Как отличить твердые и мягкие согласные звуки: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama
«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме» | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
Тема: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
Цель:
– закрепление знаний о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме,
Задачи:
– повторить и закрепить в ходе практической деятельности три способа обозначения мягкости согласных звуков на письме: гласные, указывающие на мягкость, мягкий знак (показатель мягкости), всегда мягкие согласные звуки.
– развивать наблюдательность и орфографическую зоркость,
-воспитывать уважительное и бережное отношение к языку как к национальному богатству и достоянию.
Оборудование:
– интерактивная доска (ИД),
– презентация PowerPoint,
– слайды Smart Notebook,
– карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационныймомент
Проверьте ребята
Готовы к уроку?
На месте, в порядке
Книга, пенал и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
2.Минутка чистописания
-Сегодня мы с вами закрепляем наши знания умения и навыки, дополняем их, а вот по какой теме, мы выясним, выполнив минутку чистописания и словарную работу. Кроме того, к концу урока мы составим пословицу, начало которой дано на доске. Прочитайте её глазами, Кто-то знает продолжение? Тогда вернёмся к ней в конце урока.
Половица: Ученику удача- __________ , _________ .
-А на минутку чистописания первоклассник Коля прислал вот такое стихотворение. Прочитайте его и ответьте на вопрос мальчика.
Непонятно почему
С заглавной буквы я пишу
Света, Оля, Галя, Лина
И Анюта, Саша, Нина? + ЫЕ
-Какие слова ещё пишутся с заглавной буквы? Как называется эта орфограмма?
-Вашим домашним заданием было, составить предложение с именем собственным. Зачитайте их. Покажите (сигналы настроения) довольны ли вы составленными предложениями. Я тоже довольна вами. По первым буквам имён собственных составьте новое слово, прибавив 2 буквы. Что получилось?
-Как мы можем отличить согласные звуки от других в потоке речи?
– Сегодня мы будем прописывать согласные буквы.
______________________К / П // Л / Р// К / П// Л / Р _______________
– Посмотрите на них и подумайте: на какие две группы разделите данные буквы.
-Молодцы. Выполняем зарядку для пальцев.( В стихотворной форме «флажок», «веер».)
-Приступайте к минутке чистописания. Кто справится покажет сигналом.
– Эти буквы привели на урок для повторения словарные слова. К доске выйдет один ученик, а вы пишите в тетрадях. Я показываю картинку ,а вы через запятую записываете слова.
Круг, пуговица, лягушка, ресницы.
-Поставьте в словах ударение, выделите ловушки.
Я на доске открываю образец, а у вас взаимопроверка в парах. Оцените друг друга по шкале.
-Устно назовите слова в алфавитном порядке.
-Подумайте, какое слово лишнее. Почему?
– Давайте сделаем вывод. Я начну читать предложение, а вы его закончите.
Согласные бывают звонкие и глухие, а также_________________________.
-Попробуйте определить тему урока.
-(Открыть на доске)Сегодня мы закрепляем и дополняем наши знания по теме: «твёрдость и мягкость согласных звуков». А начнём со словарных слов. Какие звуки произнесли мягко? Какие буквы указали на мягкость?
-Давайте выпишем их.
И Я Е / Ё Ю
-Каких букв не хватает?
-Посмотрите на ряд букв. Что вы о них можете рассказать?
-Давайте проверим ваши высказывания. Откройте учебник на с.55 и прочитайте правило.
-О какой букве, указывающей на мягкость мы не поговорили? (ь)
Давайте сыграем в игру лента. Замените 1 гласную букву так, чтобы получилось новое слово.
Дань-д_нь-д_нь..
-Зачитайте слова. Сравните их, учитывая тему урока.
Физминутка (твёрдый-мягкий звук д, присесть, покружиться)
-Разделите слова на слоги. Почему не получается?
-Что делают дети днём? Какой корень в слове учатся?
-Подберите родственные слова так, чтобы каждый раз слово увеличивалось на одну букву.
учу (учитель, учёт, учим, учёба, участок, учебник, ученик.)
учим
учёба
ученик
учитель
учебник
-Прочитайте слова. Какое лишнее? Что интересного в слове учитель? Это слово мы добавляем в пословицу.
– А теперь назовите слово, в котором столько же букв сколько в слове учитель.
Правильно. Открываем учебник на с. 56 упр.65
-Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Составьте с ними предложение. Что такое предложение?
-Я тоже составила своё предложение. Давайте его запишем.
Лев катает Юру.
-Что такое главные члены предложения? Подчеркните их в этом предложении.
Произнесите слово –лев-, слово –Юра-. Что же происходит? И в одном и в другом слове есть буквы указывающие на мягкость согласных, но сами согласные произносим по-разному. В чём же секрет? Попробуйте догадаться.
-проверьте правильность своих выводов на с.56.
-Задание на закрепление. Составьте двустишье, которое мы напишем по памяти.
пообедал, льва , за, я,
сперва, у , решёткою. ( написаны слова на облаке)
______________________
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Зрительная разминка (следить за указкой учителя, который обводит облако)
-Проговорите орфографически. (2 раза)
-Кто может повторить?
-Запишите.
-Сравните с образцом. Оцените свою работу по шкале.
– А сейчас мы посмотрим мультфильм. Вам задание. Сравните льва из учебника и льва из мультфильма. А вам на доске слова-подсказки. ( на спине у черепашки)
грустный,
спокойный,
озорной,
радостный,
печальный.
-Молодцы. Какие из перечисленных слов являются антонимами противоположными по смыслу словами. Словом радость мы закончим пословицу. Прочитайте её.
Ученику удача – учителю радость.
4.ИТОГ
-Как понимаете смысл? Действительно, я рада, что у вас сегодня всё получилось и мы пополнили свои знания, а вот чем? Напомните мне.
Твердые и мягкие согласные звуки
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1
«ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
РУССКИЙ ЯЗЫК, 1 класс. УМК «Школа России»
Тема:
Подготовила
О.В. Иллий, учитель начальных классов МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Слайд №2
В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:
м…ч, р…д, в…з, д…д…, н…н…, м…мл…
Слайд №3
мяч, ряд, вяз, дядя, няня, мямля
мяч, ряд, вяз, дядя, няня, мямля
Слайд №4
ВЯЗ – это большое дерево с овальными листьями и крепкой древесиной.
Слайд №5
МЯМЛЕЙ
называют вялого нерешительного человека.
Слайд №6
Определите порядок следования букв в данном ряду:
Определите порядок следования букв в данном ряду:
Продолжите данную запись до конца строки в соответствии с алфавитом.
Яяб Яяв Яяг …
Слайд №7
РАСПРЕДЕЛИТЕ РИСУНКИ
РАСПРЕДЕЛИТЕ РИСУНКИ
НА ДВЕ ГРУППЫ
ПО ОБЩЕМУ ПРИЗНАКУ
Слайд №8
,
Слайд №9
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Мы должны узнать,
КАК ОБОЗНАЧИТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Научиться
ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК СЛОВА С МЯГКИМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.
Слайд №10
Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их в тетради.
Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их в тетради.
лес, юла, плот, мёд, нос, рыба, мяч, дорога, реки, пень, труд, яма, мел, люди
Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.
Слайд №11
лес, мёд, мяч, реки, пень, мел, люди
лес, мёд, мяч, реки, пень, мел, люди
Проверьте себя.
юла,
плот,
нос,
рыба,
труд,
яма
Слайд №12
Спишите. Подчеркните лишнее слово.
колос, удар, поле, уголок
кусты, капля, пена, звено
люди, село, лютик, люки
лёд, мёд, клёв, рис
вес, перец, вяз, лев
Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.
Слайд №13
колос, удар, поле, уголок
кусты, капля, пена, звено
люди, село, лютик, люки
лёд, мёд, клёв, рис
вес, перец, вяз, левПроверьте себя
Слайд №14
СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, также мягким знаком (ь).
Твердость согласных звуков обозначается буквами
а, о, у, ы, э.
Слайд №15
Закончите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
На уроке я научился…
Эти знания мне нужны для того, чтобы…
Мне не понятно …
Слайд №16
Спасибо за хорошую работу
на уроке!
- Автор: Анна
Оцените статью:
(1 голос, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Большой сборник презентаций в помощь школьнику.
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте:
<div><strong><a href=”https://volna.org/russkij_jazyk/prezentaciya-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html” title=”Твердые и мягкие согласные звуки – презентация (чем отличаются, как определить, таблица)” target=”_blank” >Твердые и мягкие согласные звуки – презентация (чем отличаются, как определить, таблица)</a></strong><iframe src=”https://volna.org/iframe/107693/” frameborder=”0″ marginwidth=”0″ marginheight=”0″ scrolling=”no” allowfullscreen></iframe></div>
G мягкий или жесткий. Как научить ребенка различать твердые и мягкие согласные (1 класс)
Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, их надо не запоминать, а научиться слышать. А для этого ребенку нужно подсказать, как именно эти звуки получаются — это значительно облегчит его понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке одновременно твердые и мягкие. Для начала нужно, чтобы ребенок запомнил те, которые только твердые: Ш, Ш, С, а также всегда мягкие: Ч, Ш, Ы. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда будет нарисовано твердое по синим кирпичам, а всегда мягкие – по зеленым подушкам (выбор цвета основан на том, как обозначаются эти звуки в младших классах).
Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вставите ему в рабочую тетрадь или повесите, он быстро запомнит эти согласные.
Как гласные командуют согласными
Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но соседние буквы помогут предположить это. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш твердый. Например: таблица. Что следует за звуком С? Значит, это твердый согласный.
Гласный звук “повелевает” согласному, стоящему перед тем, каким он должен быть. Если это гласные: А, О, У, Э, С, то перед ними стоят только твердые согласные. А если это: А, Е, Ю, И, Йо, то – мягкое. Мягкость предыдущего согласного обозначается также
Развивающие игры
Для того, чтобы ребенку легче это запомнить, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешнюю сторону указательного пальца к нёбу и поочередно произносить слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, ОН – НЯ. Ребенок благодаря этому сможет точно запомнить, как получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы выдвигается вперед, а его спинка слегка приподнимается к небу. А вот при произнесении твердых согласных этого не происходит.
Бросьте мяч ребенку, называя слог твердым согласным, и пусть он вернет вам мяч, уже произнося его с мягким. Например: ЛА – ЛА, ЛО – ЛЕ, ЛИ – ЛИ и т.д.
В школе учащихся просят выделять твердые и мягкие согласные с помощью синего и зеленого цветов. Синий твердый, а зеленый мягкий. Вырежьте несколько красных, синих и зеленых квадратов и попросите их собрать слово. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие зеленым. Возьмем для этого маленькие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел
Игра в цепочки слов. Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, начинающееся с этого слога. Не забывая вслух определить, какой согласный, твердый или мягкий, был в этом слоге: ветры – рыба – бублики – кино и т. д.
Если методично объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей правописания русского языка. Удачи тебе!
Согласные в разных словах звучат по-разному. Иногда жестко, иногда мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твердые согласные и обозначать мягкость согласных на письме буквами И, Е, Е, Ю, И и Л. Узнаем, какие согласные образуют пары твердость-мягкость, и которые только твердые или только мягкие.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, все сразу ответят: хлеб, диван, шарф, подушка. И камень, лед, дерево – сплошь. Да, но оказывается, что звуки русской речи, согласные, тоже могут быть твердыми и мягкими.
Несколько раз по очереди произнесите слова: КОШКА – КИТ.
Сравните первые согласные. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка поднимается к небу, проход, по которому проходит воздух, сужается и получается звук, который ученые условно назвали мягким . А противоположный звук называется – сплошное .
Важно прислушиваться к звукам произносимых слов. Если сказать слово ГЭС иначе – с твердым первым звуком, то получится совсем другое слово – НОС .
Прислушаемся и понаблюдаем за движением нашего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук [л’] – лук – звук [л]
скомканный – звук [м’] – мелкий – звук [м]
Звуки можно писать (условно) иконками.
Большинство согласных образуют пары мягкость – твердость:
[б] | [б’] |
[дюйм] | [дюйм] |
[Г] | [Г’] |
[д] | [д’] |
[ч] | [ч’] |
[до] | [до’] |
[л] | [л’] |
[м] | [м’] |
[н] | [н’] |
[П] | [П’] |
[Р] | [Р’] |
[с] | [с’] |
[т] | [т’] |
[ф] | [ф’] |
[Х] | [Х’] |
Некоторые согласные бывают только твердыми или только мягкими. Не образуют пар по твердости/мягкости:
— Только твердые согласные : [ш], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].
На письме твердость согласных обозначается гласными А, О, У, Ы, Е, а мягкость согласных обозначается гласными Е, Е, И, Ю, И.
Есть слова с мягкими согласными в конце слов или в середине слов перед другими согласными. Послушайте слова:
Как вести себя при написании слов:
– слышу твердый согласный звук – пишу буквы после него вместо гласного звука: А, О, У, Ы, Э.
– слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость с гласными: Е, Е, И, Ю, И.
– Слышу мягкий звук в конце слова или перед согласной – проявляю мягкость б.
Если понравилось, поделись с друзьями:
Присоединяйтесь к нам по телефону Facebook !
См. также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Основы теории:
Мы предлагаем онлайн-тесты:
Что такое звук? Это минимальный компонент человеческой речи. Показано буквами. На письме звуки отличаются от букв наличием первых квадратных скобок, используемых в фонетической транскрипции. Буква о, звук [о]. Транскрипция показывает различия в написании и произношении. Апостроф [ ‘ ] указывает на мягкость произношения.
В контакте с
Звуки делятся на:
- Гласные. Их можно легко потянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звук создается за счет изменения положения языка, губ, различных колебаний голосовых связок и силы подачи воздуха. длина гласного – основа вокального искусства (пение, “поющий ровный”).
- Согласные а произносятся при участии языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шума в ротовой полости. На выходе они преобразуются в звук. Также губы, закрывающиеся и открывающиеся во время речи, препятствуют свободному прохождению воздуха.
Согласные делятся на:
- глухие и звонкие. Глухота и звучность звука зависят от работы речевого аппарата;
- твердый и мягкий. Звук определяется положением буквы в слове.
Буквы, обозначающие согласные
Глухие
Глухие в русском языке: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Легче всего запомнить фразу, а не набор букв «Степька, капусту хочешь? Фи!» содержащие их все.
Пример, в котором все согласные глухие: петух, соты, булавка.
Звонкий
При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные создают активные колебания связок. вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта поступает не чистый поток воздуха, а звук. В дальнейшем дополнительно трансформируется язык и губы.
К звонким согласным относятся: б, в, д, э, г, з, д, л, м, н, р.
При их выражении отчетливо ощущается напряжение в гортани. К тому же, произнести их внятно шепотом практически невозможно.
Слово, в котором звонкие все согласные: Рим, гордость, пепел, лиман.
Сводная таблица согласных (звонких и звонких).
Именно за счет изменения звучания русская речь обогащается различными словами, близкими по написанию и произношению, но совершенно разными по значению . Например: дом – объем, двор – зуд, код – год.
Парные согласные
Что означает четность? Две похожие по звучанию буквы, в произношении которых язык занимает сходные позиции, называются парными согласными звуками. Произношение согласных можно условно разделить на одноступенчатое (в их создании участвуют губы и язык) и двухступенчатое – сначала подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произнесении движения рта совпадают, и создают пары.
Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости
В речи принято не произносить каждую букву, а «съедать» ее. Это не исключение только для русской речи. Это встречается практически во всех языках мира и особенно заметно в английском. В русском языке этот эффект подчиняется правилу: парные согласные замещают (на слух) друг друга во время речи. Например: любовь – [л’у б о ф’].
Но не у всех есть своя пара. По произношению не похожи ни на какие другие – это непарных согласных . Техника воспроизведения отличается от произношения других звуков и объединяет их в группы.
Парные согласные
Непарные согласные
Первая группа может произноситься с мягкостью. Второй не имеет аналогов в произношении.
Непарные согласные делятся на:
- соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [ п ‘]. Когда они произносятся, поток воздуха ударяет в верхнее небо, как купол;
- шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
В русском языке есть буквы, которые трудно понять в контексте. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучи эти 4 буквы!
Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [с] глухой! [н] – звонкий!
Непарные согласные
Твердые и мягкие
Пишутся одинаково, но звучат по-разному. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [б] был – [б`] бить; [t]текущий – [t`]текущий.
При твердом произношении кончик языка прижат к небу. Мягкие образуются прижатием к верхнему небу средней части языка .
В речи звук определяется буквой, следующей за согласной.
Гласные образуют пары: а-и, у-у, е-е, с-и, о-е.
Двугласные гласные (и, ё, ю, э) произносятся в одном из двух сочетаний: звук [й] и парная гласная из Е, О, У, А или мягкий знак и парная гласная. Например, слово Юнг. Произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, С не имеют двойного звука, поэтому не влияют на произношение ведущей согласной .
Пример разницы:
Ложка – люк, мед – море, домик – дятел.
Фонетическая транскрипция:
[ложка а] – [лук], [м’о д] – [мор’э], [д’о м] – [д’а тел].
Правила произношения:
- твердые произносятся перед А, О, У, Е, Ю. Абсцесс, бок, бук, бентли, бывший;
- мягкие произносятся перед И, Йо, Ю, Э, И. Месть, мед, кит, пюре, мята;
- твердые произносятся, если за ними следует еще одна согласная: смерть. После согласной [с] следует согласная [м]. Независимо от того, является ли М мягким, звонким или твердым, С произносится твердо;
- твердые произносятся, если буква последняя в слове : класс, дом;
- согласный перед гласным [э] в заимствованных словах произносится твердо, как и перед [э]. Например: платок – [к] [а] [ж] [н] [э];
- всегда мягкий перед б: лось, мякоть.
- исключения из правил:
- всегда твердые F, W, C: жизнь, шипы, цианид;
- всегда мягкий J, Ch, W: белый, черный, щука.
Внимание! Глухая буква не всегда обозначает один и тот же звук. Это зависит от позиции в слове.
Твердые и мягкие звуки
Оглушение
В русском языке есть понятие оглушение – это звонких звуков, похожих на глухие согласных звуков из пары.
Это не дефект речи, а наоборот, считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. Например, [р] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], близкий к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Его употребление в русской речи некорректно. Исключением является слово Бог.
Правила и примеры:
- буква последняя в слове: зуб – [зуп], дырка в дырке – [пр о р у н’];
- после буквы стоит глухая согласная: сыроежка – [сыр сыр Шк а].
Есть обратный процесс – озвучивание. означает, что в речи глухие произносятся как парные звонкие . Звонкость оправдана, когда они стоят перед звонкими согласными: дэл – [з д ‘эл к а].
Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие
Согласные звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе
В русском языке большинство согласных мягкие и твердые, это качество имеет смысл. Сравните слова:
- мел – многожильный;
- банк – баня;
- гость – гость
Однако есть и такие, чья твердость является постоянным качеством, а это значит, что они всегда твердые.
Согласные звуки: [г]
Встречается в следующих словах:
- жизнь [жиз “н”].;
- жидкий [жытк”й];
- жимолость [жимлс”т”];
- живая [живая];
- дрожит [дрожит];
- сторожевой [старажыт];
- жужжание [жужжание];
- красный [красный];
- блаженный [благословенный].
При сравнении написания и звучания можно сделать следующий вывод: после этого согласного пишется буква и , но слышится звук [с]. При выборе этого написания нужно руководствоваться правилом: ЖИ писать с буквой И.
Для игры с ребенком с целью отработки навыков правописания можно использовать, например, следующий текст:
А жук жужжит над жимолостью. Живет он где-то рядом с жужелицей. Она охраняет от него свой дом. И бегут мимо лужи рыжие ежи. Куст отражается в своей жидкой жидкости – совсем как живой, только перевернутый вверх дном.
Звук [ж]
Твердый в отличие от [ж], который звонкий. Эту фонему можно наблюдать в словах:
- широта [шыр”];
- шить [говно”];
- шифон [шифон];
- шкаф [шыфан”ер];
- мыши [мыши];
- тишина [т”ишына];
- ерши [йиршы];
- пенни [граши];
- в спешке [сп”ишыт];
- дорисовывает [локоны].
Здесь мы также имеем дело с той же тенденцией, что и в случае со звуком [г]: после [ш] пишется буква и . Правило, как и для предыдущего написания: «ШИ пиши с буквой И».
Для отработки навыка правильного написания таких слов обратимся к диктанту:
Мыши шуршат под скатами крыш. Один из них слышит молчаливое дыхание кошки и спешит к своей норе — там у нее малыши.
Подведем итоги, всегда твердые служат опознавательными знаками написания «И после Ж и Ш».
Звук [тс]
Последний звук, в котором твердость есть постоянное качество, это [тс]. В нем больше сложностей с орфографией. Написание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмем примеры слов с написанием в корне слов:
- цифра [число];
- компас [компас”];
- цирк [цирк];
- цитрон [цитрон];
- акация [акация];
- лекция [лекция];
- секция [с “екцыя];
- санкция [санкция].
Там, где в слове есть этот твердый согласный звук, мы слышим после него [с], но обозначаем эту фонему по-разному. В приведенных выше примерах правописание регулируется следующим правилом: после буквы С в корне слова пишется И. Но есть исключения, в которых Y все равно нужно ставить:
- чик-чик-чик;
- на цыпочках;
- цыпленок;
- клик;
- Цыган.
В дополнение к этим исключениям также можно писать Y в суффиксах и окончаниях:
- Синицын;
- сестры;
- рядом с больницей;
- без воды;
- у молодой женщины;
- у девушки.
Поиграйте с ребенком, чтобы потренироваться в написании слов, которые пишутся с буквой Ц:
В цирке выступает цыган, он щелкает цыплятам: “Шшш!” Они прячутся в лапах лисы. Девочки смеются, встают на цыпочки и приветствуют доброту лисы громкими овациями.
Подытожим: звуки в алфавите всегда Ж, Ц, Ш. С ними можно записать следующие гласные: I, Y.
Замена W на W
Звук [ц] не шипящий. И два других называются именно так. В слабой позиции (в конце слова или перед глухими согласными) звук [г] заменяется на [ж]:
- женатый [замуш];
- уже [уш];
- невыносимый [нефтерпеш];
- ложка [ложка];
- рога [рошк” и].
Текст диктанта на эту тему, который поможет провести интересную обучающую работу по данному правописанию:
Так всегда бывает, когда согласные, звонкие, твердые звуки в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.
Сестры Голицыны вышли замуж. Они невыносимы. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапоги, кадки, миски, чашки, ковши. И вот появились на дорожке дрожки, там едут Сережка, Алешка, Прошка и Олежка – женихи сестер. Вот и закончилась сказка, и жили они долго и счастливо.
При проставлении б после Ж и Ш
По той причине, что указанные выше согласные всегда твердые, никогда не употребляется с ними для обозначения мягкости. Однако бывают случаи, когда его можно встретить после букв Ж и Ш:
- мышь;
- Ложь;
- дрожь;
- брошь;
- вздор;
- по всей поверхности;
- не трогать;
- услышать.
Эти примеры иллюстрируют правило использования мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:
- Существительные 3 сложения: тишина, каприз.
- Наречие: удар слева.
- Глаголы: идти, ложиться.
Для обучения используем следующие предложения:
Это просто ложь, что мышка страшная: не трогай ее, проходя мимо, она ее тоже не тронет.
Если в доме тихо, а ты не кричишь, не прыгаешь, не кайфуешь, то тут какой-то подвох, сразу не поймешь. Что ты там делаешь, а сам молчишь?
Когда Ь не ставится после Ж и Ш
Всегда твердые согласные [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них тоже имеет морфологическое значение:
- Нет 3 склонения у существительных: младенец, сторож, кровля.
- Сокращенное прилагательное: хороший, милый.
- Наречия-исключения: уже, замужем, невыносимо.
Практический текст:
Мой малыш хороший, красивый и похож на папу. Он будет летчиком, он будет летать над крышами, за ним нельзя следовать.
О и Ё после шипящих и С
Всегда твердые согласные требуют к себе особого внимания, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ы:
- шел [шол];
- шепот [шепот];
- шелк [шелк];
- жернова жорноф;
- желудь [желудь];
- шорох [шорох];
- шоссе [шосе];
- жокей [жок”эй].
Название этого написания “О и Йо в корне после шипения”. Правило: «Если в однокоренном слове можно подобрать слово с буквой Е, то пишем -Ё, если таковой нет, пишем О». Проверим:
- acorn – желудь;
- шелк – шелк;
- жернова – жернова;
- шорох – проверить нельзя;
- жокей – проверить невозможно.
В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш буква О пишется под ударением:
- морж;
- большой.
Без напряга нужно написать букву -E:
- оранжевый;
- груша.
После С буква Е никогда не пишется, только О (под ударением) или Е (без ударения).
- подвал;
- церковь;
- торец;
- борьба;
- шифер;
- глянцевый;
- полотенце;
- клеймо.
Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видите, с ними связано очень большое количество написаний. По школьной программе предусмотрен тест, связанный с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот диктант:
“Однажды мы пошли на охоту и наши собаки побежали за нами.
В лесах осенью много вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевика, желуди. Животные в это время едят и толстеют.
Вот мы находимся в самой чаше леса,слышим лай собак и бежим к тому месту.Видаем там лисью нору.Собаки продрали вход и вытащили ее.Мы отогнали собак.Лисица рыжая пушистая немного морщинистая,но все же шелковистая и гладкая.Желтые круги вокруг глаз.Грудка белая,лапы черные.Хорошие лисички!
Отпустили бедолагу, она быстро метнулась в кусты, а от сестрички-лисицы похолодел след.
Карточки – твердые и мягкие согласные
В продолжение поста “Как научить ребенка читать по слогам? Составляем слова из слогов” предлагаю вам новый материал – карточки с твердыми и мягкими согласными.
С помощью карточек научите ребенка различать мягкие и твердые согласные.
Голубой сплошной
Зеленый – мягкий
Согласные могут быть мягкими и твердыми. Например, в слове “мир” слышится мягкий согласный звук [м”], а в слове “мак” – твердый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается добавлением символа “, для пример: [м”] на его запись.
Запомнить:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твердые звуки: [г], [ж], [ц]
Остальные звуки называются мягкими, если за ними непосредственно следуют гласные е, ё, и, у, и или ь, и твердыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.0003
Твердые и мягкие согласные отличаются положением языка.
При произнесении мягких согласных ([б”], [в”], [д”], [з”] и др.) все тело языка выдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается на твердое небо. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием непроходимости.
При произнесении твердых согласных ([б], [в], [г], [ч] и др.) язык не выдвигается вперед и его средняя часть не поднимается.
Согласные образуют 15 пар звуков, противоположных по твердости/мягкости. Все они либо жесткие пары, либо мягкие пары:
[б] – [б”]
[в] – [в”]
[г] – [ж”]
[д] – [д”]
[ч ] – [ч”]
[н] – [н”]
[ф] – [ф”]
[к] – [к”]
[т] – [т”]
[с] – [с” ]
[мм”]
[н] – [н”]
[п] – [п”]
[л] – [л”]
[х] – [х”]
Научиться различать мягкие и твердые согласные
Большую трудность представляет для детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не запоминать, а учиться слушать. И этому ребенку нужно рассказать, как это будут звуки – это облегчит его понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке бывают твердые и мягкие. Для начала нужно научить ребенка запоминать те, которые только твердые: Ш, Ш, Н, и всегда мягкие: Ч, У, Тя. Например, сделать табличку, где над синими кирпичиками всегда будут нарисованы твердые согласные, а на зеленых подушках всегда мягкие (выбор цвета исходя из того, как обозначаются звуки в младших классах).
Если ребенок постоянно видит картинку, которую вы положили ему в тетрадь или повесили над партой, он быстро запомнит согласные.
Как гласный «повелевает» согласным
Затем вы объясняете ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. Но подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш – твердый. Например: Таблица. Что следует за звуком? Так что это твердый согласный.
Гласные же звучат «командно» под, стоящим перед тем, что быть. Если это гласные: А, О, У, Э, С, то перед ними только твердые согласные. А если это: А, Е, ю, И, Е, – мягкое. Мягкость предшествующего согласного также указывает на мягкий знак.
Рекомендуем
Происхождение славян. Влияние разных культур
славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что славяне…
Развивающие игры
Для того, чтобы ребенку легче было его запомнить, попробуйте поиграть с ним. Попросите его приложить внешнюю сторону указательного пальца к небу и произнести все слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА-ЧА, ТО-НЯ. Ребенок благодаря этому сможет точно запомнить, как получается согласный. Он осознает, что при образовании мягкого согласного язык как бы выдвигается вперед, а его спина слегка приподнята к небу. Но при произношении твердых согласных.
Бросьте ребенку мяч, называя слоги с твердыми согласными, а вы пусть возвращаете мяч, уже произнесенный в его мягком. Пример: ЛА-ЛА, ЛО-ЛЕ, ЛИ-ЛИ и т.д.
Школьники предлагают различать твердые и мягкие согласные с синим и зеленым цветом. Синий-твердый, зеленый-мягкий. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цветов и предложите составить слово. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные соответственно синим, а мягкие – зеленым. Возьмите это маленькое слово из одного или двух слогов: Рыба, слон, нитки, мел и т. д.
Игра в «цепочку слов». Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердыми или мягкими согласными, а ребенок называет следующее слово, с этого слога начинающееся. Не забудьте указать вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: Ветры – рыба – бублики – кино И т.д.
Если методично объяснить ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, то он поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей правописания русского языка. Удачи тебе!
AR: https://tostpost.com/ar/education/10036-learn-to-distinguish-soft-and-hard-consonants.html
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/adukacyya/18023-vuchymsya-adrozn-vac-myakk-ya-cverdyya-zychnyya.