Как научить правильно держать ручку при письме – Как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Как научить ребенка правильно держать ручку: 8 простых способов
Содержание статьи
Некоторые родители стремятся с пеленок вырастить из своего ребенка вундеркинда. Они ищут методики обучения чтению с 2 лет, пытаются объяснить, как сыграть простую мелодию по нотам. При этом не всегда помнят, что перед письмом и рисованием нужно научить ребенка правильно держать ручку и карандаш. Развитие не идет задом наперед. Сначала должны сформироваться точные движения пальцев, а мелкая моторика разовьет мозг намного лучше, чем умственные упражнения, недоступные понятию младенца.
Почему это так важно?
Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь. Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.
В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.
Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.
Совет
Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.
Первое знакомство с карандашом
Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.
Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.
- Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, сверху ее придерживает большой, с сбоку указательный палец.
- Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони.
- Расстояние от пальцев до острия карандаша – около 1,5 см.
- Тупой конец направлен на плечо пишущей руки.
Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.
Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.
Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.
Упражнение для формирования правильного захвата
Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.
Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.
- Сначала карандашик можно приласкать. Поставьте его вертикально, уприте нижний конец в твердую поверхность. Малыш берется за верхнюю часть большим, указательным и средним пальцем и проводит вниз, будто гладит.
- Ручка устала и хочет спать. Средний палец будет кроваткой, указательный – подушкой, а большой – одеялом. При этом можно напевать колыбельную, или приговаривать «Баю-бай». Когда пишущий прибор займет правильное положение, можно поставить кулачок на стол и поводить по бумаге, этими линиями карандаш скажет «Спасибо» за хороший отдых.
- Полотенце для карандаша. Дайте малышу небольшой лоскуток ткани, который он должен будет прижимать к ладони мизинцем и указательным пальцем. Скажите, что ручка умылась и хочет вытереться или ей нужно высморкаться в носовой платочек. Нужно, удерживая салфетку, взять пишущий прибор. Ухватить его неправильным способом будет очень сложно, скорее всего, пальчики займут нужное положение.
- Насадка для письма. В отделах детских канцтоваров можно найти большой выбор специальных насадок в виде забавных животных, птичек, рыбок. Ваш карандашик завел себе кошечку, теперь нужно с ней поиграть. На приспособлении есть отверстия для пальцев, малыш обязательно возьмет ручку правильно и сможет нарисовать различные «каляки-маляки».
- Обучающие тренажеры. Если хотите, чтобы ребенок без долгих упражнений сразу взял пишущий прибор правильно, купите ручку-тренажер Stаbilо LеftRight. На ее трехгранной поверхности сделаны выемки для пальцев, малыш сразу возьмет ее правильным способом и сможет рисовать.
- Мелки. Ваш упрямец никак не хочет подружиться с карандашиком и держать его правильно? От обиды карандаш ушел от такого хозяина, теперь можно рисовать только мелками. Не давайте малышу большой стержень, отломите маленький кусочек, который невозможно зажать в кулаке. Рисовать двумя пальцами сложно, грифель наклоняется то в одну, то в другую сторону. В результате ребенку придется взять его нужным способом – пинцетным захватом.
- Дартс. Учите малыша играть в дартс, это прекрасно подготовит его кисть к письму. Бросить дротик можно только тремя пальцами. Сначала ребенок поражал стрелами мишень, теперь можно таким же способом взять ручку и попробовать попасть в нужное место на листке бумаги.
- Совмещение точек. Дисциплинированным детям, которые во всем любят порядок, можно объяснить, что, как у всех игрушек есть свои уголки, так и карандаш должен лежать в руке на нужном месте. Нарисуйте на среднем пальце и на корпусе ручки точки. Теперь нужно совместить отметки, придержать пишущий прибор двумя другими пальчиками – и рисунок получится красивым.
Совет
Если ваш ребенок левша, учите его держать ручку в таком же положении, но в левой руке. Указательный палец окажется сверху, а большой – сбоку. При покупке тренажеров следите, чтобы на этикетке было указано, что приспособление предназначено для левой руки.
Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.
Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.
Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:
«Чтобы буковки писать,
А не закорючки,
Нужно правильно держать
Эту ручку в ручке».
Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.
Как сидеть за письменным столом?
Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.
На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.
Совет
Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.
При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.
Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.
Как подготовить руку к письму?
Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.
Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести конструктор.
Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:
- пазлы;
- завязывание узелков, обучение основам макраме;
- раскраски;
- рисование различных фигур по клеточкам, точкам или контурным линиям.
Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.
Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.
razvivashka.online
Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш: 6 простых способов
Некоторые дети, начиная учиться письму в школе, берут пишущий предмет неверно. Эта проблема особенно актуальна в начальных классах. Учителям и родителям трудно с этим бороться. Бытует мнение среди родителей, что ребенок может брать ручку так, как считает удобным. Можно ли так рассуждать? Влияет ли на что-нибудь захват карандаша и как научить ребенка правильно держать ручку? Поговорим об этом обстоятельно.
Умение правильно держать ручку при письме необходимо закладывать как можно раньшеОткуда берется проблема неправильного захвата карандаша?
Проблема того, что малыш неверно держит карандаш, начиная рисовать или писать, знакома многим родителям. Почему так получается? Эта привычка является следствием неправильного развития ребенка задолго до школы.
Оказывается, все начинается с того момента, когда младенец хватает погремушку. Очень важно обратить внимание, как малыш рисует каляки-маляки задолго до первого класса. Родители должны заметить, как он лепит из пластилина. Все эти действия необходимо совершать правой рукой, используя 3 пальца – большой, указательный и средний.
Примерно с 4 лет можно пронаблюдать, как малыш рисует. Часто дети зажимают карандаш в кулаке. Другие выставляют пальцы и сильно сдавливают его. Нельзя допускать, чтобы ребенок брал в руку карандаш, как ему захочется. Чем раньше приучить малыша к верному захвату, тем проще ему будет писать на уроках в школе. В 6 лет он должен уже уметь писать карандашом. Если человечек уже привык к неправильному захвату, сам он не переучится. Родители должны проявить определенную настойчивость.
На что влияет неправильный захват?
Важно отметить, что от верного держания пишущего предмета зависит здоровье малыша. Если захват будет неправильным, то у него может ухудшиться зрение, иногда развивается сколиоз. Начинается все с нарушения осанки, которое нельзя допустить. В случае, если эти опасности минуют вашего младшеклассника, он будет просто сильнее уставать при выполнении письменных заданий, что отразится на его оценках в школе и, значит, на психологическом настрое.
Если малыш не умеет держать ручку, то это может отразиться на его успеваемости в школеЕсли вы хотите понять, как держит карандаш ваш малыш, посмотрите, как он пишет. У неправильного захвата есть свои предвестники. Проверьте, выполняются ли следующие требования:
- большой палец школьника не должен лежать во время письма ниже указательного;
- ручку должен поддерживать средний палец, а не указательный;
- ее нельзя брать «в щепотку»;
- пальцы надо расположить не слишком низко – близко к пишущей части, и не слишком высоко;
- во время занятий рисованием надо, чтобы малыш поворачивал карандаш, а не лист бумаги, на котором он рисует;
- верхняя часть ручки должна быть направлена к плечу;
- нажим на лист бумаги должен быть в меру сильным и не слишком слабым.
Как надо брать пишущий предмет?
Основной момент – это положение пальцев. Правша держит ручку так: ручку кладут на левую часть среднего пальца. При этом указательный палец поддерживает ручку или карандаш в правильной позиции сверху, большой палец находится слева. У левшей все зеркально противоположно – карандаш на правой стороне среднего пальца и справа от большого пальца, указательный палец – наверху.
При правильном захвате ручки, если убрать указательный палец, ручка останется на местеГлавная задача родителей – научить ребенка так держать карандаш, чтобы рука не уставала в процессе рисования или письма. Когда ребенок отнимает от ручки указательный палец, при правильном захвате она не выпадает из рук. Если она выпадает, ваш школьник держит ручку не так, как надо. К остальным пальцам руки никаких требований нет. Безымянный палец и мизинец могут располагаться там, где ученику удобнее. Чаще всего их прячут внутрь кулачка. Существуют рекомендации, которые помогают школьнику верно брать пишущий предмет:
- попросите ребенка представить себе, что у него на верхней части среднего пальца со стороны ладони подушечка, пусть он положит пишущий предмет на нее;
- указательный и большой пальцы как бы охватывают пишущий предмет;
- три пальца, участвующие в захвате, как бы закругляются и держат ручку;
- остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони;
- все пальцы расслаблены;
- можно допустить, чтобы при рисовании или письме рука опиралась об стол верхней частью мизинца;
- для правильной позиции пальцы должны располагаться на высоте 1,5 сантиметра от пишущего кончика.
Способы привития навыка верно брать пишущий предмет
Как научить ребенка правильно держать карандаш в раннем детстве? Начните с рисования цветными мелками. Для правильного держания мелки поломайте на кусочки в 3 см. Такая длина мелков не даст малышу возможности брать их в кулак. Он сам машинально будет держать их, как надо, с помощью трех пальцев.
Следующий совет – нарисуйте будущему первокласснику на среднем пальце кружок, в который должна упираться ручка (рекомендуем прочитать: что должен знать и уметь будущий первоклассник: как подготовить ребенка к школе?). Такой же кружок нарисуйте и на ручке, чтобы при письме ребенок прикладывал ее к пальцу в нужном месте.
При помощи половинки обычной салфетки можно научить ребенка правильно держать ручкуВыработать захват нужными пальцами поможет наполовину разорванная салфетка. Целую салфетку трудно удержать маленькой рукой малыша, а половину попросите его взять в кулак и зажать безымянным пальцем и мизинцем, чтобы она не упала. Остальными пальцами малыш должен взять ручку. Он автоматически возьмет ее верно.
Поможет выработке правильной позиции пальцев игра в метание дротиков (дартс). Если дошкольник представит себе, что карандаш – это дротик, и необходимо метнуть его в лист бумаги, пальчики сами сложатся как следует.
Для игры в пинцеты лучше взять ручку, а не карандаш. Представив ее пинцетом, дошкольник должен взять ее тремя пальцами за верхний кончик. Затем пальчики тянутся вниз по ее длине, в результате чего занимают нужную для письма позицию. Еще неплохо поиграть с дошкольником в резинки. Эту игру хорошо знают его бабушка и дедушка.
Другие способы обучения правильной позиции пальцев
Есть еще несколько способов, которые помогут понять, как научить ребенка держать карандаш. Помогут в решении проблемы специальные насадки на ручки и карандаши, которые можно купить в магазинах канцтоваров (см. также: полный список канцтоваров для первоклассника). Эти насадки производят в виде забавных фигурок зверей со специальными выемками для пальцев небольшого размера. При использовании для письма таких насадок очень легко выработать у малыша правильный захват пишущего предмета.
В магазинах существует большой выбор ручек и накладок на карандаши, при помощи которых малыш сам правильно берет принадлежность в ручкуСуществует также такой предмет, как ручка – самоучка. В ней тоже есть выемки для пальцев. Отличие от насадок в виде зверюшек состоит в том, что самоучки делают как для правшей, так и для левшей.
Фирма Stаbilо LеftRight выпускает специальные ручки для использования в младших классах и в старших группах детского сада. Они имеют три грани с выемками для пальцев. Они уменьшены по длине и по весу, состоят из мягких металлов. Производители позаботились и о настроении малыша, раскрасив ручки в яркие цвета и придав им нескучный дизайн.
Правильная посадка за партой и столом
Основа того, чтобы школьник не уставал и легко делал письменные задания – верная посадка за столом. Еще во времена наших бабушек учителя рекомендовали соблюдать правило трех прямых углов. Угол в 90 градусов должен образоваться в согнутых коленях под партой, между бедрами и спиной, в согнутых локтях.
Что еще надо делать:
- ставить ноги вместе;
- ступни полностью ставить на пол;
- класть локти на стол;
- соблюдать расстояние между партой и телом в 2 см;
- класть тетрадку под углом 30 градусов к телу;
- голову немного наклонять к парте.
В Интернете вы найдете видео о способах обучить дошкольника правильному захвату. Фото различных насадок на пишущие предметы можно посмотреть в Интернет-магазинах, торгующих канцтоварами.
Выбор оптимальной ручки
В дошкольном возрасте начните с рисования карандашом. Его легче зафиксировать в верной позиции. Когда дошла очередь до ручки, выберите трехгранную форму с резиновым низом, чтобы у малыша не скользили пальчики. Позаботьтесь о том, чтобы материал, из которого сделана ручка, был безопасен для здоровья, поскольку многие дети грызут кончик ручки.
При письме большая роль отводится правильной посадке за столомДля письма лучше всего подходит шариковая ручка. Стержень должен писать синим или темно фиолетовым цветом. Не покупайте ручки с голубым стержнем. Буквы будут плохо видны на бумаге, и школьник сильнее будет давить на нее.
Оптимальная длина пишущего предмета – от 10 до 13 см. Более длинные или короткие ручки выработают у школьника неправильный захват. Толщина ручки не должна превышать 7 мм, поскольку более толстыми или более тонкими ручками труднее писать.
Подготавливаем ребенка к выполнению письменных заданий
Чтобы малыш вовремя научился хватать ручку и карандаш, надо в дошкольном возрасте развивать у него мелкую моторику. Благодаря этому у него выработается красивый почерк, и учителя будут с удовольствием проверять его домашние задания. Ниже приводятся несколько советов, которые помогут ребенку:
- попросите у физиотерапевта комплекс упражнений для пальцев и делайте его с ребенком;
- рассыпьте свои бусы (бусы жены) и попросите малыша нанизать их на новую нитку;
- перед Новым годом или просто так затейте вырезание снежинок, пусть малыш вырезает самостоятельно;
- поиграйте в узелки – завязывайте веревку, а ребенок пусть развязывает, потом поменяйтесь;
- попросите малыша пришить вам пуговицу, оторвавшуюся с рубашки или халата;
- нарисуйте фигурку, пусть ребенок ее заштрихует;
- лепите вместе с малышом печенье из теста или фигурки из пластилина;
- купите турники для пальцев и занимайтесь ими с ребенком.
При соблюдении вышеописанных правил и советов вы с легкостью научите малыша правильной позиции пальцев во время письма. Родители должны полностью контролировать ситуацию, но постараться не наскучить ребенку. Это можно сделать, если перемежать учебу с игрой. Главное, помните – гораздо проще научить малыша правильному захвату в раннем детстве, чем потом переучивать школьника.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
vseprorebenka.ru
Как научить ребенка правильно держать ручку
Как научить ребенка держать ручку, что делать, если он левша?
8 способов научить ребенка правильно держать ручку:
1. С помощью салфетки
Нужно свернуть бумажку или салфетку так, чтобы удобно ложилась под пальцы и попросить будущего ученика зажать ее двумя нижними пальцами руки — безымянным и мизинцем, оставшимися свободными взять инструмент для письма.2. Ручка самоучка
В продаже есть специальные письменные приборы с встроенными насадками, где есть углубления для пальцев. Ребенку просто нужно подставить пальчики под углубления и будет правильный захват.3. Аналогия с дротиком
Многие детки любят играть в дротики или дартс. Все, что нужно сделать, напомнить ребенку про игру и предложить так же, как он берет дротики, взять принадлежность для письма в виде шариковой ручки.4. Ручка с подсказкой для пальцев
Отдельно продаются в торговых точках канцелярских принадлежностей специальные насадки. Они надеваются на корпус ручки и таким образом подсказывают ребенку, как взять ручку, чтобы правильно начать писать.5. Метод пинцетного захвата
Брать ручку можно так же, как действует пинцет. Сначала, для сравнения, показать пинцет, а потом попросить будущего ученика похожим образом взять канцелярское изделие.6. Уложить ручку «спать»
Детки охотно играют в игры при любых обстоятельствах. Воспользуйтесь этим и поиграйте в укладывание спать. Большой и указательный — одеяло и подушка. Средний — основа, то есть кровать. В результате весело и непринужденно ребенок поймет как делать правильный захват инструмента для письма.7. С помощью мелков
Прежде чем давать ребенку ручку, нужно обычные цветные мелки для рисования на доске или асфальте укоротить до 3 см. Это нужно для того, что длинный мелок дети могут зажимать в кулак, а короткий берут так же как ручку при письме. После мелка сразу дать ручку, ребенок по свежей памяти возьмет правильно в руку.8. Точка на пальчике
При захвате ручки, она касается среднего пальца в одной точке. Как ориентир можно обозначить ярким фломастером или маркером ту самую точку, чтобы ребенок понял куда нужно прижимать ручку, чтобы захват был правильным.Если ребенок левша?
На сегодняшний день, существуют в продаже ручки, специально разработанные для левши, в том числе и тренировочные насадки. Учить держать ручку так же как и правшу, теми же методами. Только при выборе ручки учитывайте тот факт, что ребенок будет писать двигая рукой по уже написанному и нужны чернила, которые сохнут быстро, а так же стержни, что хорошо пишут под любым углом.Какой ручкой начинать учиться писать?
Специалисты рекомендуют начинать писать карандашом, потом переходить на ручку. Самый оптимальный вариант для первоклассника — обычная шариковая ручка с темно-синей или фиолетовой пастой. Старайтесь выбирать такую, чтобы писала четко и ребенок не делал дополнительных усилий. Идеальная длина ручки — 15 см. отклонения в сторону увеличения или уменьшения длины приведут к неправильному захвату. Покупать ребенку ручку с игрушкой сверху не целесообразно, будет отвлекать и перевешивать, ее трудно будет долго удерживать в руке.40-nedel.ru
Как научить ребенка правильно держать ручку
Не все дети умеют правильно держать принадлежности для письма. И, конечно же, научить чадо этому навыку – задача родителей. Если раньше учили писать в первом классе, то сегодня ребенок должен идти в школу уже подготовленным и к письму, и к чтению, и к другим предметам. На сегодняшний день разработано множество методов, благодаря которым можно научить ребенка правильно держать ручку и привить интерес к этому процессу.
Как подготовить руку к письму
Чтобы научиться правильно держать ручку и другие предметы, предстоит долго тренироваться и готовиться к этому.
В возрасте от 3 лет, родителям следует уже начинать задумываться о подготовке руки ребенка к письму. Специальные тренировки для этого лучше проводить в привычной для ребенка форме игры.
Развитие мелкой моторики рук – игра с небольшими предметами, составление пазлов, разделение шариков по цветам. Все это сопровождается гимнастическими упражнениями в игровой форме – пальчики превращаются в героев и путешествуют по сказкам.
Набить руку для письма можно с помощью специальных упражнений:
Гимнастика для пальцев. Можно играть в кукольный театр с помощью пальцев, заниматься моторикой рук и собирать пазлы.
Рисование штрихами. Это упражнение будет эффективным, если все штрихи будут наложены в одном направлении.
Вырезание фигурок. Для начала нужно вырезать фигурки по контуру, а когда набьется рука, то можно воспользоваться и без контура.
Каким должно быть положение пальцев
Если ребенок правша, то ручку нужно расположить на левой стороне среднего пальца. Указательный палец должен придерживать ее сверху, так сказать, он должен крепить ее. Большой палец должен поддерживать ручку с левой стороны. Если малыш левша, то стороны, на которых должна располагаться ручка будут противоположными. Но желательно учить ребенка писать правой рукой, так как в учебном заведении его могут переучить, то есть создадут сложности в обучении. Пальцы не должны давить на ручку, их нужно закруглить.
Во время письма ребенок не должен чувствовать усталость.
Если немного поднять указательный палец, то ручка не должна выпасть из руки. Если же она выпадает, то неправильно расположены пальцы ребенка. Мизинец и безымянный палец можно располагать как угодно, чаще всего они «прячутся» внутри ладони. Кому-то гораздо удобнее держать их возле большого пальца.
Чтобы взять ручку в руку как положено, ребенку нужно постараться выполнить простые рекомендации:
- На среднем пальце нужно вообразить подушечку, она должна быть расположена чуть выше верхнего сгиба.
- На предполагаемую область необходимо положить ручку (ручка ложиться на левую сторону среднего пальца).
- Затем большой и указательный пальцы охватывают ручку (указательный палец держит ручку сверху, а большой держит слева).
- Большой, указательный и средний пальцы начинают закругляться, они расслаблены.
- Лучше, чтобы оставшиеся пальцы прижались к внутренней части ладони.
- При письме сама рука опирается на верхнюю часть мизинца.
- Чтобы рука не уставала, от кончика предмета до конца указательного пальца должна быть длина полтора сантиметра. Если это расстояние будет меньше или больше, то рука станет напрягаться и уставать.
Какой должна быть ручка (рекомендации по выбору)
Ручки серии Stаbilо LеftRight предназначены для детей, которые только осваивают навыки как правильно держать письменные принадлежности. Они хороши следующими особенностями:
Вес и длина незначительны — ручка легка.
- Ручка имеет трехгранную форму.
- Корпус выполнен из мягкого, приятного на ощупь материала.
- Имеются углубления для пальцев.
- Ручка имеет яркий дизайн, что привлекает детей.
Чтобы ручка была удобной и нравилась ребенку, она должна отличаться следующими характеристиками:
- Иметь мягкую прорезиненную вставку.
- Материал должен быть безопасным, так как детки часто тянут ручки в рот.
- Форма ручки должна быть трехгранной.
- Длина ручки должна быть не более 13 сантиметров.
- Ручка должна быть шариковой.
Описание существующих методик для обучения правильно держать ручку
Сегодня психологами, педагогами и педиатрами разработано множество методик и схем, благодаря которым можно научить ребенка держать ручку. Об этих методах будет описано ниже, они очень просты и эффективны– за что и получили свое широкое распространение.
Обучение с помощью салфетки
Чтобы научить ребенка держать пишущие принадлежности потребуется салфетка и ручка. Необходимо сложить салфетку в несколько раз, чтобы одна сторона была около трех сантиметров. Затем сложенную салфетку нужно зажать между ладонью и безымянным пальцем и мизинцем. Остальные три пальца нужно выпрямить и сделать так, чтобы они смотрели вверх.
Обучение по аналогии с игрой в дартс
Любой человек играл в дартс и даже дети увлекаются игрой. Так вот, эта игра поможет освоить навык держания ручки. Если же ребенок никогда не кидал дротики, то перед обучением придется освоить навыки игры.
Все фанаты игры знают, чтобы набить больше очков и попасть в яблочко, необходимо правильно держать дротик, тремя пальцами. К сведению, дротик и ручка должны занимать аналогичное положение. Так вот, когда дитё берется за письмо стоит напоминать ему, что ручку нужно брать также как и дротик. И тогда результат будет потрясающим.
Обучение с помощью специальной накладки на ручку или карандаш
Сегодня в магазинах много накладок, благодаря которым можно быстрее освоить навык писания. С помощью их неправильно взять ручку или другой предмет не получится. В продаже имеются насадки разной формы, цвета и материала. Больше всего популярностью пользуются насадки в форме животных, которые увлекают ребенка.
Другие методики
Есть еще несколько способов обучения, как правильно держать ручки. В магазинах представлена масса ручек, с помощью которых ребенок может научиться правильно держать принадлежности для письма. На ручках имеются выемки и бугорки, которые будут мешать на письме, если будет неправильно взята ручка.
Чтобы научить ребенка держать ручку, нужно запастись терпением и соблюдать все описанные методы. Ребенка нужно постоянно контролировать, для наилучшего результата. Нужно совмещать обучение вместе с игрой, чтобы заинтересовать его, так как обучение это всегда что-то скучное.
Вместо заключения
Существует множество проблем, с которыми сталкиваются родителя подрастающего ребенка, связанные с воспитанием, лечением, обучением и прочим. Однако, многие из них, как и проблема правильного удерживания ручки при письме решается очень быстро. Главное, проявить терпение и понимание данной ситуации.
childage.ru
Как научить ребенка правильно держать ручку? Постановка руки при письме (для правшей)
Главная > Образование > Письмо >
Я начинаю обучать своих детей письму примерно за год до их поступления в школу. Я хочу, чтобы к тому времени, когда они впервые услышат слово «орфограмма», они уже умели выводить буквы достаточно уверенно.
Я сажаю ребенка за стол, вручаю ему ручку и… Вот тут-то и начинаются первые трудности. Как, собственно, эту ручку правильно держать?
Я принадлежу к первому поколению тех людей, которым в школе разрешили пользоваться шариковыми ручками, и моей постановкой руки никто не занимался. Родители, глядя на то, как я вывожу каракули, лишь качали головой и недоумевали: «До чего же по-дурацки ты держишь ручку! Обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо, а он у тебя смотрит не пойми куда! Неужели учительница разрешает вам так писать?»
Я пробовал пару раз развернуть ручку так, чтобы ее обратный конец смотрел в правое плечо, но это показалось мне так неудобно, что я моментально отказывался от этой затеи.
Много лет спустя, когда я принялся за обучение своего старшего сына Дениса, недоуменные возгласы моих родителей как-то выветрились у меня из головы. Я считал себя большим экспертом по части письма. Я исписал в своей жизни не один килограмм бумаги, а мой почерк представляет предмет моей особой гордости. Я показал Денису, как я сам держу ручку, и дал ему инструкцию, чтобы он держал ручку точно так же.
Не тут-то было!
Пропорции детской руки не такие, как у взрослого, и Денис, в принципе, не мог держать ручку так же, как я. С грехом пополам мы добились чего-то приемлемого, и это положение руки было принято за обязательный стандарт. В первых классах Денис поражал всех красотой выводимых им букв, а потом… потом мы на несколько лет переехали в Германию. Немецкие школы не даром считаются самыми худшими в Европе.
В немецких школах строго регламентировано, какими письменными принадлежностями должны пользоваться ученики. Первые два года школьники пишут карандашом, а все остальные одиннадцать лет учебы — в обязательном порядке перьевой ручкой. По окончании школы перьевой ручкой никто никогда не пользуется.
Немецкая учительница фрау Шмидт, подивившись на красоту Денисиного почерка, заставила меня приобрести для него перьевую ручку (по-немецки — фюллер), и с тех пор его почерк стал стремительно портиться. Со свойственной мне дотошностью я принялся разбираться, в чем дело.
Я предпринял тогда первую в своей жизни попытку писать перьевой ручкой. Я купил для своих экспериментов самый дешевый фюллер, и он в моих руках просто отказывался писать. Я позаимствовал ручку у Дениса — и дело пошло не лучше. Хотя Денисин фюллер и был не из дешевых, однако ж ребенок успел за месяц привести его почти в полную негодность: перо было свернуто на сторону и кончик его раздваивался.
Тут и настало время припомнить старое правило: обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо. Если я держал мой дешевый фюллер именно так, то он действительно начинал писать. В этом положении ручка сильно наклонена к бумаге, и основные (вертикальные) линии букв проводятся параллельно прорези на пере. Я надавливаю на шарообразный набалдашник на кончике, от этого две половинки пера слегка расходятся в стороны, прорезь становится шире, и по ней чернила благополучно стекают на бумагу.
Если же фюллер держать на манер шариковой ручки — торчком, так что обратный конец слегка наклонен в правую сторону, — то основные линии букв приходится проводить перпендикулярно прорези на пере. От этого прорезь зажимается, и чернила на бумагу не стекают.
— Разве вам фрау Шмидт не объяснила, как правильно держать фюллер? — поинтересовался я у Дениса.
— Нет.
— Не может быть! Ведь если его не так держать, так он же совсем не пишет!
— Если надавить посильнее, то пишет.
Я отобрал у Дениса фюллер и дал вместо него то, чем он писал раньше — капиллярную ручку (тонкий фломастер, по-немецки — фильц). Фрау Шмидт вызвала меня в школу.
— Это правда, что вы не разрешаете Денису писать фюллером? Так не пойдет. У нас нельзя писать фильцем. У нас все дети пишут фюллером! — заявила она угрожающе.
— А это правда, что вы им не показали, как надо держать фюллер? — отвечал я.
— А что тут показывать: фюллер надо держать точно так же, как и карандаш.
Я попросил ее продемонстрировать, чтo, на ее взгляд, является правильной постановкой руки. Разумеется, фюллера в ее сумочке не оказалось. Она достала фильц и накарябала им пару неразборчивых слов. Она держала его торчком, с небольшим наклоном вправо — точь-в-точь как я привык держать шариковую ручку.
— И вы считаете, что и фюллер держат точно так же?
— Конечно.
— Тогда у меня больше нет вопросов. Только фюллер я Денису не отдам. Пусть пишет фильцем.
— Но так нельзя! Вы будете разговаривать с ректором! Если он разрешит, тогда можете писать чем хотите. Я должна исполнить свой учительский долг.
В скором времени меня вызвали к ректору школы, херру Эзелю. К этой встрече я хотел подготовиться со всей ответственностью. Я принялся разыскивать информацию о правильной постановке руки при письме. Я основательно порылся в немецко- и русскоязычном интернете, но ничего не нашел. Огромное количество веб-страниц посвящено тому, как надлежит держать ручку левшам, но о правшах даже не упоминается. Я пошел в библиотеку и просмотрел множество книг по каллиграфии и стенографии. И снова: о постановке руки — ни гу-гу. Пришлось мне свою аргументацию основывать не на авторитетных источниках, а на логике и здравом смысле.
— Мы опытные педагоги, — заявил херр ректор Эзель, вертя в руках фильц. — Мы лучше знаем, как лучше. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать только с помощью фюллера.
— Как замечательно! — ответил я. — Я как раз в последнее время очень интересуюсь этой темой. Дайте мне, пожалуйста, ссылку хотя бы на одно такое исследование.
— Мы опытные педагоги. Вы должны нам доверять. Раз мы так говорим, значит, так оно и есть. Вам не нужно спрашивать у нас никаких ссылок.
Тут меня посетило вдохновение и я произнес целую речь:
— Вы знаете, херр ректор, я тоже на днях провел одно любопытное исследование. Я научился писать фюллером в стиле «классика» — так, как наставляли меня когда-то папа с мамой: чтобы обратный конец ручки смотрел в правое плечо. До сих пор я всю жизнь писал стилем «модерн» — так, как это делаете Вы и фрау Шмит и как пишет теперь большинство человечества. «Модерн» хорош для современных письменных принадлежностей — шариковых ручек, роллеров, фильцев, маркеров. Эти ручки пишут лучше всего, когда расположены торчком к бумаге. На практике, их приходится слегка наклонять вправо, чтобы видеть кончик, которым пишешь.
Но у стиля «модерн» есть один очень серьезный недостаток. Дело в том, что рука опирается на внешнее ребро ладони и согнутый мизинец. Вот из-за мизинца и возникают проблемы. Во время письма мизинец не стоит на месте, а рефлекторно повторяет движения остальных пальцев. При этом он трется о стол, и на это трение расходуется огромное количество энергии. Рука быстро устает. Стоит исписать страницу — и такое ощущение, что рука вот-вот отвалится.
Вам, херр ректор, приходится подписывать множество бумаг. Вы, наверняка, знаете такой эффект. Если Вы ставите подпись внизу какого-либо документа и не подкладываете под руку дополнительного листа бумаги, то рука просто липнет к столу. Оказывается, что поставить подпись не так-то просто, — особенно в жаркую погоду, когда руки потные.
И еще одна маленькая деталь. Вы, херр ректор, сами были когда-то студентом. Не было ли у Вас в ту пору на среднем пальце вмятины от ручки из-за долгого писания? Наверняка же была!
И вот пару дней назад я попробовал писать «классикой». Вы знаете, ощущение такое, будто я долго-долго ехал на велосипеде по песчаной дорожке и выехал наконец на асфальт. Я почувствовал настоящее облегчение. Рука опирается на запястье и на саму ручку, обратный конец ручки смотрит в плечо, мизинец висит в воздухе и ни обо что не трется. Ну разве что самый его кончик слегка касается бумаги. Такая манера письма не требует почти никаких механических усилий. Так можно писать сколь угодно долго — рука не устает. Да и вмятины на среднем пальце не образуется, потому что ручка давит не на палец, а на бумагу.
«Классика» идеально подходит для фюллера, но плоха для фильца, потому что ручка сильно наклонена к бумаге. Как ни странно, «классика» вполне годится для шариковых ручек и для всех их современных разновидностей. В наклонном положении эти ручки пишут лишь ненамного хуже, чем торчком. Разумеется, если с наклоном перестараться, то шариковая ручка вообще перестает писать, но такого супер-наклона в «классике» и не требуется.
Я думаю, херр ректор, что ваша немецкая система школьного преподавания была изначально очень разумна. Малышам-первоклашкам трудно дается «классика». Руку с детскими пропорциями очень неудобно держать так, чтобы она опиралась только на запястье. Поэтому детям давали карандаш и разрешали на первых порах писать «модерном». Когда они подрастали, карандаш заменяли на фюллер и переучивали на «классику». Собственно, и переучивать тут особо нечему: просто руку надо несколько развернуть в предплечье, а всё остальное становится на свои места автоматически.
Так у вас, наверное, и было записано в древней инструкции: начиная с такого-то возраста школьники должны писать фюллером. Тут, конечно, важен был не фюллер сам по себе. Подразумевалось, что дети переходят на «классику». «Классика» — исключительно полезная вещь для всех, кому приходится много писать, и, в первую очередь, для старшеклассников и студентов.
Но вот что интересно. Мне недавно попалась на глаза реклама фирмы «Пеликан». Они выпускают фюллер, который предназначен специально для школьников. В своей рекламе они с гордостью подчеркивают, что их фюллер прекрасно пишет в любом положении. Но если так, то зачем переучивать ребенка на «классику»? Вручим ему пеликановский фюллер — и пусть пишет как попало! Неудивительно, что весь смысл древней инструкции нынче совершенно забылся, осталась только одна проформа.
— Так чем же Вы возмущаетесь? — вступила в разговор фрау Шмидт, которая тоже присутствовала на этой встрече. — Ради бога, пусть Денис пишет этой самой «классикой». Мне лично всё равно, как он будет держать ручку. Главное, чтобы он писал фюллером. Во всем должен быть порядок.
— А кто его научит писать «классикой»?
— Вот Вы и наýчите. Вы же так прекрасно во всем разбираетесь.
— Я только и делаю, что учу своих детей тому, чему их не учат в школе. Я, безусловно, научу Дениса «классике». Но только я сделаю это тогда, когда сам посчитаю нужным. Например, во время летних каникул, а не сейчас, посреди учебного года. Вы же не освободите его от всех письменных работ на время нашей учебы. Так что пусть пока попишет фильцем.
— Мы опытные педагоги, — сказал херр Эзель. — И во всем должен быть порядок.
— Правильно ли я Вас понимаю, херр ректор, — спросил я, — что Вы будете вынуждены исключить Дениса из школы, если я не дам ему фюллер?
Этот вопрос как будто испугал херра Эзеля. Он отчаянно замахал руками:
— Нет, нет, конечно, нет! Речь идет совсем не об этом!
И после паузы:
— Так Вы говорите, что вы живете здесь, в Германии, только временно.
— Именно так.
— И когда вы уезжаете обратно в Россию?
— На следующий год.
— Ну, ладно. Фрау Шмидт, в виде исключения, пусть он пишет фильцем.
— Но херр Эзель! А учительский долг! А порядок! Во всём…
— Ш-ш-ш! Фрау Шмидт, Вы так всем и объясните: он уезжает в Россию, и только поэтому, в виде исключения…
Я очень благодарен фрау Шмидт и херру Эзелю. Если бы не их любовь к порядку, я бы так никогда и не разобрался во всех тонкостях письма разными стилями.
Я взял теперь за основу «древнюю немецкую инструкцию». Поначалу мои дети учатся писать «модерном». Только я даю им не карандаш, а фильц — то есть, пардон, капиллярную ручку. Карандаш оставляет на бумаге слишком бледные следы и к тому же быстро тупится. Его надо постоянно подтачивать, и если доверить этот процесс ребенку, то отходы — стружка и графитовая пыль — будут потом равномерно распределены по всему полу. Шариковых ручек я тоже не люблю. Они тоже пишут слишком бледно, с отвратительными прожилками, и провоцируют на то, чтобы давить на них изо всех сил. Из капиллярных ручек я, не отличаясь оригинальностью, предпочитаю «Stabilo point 88». Эта ручка нравится мне тем, что она тоненькая, легкая и оставляет на бумаге яркий след почти без нажима.
Капиллярная ручка хороша еще и потому, что позволяет легко выявить чрезмерное напряжение руки. Дети склонны к тому, чтобы вцепляться в ручку мертвой хваткой. Иногда потрогаешь у них кисть руки — и она кажется твердой, как сталь. На глаз этого может быть и не заметно. Но если ребенок пишет капиллярной ручкой, то при слишком сильном нажиме линии получаются очень толстыми, и кончик ручки быстро измочаливается. Имея такую великолепную обратную связь, ребенок начинает следить за тем, чтобы рука постоянно оставалась расслабленной.
Следует заметить, что школьные тетради отечественного производства, как правило, не предназначены для письма капиллярной ручкой. Они изготовляются из такой плохой бумаги, что «капиллярные» чернила расплываются на ней, как на промокашке. К счастью, при домашнем обучении школьные тетради не обязательны.
Капиллярная ручка и «модерн» остаются у нас «закреплены» за кириллицей. Когда же приходит время осваивать латиницу, я вручаю ребенку перьевую ручку и приобщаю к «классике». При этом весь процесс учебы осуществляется как бы заново, так что даже переучиваться не надо.
18.04.2007, отредактировано 07.06.2012
Дополнение. Подробности о классической постановке руки можно прочитать в ходящем по интернету дореволюционном учебнике по каллиграфии, который можно скачать, например, тут.
Иллюстрации
«Модерн» | ||
«Классика» | ||
Н. Н. Ге. Портрет писателя |
www.nekin.info
Методическая разработка (1 класс) по теме: Как научить ребёнка правильно держать ручку.
Как научить ребенка правильно держать ручку Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.”
(Глава из книги М.Безруких “Как научить ребенка писать красиво”)
“Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.
1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть “подушечка”:
2. На эту “подушечку” укладываем ручку (рис. 2):
3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху (рис. 3):
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.
В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда “проделали” достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.”
А ещё оказывается есть специальная “Ручка-самоучка” (Тренажёр для обучения детей правильно держать ручку во время письма, для снижения усталости при письме.)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Чудо-ручка)
http://pishikrasivo.ru/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku
nsportal.ru
Консультация на тему: Как научить ребенка правильно держать ручку
Как научить ребёнка правильно держать ручку
Знаете, как научить ребенка держать ручку? Главное делать это нужно сразу правильно, потому что всегда сложнее переучить, чем научить новому навыку. Ручка или карандаш должна лежать на левой стороне среднего пальца (для правшей). Указательным пальцем нужно придерживать ручку сверху, а большим пальцем поддерживать ее слева. Все три работающих пальца необходимо слегка закруглить и не сжимать ручку сильно, чтобы не напрягать мышцы кисти. Стоит помнить не только о положении карандаша в руке ребенка, но и о его позе в целом. С самого начала научите ребенка сидеть за столом, соблюдая следующие правила:
- Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.
- Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
- Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
- Оба локтя лежат на столе.
Советы родителям:
- Иногда ребенок, который до этого держал ручку правильно, меняет положение руки. Это может быть связно с тем, что кто-то из его близких друзей именно в таком положении держит предмет для письма. Не спешите ругать малыша или расстраиваться. Постарайтесь спокойно объяснить, что ручку необходимо держать по-другому. Очень часто дети капризничают и не соглашаются поменять положение руки. Крики, скандалы и ссоры тут не помогут. Оставьте на некоторое время ваши нравоучения. Не всегда захват карандаша или ручки становится причиной некрасивого почерка. Многие современные взрослые так и не научились правильно держать письменные принадлежности, но, тем не менее, их почерк красив и аккуратен.
- Если вы решили не сдаваться, то обратитесь за советом к другим родителями или к воспитателю, учителю. Быть может, они смогут поделиться с вами интересными приёмами. Иногда малыш не слушает именно своих родителей, но вот наставления учителя выполняет беспрекословно.
- В магазинах, где продаются ручки, карандаши и другие письменные принадлежности, вы сможете найти специальные насадки. Благодаря им, ребёнок не сможет взять ручку неправильно. Такие насадки могут быть выполнены даже в форме различных зверюшек, что, несомненно, заинтересует ребенка. Или пускай он представит, что карандаш необходимо держать так, как будто это клювик птички. Как только вы заметили, что он опять сжимает ручку неправильно, напомните про птичку, которой очень обидно, что про нее больше не вспоминают. Такие самоучки бывают и для левшей и для правшей.
- Можно приобрести карандаши и фломастеры треугольной формы. Ребенок просто не сможет их взять по-другому.
- Если вы хотите переучить своего ребенка, обратите его внимание на то, что вы сами держите ручку строго по правилам. Поскольку знаете, что пальчики сильно расстраиваются, когда их располагают в неправильной позиции. Сыграйте с малышом в игру, нарисуйте на пальчиках мордочки зверюшек, и каждого из них расположите на нужном уровне.
- Положите на стол карандаш. Он должен лежать перпендикулярно к телу ребенка, заточенным концом от него. Попросите малыша взять карандаш щепотью за незаточенный конец. Ребенок должен попытаться сделать так, чтобы пальцы аккуратно соскользнули вниз по корпусу, при этом упираясь заточенным концом на лист бумаги. Проводите такое упражнение постоянно, но следите, чтобы оно не вызывало раздражение у ребенка.
- И не забывайте, что сам малыш, вполне возможно, в скором времени без видимых на то причин возьмет ручку, карандаш или кисточку для рисования нужными пальчиками, расположенных в правильной позиции. Поэтому не спешите изменять своего ребенка, не дав ему времени на самостоятельные поступки. Иногда излишняя опека становится преградой для самореализации маленького человека. Поэтому даже если ваш ребенок так и не научился держать правильно ручку, приглядитесь – ведь исключая этот момент, он вырос хорошим, добрым и талантливым человеком.
Занятия, которые помогут научить ребенка правильно держать карандаш и ручку.
Такие занятия выработают у ребенка навык держать предмет для письма щепотью (большим, указательным и средним пальцами) и расслаблять напряженные мышцы руки.
- Собирать мозаику.
- Соединять карандашом точки.
- Открывать и закрывать тюбик.
- Рисовать мелками и кисточкой.
- Складывать мелкие предметы в баночку.
Простой способ, как научить ребенка правильно держать карандаш: помогите малышу щепотью (тремя пальцами) взять конец карандаша и скользящим движением сдвигать пальцы к заостренному концу, который опирается о поверхность стола. Пальцы сами распределятся нужным образом, и ребенок поймет, как правильно держать карандаш.
nsportal.ru