Разное

Как определить в слове мягкие согласные: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Задания на определение мягких и твердых согласных. Твердые и мягкие согласные звуки

Б В Г Д Ж З 1.Гласные и согласные звуки.

Н Х 2.Гласные первой и второй группы.

М А О У Э Ы Ч 3.Парные согласные (звонкие и

Л Я Ё Ю Е И Щ глухие), непарные звонкие и

Р Ц глухие согласные.

Й

П Ф К Т Ш С

1. Найти мягкие и твёрдые согласные. Обозначить их .

    са ло ра ну фо пы ма ку зы

    ля мё ню ря ве дё ти лю вё

    по лю се тё пы зи зы сю ву

2 . Твёрдые согласные подчеркни синим цветом, мягкие – зелёным .

3.На грядке растёт зелёный (лук/люк).

Рабочие забыли закрыть (лук/люк).

Дети стали в (рад/ряд) друг за другом.

Алёша был (рад/ряд) подарку.

Миша был (мял/мал) ростом.

Скульптор (мал/мял) в руках глину.

Вова (бил/был) очень смелым.

Нападающий (был /бил) по мячу.

Костя (мил/мыл) руки с мылом.

Медвежонок (бил /был) очень мал.

    Руки, пуля, Люба, купи, пилы, липы, киты, вилы, Катюша, лимоны, билеты, рукава.

    Валя, Таня, Зина, липы, были, козёл, полёт, минус, полил.

6. Н..ня, реб..та, сал..т, в..дра, коз..л, кот..нок, т..лень, Л..ба, кл..ква, шл..па, кл..вы, гус..нок, кл..н, вишн.., бер..за, бр..вна, ид..т, н..с, пол.., кр..к, вз..л, жд..т, вес..лый, л..бят, жив..т, Сер..жа, Кат..ша, Л..да, Ал..ша, Вар…

7.Нос-нёс, вол-вёл, мол-мёл, занос-занёс.

8. Дифференциация о-ё

Вставьте пропущенную букву о или ё .

К..шка, м..шка, к..чка, п..чка, в..сла, в..дра, св..кла, гн..зда, лар..к, нар..д, зв..зды, л..шадь, круж..к, впер..д, прыж..к, кл..ны.

9. Прочитай слова парами.

Угол-уголь, стал-сталь, удар-ударь, брат-брать, жар-жарь, хор-хорь.

10. Пень- пеньки, день-деньки, окунь-окуньки, зверь-зверьки, куль-кульки.

11.Пыль-пыльная, сталь-стальная, боль-больная, даль-дальняя.

12.Кинь-киньте, сядь-сядьте, залезь-залезьте, брось-бросьте.

13. Полка-полька, уголки-угольки, пенки-пеньки, галка-галька.

14.Полёт птиц, новое ружьё, несёт сумку, подмёл пол, пьёт молоко, льёт дождик, ведёт козу, шьёт кофту, зёрна пшеницы, стайка воробьёв, быстрый самолёт, вьёт гнёзда.

15. Допиши названия детёнышей .

Тел……., жереб……, порос……, ягн……., гус……, цыпл….., ут……., индюшо……., лис….., волчо……., лос………, медвежо………., слон……..,тигр……, льв……., верблюжо……. .

16. Исправь ошибки.

Плывот по реке, выбросим старё, совёт гнездо, полём цветы, старое ружё, большой посолок, следим за воробём, дорни кольцо, забём гвоздь.

17. Коля жд…т Сер…жу.

Л…шадь вез…т дрова.

Повар нес…т пирог.

Мы ид…м в школу.

У Ал…ши новые гал…ши.

Л…дка плыв…т по реке.

18.Вол…дя поёт вес…лую песню.

У слон…нка длинный х…бот.

Отец прив…з два в…за др…в.

Кошел…к лежит на ст…лике.

На вер…вке висят м…крые пел…нки.

У т..ти Тани есть т…лка Т…мка.

19. Слуховой диктант.

Большой, цыплёнок, ружьё, полёт, самолёт, старьё, дворник, тёрка, стёртый, польёт, бельё, утёнок.

20.Дифференциация у-ю.

Н…хать, н…жно, л…ди, т…бик, кр…па, кр…чок, бр…ки, кл…бок, кл…ква, пл…шка, кл….бника, пар…сник, вербл…ды, стар…шка.

21.Лью- пролью, пью-запью, шью-пришью, вью-совью.

22.Запью, выпью, залью, пролью, вылью, зашью, вышью, забью, пробью, выбью.

Горячий ут..юг, свист в..юги, серые бр…юки, т…юбик клея, приш…ю пуговицу, вижу Ил…ю, вып…ю молоко, свет л…юстры, прикол…ю брошку.

24.Составь предложения.

волки, на, воют, ночью, луну

в, вьюга, лесу, намела, сугробы

плохо, стужу, в, воробью, зимнюю

ела, плюшку, Катя, румяную

25.Исправить ошибки.

Колучий куст, кружит вюга, тулени ревут, кормлу свинью, налю суп, купили рукзак, пойду к ручю, тубик клея.

26.Слуховой диктант.

Люстра, туфли, утюги, полюс, ставлю, любимый, ночью, подруга, крючок, осенью.

27.Дифференциация ё-ю.

(прежде чем перейти к дифференциации букв ё-ю, выяснить, не смешивают ли дети простые гласные о-у, лежащие в основе сложных гласных)

Распределить на две группы : ёлка, юбка, ёж, юркий, юрта, ёжится, ёрш, союз, приём, каюта, таёжный, баюкать, моё, твоё, свою.

28. Распределить в две группы : мё, мю, сю, пё, тю, лю, рё, рю, зё, зю, сё, лю, лё, амё, амю, утю, утё, урю, орё, озё, изю, отё, алё, илю.

29.Союз, ёжик, поют, июнь, юг, юла, ёрш, Юля, ёлка, клён, салют, полёт, малютка, селёдка, орёл, клюв, верёвка, тюль, плёнка, пелёнка, крюк.

3 0. Вставьте пропущенные буквы ё или ю .

Т…тя, л…к, кр…к, м…д, Ст…па, кл…ква, бр…ки, в…сла, бер…за, ут…г, бр…вна, вер…вка, спо…м песни, цвет…т т…льпан, собер…м кл….кву, совь…м вер…вку.

31. Ворона вьёт, птицы…………,

град бьёт, часы…………. ,

курица клюёт, куры …………,

Юра поёт, дети ………..,

дождь льёт, дожди………….,

швея шьёт, швеи…………..,

кошка пьёт, кошки…………..,

Люба узнаёт, дети ……………..,

Вова даёт, мальчики…………….,

кузнец куёт, кузнецы…………….. .

32. Л…ба ела кл…кву. На кра… оврага раст..т кл…н. Л…ба л…бит сладкий из….м. Ст…па ищет свои бр…ки. Ал…ша и Л…ня собирают кл…кву на кра… болота. Ор…л напал на ста… воробь…в.

33.Проверочные диктанты.

Осень.

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро вьюга заметёт всю землю.

Алёнке покупают новую юбку. Все в посёлке знают дядю Лёню. На берёзе и клёне желтеют листья. Под ёлкой Алёша нашёл колючего ёжика. Старьё принимают в приёмном пункте. Дёма подмёл пол, Люба стёрла пыль.

Птицы слетаются в стаю. Лёня несёт тюльпаны Люсе. Лёша и Люба вышивают утёнка. У вороны чёрные перья и крупный клюв.

Данная работа – итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, а также усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Разработала учитель-логопед МБОУ СОШ №1 г.Снрафимовича Фролова С.А.

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Усвоить два способа обозначения мягкости согласных звуков.
  • Развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
  • Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку.

Оборудование: тетради, цветные карандаши, звуковые замки, д/игра “Беговые дорожки”, раздаточный материал, цветочки, индивидуальные зеркала, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, схема предложения, пиктограммы обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте!

Ну, ребята, чур, молчок.

Начинается урок.

Скажите, а какое у вас сегодня настроение? (дети показывают соответствующую пиктограмму). А теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Посмотрите на меня, я тоже хочу подарить вам улыбку, а вы улыбнитесь мне. С хорошим настроением мы отправляемся работать.

Сообщение темы.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков. Но сначала разомнем наши пальчики и сделаем зарядку с язычком.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).

Разработала учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области

Чередник Виктория Анатольевна

Занятие №1.

Тема:

Твердые и мягкие согласные звуки.

Цели:

  1. Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Формировать навык звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложений.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.
  5. Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
  6. Развивать память, воображение.
  7. Развивать временные и пространственные представления.
  8. Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, мяч массажный или мешочек с крупой, перфокарты, карточки «Буквенного лото», схема предложения, смайлики для обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Какое настроение? (показать соответствующий смайлик)

Какое время года? Какой месяц? Декабрь – первый месяц зимы , значит это какой месяц? (зимний)

С каких звуков начинаются слова «зима» и «декабрь», чем они похожи? (мягкие согласные).

Оформление тетрадей.

  1. Сообщение темы.

Отправляемся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.

  1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Тренируемся перед дорогой.

Пальчиковая гимнастика :

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения

Безымянный и последний «кулак» названные пальцы)

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять соединяют большой палец

И движенье выполнять. с остальными по порядку)

Мы рога козе покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

Артикуляционная гимнастика:

1. Чередование «улыбочка» – «хоботок».

2. «Лопаточка» – «иголочка».

3. Качели.

4. Лошадка.

5. Индюшата

  1. Психогимнастика.

Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных.

Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом?

Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя.

Второго брата зовут [т, и, м]. Он маленький, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т, ], с которого начинается его имя.

Догадались, кто из братьев Том, а кто Тим? С какой стороны от вас находится Том, а с какой Тим?

В каком замке работает садовником Том, а в каком Тим?

  1. Соотнесение звука и буквы.

Запишите имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему?

Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

  1. Развитие фонематического слуха.

Феи попросили садовников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

  1. Развитие грамматического строя речи, воображения.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

Игра в мяч «Один – много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан».

Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

  1. Слоговой анализ и синтез.

Злой колдун решил испортить праздник и наслал ураган, который перепутал все слоги в названии цветов. Помогите феям восстановить слова (подсказки в виде предметных картинок на доске: пион, роза, гвоздика, ландыш, ромашка). Поможем?!

Детям раздаются конверты со слогами, из которых они конструируют слова (это задание можно делать на ковре).

  1. Физминутка.

Речь с движением.

Ветер северный подул – с-с-с…

Все слоги в слове сдул.

Полетели, закружились

И на парту опустились.

Друг за дружкой их собрали-

Слова строчкой побежали…

Посчитаем их опять –

Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, устали их писать,

Лучше будем танцевать.

Руки вверх, наклоны из стороны в сторону

Трясут кистями рук.

Кружатся

Приседают на ковер.

Встают «паровозиком»

Побежали по ковру

Загибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца

Потрясти кисти рук – расслабление.

Выполняют танцевальные движения.

  1. Работа с перфокартами.

Догадайтесь, какие буквы сбежали из слов, вставьте их:

Л.нд.ш, п..н, р.м.шк., р.з., гв.зд.к.

Прочитайте слова с твердыми согласными, с мягкими согласными звуками. Назовите буквы, которые обозначают мягкие согласные.

  1. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

  1. Работа над предложением, развитие памяти.

Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м, ] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) – слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).

  1. Итог

Тому и Тиму было очень приятно с вами познакомиться, ведь вы помогли им справиться с трудностями. Если вы приходите на помощь людям, то и они всегда придут на помощь вам!

Какие звуки мы различали вместе с Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т.д.)?

Тим и Том довольны вами. А у вас какое настроение? (смайлики)

«Грибочек»

Вкусное варенье’’

Заборчик”

Маляр”

«Чашечка»

Окошко”

А теперь я хочу вас познакомить с нашими сегодняшними героями. Они пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……. .

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)? Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.) И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Соотнесение звука и буквы.

Запишите имена волшебников в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему? Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.

Развитие фонематического слуха.

Феи попросили наших волшебников украсить замки цветами.

Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)

К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?

Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.

А теперь я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра “Беговые дорожки”.

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать “спортсмен” (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный? (Зеленая дорожка.) Если твердый? (Синяя.)

Слова : корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой “спортсмен” победил. (Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку. )

Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место ти…

Развитие грамматического строя речи, воображения, речевого дыхания.

Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)

Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.

Упражнение « Аромат цветов »

Вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося: А –ах!

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле

Игра в мяч «Один – много».

Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан». Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.

Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.

Работа над предложением, развитие памяти.

Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м , ] ?

Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) – слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).

Игра,Найди пару” (работа в парах).

Наши волшебники немного повздорили, нам нужно их помирить. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький онверт, в нем находятся слова. Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные.)

III. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

На столе у каждого из вас лежат цветочки, давайте устроим в классе настоящий цветущий сад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску цветочек.

Большая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас сад, совсем настоящий.

Мы вместе с Тимом и Томом благодарим вас за работу на уроке.

Светлана Дайнеко

На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дошкольников необходимо научить четкому различению твердых и мягких , глухих и звонких согласных звуков .

Звук предъявляется ребенку во всем многообразии : одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков :

красный кружок – гласный звук ,

синий – твердый согласный ,

зеленый – мягкий согласный ).

Уважаемые коллеги! Я хочу рассказать о пособиях, которые я применяю для

более эффективного усвоения дошколятами данного материала. Изготовила дидактические пособия из цветного картона с прозрачными кармашками для картинок, которые используются в качестве раздаточного материала. Работая с магнитной доской, я применяю этот материал, как на подгрупповых, так и индивидуальных занятиях.

Каждое задание предлагается в игровой форме, что вызывает интерес.

«Картинку называй – нужную маску надевай»

Дифференциация звуков [М] – [М’]

Задание : назови картинку; если в названии картинки слышится твердый звук [М] , то надевай синюю маску, а если мягкий [М”] – то зеленую маску.

«Что для Нины, а что для Наты?»

Дифференциация [Н] –[Н’]

«Поможем паучкам совершить покупки»

Дифференциация звуков [ П ] – [П’]


«Подарим бабочкам картинки»

Дифференциация звуков [ Б] – [Б’]


«Поможем паучку и бабочке собрать для себя предметы»

Дифференциация звуков [ П] , [П] – [Б], [Б]

«Подбери для каждой тетрадки в клетку картинку»

Дифференциация звуков [Т]- [Т’]

«Найди домик для картинки»

Дифференциация [Д] – [Д’]


«Что для Дани, а что для Тани»

Дифференциация звуков [Т] , [Т’] – [Д], [Д‘]


«Что возьмет Вера, а что Вова?

Дифференциация звуков [ В] – [В’]


«Украсим фонарики»

Дифференциация [Ф] – [Ф’]


«Что для волшебника, а что для Феи?»

Дифференциация звуков [В] , [В’] – [Ф], [Ф’]

«Загрузим в грузовики картинки»

Задание : назови картинку, если в ее названии слышится твердый звук [Г] , то загружай в синий грузовик, а если мягкий [Г’] – в зеленый.

«Что для кита, а что для кота»

Дифференциация звуков [ К] – [К’]


«Подберем наклейки для каждой страницы книги»

Дифференциация [ К], [К’ ]- [Г], [Г‘]


«Соберем сумки»

Дифференциация звуков [С ] – [С’]


«Спрячь картинку под зонт»

Дифференциация звуков [ З ] – [З’]


«Соберем Соне сумку, а Зое рюкзак»

Дифференциация [С], [С’] – [З], [З’]


«Поможем Роме и Рите разобрать предметы»

Дифференциация звуков [Р] – [Р’]


«Что ты положишь в шкаф, а что в сумку?»

Дифференциация [ С] – [Ш]


«Разложи картинки по полянкам»

Дифференциация звуков [Л] – [Л’]


«Поможем животным расселиться по вагонам»

Дифференциация звуков [Р ] , [Р’] – [Л], [Л’]


«Что в ящик, а что в сумку?»

«Гласные и согласные звуки» – Конкурс рассказов о семье. Задание 1. Прочитайте четверостишие. Как ученые называют звуки речи? В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Чем отличается образование гласных и согласных звуков? Принакрылась снегом, точно серебром (С.Есенин). Работа над темой урока. С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?

«Гласные буквы» – Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Каждый знает: Буква Я Самая хвастливая. Сходство есть наверняка, Только нету языка! На дворе – такая жалость!- Наша лесенка сломалась. Веселые гласные. Ой, смотри-ка, Что случилось: Получилась … буква Ю. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью.

«Гласные и согласные» – Какие звуки обозначают? Как назвать одним словом? Порт-фель. Назовите в слове гласные звуки. На какие 2 группы можно разделить все звуки? Портфель – что? Что такое портфель? Ученику купили новый портфель. Напишите буквы в тетрадь в заданной последовательности. Цель: познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова.

«Гласные» – Прибежал хвастливый Прочитали дети. Волк- УУУ. Гласные тянутся песенкой звонкой. Девочка показывает горло-АААА. Эхом далёким в лесу отвечать: Э-Э-Э-Э. Прибежал игривый Прочитали дети. Визжит хрюша- И. Нежной лошадкой могут заржать: И-и-И-И-и. Медведь -ЫЫ. Как медведь рычит? Как визжит поросёнок- ИИИ.

«Гласные и согласные буквы» – Нажав на букву левой клавишей мыши, вы можете проверить свой ответ. Хорошо ли вы знаете гласные и согласные буквы русского алфавита? А если карточка останется белой, буква не обозначает звуков. Гласные и согласные буквы. Дорогие ребята! Можно играть одному, а можно с родителями или с другом. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Гласные звуки» – Фонетика изучает звуковой состав языка. Воздух, проходя через плёнку, создаёт звук «уйди-уйди». Гласный звук. Нет, не изучает. 2. На доске записано в два столбика. Вывод: Фонетика – наука не о любых звуках, а только о звуках речи. Шарик надуваем, а затем даём возможность воздуху свободно выйти из шарика.

Всего в теме 6 презентаций

Как определить мягкие согласные звуки?


Как определить мягкие согласные звуки?

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками.

Какие буквы всегда мягкие согласные?

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш] , [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Какие буквы мягкие?

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц]. В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.

Какие буквы обозначают мягкие согласные звуки?

Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у! [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду.

Какие буквы не могут обозначать мягкий звук?

Мягкий знак в обозначении мягкости согласных Будем иметь в виду, что для обозначения мягкости в сочетании букв «ч», «щ» с другими согласными (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мягкий знак не пишется, например: ручка, ночной, изящность, почти, барабанщица.

Как научить ребенка различать твердые и мягкие согласные?

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки.

Какая буква всегда обозначает твердый согласный звук?

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Как отличить согласный звук от гласного звука?

Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании гласных звуков струя воздуха колеблет голосовые связки и не встречает преград в полости рта. Согласные звуки состоят из шума или шума и голоса. При образовании согласных звуков струя воздуха преодолевает препятствия в полости рта.

Что такое звук в русском языке?

Словосочетание самая маленькая единица речи в русском (и вообще любом) языке. Обозначает какую-то одну конкретную фонему, тип произношение. То есть фактически, звук — это то, как буква (или буквосочетание) произносится вслух. В русском языке всего 44 звуков, из них: 38 согласных и 6 гласных.

Что такое звук в русском языке 1 класс?

Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это, что мы видим и пишем. А сколько в русском языке букв? В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная, «ь» и «ъ» знаки.

Чем отличается звук от буквы 1 класс?

Скажите, ребята, а чем же отличаются буква и звуки? (Ответы детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим) По отдельности лишь некоторые звуки русского языка образуют слова, да и то очень короткие и ничего не значащие. А вот сливаясь вместе, звуки образуют слоги и слова.

Что такое звук и что такое буква?

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. … Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

Что такое гласные звуки 1 класс?

Русский язык (1 класс)/Гласные и согласные звуки и буквы Есть гласные и согласные звуки. Гласные — [а], [у], [ы], [о], [э], [и]. Согласные парные — [г]-[к], [з]-[с], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [ж]-[ш]. Согласные непарные — [н], [р], [л], [м], [й], [ц], [щ], [х], [ч].

Что значит гласный звук?

Гласные буквы – это буквы, которые обозначают на письме гласные звуки. Гласных букв 10: а, о, э, е, и, ы, у, ё, ю, я. А гласных звуков 6: [а], [о], [и], [ы], [у], [э].

Что такое гласный звук?

2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.

Какие гласные буквы бывают?

Буквы гласных звуков В русском алфавите 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. C помощью которых письменно изображаются 6 гласных звуков: [а], [и], [о], [у], [ы], [э].

Какие звуки дают гласные буквы?

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Сколько гласных и согласных звуков в русском языке?

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука – 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков).

Сколько гласных и согласных букв?

Также можно настроить задание на тестирование знаний согласных глухих и согласных звонких букв. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е) и 21 согласная буква (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Звонкими являются следующие буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

Сколько в русском языке гласных звуков и букв для их обозначения Продолжи ряд гласных звуков и ряд букв для обозначения гласных звуков?

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: пал-тус, зу-бат-ка. В русском языке шесть основ-ных (ударных) гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Они обозначают десять букв: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. Буквы а, о, у, ы, и, э обозначают гласные звуки.

Сколько основных ударных гласных звуков в русском языке?

В русском языке шесть основных (т. е. находящихся под ударением) гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о], дар [а], тур [у], лес [э], синь [и], дым [ы]) и безударными (например, трава [а], судак [у], лиса [и], была [ы]).

Сколько гласных букв в русском алфавите?

10 гласных букв: а,у,о,ы,э,я,ю,ё,и,е. 21 согласная буква: б, в, г, д, ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ. Также существуют в алфавите ъ и ь.

Чего больше в русском языке гласных звуков или букв для обозначения этих звуков?

На сегодняшний день, согласно правилам, в русском языке на 33 буквы насчитывается 42 звука. Буквы Ъ и Ь звуков не имеют. 10 гласных букв дают всего 6 звуков – А, И, О, У, Э, Ы. 21 согласная буква образует 36 согласных звука.

В чем разница между буквой и звуком?

Звук — единица устной речи. Его слышим и произносим. Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.

Что такое звук в речи?

Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звук есть самая мелкая единица языка. 1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.

Как определить мягкость и твердость согласных. Слова, в которых все согласные сплошные

Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок по-русски дается непросто даже носителям языка. Такой навык как бы подтверждает знания и образование человека, и приобретается он в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с тревогой ждут начала учебного года и переживают за готовность своего малыша к новой школьной жизни.

Впереди столько новых знаний и задач! И каким бы замечательным и опытным ни был педагог, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, первоклассник подойдет к маме с просьбой назвать слова, в которых все согласные твердые, а вам придется вспомнить все, что вы помните из школы. Не всегда так сразу и вспоминаешь, чему когда-то учился в начальной школе.


В помощь родителям первоклассников эта статья, где мы запомним и систематизируем то, что первокласснику предстоит выучить и прочно усвоить о согласных и гласных в словах. Эта тема очень важна для последующего овладения детьми грамматикой, фонетикой русского языка, без этого грамотного письма в дальнейшем добиться не удастся.

  • Одним из важных базовых навыков, определяющих впоследствии грамотность ребенка, его успешность в овладении русским языком, является умение слышать и понимать его звуки. Здесь родители должны четко донести до своих детей разницу между понятиями «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
  • Не секрет, что иногда сами взрослые считают возможным замену одного слова другим в разговоре с ребенком, что взрослых не смущает, а малыша смущает. Он должен твердо помнить, что звук – это то, что слышно, а буква – то, что написано, и не всегда они совпадают.
  • Следующее, что предстоит усвоить юному школьнику, это то, из каких звуковых кирпичиков состоят слова и как они передаются при письме.
    Этому учат детей в 1 классе. Учащийся узнает, что русский язык делит эти звучащие кирпичики речи на 2 большие группы – гласные и согласные.

Ребенок выучит гласные просто: их можно петь или кричать. Но согласная не так проста! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначаются одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным признакам.

По своему звучанию согласные бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Глухими согласными называются те, которые образуются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонкими будут те, где голос присоединяется к нему.

В этой таблице ниже представлены согласные звуки этих двух групп. .

Дети довольно быстро учатся различать глухие и звонкие согласные. Но как определить, твердые или мягкие согласные в слове, может быть более сложным для изучения.
Между тем, ребенку необходимо чувствовать все согласные в слове, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, что он так же, как и звонкие/глухие, четко различает встречающиеся ему твердые или мягкие звуки.

О твердых и мягких согласных

Чтобы первоклассник научился различать, какие согласные звуки по твердости и мягкости обозначают буквы в слоге, обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных определяет гласные позади них.

  • Когда мы видим или слышим гласные а, у, е, о, с после согласных звуков, значит это слова с твердыми согласными;
  • Когда за согласными следуют е, е, ю и, и, то они мягкие.

Лучше всего подкрепить понимание этого правила примерами. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными находятся в одной позиции, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:

В сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда за ним стоит второй мягкий. Например, на камчатке звук М твердый, а Н мягкий, но бывает, что за согласной нет гласной, и приходится произносить сочетание из двух (а то и трех) согласных.

Тогда вам необходимо знать следующее правило :

  1. Большинство звуков имеют 2 варианта произношения – твердое или мягкое, в зависимости от следующих за ними гласных. Они называются парными согласными. Но в русском языке есть согласные, не имеющие пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
  2. С и шипящие Ж, Ш всегда сплошные. Все эти согласные твердые;
  3. Среди единственных мягких согласных звук д и шипящие Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следуют твердые гласные (а, о, у и т. д.), они все равно остаются мягкими.

Как на письме обозначается твердость/мягкость

Специальных знаков для передачи на письме того, как та или иная буква звучит твердо или мягко, не существует. Мягкость согласных передается только при транскрибировании со специальным апострофом. Твердость никак не указывается. При этом научиться распознавать, какие именно согласные буквы обозначают буквы в слогах, несложно, достаточно запомнить эти правила.

Звучание мягких и твердых согласных на письме обозначают двумя способами :

  • С помощью гласных, следующих за согласной. Мягкость обозначается буквами е, е, ю, я, я, следующими за согласной, а остальные – твердостью;
  • Во втором случае функцию обозначения твердости/мягкости выполняет мягкий и твердый знак.

Обобщить

Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обеих этих группах есть звуки, имеющие согласную пару, и те, которые неизменны. Поэтому в каждой из этих больших групп различают также парные и непарные согласные.

Пара

Перед A, O, U, Y, E

Твердый Мягкий
бук б б ‘ запустить
вал против против храм
год Г Г’ направляющая
Дом д д’ день
Холл с г ‘ земля
кора К кит
металлолом л л Фокс
мак м м ‘ мера
нос п и нес
парк Р П’ праздник
рубль Р Р’ рис
сом С С’ сено
тон Т Т’ тень
фон ф е фен
халва х Х’ халва

Непарный

Л, М, Н, П, Ж

Звонкий

Х, Ц, Ч, Щ

Закрепляем играя

Чтобы дети лучше запоминали и слышали разницу звуков в языке, необходимо закрепить изученное в школе играми.

  1. Напишите три слова … Играющие по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно добавить еще два, где есть согласные, парные к данному. Например, кора – гора – вес;
  2. Или ведущий дает задание : написать три слова, где все согласные однотипные;
  3. Поймай! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом он заранее оговаривает, на каких условиях ловить, а на каких нет. Например, звонкие улавливаем, а глухие нет. Жесткое ловим, мягкое – нет.
  4. Подпевайте! Ведущий пропевает мягкие слоги, а дети отвечают наоборот. Например: ля-ля-ля в ответ на ля-ля-ля, ха-ха-ха – хи-хи-хи и т. д.;
  5. Составить список … Здесь ребенку дается задание составить список блюд к празднику, или вещей в поездку, где все согласные в словах мягкие, или наоборот;
  6. Звуковая зарядка … У каждого звука свое движение. Слово с глухим звуком – поднимаем руки, звонкие – прыгаем и т. д.

По такому принципу можно придумывать новые игры или адаптировать уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание прошлого.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗВУКИ 1 КЛАСС: ТАБЛИЦА, ПРАВИЛО Данная информация будет полезна для родителей, так как дает возможность объяснить первокласснику, как различать согласные звуки между собой, что они собой представляют, а также благодаря какими приемами можно легко запомнить правила русского языка… Содержание 1. Как научиться различать твердые и мягкие звуки 2. Как обозначаются на письме твердые и мягкие звуки 3. Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие 4. Понятие о звонких и глухих звуках 5. Таблица твердых и мягких звуков 6. Развивающие игры для закрепления материала 7. Вместо заключения Как научиться различать твердые и мягкие звуки Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, вам необходимо тщательно готовить домашнее задание и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Это гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Детям будет очень сложно сразу разобраться во всем этом многообразии, поэтому лучше начинать с малого. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки и что такое буквы. Когда этот материал уже освоен, можно приступать к навыку различения мягких звуков от твердых. Необходимо понимать, что ребенка нужно учить различать и слышать твердые и мягкие звуки по разным признакам. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласную, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой, и мягкой (кроме исключений). В первую очередь обратите внимание на случай, когда за согласной буквой следует гласная. Здесь достаточно легко определить твердый согласный звук или мягкий. Необходимо помнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; О; у; е; с. Если после согласного стоят: и ; е; Ю; Я; э, то эти согласные мягкие. Для того, чтобы материал хорошо усваивался, обязательно нужно закреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте самые простые слова… Такие, как «мама» или «папа». Согласный звук твердый, так как после него произносится гласный звук «а», но, в словах «няня» или «тетя» согласные будут мягкими, так как после него стоят буквы «я» и «е». , придающие согласным мягкость . Запомнив это простое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных, если после них стоит гласная. Но что делать, если после согласного, вызвавшего сомнение, в слове снова стоит согласная? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласная будет твердой. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» идет «д» и ребенок понимает, что согласная «н» обозначает твердый звук, потому что после нее идет согласный звук. Но в слове «парча» буква «ч» еще мягкая. При объяснении этих правил очень важно не торопиться, а следить за реакцией ребенка, и давать новые правила только после полного усвоения старых и не затруднять их использование. Иногда для первоклассников подходит такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произнесении слова или слога уголки рта расходятся в улыбку (т.е. одна из гласных И, е, е, ю, ю следует за согласной), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте сказать ня, нё, не, ню, ни. Иначе обстоит дело с твердыми словами или слогами (т. е. одна из гласных а, о, е, у, с следует за согласной). При их произнесении смайлов не получится. Попробуйте произнести на, но, на, ну, нас. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук веселый, то он мягкий, если не веселый, то жесткий. Как обозначаются твердые и мягкие звуки на письме На письме твердость и мягкость согласных указывают только при написании транскрипции. Апостроф «» используется для обозначения мягкого звука. Твердые звуки не различаются никакими знаками на письме. Ниже представлена ​​пояснительная таблица, из которой наглядно видно, что один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким, в зависимости от того, какая гласная следует за ним. Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении: баран [б] [б`] льняной ворох [в] [в`] вязовый горб [г] [г`] вес дом [д] [д`] дядя золотой [с] [з`] земляной кот [к] [к`] кит лыжи [л] [л`] лимонный мусор [м] [м`]мяч нора [н] [н`] Нюра паула [н] [н `] поющий робот [p] [p`] речное солнце [s] [s`] тон семени [t] [t`] фурор короны [f] [f`] финальный хомяк [x] [x`] хижина Вы можете видеть, что согласные образуются по парам твердость-мягкость: [в] – [в`]; [к] – [к`] и т. д. На письме и твердые, и мягкие звуки обозначаются одной и той же буквой, но произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают твердость и мягкость согласных, помня при этом, что знак «б» всегда делает согласную мягкой, а знак «б» всегда делает согласную, за которой она стоит. Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие Важно отметить, что буквы «ж»; “В”; «С» — только твердые, какая бы гласная за ней не стояла, но «у»; “ЧАС”; «У» — мягкая на той же основе. Вы можете сделать ребенку такую ​​памятку, которую он будет носить в тетрадке: «Щ»; «Ы» сидят здесь на подушках, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию и всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если у ребенка не получается запомнить, какие буквы всегда твердые, а какие мягкие, можно воспользоваться следующей хитростью. Сшейте 3 подушечки поролоном и нарисуйте на них буквы «ч»; “Щ”; «Д», а из плотного картона вырежьте таблички с буквами «г»; “В”; “С”. Разместите эти предметы на видном месте, например, на столе. Постепенно у ребенка сформируется ассоциация твердых и мягких букв. Можно также вклеить в тетрадь для письма такое напоминание: пишем «жи» и «ши» с буквой «и». Объясните ребенку, как обстоят дела с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик. Понятие о звонких и глухих звуках В русской речи, кроме твердости и мягкости, различают звонкие и глухие звуки. Фонетика дает четкое представление о том, звонким или глухим будет согласный звук. Звонкие звуки производятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и вибрируют связки. Звонкие звуки [б] [г] [в] [з] [ж] [л] [д] [м] [у] [н] Глухие звуки [к] [х] [н] [в] [в] [ ч] [т] [ш] [ф] [ш] Глухие согласные произносятся исключительно с помощью шума, голос здесь не задействован, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Во многих школах учителя и дети заучивают наизусть следующую фразу: «Хочешь щетку?» – “Фи!” Вот согласные, которые в русском языке глухие. Чтобы запомнить и отличить звонкие согласные от глухих, разделим их на пары. Их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ш] – [ш]) [б] – [н]; [в] – [ж]; [г] – [к]; [д] – [т]; [ч] – [с]. Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук глухой, то же бывает, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубь». На письме употребляем звонкий согласный, но говорим «тупой». Таблица твердых и мягких звуков Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных, следует различать расположение языка при произношении. При произнесении мягкого звука язык выдвигается вперед, серединой поднимаясь к небу. При произнесении твердых согласных язык не выдвигается вперед. Для систематизации знаний о твердых и мягких звуках составим таблицу: Твердые и мягкие согласные Твёрдые перед гласными: а, о, у, э, с. в конце слова перед другим согласным: ловушка, стакан. ш, с, ш. Мягкий после согласного стоит мягкий знак: соль, бобы, зверь. перед гласными: е, е, я, ю, я. й, ч, сч. Развивающие игры для закрепления материала Первоклассники хоть и уже школьники, но еще маленькие, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет легче усвоить новый материал. Угадайте. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше сделать яркими и большими, тогда детям будет интереснее на них реагировать. Для начала игры подбираются легкие слова: [м’эль]; [мыло]; [лук]; [ВОЗ]. А в конце можно усложнить задание и дать следующие слова: [белка]; [лыжи]; [кл’он]. Играя, ребенок зрительно запоминает обозначение мягких согласных и получает практические навыки использования знаний при письме. Выбирайте сложные! Игра похожа на “съедобно – не съедобно”. Чтобы игра заинтересовала внимание детей, используется мяч. Воспитатель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того, как ребенок поймал мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстро различать твердость и мягкость согласных. Найдите пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, и ребенок должен придумать слово, в котором первая согласная будет мягкой. Например, выдаются слова: рад, лак, мыло, телега. И дети должны выбрать: грести, штриховать, мелить, гнать (если дети придумывают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласного, это надо засчитывать как правильный ответ). Если ребенок придумывает несколько слов, нужно его похвалить. Эта игра развивает воображение ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами. Физическая культура. Учитель произносит слова, начинающиеся с согласных. Если первый согласный твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда с радостью воспринимается детьми. Потому что, посидев в классе, это позволяет им разогреться. А еще развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию. Давайте петь, друзья! Воспитатель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодию «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать тот же согласный, только в мягком употреблении. Воспитатель: Па-па-па… Дети: Пи-пи… У: Хо-хо-хо… Д: Хи-хи-хи… и т.д. Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свои творческие способности. При занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую стараются донести до него взрослые. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, не будут вникать в суть правил.

Несомненно, когда родители отдают маленького ребенка учиться в первый класс, у малыша могут возникнуть новые и непредвиденные трудности. Большую часть своих знаний он получает от своего учителя, но не все может усвоиться и навсегда остаться в его голове. Проблема может заключаться в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успевать «схватывать» все сразу.

Такие барьеры можно давать по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, такие как математика и природоведение. Русский язык также может быть непосильным для многих детей, потому что это один из самых сложных языков в мире!

Как известно, все большое начинается с малого, а русский язык, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь подразделяются на мягкие согласные или твердые, ударные и безударные согласные. Эта тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.


Прежде всего, для того, чтобы школьник начал изучать звуки и их характеристики, необходимо ознакомиться с буквами, которые по-своему делятся на согласные и гласные. Также нужно знать, что в алфавите целых 33 буквы, из которых согласных звуков в русском языке всего 21, которые при произношении могут давать 36 различных звукопроизношений.

Согласные всегда классифицируются. Есть согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, звонкие и шумные, парные и непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Так, глухие звуки образуются с помощью шума и дают только глухоту, а вторые отличаются предъявлением звонкости за счет голоса.


Гласных звуков меньше, их всего 10 в алфавите, дающих всего шесть звуков. Также они могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже хорошо прочитал и усвоил этот материал, переходим к повышению того навыка, когда учащийся мог легко отличать мягкий согласный звук от твердого.

При этом нужно научиться различать с помощью разных знаков, ведь просто заучивание не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать и мягко, и твердо, и бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.

Перед какой гласной?


Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В том случае, когда после согласной буквы стоит одна из следующих гласных букв – а, о, у, э, с – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, и, е» всегда делают согласные мягкими. В результате последние все согласные отдаются мягким словам… Возьмем для примера слово «мама».

После согласного “м” идет гласный “а”, который делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “я – я” придают мягкость согласному “д”. Если дети усвоят это простое правило и научатся им пользоваться, то последующее определение мягкости или твердости звука не составит для них труда.

Чтобы еще лучше закрепить материал «Твердые и мягкие согласные», дайте детям аналогичные упражнения, указывающие на закрепление этих правил. Советуем начать с самых простых слов.

Две согласные подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, а что делать, когда подряд стоят два согласных и как определить характеристики звука в этом случае? Здесь действует другое правило. Такие случаи всегда означают, что согласная всегда будет твердой. В этом правиле не фигурируют только мягкие согласные.

  • Возьмем, к примеру, слово «ручка». После «ч» следует звук «к», причем ребенок должен понимать, что «ч» автоматически станет твердым звуком, так как следующая «к» — согласная.
  • Не торопитесь объяснять ребенку эти простые, но важные и иногда запутанные правила. Убедитесь, что ребенок понял, задавайте вопросы и не ленитесь несколько раз объяснить.

Обозначение твердости и мягкости на письме


Традиционно все звукозаписи производятся посредством транскрипции. Так, в транскрипции, если звук мягкий, после него ставится апостроф, который выглядит как запятая сверху. Показывает: `. Например, возьмем букву «б». В слове «барашек» — твердый звук, его звукозапись такова: [б], а в слове «белый» — уже [б`]. В слове «лёд» мягкими будут только «л» и «д». То есть фактически ребенок пишет одну и ту же букву, но она, в свою очередь, имеет разное произношение.

В транскрипциях и на письме такой момент может обозначаться по-разному, то есть двояко :

  1. В том случае, когда мягкие согласные в русском языке стоят в конце слова или перед другим согласный (в большинстве случаев твердый), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “конь”, “ясень”
  2. Если после согласного стоит смягчающий гласный (какой см. выше в правиле), то именно с его помощью указывается мягкость согласных. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.

Важно знать, что нельзя игнорировать тот факт, что любой способ обозначения мягкости звука применим только к тем, у кого есть пара твердости. Это означает, что, например, в словах «чернила» и «чернила» мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Близкие слова: «щука», «шить», «пить», «чаща».

Постоянная твердость и мягкость согласного звука

Нужно знать, что есть звуки, которые независимо от положения, правила или даже исключения не меняют своего положения. Это «ж, ш, ц» — они всегда твердые, а «ч, ш, ю» — неизменно мягкие, где ш, ш, ч, ш — шипящие согласные.

Но детям бывает сложно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может легко подготовить в тетрадке памятку, которая будет выглядеть примерно так: ш, ш, в, ч`, щ`, ю` или просто подчеркните последние три буквы.

“Мягкие” слова

Так можно называть слова, в которых все мягкие согласные мягкие. Их огромное количество. Например: “мороз”, “очки”, “тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “косоглазие” – это слова с мягкими согласными.

  • Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя будет поиск таких новых слов, в которых все согласные мягкие.
  • Если у вас возникнут трудности, обратитесь к нам за помощью! «Щука», «дядя», «метель», «тетя», «линейки», «пять», «десять», «сиреневый», «финики», «няньки», «вишня», «десятка» — слова, где все согласные мягкие. Также играем наоборот: ищем все согласные в словах теперь твердые.

Обучение, играя


Некоторые источники и справочники рекомендуют ориентироваться на развивающие игры. То есть ребенок, увлеченный такой деятельностью, сам не замечает, как схватывает и усваивает трудный материал. Примером такой игры может служить знакомая всем игра «Найди пару».

Все, что нужно, это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумывать в ответ что-то еще, но уже с мягкими. Вот так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки в 1 классе!

Что такое благозвучие? (с картинками)

`;

Язык

Факт проверен

Г. Визен

Благозвучие — это термин, используемый для обозначения слова или фразы, приятной по звучанию, особенно тех, которые включают согласные и гласные, которые хорошо сочетаются друг с другом. Обычно это зависит от гласных звуков или мягких согласных, а также от слов, которые имеют расслабляющий или мелодичный характер. Хотя отдельное слово может быть благозвучным само по себе, чаще это относится к строке или отрывку из произведения поэзии или прозы, которые создают общее ощущение приятности. В отличие от благозвучия есть какофония, которая относится к серии звуков, которые неприятны или раздражают в слове или фразе.

Целью благозвучия в письменном произведении является создание приятного для слуха раздела, особенно для произведений, которые собираются читать вслух. Речи и стихи, которые часто произносятся перед толпой или предназначены для чтения вслух, часто выигрывают от благозвучия внутри них. Визуально, однако, это устройство все еще может быть эффективным, поскольку многие люди слышат слова в уме, когда читают их, воспроизводя эффект произносимых слов. Хотя благозвучие обычно сосредоточено на звуках, издаваемых в словах, важно даже значение этих слов, и поэтому весь отрывок помогает создать ощущение легкости.

Различные слова и звуки могут создавать благозвучие, хотя гласные обычно считаются более успокаивающими, чем согласные. Мягкие согласные, такие как «w» и «s», могут быть расслабляющими и приятными для слуха, в то время как звуки «k» и «t» обычно считаются более твердыми и менее приятными. Фраза, создающая ощущение благозвучия, будет примерно такой: «Шорох певчих птиц исполнил им серенаду под лунным светом в замшелом саду». В этом примере есть много гласных звуков и мягких согласных, таких как «s» и «th», которые работают со значением слов, чтобы вызвать успокаивающее чувство.

Какофония противоположна благозвучию и представляет собой создание неприятных и резких звуков внутри слов или фраз. Когда это происходит случайно, это обычно считается ошибкой или признаком плохого письма, поскольку в результате у слушателя возникает чувство беспокойства или беспокойства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *