Как обозначаются твердые и мягкие согласные: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.
Твердые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
Содержимое публикации
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Твердые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
ФИО (полностью): Почанина Анна Александровна | ||
Место работы: МОБУ СОШ с. Покровка | ||
Должность: учитель начальных классов | ||
Предмет: русский язык | ||
Класс: 1 класс | ||
Тема и номер урока в теме: «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?» № 1 | ||
Базовый учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. – М.: Просвещение, 2017. – 143 с. |
Цель и задачи урока
Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами, а также мягким знаком.
Задачи:
– обучающие: формировать способность распознавать в слове мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки, соотносить звуковые обозначения со словами;
– развивающие: развивать речь, мышление, внимание, словарный запас, орфографическую зоркость;
– воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, умение слушать друг друга.
Тип урока: формирование новых знаний
Формы работы учащихся: работа в парах, коллективная работа, индивидуальная работа в тетради и на планшете.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная система, планшеты, учебник, классная доска, карточки с заданиями.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин. ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | – | Приветствует учащихся, настраивает на предстоящую работу. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнём сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно, Поймешь всё обязательно! Записывает на доске число, вид работы – классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность своего рабочего места. Записывают в тетради число, классная работа. | 2 мин. |
2 | Минутка чистописания | ЭОР № 1. Правописание заглавной и строчной буквы Т т [1] | Проводит пальчиковую гимнастику. Мы перчаточки снимаем, и на точки нажимаем. Развиваем память, слух, логику, мышление. И тогда у всех вокруг будет настроение. Организует работу с ЭОР (демонстрирует учащимся написание буквы Т т на экране) –Какая задача стоит перед нами? – Что значит «красиво»? | Разминают пальчики. –Писать красиво. –Соблюдая наклон, высоту букв и т.д. Прописывают букву Т т в воздухе. Прописывают каллиграфически в тетради букву Т т по образцу. | 2 мин. |
3 | Актуализация знаний | ЭОР № 2. Задание 1. Найдите слова, где есть мягкий согласный звук. [2] | Напоминает учащимся о звуках и буквах русского языка. Предлагает учащимся выполнить задания на закрепление и повторение. –На этом уроке мы окажемся с вами в волшебной стране. Она называется «Фонетика». Население этой страны состоит из 43 звуков и 33 букв. Звуки в стране Фонетика настолько застенчивы, что на письме вместо себя показывают своих помощников – буквы. Так повелось в этой волшебной стране, что звуки любят, когда их произносят и слышат, а буквы радуются, когда их пишут и читают. Звуки на письме обозначаются буквами. Говорим мы звуками, Ну а пишем буквами. Если знаешь, что сказать, То попробуй написать! (Н. Хилтон) Звуки в стране Фонетика живут в домиках, которые носят названия «гласные» и «согласные». –Ребята мы с вами уже бывали в этой стране и многое о ней знаем. Давайте вспомним! – Сколько гласных букв в русском языке? – Сколько гласных звуков в русском языке? – По какому признаку они различаются? -Произнесите любой гласный звук и назовите слово, в котором есть этот гласный: [а], [ы], [у], [э], [и], [о]. –Как отличить согласный звук от гласного? –На какие группы можно разделить согласные звуки? –Запишите пословицу. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? –Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. Задание на платформе РЭШ (№ 1). – Найдите слова, где есть мягкий согласный звук. | –В русском языке 10 букв. –В русском языке 6 звуков. –Ударные и безударные. Ответы детей. Учащиеся вспоминают правило (3 главных признака согласных звуков). –Мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные. Записывают пословицу, объясняют смысл пословицы и выполняют задание. Учащиеся выполняют задание № 1 на платформе РЭШ, находят слова мяч и кит. | 5 мин. |
4 | Самоопределение к деятельности | Подводит учащихся к формулированию темы, задает вопросы, обеспечивает мотивацию для изучения нового материала. –Рассмотрите картинки. Что на них изображено? –Произнесите эти слова несколько раз по очереди. –Сравните первые согласные звуки в словах [к] и [к’]. –Вы почувствовали, наши язык и губы работают по-разному. При произнесении слова кит, средняя часть языка приподнимается к небу, и проход, по которому двигается звук, сужается. В результате получается звук, который ученые условно назвали «мягкий», а противоположный звук получил название «твердый». Твердый звук как бы выдувается в широкую трубку, а мягкий в узкую. Произнесите несколько раз по очереди эти звуки. Работа в парах –Перед вами карточки с заданием. Распределите с соседом по парте названия предметов, изображенных на картинках, в две группы. По какому признаку вы поделили слова? –Сформулируйте тему урока и поставьте перед собой цель. | Высказывают предположения, отвечают на вопросы. –Кот и кит. Работают в парах. –В названии есть мягкий согласный звук: мел, лён, мяч, рис, люк. –В названии все согласные звуки твердые: лом, мэр, сад, сыр, лук. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель. | 5 мин. |
5 | Работа по теме урока | ЭОР № 3. Задание 4. Соедините слова с согласными звуками, которые мы слышим при произнесении этих слов. [3] ЭОР № 4. Задание 5. Опишите картинки одним предложением. Используйте слова с мягким знаком. [4] | Создает условия для осознания темы. Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране) –Выполним с. 82 Упр. 3. –Прочитайте каждую пару слов. –Произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами. рад воз лук мыл ряд вёз люк мил –Прислушайтесь и понаблюдайте за движением своего языка. –Спишите слова, в которых первый звук – мягкий согласный. –Вы знаете, что звуки можно записать условно значками [] (буквами в особых квадратных скобках). Чтобы не перепутать в транскрипции твердые и мягкие звуки ученые договорились показывать мягкость звуков значком очень похожим на запятую, только ставят его сверху. В транскрипции мягкий согласный звук договорились показывать запятой, а как же быть когда слово нужно записать? Как это сделать и не допустить ошибки?! На помощь придут гласные буквы. Твердость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами а, о, у, ы, э. Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами е, ё, и, ю, я. Задание на платформе РЭШ (№ 4). –Соедините слова с согласными звуками, которые мы слышим при произнесении этих слов. Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. соль тетрадь пальто конь кровать кольцо На помощь приходит мягкий знак (ь). Мягкость согласных звуков может обозначаться мягким знаком (ь). Задание на платформе РЭШ (№ 5). – Вам необходимо описать картинки одним предложением. Используйте слова с мягким знаком. | Воспринимают полученную информацию и принимают участие в коллективном выполнении заданий и выполнении электронных заданий индивидуально. Учащиеся выполняют задание № 4 на платформе РЭШ. Учащиеся выполняют задание № 5 на платформе РЭШ. | 10 мин. |
6 | Физкультминутка | ЭОР № 5. Физкультминутка [5] | Организует работу с ЭОР (демонстрирует видеофрагмент на экране). | Повторяют движения. | 2 мин. |
7 | Продолжение работы по теме урока | ЭОР № 6. Задание 2. Укажите непарный звук. Но будьте внимательны, не попадитесь в ловушку! [6] ЭОР № 7. Задание 7. Соедините пары по твёрдости-мягкости. [7] | –Выполним с. 83 Упр. 5 –Большинство согласных звуков образует пары по мягкости-твердости. Давайте произнесем каждую пару звуков. –Одинаковой ли буквой они обозначены на письме? –Запомните: некоторые согласные звуки не образуют пар. Произнесем их. Только твердые [ж], [ш], [ц]. Только мягкие [й’], [ч’], [щ’]. Задания на платформе РЭШ (№ 2, 7). –Укажите непарный звук. Но будьте внимательны, не попадитесь в ловушку! –Соедините пары по твёрдости-мягкости. | Выполняют задания в соответствии с указаниями учителя. – [б] и [б’], [в] и [в’], [г] и [г’], [д] и [д’], [з] и [з’], [к] и [к’], [л] и [л’], [м] и [м’], [н] и [н’], [п] и [п’], [р] и [р’], [с] и [с’], [т] и [т’], [ф] и [ф’], [х] и [х’]. – Одинаковой. Произносят звуки вместе с учителем. Учащиеся выполняют задания № 2, 7 на платформе РЭШ. | 15 мин. |
8 | Рефлексия | ЭОР № 8. Лесенка успеха [8] | –Запишите слова под диктовку. У вас на партах у каждого «лесенка успеха». | Выполняют задания в соответствии с указаниями учителя. Самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке с помощью «лесенки успеха». | 3 мин. |
9 | Подведение итогов урока | Сегодня на уроке мы узнали … –Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме? –Какими буквами обозначается твердость согласных звуков на письме? – Прочитайте слова по звуковым обозначениям [м’этр], [лыжн’а], [кл’он]. | Отвечают на вопросы учителя. | 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока
Твердые и мягкие согласные звуки. Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ЭОР № 1. Правописание заглавной и строчной буквы Т т | Демонстрационный | видео | |
2 | ЭОР № 2. Задание 1. Найдите слова, где есть мягкий согласный звук. | Учебно-практический Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | электронное задание | https://resh. edu.ru/subject/lesson/6415/train/120024/ |
3 | ЭОР № 3. Задание 4. Соедините слова с согласными звуками, которые мы слышим при произнесении этих слов. | Учебно-практический Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | электронное задание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6415/train/120027/ |
4 | ЭОР № 4. Задание 5. Опишите картинки одним предложением. Используйте слова с мягким знаком. | Учебно-практический Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | электронное задание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6415/train/120028/ |
5 | ЭОР № 5. Физкультминутка | Демонстрационный | видеофрагмент | |
6 | ЭОР № 6. Задание 2. Укажите непарный звук. Но будьте внимательны, не попадитесь в ловушку! | Учебно-практический Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | электронное задание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6415/train/120025/ |
7 | ЭОР № 7. Задание 7. Соедините пары по твёрдости-мягкости. | Учебно-практический Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» | электронное задание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6415/train/120030/ |
8 | ЭОР № 8. Лесенка успеха | Демонстрационный | иллюстрация | https://yandex.ru/images/search?text=рефлексия%20лесенка&stype=image&lr=125861&source=wiz&pos=8&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0596%2F000c88b5-945b68e7%2Fimg13.jpg&rpt=simage |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.
Знания: познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.
Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м] и [м’].
Навыки: приобретут умения анализировать звуко- буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.
Регулятивные:
Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Ход урока
Орг. Момент
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
Актуализация знаний.
Вспомним изученные правила.
– Что такое корень слова?
– Что такое диалог?
– Что такое сказуемое?
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
– Чем отличается согласный звук от гласного?
– Какими буквами на письме обозначается согласный звук й?
3. Словарная работа
Знакомство со словом декабрь. (работа с карточками)
4. Самоопределение к деятельности
Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Этих гномов зовут ТИМ и ТОМ.
Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)
Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)
Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)
Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)
Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)
Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
4. Работа по теме урока.
– Откройте учебник на стр.120 и прочитайте тему урока. Упр.192 (устно)
-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).
– Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).
– Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)
-Назовите непарные мягкие звуки.
–Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)
– Всегда ли действует это правило? (Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)
Упр. В каких словах есть звуки ( л,л’).
– Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.
– Прочитайте памятку и скажите, скажите какие гласные звуки обозначают мягкость согласных?
Упр. Помоги гномам починить домик!
5 . Физминутка
А сейчас гномы Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Закрепление изученного материала.
Карточка 2. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?
Брату
7. Рефлексия
Проверочная работа
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).
А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»
– Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки.