Разное

Как отличить твердые и мягкие согласные звуки: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama

«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме» | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:

Тема: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

Цель:

– закрепление знаний о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме,

Задачи:

– повторить и закрепить в ходе практической деятельности три способа обозначения мягкости согласных звуков на письме: гласные, указывающие на мягкость, мягкий знак (показатель мягкости), всегда мягкие согласные звуки.

– развивать наблюдательность и орфографическую зоркость,

-воспитывать уважительное и бережное отношение к языку как к национальному богатству и достоянию.

Оборудование:

– интерактивная доска (ИД),

– презентация PowerPoint,

– слайды Smart Notebook,

– карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1.   Организационныймомент

                         

                         Проверьте ребята

                          Готовы к уроку?

                         На месте, в порядке

                         Книга, пенал и тетрадки?

                         Проверили? Садитесь!

                         С усердием трудитесь.

2.Минутка чистописания

-Сегодня мы с вами закрепляем наши знания умения и навыки, дополняем их, а вот по какой теме, мы выясним, выполнив минутку чистописания и словарную работу. Кроме того, к концу урока мы составим пословицу, начало которой дано на доске. Прочитайте её глазами, Кто-то знает продолжение? Тогда вернёмся к ней в конце урока.

Половица: Ученику удача- __________ , _________ .

 

-А на минутку чистописания первоклассник Коля прислал вот такое стихотворение. Прочитайте его и ответьте на вопрос мальчика.

                               Непонятно почему

                               С заглавной буквы я пишу

                              Света, Оля, Галя, Лина

                              И Анюта, Саша, Нина?          + ЫЕ                      

-Какие слова ещё пишутся с заглавной  буквы? Как называется эта орфограмма?

-Вашим домашним заданием было, составить предложение с именем собственным. Зачитайте их. Покажите (сигналы настроения) довольны ли вы составленными предложениями. Я тоже довольна вами. По первым буквам имён собственных составьте новое слово, прибавив  2 буквы. Что получилось?

-Как мы можем отличить согласные звуки от других в потоке речи?

– Сегодня мы будем прописывать согласные буквы.

______________________К / П // Л / Р// К / П// Л / Р _______________

– Посмотрите на них и подумайте: на какие две группы разделите данные буквы.

-Молодцы. Выполняем зарядку для пальцев.( В стихотворной форме «флажок», «веер».)

-Приступайте к минутке чистописания. Кто справится покажет сигналом.

– Эти буквы привели на урок для повторения словарные слова. К доске выйдет один ученик, а вы пишите в тетрадях. Я показываю картинку ,а вы через запятую записываете слова.

          Круг, пуговица, лягушка, ресницы.

-Поставьте в словах ударение, выделите ловушки.

Я на доске открываю образец, а у вас взаимопроверка в парах. Оцените друг друга по шкале.

-Устно назовите слова в алфавитном порядке.

-Подумайте, какое слово лишнее. Почему?

– Давайте сделаем вывод. Я начну читать предложение, а вы его закончите.

Согласные бывают звонкие и глухие, а также_________________________.

-Попробуйте определить тему урока.

-(Открыть на доске)Сегодня мы закрепляем и дополняем наши знания по теме: «твёрдость и мягкость согласных звуков». А начнём со словарных слов. Какие звуки произнесли мягко? Какие буквы указали на мягкость?

  -Давайте выпишем их.

   И   Я   Е /        Ё   Ю

-Каких букв не хватает?

-Посмотрите на ряд букв. Что вы о них можете рассказать?

-Давайте проверим ваши высказывания. Откройте учебник на с.55 и прочитайте правило.

-О какой букве, указывающей на мягкость мы не поговорили? (ь)

Давайте сыграем в игру лента. Замените 1 гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

   Дань-д_нь-д_нь..

-Зачитайте слова. Сравните их, учитывая тему урока.

 Физминутка  (твёрдый-мягкий звук д, присесть, покружиться)

-Разделите слова на слоги. Почему не получается?

-Что делают дети днём? Какой корень в слове учатся?

-Подберите родственные слова так, чтобы каждый раз слово увеличивалось на одну букву.

учу                      (учитель, учёт, учим, учёба, участок, учебник, ученик.)                                                                                                                                                            

учим

учёба

ученик

учитель

учебник

-Прочитайте слова. Какое лишнее? Что интересного в слове учитель? Это слово мы добавляем в пословицу.

– А теперь назовите слово, в котором столько же букв сколько в слове учитель.

Правильно. Открываем учебник на с. 56 упр.65

-Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Составьте с ними предложение. Что такое предложение?

-Я тоже составила своё предложение. Давайте его запишем.

    Лев катает Юру.

-Что такое главные члены предложения? Подчеркните их в этом предложении.

Произнесите слово –лев-, слово –Юра-. Что же происходит? И в одном и в другом слове есть буквы указывающие на мягкость  согласных, но сами согласные произносим по-разному. В чём же секрет? Попробуйте  догадаться.

-проверьте правильность своих выводов на с.56.

-Задание на закрепление. Составьте двустишье, которое мы напишем по памяти.

 пообедал,    льва ,  за,   я,

 сперва, у ,  решёткою.                 ( написаны слова на облаке)

  ______________________

  Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Зрительная разминка (следить за указкой учителя, который обводит облако)

-Проговорите орфографически. (2 раза)

-Кто может повторить?

-Запишите.

-Сравните с образцом. Оцените свою работу по шкале.

– А сейчас мы посмотрим мультфильм. Вам задание. Сравните льва из учебника и льва из мультфильма. А вам на доске слова-подсказки. ( на спине у черепашки)

             грустный,

            спокойный,

            озорной,

             радостный,

            печальный.

-Молодцы. Какие из перечисленных слов являются антонимами противоположными по смыслу словами. Словом радость мы закончим пословицу. Прочитайте её.

 Ученику удача – учителю радость.

4.ИТОГ

-Как понимаете смысл? Действительно, я рада, что у вас сегодня всё получилось и мы пополнили свои знания, а вот чем? Напомните мне.

Твердые и мягкие согласные звуки

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1



«ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 1 класс. УМК «Школа России»

Тема:

Подготовила
О.В. Иллий, учитель начальных классов МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Слайд №2



В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза:

м…ч, р…д, в…з, д…д…, н…н…, м…мл…

Слайд №3



мяч, ряд, вяз, дядя, няня, мямля

мяч, ряд, вяз, дядя, няня, мямля

Слайд №4



ВЯЗ – это большое дерево с овальными листьями и крепкой древесиной.

Слайд №5



МЯМЛЕЙ
называют вялого нерешительного человека.

Слайд №6



Определите порядок следования букв в данном ряду:

Определите порядок следования букв в данном ряду:

Продолжите данную запись до конца строки в соответствии с алфавитом.

Яяб Яяв Яяг …

Слайд №7



РАСПРЕДЕЛИТЕ РИСУНКИ

РАСПРЕДЕЛИТЕ РИСУНКИ
НА ДВЕ ГРУППЫ
ПО ОБЩЕМУ ПРИЗНАКУ

Слайд №8



,

Слайд №9



СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Мы должны узнать,
КАК ОБОЗНАЧИТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Научиться
ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК СЛОВА С МЯГКИМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.

Слайд №10



Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их в тетради.

Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их в тетради.
лес, юла, плот, мёд, нос, рыба, мяч, дорога, реки, пень, труд, яма, мел, люди
Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.

Слайд №11



лес, мёд, мяч, реки, пень, мел, люди

лес, мёд, мяч, реки, пень, мел, люди

Проверьте себя.

юла,
плот,
нос,
рыба,

дорога,
труд,
яма

Слайд №12



Спишите. Подчеркните лишнее слово.

колос, удар, поле, уголок
кусты, капля, пена, звено
люди, село, лютик, люки
лёд, мёд, клёв, рис
вес, перец, вяз, лев

Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

Слайд №13



колос, удар, поле, уголок
кусты, капля, пена, звено
люди, село, лютик, люки
лёд, мёд, клёв, рис
вес, перец, вяз, левПроверьте себя

Слайд №14



СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, также мягким знаком (ь).

Твердость согласных звуков обозначается буквами
а, о, у, ы, э.

Слайд №15



Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…
На уроке я научился…
Эти знания мне нужны для того, чтобы…
Мне не понятно …

Слайд №16



Спасибо за хорошую работу
на уроке!

  • Автор: Анна