Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных: Написать какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков
гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.
Учитель МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми
Дроздова Елена Сергеевна
Урок русского языка в 1 классе по программе «2100»
Тема: гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.
Цель: формирование и совершенствование навыков обозначать мягкость согласных гласными буквами.
Задачи: 1. Развитие умений соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ слова.
2. Развитие орфографической зоркости и орфоэпических навыков.
3. Развитие интереса к языку, формирование чувства языка, стремления правильно и точно говорить и писать на родном языке.
4. Развитие навыков самоконтроля.
Этап урока | № слайда | Деятельность учителя | Характеристика деятельности учащихся |
Оргмомент | Слайд 3 | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. | |
Минутка чистописания | Слайд 4-5 | Отгадайте загадку. Когда ненастье я гуляю, А в ясный день в углу скучаю (зонт) Зонт спасает нас от дождя и неприятностей. Нарисуем в тетради зонтики и капельки дождя. | Анализируютпоэлементный состав букв. Пишут прописные и строчные буквы, сравнивают написанное с образцом. |
Слайд 6 | На элементы каких букв похожа ручка у зонтика? (Заглавные Г, П, Т, Р). Пропишем их. | ||
Словарная работа | Слайд 7 | Напишите только те слова, где правильно стоит ударение. | Ставят ударение Выделяют звуки в слове. Дают характеристику звукам (гласные – ударные, безударные) Находят однокоренные слова в группе слов, выделяют корень слова. |
Слайд 8 | Проверьте себя. Выделите безударные гласные. | ||
Слайд 9 | Проверка. Что можете сказать о словах сапоги и сапожник. Выделите корень. | ||
Слайд 10 | Обратить внимание на чередование согласных в корне | ||
Самоконтроль | Слайд 11 | Найти и выделить красиво написанные буквы и слова. Распустились три цветка, Спорят с ночи до утра, Кто красивее, нежней, Рассудите их скорей! Лучшие буквы определите, Красным кружком их обведите! | Анализируют и оценивают свою работу |
Физминутка | Слайд 12 | Каждый день зарядку делай – Будешь сильным, будешь смелым. На зарядку становись! Руки вверх! Руки вниз! Выше руки! Шире плечи! Раз! Два! Три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней! | |
Сообщение темы и цели урока | Слайд 13-14 | Какие буквы можно вставить, чтобы получилось слово? (е, ё, и, я). Что объединяет эти буквы? (Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных) Какую гласную не назвали? (ю) | Дают характеристикузвукам (гласные, согласные – твёрдые – мягкие). Учатся формулировать тему урока. |
Слайд 15-16 | Сформулируйте тему урока. | ||
Тренировочные упражнения | Слайд 17-18 | Найдите слово, где все согласные мягкие; Звуков меньше, чем букв; 2 слога. Обозначьте звуки. | Находят слова с заданными звуками. Выделяют звуки в слове. Учатся читать ипонимать смысл заданий к упражнениям, выполнять задания в нужной последовательности. Проверяют себя по учебнику. |
Работа с книгой | Слайд 19 | Стр. 23, № 23 | |
Физминутка | Слайд 20 | ||
Повторение | Слайд 21-22 | Какие согласные звуки будут перед гласными? (мягкие согласные перед буквами: е, и, твёрдые – перед а) Придумайте слова (дети, Лиза, Ира…) | |
Итог урока | Слайды 23-29 | Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме? Какой ещё буквой обозначают мягкость согласных на письме? Какой ещё буквой обозначают мягкость согласных на письме? Какие согласные буквы не нуждаются в гласных буквах для обозначения мягкости на письме? Какие согласные буквы всегда остаются твёрдыми? | Что я знаю? |
Создание позитивного настроя. | Слайд 30 |
При разработке урока использована литература:
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М, А. Яковлева «Русский язык. 1-2 классы» методические рекомендации для учителя – М.: «Баласс», 2002
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» (первые уроки) 1 класс, учебник.
Открытый урок “Звуки и буквы”
Обозначение мягкости согласных на письме.
Цели:
– закрепить знания учащихся о способах обозначения мягкости согласных на письме буквой ь и буквами е, ё, ю, я;
– Обогащать словарный запас учащихся;
– развивать фонематический слух детей (умение различать твёрдые и мягкие согласные в слове), готовить предпосылки для орфографически грамотного письма (обозначение мягкости согласных на письме).
Презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Сообщение темы и целей урока.
2. Работа над заданием «Пишите красиво!»
– Сегодня мы заменим выполнение упражнения из учебника буквенным диктантом. Нужно записать каллиграфическим почерком первую букву каждого слова.
Слайд №2.
3. Словарная работа.
Хотите узнать, что написано в этой книге в зелёной обложке? В этой книге много загадок и стихов. Ребята прочитают вам загадки, а вы запишите отгадки с красной строки через запятую, а на конце поставите точку.
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст и спит,
Кочерыжку съест – и сыт. (Заяц)
Носит серенький жилет,
А у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Ворона)
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!»
Жил-был маленький щенок.
Гладишь – ласкается,
Он подрос, однако,
Дразнишь – кусается.
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака)
Посреди двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)
– Давайте проверим, что у вас получилось, нет ли ошибок? Проверьте каждую букву.
Слайд №3.
– У вас на столах цветные листочки. С одной стороны напечатан кроссворд. Разгадайте его.
Взаимопроверка.
4. Работа по теме урока.
Слайд №4.
– Какая пословица относится к письменной речи, какая к устной речи?
Что написано пером – не вырубишь топором.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
– В какой речи мы используем буквы, в какой звуки?
Наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из звуков. Что мы используем для записи звуков речи? (Буквы.)
У меня конструктор есть –
Тридцать три детали.
Всё, что можешь ты прочесть,
Из него собрали.
Слайды №5, №6, №7.
Фонетические загадки.
Астра или роза?
– Какой цветок полюбил Маленький принц из сказки А. де Сент-Экзюпери? В названии цветка все согласные звуки звонкие.
– Есть в словах астра и роза мягкие согласные звуки?
Апельсины или мандарины?
Какие фрукты лежали в ящике вместе с Чебурашкой? В слове-отгадке букв больше, чем звуков. (Апельсины) Сколько мягких согласных в слове апельсины? мандарины?
Пулька или пончик?
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки букв больше, чем звуков. (Пулька)
Физкультминутка.
– На предыдущих уроках мы с вами сделали вывод о том, что мягкость согласного звука может обозначаться на письме мягким знаком. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить,
Есть ли другие способы обозначения мягкости согласных звуков.
Упражнение 40.
– Внимательно рассмотрите рисунок и назовите изображённые предметы.
– Составьте по рисунку два-три предложения.
– Ещё раз посмотрите на рисунок и назовите слово – название каждого предмета.(Мяч, тюлень, белка, котёнок.)
– Выделите в каждом слове мягкие согласные звуки.
– Прочитайте эти слова. Обратите внимание, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.
– Спишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Слайд №8, №9, №10.
– Какие буквы обозначают мягкость согласного на письме? Сколько гласных букв в русском алфавите? Сколько звуков?
– Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?
Задание №1
– Выберите из списка слов все слова, подтверждающие первую часть схемы:
Пар, пять; мост, мёд; луч, ключ; мэр, метр; мыл, мир.
Это первое или второе слово в паре? Выбери из списка слов слова, подтверждающие вторую часть схемы.
Задание №2
– Теперь поиграем. О или Ё? Если в слове под ударением пишется Ё, хлопните в ладоши.
Берёза, дорога, ребёнок, работа, лодка, самолёт, тётя, повар, Петр, завод, зовёт.
Задание №3
Слайд №11.
Запишите предложение, вставив пропущенные буквы. Что обозначают буквы, которые вы вписали? Люба Фёдорова учится в пятом классе.
Задание №4
Демонстрируется слайд №12. Найдите столбик слов, где все звуки согласных твердые. Назовите номер этого столбика. В каких словах твёрдых и мягких поровну?
Слева – больше мягких. В центре все твёрдые. Справа – поровну.
Задание №5
– А теперь выполним тест. Переверните листочки с кроссвордом. На обратной стороне задания. Выполните их.
– В каких словах букв больше, чем звуков? Какая буква не обозначает звука? Для чего она служит в этих словах?
– Какие слова начинаются с одинакового звука? Почему слово море не подходит? Как обозначена мягкость согласных в словах мяч и мел?
Итог урока.