» при обучении этим звукам, это может быть полезно, когда дети (в конце концов) выучат мягкие звуки g и c.
К концу 1-го класса я ввожу мягкий звук с. Затем, в начале второго класса, я учу мягкий звук «г».
Одно важное замечание: Владение этими звуками (в том, что касается правописания) ожидается только после 2-го класса. Поэтому, хотя я ввожу эти понятия, чтобы помочь учащимся читать, я не ожидаю, что они станут профессионалами в написании слов с этими звуками.
Как учить твердые и мягкие звуки G и C?Самый важный вопрос для этих звуков: «Что следует сразу ПОСЛЕ буквы g/c?» Это поможет определить, жесткий это звук или мягкий.
Когда я впервые представляю твердую и мягкую g, мне нравится использовать небольшое упражнение, чтобы посмотреть, смогут ли ученики обнаружить разницу. Вы можете раздать учащимся карточки со словами (возможно, с картинками, чтобы помочь) и посмотреть, смогут ли они разделиться на две группы. У одних учащихся будут слова, начинающиеся с мягкой g, а у других слова, начинающиеся с твердой g. (Вы можете заранее объяснить твердую и мягкую g, ИЛИ вы можете посмотреть, разберутся ли они сами сначала.)
Объясните: «Некоторые слова имеют твердый звук г /г/. Но другие произносят мягкое g как /j/».
Вы даже можете сделать один шаг дальше и посмотреть, обнаружат ли они какие-либо закономерности относительно того, КОГДА g говорит /g/ и когда он говорит /j/.
Скажите: «Сложность буквы g в том, что звук меняется в зависимости от того, какая буква идет после нее». Вспомните буквы, из которых буква “г” образует твердый звук, как в слове “ворота” (о, а, у, р, л), и буквы, из которых буква “г” образует мягкий звук, как в слове “жираф” (е, и, у).
Наконец, я бы отобразил «Является ли g жестким или мягким?» плакат, чтобы учащиеся могли увидеть это правило в письменной форме и использовать его в качестве справочного материала.
Твёрдое и мягкое с можно учить одинаково. Звук буквы c меняется в зависимости от того, какая буква стоит после нее. Вспомните буквы, из которых с получается твердый звук, как в слове «шапка» (о, а, у, р, л), и буквы, из которых с получается мягкий звук, как в слове «лицо» (е, и, у) .
Сортировка по словам или картинкам — еще одно отличное упражнение для работы над твердыми и мягкими g и c.
ЗаключениеНадеюсь, эта информация о твердых и мягких звуках g и c будет вам полезна! Если вам нужны дополнительные ресурсы для обучения этому или другим навыкам фонетики, ознакомьтесь с моей программой фонетики От звуков к правописанию.
Эта программа содержит полные планы уроков, множество заданий, картинки и слова, расшифровываемые тексты, фонетические плакаты и многое другое!
Счастливого обучения!
Фото: ilikestudio, ShutterstockЗвуки 2 G: Hard and Soft G
Делиться заботой!
27 акции
- Поделиться
- Твит
Хотя легко услышать разницу между твердым звуком G и мягким звуком G, многие читатели не знают, почему G может издавать два разных звука.
Научить учащихся различать звуки G может быть непросто. В этой записи блога я поделюсь некоторыми советами о том, как научить ваших учеников различать твердую и мягкую соль. Продолжайте читать, чтобы узнать больше!
Hard G
Hard g — это звук g, который мы слышим в слове игра . Он представлен так: /g/.
Твёрдое г — более распространенный звук г.
Hard G Words
Некоторые жесткие слова G включают game, gate, gall, gap, gobble, свечение, серый, зеленый, призрак, угадай, снова и назад.
Мягкая G
Мягкая g — это еще один звук, который может издавать g. Когда за g следует e, i или y, обычно получается звук /j/, как в клетка . Мягкая буква g может стоять в начале, середине или конце слова.
Это правило, что может случиться , но не всегда. Есть некоторые исключения, которые включают получение, подарок, гнев и гинеколог.
Мягкие слова G
Некоторые слова мягкого g включают спортзал, возраст, нежный, гигант, микроб, гений, мост, огромный, ангел и опасность.
G Words
Нужен список g слов? Вы можете скачать этот список, присоединившись к моему списку адресов электронной почты выше или ниже. Этот список слов g включает в себя список для обоих звуков g.
Когда учить твердо и мягко G
Вы можете преподавать мягкую g ближе к концу первого класса, после того как учащиеся выучат все согласные, диграфы, сочетания, группы гласных, молчание e, комбинации гласных-r, правило флосса и склеенные звуки.
Как преподавать твердое и мягкое G
Познакомьте учащихся с правилом:
«Когда за g следует e, i или y, обычно получается звук /j/, как в клетка ».
Это может помочь использовать якорную диаграмму и рассказать о некоторых примерах.
Попросите учащихся посмотреть, что следует за буквой g. Это поможет учащимся определить, какой звук он издает.
Можно также указать, что если слово оканчивается на г, оно дает твердый звук: сумка, ковер, нога.
Обязательно расскажите об исключениях. У этого правила больше исключений, чем обычно, но его все же стоит научить.
Вы можете научить учащихся следовать правилу, но если слово не имеет смысла, попробуйте твердый звук g. Гибкость в чтении всегда важна.
Сортировка слов является хорошим вводным упражнением для обучения этому правилу.
После сортировки слов с твердой и мягкой буквой g выделите букву, которая идет после g в каждом слове, чтобы учащиеся могли четко видеть закономерность.
Также используйте графему -dge при обучении мягкому g. Это еще один способ произнести мягкий звук g. Карта, изображенная выше, взята из моей звуковой стены.
Читателям, испытывающим затруднения, может быть полезно работать над одним образцом правописания за раз. Например, можно начать со слов, оканчивающихся на -ге: клетка, страница, огромный. Затем поработайте над словами, оканчивающимися на -dge. После этого вы можете поработать над словами, начинающимися с ge. Затем переходите к другим по очереди.
Упражнения для обучения жесткому и мягкому G
Ниже приведены несколько упражнений, которые вы можете использовать для закрепления правила мягкого g.
Чтение декодируемых текстов
Найдите несколько декодируемых текстов, предназначенных для твердых и мягких звуков g.
Предложите учащимся найти все слова с твердой буквой g и выделить их одним цветом, а затем найти слова с мягкой буквой g и выделить их другим цветом.
Затем прочитайте слова вместе.
После этого учащиеся могут прочитать отрывок/книгу.
Сортировка по картинкам и словам
Я уже говорил о сортировке по словам, и сортировка по картинкам тоже хороша.
Учащиеся могут сортировать картинки или слова, затем записывать их в список и выделять звук «г» определенным цветом — один цвет для твердого «г», а другой — для мягкого «г».
Сопоставление слов
Сопоставление фонем и графем всегда необходимо выполнять при обучении новым графемам и фонемам.
Используя список g слов, попросите учащихся составить карту нескольких слов.
Обратите внимание, что иногда для мягкого g буква g и следующая за ней гласная попадают в тот же звуковой блок, что и на картинке выше. Это тот случай, когда гласная после нее не звучит.
Написание слов с помощью мягкого и твердого G
Учащиеся могут попрактиковаться в написании некоторых слов, используя мультисенсорные методы. К ним относятся использование магнитных букв, плиток с буквами или письмо на текстурированной поверхности.
Диктовка
Диктовка — отличный способ для учащихся попрактиковаться и продемонстрировать то, что они узнали. И это занимает всего несколько минут.
Попросите учащихся произнести звук /g/ по буквам. Затем попросите их произнести звук /j/ по буквам.
Затем попросите учащихся написать 3-5 слов, которые они выучили. Выберите сочетание слов с твердым и мягким g.
В конце скажите 1-3 предложения, в которых используются слова с твердым и мягким g. Произнесите каждое предложение один раз и дайте учащимся время написать его. Будьте проще и используйте только слова, которым вы научили, вместе со словами, которые они уже знают.
Вы можете сделать это на чистом листе бумаги или использовать мой шаблон диктовки, который доступен для скачивания в моей библиотеке бесплатных материалов.
Заключение
Ученикам может быть сложно выучить различные звуки g, но после небольшой практики и эффективных инструкций они смогут освоить эти фонемы.