Разное

Как правильно пересказывать текст: Как быстро выучить текст или подготовить пересказ?

Обучение краткому пересказу

Истинное красноречие заключается в том,
чтобы сказать все, что необходимо, и ничего больше.

Ларошфуко

Большинство ребят 1–2-х классов предпочитают пересказывать произведение близко к тексту, просто запоминая текст, насколько им позволяют их индивидуальные возможности.

В этом возрасте изучаются произведения небольшого объема, и у ребят почти не возникает проблем с их пересказом. Эти проблемы появляются позже, в 3–4-х классах, когда в работе по учебной программе используются объемные произведения, и просто эксплуатацией памяти уже не обойтись. Заметим здесь, что «поздно искать ложку», когда «обед» уже начался…

Решать речевые проблемы (проблемы развития речи, форсировать развитие речи) по ходу учебных задач не всегда удобно, так как развитие речи – процесс длительный и индивидуальный. Поэтому здесь может быть полезен опыт пропедевтической работы по знакомству учащихся 1–2-х классов с кратким пересказом.

По опыту могу сказать, что подобная работа в любом школьном возрасте положительно влияет на активность мышления учащихся, расширение их словарного запаса и развитие осознанной свободы и грамотности устной речи, особенно благотворные результаты видны в изменении речи у ребят 6–7 лет.

Правильнее начинать знакомство с кратким пересказом, когда читатели уже научились осознанно выделять смысловые части и составлять план текста. Для первой работы лучше взять произведение большого объема, но доступного содержания (лучший вариант – это сказки). Например, хорошо знакомая и входящая во многие учебники по литературному чтению сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Составив и записав план сказки, учащиеся видят, что текст состоит из 9–13 частей (зависит от логики рассуждений во время деления на части) и пересказывать кому-то эту сказку подробно придется долго (это не всегда удобно). Поэтому полезно знать, что существует краткая форма пересказа, с которой они сегодня познакомятся и попытаются ее использовать в своей работе.

Первые две подобных попытки краткого пересказа даются (учителем) как обучающая работа, то есть фиксируются только положительные результаты учащихся, дается возможность отработать данный вид пересказа тем, у кого сразу не получилось или просто получается с трудом. Ребята обязательно должны увидеть реальную практическую «полезность» нового для них умения кратко пересказывать прочитанное, увиденное, услышанное.

Взрослому (учителю, родителям) важно помнить, что краткий пересказ всегда строится по прочитанному и хорошо освоенному тексту (произведению). Лучше всего этот вид пересказа использовать в работе со сказками или научно-познавательными текстами.

Для выполнения краткого пересказа учащимся предлагается готовый алгоритм, который впоследствии попадает в рабочую тетрадь как ПАМЯТКА.

ПАМЯТКА «Учимся кратко пересказывать текст»

1) Записываем ПЛАН произведения.
2) На каждый ПУНКТ плана говорим 2 – 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, связывая их между собой.
3) Рассказываем только САМОЕ ГЛАВНОЕ: кто? что сделал? почему?
4) Рассказываем СВОИМИ СЛОВАМИ. (Авторских слов слишком много, трудно запомнить).
5) Помним! Герои не разговаривают.
(Не используется прямая речь, реплики героев. Для того чтобы сжать, сократить объем диалоги героев заменяются косвенной речью – повествованием, сообщающим тему диалога).

Приступаем к работе по памятке – алгоритму

Шаг 1.
Смотрим план – он у нас есть. (Составлен и записан.)

Шаг 2.
Работаем с 1 пунктом (1-ой частью) плана.

В детских работах он часто называется: Рукодельница, Ленивица да их нянюшка. Перед ребятами ставится задача в 2–3-х предложениях своими словами рассказать самое главное этой части. Чтобы получилось связно со 2 пунктом плана, последнее предложение посвятим Рукодельнице, так как дальше именно у нее падает ведерко в колодец.

Слушаем ответы учащихся, вместе считаем предложения, убираем лишние слова, повторы, обсуждаем, как можно сказать точнее и составляем коллективный вариант:

− Жили-были две девочки Ленивица, Рукодельница да их нянюшка.
– Ленивица (ничего делать не умела и не хотела) целый день бездельничала, в постельке лежала да мух от скуки считала.
− А Рукодельница была умной и трудолюбивой девочкой: целый день по дому всю работу делала (и скучать ей было некогда).

Шаг 3.
Работаем со 2-ым пунктом (2-ой частью) плана.

У ребят эта часть называется: Беда Рукодельницы.

Придумываем словосочетание или предложение-МОСТИК, которое помогает связать обе части. Вторая часть очень маленькая, из героев в ней только Рукодельница и ее строгая нянюшка. Обращаем внимание ребят, что герои в кратком пересказе не разговаривают — мы должны про них все рассказать: кто что сделал…

Слушаем детские варианты, считаем предложения, прямо загибая свои пальчики, корректируем и составляем удачный вариант краткого пересказа 2-ой части текста:

Однажды (слово — МОСТИК, используем только один раз) у Рукодельницы упало ведро в колодец, а строгая нянюшка приказала ей самой его достать.
− Спустилась Рукодельница по веревке на дно колодца.

Шаг 4.
Работаем с 3-им пунктом (3-ей частью) плана. Встреча Рукодельницы с пирожком и яблочками.

Вместе ищем «МОСТИК». Учащиеся предлагают: «Очутилась она в волшебном мире и увидела. ..» или «Пошла по дороге и увидела…»

Напоминаем ребятам, что диалог Рукодельницы, пирожка и яблочек, нам нужно рассказать кратко своими словами, выделив в нем главное. Этим главным учащиеся называют готовность Рукодельницы помочь каждому, кто ее попросит. После обсуждения получается:

− … печку с пирожком, вынула Рукодельница пирожок и пошла дальше.
− Встретила она яблоньку, просят яблочки собрать их, помогла Рукодельница и яблоньке и пошла дальше.

Иногда, видя общее в поведении героев, ребята предлагают более краткий вариант:

− … печку с пирожком и яблоньку с яблочками, они просили Рукодельницу о помощи.
− Добрая Рукодельница вынула из печки пирожок, собрала яблочки и пошла дальше.

Вот она — работа мысли! В головах юных читателей во время отбора речевого материала идет настоящий анализ.

Шаг 5.
Наступает очень важный момент работы! Ребятам предлагается повторить и кратко пересказать 1, 2 и 3 части сказки без текста, с опорой только на план и алгоритм краткого пересказа. Это может сделать один человек, а могут и несколько ребят. Главное, чтобы юные читатели и рассказчики убедились, что они в состоянии, не заучивая слова или предложения текста, свободно и грамотно рассказывать, используя свои конструкции предложений, свои слова.

Далее работа строится аналогично. Необязательно за один урок строить краткий пересказ всего произведения. Это может утомить некоторых ребят, так как сама работа требует от них высокой концентрации внимания и большой собранности.

Целесообразно остановиться на 5–6-й части и в зависимости от уровня класса дать домашнее задание по выбору. Учащимся предлагается или повторить дома краткий пересказ отработанных в классе частей или самостоятельно подготовить краткий пересказ следующих 2–3-х частей сказки по плану и алгоритму. По опыту желающих работать самостоятельно обычно больше, чем тех, кто выбирает повторение уже сделанного в классе. Это можно только приветствовать и поощрять. Главное, что каждый ребенок имеет возможность выбора задания по силам. Отслеживая предпочтения в выборе учащихся, учитель получает дополнительный материал для диагностики и коррекции работы в своем классе.

Кто-то, может быть, посчитает эту работу слишком громоздкой и кропотливой… Возможно. Но только в первый раз, в дальнейшем эта «осознанная кропотливость» окупается сторицей. Для учителя такая работа сложна ещё и потому, что уровни речевого развития учащихся разные, и это надо учитывать и учителям, и родителям.

Предложенный алгоритм достаточно прост в работе, ребята уверенно им пользуются, а взрослым уже не нужно сидеть часами вместе с ребенком для выполнения подобного задания. Разве что, заслушать весь детский вариант пересказа, где-то тактично внести незначительные коррективы.

Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»

Как пересказать текст и составить план пересказа. Пересказ текста.

Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.

Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.

Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

• полнота;

• эмоциональная выразительность.

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием. 

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

– О чем текст (рассказ, сказка)?
– Что нового (интересного) ты узнал?
– Что произошло (описывается)?

– Кто главный герой?
– Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя – цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Читать дальше

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

– Что бы ты изменил?

– Хотел бы ты жить там и почему?

– Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Фото: www.pexels.com globallookpress.com

Поделиться:

7093 просмотра

Да Нет

Онлайн-проверка грамматики, стиля и орфографии

Эти организации доверяют нашему средству проверки стиля и грамматики на основе ИИ

  • Группа БМВ
  • RingCentral
  • Европейский Союз
  • Журнал «Шпигель»
  • Deutsche Presse-Agentur (dpa)
  • Хайзе
  • Max-Planck-Gesellschaft
  • Блинкист
  • Бертельсманн Фонд
  • Schweizer Radio und Fernsehen (SRF)
  • JetBrains
  • IP Австралия
  • Wirtschaftsuniversität Wien

Создайте бесплатную учетную запись

Зарегистрируйтесь

  • Хром
  • Фаерфокс
  • Край
  • Сафари

Наше расширение для браузера работает в любом месте в Интернете.

Получайте советы о том, как улучшить свой текст (включая рекомендации по пунктуации и т. д.) при наборе электронной почты, записи в блоге или просто твита. Какой бы язык вы ни использовали, LanguageTool автоматически обнаружит его и предложит варианты. В целях соблюдения вашей конфиденциальности надстройка браузера не сохраняет текст.

Добавить в Firefox Это бесплатно

1250+ отзывов о дополнениях для Firefox

Программа проверки грамматики для Firefox с самым высоким рейтингом, у которой более 1 миллиона пользователей

интегрируется с вашей любимой программой Office

Получите максимальную отдачу от своих документов и получайте безошибочные результаты, работаете ли вы над диссертацией, эссе, книгой или просто хотите что-то записать.

  • Надстройка Google Docs

    Проверьте все свои тексты в Документах Google на наличие грамматических и орфографических ошибок с помощью бесплатного надстройки для браузера.

    Возьми
  • Надстройка Microsoft Word

    Работает с Windows, Mac и даже с онлайн-версией. Требуется Word 2016 или более поздняя версия или Office 365.

    Возьми
Проверка текста для LibreOffice и OpenOffice

* Для проверки грамматики LanguageTool для OpenOffice требуется Java 8. В настоящее время недоступно для версии Premium. Проблемы с его установкой? Обратитесь сюда за помощью: Устранение неполадок

Правильное правописание

Вы слишком часто становитесь жертвой опечаток и орфографических ошибок? LanguageTool находит каждую ошибку и подчеркивает ее красным цветом. Произносите по буквам каждое имя, фразу и слово, пишите… а, правильно!

Проверка грамматики

Грамматические правила еще никогда не были такими простыми! LanguageTool поможет избавить ваше письмо от всех грамматических оплошностей, таких как неправильное согласование подлежащего и глагола, неправильные формы множественного числа или неправильное использование грамматических форм.

Fix Punctuation

Запятые, тире и дефисы… Правильная пунктуация может быть непростой задачей — LanguageTool гарантирует, что вы используете их правильно. Он даже может помочь вам составить сложные предложения и сообщить вам, когда вы использовали слишком много восклицательных знаков!

Подтвердить корпус

Все дело в столице, верно? И строчные буквы тоже. LanguageTool исправляет неправильный регистр, независимо от того, пишете ли вы имена, месяцы, места или национальности с заглавной буквы.

Улучшение стиля

LanguageTool поможет вашему письму быть таким же стильным, как и вы, обнаруживая часто используемые фразы, иностранные термины, повторяющиеся слова и неправильный выбор слов. Все, что вам нужно сделать, чтобы найти лучший стиль, — это обратить внимание на подчеркивание синего цвета.

Парафраз

Ищете нужные слова? LanguageTool упрощает их поиск, используя искусственный интеллект, чтобы перефразировать ваши предложения, чтобы они были более формальными, беглыми, простыми или лаконичными.

Читать далее

Что еще?

Часто задаваемые вопросы

Сделайте так, чтобы ваш текст звучал профессионально, и избегайте неловких стилистических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Включает ли LanguageTool только исправление орфографии?

LanguageTool исправляет орфографические ошибки, а также предлагает полный анализ написания всех возможных текстов. В дополнение к орфографии, грамматике и выбору слов корректируется также языковой стиль.

Насколько хорошо LanguageTool обнаруживает ошибки с запятыми?

Пунктуационные ошибки всех видов находят и исправляют LanguageTool. Его исправление различает необязательные и обязательные запятые. Даже сложные структуры предложений можно корректировать с помощью проверки запятых.

Как работает обнаружение и исправление ошибок с помощью LanguageTool?

Отображение ошибок и карточки предложений отображаются автоматически и непосредственно во время набора текста. Это означает, что тексты можно проверить и исправить всего за несколько минут. Чтобы увидеть синонимы, просто дважды щелкните любое слово.

Читать далее

Какие языки можно проверить с помощью LanguageTool?

LanguageTool владеет более чем 30 языками и диалектами. Основными языками являются английский, испанский, немецкий, французский, голландский и португальский. В его английской версии вы можете выбирать между шестью стандартными вариантами (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка).

Является ли LanguageTool бесплатным?

LanguageTool доступен в двух версиях. Бесплатная версия исправляет орфографию, а также простую пунктуацию и некоторые ошибки стиля. Только Премиум-версия покажет вам все ошибки и даст вам наилучший текст. Также доступны групповые аккаунты для компаний.

Читать далее

Работает ли LanguageTool в моей программе?

LanguageTool не привязан к конкретной программе или веб-сайту. Доступно несколько расширений и надстроек, поэтому его можно использовать во всех распространенных интернет-браузерах. Кроме того, вы можете найти специальный текстовый редактор в виде приложения для iOS, macOS (Apple) и Windows. Все, что вам нужно, это только одна учетная запись пользователя.

Читать далее

Подходит ли LanguageTool для переписывания предложений?

LanguageTool теперь предлагает функцию перефразирования на основе ИИ в дополнение к исправлению. Это может помочь вам переписать целые предложения, чтобы сделать их проще, короче или более формальными.

Читать далее

Может ли LanguageTool помочь мне исправить бакалаврскую или магистерскую диссертацию?

Если вам нужно написать курсовую, бакалаврскую или магистерскую работу в университете, LanguageTool может помочь вам убедиться, что она не содержит ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *