Разное

Игробуквотека методика обучения чтению: [.m] masterhost – профессиональный хостинг сайтаwww.igrobukvoteka.ru

Обучение чтению. Урок 1. | http://psitrainings.com/

Способов и методик обучения чтению существует большое множество. Нам самой эффективной, простой и интересной представляется методика обучения чтению педагога — практика Инны Калининой. 

Занимаясь с детьми по данной методике, мы ссылаемся на сайт http://igrobukvoteka.ru, где можно найти подробное описание всех этапов обучения чтению и много полезных материалов.

Обучение чтению — длительный, целенаправленный процесс, который делится на несколько этапов:

1 этап — Учим и запоминаем буквы
2 этап — Учимся читать слоги разной степени трудности
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова
4 этап — Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

1 этап обучения  — Учим и запоминаем буквы

Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»).

Последовательность изучения букв следующая: А,О,С,Н,М,У.  Именно такая последовательность направлена на более эффективное последующее сливание букв в слоги.

1 урок

Для ребенка буква это символ, а так как символика детьми дошкольного возраста воспринимается с трудом, имеет смысл «оживить» буквы,  представив их в виде картинок, интересных для детей.

Задание 1.

Буква А.

Покажите ребенку букву А , а затем попросите, глядя на картинки, сказать, на что она бывает похожа.

    

Предложите ребенку нарисовать свой вариант, на что может быть похожа буква А.

Покажите ребенку картинку и спросите: на какую букву похожи это мордашки?

Попробуй сказать, какая из них отличается от остальных, и почему?

Например, все мордочки веселая, а эта  — грустная (почему?). Или эта загорелая, а остальные — нет (почему?) и т.д.

Задание 1.

Буква О.

А теперь мы попробуем найти букву О на картинках.

 

Затем также можно предложить нарисовать ребенку свой вариант, на что может быть похожа эта буква.

Задание 2.

Узнать буквы по их частям.

В этом задании предлагаем ребенку узнать буквы, видя только их части.  Если ребенок знает больше букв, то предлагаем их. Если нет — «прячем» только О и А.

Задание 3.

Узнать буквы по их частям ( разрезанные)

В этом упражнении предлагаем ребенку собрать известные ему буквы из кусочков ( разрезанные буквы). Если буквы М, С, У, Н знакомы ребенку, то можно использовать и их.

Задание 4.

Стилизованные буквы.

В этом задании ребенок учится распознавать букву в различном ее обозначении.

Выкладываем в ряд несколько букв, а затем просим ребенка, вытягивая по одной карточке с буквой, помещать ее под той буквой, которой она соответствует.

Занятие 5.

Пропись для двух рук.

В этом упражнении мы предлагаем ребенку рисовать одновременно двумя руками.

Такой вид задания позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Рисовать надо карандашами или фломастерами. Для правильного выполнения задания надо стремиться фиксировать взгляд на центральной линии рисунка, стараясь боковым зрением охватить его целиком.

Материалы занятия

А,O

Спрятанные, стилизованные буквы

Елочка

 

 

 

 

“Упражнения, направленные на коррекцию и развитие техники чтения в начальных классах”. | Методическая разработка по теме:

   Уроки чтения в младших классах – это база, на которой строится всё обучение, это основа для дальнеёшего развития детей. Успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе. И первостепенную роль играет качество чтения.

   Учащиеся с ОВЗ VIII вида испытывают большие трудности при изучении русского языка и чтения. По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительновоспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, замедленное протекание мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.  У учащихся, как правило, наблюдаются недостатки техники чтения: большое количество ошибок при чтении, отсюда затрудняется понимание смысла прочитанного, тормозится беглость и выразительность чтения. И зачастую у учащихся отсутсвует интерес к чтению.

   Моя задача, как учителя начальных классов, не только научить детей читать, но и сформировать у них прочные навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. И в первую очередь привить им интерес к чтению, к книге.

   Совершенствование техники чтения осуществляю последовательно на каждом году обучения. В своей практике использую как традиционные, так и инновационные технологии развития техники чтения.

  С первых дней обучения чтению первоклассников применяю технологии формирования навыка чтения Калининой И. Л. «Игробуквотека». Это методика обучения чтению, которая включает в себя огромное количество игрового материала, создаёт все условия для формирования у детей грамотного письма в дальнейшем.

 В уроки чтения включаю упражнения: «Буквы спрятались», «Стилизованные буквы», «Покатаемся на горках», «Слоговые цепочки», «Слово закружилось», «Чтение столбиков, имеющих одинаковую концовку» и т.д..

   Одним из эффективных приёмов является применение специальных упражнений по методике Кобзаревой Л. Г., направленных на коррекцию и развитие техники чтения.

1. Чтение слоговых таблиц:

  • чтение слогов на определенный звук;
  • дифференциация сходных слогов;
  • чтение слогов по подобию с указанием и без указания гласного.

2. Чтение схем слов, чтение слов по подобию, дифференциация сходных слов.

3. Упражнения подстановочные:

  • чтение слов с наращиванием;
  • чтение слов, отличающихся одной буквой;
  • чтение родственных слов, отличающихся одной морфемой;
  • чтение слов, начинающихся с одной приставки, но имеющих разные корни и наоборот;
  • чтение слова, в котором заменяется одна буква, изменяющая все его значение;
  • чтение слов, начинающихся с одного и того же стечения согласных;
  •  чтение слов по догадке.

   При обучении чтению целым словом и фразой  использую упражнения по технологии Н. Б. Буракова. Это педагог-новатор, автор образовательных технологий по чтению. Он предложил новый подход к обучению чтению. Этот подход позволяет подключить все каналы восприятия информации, значительно ускоряет и облегчает обучение чтению « целым словом» и «целым предложением», а самое главное прививает интерес к чтению. Сам свои технологии он так и называет «интересосберегающими». Все его упражнения легко адаптируются по индивидуальный уровень развития и личные особенности детей.

   Использование специльных упражнений по коррекции чтения от первого знакомства с буквой до чтения «целым слово и фразой»  помогает мне как учителю  избегать следующих ошибок при чтении:

1.        неусвоение букв;

2.        побуквенное чтение;

3.        искажение звуко-слоговой структуры слова;

4.        замену слов;

5.        аграмматизмы;

6.        нарушение понимания читаемого.

Приложение №1.

Упражнение по методике И. Л. Калининой.

Упражнения “Буквы спрятались”.

 Эти упражнения выполняются на 1-м этапе обучения чтению Мысленное представление недостающих элементов букв – это очень хороший вид тренировки, способствующий умственному развитию детей. Упражнения помогают ребенку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение.

 Если ребенок не может справиться с заданием, предложите ему несколько печатных букв (например, пластмассовых), из которых он должен узнать ту, которая «спряталась».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *