Разное

Как сделать эксперименты в домашних условиях для детей: Десять красивых опытов, которые вы можете провести дома вместе с детьми — Naked Science

Содержание

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Ребенок – это самый любознательный человек на свете. В дошкольном возрасте он активно познает окружающий мир и свойства предметов. Может трогать, пробовать на вкус и даже делать эксперименты с окружающими вещами: например, толкать башню из кубиков и наблюдать за падением. Так он устанавливает первые причинно-следственные связи, которые помогают адаптироваться к жизни. Задача родителей – предложить как можно больше опытов для развития малыша. К счастью, многие из них можно сделать в домашних условиях.

Содержание

Опыты для детей

Знакомство с наукой начинается с простейших экспериментов, которые не оставляют ребенка равнодушным. Например, когда в стакан воды добавляют пищевой краситель и наблюдают за изменением цвета. Для маленького непоседы – это настоящая магия, которая открывает неизведанный мир. Уже через секунду он с удовольствием наливает воду в стакан, чтобы провести опыт снова. А через несколько дней требует задачку посложнее. Эксперименты – это хороший способ научить ребенка новым навыкам, ведь в отличие от скучных уроков, происходящее похоже на увлекательную игру и надолго удерживает внимание детей. Может быть, они даже посвятят этому будущую профессию.

Почему нужно проводить опыты в детском саду? Все просто:

  • Окружающий мир. Дети получают наглядное представление о мире, искусственно воспроизводя реакции, которые происходят в природе.
  • Практика. От теории переходят к практическим навыкам, самостоятельно смешивая реагенты.
  • Отличия предметов. Педагог показывает ребенку разницу между жидкими и твердыми телами вроде воды, песка и воздуха.
  • Физические свойства. Определяют физическое состояние предмета: например, при нагреве вода может превратиться в пар, а при замерзании – в лед.
  • Общение с природой. Близкое общение с природными материалами поможет ребенку полюбить окружающий мир и заботиться о нем.

Влияние на развитие и учебную деятельность детей

Эксперименты дают полноценное и всестороннее развитие детям. Они показывают мир таким, каков он есть. Раскрывают секреты природы, о которых знает не каждый взрослый. Предлагают ребенку провести собственный опыт, чтобы почувствовать уверенность в своих силах. Развивают любопытство и доверие к миру, которые сделают его популярным в социуме. А также становятся хорошим развлечением, которое на время занимает ребенка от учинения беспорядка в комнате. Несмотря на сложность, они дают одни преимущества. Какие же навыки обретает ребенок:

  • Мелкая моторика. Дети развивают гибкость и силу пальчиков, когда играют с природными материалами.
  • Логика и память. Улучшается логическое мышление, когда запоминают порядок действий и реагенты.
  • Наблюдательность. Наблюдая за реакцией опыта, замечают мельчайшие детали и отмечают факты.
  • Умозаключения. На основе наблюдений могут построить простой вывод и поставить следующую задачу.
  • Гибкость ума. Через неудачные опыты учатся адекватно реагировать на поражение, не сдаваться и пробовать снова.
  • Подготовка к школе. В ходе эксперимента получают полезные навыки: например, считают количество реагентов, изучают цветовую палитру, засекают время по часам.
  • Творчество. Экспериментируют со знакомыми опытами, добавляют собственные идеи, приобретают креативное мышление.
  • Личные качества. Развивают любопытство, желание постоянного развития, концентрацию на задаче, усидчивость и прочие качества, которые помогут в будущем.

Интересный факт! Психологи доказали, что совместная деятельность приводит к сближению между членами семьи. В детстве детям очень важно чувствовать поддержку родителей, особенно, когда они начинают новую и неизведанную деятельность. Проведите первые опыты совместно: покажите, что материалы безопасны для пользования и научите работать с оборудованием. Это не только поможет ребенку привыкнуть к деятельности, но и оставит в памяти счастливые воспоминания.

Техника безопасности

Обязательно следуйте нескольким правилам безопасности:

Таблица 1. Правила проведения опытов и экспериментов

Чистота. Для защиты мебели используйте скатерти и пленку.

Защита. Наденьте средства индивидуальной защиты: перчатки, маски, очки.

Натуральность. Используйте исключительно натуральные или безопасные для детей материалы.

Присмотр. Все опыты проводят строго под наблюдением педагога или родителя.

Огонь. Для нагрева воды огонь включает только взрослый человек.

Поведение. Не трогайте голыми руками вещества и горячие предметы.

Зрение. Не наклоняйтесь над пробирками при нагреве или использовании химических веществ.

Обоняние. Не дышите химическими испарениями. Если опыт связан с запахами, держите пробирку в нескольких сантиметрах от носа.

Лечение. При попадании химического материала на открытую кожу тщательно промойте руку.

Это интересно! Какие ещё игры будут интересны детям разного возраста, читайте в статьях:

  • Развивающие игры для детей старше 1 года
  • Развивающие игры для детей от 3 лет
  • Развивающие игры для дошкольников

Какие эксперименты можно проводить?

Проведение экспериментов не требует особой подготовки от педагога или родителя: в готовых наборах всегда есть инструкция, которая подробно описывает каждый шаг. Педагогу достаточно заранее выучить последовательность шагов, чтобы весело провести время с ребенком. Вы можете подобрать эксперимент под интересы малыша, ведь магазины переполнены научными наборами для маленьких гениев. Некоторые даже можно провести самостоятельно, собрав оборудование и материалы из подручных средств. Делимся личной картотекой опытов.

Опыты для самых маленьких

В младших группах эксперименты носят больше наблюдательный характер, потому что дети не обладают достаточной моторикой рук. Интерес подкрепляют яркими красками или необычными эффектами, которые притягивают взгляд. Обратите внимание на то, сколько времени занимает опыт – ребенок дошкольного возраста не может долго концентрироваться на задаче. Поэтому выбирайте короткие опыты, которые дают мгновенный результат. Ставьте перед ними простые задачи, которые можно выполнить за одно действие: например, кинуть предмет в воду или размешать поверхность ложкой. Пример:

Набор «Морские дракончики» – простой эксперимент, в котором нужно смешать реагенты и наблюдать за ростом маленького дракончика. Малыши могут капнуть краситель любимого цвета.

Набор «Лопающиеся шарики» – необычный эксперимент, на поверхности которого появляются цветные пузыри. Малыши могут наблюдать за бурлением и лопать пузыри пальчиками.

«Песочные фигуры»

Понадобится: песок, вода, формочки

Начать эксперименты можно с простого варианта, знакомого каждому ребенку. Предложите малышу взять сухой песок и понаблюдать, как он убегает через пальцы. Теперь добавьте воду, чтобы песок склеился. Предложите заполнить формочки мокрым песком и перевернуть. Интересно, что когда фигура полностью высохнет, легко разрушится, как было в самом начале.

«Распускающийся цветок»

Понадобится: бумага, цветные карандаши, емкость с водой

Пусть малыши нарисуют цветы на листе бумаги. Аккуратно вырежьте цветы и согните лепестки вверх. Теперь бросьте цветы в воду и наблюдайте, как лепестки раскрываются, когда бумага намокает. Объясните малышам, что вода необходима живым существам для поддержания жизни.

«Подводная лодка»

Понадобится: минеральная вода с газом, стакан, виноград

Маленьким мальчикам понравится эксперимент с самодельной подводной лодкой. Налейте в стакан газированную минеральную воду и предложите малышу кинуть внутрь виноградинку. Вокруг ягоды соберутся пузырьки газа. И когда пузырьков станет много, виноград поднимется к верхушке. Пока газ не выйдет из стакана, самодельная лодка будет подниматься и опускаться вниз.

«Крашеные цветы»

Понадобится: белые цветы, стакан, цветной краситель

Предложите малышам стать волшебниками и покрасить цветы в любимый цвет. В стакан с водой опустите цветок белого оттенка. Попросите малыша выбрать краситель любимого оттенка и высыпать внутрь стакана. Через некоторое время лепестки окрасятся в аналогичный цвет. Это доказывает, что цветы пьют воду даже в срезанном виде. Эксперимент можно сделать еще эффектнее, если разрезать стебель на несколько частей и опустить в разные стаканы.

«Зимние сосульки»

Понадобится: пара бутылок с водой, шерстяная нить, сода

Хотите объяснить малышам, как появляются сосульки, но боитесь застудить носы на улице? Тогда проведите эксперимент в комнате. Возьмите две одинаковые бутылки с водой. Окуните толстую шерстяную нить, связав обе емкости. Насыпьте в каждую бутылку пищевую соду. Под действием соды вода поднимается вверх по нити и создает по центру нечто, похожее на сосульки.

Опыты для средней группы

В средней группе дети выполняют действия самостоятельно, но педагог следит за каждым этапом эксперимента и приходит на выручку, когда малыш не справляется. Теперь память немного окрепла, поэтому можно подробно рассказывать об эксперименте и задавать наводящие вопросы. Основной упор делается на окружающий мир, чтобы у детей появилось представление о месте, в котором они живут. Время опыта увеличивается, а функционал – требует работы мелкой моторики, ведь сейчас происходит ее активное развитие. Пример:

Набор «Слайм лаб» – опыт, в котором детям предстоит смешивать реагенты и красители, чтобы получить мягкий и пружинящий слайм. После можно играть с ним, приклеивая к стене.

Набор «Магические эксперименты» – интересный опыт, в котором дети делают цветной коктейль, смешивая реагенты в правильном порядке.

«Плавающее яйцо»

Понадобится: пара стаканов с водой, сырое яйцо, соль

Ваши дети интересуются, почему соленая вода в море помогает человеку держаться на плаву? Тогда покажите ответ через простой эксперимент. Возьмите два стакана: первый – с чистой водой, другой – с подсоленной водой. Опустите яйца и наблюдайте, как одно поднимается вверх, а другое – опускается вниз.

«Электричество»

Понадобится: фольга, ножницы

Теперь расскажите детям об электричестве. Разрежьте кусок фольги на части разного размера. Большим куском потрите о волосы, создавая статическое электричество. Затем поднесите фольгу к маленьким кусочкам и наблюдайте, как они приклеиваются и снова отпадают. Пусть дети поэкспериментируют и найдут способ, как максимально долго держать фольгу приклеенной.

«Ледяное царство»

Понадобится: вода, сухой лед, моющее средство

Поэтапно наливаем в посуду теплую воду, моющее средство и сухой лед. Уже через минуту появляется эффектный белый дым вперемешку с мыльными пузырями. При этом, когда пузыри лопаются – из них тоже выходит белый дым. Для большего эффекта можно добавить в смесь пищевой краситель и наслаждаться цветными пузырями.

«Домашняя радуга»

Понадобится: тазик с водой, зеркало, белый лист, фонарь

Познакомьте детей с настоящей радугой в домашних условиях. В тазик с водой опустите зеркало. Предложите ребенку выполнить самую ответственную задачу – светить фонарем на зеркало. Теперь подставьте белый лист бумаги под место, куда попадает луч света. Отраженный от зеркала луч оставит цветную радугу на белой поверхности.

«Желатиновые друзья»

Понадобится: стакан, желатин, формочки животных

Дети заскучали без новых игрушек? Тогда предложите создать собственных зверей из подручных средств. В четверть стакана воды насыпьте 10 г желатина и дайте набухнуть. Нагрейте на водяной бане до полного растворения. Высыпьте смесь в формы животных – формы можно выстелить полиэтиленовым пакетом, чтобы желатин не прилип. Дайте раствору высохнуть, затем – вытащите фигурки и подуйте сверху. Под действием теплого воздуха фигура начнет трястись, словно животное двигается.

Опыты для старшей группы

В старших группах инициатива по экспериментам переходит в руки ребенка: они самостоятельно проводят опыты, сами задают вопросы и пытаются найти ответы. Это время экспериментов и отхода от правил, которые учит детей ответственности за свои поступки. Поэтому вы можете позволить им проявить фантазию, если уверены, что из реактивов не получится опасного вещества. Пример:

Набор «Светящиеся в темноте» – необычный эксперимент, в котором детям предстоит создать светящиеся фигуры. Они могут сами выбирать емкости для игры и фантазировать.

Набор «Извержение вулкана» – обязательный эксперимент для каждого ребенка, ведь каждому нравится наблюдать за извержением настоящей лавы.

«Невидимые чернила»

Понадобится: лист бумаги, лимонный сок, ватные палочки

Почувствуйте себя настоящим детективом, который ищет улики для раскрытия дела. Смешайте воду с лимонным соком, чтобы сделать невидимые чернила. Используйте ватную палочку, чтобы нарисовать рисунок на бумаге. Дайте ей хорошо просохнуть и обменяйтесь листами с друзьями. Педагог зажжет свечку, к которой дети будут аккуратно подносить лист, чтобы нагреть поверхность. Когда рисунок проявится, дети должны отгадать, что нарисовал их друг.

«Цветное молоко»

Понадобится: молоко, пищевой краситель, ватная палочка, моющее средство

Если вашим детям нравится рисовать, предложите необычный эксперимент, где рисунок делают на молоке. Добавьте в молоко пищевой краситель: оно начнет двигаться и выстраивать цветные узоры на поверхности. Добавьте новый цвет и подуйте, чтобы оттенки смешались друг с другом. Теперь обмакните ватную палочку в моющее средство и опустите в центр: красители активно зашевелятся, создавая цветные круги. Устройте соревнование между детьми на самый красивый и необычный узор.

«Надуваем шарик»

Понадобится: воздушный шарик, бутылка воды, лимонный сок, уксус, пищевая сода

Если вашему ребенку нравятся гелиевые шарики, попробуйте сделать такой самостоятельно. Для начала сделайте смесь из 3 ст.л. уксуса и лимонного сока из целого цитруса. В бутылку с водой добавьте 1 ст.л. пищевой соды и получившуюся смесь. Теперь максимально быстро наденьте шарик на горлышко бутылки, пока газы активно выходят на поверхность. По итогу получится воздушный шарик, который слегка подлетает вверх.

«Лавовая лампа»

Понадобится: стеклянная банка, растительное масло, краситель, соль

Многие дети видели необычные лавовые лампы в магазинах, но не уговорили родителей купить их. Так сделайте самостоятельно. Стеклянную банку нужно наполнить на 2/3 водой, а на 1/3 маслом. Объясните детям, что масло легче воды, поэтому не смешивается и поднимается выше. Теперь налейте пищевой краситель и ложку соли. Соленая вода заставляет масло опуститься на дно, а затем снова подняться вверх, отчего получается это необычное перекатывание шариков.

«Соленые кристаллы»

Понадобится: вода, раствор соли, медная проволока

В теплой воде смешайте перенасыщенный раствор соли – он должен быть в достаточном количестве, чтобы не растворяться в воде. Теперь сверните медную проволоку в знакомую фигуру: сердце, звезда, цветок. Привяжите к концу шерстяную нить и карандаш, чтобы получить своеобразную удочку. Теперь опустите проволоку в раствор, чтобы на фигуру налипли кристаллы соли. Оставьте в теплом месте и дождитесь полного остывания раствора.

Опыты для учеников начальной школы

В школьные годы начинается активная подготовка детей к взрослой жизни. Учителя пытаются вложить знания и навыки, которые понадобятся для хорошей жизни, при этом постепенно увеличивая нагрузку. Дети видят, что развлечение постепенно становится серьезной учебой и несет много информации. Но если эксперименты будут яркими и эффектными, то дети не потеряют интерес к полюбившемуся делу. Пример:

Набор «Юный химик» – большой набор для первоклассника, который включает настоящие реагенты из химической таблицы. Содержит свыше 145 опытов, которые показывают простые реакции, происходящие в природе.

Набор «Мир Левенгука» – набор с микроскопом, под которым можно рассматривать различные предметы, а также смешивать смеси и наблюдать реакции.

«Резиновое яйцо»

Понадобится: сырое яйцо, столовый уксус 9 %

Пришло время для серьезных экспериментов. Наливаем в стакан уксус и кладем яйцо так, чтобы оно было целиком накрыто жидкостью. Оставляет на сутки. Под действием уксуса скорлупа полностью распадается, зато пленка между ней и яйцом наоборот становится толще. Теперь яйцо похоже на резиновый мячик, который можно аккуратно держать в руках даже без скорлупы. Оно полностью прозрачно и пропускает свет.

«Спасение шарика»

Понадобится: воздушный шарик, скотч, игла

Каждый ребенок знает, что если проколоть шарик иголкой – он лопнет. Почему бы не удивить ребенка, доказав обратное. Надуйте воздушный шарик. Приклейте скотч с обеих сторон параллельно друг другу. Теперь проткните шарик в районе скотча (можно даже насквозь). Шарик не лопнет, потому что скотч продолжает удерживать воздух внутри.

«Танец червячков»

Понадобится: кукурузный крахмал, пищевой краситель, противень, музыкальная колонка

Это забавный эксперимент, который показывает ребятам, что музыкальные волны хоть и бестелесны, но могут воздействовать на окружающие предметы. Сначала смешайте на противне стакан воды и 2 стакана крахмала. Добавьте краситель, чтобы сделать зрелище более эффектным. Теперь включите громкую музыку и установите противень на колонку. Под действием музыки цвета смешаются в хаотичном порядке.

«Пенная вечеринка»

Понадобится: узкая бутылка, краситель, моющее средство, дрожжи, перекись водорода 3%

Наливаем в бутылку 200 мл перекиси. Добавляем краситель любимого цвета и 100 мл моющего средства. Отдельно всыпаем 1 ст.л. дрожжей в 50 мл теплой воды и убираем на 5 минут. Теперь можно наливать дрожжи в бутылку и наблюдать, как огромное количество цветной пены выходит на поверхность. Заранее положите посуду под бутылку, чтобы вечеринка не вышла из-под контроля.

«Мини-сад»

Понадобится: цветочный горшок, грунт, дренаж, любые семена (лучше фасоль, потому что она быстрее всего растет)

Простой эксперимент, который несет большую пользу для развития ребенка. Насыпьте в цветочный горшок дренаж и грунт, чтобы подготовить благоприятную почву для растений. Аккуратно рассыпьте семена по поверхности, а сверху – еще немного грунта. Полейте землю и уберите в теплое место. Закройте пищевой пленкой и проделайте небольшие дырочки, чтобы растения могли дышать. Периодически опрыскивайте водой. Пленку можно убрать, когда ростки достигнут 2 см.

Таким образом, эксперименты станут интересным и полезным опытом в развитие ребенка. Они дают всестороннее развитие: мелкая моторика, логика и память, творческая деятельность. Особый упор делается на уверенность в себе, которую ребенок приобретает, когда успешно проводит эксперимент. Полученный опыт поможет познать мир и адаптироваться к будущим трудностям. При этом эксперименты выглядят настолько эффектно, что дети сами приходят на занятия. Педагогу остается обустроить безопасное место для обучения и приобрести готовый набор маленького гения в интернет-магазине. Удачных экспериментов!

Как увлекательно провести опыты для детей в домашних условиях

Дети дошкольного возраста любознательны и пытливы по своей природе. Они с интересом изучают окружающий мир и хотят все знать. Об этой важной психологической особенности дошколят говорят многочисленные наблюдения за ними, поведение самих ребятишек. Наверняка каждый родитель может припомнить случай из жизни своего дитя, когда разбираются до единого винтика машинки, разламываются заводные игрушки. А что стоят детские вопросы о природных явлениях, событиях окружающей жизни! Например, дети спрашивают: почему самолеты не падают, как получается радуга, откуда берутся дети, что такое лед? Все это свидетельствует о желании дошколят познать окружающий мир. Родители могут удовлетворить любознательность детей подробным рассказом, чтением научно-популярной литературы. Помогает дошколятам самостоятельно найти ответы исследовательская деятельность. Занимательные опыты в домашних условиях развивают детское мышление, пытливость ума, внимание, память, активизируют словарь. Доступные эксперименты для детей взрослый легко может вписать в досуг или праздники, в общение на даче, на прогулке, в семейные вечера.

Когда можно обучать детей экспериментальной деятельности?

  • Простые опыты для детей можно проводить, начиная с раннего возраста (2-3 года). Надо только учитывать, что изначально это должны быть несложные исследования. Несмотря на простоту, эксперименты в домашних условиях раскроют малышам свойства окружающих предметов (форму, цвет, величину, материал, назначение), покажут разницу между предметами одной и той же группы. Изначально опыты проводит взрослый, а дети только наблюдают или привлекаются к 1-2 несложным действиям.
  • Младшие дошкольники (3-4 года) начинают принимать активное участие в исследовательских действиях, хотя пока только совместно со взрослым. В этом возрасте главное в домашних опытах ‒ показать деткам скрытые свойства окружающих предметов.
  • У средних дошколят опытная деятельность значительно усложняется, появляется цель ‒ самим получить сведения об исследуемом предмете.
  • Старших дошкольников взрослый стимулирует на самостоятельное проведение исследований.
    Хотя это возможно тогда, когда ребенок уже проводил опыты вместе с родителем. К концу дошкольного возраста дети должны овладеть не только исследовательской деятельностью, но и выбором наилучшего способа ее проведения.

Требования к проведению экспериментов

  1. Главное, чтобы опыты в домашних условиях были понятны дошкольникам и безопасны для них, а взрослый мог бы доступно рассказать о причинах, следствиях изучаемого явления. 
  2. Родителям во время исследований необходимо уделить внимание соблюдению правил безопасности: поведения и гигиены детей, проведения опыта.
  3. Малыши должны находиться на безопасном расстоянии от места проведения опытов.
  4. Нельзя использовать ядохимикаты, ядовитые растения, кипяток и открытый огонь в экспериментах.
  5. Дети должны понимать сущность опытов, поэтому они должны базироваться на имеющихся знаниях. Нужно четко ставить перед детьми цель опыта: что можно узнать в исследовании.
  6. Для поддержания интереса у детишек к исследовательской деятельности нужно приучать их к активным действиям. Родителям нужно продумать, как активизировать ребенка: задавать вопросы, побуждать к рассуждениям, сравнениям фактов. Обсуждая результаты эксперимента, взрослому желательно учить деток делать самостоятельные выводы.
  7. Чтобы сформировать у дошкольников исследовательское отношение к окружающей действительности, заинтересованность в ней, можно фиксировать результаты исследований рисунками, фотографиями.

Важно: необходимо учить ребятишек правилам гигиены, особенно при биологических опытах. Приучать их тщательно промывать руки, лицо, приводить в порядок одежду, место и оборудование после окончания исследования.

Опыты для детей младшего возраста 

Маленьких деток (3-4 года) заинтересуют опыты с веществами, предметами и объектами, которые понятны, находятся в ближайшем окружении. Для домашнего использования такими доступными будут эксперименты с водой, в которых принимают участие и детишки.

Маленькое торнадо

Действие яркое и запоминающееся, обогащает словарь малышей, воспитывает внимание.  

Для проведения эксперимента нужно подготовить прозрачную емкость с крышкой, жидкость для мытья посуды, блестки. Чтобы получить лучший эффект, можно добавить в воду пищевой краситель. Все эти ингредиенты смешиваются между собой, затем бутылка раскручивается по спирали. Возникает мини-вихрь окрашенной, блестящей воды, создавая ощущение небольшого торнадо.

Малышам взрослый рассказывает, как называется такое явление в природе. Можно показать картинку с изображением смерча в природе, рассказать, чем он опасен и прочитать небольшое стихотворение:

Есть в природе добрый ветер,
Есть в природе ветер злой.
Если добрый, солнце светит,
Ну а злой, спешим домой.

Новое слово «торнадо» (смерч, вихрь) останется в словаре ребенка.

Чудесная вода

Увлекательный эксперимент с водой, который заинтересует ребятишек и даст возможность исследовать свойства воды. Взрослый подготавливает воду с растворенной таблеткой «Пургена». Обратить внимание малыша на прозрачность воды. Затем к раствору добавляется питьевая сода, и он становится малиновым. При добавлении лимонной кислоты вода вновь бесцветная. В таком эксперименте ребенок может стать ассистентом взрослого, так как все ингредиенты безопасны для малыша.

Облака – белогривые лошадки

Очень интересный опыт, который помогает малышам понять свойство воды: она может охлаждать горячие объекты. В этом эксперименте маленький ребенок может принять активное участие. 
Взрослый готовит оборудование для опыта и творчества: наливает в емкость воду, подкрашивает в голубой цвет (небо), зажигает свечу. Для поддержания интереса к действию можно прочитать или пропеть строчки из популярной песенки:

Облака – белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!

Родитель предлагает малышу понаблюдать, как быстро остывает парафин, попадая в воду, и образует причудливые формы, похожие на облака. Помогая ребенку держать свечу, взрослый вместе с ним производит действия для получения новых изображений. Затем можно предложить малышу зарисовать «облака-лошадки в небе».

Соляные чудеса

Кроме воды в опытах для малышей можно использовать соль. Для исследования необходима предварительная подготовка, так как опыт требует наблюдения в течение нескольких дней. Взрослому необходимо приготовить насыщенный солевой раствор, показывая и рассказывая ребенку, как соль растворяется в воде. Затем в раствор опускаются проволочная поделка (веточка, жучок) и шерстяная нитка. По истечении определенного времени на досуге предметы достаются из раствора, и ребенок видит поделку, состоящую из красивых кристаллов. На нитке кристаллы располагаются по-другому, что дает возможность сравнить металлический и шерстяной объекты.

Волшебный фонтанчик

Интересный опыт с пластиковой бутылочкой, несомненно, понравится малышам. Взрослый делает отверстие повыше дна и начинает лить воду в бутылку, предлагая ребенку понаблюдать, как бьет фонтанчик. Для усложнения опыта в бутылке протыкается еще несколько отверстий, одно выше другого. Спросить ребенка, как теперь льется вода из бутылочки? Обратить внимание крохи на то, что у низкого отверстия фонтанчик сильнее, у высокого – слабее. В дальнейшем ребенок может самостоятельно экспериментировать бутылочкой с водой.

Экспериментируют дошколята! 

В дошкольном возрасте опытная деятельность усложняется и становится более разнообразной, так как детям можно предлагать сложные биологические опыты. Они представляют собой эксперименты с растениями, условиями их развития, окрашивания в разные колоры.

Важно: уже в среднем дошкольном возрасте ребятишки начинают принимать активное участие в экспериментах. Родителям нужно научить ребенка необходимым во время опытных действий правилам: брать в рот и пробовать незнакомые вещества ни в коем случае нельзя; включаться в исследование можно только с разрешения взрослого.

Если ребенок задает в ходе опыта свои вопросы, обязательно надо на них отвечать, чтобы не потерялся интерес к исследовательской деятельности. Еще одной особенностью опытов дошколят, в отличие от малышей, является то, что они становятся достаточно длительными по времени. Они заставляют ребенка ждать не сиюминутного результата, а строить свои умозаключения на длительном наблюдении за явлением или объектом. 

Сахарная башенка

Такой эксперимент поможет дошкольникам узнать скрытые свойства знакомого вещества, сделать собственное умозаключение на основе наблюдений. Взрослый готовит для опыта емкость, кусковой сахар, пищевые красители, питьевую воду. Совместными действиями строится башенка из сахарных кубиков. Дошкольник получает задание развести пищевой краситель и рассмотреть, как вода меняет свой цвет. Спросить, почему так происходит (кристаллики красителя перемешиваются с частичками воды)? Потом подкрашенная вода выливается в емкость, где находится башенка из сахара. Взрослый предлагает ребенку понаблюдать, что произойдет, и самостоятельно объяснить происходящие изменения. Жидкость постепенно, кубик за кубиком, окрашивает сахар, он полностью пропитывается и башенка падает. Взрослый старается подвести дошкольника к самостоятельному умозаключению: сахарные частички смешиваются с частицами воды и растворяются в них. 

Цветной сахар

Подобный эксперимент также будет интересен дошкольнику, так как помогает узнать о незнакомых свойствах объекта. Для опыта нужно подготовить питьевую воду, сахарный песок, пищевой краситель, фольгу и емкости по числу красителей. Сахар растворяют в воде (2 ложечки на 10 ложек воды), в емкость укладывают фольгу, наливают немного сиропа. Затем добавляются красители. Емкости с раствором оставляют на несколько дней в теплом месте. За это время жидкость испаряется, оставляя цветные кристаллики сахара. Для эффекта их можно смешать, чтобы получился разноцветный рафинад. Взрослый спрашивает ребенка: что произошло? (Вода постепенно испарилась, сахар, смешанный с красителем, остался.)

Водяные лилии

Очень красивый опыт, который нравится детям, но требует специальной подготовки. Взрослый с ребенком вырезают из бумаги белые и желтые цветы с удлиненными лепестками, палочкой закручивают их внутрь. Затем опускают цветки в емкость, наполненную водой. Бумага намокает, цветы становятся тяжелыми и распускают лепестки, можно расположить вокруг них зеленые круглые листья и прочитать стихотворение: 

Лежит кувшинка на листке, как на плоту упругом. 
И поплыла бы по реке к приветливым подругам. 
Да вот беда: привязан плот, он никуда не поплывет!

Как вариант, для объяснения такого эффекта можно предложить наблюдение за сосновыми шишками, которые при намокании становятся плотными и закрывают чешуйки. При высыхании шишка опять раскрывается.

Ищем клад

Популярный опыт «письмо с секретом», который можно включить в семейный досуг.  Заранее надо написать с дошкольником секретное письмо о спрятанном кладе молоком, лимонным соком. После высыхания прочитать такое письмо можно при помощи пара или утюга (ребенок наблюдает за действиями взрослого). Также используется йод, которым можно слегка смочить текст (действует дошкольник). Прочитав секретное послание, вся семья весело ищет клад.

Как проводить биологические опыты с дошколятами?

Для старших дошкольников будут интересны познавательные биологические опыты, включающие в себя эксперименты с растениями, изучение их свойств, условий роста. Исследования довольно простые, ребенок их может выполнять самостоятельно. Взрослый помогает подготовиться к опытам: подобрать семена, почву, горшочки для посадки, совочек, перчатки для работы, лейку с водой, бумагу и карандаши для зарисовки результатов. 

Как дышит растение?

Исследование помогает понять, как в растение попадает воздух. Взрослый обсуждает с дошкольником этот вопрос, выслушивает версии ребенка и предлагает проверить, какая из них верная. Для опыта потребуются комнатное растение, вазелиновое масло. Родитель предлагает дошкольнику намазать несколько листьев вазелином с одной стороны и несколько листьев – с другой. Затем в течение определенного времени проводится наблюдение за растением. Такой опыт дает хорошую возможность научить дошколенка фиксировать результаты наблюдений: каждый день на карточке изображается состояние листиков. Через несколько дней листочки проверяются, те из них, где вазелин был снизу, завяли. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: почему завяли именно эти листья? (Нижняя часть листа служит для поступления воздуха, вазелин перекрыл его доступ, поэтому листочки завяли).

Что нужно для проращивания семян?

Опыт помогает детям понять взаимосвязь между объектами живой и неживой природы. Для эксперимента требуется подготовить семена растений (лучше крупные: фасоли, гороха), прозрачную емкость, салфетки. Салфетку надо намочить и положить в емкость, затем на ней раскложить семена. Емкость ставят на окно, чтобы было много света. Наблюдения ведутся в течение нескольких дней, пока будут прорастать семена, результаты фиксируются в карточке. Затем вместе с ребенком взрослый подводит итог: для прорастания семян требуются влага, солнце и тепло.

Чудесные превращения

Интересный эксперимент с живой природой, который любят проводить дети. Перед дошкольниками ставится вопрос: можно ли окрасить цветы? Дети могут придумывать разные варианты, взрослый предлагает проверить научную версию. Красители разбавляются водой и добавляются к белым цветкам, стоящим в разных сосудах. Для полноты эксперимента можно взять несколько растений и разного колера пищевые красители. Через день цветы окрасятся в разный колер. Нужно обязательно зафиксировать результаты и спросить у ребятишек, почему так произошло? (Растения всасывают воду, которая по стеблю поднимается вверх и окрашивает лепестки).

Важно: опыты обогащают знания детей об окружающем мире, поэтому важно поощрять побуждение ребят к самостоятельному проведению исследовательской деятельности. Родители должны создать условия для нее, подготовив безопасное экспериментальное пространство.

Супер крутые научные эксперименты для детей

Вы любите научных эксперимента для детей ? Мы полностью делаем и хотим помочь вам полюбить их тоже!

Проведение простых научных экспериментов дома или в классе — самый простой способ научить детей решать проблемы и критически мыслить, а также развить у них любопытство к окружающему миру. Эти навыки дают детям уверенность в своей способности справляться с жизненными проблемами, что является жизненным навыком, который невозможно переоценить!

Кроме того, они доставляют массу удовольствия и отличный способ оставить воспоминания в кругу семьи. Готовы начать? Вот некоторые из наших самых популярных и очень любимых научных экспериментов для детей!

Если вы давно читаете журнал «Coffee Cups and Crayons» (дай пять!), то вы уже знаете, что мы твердо верим в простое развлечение и обучение. У вас, вероятно, уже есть большая часть материалов, необходимых для этих экспериментов, в ваших кухонных шкафах прямо сейчас. Это важно, потому что не имеет значения, насколько крут научный эксперимент, если он не выполним, он просто останется изображением, которое навсегда останется на вашей доске Pinterest.

Кстати, о Pinterest: обязательно закрепите эту страницу на своей любимой доске. Здесь есть масса экспериментов, к которым вы можете возвращаться, когда ищете новую идею. Мы также продолжим пополнять этот список, публикуя новые, чтобы сделать его лучшим списком научных экспериментов!

Научные кухонные эксперименты

Это эксперименты, которые вы можете установить за считанные минуты из предметов, которые есть на вашей кухне. Они также отлично помогают детям избавиться от скуки и идеально подходят для дождливого дня!

  • Сделать яйцо плавающим
  • Эксперимент по испарению сельдерея
  • Сделать резиновое яйцо
  • Танцующий изюм
  • Волшебное молоко
  • Эксперимент по плотности слоев жидкости
  • Эксперимент с яблочной кислотой и основанием
  • Изготовление леденцов
  • Эксперимент Skittles или M&M (попробуйте и то, и другое в один день!)
  • Безумный ученый Пищевая сода и уксус Искусство
  • Ходьба по науке о воде
  • Картина с кристаллами соли STEAM Занятие
  • Эксперимент с летающими чайными пакетиками для детей
  • Эксперимент с волшебным перцем и мылом
  • Научный эксперимент «Молочная радуга»
  • Научный эксперимент “Восхождение на радугу”

Эксперименты с природой и погодой

Дети от природы проявляют любопытство к окружающему миру.

Извлеките из этого выгоду, проводя веселые эксперименты на тему погоды и природы, чтобы помочь им понять абстрактные концепции.

  • Как работает ветер
  • Торнадо в банке
  • Как сделать лавовую лампу
  • Облако в бутылке Эксперимент
  • Классический эксперимент с вулканом
  • Дождевое облако в банке
  • Эксперимент с цветочным пигментом

Научные эксперименты с конфетами

Что может быть веселее экспериментов с конфетами? Немного. Многие конфеты (не все) в приведенных ниже экспериментах можно обменять на все, что у вас есть под рукой, так что не стесняйтесь экспериментировать самостоятельно!

  • Диетическая кола и Mentos Experiment
  • M&M Эксперимент
  • Эксперимент с кеглями S
  • Научные эксперименты Peeps
  • Эксперименты с сахарной кукурузой
  • Разговор с экспериментами на сердце
  • Зефир Инжиниринг

Взрывы и химические опыты

Поп! Физз! Пузырь! Взрывы и реакции вызывают у детей интерес к химии, и все эти эксперименты заканчиваются большим взрывом.

  • Диетическая кола и гейзер Mentos
  • Сделать вулкан
  • Сделать глупую замазку
  • Растворяет ли эксперимент
  • Искусство безумного ученого
  • Взрывающийся мешок
  • Как сделать слизь
  • Сделать супер-прыгучие снежки
  • Эксперимент с волшебным перцем и мылом

Инженерные и физические эксперименты

Превратите своих детей в инженеров, решающих проблемы, с помощью этих крутых экспериментов STEM. Они могут исследовать, как все работает, и проверять некоторые свойства физики, возясь и экспериментируя.

  • Как сделать лавовую лампу
  • Лимонная батарея
  • Эксперимент с падением помпона
  • Торнадо в банке
  • Самодельные катапульты
  • Эксперимент по плотности слоев жидкости
  • Эксперимент с расплавленным солнцем карандашом
  • Научный эксперимент с ходячей водой
  • Простой тепловой эксперимент
  • Инженерный эксперимент с зефиром
  • Как построить гребную лодку
  • Мраморный лабиринт своими руками для детей дошкольного возраста
  • Эксперимент с летающими чайными пакетиками для детей
  • Научный эксперимент “Восхождение на радугу”

 Праздничные и сезонные научные эксперименты

Подарите детям праздничное настроение с помощью науки! В этих экспериментах используются сезонные сладости и продукты, и это отличный способ добавить немного знаний в веселье праздников.

  • Научные эксперименты со снегом Insta
  • Сделать супер-прыгучие снежки
  • Разговор с экспериментами на сердце
  • Эксперименты с подглядыванием
  • Суперкрутые научные эксперименты с радугой
  • Эксперименты Apple
  • Исследование тыквы
  • Научные эксперименты с сахарной кукурузой
  • Растворение леденцов Наука

Лучшие научные эксперименты для детей

Коллекция самых лучших научных экспериментов для детей дома, включая радужное молоко, пушистую слизь и шипучие зелья, которые можно сделать своими руками!

Обновлено в марте 2023 г.

По сути, это наши фавориты из всех научных экспериментов, которые мы пробовали до сих пор. Те, которые мы очень любили, и те, которые мы повторяли (и повторяли, и повторяли).

Большинство из них довольно просты. Те немногие, которые немного сложнее или требуют материалов, которые вам нужно отследить, включены, потому что они того стоят.

Фото Жана Вант Хула

1. Научный эксперимент “Радужное молоко” для детей

Также называемый молочным фейерверком, вспыхивающими цветами, волшебным молоком, окрашенным в галстуках молоком – это, возможно, одновременно самый простой и красивый научный эксперимент из всех возможных. там.

Фото Рэйчел Уизерс

2. Научные эксперименты с пищевой содой и уксусом

Попробуйте это классическое практическое задание, сочетающее науку и искусство. Пищевая сода и уксус — простые научные эксперименты для детей.  

Фото Жана Вант Хала

3. Эксперимент с радужными кеглями

Завораживающий вариант популярного эксперимента с радужными кеглями. быстро залить краской из растворяющейся конфеты.

Photo by Andrea Martelle

4. Как сделать Oobleck

Oobleck — это неньютоновская жидкость, которая переходит из твердого состояния в жидкое, что делает его очень увлекательным сенсорным игровым материалом для детей, и это так просто. сделать тоже!

Фото Жана Вант Хала

5. Нарисованные ромашки: простой научный эксперимент для детей

Попробуйте это простое научное задание, в котором цветы показывают нам, как они поглощают жидкость и отражают ее на своих лепестках.

Фото Жана Ван’т Хала

6. Как провести эксперимент с плавлением льда

Если вы еще не пробовали плавить лед с помощью соли и акварели, обязательно сделайте это! Смотрите, как соль протаивает туннели сквозь лед! Пищевые красители или жидкие акварели помогут вам лучше разглядеть туннели и сделают весь эксперимент таким же искусством, как и научным экспериментом.

Фото Рэйчел Уизерс

5. Сделайте мгновенный снег для детей

Мало того, что процесс и наука этого искусственного снега доставляют удовольствие (порошок для мгновенного снега на самом деле является водопоглощающим полимером), ваши дети получат истинное удовольствие играя с ним в течение длительного времени.

Фото Жана Вант Хала

6. Как сделать лизуна

Нам нравится делать этот пушистый лизун из крема для бритья. В результате получается эластичный лизун, похожий на замазку, который интересно месить и играть с ним. Вы даже можете сделать из него воздушные шарики и шарики!

Фото Жана Вант Хала

7. Как приготовить шипучие зелья

Сенсорные игры так увлекательны для детей всех возрастов. Вот как можно использовать пищевую соду, уксус и блестки для создания волшебных зелий, которые шипят!

Photo by Jean Van’t Hul

8. Мраморность с помощью масла и пищевого красителя

Мраморность с помощью масла и пищевого красителя — один из самых простых способов мраморизации бумаги, для которого используются материалы, которые, скорее всего, уже есть у вас дома. Вы можете наблюдать, как масло и вода взаимодействуют, и результаты прекрасны!

9. Поэкспериментируйте с водяными шариками

Если ваши дети достаточно взрослые, водяные шарики — отличный материал для экспериментов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *