Какая деятельность является ведущей в развитии детей раннего возраста: “Ведущий вид деятельности детей раннего возраста”.
Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ
Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность. А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.
У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).
В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).
Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?
Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Игра – это…
ИГРА – ведущий вид деятельности. Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника | ИГРА – основная форма организация жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка | ИГРА – развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе: |
v коммуникативные способности (умеет согласиться, договориться, поделиться) v воображение и фантазия v способность к символизации и преобразованию v произвольность поведения v развитие целеполагания, умение думать в уме v развитие «самости» | v в познании через игрушку v в общении v в движении v в радости, удовольствии v в потребности быть как взрослый v потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности | v это средство развития v средство воспитания v средство общения средство коррекции v средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре) v средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т. д.) |
Признаки ведущей деятельности:
1. В ней возникают новые виды деятельности.
2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).
3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.
Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.
С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.
Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.
Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста |
Младенчество 0-1 год | Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство 1-3 года | Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми) | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания. |
Дошкольный возраст 3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения) | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов. |
Младший школьный возраст 7-10 лет | Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения) | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростковый возраст 11-15 лет | Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам) | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Ранняя юность 15-17 лет | Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы) | На познание профессий | познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы |
В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи.
• от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
• от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
• от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
• от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
• от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.
Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.
И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.
1. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996
Ранний возраст
Главная / Наши группы / Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. Особенности развития детей раннего возраста:
Психологическая характеристика раннего возраста. docx (29.01 КБ) Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста..docx (20.19 КБ) Целевые ориентиры в раннем возрасте.docx (13.49 КБ) Основные задачи образовательной деятельности в раннем возрасте (19.14 КБ) Программно – методическое обеспечение работы с детьми раннего возраста (12.02 КБ) Ссылка скопирована — QR-код с ссылкой на эту страницы. А еще вы можете скопировать адрес этой страницы.Поделиться |
Следуй за лидером: детская игра
Кевин Зоромски, Расширение Мичиганского государственного университета –
Когда дети лидируют в игре, они достигают наибольшего развития.
Будучи взрослыми, мы часто учим детей, как играть с нашими собственными влияниями и детскими воспоминаниями. Например, мы можем познакомить детей с любимыми занятиями, которые нам так нравились в детстве. У нас будет много раз и случаев, когда у нас будет возможность поделиться своими любимыми занятиями, но всегда лучше всего начинать с того, чтобы сосредоточиться на интересах ребенка.
Игру под руководством ребенка довольно легко описать, и она просто полагается на то, что ребенок принимает большинство решений, когда участвует в игре. Проще говоря, ребенок выберет занятие, игрушку или место для игры. Все дело в том, чтобы дать ребенку выбор, а не вести его за собой. Например, вы можете спросить ребенка, хочет ли он играть в помещении или на улице, использовать принадлежности для творчества, раскрашивать, собирать пазлы, выбирать игрушку или играть в игру. Когда вы предлагаете детям выбор занятий или игр, вы продвигаете игру под руководством ребенка.
После того, как ребенок выбрал занятие, взрослый обязан играть вслед за лидером. Продолжайте предлагать новые варианты выбора на протяжении всей игры, чтобы поддерживать позитивную атмосферу независимости и развития социальных навыков. Однако не подталкивайте детей к решениям или идеям, которые не полностью принадлежат им. Время от времени вы можете воспитывать и играть с некоторыми из своих любимых детей, но игра все равно должна быть связана с выбором ребенка, а не конкретно с вами.
Когда дети лидируют в игре, они часто обретают целеустремленность и могут чувствовать, что имеют некоторый непосредственный контроль над своим окружением. Выбор видов деятельности и лидерство в игре также способствует важному чувству лидерства и положительному чувству собственного достоинства у детей. Играйте вместе с ребенком и задавайте ему вопросы о занятиях, которые они выбрали, и почему это важно для них. Когда дети обсуждают свои интересы, это помогает им почувствовать себя частью большого мира. Не менее важно, чтобы вопросы исходили от важных взрослых в их жизни, чтобы дети чувствовали себя важными, понятыми и воспринимаемыми всерьез.
Участвуя в детской игре, дети могут лучше понять цель. Участие в детских играх — отличный способ дать детям прямой контроль над окружающей их средой через выбор, который они делают. Предоставление детям возможности делать выбор дает им возможность почувствовать себя частью чего-то гораздо большего и дает им чувство ценности и собственного достоинства, поскольку они направляют других в их повседневных делах. Игра под руководством ребенка заключается в том, чтобы делать выбор, и мы даем детям чувство цели через выбор, который мы позволяем им делать.
Включите всех, кто хотел бы играть, в том числе других членов семьи, соседей или друзей ребенка. Игра должна быть о ребенке и о выборе, который он делает. Можно сообщить другим, что вы участвуете в детской игре, и объяснить, как важно позволять детям принимать большую часть решений во время игры. Убедитесь, что никто не подталкивает ребенка к принятию конкретных решений; тем не менее, любой, кто участвует в игре, может задавать детям вопросы или предлагать варианты при выборе занятия.
Расширение Университета штата Мичиган рекомендует следующие ресурсы для детских игр и занятий.
- 7 подарков, которые поощряют детские игры Джанет Лэнсбери
- Игра для детей от Сиэтлского учебного центра
Чтобы узнать о положительном влиянии программ MSU Extension на детей и семьи, ознакомьтесь с нашими отчетами о воздействии за 2016 год: “Подготовка маленьких детей к успеху” и “Подготовка будущего поколения к успеху”. Дополнительные отчеты о воздействии, подчеркивающие еще больше способов положительного воздействия программ Michigan 4-H и MSU Extension на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить на сайте Michigan 4-H.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension. msu.edu/newsletters. Чтобы связаться с экспертом в вашем регионе, посетите https://extension.msu.edu/experts или позвоните по телефону 888-MSUE4MI (888-678-3464).
Была ли эта статья полезной для вас?
Физическая активность в раннем детстве
Физическая активность должна быть интегрирована в жизнь детей младшего возраста, чтобы создать основу для движения и активности, которая будет сопровождать их всю оставшуюся жизнь.
Физическая активность необходима для развития ребенка. Это помогает заложить основу для активной и здоровой жизни.
Что означает физическая активность для детей младшего возраста?Сидячая деятельность, такая как просмотр телевизора или игра в компьютерные игры в течение многих часов, а также ограниченное передвижение в коляске, вредны для развития ребенка. Эти действия не являются физическими действиями. Это определенно не включает физическую активность для взрослых, такую как физические упражнения или посещение тренажерного зала. Для маленьких детей физическая активность означает возможность двигаться и играть с другими детьми.
Дети более активны на улице, чем в помещении. Хотя они, похоже, также занимаются различными физическими упражнениями в помещении, в основном это занятия легкой интенсивности.
Почему им нужно быть активными?Именно в раннем детстве дети охотнее пробуют новые виды деятельности. Физическая активность способствует здоровому росту и развитию. Это помогает построить более здоровую композицию тела, более крепкие кости и мышцы. Это также улучшает сердечно-сосудистую систему ребенка. Физическая активность помогает в развитии моторных навыков, концентрации и мышления.
Физическая активность должна быть интегрирована в жизнь детей младшего возраста, чтобы создать основу для движения и деятельности, которая будет сопровождать их всю оставшуюся жизнь. Дети, у которых в детстве был более высокий уровень физической активности, скорее всего, будут более активными даже после взросления. Это важно для улучшения здоровья и самочувствия.
Физическая активность с раннего возраста имеет различные преимущества, выходящие далеко за рамки физического развития. Ребенок может физически, умственно, социально и эмоционально развиваться, принимая участие в физической активности. Все более широкое использование технологий, классных комнат и детских садов, ориентированных на умственную деятельность, а не на физическую, привело к сокращению двигательной и физической активности детей.
Школа или детский сад, которые также уделяют время физической активности, принесут пользу ребенку. Увеличение движения и физической активности формирует у ребенка здоровые привычки и имеет многочисленные преимущества для ребенка. Это помогает повысить уверенность в себе, самооценку, а также развить более здоровые социальные, когнитивные и эмоциональные навыки. Это также помогает в развитии силы, уверенности в себе, концентрации и координации с раннего возраста.
Недостаток физической активности в раннем детствеНедостаток физической активности в раннем детстве может вызвать множество проблем со здоровьем.