Разное

Игры развивающие 1 2 года: 15 развивающих игр для детей до 3 лет

Содержание

Игры с ребенком в 1,5–2 года: идеи и рекомендации

21.03.2021

7479

11

Развитие ребенка

1,5–3 года

Автор статьи

Команда BabySleep

Команда BabySleep

Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ

После десятого скачка развития ребенок открыл для себя мир систем, и теперь игры с ним становятся сложнее и интереснее. Мы приготовили для вас подборку игр, которыми можно наполнить досуг с малышом от 1,5 до 2 лет, и при этом разносторонне развивать его!

Календарь кризисов ребенка

Строим домик

Формируем понятие «большой», «маленький». Учим цвета. Развиваем координацию и мелкую моторику.

Возьмите набор пластмассовых кубиков не более четырех цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Учите малыша делать несложные постройки. Предложите ему сначала построить маленький домик, затем большой.

Во время игры направляйте ребенка, показывайте, куда ставить кубик.

При этом называйте его цвет. Подкрепляйте свои слова жестами. Объясняйте малышу все, что вы делаете.

Бегемотики

Развиваем музыкально-ритмическое восприятие, мелкую моторику, межполушарные связи.

Сядьте напротив малыша за столом, начинайте стучать сжатыми кулачками по столу (той стороной, где мизинец) и петь:

Бежали бегемотики,
Надутые животики.

Бежали, бе-бежали
И дружно повторяли:

Ладонь!
(хлопнем по столу ладонями)

Кулак!
(снова стукнем кулачками)

Ты тоже делай так!
(еще раз ладошками и еще раз кулачками)

Ладонь, кулак,
Ты тоже делай так.

(В следующем куплете поднимаем ручки вверх на уровень груди – сильно сжимаем ладонь и затем разжимаем, распрямляя и растопыривая пальцы. А в припеве действуем так же, как в предыдущем).

Веселые лягушки
Скакали на опушке

Скакали и скакали
И дружно повторяли:

Ладонь, кулак,
Ты тоже делай так.

Ладонь, кулак,
Ты тоже делай так.
(теперь складываем ладони вместе и потираем их друг о друга. А на припеве – как прежде)

А маленькая змейка
В траве ползла, шуршала.

А маленькая змейка
Со всеми повторяла:

Ладонь, кулак,
Ты тоже делай так.

Ладонь, кулак,
Ты тоже делай так.

Вот так!
(стукнем дважды по столу кулачками с высунутыми большими пальцами – показывая «класс!»)

Ежата

Развиваем музыкально-ритмическое и сенсорное восприятие, мелкую моторику.

Ласково напевая, ритмично касайтесь ладошками малыша массажного коврика.

Гладила мама-ежиха ежат.
(поглаживаем коврик)

Очень послушные дети лежат.

Дети ежата свернулись клубком
(сжимаем руки в кулачки и постукиваем ими по коврику)

И покатились от нас кувырком.

Будем ежат мы скорей догонять,
(«бегаем» всеми пальчиками по коврику)

Будем с ежатами в прятки играть.

Прятаться будем и будем искать,
(кладем обе ладони на коврик, прикрывая его, затем разводим ладошки, показывая коврик)

Маму-ежиху свою будем звать.

Гладила мама-ежиха ежат,

Очень послушные дети лежат —

Спят!
(складываем ручки под голову — изображаем сон)

Поднос

Развиваем музыкально-ритмическое, тактильное восприятие, мелкую моторику, понимание речи.

Возьмите поднос, разложите на нем ровным тонким слоем (около 5 мм) манную крупу. Положите на стол, за которым сидит малыш (можно посадить его себе на колени). Пойте:

Мы подносик в руки взяли,
Вместе точки рисовали.

(берем ручку малыша и пальчиком делаем на манке оттиски)

Так, так и вот так
Точки можем рисовать.

Мамочка чуть-чуть встряхнет,
Снова рисовать начнет.
(разравниваем слой манки легким потряхиванием подноса)

Мы подносик в руки взяли
И кружочки рисовали.

Так, так и вот так
Кружочки можем рисовать.

Мамочка чуть-чуть встряхнет,
Снова рисовать начнет.

Мы подносик в руки взяли
Мы дорожку рисовали.

Длинную дорожку,
Чтоб бежали ножки.

Мамочка чуть-чуть встряхнет,
Снова рисовать начнет.

Мы подносик в руки взяли
Что хотели, рисовали.

Ты подносик мой возьми,
Нарисуй, что хочешь ты.

Цветочки

Развиваем музыкально-ритмическое восприятие, мелкую моторику, учим цвета.

Подготовьте три миски с бусинами — белыми, синими и красными. А также круглую подставку, которая послужит «полянкой». Пойте:

На моей полянке красные цветочки
Вырастут для мамы, вырастут для дочки.
(дайте малышу миску с красными бусинами, подскажите жестом, чтобы выкладывал их на круглую полянку, выкладывайте вместе с ним)

Красные, красные, все такие разные.
Красные, красные, все такие разные.

На моей полянке синие цветочки
Вырастут для мамы, вырастут для дочки.
(берем миску с синими бусинами и тоже выкладываем их на «полянку»)

Синие, синие, до чего красивые,
Синие, синие, до чего красивые.

На моей полянке белые цветочки
Вырастут для мамы, вырастут для дочки.

Белые, белые, вот какие смелые.
Белые, белые, вот какие смелые.

На полянку посмотри,
Все цветочки собери.

Это будет твой привет,
Милой мамочке букет.

Рассказываем сказки

Учим малыша рассказывать знакомые сказки. При чтении выделяйте голосом отдельные слова, просите кроху повторять их. Подберите книги, где много подробных иллюстраций. Очень помогут в этой игре игрушечный театр — кукольный или настольный. Тогда рассказывание сказки может автоматически превратиться в сюжетную игру. Отлично подходят простые народные сказки, такие как «Колобок, «Теремок», «Курочка Ряба»:

– Сейчас мы с тобой расскажем сказку «Курочка Ряба». Я буду рассказывать, а ты мне помогай. Жили-были дед…

– И баба.

– И была у них курочка…

– Ряба.

– Снесла курочка… Что?

– Яичко.

И так далее.

Домашние животные

Развиваем речь, внимание, память, мышление, вводим обобщающее понятие «домашние животные».

Берем фигурки животных — деревянные, пластмассовые, резиновые, любые. И говорите о них с малышом:

– Смотри, какие у нас тут животные! Давай их назовем. Кошка, собака, лошадь, корова.

– Это домашние животные, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему пользу. Собака охраняет дом, лошадь возит грузы, корова дает молоко, коза дает молоко и шерсть.

– А как они говорят? Кошка мяукает: мяу-мяу. Собака лает: гав-гав…

– А какие есть части тела у животных? Голова. А вот рога. Уши. Туловище — вот. Спина. Хвостик. Четыре ноги. Копыта. (Все показываем на фигурках).

– А какие у них детки? У коровы теленок, у собаки щенок… (Здорово, если есть картинки с животными и их детенышами).

Когда животные подробно изучены, рассмотрены, потроганы, поставьте между ними и ребенком загородку — непрозрачный лист или доску. Пусть одно животное немного выглядывает из-за края доски, а малыш угадает, кто это выглядывает.

В конце игры назовите еще раз всех животных и повторите, что они домашние, живут рядом с человеком и приносят ему пользу.

Игрушки

Развиваем речь, мышление, внимание, память, вводим обобщающее понятие «игрушки».

Поставьте перед малышом ящик/коробку с игрушками. Говорите:

– Смотри, сколько у нас игрушек! Будем их доставать, называть и проверять, какие они на ощупь — твердые или мягкие. Твердые клади возле меня, а мягкие — возле себя.

– Что это? Паровозик. Он твердый или мягкий? Правильно, твердый! Куда его положим? Да, возле меня. А вот собачка. Она мягкая, забирай ее к себе. Вот юла. Кошечка. Пирамидка. Зайчик…

Если подготовить также карточки с изображениями таких игрушек (возможно, их фотографии на светлом однотонном фоне), то можно продолжить игру следующим образом:

– А теперь вот тебе картинки, найди на них эти игрушки и положи картинку с мячиком к мячику, картинку с кубиком к кубику…

Овощи — развитие речи

Развиваем речь, память, мышление, внимание, вводим обобщающее понятие «овощи».

Подготовьте корзинку с игрушечными овощами, опционально-картонную картинку с изображением грядок с прорезями для вкладываемых картинок-овощей, а также несколько больших картонных овощей разрежьте на 2–3 части, чтобы сделать пазл.

– Давай посмотрим, что у нас в корзинке лежит. Это что? Помидор. Это что? Огурчик. Это что? Морковка. Это что? Перчик. Это что? Капуста.

– Теперь все сложим обратно в корзинку (снова все называем). Это все овощи. Скажи «Это овощи». Они растут в огороде. На грядке.

Показываем картинку с грядками.

– Что на этой грядке растет? Капуста. А тут? Свекла. Тут? Лучок. А тут? Морковка.

– А вот этот домик — теплица, в ней растут помидоры. А охраняет наш огород пугало. Оно отгоняет птичек, чтобы они не клевали наш урожай.

– А давай теперь собирать урожай.

Достаем из картинки вкладыши-овощи, называем их и кладем в корзинку.

– А теперь давай соберем поломанную морковку (собираем пазл – морковь из двух-трех частей). Молодец! А теперь соберем репку!

Можно попробовать более сложную игру на развитие памяти. Достаем три овоща, например, огурец, морковь и помидор. Покажите их малышу, затем попросите его закрыть глазки и спрячьте один из овощей. Пусть ребенок откроет глаза и догадается, какой овощ вы спрятали.

Еще раз осмотрите и назовите все овощи, назовите их цвета и повторите, что это все – овощи.

Фрукты — развитие речи

Развиваем речь, память, мышление, внимание, вводим обобщающее понятие «фрукты».

Поставьте перед ребенком тарелку с игрушечными фруктами.

– Что тут лежит? Груша, яблоко, лимон, апельсин, слива. Какого они цвета? (Называем по очереди каждый). Это все — фрукты. Они растут в саду, на деревьях, на ветках.

Показываем картинку с фруктовыми деревьями.

– На этом дереве растут груши, а на этом — яблоки.

– Теперь поиграем в «волшебный мешочек». Клади туда фрукты и называй, что ты туда кладешь. Абрикос, грушу, банан, сливу. Теперь все перемешаем в мешке. Пощупай ручкой и найди, не глядя, абрикос. А теперь банан. А теперь сливу…

– А теперь соберем яблочко (пазл из двух-трех частей).

– А теперь давай поиграем с фруктами в прятки! Вот лежат лимон, груша и яблоко. Теперь я их спрячу (закрываем от ребенка фрукты доской/листиком). Что там, за листиком? (Пусть малыш попробует повторить по памяти).

В конце повторите еще раз все фрукты, называя их цвета, и скажите еще раз, что все это вместе называется фруктами.

Цвет, форма, размер — развитие речи

Учим малыша различать основные цвета и формы. Формируем понятия «большой» — «маленький».

Подготовьте коробочки разных цветов или прозрачные, а в каждую из них положите цветную бумагу. Подготовьте также магнитики/шарики/бусины тех же цветов. Пусть это будут красный, желтый, зеленый и синий.

Вместе с малышом назовите все цвета коробочек. Затем попросите его положить цветные бусины в коробочки такого же цвета. Когда все разложено по цветам, спросите его, какого цвета бусины лежат в каждой из коробочек.

Достаньте матрешку. Разложите ее, покажите ребенку, что все они разного размера. Попросите найти самую маленькую. А затем самую большую. Предложите построить их по росту. Для этого самую маленькую поставьте в один угол стола, а самую большую в другой. Среди оставшихся матрешек попросите малыша найти самую маленькую и поставить ее возле меньшей, которая уже стояла в углу стола. Затем пусть найдет самую маленькую среди оставшихся и т. д.

—  Сколько у нас матрешек получилось? Много! Эта какая? Самая маленькая. А эта? Самая большая. Убираем те, что посерединке. А с самой большой и самой маленькой еще поиграем.

—  Вот тебе кубики, синие большие и синие маленькие, красные большие и красные маленькие. Поставь к большой матрешке все большие кубики, а к маленькой матрешке все маленькие кубики.

Затем поиграйте с малышом сортером.

Смотри, какие тут разные формы есть: круг, квадрат, треугольник. Для каждой фигуры найдем свой домик. С какой фигурки начнем? Кружок? Следующее что возьмем? Квадратик. И что у нас осталось? Треугольник. Где его домик? Все, все фигурки в домике. Молодец!

Этими примерами, конечно, не исчерпываются возможности игры с полуторагодовалым ребенком. Надеемся, что они дадут вам вдохновение и направление, и вы сможете придумать множество собственных игр. Главное, чтобы они приносили удовольствие вам и малышу.

#игрысребенком

‘, nextArrow: ”, responsive: [{breakpoint: 1199, settings: {arrows: !1, infinite: !1, slidesToShow: 1}}] }) })

Развивающие игры с ребёнком 1-2 года. Развиваем память и внимание

Малыши впитывают информацию как никогда активно. Они познают окружающий мир и стараются успеть везде и всюду. Важно поддержать стремления крохи, направить его энергию в нужном направлении. Как помочь непоседе покорить новые ступени развития? Игры для развития памяти, внимания и мышления малыша – отличный вариант обогатить жизнь юного исследователя яркими эмоциями, повысить уровень его речевого и физического развития. Занятия не отнимают много времени и не требуют особой подготовки. Но при этом приносят невероятную пользу и удовольствие ребёнку.

Аудио-версия статьи “ИГРЫ С РЕБЁНКОМ 1-2 ГОДА” Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ С РЕБЁНКОМ 1-2 ГОДА

Содержание

Игра в «Ку-Ку»

Игры с музыкальными инструментами

Пальчиковые игры

Детские песенки

Играем с картинками

Играем с фотографиями

Играем с книжками

Подобрать занятия, которые не только заинтересуют маленького непоседу, но и дадут хороший результат, не так трудно. Большинство из них нам передалось от старшего поколения, и они до сих пор не потеряли свою актуальность и эффективность. Не страшно, если ваш малыш ещё не умеет говорить, он вполне способен понимать вас, отвечать «да» или «нет», показывать на предметы, повторять за взрослым. А это уже даёт простор для различных игр.

В возрасте 1-2 лет уделяйте особое внимание развитию мелкой моторики рук, совершенствованию сенсорного восприятия. Перед началом занятия обращайте внимание, чтобы кроха хорошо себя чувствовал, его ничего не беспокоило, и он был настроен на игру. Только в этом случае занятие окажется успешным.

Игра в «Ку-Ку»

Игра в «Ку-Ку» не только забавляет малыша, но и отлично учит узнавать близких людей и радоваться им, способствует формированию множества ассоциаций.

Эта игра очень любима детьми и отлично привлекает внимание. Можно накинуть платочек на голову малыша. Удивляться, куда же он спрятался, а потом поднимать платочек. Вариация: можно прятать любую игрушку за спину, под платочек, за штору, и попросить малыша найти её. Или прятаться самому. Пусть малыш потянется к платочку и, захватив его, приоткроет то, что под ним спрятано.  

Игры с музыкальными инструментами

Игры с музыкальными инструментами и всевозможными звучащими предметами помогают развить слуховое восприятие и чувство ритма, у малыша появляется музыкальный вкус и эмоциональная восприимчивость.

Возьмите любые музыкальные инструменты, например, бубен, колокольчик, барабан. Покажите малышу, как звучит каждый из них. При проигрывании говорите: мы бьём в барабан «Бум-бум», а колокольчик звенит «Динь-динь», бубен звучит «Дзынь-дзынь». Затем попросите ребёнка показать барабан. Скажите: «Покажи, где барабан? Как он звучит? Бум-бум!»

Можно послушать с малышом разные звуки, которые получаются, когда стучишь ложкой по кастрюле, стаканчику, стулу, батарее или стеклянным банкам, наполненным разным количеством воды.

Другой вариант игры: одну погремушку возьмите себе, другую дайте ребёнку. Потрясите игрушкой, меняя громкость и ритм, держа её то в одной руке, то в другой, опуская ниже или поднимая выше. Пусть малыш пробует повторять за вами.

Пальчиковые игры

Особое место среди прочих развивающих игр с малышом занимает пальчиковая гимнастика. Она отлично способствует развитию речи крохи, тренирует его внимание и память, малыш учится быть сосредоточенным, расширяет границы воображения (попробуйте-ка сразу сообразить, что руки, соединённые над головой, – это домик, а взмахи ладонями имитируют птицу). Помимо этого, пальчиковые игры дарят малышу много ярких эмоций.

Предлагаем небольшую подборку коротких стишков, под которые ребёнок запоминает движения и повторяет их за взрослым. Конечно, одним или двумя повторениями не обойтись. Наберитесь терпения, спустя время малыш обязательно подхватит игру.

Села мошка на ладошку
Села мошка на ладошку
Села мошка на ладошку (указательный палец положить на ладонь),
Посиди ещё немножко (крутим им на ладошке)
Посиди не улетай!
Улетела! Ай! (руки поднять)

Шла кукушка мимо рынка
Шла кукушка мимо рынка (шагаем двумя пальчиками, остальные спрятаны в кулак)
У неё была корзинка (складываем обе руки вместе, изображая корзину)
А корзинка на пол — плюх! (разъединяем и бросаем руки, стуча ими по столу или коленкам)
Разлетелось много мух! (машем руками, словно крылышками)

Сова
Сидит сова большая голова (складываем две руки на голове «домиком»)
Головой крутит туда-сюда (крутим головой вправо-влево)
Вдруг сова с дерева свалилась «Бух» (опускаем руки на пол)
Покатилась-покатилась-покатилась. (бьём поочерёдно руками по полу)

Шла по полю черепаха
Шла по полю черепаха (шагаем пальчиками)
И дрожала вся от страха (делаем кулачки и трясём ими)
Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (два пальчика «кусаются» друг с другом)
Никого я не боюсь! (грозим пальцем)

Играя с малышом, можно предложить ему построить домик. Приготовим кулачки – «молоточки» и стучим:

Тук-тук, тук-тук
Молоточками стучу (ставим кулачки один на другой),
Дом построить я хочу (делаем руками крышу над головой),
Делаю большущий дом! (показываем руками на потолок)
Стану жить я в доме том! (делаем вид, что смотрим в окошко)

Детские песенки

Принцип занятий с детскими песенками такой же, как и со стишками. Ребёнок смотрит движения, запоминает, а затем начинает повторять за взрослым.

Едем-едем на лошадке
Едем-едем на лошадке, но-но-но (хлопаем в ладоши или постукиваем ложками)
Рады- рады все ребятки, но-но-но (постукиваем по коленкам)
Рады-рады прокатится, но-но-но (повторяем движения, как на первых двух строчках)
Звонко цокают копытца, но-но-но

Где же, где же наши ручки?
1. Где же, где же наши ручки,
Наши ручки, наши ручки? (показываем ручки: крутим, машем, вертим)
Повторяем 2 строчки и движения

Припев: Вот ручки, наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!

2. Где же, где же наши ножки,
Наши ножки, наши ножки? (показываем на ножки, топаем ими)
Повторяем 2 строчки и движения

Припев: Вот ножки, наши ножки,
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут, пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!

3. Где же, где же наши детки,
Наши детки, наши детки? (закрываем себя руками, прячемся, потом открываем)
Повторяем 2 строчки и движения

Припев: Вот детки, наши детки,
Пляшут, пляшут наши детки,
Пляшут, пляшут наши детки,
Поплясали, стоп!

Сидим с шофёром рядом
Изображаем, что сидим за рулём, на “бибиканье” бьём по рулю, словно сигналим. Так повторяется по всей песенке.
Сидим с шофёром рядом –
Бип, бип, бип.
Помочь шофёру надо!
Бип, бип, бип.
Машинам всем и людям –
Бип, бип, бип,
Бибикать громко будем –
Бип, бип, бип.

Ехала машина
Ехала машина – тррр (крутим руль)
Полная бензина – тррр
Каркала ворона – карр (сжимаем и разжимаем пальцы)
С чёрною короной – каррр
Лаяла собака – ав, ав, ав (так же, как и ворона)
Злая забияка – ав, ав, ав
И мяукал котик – мяу (одну ладошку в кулачок, а второй её гладим)
Открывая ротик – мяу

Тррр, тррр, тррр
Кар-кар-кар
Ав-ав-ав
Мяуууу

Песенки для занятий с детьми:

Скачать подборку песен

Играем с картинками

При занятиях с малышом удобно использовать всевозможные карточки с изображениями. Они должны быть понятными, легко узнаваемыми, естественных цветов. Желательно, чтобы на картинке не было лишних деталей, которые будут отвлекать малыша от главных признаков.

С помощью карточек ребёнок сможет сфокусироваться на конкретном предмете. Их можно классифицировать как угодно. Это могут быть картинки с животными, инструментами, игрушками, техникой и т.д. Карточки для малышей можно использовать для формирования речи, развития памяти и внимания, улучшения восприятия, воображения. Для детей 1-2 года предлагаем несколько вариантов игр.

«Найди такой же». Необходимо подготовить два одинаковых комплекта карточек. Раскладываем картинки. Вторая пара в руках. Показываем одну из парных картинок и просим ребёнка найти такую же картинку. 

«Кто как говорит». Рассматриваем картинки с животными. Повторяем, кто какие звуки издаёт. Курочка «Ко-ко», корова «му-му», козочка «ме-ме», барашек «бе-бе»  и т.д.

Потом показываем картинки и просим ребёнка назвать, как говорит то или иное животное. 

Скачать набор карточек можно у нас на сайте по ссылке ниже.

Скачать карточки

«Кто, что делает». В этой игре используются картинки, на которых изображены действия. Например, кукла кушает, мишка спит, зайка гуляет, мальчик умывается и т.д. 

Сначала взрослый сам комментирует, что показано на карточках. Затем спрашиваем ребёнка: «Кто это? Где мишка? Что он делает? А где зайка гуляет?». После 1,5 лет можно играть с карточками не только для распознавания предмета или действия, но и для развития обобщения.

«Найди общее». Готовим два комплекта карточек. В одном – предметные картинки, в другом – действия. Например, на предметных может быть изображён мишка, но по-разному: фотография настоящего медвежонка (белого и бурого), рисунок, мягкая игрушка, деревянный мишка и т.д. Все карточки отличаются друг от друга, но тем не менее на них изображено одно – «медведь». Задача малыша – обобщить главные признаки животного, по которым он узнаёт его, независимо от его цвета, размера, реалистичности.

На карточках с действиями можно показать куклу, которая пьёт чай за столом, мишку, который держит в лапах бочонок, киску, которая лакает молочко из миски или воробушка, который пьёт из лужицы. Все рисунки разные, но на них изображено одно действие – «пить».

Играем с фотографиями

Многие малыши очень любят рассматривать собственный альбом с фотографиями. Покажите ребёнку изображения близких людей и попросите назвать, кто это: папа, мама, Миша, баба, деда, тётя и т.д.  Как правило, дети выполняют это задание с большим удовольствием.

Можно сделать книгу о малыше по принципу Домана. Для этого на одной странице разместите одну фотографию и крупно подпишите её. Например, «Миша спит», «мама и Миша гуляют», «папа читает». Ребёнок будет рассматривать, кто, что делает и визуально запоминать слова.

Играем с книжками

Возьмите любую детскую книжку для малышей и рассматривайте картинки. Там очень часто встречаются повторяющиеся изображения: птички, цветочки, облака. Попросите малыша найти все одинаковые картинки. Рассказывайте ребёнку обо всех деталях, показывайте персонажей сказки, что они делают, как выглядят, где светит солнышко или бегает киса. Время от времени задавайте вопросы «Где птичка? Что делает мышка?» и т.д.

Ваши вопросы помогут поддержать интерес и внимание малыша, будут способствовать тому, чтобы кроха включался в диалог. Со временем ребёнок будет активней отвечать, показывать пальчиком туда, куда нужно.

Играя с малышом, важно поддерживать его интерес. Для этого можно придумывать новые условия для занятия, усложнять его, добавлять материал, делать его разнообразней. Если ребёнок не хочет играть, не заставляйте его, опирайтесь на его предпочтения, импровизируйте.

Развивающие речь игры, для детей от 1 года до 2 лет

Игры.

1.«Домик и дорожка». Играть с 1 года.

Цель игры: учить различать предметы по названию и форме, учить выполнять простейшие постройки по образцу, развивать навык общения, навык игры по очереди, развивать понимание обращённой речи, память.
Для игры: деревянные или пластмассовые кубики (с гранью не менее 4 см) и кирпичики (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) разноцветные. Начинайте играть с одинаковым цветом и с двух кубиков и кирпичиков, со временем, увеличивая их количество и расширяя цветовой спектр.
Ход игры:

Покажите малышу кубики, назовите их. Продемонстрируйте, как строить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично, покажите, как выкладывать дорожку из кирпичиков (положить один кирпичик за другим).
В процессе игры проговаривайте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком». Говорите плавно, голосом выделяйте слова кубик и кирпичик.
Играйте с малышом по очереди (вы построили домик, предложите ребёнку построить домик, затем снова вы и т.д.). У вас может получиться целый город, а между домами дорожки. А потом можно покатать машинки, поселить любимые игрушки и т.д. Включайте фантазию, удлиняйте игру, следуйте в игре за ребёнком.

2. «Помоги мне». Играть с 1 года.

Цель игры: развивает понимание обращённой речи в контексте поручений.
Для игры:Возьмите 4-6 игрушек, с которыми ребёнок часто играет. Сядьте подальше от малыша, чтобы он мог носить вам предметы.
Ход игры: Вы предлагаете ребёнку помочь вам. Даёте малышу чёткие поручения. Например:

«Дай, заю». Малыш берёт заю и несёт вам. Вы заю сажаете и говорите: «Сиди тут».
«Дай лялю» и т.д
Когда малыш принёс вам все игрушки. Попросите их спрятать в шкаф, в коробку или отнести папе, бабушке, сестре и т.д.

Например:

-«На кису. Неси папе».
-«На заю, спрячь в шкаф».
Помогайте малышу, если он ошибается. Когда малыш будет выполнять ваши разные поручения легко и быстро, усложняйте их.
Например: «Возьми заю и спрячь его в шкаф».


3.«Найди и покажи». Играть с 1 года 3 месяцев.

Цель игры: расширять запас понимаемых слов, обозначающих предметы быта, игрушки, развивать понимание обращённой речи.
Для игры: игрушки, предметы обихода.
Ход игры:

Во время кормления, гигиенического ухода, одевания, игр, называйте предметы и игрушки, которыми пользуется малыш (машина, мяч, миска, вода, мыло, часы и т.  п.).
Разложите перед ребенком 3 предмета, игрушки и попросите показать каждый из них. После задайте ребенку вопрос: «Где мяч? Где мыло? И т.д.». Малыш вам будет показывать предмет, игрушку или стараться повторить названия предмета. После каждого правильного ответа, хвалите ребёнка, обнимайте его, гладьте по голове или радостно восклицайте «Ура! Да, это мыло!».

Затем, разложите эти же предметы перед малышом в другом порядке и вновь повторите игру.
Количество предметов, игрушек, увеличивайте постепенно. Повторяйте подобную игру 2-3 раза в неделю, с добавлением новых предметов.

4.«Моя одежда». Играть с 1 года 3 месяцев.

Цель игры: расширять запас понимаемых слов по теме «Одежда», развивать понимание обращённых слов.
Для игры: одежда ребёнка.
Ход игры:

Во время одевания ребёнка называйте предметы одежды:
— «Вот майка. Она белая. Майка чистая.». Аналогично, можно говорить про каждую вещь, которую надевает малыш.

  • Разложите перед ребенком 3 предмета одежды и попросите показать каждый из них. При этом задавайте малышу вопросы: «Где …?».
  • Разложите эти предметы перед малышом в другом порядке и повторите упражнение.

Усложняйте игру, постепенно увеличивая количество одежды.

5. «Я познаю себя». Играть с 1 года.

Цель игры: запомнить слова, обозначающие части лица и тела, развивать навык общения и навык игры по очереди.
Для игры: игрушки: ляля, собака, мишка, киса и т.д., ватный диск.
Ход игры:

Общаясь и играя с ребенком, показывайте и называйте части лица и тела малыша. Аналогично, называйте части лица и тела у игрушек: куклы, собаки, мишки.

— Показывайте указательным пальцем и называйте части лица и тела малыша.
«Это носик. Это ушки.» и т.д.
— Спросите ребёнка «Где мои глазки? Где мои ушки?», малышу нужно показать ваши части лица и тела, показать то, что вы просите.
— Попросите ребенка показать указательным пальчиком, где у него носик, глазки, ротик, ушки.
— Попросите малыша показать эти же части лица на кукле, на игрушке.
— Поиграйте в доктора. Возьмите ватный диск и помажьте малышу глазки, щёчки, носик, пальчик и т.д. Обязательно проговаривая «Мажу носик, мажу пальчик…».

6. «Ляля». Играть с 1 года 3 месяцев.

Цель игры: расширять запас понимаемых слов, обозначающих разные действия с игрушкой.
Для игры:кукла, кукольная кроватка, тарелочка, ложечка, коляска для куклы, тазик или ванна для умывания.
Ход игры:

  • Продемонстрируйте малышу разные действия с лялей: покачайте лялю, уложите спать в кроватку, разбудите лялю, умойте ей личико, покормите лялю, посадите в коляску и покатайте её и т. д. Вы можете показывать действия последовательно, что за чем происходит. Последовательность повторяйте всегда одинаково.
  • Действия с игрушкой комментируйте, озвучивайте эмоционально выразительно.
  • Предложите ребенку: «Положи лялю спать», «Покорми куклу», «Буди лялю» и т.д.

7. «Вытри носик». Играть с 1 года 6 месяцев.

Цель игры: научить социальным навыкам через игрушку, отображать в своей игре часто наблюдаемые в жизни действия, расширять словарь понимаемых слов, закрепить названия частей тела.
Для игры: кукла, зая, мишка, киска, носовой платок
Ход игры:

— Возьмите лялю и носовой платок. Можете испачкать носик куклы (пеной, вареньем и пр. Покажите на куклу и скажите ребенку: «Ой. У Ляли носик грязный. На платок. Вытри носик».
Аналогично поиграть с другими игрушками
— Можно усложнить игру, пачкать разные части лица и тела куклы, а малыш будет их вытирать.

8. «Музей игрушек». Играть с 1 года 6 месяцев

Цель игры: расширять пассивный словарь ребёнка, развивать слухоречевую память ребёнка.
Для игры: полочка на уровне глаз ребёнка, игрушки на полочке (начиная с 3 игрушек)
Ход игры:

На полочке расставьте игрушки. Подведите малыша и называйте по порядку игрушки. Малыш может взять и поиграть в эти игрушки. Вы можете озвучить, кто как говорит на разные голоса.Затем помогите ребёнку расставить игрушки обратно (можно в другой последовательности). В течение дня подводите малыша к полке, показывайте и называйте расставленные на ней игрушки. В конце дня снова назовите стоящие на полочке игрушки и попросите ребенка самого показать их.
На другой день добавьте новую игрушку. Далее вы можете заменять и добавлять игрушки, наблюдая запомнил их малыш или нет.

9. «Весёлые зверята!» Играть с 1 года

Цель игры: подражать взрослому и произносить звукоподражания, расширять словарный запас, формировать навык общения, соблюдать очерёдность.
Для игры: игрушки (собака, корова, хрюша, киса, утя, кура и т.д.)
Ход игры:

— Разложите перед крохой игрушки.
Попросите: «Дай му-му!», ждите, когда ребёнок даст вам нужную игрушку. «Дай ав-ав!», аналогично с другими игрушками.
— Внесите в игру элемент неожиданности или загадочности. Например, спросите ребенка: «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив плюшевую собачку, предложите поиграть с ней в прятки. Малыш закрывает глазки, вы прячете игрушку (у себя за спиной, за ребёнка, под стул, под платок и т.д. Спрашиваете: «Где ав-ав?». Ребёнок находит, вы восклицаете «Вот ав-ав!»
— Потом покажите малышу, какие цирковые номера может показать собачка: ходить на задних лапках, делать сальто, прыгать до потолка, запрыгивать малышу на плечо и т.  п. Имейте в виду, что при этом собачка не молчит, а звонко и задорно лает: «Ав-ав!». Аналогично поиграйте и с другими игрушками. Попробуйте так играть по очереди.

10 «Что делает малыш?» Играть с 1 года

Цель игры: подражать действиям, активно использовать звукоподражания к определённому действию.
Для игры: ежедневные повторяющиеся ситуации.
Ход игры:

Вам нужно показыватьмалышу, как можно обозначить хорошо знакомые ему действия с помощью определенного сочетания звуков.

Например:

— когда кормите ребенка, говорите: «Ам-ам!»,
— когда купаете: «Куп-куп!»,
— когда укладываете спать: «Бай-бай!»,
— когда танцуете, напевайте: «Ля-ля-ля!»,
— когда топаете ногами, произносите: «Топ-топ-топ!»,
— когда хлопаете в ладоши: «Хлоп-хлоп!»
— когда прыгаете: «Прыг-скок!»,
когда,играете с ребенком в мяч, повторяйте звуковые комплексы и слова: «Опа!», «На!», «Дай!» и т.д.

Показывая малышу любые действия, озвучивайте простыми звукокомплексами. Когда кроха начнёт их сам использовать, обозначая нужное действие, сразу называйте нужное слово.

Например: «Топ, топ. Топаю». «Баю, бай. Спи.» и т.д.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

       

Логопедическая коррекция, лечение задержки речевого развития.

Статьи, дающие представление о задержке речевого развития

Задержку речевого развития часто путают с другими речевыми нарушениями:

       

рекомендации для родителей — karpachoff.com

11