Игры для детей 3 4 года дидактические: Подборка дидактический игр для детей 3-4 лет. | Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему:
Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Подобные развивающие игры для детей можно с успехом проводить как в детском саду, так и дома, тем самым поддерживая учебный потенциал ребенка.
Игра «Закрой предмет»
Цель: учить воспринимать, сравнивать, выделять предметы схожие и отличительные по форме.
Материал: две баночки контрастного размера, маленькие и большие шарики (крышечки).
Ход игры:
Показать ребенку две баночки, указать, что одна баночка большая, а вторая — маленькая. Затем продемонстрировать маленькие и большие шарики. Большие шарики нужно собрать в большую баночку, а маленькие — в маленькую (показ). После выполнения задания попросить закрыть баночки соответствующими крышечками.
Игра «Где звучит?»
Цель: развитие зрительного и слухового внимания, навыков ориентирования в пространстве.
Материал: любая игрушка, которая издает звук.
Ход игры:
Показать игрушку ребенку. Двигаться игрушкой, чтобы ребенок обратил на нее внимание, а потом игрушка отводится в сторону и снова тарахтит. Ребенок с закрытыми глазами должен указать направление, откуда идет звук. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Кто как говорит?»
Цель: побуждать ребенка повторять звукоподражательные слова.
Материал: игрушки, хорошо известных ребенку животных или их изображения.
Ход игры:
Показать ребенку по очереди игрушки, назвать их. Вопрос: Как говорит котик? (Мяу-мяу). Собака? (Гав-гав) и др.
Игра «Прищепки»
Цель: коррекция мелкой моторики пальцев.
Материал: прищепки, лист картона/линейка/веревка, силуэты одежды.
Ход игры:
Прищепки в игре используются как тренажер для пальчиков.
Вырезать из бумаги несколько силуэтов разной одежды (кофточка, юбка, носки, рубашка и др.). Попросить ребенка помочь Вам развесить белье на веревке с помощью прищепок.
Если у Вас нет времени изготовить силуэты — можно прищепки цеплять на прочный лист бумаги или широкую линейку.
Игра «Аплодисменты»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры:
Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько предметов находится на столе;
Взрослый медленно ритмично хлопает в ладоши — ребенок должен воспроизвести количество аплодисментов.
Примечание: сначала количество предметов и аплодисментов не должен превышать 3. Со временем количество и темп аплодисментов увеличивается.
Игра «Собери фигуру»
Цель: Усовершенствовать умения располагать предметы в ниспадающем по величине порядке; правильно называть детали по величине (большой, меньше, самый маленький).
Материал: вырезанные из картона/бумаги части снеговика, елочки и т.п.
Ход игры:
Разложить перед ребенком детали снеговика. Предложить собрать его, начиная с самого большого круга.
Игра «Подарок кукле»
Цель: закрепить понятие о цвете.
Материал: кукла, кружки основных цветов — белого, черного, красного, синего, желтого, зеленого (по 2 шт. ).
Ход игры:
а) Сначала предложить назвать, какого цвета кружок Вы даете кукле.
б) Попросите ребенка дать кукле красный (зеленый, синий …) кружок.
в) Покажите ребенку красный (зеленый, синий …) кружок и попросите его «Дай кукле такой же кружок».
Игра «Веселая птичка»
Цель: закрепить знания о расположении предметов в пространстве; понимание и употребление простых предлогов в, на, под, за.
Материал: две игрушки-птички, игрушечная мебель (шкаф, стол, стул).
Ход игры:
а) Две птички, Ваша и ребенка, летают. Ребенок повторяет действия за Вами.
б) Вы говорите, куда улетела птица — вверх, вниз, а ребенок выполняет действие.
в) Действие наоборот: «А сейчас птичка будет летать, а ты скажешь, куда она полетела».
г) Предложите спрятать птичку за шкаф, в шкаф, посадить на стол, стул, под стул и т. д.
Упражнение «Выполнение простых бытовых инструкций»
Цель: формировать способность ребенка понимать часто используемые в быту слова, выполнять простые словесные инструкции.
Ход игры:
Понимание ребенком целостных словосочетаний, которые он мог много раз слышать. Предложить ему выполнить соответствующие действия, например:
— поцеловать маму;
— обнять папу;
— поиграть в ладушки;
— закрыть глаза;
— помахать ручкой;
— взять маму за руку и идти к столу и т. Д.
2) Закрепить названия знакомых игрушек. Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы или игрушечного животного:
— Покажи зайчика, собачку, машину, куклу.
— Возьми куклу.
— Дай мне куклу.
— Покажи, где у куклы голова. А где у тебя голова?
Игра «Где звенит колокольчик?»
Цель: ориентирование в пространстве относительно себя.
Материал: колокольчик.
Ход игры:
Попросить ребенка закрыть глаза и угадать, где звенит колокольчик, называя направление относительно себя (вверху, внизу, впереди, сзади).
Кроме того, представленные игры и упражнения для детей с ОВЗ воспитатели и родители могут использовать, играя дома или в детском саду, с детьми раннего возраста.
Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром
Изучение мира природы
Найди такой же листик
Познакомьте ребенка с понятием «листопад».
Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.
Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.
Рассортируй листья
Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. Затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому–то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.
Что на что похоже?
Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже.
Вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.
Осенний венок
Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. Сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.
Птицы и звери
Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью). Точно так же рассмотрите и прокомментируйте изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). Затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.
Домашние и дикие животные
Нарисуйте дом и лес. Приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. Предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.
Кто летает?
Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. Если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) – ребенок машет руками, будто летает. Если животное не может летать – ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. Также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).
Третий лишний
Можно предложить ребенку игру «третий лишний». Положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. Спросите, что тут лишнее. На первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).
Что в корзиночке лежит?
Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 – 2 штуки каждого вида). Пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. Можно ещё раскладывать в две миски – овощи и фрукты. Или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. Или ещё интереснее задание – «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю.
Изучение мира предметов
Что в коробочке лежит?
В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.
Транспорт
Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.
Посуда
Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. Скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. Пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т. д.
Выбери предметы
На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться ( мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).
Одежда и обувь
Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.
Одеваем куклу
Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима – то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).
Рассматривание сюжетных картинок
С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты – тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т. д.
Приобщение к трудовой деятельности
Стирка
Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка – развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.
Мытьё посуды
Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй – с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.
Беседы по картинкам
Рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т.д. Обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.
Автор: Колдина Дарья
Притворная игра менее полезна для раннего развития ребенка, чем игра в реальной жизни
Притворная игра менее полезна для раннего развития ребенка, чем игра в реальной жизниФото: Дэниел Хаттон. Креатив Коммонс.
К Анджелина С. Лиллард и , Джессика Таггарт и , | Октябрь 2018
ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ ЧЕРЕЗ:
Пробовать то, что делают взрослые, лучше для дошкольников, чем притворяться, что они играют с игрушками, и, вероятно, это лучше для развития ребенка.Воспитание детей и дошкольное образование было бы лучше, если бы они переключились на игры, книги и визуальные средства, которые больше укоренены в реальной жизни. Маленькие дети, особенно в возрасте старше трех лет, часто предпочитают эти вещи притворным играм с участием вымышленных персонажей, мультфильмов и фэнтези. Игра, основанная на том, что делают взрослые, может улучшить развитие ребенка в раннем возрасте.
Этот совет бросает вызов западным представлениям о том, что вымышленная игра-притворство играет центральную роль в раннем развитии ребенка и росте индивидуального творчества. Нет веских доказательств, подтверждающих идею о том, что притворная игра, основанная на вымысле или фантазии, играет уникальную причинную роль в творчестве. И некоторые данные свидетельствуют о том, что это может нарушить детское мышление.
Запад делает упор на вымышленную, притворную игруХотя дети во всем мире участвуют в притворной игре, западная вера в игру, основанную на вымысле и фантазии, уникальна. В традиционных обществах менее ценятся вымышленные, притворные игры, и многие родители не верят, что они способствуют развитию. Они не поощряют это, и в этих культурах дети обычно реже этим занимаются.
Вместо этого миллионы детей играют, подражая реальным действиям своих родителей и сообществ. Они репетируют взрослые действия и становятся все более опытными в них. Это одна из причин, по которой многим маленьким детям в других культурах разрешается размахивать большими острыми ножами за годы до того, как их западным сверстникам доверили обращаться с лезвием. Фантазийное содержание в этой игре встречается редко, если оно вообще встречается, и дети нормально и успешно развиваются без него.
В последние десятилетия промышленно развитые страны справедливо пропагандировали игру как более подходящую для развития и обучения детей младшего возраста, чем методы обучения, ориентированные на учителя. Нам следует избегать контрпродуктивного использования дидактических методов, когда маленькие дети сидят за партами, а учителя читают им лекции.
«Попробовать себя в реальной взрослой жизни — это универсальная форма игры. Это то, чем маленькие дети обычно занимаются в свободное время и что вызывает у них интерес, и обычно это включает в себя работу с другими детьми».
Суть детской игры заключается в свободном выборе и самомотивации, и она часто включает в себя социальное взаимодействие с другими людьми, особенно со сверстниками. Художественная литература не является ключевым компонентом. Попробовать себя в реальной взрослой жизни — это универсальная форма игры. Это то, чем маленькие дети обычно занимаются в свободное время и что вызывает у них интерес, и это обычно включает в себя работу с другими детьми.
Короче говоря, притворная игра — это деятельность, которая естественным образом встречается в разных культурах. Во всем мире маленькие дети, особенно в возрасте от 18 до 24 месяцев, представляют, например, что палка — это самолет или лошадь. Такая творческая игра заслуживает уважения. Но мы не должны предполагать, что это все, что дети хотят или должны делать. Мы также можем помочь детям делать реальные вещи, чтобы дать им ощущение, что они могут внести значимый вклад в жизнь своих семей и сообществ.
Эта проблема сохраняется в подростковом возрасте во многих западных странах. Мы не даем подросткам много полезных дел. Мы заставляем их ходить в школу каждый день, тратя восемь часов на то, чтобы слушать и делать вещи, которые не являются «настоящими». Затем мы проверяем их, обещая, что если они преуспеют, то смогут делать то, что хотят. Как спрашивали Джо и Клаудия Аллен в своей книге «Побег из бесконечной юности », стоит ли удивляться тому, что многих подростков привлекает правонарушение? Примечательно, что подростки преуспевают, когда проходят стажировки, где учатся делать реальные вещи.
Фото: Ванесса Пайк-Рассел. Креатив Коммонс.
Маленькие дети предпочитают игры, основанные на реальной жизниМы изучили предпочтения детей в отношении деятельности, опросив дошкольников в возрасте от трех до шести лет в Соединенных Штатах, большинство из которых белые, представители среднего класса и хорошо разбираются в кино. , игрушки и видеоигры, посвященные супергероям и фэнтези. Когда их спросили, что бы они предпочли — воображаемую игру или настоящую деятельность, — подавляющее большинство предпочло настоящую деятельность их воображаемым альтернативам.
В одном исследовании каждому ребенку показывали девять пар фотографий, изображающих такие действия, как кормление ребенка, нарезка овощей, мытье посуды, разговор по телефону, езда на тракторе и выпечка печенья. На одном фото действие было реальным, а на другом — вымышленным. Дети сказали, что они предпочли бы заниматься реальной деятельностью почти две трети времени. С возрастом предпочтение реальности перед вымыслом увеличивалось; трехлетние дети в равной степени интересовались притворными играми и реальной деятельностью, но к четырем годам дети сильно предпочитали настоящую деятельность.
В последующем исследовании отдельной группе детей в возрасте от трех до шести лет дали возможность поиграть с восемью реальными предметами (такими как микроскоп) или принять участие в ролевой игре с игрушечными версиями. В среднем дети играли с настоящими предметами вдвое дольше. Кроме того, фактическое поведение детей во время этой свободной игры соответствовало выраженным ими предпочтениям, когда позже им показывали набор фотографий, как в первом исследовании; другими словами, дети, которые дольше играли с реальными предметами, также предпочитали более реальные действия на фотографиях.
Нереальные медиа могут негативно повлиять на самоконтрольПритворная игра — это одна из форм вымышленного взаимодействия. Наше исследование также изучало другое: влияние просмотра телешоу, в которых показаны нереальные, воображаемые сцены, типичные для просмотра детьми (например, Губка Боб Квадратные Штаны ). Мы обнаружили, что исполнительные функции детей — их способность планировать, думать и запоминать — были ниже после того, как они смотрели нереальное шоу, чем когда они смотрели телевизор, основанный на реальной жизни.
В другом исследовании, проведенном в Университете Цинциннати, детей поместили в МРТ-сканер во время просмотра либо типичного мультипликационного фильма, в котором происходило много нереальных вещей, либо реалистичной электронной книги, читаемой в обычном темпе. Когда дети смотрели мультик, сканирование показало, что отдельные области мозга перенапрягались, но электрические связи между частями их мозга ослабли. Такие результаты ставят под сомнение, полезно ли показывать детям нереалистичные шоу, и предполагают, что родители должны тщательно выбирать телевизионный контент для своих детей.
«Человеческий мозг эволюционировал для реального мира, и когда мы даем детям мультфильмы и изображения о мирах, которых не существует, мы не развиваем сенсорные способности, предназначенные для обработки реального мира вокруг них».
Между тем, другие исследования показали, что дети предпочитают заканчивать истории реалистично, а не фантазийно. Кроме того, дети хуже усваивают новые слова по мультяшным рисункам, чем по фотографиям. Таким образом, все фантазии, которым мы подвергаем детей, могут на самом деле не приносить им пользы. Стоит помнить, что человеческий мозг эволюционировал для реального мира, и когда мы даем детям мультфильмы и изображения о мирах, которых не существует, мы не развиваем сенсорные способности, предназначенные для обработки реального мира вокруг них.
Аргумент в пользу того, чтобы меньше играть в притворство и больше играть с реальными вещами, поддерживается двумя подходами, которые отличаются от традиционной западной практики: образование Монтессори и воспитание детей в более традиционных обществах, будь то сообщества охотников-собирателей или мелких фермерских/скотоводческих общин. .
Монтессори-практика развития ребенка отдает предпочтение «настоящей» игре, а не воображаемой игреМонтессори-педагогика определяет игру как «работу», что свидетельствует как о ее важности, так и о ее связи со взрослым миром. Классическое определение игры состоит в том, что у нее нет цели. Но в среде Монтессори игра ориентирована на достижение цели. Например, дети могут работать с цилиндрами разного размера, чтобы выяснить, какой цилиндр входит в какое отверстие соответствующего размера на доске, или они могут приготовить еду и накрыть на стол.
Эти занятия предназначены для самообразования. С цилиндрами, несмотря на то, что упражнение не оценивается, дети обнаружат свою ошибку, если вставят цилиндр не в то отверстие, потому что более поздний цилиндр не подходит. Это считается «игрой», потому что дети выбирают занятие добровольно и увлекаются. Это очень игриво — они веселятся, иногда смеются во время работы. И обычно, особенно с возрастом, они предпочитают больше работать со сверстниками, что является еще одной особенностью игры.
Еще одна игровая черта Монтессори-работы — повторение. Дети будут работать с цилиндрами снова и снова, чтобы поставить их в нужное место. Они делают что-то настоящее и настоящее, но они также могут свободно использовать свое воображение, чтобы разгадывать мир. Однако у Монтессори-работы есть цель, в отличие от притворной игры.
Таким образом, в школах Монтессори реальный мир и воображаемая игра не так уж расходятся друг с другом. Маленькие дети действительно моют полы, пекут печенье, выполняют четырехзначное деление и умножение, учатся читать и писать. Они получают чувство выполненного долга не для того, чтобы угодить другим, а в результате достижения мастерства, например, когда они учатся ходить, говорить и лазить по деревьям.
Помогите маленьким детям играть с реальными вещамиПослание западным родителям, педагогам и политикам заключается в том, что маленькие дети хотят быть функциональными в обществе и больше заниматься реальными делами, чем притворяться, что играют. Если мы можем помочь детям играть по-настоящему, то почему бы им не позволить? Нам следует быть осторожными, лишая нас чувства выполненного долга, которое приходит, когда мы учимся делать то, что делают взрослые. Эта улыбка мастерства, проявляющаяся, когда дети учатся ходить и говорить, может быть гораздо более важной чертой западных домов, школ и обучения.
Ссылки
Таггарт Дж., Хейз М.Дж. и Лиллард А.С. (2018), Настоящая вещь: дошкольники предпочитают реальную деятельность воображаемой, Наука о развитии, 21.3
Авторы статей
Анджелина С. Лиллард
Джессика Таггарт
Подробнее
Рекомендуется для вас
12 Популярных игр, адаптированных для детей с аутизмом
Этот ресурс был создан в качестве дополнения к программе Language Builder: Система интервенции академической готовности (ARIS), полной учебной программе по раннему аутизму, Урок № 73, Игра в игры со взрослым . Загрузите бесплатную копию урока 73 и узнайте больше об учебной программе ARIS.
Игра часто описывается как «работа» детства, когда дети могут заводить друзей, приобретать социальные навыки, понимать ожидаемое групповое поведение, последствия, чередование и сотрудничество, не говоря уже о том, чтобы повеселиться! Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут воспользоваться теми же преимуществами, играя в игры с другими детьми, хотя многие из них не приобретают вышеупомянутые навыки естественным образом, просто играя или играя с другими игровыми объектами, как их сверстники без инвалидности. Как и в случае со многими концепциями, играм и их составляющим навыкам может потребоваться специальное обучение, поддержка и адаптация, чтобы ребенок с аутизмом добился успеха в этой деятельности.
Общие рекомендации по адаптации игр для детей с аутизмом
Хотя тип адаптации, используемый для игры, будет зависеть от индивидуальных потребностей ребенка и характера игры, некоторые общие рекомендации могут применяться для обеспечения успешного результата с любой социальной игровой ситуации.
- Целесообразно как можно лучше подготовить ребенка к тому, что он испытает в игре.
- Перед началом игры ребенок должен четко понимать, что его просят сделать.
- У ребенка должна быть возможность заранее выразить беспокойство или задать вопросы (насколько это возможно).
- Перед началом игры со сверстниками ребенок должен иметь возможность отработать навыки и понять цель игры.
Ниже приводится список популярных детских игр и приспособлений, которые могут помочь детям с аутизмом успешно играть в них. Следует отметить, что из-за широкого спектра черт, которые могут проявляться у детей с РАС, эти адаптации не подходят для каждого ребенка. Скорее, эти идеи могут быть использованы в качестве отправной точки или идей для родителей и учителей, которые могут быть использованы для поддержки детей с РАС в зависимости от их индивидуальных потребностей и способностей.
Игры и приспособления для детей с аутизмом
ФИЗИЧЕСКИЕ ИГРЫ
В отличие от настольных или карточных игр, которые часто требуют, чтобы игроки разговаривали друг с другом на протяжении всей игры, физические игры, такие как теги, могут хорошо работать для детей с РАС, потому что в них не так много социальных взаимодействий. Однако идея быть «этим» может быть немного абстрактной, и дети должны понимать цель и правила игры, например, как пометить кого-то другого и оставаться в определенной области, чтобы обеспечить безопасность всех. Чтобы убедиться, что тег нравится всем учащимся, можно внести следующие изменения:
Адаптации для тегов:
- Игра в теги в спортивном зале или другом закрытом помещении может быть полезна для детей с аутизмом, которые, как известно, убегают.
- Если вы играете на улице, предварительно просмотрите физическое пространство, в котором будет проходить игра, с ребенком, чтобы он понял, где проходят границы.
- Создайте социальную историю или наглядное пособие, чтобы научить правилам тегов, включая идею быть «этим» и как может измениться человек, который является «этим» (например, «Есть один человек, который есть он, то есть таггер»; «Человек, который это делает, хочет пометить или слегка прикоснуться к другому игроку, чтобы он сделал это»; «Если кто-то другой пометит вас, это вы»).
- Попросите человека, который «это», носить специальную шляпу или какой-либо другой визуальный маркер, чтобы всем было ясно, кто «это» в любой момент времени, поскольку это может часто и быстро меняться.
- При необходимости предоставьте ребенку сценарий или коммуникационную доску, чтобы он мог попросить присоединиться к игре в пятнашки или сообщить кому-нибудь, что он предпочел бы не играть.
- Прятки
Эта неподвластная времени детская игра может быть сложной для детей с аутизмом, которые любят бегать или прятаться, поскольку может показаться, что она поощряет эти потенциально опасные действия. Однако из-за ограниченных социальных взаимодействий и используемых навыков крупной моторики это может быть хорошим выбором для детей с РАС. Следующие приспособления могут быть полезны для игры в прятки:
Адаптация для игры в прятки:
- Если ребенок склонен к побегам, играйте в закрытом помещении, например, в доме или на огороженной территории. Следует позаботиться о том, чтобы все дети знали о любых границах, в которых им необходимо оставаться, как в целях безопасности, так и для того, чтобы все игроки знали, где они могут и где не могут спрятаться.
- Точно так же может быть полезен предварительный просмотр области для потенциальных укрытий. Указание мест, которые небезопасно прятать, таких как холодильник, морозильная камера, стиральная машина, сушилка, духовка, место на дереве, в дренажной канаве и т. д., также может быть важно для некоторых детей.
- Предложите ребенку социальную историю или другую визуальную поддержку, чтобы он знал, какова последовательность событий на протяжении всей игры. Например: «Ты считаешь до 15, я тихонько прячусь, ты меня ищешь, и ты меня находишь. Потом поменяемся».
- Ожидание, когда его найдут, может быть трудным, поэтому может помочь дать ребенку какое-нибудь занятие, пока он ждет, например, сжать пластилин, посмотреть любимую книгу или поиграть в тихую игрушку.
- Создайте коммуникационную доску или визуальную поддержку, чтобы использовать языковые модели на протяжении всей игры. Это могут быть числа для счета и такие фразы, как «Ты нашел меня!» “Я нашел тебя!” или «Выходи, выходи, где бы ты ни был!»
- В зависимости от ребенка эти навыки лучше всего практиковать на сеансах терапии или один на один со взрослым, прежде чем дать ребенку поиграть со сверстниками, чтобы обеспечить их безопасность.
- Баскетбол
Многие дети с аутизмом имеют повышенную чувствительность к звукам и другим сенсорным сигналам. Баскетбол, в который часто играют в спортзалах с потенциально громким или эхом, естественно, имеет много громких звуков, таких как подпрыгивание мяча, свисток судьи, скрип обуви на полу или крики других игроков друг на друга, которые могут вызвать стресс и/или тревога у ребенка с аутизмом. Хотя регулировка громкости звука в спортзале может быть неосуществимой, есть несколько способов помочь ребенку с РАС чувствовать себя более комфортно в окружающей среде.
Адаптация для баскетбола:
- Используйте наушники или другое шумоподавляющее устройство. Это может отфильтровать большую часть посторонних звуков, сопровождающих баскетбольный матч, и в то же время позволить ребенку слышать других, которые разговаривают с ним/ней, или такие звуки, как свисток или таймер, которые указывают на изменение действий на площадке.
- Обсудите заранее, то есть задолго до игры, тренировки, урока физкультуры или перемены, когда можно ожидать особенно громкий шум. Например, рассказ о том, как люди будут аплодировать или кричать, если будет сделана корзина, потенциально может помочь ребенку лучше регулировать свою реакцию, когда это происходит во время игры. Четкое объяснение того, что мяч, проходящий через кольцо, вызывает громкие звуки, может дать ребенку конкретную подсказку, которую нужно искать (мяч в кольце), что может помочь ему предвидеть, когда могут возникнуть громкие звуки.
- Классики
Классики — удивительно сложная игра, которая поддерживает физическую координацию, равновесие и когнитивное развитие детей. От развития средней линии (прыжки на одной ноге), контроля над телом (не наступая на стропы), мышечной силы (перепрыгивание через маркер) до зрительно-моторной координации (подбрасывание маркера) и мелкой моторики (поднятие маркера). ), эта, казалось бы, простая игра может иметь массу преимуществ! Тем не менее, эти самые навыки могут быть сложными и, следовательно, потенциально разочаровывающими для некоторых детей с аутизмом, и могут отговорить их от игры. Адаптация игры может снизить уровень разочарования и предоставить возможности для социального взаимодействия и чередования со сверстниками.
Адаптация для игры в классики:
- Вместо того, чтобы просто нумеровать ячейки на доске, используйте цвета, чтобы различать их. Это может служить еще одной визуальной подсказкой для различения разных квадратов на доске и помогает детям понять, куда ставить ноги.
- Сосредоточьтесь на одном навыке за раз. Например, ребенок может потренироваться бросать маркер в квадрат и снова поднимать его, переходя к соответствующему квадрату, а не прыгая. Или, если ребенок тренируется прыгать, возможно, ему не нужно беспокоиться о том, чтобы перепрыгнуть через маркер или остаться на линии; скорее они просто прыгают вниз и обратно. Третьи дети могут просто работать по очереди и будут ждать, пока их сверстники закончат, прежде чем они начнут играть на доске.
- Доску можно использовать для закрепления других навыков, таких как распознавание чисел, цветов или букв, предлагая детям прыгать к соответствующему квадрату по команде учителя или родителя.
- Саймон Сэйс
Многие дети с РАС развиваются благодаря предсказуемости и знанию того, чего ожидать. Таким образом, Саймон говорит, в котором одного игрока называют «Саймоном» и он стоит перед группой, указывая другим выполнять различные действия, может быть сложной задачей, потому что никто, кроме Саймона, не знает, какое действие будет вызвано следующим. Опасения, которые ребенок может испытывать по поводу того, что он не знает, что будет дальше, могут помешать ему/ей обратить внимание на используемый язык («Саймон говорит прыгать» вместо «Прыгать») и привести к тому, что ребенок «уйдет» до того, как он действительно есть шанс добиться успеха.
Адаптации для Саймона Говорит:
- Ограничьте действия, которые может выбрать Саймон, например, предоставьте Саймону список действий, из которых он может выбирать, и предоставьте ребенку с аутизмом наглядное пособие со списком этих же действий. Действия могут быть предоставлены в том порядке, в котором они будут использоваться в игре, позволяя ребенку с РАС точно знать, какое движение будет следующим, или в виде небольшого списка, из которого Саймон может выбирать, сужая варианты и предоставляя ребенок с РАС (у которого такой же список) лучше понимает, что будет дальше, даже если он не знает точно, что скажет Саймон.
- Не используйте правило «Саймон говорит» (т. е. если Саймон не говорит «Саймон говорит», а вы выполняете действие, вы выбываете) и сосредоточьтесь только на выполняемых действиях. Это снимает давление, связанное с выходом из дома, и может использоваться как средство для отработки желаемого поведения, например, сесть, надеть пальто, помахать рукой, пожелать доброго утра и т. д.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
- Candy Land
Как и во многих детских настольных играх, Candy Land — довольно простая игра, но есть дополнительные навыки, которые могут помешать детям с ограниченными возможностями, например, с аутизмом, успешно играть в нее без специальных инструкций. Например, ребенку может быть трудно запомнить свою цветную игровую фигуру, как пройти путь от начала до конца, как по очереди или как понять, когда нужно двигаться вперед или назад по доске. Без наличия этих навыков игра со сверстниками, скорее всего, разочарует всех участников. Хотя эти поднавыки встречаются во многих играх, ниже перечислены некоторые адаптации, относящиеся к Candy Land:
Адаптация Candy Land
- Чтобы избежать путаницы в отношении того, какой игровой маркер использует каждый ребенок, прикрепите к маркеру маленькую фотографию каждого учащегося. Точно так же ребенок может надеть бумажный браслет того же цвета, что и его игровая фишка, чтобы напомнить ему/ей, какой маркер принадлежит ему.
- Чтобы познакомить ребенка с игровым путем, потренируйтесь водить игрушечную машинку по «лабиринту» или наклейте на доску наклейки со стрелками или стикеры со стрелками, чтобы указать направление. Следует позаботиться о том, чтобы объяснить «кратчайшие пути» (Горный перевал и Радужная тропа), чтобы дети понимали, когда следует идти по этим тропам и куда они ведут.
- Следите за тем, чей сейчас ход, передавая что-то физическое вокруг стола каждый раз, когда наступает ход следующего игрока. Например, шляпу или ожерелье можно раздавать и носить во время хода каждого игрока, или чашку поставить перед каждым игроком и передать дальше.
- После того, как основные навыки будут освоены, обратитесь к понятиям «свободный ход вперед» и «штрафной ход назад».
- Лотки и лестницы
Люди и лестницы играют на очень загруженном игровом поле, которое может сбивать с толку. Отслеживание направления, в котором нужно перемещать игровые фигуры, а также понимание того, когда двигаться «вверх» по лестнице или спускаться «вниз» по желобу на двумерной доске, может сделать игровой процесс разочаровывающим. Детям в целом также может не нравиться тот факт, что в этой игре выигрывают и проигрывают случайно, в зависимости от использования спиннера, желобов и лестниц, на которые приземляются на протяжении всей игры. Дети с аутизмом, в частности, могут не знать, что сказать, чтобы справиться с чувством разочарования или гнева на протяжении всей игры, если они не побеждают или лидируют. Чтобы облегчить понимание визуальных стимулов в игре и сосредоточиться на подходящем языке для общения со сверстниками, могут быть полезны следующие приспособления:
Адаптация желобов и лестниц:
- Дайте определение слову «желоб»! Вероятно, это слово не знакомо маленьким детям, и использование слова «слайд» может иметь для них больше смысла.
- Перед началом игры вместе с ребенком с аутизмом посмотрите на доску, указывая, где начинаются и заканчиваются желоба и лестницы. Отслеживание пути каждого пальцем может помочь сделать это более конкретным. Наклеивание на доску наклеек со стрелками или заметок, например, зеленых стрелок, идущих «вверх» по лестнице, или красных стрелок, идущих «вниз», также может помочь сохранить правильность во время игры.
- Предоставьте сценарий для языка, который будет использоваться во время игры. Такие фразы, как «Надеюсь, я получу лестницу!» или: «О нет, я приземлился на горку!» может помочь ребенку обработать свой собственный путь в игре. Такие фразы, как «Это длинная лестница, хорошая работа» или «Ой, у тебя горка», могут помочь ребенку понять, что говорить сверстникам.
- Привет-Хо Черри-О
Hi-Ho Cherry-O предлагает игрокам поработать над своими навыками счета, включая базовые навыки сложения и вычитания, чтобы наполнить свои ведра 10 вишнями с вишневого дерева. В игре используется прядильщик, и вишни снимаются или кладутся обратно на дерево в соответствии с указаниями прядильщика. Чтобы помочь детям с аутизмом соблюдать правила и поощрять использование языка, можно внести следующие изменения:
Адаптация для Hi-Ho Cherry-O
- Используйте сценарий, который может дать ребенку язык для использования во время игры, а также напоминание о правилах. Например: «У меня есть _____ (1, 2, 3, 4) и я могу выбрать _____ (1, 2, 3, 4) вишни».
- «Я получил _____ (собаку/птицу). Положите обратно 2 вишенки».
- Чтобы поощрить навыки сложения и вычитания, укажите числовую строку от 1 до 10.
КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ
- Рыбачить
Эта классическая детская игра может быть очень абстрактной и запутанной для детей с аутизмом. Эта игра требует не только того, чтобы дети были знакомы с концепцией рыбалки, но также чтобы они использовали язык («У вас есть пятерки?»), память (мне нужна пятерка, чтобы сопоставить, я помню, Джейн просила 5, так что Джейн может быть хорошим человеком, чтобы спросить), а также навыки оценки перспективы (Джейн попросила Энтони поставить 5, поэтому у Джейн, вероятно, 5), которые могут быть трудными для ребенка с аутизмом. Чтобы сделать эту игру более конкретной, можно внести некоторые изменения:
Go Fish Adaptation:
- Начните с объяснения концепции рыбалки и ее применения в карточной игре. Объяснение, которое может сработать, может состоять в том, что карты в стопке подобны рыбе в пруду, а карты в руках игроков подобны рыбе на удочке. Идея состоит в том, чтобы собрать всю рыбу из пруда на удочки игроков, и победителем станет тот, у кого больше всего спичек.
- Если вы играете колодой из 52 карт или даже колодой, предназначенной для Go Fish, ограничьте количество используемых карт, чтобы их было меньше.
- Играйте с карточками вверх, чтобы все могли видеть карточки, которые есть у других игроков, что позволяет ребенку с аутизмом меньше сосредотачиваться на восприятии перспективы и больше на использовании подходящего для игры языка и понимании того, как в нее играют. (Эту стратегию можно постепенно отменять, когда ребенок лучше знакомится с игрой).
- Если карточки спрятаны от всех игроков, дайте ребенку с аутизмом (и, при желании, другим игрокам) карандаш и бумагу, чтобы он мог делать заметки (например, у Джейн 5) во время игры, чтобы улучшить память. Опять же, это позволяет больше сосредоточиться на игре и развлечении, а не запоминать, у кого из игроков какие карты.
- Старая дева
«Старая дева» не требует таких же языковых навыков, памяти или навыков видения перспективы, как другие карточные игры, поэтому она может быть хорошей игрой для детей, для которых эти навыки являются проблемой. Поскольку цель игры довольно проста: не оказаться со Старой Девой, эта игра может предоставить детям с аутизмом хорошую возможность практиковать свои социальные навыки со сверстниками на протяжении всей игры.
Адаптации для Old Maid:
- Если вы играете колодой из 52 карт или даже колодой, относящейся к «Старой деве», ограничьте количество используемых карт, чтобы физически не обрабатывать столько карт.
- Используйте держатель для карт, чтобы дети могли сосредоточиться на игре, а не пытаться держать все карты в руках сразу.
- Разработайте сценарий, чтобы помочь детям понять, что говорить во время игры, используя такие фразы, как «Хочешь поиграть/могу ли я поиграть?» “Твой ход!” «У меня есть спичка!» “Хорошая игра!” «О, черт возьми, у меня есть Старая дева!» и т. д.
- Память
Этапы обучения памяти игры |
Как следует из названия, игра «Память» сильно зависит от зрительной памяти, которая для некоторых детей с аутизмом является большой силой. Другим детям будет сложно, так как пространственное восприятие и понимание местоположения предметов, когда они связаны друг с другом, могут быть особенно сложными, не говоря уже о запоминании местоположения предмета, когда его нельзя увидеть напрямую. Для поддержки детей, у которых затруднена зрительная память, можно сделать следующие приспособления:
Адаптации для памяти:
- При первом знакомстве с игрой используйте только четыре карточки (две спички), постепенно увеличивая количество пар по мере того, как ребенок знакомится с игрой.
- Начните с карточек лицевой стороной вверх, чтобы ребенок научился составлять пары и видеть карточки по отношению друг к другу. По мере того, как они станут более искусными в этом, переверните несколько карточек, чтобы они могли сосредоточиться на том, чтобы вспомнить, где находятся картинки, даже если их не видно.
- Используйте специальную колоду карт, чтобы играть в игру, используя любимый предмет, такой как животные, домашние животные, жуки и насекомые и т. д.
- Война
Чтобы играть в эту классическую карточную игру, игрокам необходимо понимать понятия чисел больше и меньше. Чтобы помочь детям с аутизмом или другим людям, у которых эти концепции могут не укрепиться, можно сделать некоторые адаптации:
Адаптация к войне:
- Если вы используете колоду из 52 карт, выньте карты с номиналом (валет, дама, король, туз), чтобы игрокам не приходилось запоминать достоинства этих карт и то, как они соотносятся с числовыми картами.
- Укажите числовую строку с числами от 2 до 10, чтобы помочь определить, какое число больше.