Разное

Как учить бх: Как постигать медицину: биохимия

Как постигать медицину: биохимия

Итак, ты — студент второго курса медицинского университета. Ты только пару месяцев назад сдал биологию и химию, но уже хочется чего-то нового, почти медицинского. И тут в расписании тебе на глаза попадается биохимия. «Ну, химию мы все в школе сдавали, и зачет на первом курсе по ней простой был, тоже будет несложно», — думаешь ты. Но потом приходишь на пару, видишь на стене цикл Кребса, апоптоз, гликолиз или пути распада билирубина, или еще что-то масштабное и непонятное. Вроде также куча реакций, как и на химии, но соединения, а также их метаморфозы — сложнее. Везде формулы, везде реакции, длинные названия ферментов в 30 знаков, а самое главное, непонятно, что откуда берется и как получается. И если с самого начала не разобраться, КАК УЧИТЬ БИОХИМИЮ, полюбить этот предмет будет почти невозможно.


Биохимия (биологическая химия, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых организмов, а также о лежащих в основе их жизнедеятельности химических процессах.


Нам, как врачам, медицинская биохимия нужна, чтобы связать в единое целое функционирование разных органов, понять причинно-следственные связи в организме, назначать и интерпретировать результаты лабораторных исследований (биологических жидкостей, биоптатов и т. д.). К примеру, именно на биохимии вы поймете, как отсутствие буквально одного фермента вызывает тяжелое заболевание (ферментопатия), почему витамины так важны для организма, или же узнаете, каким способом можно ускорить липолиз (всякий, кто интересуется обменом веществ с практической стороны, не пожалеет о потраченном времени).


Все клинические дисциплины базируются на фундаментальных медико-биологических дисциплинах: анатомии, биохимии, физиологии, микробиологии, патанатомии и патофизиологии. Убираем что-то одно — и остается большая пропасть в голове и ничем не обоснованные гадания о типе болезни, ее причинах и стратегиях лечения.

Как не терять время зря

Итак, основные советы для изучения биохимии:


1) Сразу типичный совет: старайтесь не зубрить. Некоторые вещи типа лабораторных показателей, формул и т. п. таки придется запомнить, но часто при освоении материала необходимо опираться на логику, имеющиеся знания по предыдущим предметам, понимание процессов.
Зубрить — это самый тяжелый путь, под силу не каждому. А биохимия невероятно логичный предмет (в плане логики построения и номенклатуры названий не уступает химии), и если действительно в ней разобраться, учиться станет намного приятнее и интереснее.


2) Поатомно запоминать придется далеко не все формулы.
Достаточно запомнить лишь основные и изучить, как из одного вещества получается другое. Первая тренировка с формулами будет при встрече с аминокислотами. Часто они отличаются заместителями, и запомнив основной скелет, можно легко из него «доделать» еще несколько аминокислот.

3) В учебниках никогда не пропускайте схемы, таблицы и рисунки. Они значительно облегчают усвоение. Будет еще лучше, если вы начнете рисовать свои.
Биохимия — это предмет, который можно учить на схемах и атласах, и достаточно часто текст учебника или лекций использовать только в качестве пояснений.

4) Рисуйте. Рисуйте формулы, реакции, схемы, да и вообще любую наглядную информацию. Только самостоятельно нарисовав и объяснив себе метаболический путь, вы действительно разберетесь в нем.

5) Если начали учить последовательность реакций, не прекращайте на середине.
Как показывает опыт, лучше с самого начала разобраться в какой-то схеме до конца. В биохимии все реакции исходят одна из другой (это называется метаболический путь), и если понять их логику и довести до конца, они станут понятны. Не обязательно учить саму реакцию, можно просто понять, какая модификация происходит (часто это легко выясняется по названию фермента).

6) И наоборот, изучайте один путь за раз. Если вы попытаетесь одновременно выучить все (или несвязанные) метаболические пути, то высок риск запутаться и как следует не запомнить ни один из них. Лучше сосредоточиться на одном пути и посвятить время только ему одного, прежде чем перейти к изучению другого.

7) Не переходите к следующей реакции в пути, если не поняли предыдущую.
Нельзя вырвать какой-то кусок и надеяться, что прокатит. Не прокатит! Так что уделите лучше еще немного времени предыдущей реакции.

Соблюдая эти правила, вы сможете избежать несистемности знаний. Как в любом предмете, ваш успех в биохимии будет зависеть от качества и сохранности приобретенных знаний за прошлые годы. А последующий успех в учебе, что логично, будет зависеть от знаний по биохимии.

Несколько «китов» биохимии

В биохимии есть несколько особо важных разделов, изучение которых откладывать не стоит никоим образом. На них зиждется изучение всей биохимии, и без этих знаний углубляться в изучение предмета не стоит.


Раз и навсегда стоит выучить:

1) Главные азотистые основания. Их всего пять, а их знание значительно облегчит жизнь.


2) Аминокислоты и витамины (которые в 90 % случаев являются кофакторами). Выучите, как таблицу умножения. Потом будете радоваться, что это сделали.

3) Типы реакций и как они идут.
Это общие принципы, по которым идут реакции. К примеру, прямое окислительное дезаминирование аминокислот. Если вы разберетесь, вам будет достаточно знать, какие реакции идут по данному пути. Написать реакцию не составит труда, так как все они однотипные.

4) Химическую номенклатуру и классификацию ферментов
Лучше потратить немного времени и разобраться в них, чем потом мучительно запоминать такие названия, как глицеральдегид-3-фосфат или гипоксантин-гуанин-фосфорибозилтрансфераза.

5) Катаболизм, анаболизм питательных веществ и их стадии.
Не в формулах, а просто чтобы знать где какая из стадий протекает, и понимать, что при катаболизме мы расщепляем в большинстве случаев до простых соединений, как CO2, вода, аммиак, а при анаболизме чаще всего происходит синтез сложных веществ из более простых (глюконеогенез, фотосинтез).

6) Лабораторные показатели анализов. Да, много цифр. Да, самих показателей много. Но это надо знать, так как разбираться с анализами придется на протяжении всей учебы. Почти невозможно найти патологические изменения в анализе, если не знаешь нормальные.

Данных разделов вполне достаточно, чтобы начать изучение метаболических путей — самой важной части биохимии.

Как не запутаться

Метаболические пути — это последовательно связанные серии химических реакций, происходящих внутри клетки. Реагенты, конечные и промежуточные продукты реакций называют метаболитами. Они поэтапно модифицируются в серии химических реакций, катализируемых ферментами.


Особенность метаболических путей в том, почти все метаболиты будут использоваться в других метаболических путях, за исключением небольшого числа, которые выводятся из организма.
Большинство метаболических путей часто представлены в учебниках в виде цепочки реакций, где продукт одной реакции становится субстратом следующей. Существует несколько типов метаболических путей:

1) Линейный метаболический путь
Каждая реакция линейного пути генерирует только один продукт, который является реагентом для следующей реакции в пути.

2) Разветвленный метаболический путь
Такие пути обычно генерируют два продукта, каждый из которых имеет свою метаболическую судьбу.

3) Циклический метаболический путь
Циклические пути содержат несколько метаболитов, которые регенерируют в течение каждого хода цикла, и служат как реагентами, так и продуктами в каждой реакции. То есть циклический путь и начинается, и заканчивается одним и тем же веществом.

Такой способ записи значительно отличается от принятого в школе, но к нему придется привыкнуть, так как даже в более серьезной литературе очень сложно найти подробно расписанные реакции в виду их масштабности и сложности.


В организме есть несколько основных метаболических путей:

1) Цикл трикарбоновых кислот Кребса (система биохимических реакций, посредством которой организм получает основную энергию в результате окисления пищи)

2) Пентозофосфатный путь (прямое окисление глюкозы, в результате которого происходит укорочение молекулы глюкозы на один атом)

3) Гликолиз (сложный ферментативный процесс распада глюкозы до пирувата)

4) Глюконеогенез (метаболический путь, приводящий к образованию глюкозы из неуглеводных соединений)

5) Бета-окисление (метаболический процесс распада жирных кислот)

6) Биосинтез жирных кислот (метаболический путь, в результате которого происходит образование жирных кислот из более простых соединений)

7) Орнитиновый цикл (циклический ферментативный процесс, состоящий из последовательных превращений аминокислоты орнитина и приводящий к синтезу мочевины)

Чтобы не запутаться в них стоит твердо знать, какой путь за что отвечает. К примеру, глюконеогенез — это синтез глюкозы из неуглеводных компонентов: лактата, пирувата, кетокислот, аминокислот. Из этого можно сделать вывод, из чего и что именно у нас должно выйти в конце. Для каждого пути стоит помнить начальное вещество и конечное, а для циклов — как он будет замыкаться. Это важно, так как каждый из основных путей состоит из как минимум пяти реакций, происходящих одна из другой. Крайне сложно составить путь, если не знаешь, к какому результату должен прийти.


Существует несколько типов биохимических реакций:

1) Присоединение

Это реакции, в результате которых атомы или молекулы присоединяются по кратным связям.

2) Отщепление (Элиминирование)

Процесс, обратный присоединению — отщепление молекул воды с образованием двойной связи.

3) Диссоциация

Перенос протона на основание.

4) Протонирование

Перенос протона на молекулу кислоты.

5) Замещение

Замена одной функциональной группы на другую.

6) Окислительно-восстановительные реакции.

Это химические реакции, протекающие с изменением степеней окисления путем перераспределения электронов между атомом-окислителем (акцептором) и атомом-восстановителем (донором).
Именно окислительно-восстановительные реакции обычно вызывают затруднения.

Начав изучать метаболические пути, вы обязательно наткнетесь на окислительно-восстановительные реакции. Не стоит их пугаться, они не такие сложные, как может показаться, и в большинстве случаев в них, как в школе, не получается совершенно другое вещество.

К примеру, вот заключительная реакция второй стадии катаболизма питательных веществ — окислительное декарбоксилирование пирувата. Мы знаем, что окислительно-восстановительными называются реакции, сопровождающиеся переносом электронов от донора к акцептору. Все реакции реакции данного типа будут сопровождаться тем, что вещество-донор (в нашем случае пируват), будет отдавать Н+ в пользу НАД+, а также от НS-КоА при присоединении к пирувату, будет отщепляется Н+ также в пользу НАД+. В результате акцептор НАД+ в ходе реакции превращается в НАДН+Н+, а донор в текущей реакции — в ацетил-КоА.

На таком принципе построены все реакции окислительного декарбоксилирования. В случае реакций окислительного дезаминирования изменится только то, что отделяться от донора будет NH3, а не СО2. Стоит один раз в них разобраться, чтобы потом спокойно писать. Присутствуют еще обратные реакции, когда наоборот, от НАДН+Н+ в ходе реакции отщепляются электроны и присоединяются к веществу. В таких случаях делается все то же самое, только в обратную сторону. Есть еще один тип окислительно-восстановительных реакций — окислительное фосфорилирование. Порядок написания реакции такой же, только коферментом будет ФАД и будет получаться ФАДН2. Понимание схемы написания реакций такого типа позволит без больших усилий писать десяток реакций метаболических путей.

Лайфхаки

В любой сфере есть свои секреты, помогающие облегчить жизнь. Биохимия не исключение. Много поколений студентов медицинских ВУЗов искали способы упростить изучение предмета. Интернет полон различных лайфхаков, надо просто найти или придумать свой.


1) Попробуйте использовать мнемотехники.
Для запоминания названий соединений в метаболических путях существуют специальные стихи. Классическим примером является такой стих-мнемоника о цикле Кребса:

ЩУКа съела ацетат, получается цитрaт,
Через цисaконитaт будет он изоцитрaт.
Вoдoрoды отдaв НАД, oн теряет СО2,
Этoму безмернo рaд aльфa-кетоглутaрaт.
Окисление грядет — НАД похитил вoдoрoд,
ТДФ, коэнзим А забирают СО2.
А энергия едва в сукциниле пoявилась,
Сразу АТФ рoдилась и oстался сукцинат.
Вот дoбрался он дo ФАДа — вoдoрoды тому надo,
Фумарат воды напился, и в малат oн превратился.
Тут к малату НАД пришел, вoдoрoды приобрел,
ЩУКа снoва oбъявилась и тихoнькo затаилась.

Еще есть вот такой способ:


«Целый ананас и кусочек суфле сегодня фактически мой обед»
ц — цитрат
а — (цис)-аконит
к — (альфа)-кетоглутарат
с — сукцинил-КоА.
с — сукцинат
ф — фумарат
м — малат
о — оксалоацетат

Запоминалка для незаменимых аминокислот:


Валя изобрела лейку, Лиза метлу, Феня трещит трижды.

А если аминокислоты расположить в соответствии с химическими свойствами радикалов, то их названия запоминаются таким описанием осеннего пейзажа.


Алый вальс. Летит из лога — аланин, валин, лейцин, изолейцин
Медь прощаний, трав финал. — метионин, пролин, триптофан, фенилаланин
Глина серая, тревога, — глицин, серин, треонин
Церемонность, тишина. — цистеин, тирозин
Аспидные глуби листопада — аспарагин и аспарагиновая кислота, глутамин и глутаминовая кислота, лизин.
Падают в гигантские аркады. — гистидин, аргинин.

Есть способ, согласно которому вы запоминаете названия в виде образов. Например, Щавелево-Уксусная Кислота — ЩУКа.

2) Изменяйте запись формулы, если она для вас непонятна.

К примеру, это реакция прямого окислительного дезаминирования глутамата. Однако глутамат записан крайне непривычно для человека, который учил аминокислоты. Взглянув на формулу, с первого раза сложно понять, что это именно глутамат. Поэтому проще взять и записать формулу так, как выучил и посмотреть, что в ней по итогу изменится.

Вариант из учебника

Наш вариант

Учебные материалы

Приводим подборку учебников, которые прекрасно справляются со своей задачей. Основные учебники достаточно полноценны и практически исчерпывают список экзаменационных вопросов. Также есть несколько других известных учебников, которые могут чуть подробней рассматривать некоторые моменты, и тем самым расширить ваш арсенал знаний.

Ключевые учебники по изучению медицинской биохимии:

Основной эшелон:

1. Северин Биохимия. изд 5. 2016 г ГЭОТАР. на 700 с лишним страниц. Следует отличать его от упрощенного варианта на 300 страниц. Самый ходовой и идеально вписывающийся в программу медицинского вуза учебник. Именно Биохимия Северина чаще всего выдается в библиотеках университета.

2. Основы биохимии Ленинджера. Классический величественный трехтомник, более универсален, охватывает гораздо больше тем. Содержит интересные задачи. Иной подход к структурированию материалов, больше разнообразия. Свежий переводной вариант — Нельсон, Кокс, издательство «Лаборатория знаний», третье издание. 2017. Часто содержится в количестве 1-2 комплекта на кафедру, личный экземпляр влетит вам в 6-9 тысяч, но вы не пожалеете.

Резерв:

1. Комов, Шведова, Биохимия. Легкий компактный вариант, но для глубокого изучения предмета его недостаточно. Иногда проясняет те моменты, которые не изложены в Северине, поэтому неплохим вариантом будет использовать эти 2 учебника в тандеме.

2. Сайт Тимина О. А. https://biokhimija.ru Изложено коротко, упрощенно и очень понятно. Удобная навигация, много схем и все они описаны.

3. Березов, Коровкин «Биологическая химия».
Достаточно сложный учебник, в который входят темы, которых нет в программе. Но если вы действительно увлечены биохимией, стоит его изучить.

Ключевые учебники по изучению клинической биохимии:

1.  Ткачук. Клиническая биохимия. Рассчитан не на простого студента, а на людей, которые уже имеют базовые знания биохимии и стремятся их углубить. Рекомендуется тем, кто проходит данную дисциплину, ординаторам, практикующим врачам-клиницистам и очень продвинутым студентам-медикам.

2. Маршалл В.Д. Клиническая биохимия. Книга содержит большое количество наглядной информации в схемах, таблицах. Также в ней есть отличная подборка клинических примеров. Рассчитана на студентов-биохимиков, преподавателей и врачей.

3. Клиническая лабораторная диагностика, национальное руководство.

Англоязычная литература

Актуальность англоязычных учебников гораздо меньше ввиду наличия переведенного учебника Ленинджера. Но тем не менее:

1) BIOCHEMICAL PATHWAYS: AN ATLAS OF BIOCHEMISTRY AND MOLECULAR BIOLOGY. Атлас.

2) Biochemistry / Roger L. Miesfeld, Megan M. McEvoy

3) Jeremy M. Berg ohn L. Tymoczko Gregory J. Gatto, Jr. Lubert Stryer Biochemistry

4) Mary K. Campbell Biochemistry

5) Textbook of BIOCHEMISTRY for Medical Students D. M. Vasudevan.

Как выучить биохимию за неделю • Статьи • Кировская Молекулярная Биология

  1. Статьи
  2. Как выучить биохимию за неделю

Как выучить биохимию за неделю

Биохимия (биологическая, или физиологическая химия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности. О том, как выучить биохимию за неделю, я и хочу вам рассказать.

Итак, вопрос: как выучить биохимию за неделю
Ответ: никак. Ни-как! Вообще. В принципе. Биохимия не учится ни за неделю, ни за две. 
 
Термин «биохимия» эпизодически употреблялся с середины XIX века, в классическом смысле он был предложен и введен в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нойбергом. 
 
Биохимия находится на стыке нескольких наук, прежде всего — биологии и химии. Кроме того – физика и математика. Это база. Основа, если хотите. Данные нарабатывались более ста лет учеными всего мира, систематизировались такими зубрами как Ленинджер и Страйер более двадцати лет – а вы ЭТО за неделю выучите? 
Очень смешно…
 

Вот вам маленький кусочек из Biochemical Pathway Maps. Ниже него – сильно уменьшенная копия. В реальном размере это здоровенный постер площадью около 12 квадратных метров. У нас в лаборатории такой был. Посмотришь – и офигеешь от реального размера своих знаний…


В реальном размере на нее можно посмотреть на сайте  – там склейка из кусков, потому что одним файлом такую картинку не один браузер не отрисует, повиснет.
 
Надеюсь, что я смог донести до вас мысль, что с нуля, «прокосив» и пропустив все занятия  – за неделю биохимию выучить невозможно.
 
Ну а теперь можно поговорить о том, как нужно учить биохимию. Будет сложно, но это не тот предмет, который дается легко. 
 
Что нам понадобится
 
Математика
Не высшая математика, а, в основном арифметика и таблица умножения – молекулы АТФ считать и реакции уравнивать. Но и «вышка» тоже понадобится, не расстраивайтесь…

 
Физика и физхимия
Обязательно понадобится, как только разговор пойдет о ферментах. Да и раньше тоже – конформации белка и ДНК, межмолекулярные взаимодействия… Да, держится всё на химических связях, но складывается в причудливые формы – за счет и химических, и физических взаимодействий. О, изомерию забыл! Левовращающие, правовращающие… брр!
 
Химия
О-о-о-о. ..да! Химии будет чуть менее, чем полностью. И самой пакостной из ее разновидностей – органической. Как вспомню, так вздрогну: водород, кислород, углерод, азот – а поди ж ты, из четырех элементов можно таааких жупелов навертеть! А если это добро еще немножечко сдобрить приправами в виде серы, железа, меди и редкоземельных металлов – ребята, я вам не завидую… головняк обеспечен.
Ну-ка, кто навскидку скажет, что такое реакции нуклеофильного замещения? Во-во… Проспали и прогуляли органику – готовьтесь к проблемам.
 
Импортные языки
Так исторически сложилось, что международными языками, из значимых, для накопления и обмена научной информацией по очереди были: латынь, голландский, немецкий, французский, английский. Латынь заняла свою нишу у медиков и биологов-систематиков, немецкий – до сих пор активно используется в публикациях у химиков-органиков и химиков-синтетиков, английский актуален и сейчас. Львиная доля терминологии в биохимии – либо химические классификаторы по ИЮПАК, либо тривиальные названия, а они, зачастую – калька с латыни или английского. Базовые знания этих языков вам очень сильно помогут. 
Например: вазопрессин – от латинского vasa – сосуд и presso – давлю. Он же – антидеуретический гормон. Анти-диуретик. Против образования мочи, короче. Значит, влияет на всасывание воды в почках, значит, влияет на давление крови в сосудах. Из термина, зная происхождение слов, спокойно восстанавливается функционал. Вывод: свободно говорить и не надо, тем более на латыни – мертвый язык, носителей фонетики не осталось – но знание терминов и умение раскидать их на запчасти – пригодится.
 
Время
Это то, чего вам будет катастрофически не хватать. И не только вам. Это то, что утекает сквозь пальцы. Это то, что профукивается на всякую ерунду…
  С одной стороны, на биохимию министерство образования сейчас щедро отстегнуло аж целых 36 часов. Тридцать шесть! Аж!.. 
Вы не поверите, но на биологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в начале 2000-х на биохимию отводилось 335 часов, из них – 240 аудиторных.
И этого было МАЛО! Это понимали все – и преподы, которые старались вколотить в нас за это время по максимуму, и даже такие раздолбаи, как я, понимали – мало… 
 
95 часов было заложено на самоподготовку. Откуда, собственно, и разница: 335-240=95. 
 
Я биохимию сдавал мучительно… Это один из тех предметов, где я не прогулял ни одного занятия – лекции, семинары, практикумы – посещалось все. И все равно – ощущение того, что я не догоняю чего-то оно все больше крепло. Тут и вылезли пробелы по органике. Потом оно навертело на себя, как снежный ком…
Да, биохимию я сдал. Но потом – все равно доучивал, то, что пропустил. И на курсовой пригодилось, и на дипломе очень сильно понадобилось, и на работе потом икнулось многократно все пробелы и дыры в знаниях.
 
Сейчас я могу сказать, что биохимия – самый сложный, и, пожалуй, самый интересный предмет за весь курс обучения. 
Я серьезно. 
Физиология в конечном итоге упирается в биохимию, биотехнология – это надстройка над биохимией, не более того. То, что изучают и «первооткрывают» биохимики, после первооткрытия и изучения, обкатав методику, передают биотехнологам, которые и варят изученное в промышленных масштабах, будь то пиво, йогурт, или новый вид клея или витаминов. Иммунология и фармакология – опять уперлись в биохимию.
 
Так вот, возвращаясь к министерству образования и учебным планам. Открою вам страшную тайну: количество часов урезали, а предмет – все тот-же, в том же самом объеме, каким был 10 лет назад. Нам тогда 335 часов было мало…
 
А сейчас считается, что современный студент сам в состоянии освоить этот курс. Да-да, поинтересуйтесь в учебной части, сколько часов на самообучение заложено в учебном плане. Вы будете сильно удивлены… Считается, что вы сами, добровольно, после занятий, вместо пития вкусного пива и сидения во вконтактике (танчиках, еще какой-нибудь игрухе) будете вдумчиво читать учебник по биохимии и прорешивать задачи. 
 
А теперь о том, как выучить биохимию

 
Ходите на все занятия
Их и так очень мало, информация дается сжато. Десять лет назад, пропустив один час аудиторных занятий я бы пропустил 0,2% данных. Если вы сейчас пропустите один час – вы потеряете 2,7% данных. Десять часов прогулял – пропустил четверть курса. Нормально, чо… Без этой четверти курса еще половина курса просто пролетит мимо мозга, потому что постоянно будут отсылки и ссылки на предыдущий материал – а вы его прогуляли…
 
Приходите вовремя
Я не буду говорить о том, что опоздание это неуважение к преподу. Про то, что точность – вежливость королей, а неточность – вежливость снайперов. К чему изрекать банальности?
Еще раз – времени на предмет отведено не просто мало, а крайне мало. И каждый хронический опоздун крадет минуту-две не только у преподавателя, но и у своих одногруппников. Академический час – это 45 минут. Два опоздуна на каждом занятии “съедят” 72 минуты – к паре на минутку опоздал, и с перерыва задержался… Потом шумно и вальяжно, как боярин, неспешно прошествовал к своему месту и воссел на трон.
В итоге опозданцы украдут у вас 72 минуты, а это 3,3% процента недополученных вами данных. Ваши “товарищи” украли у вас это время. Много это или мало?
Задумайтесь над этим…
Расчеты я вел, кстати, исходя из астрономического часа, так что цифры будут другие в сторону увеличения…
 
Задавайте вопросы
Всегда спрашивайте и переспрашивайте. Поймите, если вы не поняли что-то – всегда нужно переспросить. Лучше немедленно, если стесняетесь – спросите после занятия. Совсем стремно – на сайте вопрос задайте. Хотя как по мне – лучше в семестре выглядеть дураком, а в конце унести в клюве пятерку-автомат, чем важно молчать – и нифига не понимать.
Я протупил в свое время – нужно было задавать вопросы… 
Сам дурак, сам себе геморрой на ровном месте обеспечил.
Но все равно обидно.
 
Ведите конспект
Конспект лекций – это ваша палочка-выручалочка. Именно ваш, написанный собственноручно. Чужой конспект это совсем не то.
Самая страшная ошибка, которую вы можете совершить – это скачать конспект лекций, написанный преподавателем, и искренне считать, что там есть ответы на все вопросы. Это не просто ошибка – это, блин фатал эррор… Конспект преподавателя, это его личный конспект. Препод писал конспект для себя, это его шпаргалка, если хотите. Это всего лишь содержание лекции. Если препод в своем конспекте наткнется на слова … и тут рассказать про гормоны, то он будет рассказывать про гормоны. А вы должны записывать. Потому что, если препод и так помнит все, что он должен рассказать про гормоны, ему достаточно увидеть свою пометку, просто чтобы не забыть.
 
А если вы, прогуляв все лекции, откроете чужой конспект (то есть преподский), то что вы там про гормоны найдете? Правильно – ни-че-го! 
И, если уж на то пошло – препод не обязан вам раздавать свои конспекты. Лекции читать, занятия проводить, контрольные – обязан. Оценивать знания – обязан, это его работа. Но вот раздавать свои конспекты – этого ни в одной должностной инструкции нет. Это все от безысходности, если хотите… Времени мало, вот и раздают.
 
Прорабатывайте материал
Да – лениво. Да – пиво. Да – девки румяные… Да, права надо на авто получить, и в драмкружок записаться, и в КВД после румяных девок антибиотиками курс проколоть нужно – я все это прекрасно понимаю. Масса Очень Важных и Офигительно Нужных Дел… Но, обязательно, найдите время после лекции: ваш сегодняшний конспект, написанный собственноручно. Распечатка конспекта препода по этой же теме. Учебник Ленинджера. Найдите еще раз, все, что проговаривали сегодня. Сверьте информацию. Занесите в свой конспект то, что упустили, бывает. Выпишите те вопросы, которые появились и обязательно их задайте преподавателю. Биохимия, для биологического факультета это базовый предмет. Если вы на биофак попали случайно, типа пофиг где «учиться», лишь бы «корку» дали – биохимию все равно придется учить, хотя бы ради корки. Если вы на биофаке осознанно, и это ваш выбор – вам нужно учить биохимию, это ваш основной предмет. Как математика химия и физика нужна для понимания биохимии, так биохимия нужна для понимания все последующих спецкурсов, уже по вашей специальности.
 
Выбор, впрочем за вами. И я сильно надеюсь, что вы прочитаете это материал ДО поступления, или ДО начала первого курса, а не после того, как упустите и пропустите матан, физику и химию, ту базу, без которой действительно выучить, или хотя бы понять биохимию будет крайне непросто. 
 
Поверьте, догонять колонну в пыли, плетясь в хвосте – не самое приятное занятие.


Метки: студенту биохимия экзамен это полезно знать как выучить биохимию за неделю

Онлайн-обучение бариста, курс кофейного бариста, классы бариста

Холодная пена стала довольно популярной за последние несколько лет, и все же визуально латте с холодной пеной прочно застряли в 1980-х годах. Другими словами: высокий, многослойный напиток в стакане, увенчанный ложкой жесткой пены, похожей на взбитые сливки. Не правда ли…

читать дальше

Около полугода назад Дэн Шусетт из Tricolate познакомил нас с идеей Wet Weiss Distribution, то есть с использованием устройства распределения Weiss для перемешивания влажной кофейной гущи во время варки. Выяснилось, что Weet Weiss Distribution на удивление…

читать дальше

Несколько недель назад, подбадривая Энтони Дугласа на чемпионате мира бариста, мы заметили, что многие порции эспрессо не распределяются поровну между двумя носиками. Вам это кажется безумием? Это были национальные чемпионы бариста…

читать дальше

На чемпионате мира бариста 2017 года многократный чемпион Канады Бен Пут познакомил бариста всего мира с концепцией сублимационной дистилляции — метода концентрирования молока, чтобы сделать его более насыщенным и вкусным. слаще. Метод быстро стал распространенным…

читать далее

ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашей глобальной коучинговой сети BH. Все наши тренеры готовы помочь вам пройти базовые тесты, предоставив все свои знания и опыт, с практическим обучением в своих классах специально для вас.

Найдите своего тренера прямо сейчас!

Barista Hustle — ведущий поставщик услуг онлайн-обучения бариста в кофейной индустрии. Наше портфолио курсов бариста и онлайн-ресурсов охватило миллионы людей, желающих стать бариста. Наша онлайн-школа кофе сосредоточена на вовлечении и инновациях. У нас есть сертификационный курс по каждому аспекту индустрии спешиэлти кофе, от науки о молоке и латте-арта до продвинутого приготовления кофе. В нашей огромной видеотеке вы найдете коллекцию обучающих видеороликов бариста, касающихся всех областей кофейного мира.

Наша миссия в BH – демистифицировать кофе для всех, кто хочет стать бариста. Наша цель — сделать курсы бариста более информативными и доступными. Каждый курс бариста, который мы предлагаем, включает в себя набор сложных оценок, которые дают учащимся шанс получить сертификат. Эти полномочия предлагают бариста далеко идущее доказательство того, что они пересекли базовый уровень профессиональных стандартов бариста. Эта официальная сертификация увеличивает карьерный капитал учащегося и предоставляет работодателям и клиентам доказательства того, что бариста изучил огромное количество литературы, которую мы представляем во всех наших модулях онлайн-обучения бариста.

Для каждого курса бариста, который проходит учащийся, он может сделать свои сертификаты общедоступными.

Это помогает укрепить CV и репутацию Barista Hustle, поскольку исследователи и организаторы курсов для бариста должны вызывать доверие у всех, кто хочет продолжить карьеру в качестве профессионала в области кофе.

Помимо продажи отдельных курсов бариста, мы предлагаем неограниченный доступ ко всем нашим онлайн-ресурсам для обучения бариста посредством ежемесячной подписки. Этот экономичный вариант включает в себя доступ к последним главам нашего новейшего материала. Он включает в себя неограниченный доступ к нашему полному видеоархиву, а подписчики получают 100% бесплатный доступ к нашим мероприятиям и лекциям. В BH мы предлагаем не только онлайн-курсы для бариста, мы также организуем регулярные мероприятия и лекции от известных профессионалов отрасли, а также от нашего собственного основателя и генерального директора Маттера Пергера. Мэтт Пергер — двукратный чемпион мира по бариста, он лично снимается в десятках наших обучающих видеороликов для бариста.

Инструменты BH . Дизайн всей продукции BH является прямым результатом опыта Мэтта Пергера в качестве бариста, обжарщика и тренера. Он лично наблюдает за всеми проектами и прототипами наших инструментов бариста. В дополнение к нашему культовому дизайну трамбовки совсем недавно мы представили ряд чаш для каппинга, которые можно штабелировать, они легкие и практически не поддаются разрушению. Наши проекты призваны дополнить наше онлайн-обучение бариста, представляя нашим учащимся пример точности и мастерства, которые мы стремимся выявить на всех наших курсах бариста.

Barista Hustle — ведущий онлайн-провайдер обучения бариста в кофейной индустрии. Наше портфолио курсов бариста и онлайн-ресурсов охватило миллионы людей, желающих стать бариста. Наша онлайн-школа кофе сосредоточена на вовлечении и инновациях. У нас есть сертификационный курс по каждому аспекту индустрии спешиэлти кофе, от науки о молоке и латте-арта до продвинутого приготовления кофе. В нашей огромной видеотеке вы найдете коллекцию обучающих видеороликов бариста, касающихся всех областей кофейного мира.

Наша миссия в BH – демистифицировать кофе для всех, кто хочет стать бариста. Наша цель — сделать курсы бариста более информативными и доступными. Каждый курс бариста, который мы предлагаем, включает в себя набор сложных оценок, которые дают учащимся шанс получить сертификат. Эти полномочия предлагают бариста далеко идущее доказательство того, что они пересекли базовый уровень профессиональных стандартов бариста. Эта официальная сертификация увеличивает карьерный капитал учащегося и предоставляет работодателям и клиентам доказательства того, что бариста изучил огромное количество литературы, которую мы представляем во всех наших модулях онлайн-обучения бариста.

Для каждого курса бариста, который проходит учащийся, он может сделать свои сертификаты общедоступными. Это помогает укрепить CV и репутацию Barista Hustle, поскольку исследователи и поставщики курсов для бариста должны обеспечить доверие к любому, кто хочет продолжить карьеру в качестве профессионала в области кофе.

Помимо продажи отдельных курсов бариста, мы предлагаем неограниченный доступ ко всем нашим онлайн-ресурсам для обучения бариста посредством ежемесячной подписки. Этот экономичный вариант включает в себя доступ к последним главам нашего новейшего материала. Он включает в себя неограниченный доступ к нашему полному видеоархиву, а подписчики получают 100% бесплатный доступ к нашим мероприятиям и лекциям. В BH мы предлагаем не только онлайн-курсы для бариста, мы также организуем регулярные мероприятия и лекции от известных профессионалов отрасли, а также от нашего собственного основателя и генерального директора Маттера Пергера. Мэтт Пергер — двукратный чемпион мира по бариста, он лично снимается в десятках наших обучающих видеороликов для бариста.

Инструменты BH . Дизайн всей продукции BH является прямым результатом опыта Мэтта Пергера в качестве бариста, обжарщика и тренера. Он лично наблюдает за всеми проектами и прототипами наших инструментов бариста. В дополнение к нашему культовому дизайну трамбовки совсем недавно мы представили ряд чаш для каппинга, которые можно штабелировать, они легкие и практически не поддаются разрушению. Наши проекты призваны дополнить наше онлайн-обучение бариста, представляя нашим учащимся пример точности и мастерства, которые мы стремимся выявить на всех наших курсах бариста.

Пакет материалов для обучения чтению по математике, уровни B-H — Creative Teaching Press

  • ОПИСАНИЕ
  • ОБЗОРЫ
  • Характеристики

ОПИСАНИЕ

О книгах «Учимся читать»

Книги «Учимся читать» содержат легко читаемые рассказы, стишки и песни, которые привлекают внимание учащихся и способствуют развитию навыков чтения благодаря следующим элементам:

  • Интересные темы для начинающие читатели
  • Юмористические или неожиданные концовки, которые нравятся детям
  • Предсказуемые сюжетные линии с повторяющимся текстом, помогающие начинающим читателям развивать стратегии чтения и укреплять уверенность
  • Иллюстрации на каждой странице, соответствующие тексту, для помощи в идентификации слов, улучшения понимания и расширения словарного запаса
  • Симпатичные, юмористические и привлекательные персонажи, с которыми дети свяжутся и с удовольствием прочитают о них

На основе академического содержания и навыков развития

Книги «Учись читать» привязаны к предметным областям контента, чтобы помочь укрепить важные навыки, основанные на стандартах. На внутренней передней и внутренней задней обложках каждой книги изображено:

  • Обзор фонетических навыков, слов для зрения, словарного запаса, понятий грамотности и других навыков обучения, представленных в каждой книге.
  • Дополнительные занятия, способствующие более глубокому пониманию и интересу к материалу.

Книги, которые любят читать дети!

Мы постоянно слышим от учителей и родителей со всего мира о том, как сильно их ученики ЛЮБЯТ книги «Учись читать» и как книги помогают детям научиться читать. Эта популярная и проверенная временем серия была продана тиражом более 20 миллионов экземпляров, помогая как детям, которые только начинают свой путь чтения, так и тем, кто изо всех сил пытается овладеть навыками грамотности.

Об авторах книги «Учись читать»

Серия книг «Учись читать» была создана командой учителей-ветеранов и экспертов по чтению. Их обширный непосредственный опыт обучения детей чтению, а также их глубокие знания в области исследований грамотности и развития детей помогли создать очень эффективную и увлекательную серию книг для начинающих.

Этот набор из 46 книг посвящен темам математики.

Уровни чтения с подсказками B-H

Идеально подходит для учителей, родителей, домашних школ или любых учебных заведений.

Не упаковано для розничной продажи.

ОБЗОРЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Художественная/документальная литература Документальная литература
Вес 68,7 унции

ВАС ТАКЖЕ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ПРОДУКТ

БЫСТРЫЙ ПРОСМОТР

Артикул: 10647-CK

11,97 $

Эти карты друзей из леса отличаются очаровательным дизайном и красочными лесными животными, которые понравятся учащимся. В комплект входят: 10267 Лесные друзья с днем ​​рождения 10179 Добро пожаловать 10182 Расписание Размеры диаграммы 17 x 22 дюйма. Задняя часть диаграммы включает воспроизводимые элементы и идеи действий.

БЫСТРЫЙ ПРОСМОТР

Артикул: 10272-CK

35,94 $

Никогда не рано начать! Помогите юным ученикам стать финансово ответственными с помощью историй из серии книг «Финансовая грамотность для детей». С помощью милых персонажей Кошки и Собаки дети познакомятся с основными навыками финансовой грамотности, такими как заработок, расходы, сбережения, займы и инвестиции. Сюжетные сюжеты помогут детям стать…

БЫСТРЫЙ ПРОСМОТР

Артикул: 3261

74,64 $

Эта книга размером с пинту делает чтение увлекательным и доступным по цене. Четкий текст и привлекательные рисунки идеально подходят для начинающих читателей. Отлично подходит для чтения в первую очередь, Phonics и ESL / ELL! Поставляется с удобной сумкой для переноски с застежкой-липучкой, в которой хранится полная коллекция из 36 книг для чтения Itty Bitty Phonics. 36 книг и набор сумок для хранения (3261).0003

БЫСТРЫЙ ПРОСМОТР

Артикул: 10648-CK

11,97 $

Эти карты Safari Friends имеют яркий и свежий дизайн и красочных животных, которые заставят учащихся почувствовать себя особенными. В комплект входят: 2793 Сафари Друзья С Днем Рождения 10179 Добро пожаловать 10250 Поощрение Диаграмма имеет размеры 17 x 22 дюйма. На обратной стороне диаграммы показаны воспроизводимые элементы и идеи действий для закрепления навыков.

БЫСТРЫЙ ПРОСМОТР

Артикул: 10643-CK

13,47 $

Раскрасьте все, что вам нужно, с помощью этих диаграмм Color Pop Essentials! Разноцветный горошек с причудливыми рисунками создает свежий и легкий дизайн, который можно использовать где угодно. Идеально подходит для использования в любой школе, офисе, церкви, общежитии колледжа или доме престарелых. В комплект входят: 8691 День рождения 8621 Пустой 5105 Бирюзовая поощрительная таблица размеры 17″ x …

Новый

БЫСТРЫЙ ПРОСМОТР

Артикул: 10824-CK

11,97 $

Яркие цвета и забавный дизайн в этом наборе из трех диаграмм Busy Bees Classroom Essentials делают эти диаграммы стильным способом организации и передачи важной информации в любом классе. Пакет содержит приветственную диаграмму, диаграмму дня рождения и календарную диаграмму.

БЫСТРЫЙ ПРОСМОТР

Артикул: 10641-CK

13,47 $

Распродано

Таблицы из этого набора Bold & Bright Classroom Essentials дополнят самые разнообразные темы и декор в классе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *