Как лучше всего учить стихи: Как учить стихи наизусть быстро. Советы учителя литературы – Преподавание в начальных классах – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
Учить стихи без слёз и страданий: простой алгоритм и 6 техник запоминания
Задание «выучить стихотворение» редко радует детей. Да и родителей: им же придётся тратить целый вечер на плач Ярославны. Как превратить этот непростой процесс в понятную систему, рассказывает психолог Ломоносовской школы Анна Галунчикова.
Специалисты говорят, что заучивание стихов — прекрасная тренировка памяти. Но все мы помним, как иногда мучительно не желали укладываться в голове строчки какого-нибудь «Медного всадника». Как же сделать процесс не только полезным, но и интересным, а главное — эффективным?
Итак, для начала прочитайте ребенку стихотворение вслух — выразительно, эмоционально, красиво. Обсудите сложные или непонятные для него слова, обратите внимание на их произношение. Поговорите о том, как ребенок понимает смысл стихотворения. И еще раз выразительно прочитайте, расставляя интонационные акценты.
Для запоминания текста существует несколько приемов:
- Мнемотаблица. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый может предложить готовую план-схему, а по мере обучения попросить ребенка составить свою.
- Создание мысленного образа. Взрослый читает вслух медленно и с выражением стихотворение, ребенок сидит с закрытыми глазами, представляя то, о чем в нем говорится.
- Изображение в действии. Между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речи ускоряет запоминание стихотворного текста (образуются дополнительные ассоциации). К слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
- Музыкальное сопровождение. Негромкое звучание музыки во время заучивания стихотворения способствует более эффективному запоминанию.
- Использование ритма. Стихотворение можно пропевать или во время заучивания отображать ритмический рисунок при помощи хлопков, притопов, качания головой, дирижирования.
- Совместное чтение тоже поможет, оно может быть очень разным: читаем хором, читаем шёпотом, «кричим» стихотворением друг на друга, начинаем громко и с каждой строчкой понижаем громкость, и наоборот, читаем по очереди по одной строчке.
Выбор приемов запоминания зависит от типа восприятия, который свойственен человеку. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (сначала шёпотом, потом громко, «как медведь», прокричать). Можно зачитать стихотворение на диктофон и слушать вместо музыки. Визуалам обязательно нужно увидеть картинку: в книге, нарисованную на доске или на бумаге. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры, напомнят, о чём будет идти речь дальше в стихотворении, прописывание строчек от руки несколько раз.
Пример алгоритма заучивания стихотворения:
- Читаем стихотворение вслух. Делаем это три раза.
- При чтении выстраиваем ассоциации и стараемся представить описанную ситуацию. Так волей-неволей что-то в голове да отложится.
- Четвертый раз читаем максимально медленно, запоминая сами слова: их время, форму и др.
- Для подключения зрительной памяти, произведение нужно переписать на бумагу. При этом проговаривайте вслух все, что записываете.
- Каждую отдельную строфу или столбик лучше разбить на несколько.
- Учить произведение нужно по той бумаге, на которой оно записано. Прочитав первую строчку, повторяем пару раз. Дальше так же поступаем со второй, третьей, читая их вместе. Лучше не учить все разом, а разбить стихи на «циклы».
- На стыке циклов часто попадаются места, которые нелегко заучить. В этом случае поможет шпаргалка. На руке напишите то слово, с которого начинается момент, который сложно вспомнить.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Анита Янкович / Unsplash
Почему школьникам сложно учить стихи?
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Как научить ребенка понимать поэзию? Зачем учить стихи наизусть? Чем приложения могут быть полезны при заучивании стихотворений? Отвечаем на эти и другие вопросы вместе с Мариной Колосовой, ведущим методистом ГК «Просвещение».
Что детям непонятно в поэзии
В Youtube и других социальных сетях есть масса видеороликов, в которых родители пытаются выучить какое-нибудь стихотворение со своими детьми, а те сбиваются, забывают слова или вовсе придумывают собственные. Родители психуют, дети рыдают, а зрителю становится жалко не только их, но и поэта, который написал «злополучные» стихи.
Почему же детям бывает так сложно запоминать содержание поэтического произведения? Нередко на этот вопрос школьники отвечают, что в стихах «ничего не происходит». На самом деле в них идет постоянная смена настроения, переход от одной эмоции к другой. Но четко называть чувства лирического героя и свои собственные для детей — архисложная задача. И дело не в том, что для анализа поэзии они недостаточно взрослые. Жизненный опыт и опыт эмоциональных переживаний — это не одно и то же.
Проблема здесь в другом.
Ребенок испытывает огромный спектр чувств уже в пять-шесть лет. Но, если у младшеклассников спросить, каким бывает настроение, набор ответов будет скуден — веселое или грустное, плохое или хорошее. Ребенок просто не знает, как назвать эмоцию, которую он испытал. А если он не осознает собственного настроения, то не может «опознать» его у других.
Как научить школьников описывать эмоции
Чтобы дети научились описывать эмоции и распознавать их в тексте, рекомендую методику «Словарь настроений».
Словарь эмоций — хорошая идея для отдельного проекта класса. Его можно сделать в онлайн-формате, на странице в соцсети или просто записывать в тетрадь. Главное — не давать ученикам готовых списков настроений. Необходимо, чтобы они разработали его сами, прочувствовав и выразив эмоции словами, подобрав новые для них синонимы к привычному выражению чувств. В противном случае школьники так и не научатся соотносить переживания с конкретными фразами.
Составлять «Словарь настроений» удобно в два этапа.
- Формируем список витальных или базовых эмоций — то есть, ощущений от жизненных ситуаций. Это радость, грусть, страх, спокойствие, злость, удивление — те самые «весело-грустно» и «хорошо-плохо», которые люди осваивают еще в раннем детстве. В тонкостях разбираться не обязательно — достаточно понять, на каком полюсе находится эмоция.
- Составляем для них список высших эмоций — тех, которые вызваны соприкосновением с произведениями культуры. Это все то, что вызывает более тонкие переживания, которые могут ощущаться не сразу. Например, слово грусть можно развить до таких понятий, как печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.
Если ребенок научится определять настроения, связанные с музыкой, поэзией, живописью, народным искусством, то его восприятие мира станет тоньше, а мышление — богаче.
При подготовке к уроку литературы учителю стоит подобрать репродукции картин и музыку, соответствующие стихотворению. Это поможет «достучаться» до учеников, пробить «стену» витальных эмоций и задействовать высшие. Задача — поставить ребенка в ситуацию столкновения с прекрасным, чтобы у него возник эмоциональный отклик. А затем и потребность назвать эмоцию, которую он испытал.
Как легко заучивать стихотворения
Специалисты советуют разбить процесс работы со стихотворением на несколько этапов.
- Этап впечатлений.
Прослушать текст, рассмотреть иллюстрации (или репродукции, которые подготовил учитель). Ощутить первые эмоции от произведения, начать его осмысливать.
- Этап анализа.
Восстановить картину жизни, понять настроение лирического героя. Здесь отвечаем на вопросы: чем именно понравился (не понравился) текст? Почему впечатлил или, наоборот, оставил равнодушными? За счет каких слов и выражений автору удалось вызвать такие эмоции? На этом этапе складывается общая картина и понимание настроения. Если ученики уходят далеко от разгадывания эмоций, их можно вернуть к тексту и обратить внимание на слова-подсказки, которые дал сам автор.
- Этап синтеза.
На этом этапе школьники читают и пытаются понять произведение целиком, опираясь на иллюстрации и/или образы в голове. Чтобы заинтересовать учеников и развить у них «наслушанность», полезно записывать чтение друг друга, а потом аргументированно оценивать друг друга.
- Заключительный этап.
Прочитать по памяти. Если предыдущие три этапа отработаны правильно, заучивание будет быстрым и легким.
В помощь учителям и родителям эксперты из ГК «Просвещение» разработали новую методику работы с поэтическими произведениями и реализовали ее в сервисе «Учим стихи».
«Учим стихи» — цифровой сервис, который призван помочь педагогам, ученикам и их родителям лучше и быстрее заучивать стихотворения, понимая их. В нем собраны более 300 стихов из программы самых популярных российских учебников 1—11 классов. Преимущественно это стихотворения поэтов 19—начала 20 века. Контент постоянно дополняется.
На сайте есть:
- аудиобиблиотека профессионального чтения;
- комментарии к непонятным словам;
- иллюстрации к целым стихотворениями или их фрагментам в виде рисунков, репродукций или фотографий;
- тематические каталоги с фильтрами — начиная с времен года и заканчивая праздниками и памятными датами.
На уроке сервис «Учим стихи» пригодится для:
- Подготовки.
В приложении есть аудиопрочтение каждого стихотворения из школьной программы. Его можно запустить в начале урока. Стихи читают профессиональные чтецы и актеры, поэтому их подача помогает усилить эмоции в произведении. Полезно сравнить интерпретацию профессионала с тем, как поняли стихотворение ученики. Иногда трактовки оказываются совершенно разными.
- Освоения трудной лексики.
В стихах часто употребляются незнакомые и непонятные детям слова. Их значение можно быстро выяснить, кликнув на них. Разработчики составили пояснения для таких групп слов, как архаизмы и историзмы, высокая лексика (поэтизмов), оттенки цветов (особенно актуально для начальной школы), оттенки чувств и переживаний, некоторые глаголы и глагольные формы (деепричастия).
- Заучивания наизусть.
Благодаря общему разбору стихотворения и объяснению конкретной лексики сервис помогает не заучивать отдельные слова, а осваивать стихи образно, запоминать смысловые отрывки.
Запись лектория «Урок поэзии: чтение или анализ?» доступна по ссылке.
Материалы по теме:
- «Палка-селедка»: почему школьники не любят читать стихи, и как это изменить
- Нескучная классика: как увлечь подростков литературой
Партнерский материал
Как научиться поэзии | Write Forward
Нужно ли учить поэзию или это приходит само собой?
Искусство часто рассматривается как веселое и неторопливое занятие. Отчасти это связано с тем, что создавать и потреблять искусство на самом деле весело. Лучшие рассказы и стихи льются так естественно, так плавно, что почти невозможно представить, чтобы кто-то трудился над их созданием. Неспециалисты склонны считать, что люди просто взмахивают ручкой, и из них вырывается прекрасное стихотворение. Также существует миф о том, что художники создают все на основе чистого таланта, а не приобретают навыки, необходимые для их ремесла.
Но немногие писатели могут сесть и небрежно сочинить отличное стихотворение. В то время как неподготовленные поэты могут иногда создавать произведения для публикации, большинство хороших стихов — это сочетание природного таланта и приобретенных навыков. Даже процесс чтения стихов может принести пользу от небольшой тренировки.
Когда я начал писать стихи, моей моделью была музыка. Я изучал тексты и следовал мелодиям и ритмам из моих любимых песен. Но со временем мне захотелось более глубоко изучить поэзию и укрепить свои навыки, чтобы я мог создавать еще лучшие стихи. Я решил учить стихи.
Некоторые считают поэзию (и искусство) чем-то, что должно исходить из сердца или чутья, и это нормально. Но если вы хотите создать работу, которая найдет отклик у читателей, изучение поэтических приемов и приемов повысит ваши шансы на успех.
Упражнения, которые помогут вам выучить поэзию
Вот несколько заданий, которые помогут вам выучить поэзию:
Собрать коллекцию:
часто сохраняю стихи, которые мне нравятся. Вы можете распечатать их, если они доступны в Интернете, или сфотографировать их, если они есть в книге, а затем распечатать фотографию. Вы даже можете расшифровать их самостоятельно. Я люблю экономить бумагу, поэтому вместо того, чтобы распечатывать, я держу на компьютере папку с любимыми стихами. Идея состоит в том, чтобы просмотреть множество стихов и найти способ сохранить стихи, которые вам больше всего нравятся, в личной коллекции, к которой вы сможете вернуться.
Изучайте и анализируйте поэзию:
Когда у вас будет коллекция стихов, которые вы находите убедительными, выберите стихотворение для изучения. Прочтите его несколько раз и прочитайте вслух. Напишите его от руки (или напечатайте), чтобы вы могли изучить его поближе. Затем письменно ответьте на следующие вопросы:
- Сколько строк и строф в стихотворении?
- Сколько слогов в каждой строке?
- Это написано в форме или в свободном стихе?
- Как поэт подбирал слова?
- О чем стихотворение?
- Что тебе в нем нравится?
- Что можно улучшить?
Изучая поэзию на этом уровне, вы познакомитесь с приемами, которые используют поэты для создания интересующих вас стихов.
Создайте средство обучения:
Приведенные выше вопросы являются хорошим началом для изучения поэзии, но есть еще много вопросов, которые вы можете изучить. Держите постоянный список вопросов, которые помогут вам выучить поэзию, вопросов, которые вы можете использовать как в качестве читателя, так и в качестве автора стихов. Вам не нужно изучать и анализировать каждое прочитанное стихотворение — иногда стоит просто расслабиться и насладиться поэзией. Но когда вы будете готовы серьезно заняться обучением, вам пригодится ваш список вопросов.
Форма поиска:
Выберите стихотворную форму, такую как сонет, хайку или пантум. Распечатайте (или запишите) руководящие принципы формы, а затем найдите три стихотворения в этой форме. Прочтите каждое из них не менее трех раз, проверяя его соответствие рекомендациям. Наконец, напишите собственное стихотворение в этой форме.
Посмотрите на поэта:
Когда мы оцениваем искусство, мы должны оценивать искусство, а не художника. Как писатели, когда кто-то резко критикует нашу работу, мы должны стараться не принимать это на свой счет — они судят нашу работу, а не нас. Но изучение жизни поэта иногда может лучше понять его творчество. Поэт приносит на страницу свои личные переживания и взгляды на мир. Молодая женщина, пишущая стихи на чердаке своих родителей в девятнадцатом веке, будет иначе смотреть на мир, чем мужчина средних лет, сочиняющий стихи в разгар Первой мировой войны.0003
Подумайте о поэзии, которая вам больше всего нравится. Выделяется ли какой-нибудь поэт? Найдите биографию этого поэта (вам не нужно читать полную биографию или мемуары, достаточно статьи в Википедии) и подумайте, как воспитание этого поэта, обстоятельства и время, в которое он писал, повлияли на его творчество.
Освободи себя
Найдите не менее трех стихотворений, написанных свободным стихом. Распечатайте их. Выделите любые рифмы, аллитерации или другие приемы, которые придают стихотворению музыкальность. Изучите стихи, прочитав их несколько раз. Прочтите их вслух. Запишите их от руки. Затем напишите краткое эссе из 250 слов, описывающее свободный стих. Наконец, напишите стихотворение в свободном стихе.
Что вы узнали о поэзии?
Вы можете выполнять одно из этих действий или все сразу. Вы можете повторить многие из них — изучить пять стихотворений в разных формах или прочитать биографии трех поэтов. Каждое занятие должно научить вас чему-то новому в поэзии, как читателю, так и писателю.
Как вы относитесь к изучению поэзии? Верите ли вы, что поэтические способности можно приобрести, или вы считаете, что природный талант важнее? Чему нельзя научиться? Поделитесь своими мыслями, оставив комментарий, и продолжайте писать стихи!
Узнать | Фонд поэзии
повестка дняугол-внизугол-влевоуголвправострелка-внизстрелкавправобармасштабмасштабndarcaret-внизкорзинадетивыделитьобучениесписокресурсовкартамаркерopenкнигаp1пинпоэзияжурналраспечататьцитаталеваяцитатаправослайдышоутэгаудиотегвидеоteenstrash-oПерейти к содержимому
Поиск
Изучение аудиторией
Поэтические ресурсы
Как читать стихотворение
Эдвард Хирш
Интересуетесь поэзией, но не знаете, с чего и как начать? Мы перепечатали первую главу из книги Эдварда Хирша «Как читать стихотворение». В его 16 разделах представлены стратегии чтения стихов, и в каждом разделе есть множество ссылок на примеры стихов в нашем архиве, чтобы проиллюстрировать суть.
Прочитать артикул
Глоссарий поэтических терминов
Просмотрите полный глоссарий поэтических терминов Poetry Foundation, начиная с abecedarian до zeugma.
Посмотреть глоссарий
Интернет-ресурсы
Включает ссылки на общие поэтические сайты, поэтические и аудиовизуальные архивы, онлайн-курсы поэзии и другие ресурсы для учителей и учащихся.
Просмотр онлайн-ресурсов
Основные обучающие стихи
Путеводитель по стихотворениям
Джеффри Карейва
Странное детство и потребность «звучать прямо».
Читать больше
Путеводитель по стихотворениям
Робин Экисс
Музыка и тревога подростков в (18)80-е годы.
Читать больше
Поэты 101
Путеводители по стихотворениям
Путеводитель по стихотворениям
Стефани Берт
Современный взгляд на древнюю арабскую форму.
Читать больше
Путеводитель по стихотворениям
Д. А. Пауэлл
Эзра Паунд думала, что она разрушила имажинизм, но ее эротическая лирика превратила его в собственный стиль.
Читать больше
Путеводитель по стихотворениям
Крейг Морган Тейчер
Что вообще зависит от этой старой тачки?
Читать больше
Просмотреть все руководства по стихотворениям
Статьи для учителей
Статья для студентов
Автор: Майкл МакГрифф
Использование изображений, а не слов, может помочь показать опыт, а не рассказывать о нем.
Читать больше
Статья для студентов
Рэйчел Ричардсон
История и руководство по использованию знаменитой формы.