Разное

Как делить слово на слоги 1 класс примеры: Правила деления на слоги

Деление слов на слоги | Статья (1 класс) по теме:

Правила деления на слоги. Правила переноса слов

 

Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). См. подробно: Как делать морфемный разбор слова?.

 

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

 

На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

 

Правила деления слов на слоги в русском языке

 

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

 

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

 

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.

Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].

При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

 два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

 два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквыр, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Правила переноса в русском языке

 

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

 

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

 

Неправильно:

люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух

Правильно:

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

 

Примечание 1.  При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

 

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.

 

Неправильно:

раз-ыскать
роз-ыгрыш

Правильно:

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

 

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

 

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

 

Неправильно:

под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он

Правильно:

подъ-езд
боль-шой
бу-льон

 

4.  Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

 

Неправильно:

во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор

Правильно:

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

 

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

 

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

 

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

 

Неправильно:

по-дбить
ра-змах

Правильно:

под-бить
раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

 

Неправильно:

прис-лать
отс-транять

Правильно:

при-слать
от-странять

 

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

 

Неправильно:

пятиг-раммовый

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

 

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

 

Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

 

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

 

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

 

Неправильно:

спе-цодежда

Правильно:

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

 

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

 

14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

 

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.

 

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

 

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

 

Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

 

Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

 

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

Источники:

Правила переноса слов на сайте «Справочная служба русского языка»

Правила переноса слов в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка» 

Упражнения к теме «Слог. Правила переноса слов» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Реклама партнеров:

Комплект уроков обучения грамоте 1 класс. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ

Урок 6. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ

Цели: научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Оборудование: учебник; рисунки с изображением  медведя, белки.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

•  Беседа с учащимися по вопросам:

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

– Приведите примеры слов.

Варианты ответов детей.

– Посмотрите, что я сейчас сделаю.

Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части.

– Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на части.)

– Эти части называются слоги.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

На доске вывешиваются рисунки с изображением медведя, белки.

Отгадайте загадки:

1.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.

•  Беседа с учащимися по вопросам:

– Скажем хором слово медведь

– Послушайте, как я произношу это слово: мед-ведь. Произнесите так же.

– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две. )

– Я покажу, что в этом слове две части.

Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.

– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.

Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.

На доске вывешивается рисунок с изображением белки.

– Кто здесь изображен?

– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?

– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)

– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги.

– Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (

Это схемы слов, состоящих из двух слогов. )

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

– Сколько слогов в словах:

мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?

– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.

 Работа по учебнику: с. 11.

■ Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».

Физкультминутка

— Послушайте, как изложил в стихах сказку «Колобок» писатель Л. Поляк.

▲ Чтение сказки «Колобок».

КОЛОБОК

Жил старик с своей старушкой

В маленькой лесной избушке.
Попросил однажды дед:
– Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
По сусеку помела
Крылышком старушка.
Горсти две муки нашла –
Больше-то не нужно.
Соль добавила, песок,
Ложки две сметаны.
Славный вышел Колобок,
Пышный да румяный.– Погоди-ка, дед, чуток.
Пусть отынет Колобок!
Непоседе-Колобку
Стыть бы на окошке.
Но решил он: «Убегу!
Разомнусь немножко!»
Прыг с окошка – и в лесок.

Вот ведь шалунишка!
На тропинке Колобок
Повстречал зайчишку.
– Я полакомлюсь тобой!
Я с утра не кушал.
– Что ты?! Погоди, косой!
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Велика зайчишке честь –

Колобок румяный съесть!
Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
Облизнулся серый волк
В колобках он знает толк…
– Как ты кстати, Колобок!
Я голодный очень.
Съем-ка я тебя, дружок, –
Буду сыт до ночи!
– Что ты, что ты, серый волк?!
Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенек,
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Обманул зайчишку славно,
От тебя уйду подавно!
Вдруг навстречу сам Потапыч.
Зарычал он, поднял лапу.
– Подойди-ка, Колобок!
Я перекушу чуток!
– Что ты, что ты, косолапый?!

Опусти свою ты лапу…
Лучше песенку мою
Ты послушай, я спою:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Убежал от зайца я
И от злого волка.
И, Топтыгин, от тебя
Мне уйти недолго!

■ Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали?

– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.

Слогов

ДЛЯ ВАС ОЧЕНЬ ВАЖНО ИМЕТЬ СПОСОБНОСТЬ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ. ОТ ТО, КАК ВЫ ДЕЛИТЕ СЛОВО, ОЧЕНЬ ВАЖНО ОТНОСИТСЯ К ТОМУ, КАК ЭТО СЛОВО БУДЕТ ПРОИЗНОШЕНО. НАПРИМЕР, ПОСМОТРИТЕ НА ЭТИ СЛОВА:
#1.КАБИНА
#2.CA-BIN
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛЯЕТСЯ ПОСЛЕ ‘B’. ЭТО ДЕЛАЕТ ‘A’ ИМЕЕТ КОРОТКИЙ ЗВУК. ВТОРАЯ ДЕЛИТСЯ ПОСЛЕ ‘B’. ЭТО ДЕЛАЕТ ‘A’ ДЛИННЫМ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА.
ЭТО СДЕЛАЕТ ВТОРОЙ ЗВУК КАК «КЕЙ-БИН», ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ. В ЭТОМ ПРАКТИКЕ МЫ КОНЦЕНТРИРУЕМСЯ НА НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПРАВИЛАХ ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ.

Основные правила слога


1. Чтобы найти количество слогов:
— посчитай гласные в слове,
— вычтите любые немые гласные,
(например, немое “е” в конце слова или вторую гласную, когда две гласные а вместе в слоге)
— вычтите одну гласную из каждого дифтонга, (дифтонги считаются только за одну гласную).
—количество оставшихся гласных равно количеству слогов.
Количество слогов, которые вы слышите при произнесении слова, равно количеству слышимых гласных звуков. Например:
В слове “пришел” 2 гласных, а “е” молчит, оставляя один гласный звук и один слог.
В слове “снаружи” 4 гласных, но “e” не произносится, а “ou” является дифтонгом, который считается только одним звуком, поэтому в этом слове только два гласных звука и, следовательно, два слога.

2. Разделить между двумя средними согласными.
Разделите слова с двумя средними согласными. Например:
хап/ручка, корзина, письмо/тер, ужин/ужин, и ден/нис. Единственным исключением являются орграфы согласных. Никогда не разделяйте орграфы согласных, поскольку на самом деле они обозначают только один звук. Исключения составляют «th», «sh», «ph», «th», «ch» и «wh».

3. Обычно делят перед одним средним согласным.


Когда есть только один слог, вы обычно разделяете перед ним, например:
“o/pen”, “i/tem”, “e/vil” и “re/port”. Единственным исключением являются те случаи, когда первый слог имеет очевидный короткий звук, как в “cab/in”.

4. Разделить перед согласной перед слогом “-le”.
Если у вас есть слово со старым написанием, в котором “-le” звучит как “-el”, разделите перед согласной перед “-le”. Например: “a/ble”, “fum/ble”, “rub/ble” “mum/ble” и “thi/stle” . Единственным исключением являются слова «ckle», такие как «tick/le» .

5. Выделите сложные слова, префиксы, суффиксы и корни, содержащие гласные звуки.
Разделите составные слова, такие как «спорт/автомобиль» и «дом/лодка». Разделите префиксы, такие как «не/счастливый», «предоплата» или «перезапись».

Также разделите суффиксы, как в словах «фермер/эр», «учить/эр», «надежда/менее» и «заботливый/заботливый». В слове «stop/ping» суффикс на самом деле «-ping», потому что это слово следует правилу: когда вы добавляете «-ing» к слову с одним слогом, вы удваиваете последний согласный и добавляете «-ing». .

Практика разделения слогов с VCCV Слова: 3 Бесплатные PDF-файлы

Класс 1 | 2 класс | Слоги

Кэтти

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой раскрытия информации.

Деление на слоги — важная стратегия декодирования, которая помогает детям читать двухсложные слова, соответствующие образцу VC/CV. Прочитайте о делении на слоги здесь и получите 3 БЕСПЛАТНЫХ рабочих листа в формате pdf, чтобы студенты могли практиковать и осваивать деление на слоги для слов-шаблонов VC/CV.

Подпишитесь и не пропустите халяву!

Содержание

  • Что такое слова VCCV?
  • Разделение слов VCCV
  • Слова VCCV со смесями
  • 💕 Рабочие листы
  • Похожие сообщения
  • Скачать и распечатать

Что такое слова VCCV?

VC/CV слова являются словами, которые следуют этому определенному образцу: V owel- C onsonant/ C onsonant- V owel. Эти слова состоят из двух закрытых слогов, в каждом из которых есть короткий гласный звук.

Слова VC/CV — это первые слова, которые нужно вводить при обучении детей чтению более длинных многосложных слов. Они также будут первыми словами, которые вы будете использовать для обучения делению на слоги.

Мы показываем нашу якорную таблицу типов слогов и плакаты с правилами деления на слоги, которые удобны для удобства поиска!

Разделение слов VCCV

Используйте закрытые слоги и начните учить маркировать или кодировать слова с закрытыми слогами. Это полезно для детей, поскольку они начинают тренировать свои глаза, чтобы видеть закономерности в словах.

Распознавание этих шаблонов подскажет им, как разбивать более длинные слова и правильно читать слова.

Как отметить слова VC/CV:

  1. Найдите гласные. Обозначьте их V .
  2. Найдите согласные между гласными. Пометьте их C .
  3. Разделить согласные.
  4. Нарисуйте черту между двумя слогами (или обведите их). Так как это два закрытых слога, отметьте гласные кратким символом гласной. (Это напоминает детям, что при чтении нужно произносить краткий звук гласной.)
  5. Используйте «эмпирическое правило». Прикройте второй слог большим пальцем, чтобы ваш взгляд мог сосредоточиться на первом слоге. Произнесите каждый звук первого слога (если нужно). Смешайте звуки вместе, чтобы прочитать отдельный слог. Пример: /p/ /i/ /c/ –> рис.
  6. Затем закройте первый слог большим пальцем. Произнесите каждый звук второго слога. Смешайте звуки вместе, чтобы прочитать отдельный слог. Пример: /n/ /i/ /c/ –> ник.
  7. Уберите большой палец. Смешайте два слога вместе, чтобы прочитать слово. Пример: пик+ник = пикник

👉 Важное примечание: Всякий раз, когда вы кодируете слова, помните, что вы всегда начинаете с поиска гласных и всего, что между ними.

Для этого типа слогов не беспокойтесь ни о каких буквах, кроме тех, которые стоят перед первой гласной или после последней гласной.

Слова VCCV со смесями

Многие слова VC/CV содержат смеси согласных, что означает, что между гласными должно быть 3 согласных.

Вам нужно будет научить своих учеников распознавать смесь и обозначать ее как ОДНУ согласную. Несмотря на то, что технически существует три согласных, эти слова по-прежнему следуют шаблону VC/CV.

Нам очень нравится это видео о словах с закрытым слогом! Это очень цепляет и показывает именно то, что мы обсуждаем в этом посте.

Используйте его со своими учащимися при первом знакомстве с этим понятием, затем пропойте его и часто обращайтесь к нему, практикуя деление на слоги со словами VC/CV.

💕 Рабочие листы

Нам нравятся эти 3 рабочих листа VC/CV, потому что они позволяют детям практиковаться в делении и чтении слов VC/CV различными способами.

Самое главное, дети будут чувствовать себя успешными, поскольку они осваивают чтение многосложных слов.

Это бесплатный образец нашей более чем 20-страничной пачки рабочих листов с делением на слоги!

  1. VC/CV Практика : Учащиеся будут делить слова на согласные, чтобы правильно читать слова.
  2. Соответствие слогам : Дети будут сопоставлять слоги, чтобы составить настоящие слова. Затем дети будут соединять слоги, чтобы писать и читать слова VC/CV.
  3. Разделение слогов VC/CV : Учащиеся научатся разбивать слова VC/CV, которые содержат смеси согласных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *