Как различить твердые и мягкие согласные звуки: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
Мягкие согласные обозначающие мягкость согласных звуков. Согласные звуки
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов.
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
[б] | [б’] |
[в] | [в’] |
[г] | [г’] |
[д] | [д’] |
[з] | [з’] |
[к] | [к’] |
[л] | [л’] |
[м] | [м’] |
[н] | [н’] |
[п] | [п’] |
[р] | [р’] |
[с] | [с’] |
[т] | [т’] |
[ф] | [ф’] |
[х] | [х’] |
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
— Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.
Как надо действовать во время письма слов:
— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?
А в чём, собственно, дело?
Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.
Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.
Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.
«Вернёмся к нашим баранам!»
Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.
Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:
Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.
В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.
Теория
Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.
Непарные согласные
Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт
Ломай систему!
В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.
Запоминаем
А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.
Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.
Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.
Подручный материал
Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.
В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.
Запоминаем дальше
Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.
Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.
Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.
Ещё одна игра
Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
- Править – воля – лом (выписываются пр, в, л ).
- Томат – роль – топь
- Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н ).
Заключение
В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем.
Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие , звонкие и глухие?» – спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: “Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, (“Ж”, ” Ш”, ” Ц”)т. е. те,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент – Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука: ” Ч”, ” Щ”, ” Й”. Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. (” й” будет играть звук смеха)”
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пес ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие . И всем известную игру можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: од еяло и од уванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Если есть вопросы, пишите в комментариях.
Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь, согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.
Какие звуки называются мягкими
У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносится гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.
Парные и непарные мягкие согласные звуки
Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.
Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.
Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.
Как обозначаются мягкие звуки на письме
По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.
С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.
Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят поле парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].
Аналогично первому случаю, после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например , слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.
В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно
Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.
Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.
В сочетаниях ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.
Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.
После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.
Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.
36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б”], [з”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [п”], [р”], [ф”], [г”], [х”].
Согласные звуки делятся на:
- мягкие и твердые;
звонкие и глухие;
парные и непарные.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
- после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные – только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станем мягким, если после него стоит “ь” и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г”эн], лён – [л”он], диск – [д”ыск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”].
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].
Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ”ука], [хор], [цар”], [ч”ан].
К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р”], [п] – [п”], [м] – [м”], [в] – [в”], [д] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [з] – [з”], [б] – [б”], [г] – [г”], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.
Таблица для запоминания согласных звуков
Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | бал | б” | битва | |
в | вой | в” | веко | |
г | гараж | г” | герой | |
д | дыра | д” | дёготь | |
з | зола | з” | зевок | |
к | кум | к” | кеды | |
л | лоза | л” | листва | |
м | март | м” | месяц | |
н | нога | н” | нежность | |
п | паук | п” | песня | |
р | рост | р” | ревень | |
с | соль | с” | сено | |
т | туча | т” | терпение | |
ф | фосфор | ф” | фирма | |
х | худоба | х” | химия | |
Непарные | ж | жираф | ч | чудо |
ш | ширма | щ | лещина | |
ц | цель | й | войлок |
Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные | Л, М, Н, Р, Й | Х, Ц, Ч, Щ |
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных –
Десять гласных отнимите,
Знаки – твердый, мягкий –
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон – используем в игре.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; формирование умения обозначать на письме мягкость согласных звуков.
Задачи:
Дидактические:
-формировать умение различать согласные звуки мягкие и твердые;
-познакомить со способом обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами;
Развивающие:
-развивать грамотную речь, интерес к русскому языку.
Регулятивные:
– развивать умение определять цель учебной задачи;
-развивать умение планировать свою деятельность, определяемую результатом;
Коммуникативные:
-формировать умение слушать и вступать в диалог;
-формировать умение правильно выражать свои мысли;
Познавательные:
-развивать умение использовать имеющихся знаний;
-формировать умение устанавливать логические, причинно-следственные связи.
Личностные:
-Учиться оценивать свои возможности
-Формировать положительное отношение к учению
Методы обучения: демонстрация, упражнения, объяснение, беседа.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная
Средства обучения: учебник, лента памяти, рабочая тетрадь.
Дата проведения: 29.04.2021 г.
Студентка: Авдющенко Кристина Ильинична
Методист: Боброва Светлана Васильевна
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Ильинична. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Прозвенел звонок. Мы пришли сюда учиться, – Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. – Присаживайтесь. | Приветствие Подготовка учащихся к уроку | |
2.Повторение | Обратимся к «Ленте букв» – Посмотрите на ленту с буквами и скажите, на какие две группы делятся все буквы и звуки алфавита? – Вспомним, что такое согласные звуки? – А гласные звуки? – Как отличить гласные звуки от согласных? – Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных букв? – А на какой строчке стоят эти буквы? – Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных букв? – На какой строчке стоят эти буквы? Игра «Твёрдый-мягкий» – Я вам буду называть предмет, а ваша задача определить мягкий он или твердый. (стул-диван, хлеб-арбуз, леденец-кекс ) – Но не только предметы могут быть твёрдые и мягкие. Но и звуки. -Кто-нибудь догадался, какова тема нашего урока? | – На гласные и согласные. – Согласные звуки – это звуки речи, при произношении которых в полости рта образуются преграды для выдыхаемого воздуха – Гласные звуки при произношение не встречают препятствий, а согласные встречают. – Твёрдость согласных букв обозначают буквы а, о, у, ы. – На первой. – Мягкость согласных букв обозначает буква я, ё, ю, и. – На второй. | Регулятивные: – уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: – постановка и решение проблемы. Коммуникативные: – умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3.Организация познавательной деятельности | – Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 81, найдите упражнение 1. Прочитайте задание. – Что нужно сделать в данном упражнении? На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна. Идёт апрель, звенит капель. В лесу у нас весна. – Объясни написание выделенных в словах букв. – Спишите любое предложение. – Произнеси все согласные звуки в слове «апрель». Какой из них твёрдый, а какие мягкие согласные звуки? – Итак, ребята, посмотрите на выделенные буквы. Какие буквы показывают мягкость предшествующих им согласных? – А какие показывают твёрдость? Упр.2, с.81 -Произнеси каждое слово-название предмета. Послушай, какими звуками они различаются. -Какой из них твёрдый, а какой – мягкий согласный звук? – Выделенная буква, какой звук обозначает? Почему? – Произнесите первые звуки в словах лук – люк. – А вы знаете, что такое люк? – Люк – закрытое отверстие. – Запишем слова «лук» и «люк». – Скажите, как обозначается мягкий согласный звук, с помощью какого символа? – Давайте обозначим. Физминутка Раз – подняться, подтянуться, Упр.3, с.82 рад воз лук мыл ряд вёз люк мил – Прочитаем каждую пару слов. – Произнесем звуки первой пары слов, которыми обозначены выделенные буквы. – Произнесем звуки второй пары слов, которыми обозначены выделенные буквы. – Третьей пары. – Четвёртой пары. – Какими буквами обозначены на письме твёрдость и мягкость согл. звуков [р] – [р’]? – [в] – [в’]? – [л] – [л’]? – [м] – [м’]? – Какие буквы указывают на твердость согласного звука? – Гласного звука? – Спишите слова, в которых первый звук мяг. согл. – Давайте прочитаем правило. Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком(ь). Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э. – Ребята, сейчас я буду называть вам буквы, а ваша задача, когда вы услышите буквы, обозначающие мягкость согласного звука, то вы должны хлопать. А когда услышите буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков, то поднять руку вверх. | Работа с учебником. Читают задание. Орфограммы: ʹ ʹ ʹ Сосна – сосны, капель- ʹ ʹ ʹ капли, лесу-лес, весна -вёсны ель, апрель, капель – мягкий знак показывает мягкость предшествующих согласных Списывают предложение на выбор. Апрель [апр`эл`]: а[а]- гласный, безударный п [п]- твёрдый согласный звук р[р`]-мягкий согласный звук е[э]- гласный, ударный л[л`]- мягкий согласный звук ь- не обозначает звука – ь, е.. – а, о – Слова лук и люк отличаются первыми звуками [л] [л`]. – В слове лук, [л] твёрдый звук, а в слове люк, [л`] мягкий звук. – Да/нет. Записывают слова. – С помощью запятой, которую записываем сверху. Обозначают символом мяг. согл. -Читают пары слов. – В первом слове звук [р]– тв. звук, а во втором звук [р’]– мяг. звук. – В первом слове звук [в]– тв. звук, а во втором звук [в’]– мяг. звук. – В первом слове звук [л]– тв. звук, а во втором звук [л’]– мяг. звук. – В первом слове звук [м]– тв. звук, а во втором звук [м’]– мяг. звук. – Буквой р. – Буквой в. – Буквой л. – Буквой м. – Гласные буквы а, у, о, ы – Буквы я, ю, ё, и. Списывают слова. Читают правило. Учитель называет буквы, а ученики выполняют соответствующие действия | Регулятивные: – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. Личностные: – развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: – умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4. Закрепление изученного | Упр.4, с.82 -Произнеси слова по их звуковым обозначениям. [м`этр] – основная единица длины метрической системы мер, равная 100 сантиметрам. [лыжн`а] – две параллельные колеи, накатанные лыжами. [кл`он] – дерево с широкими резными листьями. -Объясни, как ты будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах. Упр.5, с.83. Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами
2.[й`][ч`][щ`]- всегда мягкие звуки)
Буквы я, ё, и, е, ь – обозначают мягкость согласных звуков) | Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь). 1.[м`этр]-метр, мягкость звука [м`] обозначается буквой е 2.[лыжн`а]-лыжня, мягкость звука [н`] обозначается буквой я 3.[кло`н]-клён, мягкость звука обозначается буквой ё | Регулятивные: – умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, осуществлять контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Коммуникативные: – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5.Итог. Рефлексия | – Подведем итог нашего урока: – Какие звуки называются согласными? – Какие буквы обозначают твердость согласных звуков? – Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Кому было совсем непонятно на уроке поднимите правую руку. Кому было понятно, но нужно еще раз все повторить – левую руку. Кому было абсолютно все понятно – поднимите 2 руки. | Согласными звуками называют звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает преграды: губы, зубы, язык. А, ы, у, о, э. И, я, ю, е, ё. | Регулятивные: самооценка деятельности на уроке |
Научиться различать мягкие и твердые согласные
Большую трудность представляет для детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не запоминать, а учиться слушать. И этому ребенку нужно рассказать, как это будут звуки – это облегчит его понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке бывают твердые и мягкие. Для начала нужно научить ребенка запоминать те, которые только твердые: Ш, Ш, Н, и всегда мягкие: Ч, У, Тя. Например, сделать табличку, где над синими кирпичиками всегда будут нарисованы твердые согласные, а на зеленых подушках всегда мягкие (выбор цвета исходя из того, как обозначаются звуки в младших классах).
Если ребенок постоянно видит картинку, которую вы поместите ему в тетрадь или повесите над партой, он быстро запомнит согласные звуки.
В качестве гласных «командуют» согласные
Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш – твердый. Например: Таблица. Что следует за звуком? Так что это твердый согласный.
Гласные же звучат «командно» под, стоящим перед тем, что быть. Если это гласные: А, О, У, Э, С, то перед ними только твердые согласные. А если это: А, Е, ю, И, Е, – мягкое. Мягкость предшествующего согласного также указывает на мягкий знак.
Рекомендуем
Происхождение славян. Влияние разных культур
славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч…
Развивающие игры
Для того, чтобы ребенку легче это запомнить, попробуйте поиграть с ним. Попросите его приложить внешнюю сторону указательного пальца к небу и произнести все слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА-ЧА, ТО-НЯ. Ребенок благодаря этому сможет точно запомнить, как получается согласный. Он осознает, что при образовании мягкого согласного язык как бы выдвигается вперед, а его спина слегка приподнята к небу. Но при произношении твердых согласных.
Бросьте ребенку мяч, называя слоги с твердыми согласными, а вы пусть возвращаете мяч, уже произнесенный в его мягком. Пример: ЛА-ЛА, ЛО-ЛЕ, ЛИ-ЛИ и т.д.
Школьники предлагают различать твердые и мягкие согласные с синим и зеленым цветом. Синий-твердый, зеленый-мягкий. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цветов и предложите составить слово. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие – зеленым. Возьмите это маленькое слово из одного или двух слогов: Рыба, слон, нитки, мел и т. д.
Игра в «цепочку слов». Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердыми или мягкими согласными, а ребенок называет следующее слово, с этого слога начинающееся. Не забудьте указать вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: Ветры – рыба – бублики – кино И т.д.
Если методично объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, то он поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей правописания русского языка. Удачи тебе!
AR: https://tostpost.com/ar/education/10036-learn-to-distinguish-soft-and-hard-consonants.html
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/adukacyya/18023-vuchymsya-adrozn-vac-myakk-ya-cverdyya-zychnyya.html
Германия: https://tostpost.com/de/bildung/18034-lernen-zu-unterscheiden-zwischen-weiche-und-harte-konsonanten.html
ES: https://tostpost. com/es/la-educaci-n/18047-aprender-a-diferenciar-las-consonantes-duras-y-blandas.html
Привет: https://tostpost.com/hi/education/10050-learn-to-distinguish-soft-and-hard-consonants.html
JA: https://tostpost.com/ja/education/10049-learn-to-distinguish-soft-and-hard-consonants.html
КК: https://tostpost.com/kk/b-l-m/18024-yrenem-z-azhyrata-zh-msa-zh-ne-atty-dauyssyz.html
PL: https://tostpost.com/pl/edukacja/17997-uczymy-si-rozr-nia-mi-kkie-i-twarde-sp-g-oski.html
ПТ: https://tostpost.com/pt/educa-o/17995-aprender-a-distinguir-moles-e-duros-de-consoantes.html
TR: https://tostpost.com/tr/e-itim/18029-renme-ay-rt-etmek-i-in-sert-ve-yumu-ak-ns-zler.html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/osv-ta/18017-vchimosya-rozr-znyati-m-yak-tverd-prigolosn.html
ZH: https://tostpost.com/zh/education/10886-learn-to-distinguish-soft-and-hard-consonants.html
Парные согласные в русском языке – общество
Видео: Твердые и мягкие согласные в русском языке (ПОСМОТРЕННОЕ)Дома и на улице мы слышим множество звуков: человеческие шаги, тиканье часов, шум дождя, пение птиц, гудок автомобиля. Однако звуки человеческой речи стоят особняком и отличаются от других тем, что из них можно образовывать слова. Известно, что все звуки русского языка делятся на две группы: согласные и гласные. Когда гласные образуются для воздуха, в ротовой полости нет препятствия. А вот в случае произношения согласных в ротовой полости возникает препятствие. Итак, какими могут быть согласные звуки, на какие группы они делятся, что означает выражение «парные согласные»?
Глухие и звонкие согласные
Деление на эти группы следующее: звонкие согласные произносятся с помощью шума и голоса, а глухие состоят из одного шума. Первые и вторые могут образовывать пары глухие/звонкие. Относительное спаривание представлено 12 рядами. Например: «д» — «т», «г» — «к», «з» — «с» и другие. Такие звуки являются парными согласными. Но не все согласные могут быть парными. Они не образуются звонкими «н», «м», «л», «у», «р», а также глухими «ц», «х», «у», «з». На письме звуки обозначаются соответствующими буквами. Важно быть осторожным. Парные и непарные согласные в конце слова или в середине перед согласной могут звучать одинаково, но обозначаться разными буквами. Для проверки их правописания необходимо найти слово с таким же корнем, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная, а звук не оставлял сомнений в правописании. Например:
gris b – gris b s, gri nn – gri nn со смыслом;
ро т – ро т новый (полый), ро д – ро д овой (замковый).
Согласные мягкие и твердые
В зависимости от положения языка при произнесении звуков все согласные делятся на твердые и мягкие. Это разные фонемы. Различают парные согласные и непарные согласные. Примеры пар: “в” – “в 9″0107 ,’ , «к» – «к ,’ , «р» – «р ,’ прочие. Значок ( , ) обозначает мягкость звука при транскрипции. Пар не образует мягких «у», «ч», «д», а также всегда твердых «ж», «ж», «в». Конечно, очень важно различать твердые и мягкие парные согласные. Иногда они даже различают слова. Например:
м ел – м ол, ме л – ме л б.
В” м ел” и “ме л б” выделенные согласные мягкие, а в словах “ м ол” и “ме л” – твердые. Благодаря этому особому произношению слова не путаются.
При написании слов мягкость согласных может быть обозначена следующими способами:
- С буквой «б» Например: коньки, лось, пинок
- С помощью букв «и», «и», «е» , “е”, “ю”. Это падежи: колесо, брошенный, мяч.
Важно помнить, что в середине слова перед согласной мягкость не обозначается мягким знаком в следующих сочетания: «ст», «шн», «нт», «рш», «чн», «чк», «нш», «нч».Обратите внимание на слова: к LF ina, spo rsh itza mo st iki.