Разное

Как школьника научить пересказывать текст: Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов

Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов

Обычная строчка в домашнем задании — «Пересказать текст». К сожалению, сейчас дети часто с этим не справляются в силу того, как работают с читательской грамотностью в школе. Но все можно исправить. Наш блогер, создатель онлайн-школы русского языка Екатерина Бунеева, предлагает очень простой алгоритм.

Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, просмотренных фильмов и передач, прочитанных текстов.

В школьной практике пересказ — это и специальное упражнение, которое учит понимать текст, развивает память и речь, и форма контроля: пересказ показывает, насколько понят текст, как ребёнок владеет устной речью. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным.

Расскажу о том, как можно помочь ребёнку овладеть этим важным умением. Только заниматься нужно регулярно: пересказывать небольшие тексты, которые ребёнок читает сам или вместе с родителями. При этом лучше, чтобы пересказ был мотивирован: например, подготовившись с мамой, ребёнок потом рассказывает содержание прочитанного текста кому-то из домашних. Вот алгоритм подготовки подробного пересказа.

Шаг 1. Ребёнок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задаёт взрослый. Вы должны убедиться, что ребёнок понял текст, иначе он не сможет его пересказать. Конечно, для этого взрослому тоже придётся прочитать и понять его, чтобы сформулировать вопросы.

Шаг 2. Если текст поделён на абзацы, устанавливаем, сколько в нём абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся всё равно разделить его на смысловые части.

Шаг 3. Определяем вместе с ребёнком, о чём говорится в первой части текста, и озаглавливаем её. Находим и подчёркиваем (выделяем) в этой части текста ключевые слова, то есть слова, которые передают основную информацию, с их помощью легче воспроизвести содержание.

Шаг 4. Так же действуем дальше, читая 2-ю часть, и т. д. В результате у нас получается план текста (его надо обязательно записать) и группы ключевых слов каждой части (их тоже лучше записать). Это зрительная опора для пересказа.

Шаг 5. Ребёнок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребёнок перечитает первую часть и проверит себя.

Шаг 6. Так же поочерёдно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.

Шаг 7. Ещё раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребёнок или взрослый).

Шаг 8. Ребёнок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова.


Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из учебника по литературному чтению или по литературе за прошедший год. Для учеников 3 — 5 классов подойдут короткие тексты про ёжика Васю из электронного учебного пособия «Учимся писать без ошибок», 5 класс. Ссылка на него будет в первом комментарии.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Tatyana Vyc

Как помочь ребенку научиться пересказывать текст

Как помочь ребенку научиться пересказывать текст

Юлия Кузнецова 12 августа 2021 8030 Read in English

Прежде всего, необходимо задаться вопросом: почему ребенку трудно пересказывать? Ответ в большинстве случаев очень простой: ему не интересно. Текст не цепляет. А поскольку не цепляет, то ребенок просто «не видит» то, о чем ему надо рассказать. Перед глазами у него не образы, а отдельные слова. Какой ему смысл рассказывать вам о том, что ему совершенно неинтересно? Никакого. Где мотивация? На нуле.

Да, взрослые в таких случаях обычно говорят: «Есть такое слово: надо» или «Он должен научиться делать то, что требуют в школе». Я думаю, что прежде чем ребенку имеет смысл приступить к тому, что он

должен, необходимо дать ему возможность потренироваться на том материале, который он любит. Итак:

1. Начинаем с мультфильмов. Ребенок смотрит любой мультфильм на выбор. А потом вы просите его пересказать ‒ не потому, что надо потренироваться, а потому что вам интересно то, о чем этот мультфильм. В самом деле, дети всегда готовы пересказать события из «Гравити Фолз» или «Сказочного патруля». Попробуйте попросить их об этом!

2. На мультфильмах учим детей структуре рассказа: у любой истории есть начало, середина и конец. Акцентируем на этом внимание ребенка с помощью вопросов:

– Так с чего все началось?
– А зачем он туда пошел?
– А после этого что случилось?
– И чем все закончилось?

Старайтесь дать ребенку возможность подобрать слова и не поправляйте его каждую секунду. Пусть он тянет «э-э-э», произносит «мусорные» слова, вроде «короче», «как бы» и т.

д. Если очень хочется сделать замечание, представьте, что вам нужно пересказать «Тихий Дон». Вы точно обойдетесь без «э-э-э»?

3. Переходим к книжкам. Любимым книжкам! У нас на занятиях с пересказами одна проблема: дети рвутся подробно рассказать, о чем прочитанная книга, но всегда всем не хватает времени. Потому что они готовы пересказывать бесконечно. Секрет очень прост: они говорят о том, что любят. Попросите пересказать САМУЮ простую книгу, прочитанную ребенком. Просто из интереса: «А о чем это? Я не читал!» Можно так поставить вопрос: «Как думаешь, мне стоит это прочитать? А о чем это?»

Иногда детям бывает сложно пересказать даже очень простую историю. В голове видят картинку, а описать не могут. Что делаем? Рисуем! Рисуем пересказ. Это очень действенный метод. Как только на бумаге появляется герой, например, котенок, рассказывать о нем становится гораздо проще.

4. Способ «рисуем пересказ» очень хорошо применять, когда нужно пересказать неинтересный школьный текст. Вместе с ребенком вы пробуете пересказать, о чем вся история, а на каждый новый поворот или опорное слово рисуете картинку-подсказку. Второй этап: ребенок пересказывает текст, глядя на ваши картинки, используя их как план. Образность прекрасно влияет на запоминание, на следующий день ребенок может пересказать историю без картинок. Картинки постарайтесь сделать смешными. Чем ярче образ, тем лучше он врежется в память.

И последний, но очень важный момент. Как часто вы сами пересказываете ребенку истории? С увлечением рассказываете, о чем книга, которую вы читаете, или просмотренный фильм? Да хотя бы просто ‒ как прошел ваш день? Дети учатся у нас всему, в том числе и пересказу. Вы ведь читали сказку «Теремок»? А сможете пересказать? Кто пришел первым – мышка или лягушка? Или вот есть сказка «Гуси лебеди». Легко ли ее пересказать взрослому человеку, вспомнить, что сказала героине яблоня, а что печка?

Прежде чем браться за ребенка, нам самим стоит ввести в привычку пересказывать ребенку ту или иную историю. Не обязательно прочитанную. Можно рассказать о смешном случае по дороге домой. Дети обожают слушать! Поверьте (и проверьте): именно история в вашем исполнении вдохновит их на хороший пересказ.

Юлия Кузнецова

Все главное на Папмамбуке

Подпишитесь на материалы «Папмамбука» – и каждую неделю вы будете узнавать интересное о книгах, их создателях и читающих детях.

Пересказ – Стратегии для учащихся

Что такое пересказ?

Пересказ — это стратегия, используемая для определения того, насколько хорошо учащийся усвоил определенный рассказ. Пересказ может использоваться как эффективный инструмент для улучшения понимания, а также для его оценки (Дженнингс, Колдуэлл и Лернер, 2014, стр. 268). Во время пересказа учителя получают представление о том, как учащиеся объединяют информацию, предлагаемую в тексте. Когда учащиеся наблюдают и анализируют текст во время пересказа, учителя выясняют, какую информацию учащиеся помнят и считают важной. Согласно Дженнингсу, Колдуэллу и Лернеру (2014), чтобы начать пересказ, сообщите учащемуся, что он или она будет пересказывать историю после того, как она будет прочитана (стр. 268). Затем попросите ученика прочитать текст. После прочтения попросите студента рассказать историю так, как если бы он или она рассказывали ее кому-то, кто никогда ее не читал. После того, как учащийся закончит пересказывать информацию, которую он или она помнит из рассказа, вы можете попросить его уточнить некоторые части. Дженнингс, Колдуэлл и Лернер (2014) заявляют, что «эта подсказка важна для неуспевающих читателей, потому что они часто знают об истории больше, чем могут рассказать в свободном воспоминании» (стр. 268).

Лесли и Колдуэлл (2001) и Колдуэлл и Лесли (2008) описывают рекомендации по оценке пересказа. Пересказы должны включать:

  • Присутствие главных героев
  • Определяющие характеристики персонажей
  • Проблема, представленная в рассказе
  • Решение этой проблемы (или конец)
  • События, представленные в последовательном порядке
  • Способности включать только те события, которые важны для истории, и исключать второстепенные события

Признаки того, что пересказ может быть незрелым:

  • Обращение ко всем персонажам как «он», «она» или «они»
  • Подробное описание только первой страницы или части рассказа

Согласно Jennings, Caldwell, & Lerner (2014), «данные свидетельствуют о том, что учащиеся, которые пересказывают истории, улучшают свое понимание» (стр. 269). Понимание прочитанного учащимися улучшается, когда учителя дают отзывы о пересказах.

Визуальные представления

Видео выше показывает, как учитель описывает пример устного пересказа

Мерси Уотсон думает как свинья с использованием веревки для пересказа. Учитель использует верёвку для пересказа, чтобы описать персонажей, обстановку, проблему, в начале, затем, затем и, наконец. Затем учитель объясняет письменный пересказ и показывает завершенный пример той же истории. Этот письменный пересказ включает в себя те же аспекты истории, что и устный пересказ.

На изображении выше приведен пример опорной диаграммы, которую можно показывать в классе, когда учащиеся учатся пересказывать истории. В нем описывается, что учащиеся должны сказать, когда их просят пересказать историю. Это включает в себя описание обстановки, персонажей, проблемы, событий (событий) и решения.

На видео выше показан ученик, демонстрирующий устный пересказ книги Если Дашь Свинье Блинчик. Этот учащийся использует графический органайзер для поддержки этого пересказа. В диаграмме используются те же визуальные эффекты, что и в якорной диаграмме слева, чтобы облегчить понимание учащимися во время пересказа. Когда этот ученик пересказывает ключевые детали, он лучше понимает историю, описывая обстановку, персонажей, проблему, события (начало, середину, конец) и решение.

Примеры области содержимого

Чтение- Стратегия пересказа часто используется при чтении. Студенты участвуют в устных или письменных пересказах после прочтения текста, чтобы лучше понять элементы рассказа. Чтобы пересказывать при чтении, учащиеся могут пройтись по рассказу по картинкам, чтобы помочь в пересказе. Студенты также могут пересказать историю, используя реквизит или картинки. На видео выше показан пример, когда учитель использует верёвку для пересказа истории Мерси Уотсон думает как свинья. Веревочка для пересказа помогает учащимся визуализировать последовательность событий и другие аспекты истории. В письменных пересказах часто используются графические организаторы, которые задают вопросы или предоставляют визуальные эффекты для каждого элемента истории. Учащиеся начальных классов могут пересказать историю, используя картинки.

Математика- В математике пересказ может использоваться учащимися как средство объяснения и описания того, как они смогли решить данную задачу. Это может вовлечь учащихся в разработку каждого шага, который они предприняли для решения проблемы, и объяснить свои рассуждения о том, почему они выполнили эти шаги, в том числе, имеет ли каждый шаг смысл, учитывая решаемую проблему. Пересказ студентами математических процедур также должен включать в себя, когда использовать процедуру и определение этой концепции или процедуры. Пересказ также можно использовать в математике таким образом, чтобы учащиеся пересказывали то, что сказал другой ученик или учитель, когда дело доходит до решения задачи.

Наука- Пересказ можно использовать в науке, привлекая учащихся к описанию наблюдаемого эксперимента или эксперимента, который они провели сами. Учащиеся могут пересказать этапы, которые были задействованы при выполнении эксперимента, и рассказать о гипотезах. Эта процедура должна быть описана в последовательном порядке, который следует за процессом. Учащиеся могут описать, каким был ожидаемый результат в эксперименте, и сообщить о результате или решении, в том числе о том, был ли этот результат тем, что ожидалось изначально. Студенты также должны рассказать о переменных эксперимента в пересказе.

Социальные науки – Стратегию пересказа можно легко использовать в социальных исследованиях, когда учащиеся узнают об основных событиях и исторических личностях. Учащиеся могут пересказать, в чем заключалась проблема или конфликт в основном событии, а также описать решение или результат этого события. Это может включать пересказ «кто, что, когда, где и почему» о конкретном событии в истории, чтобы продемонстрировать понимание. Когда учащиеся пересказывают основные события, важно обращать внимание на то, как они упорядочивают события в начале, в середине и в конце, а также как они описывают обстановку, где и когда произошло событие.

7 способов попрактиковаться в пересказе, которые не усыпят ваших учеников!

Когда я перешел из детского сада во 2-й класс, я обнаружил кое-что немного шокирующее: не все мои второклассники умели пересказывать истории! Поскольку мы так много работали над этим навыком в детском саду, я предположил, что дети освоят его ко второму классу. Но… не так уж и много.

Как я понял, пересказ — это то, что дети должны практиковать снова… и снова… и снова. Но как сохранить интерес, если студенты должны практиковаться в пересказе из года в год? В этом посте я опишу 7 увлекательных способов попрактиковаться в пересказе – это не усыпит ваших учеников!

1. Дайте учащимся цель для пересказа.

Дети должны понимать, почему мы просим их что-то сделать, и пересказ не является исключением. Когда я говорю о пересказе, я использую такой язык:

  • «Пересказ — отличный способ поделиться информацией о тексте с другими людьми».
  • «Пересказ — это хороший способ запомнить прочитанное и проверить, действительно ли вы поняли текст».
  • «Если бы вы только что закончили эту историю и захотели рассказать о ней своему другу, что бы вы сказали, чтобы объяснить самые важные части?»
  • «Если бы мама/папа спросили вас, о чем вы читаете, что бы вы сказали о начале, середине и конце?»

2. Обеспечьте предсказуемую структуру, чтобы подготовить учащихся к успеху.

Когда дети «мысленно организуют» части истории, им будет легче ее пересказывать. Вы можете научить их думать о начале, середине и конце, и пусть они напишут или нарисуют картинку для каждой части (графический органайзер из моего блока пересказа для К-1):

Я также видел, как учителя использовали структуру под названием «Кто-то хотел, но так», чтобы помочь учащимся структурировать свои пересказы. Подробнее об этой стратегии можно прочитать здесь.

3. Позвольте детям практиковаться в пересказе таким образом, чтобы учитывать их индивидуальные предпочтения.

Некоторые учащиеся могут захотеть нарисовать, написать или обсудить это с другом. Если все они прибывают в одно и то же место (научитесь пересказывать историю), почему бы не позволить им выбирать, как они туда доберутся? Предоставление выбора также является отличным мотиватором!

(Еще одна идея: если вы хотите, чтобы весь класс создал иллюстрированный пересказ, возьмите немного плотной бумаги и попросите их нарисовать классную фреску, чтобы пересказать историю.)

4. Предоставьте реквизит.

Насколько веселее пересказывать, когда дети используют реквизит?! Одно из первых занятий по пересказу, которое я делаю в дошкольном или детском саду, — это чтение «Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?» (Мартин и Карл) и предложите учащимся пересказать его, используя куклы из палочек.

Чтобы создать кукол, я прикрепил изображение каждого вида животных к большой палке для рукоделия. Учащиеся по очереди пересказывали (используя реквизит) всем классом, а затем я устроила это как центр.

Мягкие игрушки и другие «реалии» тоже интересно пересказывать. В детском саду мы часто читаем большую книгу несколько раз в течение недели, а затем в пятницу учащиеся должны были использовать реквизит, чтобы пересказать историю.

Если у вас в классе есть фланелевая доска, учащиеся могут попрактиковаться в пересказе, используя кусочки фетра. У меня есть настольная доска для сухого стирания, которая также имеет фланелевую сторону, и мне она очень нравится! Посмотреть можно здесь:

5. Используйте фотографии.

Несколько основных серий чтения, которые я использовал, сопровождались фотографиями для пересказа. Даже если у вас нет доступа к этим типам материалов, вы можете создать их сами! Используйте свой телефон или планшет, чтобы сфотографировать различные иллюстрации в истории (только убедитесь, что вы не распространяете и не продаете изображения — это будет нарушением авторских прав!).

Затем вы можете распечатать изображения или отобразить их на интерактивной доске. Попросите учащихся расставить их по порядку, а затем перескажите историю по этим фотографиям.

6. Используйте стикеры.

Я никогда не встречал ребенка, который бы не любил стикеры. Используйте одержимость детей стикерами с пользой и используйте их для пересказа!

Вы можете дать учащимся 3 стикера и попросить их нарисовать начало, середину и конец рассказа. Дети, которые начинают читать книги по главам, могут сделать несколько заметок о каждой главе и помещать их в свою книгу по мере чтения. Когда они закончат книгу и настанет время пересказывать историю, они могут взять стикеры и использовать их в качестве основы для своего пересказа.

7. Попробуйте пересказать веревку или браслет.

Использование веревки или браслета для пересказа — это увлекательный и практический способ помочь детям практиковаться! В ходе этих занятий учащиеся физически касаются и двигают небольшие предметы, пересказывая разные части истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *