Имена христианские: Именины и христианские имена по церковному календарю
Христианские имена (Часть 1)
«[Христиане] должны всячески стараться давать детям такие имена,
которые бы не только возбуждали к добродетели
самих получающих эти имена,
но и для всех других и для последующих родов
служили наставлением во всяком любомудрии».
(Св. Иоанн Златоуст)
Семь десятилетий страшной болезни, именуемой большевизмом, нанесли урон не только культуре многих стран — они едва не прервали связь времен, вырывая из жизни людей веру, бывшую неотъемлемой частью бытия. Во дне сегодняшнем мы пытаемся восстановить эти знания, осознать необходимость традиций, преданий, обрядов. Увы, разрушать всегда легче, чем созидать, и нельзя вернуть утраченное в один миг. Отсутствие знаний, вчера понятных каждому ученику приходской школы, сегодня рождает сотни и тысячи суеверий, ошибок и заблуждений. Предрассудки, заслоняющие и даже искажающие собой веру, происходят от незнания, или же знания искаженного, поверхностного, недопонятого, а то и вовсе злонамеренно искаженного. «Предрассудок — дитя невежества», — говорил Уильям Гэзлитт. «Суеверия порождаются не только полным невежеством. Еще сильней они связаны с неполным знанием, с полуобразованностью», — дополнял его Ю. А. Шрейдер.
Каждый человек имеет имя. Но для большинства оно стало столь привычным, что редко кто задумывается о его сути, — не только о значении этого имени, но и о высоком смысле именования человека. В разных странах, культурах и религиях имена даются по разным причинам. Мы — христиане, и имена имеют для нас особый смысл. Увы, из-за отсутствия надлежащих знаний множество христиан рассуждают о своих именах с точки зрения чужих учений, язычества и бродящих в народе суеверий. Но у нас есть своя, удивительная, надежная, данная свыше «система координат» и «точка отсчета», используя которую мы познаем мир вокруг себя. «Для читающих Библию нет вопросов, для не читающих — нет ответов», — говорили мудрые. Попытаемся разобраться в значении имен с точки зрения православного христианина, рассмотрев их историю, связанные с ними традиции и даже некоторые курьезы и суеверия, вооружившись знаниями против тьмы невежества.
История
«Православным имена должны быть даваемы исключительно
в честь святых Православной Церкви,
и строго воспрещается давать имена римско-католические,
протестантские и прочие».
(Санкт-Петербургский духовный вестник, 1895, № 36)
История имен восходит к началу начал и повествуется нам еще из Книги Бытия. Сотворив мир, Создатель населил его животными, птицами и рыбами и привел их к человеку для того, чтобы, дав им имя, он получил власть над ними (См.: Быт. 2: 19, 20), так как понимал их суть, которую и отражал в имени. Самому человеку первое имя дал Сам Создатель, и впоследствии уже Адам нарек имя своей супруге — Ева, что означало «жизнь», ибо от нее произошел род людской. Это важно и символично: человек не сам выбирал себе имя, а получил его от Бога как символ связи с Ним. И тут же получил воистину царское право — самому давать имена, постигая суть и получая власть.
Интересный факт, ныне забытый многими: согласно Ветхому Завету, «получить от Бога имя» означало встать на спасительный путь, начать новую жизнь и новое служение, а вот сделать себе имя самостоятельно (Ср. : Быт. 11: 4) означало воспротивиться Богу, проявить своеволие, строить вавилонскую башню, чтобы прославиться.
Сегодня благодаря 70-летнему «плену безбожному» мы уже привыкли праздновать дни рождения, а не дни именин, постепенно забывая, насколько важен для нас именно этот праздник. Как известно, от Адама и Евы из поколения в поколение передаются их потомкам греховные наклонности искаженной прародителями человеческой природы, поэтому помимо рождения от плоти так необходимо рождение от Духа — Крещение, при котором человеку нарекается имя. Согласно указанию Требника (гл. 2) имена христианские должны быть нарекаемы младенцам в восьмой день по рождению, по примеру Спасителя, принявшего имя Иисус в восьмой день по рождению (См.: Лк. 2: 21), как требовал того ветхозаветный закон обрезания и наименования (См.: Быт. 17: 4–15) — традиция благочестивая и древнейшая.
И вот тут необходимо сделать уточнение, ибо в народном сознании, наполненном суеверными слухами, даже это таинство подчас истолковывается превратно. Крещение и наречение христианского имени в Православии — это не второе рождение! Это противоречит «Символу веры», да и просто здравому смыслу, поскольку есть лишь одно рождение, одна жизнь земная и одно воскрешение из мертвых. Крещение — не второе рождение, это лишь поэтическое наименование, а по сути своей это начало нового пути, связи с Богом, иного образа жизни и мировоззрения, первого шага на пути к спасению. Апостол Павел призывал совлечься ветхого человека и облечься в нового (Ср.: Кол. 3: 9–10), и это цель христианского бытия! Это усилие воли человека, сбросившего с себя пороки греховные и облекающегося в добродетель.
Если крестится взрослый человек, вставая на путь трудной, но величественной дороги к Богу, то это его воля и выбор, если младенец, то это воля, опыт и разум его родителей, желающих своему чаду жизни в Любви, жизни с Богом. Мало найдется на земле людей, открыто заявляющих, что материальное выше духовного, так же и рождение от Духа выше и важнее рождения от плоти. Поэтому и был так любим до революции на Руси светлый праздник именин. Праздник, когда человек стал христианином!
Итак, мы помним, что со времен Ветхого Завета значение имянаречения было огромным. Откуда же пошла традиция давать детям те христианские имена, которые носили православные подвижники? Уже в V веке, по свидетельству блаженного Феодорита, была традиция нарекать крещаемым святые имена: «Зная подвиги святых, их жития, получая по молитве помощь от них, христиане имели искреннюю любовь к угодникам Божиим, дорожили их именами и давали их своим детям». В православной традиции христианские имена — это еще и память об объекте для подражания, и свидетельство своей веры (как нательный крест на мирянине, как облачение на священнике, так даже имя «проповедует» о вере своего носителя!), в отличие от язычников, у которых имена служат лишь для отличия друг от друга и по сути своей являются кличками. Изучая жизнь того святого, в честь которого назван, человек стремился подражать ему по мере сил, и даже в этом была еще одна суть христианского имени — стать добрым уроком!
Имя младенцу выбирали по церковному календарю с днями памяти святых — святцам. Как и любая традиция, этот обычай возник не на пустом месте, а в результате благочестивых размышлений: ведь таким образом христианское имя давалось словно не волею человека, а Промыслом Божиим, подобно тому как когда-то Господь нарек имя первому человеку. Таким образом, имя ребенку давал Господь, устраивающий его рождение (а следовательно, и крещение на восьмой день), а нарекался человек через совершающего таинство священнослужителя.
«Даря родителям дитя и устраивая день его рождения, — пишет о. Андрей (Лоргус), — Господь уже тем самым указывает его имя. Определить же волю Божию мы можем по православному месяцеслову, в который включены имена святых, прославленных Церковью».
В большинстве храмов древней Руси находилась огромная икона «Минеи на месяц» (календарь на год) с изображением всех святых, расположенных по дням, — как наглядный пример для не знающих грамоты. Одним из первых именословов на Руси можно назвать древний труд «Речь жидовского языка переложена на русскую и в Евангелиях, и в Апостоле, и в Псалтыри, и в Паремии, и в прочих книгах», где приводится 115 библейских имен (произведение содержится в «Кормчей книге» 1282 г. Новгород). В святцах XIII века содержится уже 330 мужских имен и 64 женских, месяцеслов 1891 года включал в себя 900 мужских имен и 250 женских. На день сегодняшний святцы включают несоизмеримо большее количество имен и, соответственно, добрых примеров (а также небесных покровителей и заступников).
Но говоря об этом благочестивом обычае, не следует забывать, что существовали и другие имена, более редкие, но, как разумные и достойные, также одобренные Церковью. Родителю разрешалось крестить ребенка не тем именем, которое было указано в данный день в святцах, если он давал обет какому-либо святому назвать младенца его именем. Это решение своеволием не считалось. Крещаемый в зрелом возрасте сам мог выбрать имя какого-либо почитаемого им святого, ибо было ясно, что в этой искренней любви человек будет подражать своему покровителю в добрых делах усердно и добровольно. Постригаемых в схиму монахов нарекали новым именем по той же сути (перемена образа жизни и начало нового служения), но по несколько иным традициям.
Таким образом, мы видим, что имя давалось Церковью по нескольким правилам. Ибо христианство — религия умных людей и обрядность (само слово переводится как «наряд», «одежда») — при всей своей традиционности и красоте не подменяло собой сути. Прежде всего человек должен помнить, что он крестится не во имя святого, а «во имя Отца, и Сына, и Духа Святого» и, встав на путь христианства, становится учеником Христа, имея любовь к Богу и людям. А добрые традиции наречения имени — огромная помощь нам как примером, так и заступничеством нашего небесного покровителя. Лучше всего смысл этой традиции выразил Антоний, митрополит Сурожский, сказав: «Человек, названный в честь какого-либо святого, уподобляется храму в честь этого святого — живому храму».
Помимо жития святого, необходимо знать свое христианское имя в правильной церковнославянской форме (Егор — Георгий, Корней — Корнелий и т. д.) и помнить молитвенное призвание святого, имя которого носишь. Но наиглавнейшее — быть достойным заступничества своего небесного покровителя.
Продолжение следует…
15.10.2018
Гипокористические формы христианских имен в древнерусском языке
Е.В. Буденная
DOI: 10.31857/0373-658X.2021.3.26-46 Статья в РИНЦ
2021. №3, 26-46
Евгения Владимировна Буденная
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия;
Институт языкознания РАН, Москва, Россия;
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; [email protected]
Аннотация:
Статья посвящена дистрибуции полных и гипокористических форм некоторых христианских имен в древнерусском языке XI–XV вв., отраженном в летописях и берестяных грамотах. Объектом исследования являются наиболее распространенные имена с дихотомией «полный vs. гипокористический вариант», последовательно употребляемые в отношении лиц с различным социальным статусом: Василий (Василько, Василь), Михаил (Михалко, Михаль), Георгий (Юрий, Дюрди, Гюргий и др. ), Дмитрий (Дмитр). В отношении гипокористических форм этих имен проверялась гипотеза об их нейтрализующей функции в контексте адаптации иноязычного именослова. Диахронический анализ позволил проследить общую эволюцию в сфере христианского имянаречения в зависимости от социального статуса персонажа, а также подтвердил анализируемую гипотезу на основании многочисленных формальных признаков. Было установлено, что изначально христианские имена фигурировали только в полном каноническом варианте и только применительно к святым и церковным деятелям, тогда как светские лица, как правило, в качестве основных носили исконно славянские имена. В дальнейшем христианские имена стали более регулярно употребляться в обиходе среди разных слоев населения, причем первоначально (до XIII в.) — в гипокористическом виде (формы на –ко у князей и знатных лиц, усеченные формы — для более низких в социальной иерархии лиц). Впоследствии гипокористические формы (как на –ко, так и усеченные) развили дополнительную семантику уменьшительности, связанную с более низким социальным статусом персонажа, и в связи с этим для лиц, занимающих более высокое место в социальной иерархии, постепенно были вытеснены полными формами. Сравнение летописей с берестяными грамотами позволило более четко проследить хронологические рамки «адаптивного» использования гипокористических форм, а также уточнить поведение некоторых форм имен, чья природа ранее не была до конца очевидной.
Ключевые слова
гипокористика
диминутив
имена собственные
социальные факторы
древнерусский язык
Для цитирования:
Буденная Е. В. Гипокористические формы христианских имен в древнерусском языке. Вопросы языкознания, 2021, 3: 26–46.
Благодарности:
Я благодарю А. Ф. Литвину, высказавшую множество ценных замечаний и предложений в ходе работы над статьей. Также благодарю анонимных рецензентов за полезные и конструктивные замечания. Разумеется, ответственность за конечные формулировки и недочеты целиком лежит на авторе статьи.
Design by Adaptive Theme
125 Христианские детские имена — библейские детские имена для мальчиков и девочек
Начало новой жизни — одно из величайших Божьих чудес, поэтому дать своему будущему сыну или дочери одно из этих прекрасных христианских имен для мальчиков и девочек такая радостная идея.
Неважно, считаете ли вы себя религиозным христианином или нет, дать новорожденному мальчику или девочке христианское имя — это выбор со вкусом и вне времени.
Из библейских детских имен , взятые прямо со страниц Библии, такие как Авраам и Мария, для религиозных имен детей, таких как Илия и Лия, этот большой список из 125 лучших идей христианских имен для мальчиков и девочек поможет вам разобраться во всех лучших варианты быстро.
Популярные христианские детские имена
1. Jordan
2. Mary
3. Christian
4. Luke
5. Marcus
Связанный: 351 Populate Baby Идеи
6. благодать
0002 7. Тимоти8. Ангел
9. Candace
10. Надежда
11. Саймон
12. EUNICE
13. Paul
14. Иуда
15. Harper
16. Lois
17. Александра
18. Ева
19. Адам
20. Тереза
21. Петр
22. Иоанн
23. Фиби
24. Маргарет
25. Радость
Связанный: 50. Имена ангелов
Религиозные детские имена
26. Samson
27. Adah
28. Estelle
29. Olive
30. Rhoda
31. Boaz
32. Asher
33. Jacob
34. GIDEON
35. Омр.
36. Amina
37. Abel
38. Abraham
Связанный: 300 Bible Trivia Вопросы
39. Andrew
40. Abigail
41. Bathsheba
42.
44. Габриэль
45. Ezekiel
46. Hannah
47. Jezebel
48. Isaac
49. Ishmael
50. Jesus
Biblical Baby Names
51. Anna
52. Bethany
53. Deborah
54. Delilah
55. Dinah
56. Elizabeth
57. Esther
58. Джудит
59. Хосанна
60. Hagar
(Scroll To Heard) 62. Джемма
63. Джоанна
64. Aaron
65. Abram
66. Amos
67. Caleb
68. Daniel
69 Названия
71. EZRA
72. FELIX
73. ISAIAH
74. Джеймс
75. Джейсон
Христианские детские имена для девочек
76. Leah
77. Kezia
78. Lydia
77. Kezia
78. Lydia77. Kezia
78. Lydia77. Kezia
9000 78. Lydia77. Kezia
9000 78. Lydia77.
79. Мария
80. Martha
81. MIA
82. Михал
83. Мириам
Связанный: 35 Библейские Священные Писания
84
88. Присцилла
89. Рэйчел
90. Ребекка
91. Сара
92. Саломе
93. Шило
94. Selah
95. Susannana
96. Tabitha
97.ithaitha 95.
96.
98. Тамар
99. Astin
100. Zillah
Christian Baby Names for Boys
101. Jonah
102. Jesse
103. Joshua
104. Levi
105. Mark
106. Matthew
107 . Michael
108. Philip
109. Reuben
110. Samuel
111. Seth
112. Silas
113. Solomon
114. Степен
115. Thomas
116. ZeChariah
115. Thomas
116. ZeChariahhah
1155. , Моисей
118. Saul
119. Zacharias
120. Barnabas
121. Abner
122. Cornelius
123. Dathan
124. Ebenezer
125. ELI
. пол ребенка до рождения — или вы ищете современную идею имени для ребенка — эти гендерно-нейтральных детских имен унисекс будут вам по душе.
Христианские детские имена | Христианские имена для мальчиков, христианские имена для девочек
Приведенный ниже список христианских имен представляет собой подборку имен из Библии, имен христианских святых, имен праведников из пьес и историй христианского происхождения.
3888 христианских имен для мальчиков и 4326 христианских имен для девочек вместе со значением, чтобы помочь вам найти лучшее имя для вашего ребенка.
Показано от 1 до 100 из 9299 христианских имен. Нажмите , чтобы составить короткий список имен и поделиться ими с друзьями.
Результат фильтрации Сорт
Имя | Пол | Значение | ||
---|---|---|---|---|
Аабель | Мальчик | Это означает «дыхание» и означает дыхание Бога | ||
Адам | Мальчик | Земли | ||
Аадан | Мальчик | Земли | ||
Ааден | Унисекс | Огненный; маленький огонь | ||
Ааден | Мальчик | Означает маленькое пламя огня | ||
Адне | Мальчик | Значит ребенок зоркий как орел | ||
Адриан | Мальчик | Мужчина из адрии | ||
Айдан | Мальчик | Огненный юноша | ||
Эйден | Мальчик | Огненный юноша | ||
Эйдин | Мальчик | Огненный юноша |
Имя | Пол | Значение | ||
---|---|---|---|---|
Алия | Девушка 903:30 | Высокий возвышенный, вознестись | ||
Ааманда | Девушка | Тот, кого очень любят | ||
Аамани | Девушка | Тот, кто миролюбив / тот, у кого есть желания и мечты | ||
Амари | Унисекс | Имеющий большую силу; строитель | ||
Эмбер | Девушка | Похожий на драгоценный камень; теплый медовый цвет | ||
Амия | Девушка | Нектар ; восторг амлан неувядаемый; вечно яркий | ||
Аана | Девушка | Женщина, благословленная богом | ||
Ааня | Девушка | Женщина, благословленная богом | ||
Ари 903:30 | Мальчик | IT — христианское имя, означающее Гора Силы | ||
Ария | Девушка | Красивая мелодия | ||
Ариана | Девушка | Похожий на серебро / тот, кто свят | ||
Арианна | Девушка | Похожий на серебро / тот, кто свят | ||
Аарик | Мальчик | Правило с милосердием | ||
Ариэль | Девушка | Лев божий | ||
Ариэль | Девушка | Лев божий | ||
Аарон | Мальчик | На иврите это означает «возвышенный», «просвещение», «высокая гора». | ||
Ааронн | Мальчик | Тот, кто возвышен; с горы силы | ||
Аарон | Мальчик | Тот, кто возвышен; с горы силы | ||
Аарти | Девушка | |||
Аарти | Девушка | |||
Аазия 903:30 | Девушка | Воскресение / восходящее солнце; в коране | ||
Аава | Девушка | Птица/из воды | ||
Айдан | Мальчик | Огненный юноша | ||
Айден | Унисекс | Огненный юноша | ||
Айла | Девушка 903:30 | Из дуба | ||
Ааюши | Мальчик | |||
Абаддон | Мальчик | разорение или уничтожение | ||
Абасалом | Мальчик | Сын царя Давида | ||
Абба | Мальчик | Родился в четверг | ||
Аббатство | Унисекс | Имя третьей жены царя Давида, описываемой как благоразумная и красивая по форме |
Имя | Пол | Значение | ||
---|---|---|---|---|
Эбби | Унисекс | Вариация: аббатство | ||
Эббигейл | Унисекс | Источник отца | ||
Эббигейл | Девушка | Источник отца | ||
Эбботт | Мальчик | Отец | ||
Эбби | Унисекс | Вариация: аббатство | ||
Абдиэль | Мальчик | Слуга божий | ||
Абэ | Мальчик | Отец множества | ||
Абита | Девушка | Это имя означает газель | ||
Авель | Мальчик | На иврите это означает «суета, дыхание». | ||
Абеляр | Мальчик | Благородный | ||
Колокольчик 903:30 | Унисекс | Дыхание, ребенок | ||
Аберлин | Мальчик | Это имя означает человек множества | ||
Абхата | Мальчик | Жизнерадостный и полный энтузиазма человек | ||
Абхисек | Мальчик | |||
Аби | Унисекс | |||
Авия | Девушка | На иврите это означает «Мой Отец — Господь». | ||
Абида | Мальчик | Поклонник | ||
Аби | Мальчик | Многодетный отец или мать | ||
Эбигейл | Девушка | Радость отца | ||
Авия | Мальчик | Дар Божий | ||
Абилаш | Мальчик | |||
Абиная | Девушка | |||
Абира | Девушка | Сильный | ||
Абия | Девушка | Еврейская форма имени Авия, означающая «Яхве — мой отец» 903:30 | ||
Абийрам | Мальчик | Господь превыше всего | ||
Авраам | Мальчик | Отец множества ; отец народов | ||
Авраам | Мальчик | Отцовское множество | ||
Авраам | Мальчик | Отец могущественной нации | ||
Абрам | Мальчик | Форма Авраама | ||
Абраша | Мальчик | Отец | ||
Абрианна | Девушка | Мать многих народов | ||
Абриль | Унисекс | Открыть | ||
Абсолом | Мальчик | Мой отец мир | ||
Акация | Девушка | Друг | ||
Акацио | Мальчик | Господь держит Адама – первого человека | ||
Аккация | Девушка | Древесина акации использовалась для постройки скинии | ||
Туз | Унисекс 903:30 | Один ; одна единица | ||
Ахазия | Девушка | Лорд держит | ||
Ачу | Девушка | |||
Акерли | Мальчик | Дубовый луг | ||
Экли | Мальчик | Форма Акерли | ||
Ада | Девушка | Немецкий: Процветающий или счастливый | Иврит: Красивый | ||
Ада | Девушка | Форма ада | ||
Адалия | Девушка | Благородный | ||
Адаллин | Девушка | дворянства ; безмятежный; хорошего настроения | ||
Адалин 903:30 | Девушка | дворянства ; безмятежный; хорошего настроения | ||
Адалинн | Девушка | дворянства ; безмятежный; хорошего настроения | ||
Адам | Мальчик | Человек красной Земли | ||
Адамина | Девушка | Дочь земли | ||
Адамм 903:30 | Мальчик | Земли | ||
Адан | Мальчик | Смелый дух | ||
Добавить | Девушка | Орнамент ; красивое пополнение в семье | ||
Аддай | Мальчик | Человек Божий | ||
Аддалин | Девушка | Из знати ; безмятежный; хорошего настроения | ||
Аддалинн | Девушка | дворянства ; безмятежный; хорошего настроения | ||
Аддам | Мальчик | Земли | ||
Аддан | Мальчик | Земли | ||
Адделин | Девушка | Благородный вид, украшенный 903:30 | ||
Адден | Мальчик | Огненный; маленький огонь | ||
Эдди | Унисекс | Вариация: адела |
- Имена фильтров
- Поиск имени
Имя Популярность
Показать полМальчик Девочка унисекс
Показать религиюиндус христианин мусульманин Все
Показать значение имен (необязательно):
Показать имена, начинающиеся только с выбранных алфавитов (необязательно):
Показать значение имени:Нажмите, чтобы просмотреть наш алфавитный список имен.
- А
- Б
- С
- Д
- Е
- Ф
- грамм
- ЧАС
- я
- Дж
- К
- л
- М
- Н
- О
- п
- Вопрос
- р
- С
- Т
- U
- В
- Вт
- Икс
- Д
- Z
- Христианские имена мальчиков
- Христианские имена для девочек
- 48 Библейский Мальчик Имена
- Популярные Христианские имена для девочек
- 50 Популярный мальчик имена
- Уникальная девушка из Библии Имена
Генератор имен для новорожденных
Используйте раскрывающиеся списки выше, чтобы настроить поиск имени для вашего ребенка
Ищете христианское имя для новорожденного для новорожденной девочки или мальчика, но не знаете, с чего начать? Просмотрите нашу коллекцию христианских имен.