Разное

Ъ и ь знаки упражнения – Правописание разделительных Ь и Ъ (упражнения и тест)

Содержание

Правописание разделительных Ь и Ъ (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

 

1. В эту минуту раздались п…яные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего под…ячим. 3. Она села за фортеп…яно и сыграла несколько любимых его п…ес. 4. Лакей обез…янничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бур…ян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на бар…ерах лож… давно выцвела. 7. Раз…яренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа от…экзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бул…онное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком п…едестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компан…он для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ…ятный лазурный простор. 13. При малейшем из…яне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом от…ужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными ар…ергардами. 16. Письма Андрея стали неот…емлемой част…ю моей жизни. 17. Аксинья с…узила глаза, шевел…нув черными бровями. 18. Настал день прем…еры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы пред…явили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.

 

 

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

 

1. В городке было сконцентрировано нескол…ко батал…онов пехоты. 2. Сначала производились натурные с…емки, затем работа была перенесена в павил…оны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Глав…ювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены меж…ярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интерв…ю с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили с…экономить много времени и средств. 7. Активная контр…атака противника поставила в затруднител…ное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трех…язычный словарь. 9. В такую в…южную ноч… нетрудно было сбит…ся с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и лист…я на дерев…ях с…ёжилис… от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была испол…зована фельд…егерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремяс… избавит…ся от тяжести под…яремной жизни в условиях крепостничества. 13. Беряс… за какую-либо работу, нужно об…ективно оцениват… свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были из…яты из обращения. 15. На заре человеческой жизни поч…ти любое явление природы казалось людям сверх…естественным и необ…яснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырех…элементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пан…тюркизм, пан…японизм, лежат не стол…ко религиозные, скол…ко политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил транс…европейский перелет за нескол…ко часов.

 

 

Упражнение 3.

Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.

 

Авин..он, ад..юнктура, ад..ютант, ар..ергард, батал..он, без..абзацный, без..аварийный, без..ухий, без..ёмкостный, без..ядерный, без..языкий, бул..он, вз..обраться, вз..есться, в..есться, в..ехать, в..ёт, В..етнам, в..юн, двух..аршинный, двух..ярусный, дез..активация, дез..установка, дет..ясли, дос..е, друз..я, д..явол, из..обличить, из..украсить, из..евший, из..ездить, из..являть, из..ян, интерв..ю, ин..екция, ин..юрколлегия, ин..яз, кан..он, контр..атака, контр..угроза, контр..удар, контр..ярус, контр..экспозиция, кон..юнктивит, кон..юнктура, котил..он, лит..ё, медал..он, меж..американский, меж..европейский, меж..элементный, мин..он, нав..ючить, над..язычный, необ..ятный, неот..емлемый, об..учение, об..единение, об..ект, об..ектив, об..ективный, об..ехать, об..ятый, от..утюженный, от..учить, от..юлить, от..явленный, от..экзаменовать, пан..американский, пан..европейский, папил..отка, под..одеяльник, под..опытный, под..ельник, под..ём, под..язычный, под..ячий, пред..упредить, пред..юбилейный, пред..явитель, птич..и, раз..ахаться, раз..украсить, раз..единённый, раз..ярённый, р..яный, саф..ян, сверх..бтекаемый, сверх..ёмкий, сверх..естественный, сверх..экономный, син..ор, с..обез..янничать, с..ориентироваться, стул..я, суб..ект, суб..ективный, суб..ядерный, супер..агент, с..едобный, с..ёжиться, с..ехидничать, с..ябедничать, с..язвить, с..экономить, транс..океанский, транс..сибирский, транс..урановый, транс..европейский, трёх..осный, трёх..уровневый, трёх..ярусный, фельд..егерь, четырёх..ярусный, четырёх..этажный, шансон..е, ш..ют.

 

 

Упражнение 4.

Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь.

 

1. Даже во т..ме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на мален..ком столике сервирован поднос, на коем имеет..ся нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазоч..ке, белые маринованные грибы на тарелоч..ке, что-то в кастрюл..ке и, наконец, водка в об..ёмистом ювелиршином графин..чике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гон..чую (Пришвин). 4. Батал..он, с которым он шёл из крепос..ти, находился в ар..ергар..де (Л. Толстой). 5. Отец.. весь как-то с..ёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необ..ятном диване (Булгаков). 7. На артис..те было тол..ко чёрное бел..ё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слыш.., хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнител..ный человек и из мухи делаеш.. протод..якона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его мален..ком из..язвлённом сердце (Андреев). 11. А тепер.. им предлагалось поверит.. в реал..ност.. нового, суб..атомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему бед..нее, мен..ше, жал..че (Тынянов). 13. Вед.. почему хочет..ся быть генералом? – Потому что, случит..ся, поедеш.. куда-нибудь – фел..д..егеря и ад..ютанты поскачут вез..де вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениал..ная мысл.., и тотчас же, по своей горяч..ности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему ран..ше (Булгаков). 15. Кирпич..ные ступен..ки вели из подвала к д..вери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли камен..щики, арматур..щики, плотники, бетон..щики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабр..ский или январ..ский ден.. побродит.. по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с сер..ёзным видом, он нав..ючивал на лошадей какие-то тюки сверх..естественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожеч.. эту девку (А.Н. Толстой). 20. К под..ездам гос..тиниц уже вели мален..ких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-об..едалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как биш.. его? (Пушкин) 23. Он с новой мысл..ю поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небол..шой народ, перемешав свои кос..ти, потеряв имя и тело, чтобы не привлекат.. бол..ше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли бол..ные здоров..е (Платонов). 25. Из ближних рощ.., с пашен.. и пастбищ.. – отовсюду доносит..ся радостная птич..я разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двух..этажный павил..он сел..ского хозяйства, украшенный деревянной рез..бой (М. Горький). 27. Стремител..ным маршем идут батал..оны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матер..ю (Платонов). 29. Овцы прожили вмес..те с пастуш..ими собаками нескол..ко лет (Платонов). 30. В двадцат.. трет..ем году я был послан в дал..ний вояж.. на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелен.. перед глазами растаяла, стали выговариват..ся слова (Булгаков). 33. Вчерашний ден.. лепился из кусоч..ков, но всё-таки тревога не покидала директора Вар..ете (Булгаков). 34. Позвол..те с вами рассчитат..ся (Булгаков). 35. И сам ты поднимаеш..ся на всём к зав..юженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались п..яные крики гос..тей (Гоголь). 37. Она села за фортеп..яно и сыграла нескол..ко любимых его п..ес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на бар..ерах лож.. давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного суб..екта – длинного, как жер..д.., и в пен..сне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову жен..щины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда ден.. стал покрыват..ся ноч..ю, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустит.. овец.. во т..ме (Платонов).

 

 

Упражнение 5.

Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.

1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)

 

Упражнение 6.

Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

I. 1. Савватей посоветовал попытат… счаст…я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору от…евшиеся за осен… птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полден…—в небе ни облач…ка, над степ…ю марево, в сапогах печет ноги, а скинеш… сапоги, ступат… бол…но: так колет…ся стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз в…езжат… в улицы города, то знойно пыл…ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осен…ю, то гладко налощенные полоз…ями саней зимой, для него было непередаваемой радост…ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дар…ю, застав… ее мчат… воды по пути, который сам ей укажеш…, прикажи ей быт… слугой советской земли, и ты еще раз услышит… братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. От…езд должен был удобно, просто и мужественно разрешит… эту канител…, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требовател…нос…ти, от необходимое…ти делат… то, во что не вериш… . (Гран.) 6. Дерев…я под тяжест…ю мокрого снега гнулис…; мал…чишки во всех дворах лепили снежные крепос.ти, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами пал…то и еще в коридоре, прячас… от всевидящих материнских глаз, начинали раздеват…ся. (Проск.) 7. Михас…, сидя сейчас в подпол…е у стены, вспомнил в подробное…тях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ноч…, освеженную дождем, он вышел на новую операцию — опят… же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очен… взрослые, душевно сил…ные, давно привыкшие с настойчивост…ю и суровостью управлят… собственной суд…бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочет…ся, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет… с ними хотя бы через ден… или час — даже в том случае, ее…ли этот ден… или час будет грозит… им сер…езными неприятное…тями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительное…т… элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое — сделат… бол…шие по об…ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит…, увеличит… скорое…т… движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетает…ся из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, пол…зуяс… теорией Снигирева, бол…ше двух лет возилис… с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорит… их движение. Резул…тат отличный, работа нужна производству, все довол…ны. (Дем.)

II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и скол…ко бы боев и нанесенных немцам потер… ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехат… по этому забитому люд…ми шоссе, никому не об…ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что об…яснят… это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцат… дней, он со своими восем…юдесят…ю танками пройдет через Красную площад… . Шест…десят… «тридцат…четверок» — машины, о которых может тол…ко меч…тат… любой танкист, и двадцат… «КВ» — тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы имет… их в бригаде в первый же ден… войны! Восемьдесят… танков … (К. Симонов)

 

Упражнение 7.

Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните употребление ъ и ь в этих словах. Укажите различия в значениях этих слов.

Вьюга — метель, изъян — недостаток, объегорить — обмануть, объедала — обжора, объять — обнять, подъем — воодушевление, пьедестал — постамент, снадобье — лекарство.

 

Упражнение 8.

Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2—3 примера (в предложениях) на каждое правило правописания ъ и ъ.

 

Тест по теме «Правописание разделительных ъ и ь»

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  раз..емный, без..ядерный, изголов..е

2)  в..езжающий, из..ятый, меж..этажный

3)  с..емный, об..ектив, двух..ярусный

4)  необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит


2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1)  бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш..ся с людьми

2)  стало невмоч.., голос певуч.., громкий плач.., оденеш..ся потеплее

3)  промаж… клеем, удивительный товарищ.., грозовых туч.., печ.. рулет

4)  разреж..те лист, достучиш..ся до соседа, бежать вскач.., помощ.. преподавателя

 

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  ад..ютант, под..ездной, под..ячий

2)  об..ект, об..езженный, интер..ер

3)  об..явленный, компан..он, прод..юсер

4)  из..ян, неот..емлемый, ин..екция

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1)  поздороваеш..ся с другом, двигаться вскач.., быстро одеваеш..ся, стало невмоч..

2)  лучший товарищ..,  заметная фальш..,  изнуряющая суш.., длинный меч..

3)  реж.. хлеб, игра не стоит свеч.., несколько луж.., встре­тиш..ся с братом

4)  мятеж.. офицеров, попрощаеш..ся с матерью, назнач..те место встречи, щедрый богач…

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  пан..европейский, ин..екция, протод..якон

2)  сверх..естественный, кон..юнктура, транс..европейский

3)  пред..юбилейный, интерв..ю, звен..евой

4)  трех..язычный, кан..он, п..едестал

                         Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками

Цель: Закрепить полученные учащимися знания о разделительных Ъ и Ь знаках. Закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков. Повторить ранее изученные орфограммы.

Развивать умение группировать, выделять подгруппы по определенным свойствам. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

1. Организационный момент.

Учитель: У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

Гостем урока будет наш друг – инопланетянин Янт. Он не только пришел посмотреть как знания полученные на уроках информатики вы применяете и используете на уроках русского языка, но и приготовил задания для вас. Надо, братцы, разобраться и Скорей за дело взяться.

Вот девиз, который предлагает нам друг Янт для урока. Рассмотрим его с точки зрения информатики, используя изученную тему “Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы”. (Что у любого есть? Что любой умеет? Что еще есть? Что еще умеет?).

На доске: Друзья, ученье нас объединяет!

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Какова тема урока с точки зрения русского языка?

Дети: Разделительные Ъ и Ь.

Учитель: А с точки зрения информатики?

Дети: Объект группы.

Учитель: Что общего у объекта?

Дети: Название – разделительные знаки.

Учитель: Какие общие действия?

Дети: Разделяют согласную от гласной е, ё, ю, я.

Учитель: Каковы составные части?

Дети: Ь стоит в корне, Ъ перед приставкой.

Учитель: Вы так дружно работаете, что действительно, ученье нас объединяет. Продолжим работу над разделительными Ъ и Ь знаками.

3. Тренировочные упражнения.

Учитель: Запишите девиз в тетрадь. Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Это обращение, к вам обращаются, делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушали и вчитались.

Учитель: Что вы записали?

Дети: Предложение.

Учитель: Из чего оно состоит?

Дети: Предложение состоит из слов.

Учитель: Из каких слов? Одной части речи? Что выражает предложение?

Дети: Предложение выражает законченную мысль.

Учитель: На какие группы я могу разделить слова этого предложения, учитывая тему урока: “Разделительный Ъ и Ь знаки”?

Дети: Друзья, ученье – Ь; объединяет – Ъ.

Учитель: По какому признаку вы их объединили?

Дети: Разделительные Ь и Ъ знаки пишутся после согласных перед гласными е, ё, ю, я.

Учитель: Посмотрим, как вы свои знания проверяете на практике. Что случилось со словами? Янт, это ты тут поработал?

На доске:

а) стуля

б) подёмник

семка

сёжился

лиси

вюнок

обездил

обяснил

ружё

ателе

Учитель: На какие группы можно разделить данные слова?

Дети: Слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

Учитель: Мальчики выписывают слова с разделительным Ъ, а девочки – с Ь.

Взаимопроверка.
Раз, два, три, четыре,
Начинается игра.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь – учителя.

Учителя – девочки называют слова с Ъ знаком и объясняют. Учителя – мальчики – с Ь и объясняют.

Учитель: На какие подгруппы можно разделить слова каждой группы?

 

Учитель: Молодцы, справились с заданием.

б) Выборочный диктант.

Учитель: Я и не думала, что Янт увлекается чтением стихов и предлагает вам выписать слова в группы на изучаемую орфограмму. Он прочитает стихотворение, а вы запишете слова в тетради:

Воробьишка над ручьем
Своей семье построит новый дом.
Крыльями помашет,
Вот колья вобьет.
И вьюга в их дом никогда не войдет!

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

Учитель: Прочитайте, какие группы слов вы выписали.

Физминутка.

“Прогулка”.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

в) Самостоятельная работа.

Учитель: А вот эта работа станет отчетом, который Янт отвезет на свою планету. Прочитайте предложения и вставьте нужные буквы.

Текст на карточках.

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.

Учитель: О чем говорится в предложениях? Можно их назвать текстом? Почему? Докажите.

Дети: В предложениях говорится о борьбе зимы с весной. Эти предложения связаны между собой по смыслу, объединены одной темой, поэтому их можно назвать текстом. На какие группы можно разделить орфограммы?

Орфограммы

Приставки

Безударные гласные

Ъ знак

Ь знак

Парны согласные

4. Итог.

Учитель: Мне кажется, что каждый из вас достоин звания “Знаток темы”. Напомните, какая у нас тема?

Дети: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Учитель: Что разделяют Ъ и Ь знаки?

Дети: Разделительный Ь знак разделяет согласную от гласной в корне слова.

Разделительный Ъ знак отделяет приставку от корня.

Учитель: Что в них общего?

Дети: Они ставятся перед буквами е, ё, ю, я.

Учитель: Чем отличается каждая группа?

Дети: Перед приставкой пишется Ъ знак; в корне слова – Ь знак.

Учитель: Всем ребятам надо знать,

Где Ъ, а где Ь знак писать.

Спасибо за урок.

Приложение

urok.1sept.ru

Правописание мягкого знака (упражнения)

Упражнения по теме «Правописание мягкого знака»

 

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Бессроч…ный кредит, побывать вез…де, большая прос…ба, бор…ба за чистоту, малярные кис…ти, хороший подсолнеч…ник, воз…мем с собой, общ…ность интересов, выпустить бюллетен…, оден…те ребенка, искусная рез…ба, получить ден…ги, мен…ше спорить, длител…ная болез…нь, тон…чайшая работа, закон…чить в срок, искрен…няя привязанность.

 

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.

 

Обжеч… кирпич…, подстрич… акацию, береч… горючее, подбереш… факты, достан… багаж…, отреж… хлеба, дверь настеж…, гореч… микстуры, следы пожарищ…, крыши дач…, созревает рож…, жду новых встреч…, юноша горяч…, выходиш… замуж…, малыш… похож… на отц­а, стрич… овец, наш выигрыш…, ненужная вещ…, хороший товарищ…, булатный меч…, будеш… печ… пироги.

 

Упражнение 3.

Вставьте, где это необходимо, ь. Почему слова сгруппированы таким образом? Сформулируйте правила.

 

Ломот(?) тес(?)ма рал(?)ли гроз(?)д(?)

петел(?) молот(?)ба мил(?)лион жес(?)т(?)

щавел(?) тон(?)ше кол(?)лекция новос(?)т(?)

черпат(?) син(?)ка ил(?)люзия с(?)теп(?)

связ(?)издат пис(?)мо бел(?)летрист т(?)вёрдый

л(?)стец вос(?)меро тис(?)нение пач(?)ка

скал(?)пел(?) Куз(?)мич бин(?)тик соч(?)ный

анал(?)гин воз(?)ми уяз(?)вим мощ(?)ный

бел(?)мо о прос(?)бе вин(?)тик набор(?)щик

пил(?)щик в тюр(?)ме мос(?)тик бан(?)щик

 

Упражнение 4.

Замените звуки буквами. Напишите слова.

 

Ня[н’]кА, до[ч’]кА,  пе[с’]ня, пе[н’]сия, ня[н’]чи[т’], мы[с’л’], жи[з’н’], фа[н’]тик, го[н’]щик, зо[н’]тик, ко[с’]ти, ба[н’]щик, ба[с’]ня, ле[н’]тяй, бли[н’]чик, вско[л’с’], [з’]де[с’], [с’]ти[л’], тро[с’т’], ба[л’]истика.

 

Упражнение 5.

Образуйте от слов, данных в скобках, слова, называющие исполнителя работы, — у вас получится рекламное объявление.

 

Объявление

Мастер-профессионал предлагает услуги (плитка), (стекло), (паркет), (штукатурка), (установка) дверей, (сборка) подвесных потолков и т. п.

Тел.: 111-11-11. Владимир.

 

Упражнение 6.

Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова.

 

Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?), биш(?), брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).

 

Упражнение 7.

Вставьте, где это необходимо, ь. Пользуясь словарём, объясните значение фразеологизмов.

 

Ан(?)нибалова клятва, ахил(?)лесова пята, боч(?)ка Диогена, золотая молодёж(?), ал(?)фа и омега, краеугол(?)ный камен(?), питат(?)ся манной небесной, камен(?) преткновения, золотой дожд(?).

 

Упражнение 8.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.

 

Вскол..з.., сел..д.., клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в.., сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н.., ос..миног, вес..ма, цер..ков.., четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т.., нояб..р.., сен..тяб..р.., пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат.., восем..надцат.., пят..десят.., шест..десят.., сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.

 

Упражнение 9.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.

 

Брос..те, (он) бросает..ся, вееш.., лещ.., пустош.., (несколько) барышен.., кирпич.., (много) разин.., мелоч.., врач.., строиш.., (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш.., (несколько) таможен.., настеж.., (несколько) кухон.., полноч.., бреш.., горюч.., горяч.., фальш.., привлеч.., кумач.., нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш.., (много) яблон.., вещ.., трубач.., (много) задач.., мелоч.., блиндаж.., (много) тихон.., волнуеш..ся, (много) нян.., чертёж.., меч.., мяч.., реч.., камыш.., (много) пашен.., надееш..ся, (несколько) купален.., мыш.., (много) басен.., молодёж.., рож.., клич.., дюж.., (надо) учит..ся, (несколько) черешен.., (надо) выспат..ся, из-за рабын.., дич.., (много) туч.., (несколько) тысяч.., заглядываеш..ся, замуж.., невмоч.., познаком..тесь, (он) познакомит..ся, (надо) познакомит..ся, готов..ся, (надо) готовит..ся, (он) готовит..ся, (несколько) барышен.., до плеч.., ключ.., гремуч.., (мороз) жгуч.., проч.., трескуч.., (несколько) кляч.., хорош.., пригож.., намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич.., наотмаш.., взвес..те, эконом..те, вскач.., невтерпеж.. .

 

Тест по теме  «Правописание мягкого знака»

 

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) камыш…

2) слышиш…

3) колюч…

4) с груш…

2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) тягуч…

2) шабаш…

3) вскач…

4) замуж…

3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) не могу удержат…ся

2) набор…щик

3) скоро появит…ся

4) клян…чить

4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

1) помаж…те

2) луч…

3) надо стремит…ся

4) наотмаш…

5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

1) представиш…

2) съеш…

3) точ…-в-точ…

4) колюч…

6. В каком ряду во всех словах ь является показателем грамматических признаков?

1) Учить, увлечь, брать, мелочь.

2) Плачь, брошь, мелочь, едешь.

3) Стеречь, уделять, мощь, объявишь.

4) Спорь, сплошь, бить, тишь.

 

                                                                                              Ответы

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Разделительные Ь и Ъ знаки

ТЕОРИЯ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь и Ъ
предназначены для того, чтобы РАЗДЕЛЯТЬ последущий йотированный гласный на 2 звука, если нет другой причины того, чтобы последущий гласный (мы их называем “хитрыми”) обозначал 2 звука (в начале слова и в позиции после гласной)

В начальной школе изучаются не все виды слов, в которых пишется раделительный Ъ знак. Мы знаем только то, что Ъ разделительный пишется МЕЖДУ ПРИСТАВКОЙ (заканчивающейся на согласный) и КОРНЕМ (начинающийся на “хитрый” гласный = Е, Ё, Ю, Я). Именно Ъ знак позволяет этой хитрой гласной показывать 2 звука, первый из которых [j!]=[й!]. Разделительный Ь знак пишется либо в корне, либо после корня после согласного перед “хитрой” гласной. 

ЭТО САМЫЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА, позволяющие определить выбор Ъ и Ь знаков. 

Поэтому, для того, чтобы быть более уверенным в правильной постановке знака при письме, нужно сначала устно выделить корень и приставку (если она есть), а затем включать логику и выбирать Ъ или Ь. Или вообще ничего не вставлять.

ЗАПОМНИ!!! Существует очень простое “НИКОГДА”: Разделительные Ь иЪ знаки НИКОГДА не будут стоять между двумя гласными и двумя согласными!



УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА

1. Вставь пропущенные буквы, подчеркни слова,в которых Ъ и Ь знаки разделительные. Докажи.

У под…езда дома пят…,

Об…явление опят…

“Мар…и, Дар…и и Тат…яны,

Ол…ги, Соф…и и Ул…яны!

На кон…ки пора встават…,

По л…ду скол…зкому гонят…!”

 

2. Запиши одним словом с Ь или Ъ разделительными знаками.

Животное, наиболее близкое к человеку построению тела – обезьяна.

Кондитерское изделие –печен…е.

Втолковал, разжевал и в рот положил – раз…яснил.

Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения – об…явление.

Энергичный рост, сильное развитие чего-либо, воодушевление, возбуждение, участок дороги, поднимающейся в гору – под…ём.

События перед юбилеем – пред…юбилейное.

Растолковать, сделать понятным (об…яснить)

Недоеденные куски (об…едки)

Полоса земли вдоль берега моря, озера (побереж…е)

Вход в здание ( под…езд)

Снежная буря (в…юга)

Мясной отвар (бул…он)

3. Вставь пропущенную букву, где нужно. Объясни.

С…ёжился, солов…и, в…ехал, по…ехал, под…ехал, с…ёмки, вы…емка, с…едобные, раз…яснить, в…юга, пред…юбилейный, вы…езд, под…езд, вороб…и, об…едки, об…езд, под…ём, об…яснить, от…ехал, за…ехал, об…явление, лист…я.

4. Найди ошибки. Исправь. Перепиши правильно.

Волк ужасно разярён,

Сесть ежа не может он

Еж, хотя он и седобен:

Для седенья неудобен:

Сежась, выставил иголки-

Обегорил злого волка.

5. Разгадай кроссворд, прочитай ключевое слово.

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
  2. Снежная буря.
  3. Место, где въезжают.
  4. Место в пути, где дорога поднимается вверх.
  5. Кондитерское изделие.
  6. Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
  7. То же, что и укол.
  8. Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой.
  9. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
  10. Мать, отец, дети.
  11. …дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
  12. Домики для пчел.
  13. Воспаление наружной оболочки глаза.
  14. …стрекоза, лето красное пропела.

6. Спиши, вставляя, где необходимо, ъ или ь знаки.

Медвежат я при…несла, 

По…садила у стола, 

Предложила угощен…е – 

Мед на блюдце и варен…е. 

Мишки скуч…ные сидят – 

И не п…ют, и не едят, 

А медку они бы с…ели, 

Если б рот от…крыть сумели.

 

7. Спиши, правильно вставляя нужную букву.

Весной птицы в…ют гнезда, а осен…ю покидают родные края.

Кошке очень хотелось с…есть вороб…я. Вороб…и летали низко, да схватить их было трудно.

На мосту бревна раз…ехались, и машины пошли в об…езд.

 


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Буду признательна за Вашу помощь в пополнении копилочки. ПРисылайте свои задания. Давайте создавать копилку заданий сообща и все вместе ею пользоваться

www.selezneva-lichnost.ru

Урок «Упражнения в правописании слов с разделительными Ь и Ъ знаками»

Ι. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня школа не простая

В ней детективов обучают

Развивать у всех должна

Наблюдательность она

Память, логику, внимание.

Чтобы выполнить задание.

Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?

( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться

« Детективное агентство».

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ι Ι. Постановка проблемы

В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Грамматика». Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.

«Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Один брат был добрым и ласковым, старался все смягчать, а второй отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.

Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста.

Ребята, что мы как настоящие детективы должны сделать? Срочно отправляемся в путь. А что мы будем делать в пути? (Мы будем собирать информацию, делать выводы, принимать решения.)

– Сформулируйте цель урока.

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Ι Ι Ι. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

    Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

    (Число, классная работа).

    Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке. Все ли из них можно встретить в словах русского языка?

    (На доске буквосочетания: бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)

    Учащиеся: Нет, два буквосочетания не могут нам встретиться.

    Учитель: Объединившись в пары, скажите какие порядковые номера этих буквосочетаний.

    Учитель: Кто сможет объяснить свой выбор.

    Учащиеся: Мы знаем, что разделительный ъ пишется после приставок, заканчивающихся на согласную букву. Значит буквосочетания оъ не может быть. Еще мы знаем, что разделительный ъ пишется перед йотированными гласными. Значит и буквосочетание ъп нам встретиться не может.

    Учитель: Запишите оставшиеся буквосочетания.

    Словарно- орфографическая минутка.

      Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану. Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте словарные слова и записывайте их в блокнот.

      Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.

      Даниил (ребёнок – инвалид, ДЦП) работает по карточке (Мы наденем п…(а,о)льто и теплые с…(а,о)поги. Возьмем п…(о,а)ртфель и красивый п…(е,и)нал, в котором будут лежать к…(о,а)рандаши. С нами пойдет с…(о,а)бака Линда и мы отправимся в г…(а,о)род. Нам не помешает даже сильный м…(а,о)роз.

      Ростислав (ребёнок 7 вида) работает по карточке (П…(а, о)льто, с…(а, о)поги, п…(о,а)ртфель, п…(е,и)нал, к…(а,о)рандаши, с…(о,а)бака, гор…(о,а)д, м…(о,а)роз.

      Какие слова мы записали?

      Ребята, нам необходимо составить фоторобот . Что мы знаем о пострадавших братьях? Давайте вспомним правило о написание разделительных ъ и ь знаков в словах.( рассказывают правило)

      На доске незаконченные фотороботы братьев. Давайте добавим особые приметы. ( добавляются схемы ).

      Коммуникативные УУД

      1. Умение работать в паре.

      Познавательные УУД

      1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

      2. Представлять информацию в виде схемы.

      3. Обобщать и классифицировать по признакам.

      Регулятивные УУД

      1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

      Личностные результаты

      1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

      ΙV. Развитие умений – применение знания.

      Мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки. (Пальчиковая гимнастика) Мы должны собрать следующие улики: выбрать слова с разделительным Ъ и разделительным Ь (по вариантам) .

      Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём,, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен…е, в…зял, птич.ий, в…юга, с…прыгнул, ноч.ю, с.емка, приё.мный, по.играть , жилье.

      Даниил играет в игру «Будь внимателен». Если в слове Ъ знак подними правую руку, Ь – левая рука, в слове нет ни Ъ, ни Ь знаков – топот.

      Ростислав работает по карточке Соедини букву со словом

      съёмка

       

      ручьи

      съел

      Ь

      подъезд

      вьюга

       

      объём

      вьют

       

      деревья

      под…ём

      Ъ

      сем…я

      ул…и

       

      с…езд

      Ну вот наши улики и превратились в вещественные доказательства. Необходимо разобрать их и разложить правильно. В синий коробок мы сложили слова с Ъ, а в красный – с Ь.

      А теперь проверьте работы у соседа по парте. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.

      Коммуникативные УУД

      1. Умение работать в паре.

      Познавательные УУД

      1. Обобщать и классифицировать по признакам.

      Регулятивные УУД

      1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

      Личностные результаты

      1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

      . Работа по теме.

      А мы продолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е, ё, ю, я. Они утверждают, что различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень. А давайте устроим им очную ставку.

      Посмотрите, ребята, на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то верну братьев на место. Безграмотность.»

      А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки и исправьте их. Задание по выбору.

      Ребята вы можете сами выбрать себе задание (карточки).У вас на столе лежат карточки с заданиями. жёлтый – самый легкий, зелёный – по сложнее, красный – самый сложный. Подумайте, рассчитайте свои силы и решите, какое задание вам выбрать.

      1 уровень.

      Вьезжать в лес, шъёт платье, подьём флага, пъет молоко.

      2 уровень.

      собирай толька седобные грибы.

      3 уровень.

      Девочька съела напинёк и села перожок.

      Кто выбрал задание 1 уровня? Поднимите руки.

      Кто выбрал задание 2 уровня? Поднимите руки.

      Кто выбрал задание 3 уровня? Поднимите руки.

      Познавательные УУД

      1. Выявлять сущность, особенности объектов.

      2. На основе анализа объектов делать выводы.

      Регулятивные УУД

      1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

      2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

      VΙΙ. Развитие речи.

      Ребята, необходимо провести экспертизу.

      Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картинка, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.

      1 группа восстанавливает деформированный текст.

      Лыжные соревнования.

      Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях. Впереди их ждал крутой подъем. Судья зачитал участникам правила. Вскоре все дети подъехали к финишу. Преодолев его, лыжники друг за другом съехали с горы.

      2 группа вставляет пропущенные слова

      Лыжные соревнования.

      Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. … зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

      Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

      (Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

      3 группа замени слово, которое часто повторяется синонимами.

      Лыжные соревнования.

      Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. Учитель зачитал участникам правила. Впереди детей ждал крутой …… Преодолев его, дети друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

      4группа составляет текст, используя словосочетания:

      объявил о соревнованиях

      объяснил правила

      началась гонка

      подъём впереди

      подъехали к финишу

      5группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.

      Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы  можно поручить проверить ученикам 3 группы.

      Дети записывают текст в тетради.

      Даниил работает в программе http://linoit.com .

      Познавательные УУД

      1. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

      Регулятивные УУД

      1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

      Коммуникативные УУД

      1. Развиваем умение слушать и понимать других.

      2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

      3. Оформлять свои мысли в устной форме.

      4. Умение работать в группе.

      ΙX. Работа по теме

      И чтобы получить удостоверение «Настоящий детектив» вам необходимо сдать экзамен.

      Выполни тест .

      Выбери верное утверждение:

        А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю,я.

        Б) разделительный твердый знак пишется после корня

        2. Выбери верное утверждение

        А) разделительный мягкий знак пишется после приставки, перед согласным

        Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е,ё,ю,я.

        3. В какой строчке все слова пишутся с разделительным мягким знаком?

        А) пальто, колья, полью

        Б)листья, письмо, вьюга

        В)счастье, деревья, веселье

        4. В какой строчке в написании слов допущена ошибка?

        А)воробьи, ульи, съезд

        Б) колья, подъём, вехал

        В)соленье, вьёт, печенье.

        Познавательные УУД

        1. Выявлять сущность, особенности объектов.

        Регулятивные УУД

        1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Конспект урока по русскому языку “Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками””

        План-конспект по русскому языку (3 класс) по теме:

        «Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками».

        Образовательная система «Школа 2100».

        Цели урока:

        • научить детей умению различать на письме правописание разделительных ъ и ь знаков;

        • графически обозначать орфограмму;

        • закрепить правило правописания разделительного ъ и ь знаков.

        Задачи урока:

        • Образовательные: закрепить умения писать слова с разделительными ъ и ь знаками, закрепить правило правописания ъ и ь знаков.

        • Развивающие: развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными ъ и ь знаками, развивать мышление на основе упражнений, развивать вербальную память на основе упражнений с запоминанием.

        • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимоуважение, интерес к предмету через содержание учебного материала.

        Формирование универсальных учебных действий:

        Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в разных формах и работать с ней.

        Личностные УУД: понимать причины неудач в собственных действиях и уметь оценивать качество выполненной работы.

        Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цель урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.

        Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

        Тип урока: обобщение и систематизация знаний (комбинированный урок с использованием ИКТ).

        Технологии обучения: проблемные, здоровьесберегающие, игровые, информационные.

        Формы работы: практическая работа (индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированный подход).

        Оборудование: учебник «Русский язык» Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев; мультимедийный проектор; экран; ноутбуки, раздаточные карточки с заданиями, памятки, сигнальные карточки.

        Ход урока.

        1. Организационный момент.

        Самоопределение к деятельности.

        • Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка.

        • С каким настроением вы пришли на урок?

        • Посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

        • Нам на уроке предстоит большая работа.

        • А чтобы мы справились со всеми заданиями, как вы должны работать на уроке?

        • Прочитайте девиз сегодняшнего урока: «Знание – не только сила, но и путь к успеху» (слайд 1).

        • Как вы понимаете смысл этого высказывания?

        • Почему сегодня у нас такой девиз?

        • Итак, всем удачи, начинаем урок.

        1. Актуализация знаний.

        • Ребята, как называется раздел, который мы с вами изучаем? (Слово)

        • Почему мы так много времени уделяем именно слову? (В словах находятся орфограммы).

        • Что означает орфограмма? Чтение значения слова из толкового словаря (орфо – правильно, графия – пишу). Слайд 2

        Сегодня на уроке будем повторять орфограмму. А какую, вы скажите мне, когда выполните задание.

        Чистописание (фронтальная работа).

        На доске написаны слова:

        речка, съемка, абрикос, гроза, трамвай

        • В каком слове спряталась буква, которая не обозначает звука? (ъ) Слайд 3

        • Какая еще буква не обозначает звука? (ь)

        • Откройте тетради, запишите дату.

        • Сегодня мы пропишем эти буквы.

        ъъъ, ььь

        • Обратите внимание на наклон и высоту букв.

        • Обратите внимание на посадку за партой.

        • Выберите и подчеркните те буквосочетания, которые получились лучше всего.

        Словарный диктант. Слайд 4, 5

        Запись словарных слов под диктовку учителя, обозначение орфограмм:

        Характерный, календарь, хоккей, чувство, аллея, абрикос, рябина, команда, лимон.

        Взаимопроверка тетрадей. Работа в парах. (Проверка по образцу на доске). Проставьте самооценку на листочках за словарную работу.

        III. Формулирование темы урока и цели. Учитель:

        В стране Русский Язык

        В городе Алфавите

        Живут два брата-двойняшки,

        Носят одинаковые рубашки.

        Хоть они друг на друга похожи,

        Их характеры совершенно не схожи.

        Ученик «Ь»:

        Младший брат-весельчак и добряк,

        И зовется он – Мягкий Знак.

        Он ласков и добродушен,

        И всегда во всем послушен.

        Ученик «Ъ»:

        Старший брат – строг и суров.

        Не говорит он много слов.

        И во всех он делах упертый.

        И зовется он – Знаком Твердым.

        Учитель:

        Но живут вместе братья дружно.

        Не встают в те слова, где не нужно.

        Четко правила соблюдают.

        И друг другу в делах не мешают.

        • Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками) (слайд 7).

        • Какие цели поставим?

        • Давайте посмотрим, совпадут ли наши цели? (слайд 8)

        1. научиться различать, где в словах пишется ъ, а где ь знаки;

        2. научиться выделять графически орфограмму в словах с ъ и ь знаками.

        Проводится гимнастика для глаз.

        1. Тренировочные упражнения.

        1. Работа по учебнику. Открываем учебники с. 139 упр. 173 Слайд 16

        – Прочитайте задание, что необходимо сделать?

        – На партах у вас лежат памятки по работе с правилом.

        Выполнение упражнения, запись лучших составленных предложений.

        – Проставьте самооценку за выполнение упражнения на листочках.

        Физминутка. Слайд 17

        Рефлексия (привести свои примеры, спросить учеников каждого ряда).

        • Кто хорошо понял тему и может правильно поставить в слове нужный знак и сможет объяснить другим?

        • Кто затрудняется в правописании?

        • Кто совсем не понял эту тему?

        Учащиеся, которые хорошо усвоили тему, ещё раз объясняют всему классу правописание разделительного ъ и ь знаков.

        2. Разноуровневые задания.. Слайд 18,19

        • А теперь ребята вы можете сами выбрать себе задание (карточки).

        • У вас на столе лежат карточки с заданиями. 1 уровень – самый легкий, 2 уровень – по сложнее, 3 уровень – самый сложный. Подумайте, рассчитайте свои силы и решите, какое задание вам выбрать.

        1 уровень.

        Вьезжать в лес, шъёт платье, подьём флага, пъет молоко.

        2 уровень.

        собирай толька седобные грибы.

        3 уровень.

        Девочька съела напинёк и села перожок.

        • Кто выбрал задание 1 уровня? Поднимите руки.

        • Кто выбрал задание 2 уровня? Поднимите руки.

        • Кто выбрал задание 3 уровня? Поднимите руки.

        Предложения записаны на доске, дети выходят к доске и исправляют ошибки.

        • Трудно было выполнить это задание? Почему?

        • Довольны ли вы своей работой?

        • Проставьте самооценку за разноуровневые задания на листочках.

        3.Самостоятельная работа. Работа за компьютерами.

        – А теперь, ребята, I вариант выполняет задания на компьютерах (Академия младшего школьника, орфографический экзамен, задание 76).

        – Ребята II варианта выполняют задания на индивидуальных карточках.

        Самопроверка по образцу. Слайд 20,21

        Задание: вставьте ъ и ь знаки

        ТенЬю, крылЬя, здоровЬе, сЪёжился, подЪём, ружЬё, ручЬи, разЪединил, сетЬю, обЪятия, обЪявление, разЪярённый, обезЬяна, бЬёт, прутЬя, хлопЬя.

        – Проставьте самооценку за задания на компьютере и задание «Проверь себя».

        1. Итог урока.

        • Чему учились?

        • Какие цели ставили в начале урока?

        • Достигли ли мы их?

        • Что помогло эти цели нам достичь?

        • Над чем еще нужно поработать? Слайд 23

        1. Рефлексия.

        – Посмотрите на свои листы самооценки подведите итог

        – Оцените свою работу за весь урок и поднимите нужную карточку (карточки на столе). Слайд 24

        «Я понял всё, но у меня остались вопросы» «красная»

        «Я всё понял, могу работать, пользуясь правилами» «жёлтая»

        «Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому» «зелёная»

        VI Выставление оценок.

        – Итак вы проставили самооценку, я соберу ваши листочки и проставлю свою оценку, посмотрю, совпадает она с вашей и выставлю общую оценку за урок.

        V II Домашнее задание.

        1. Упр. 5 с. 141.

        2. Творческое задание. Составить свой плакат – подсказку о правописании разделительного ъ и ь знаков (слайд 25).

        infourok.ru

        Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения

        Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них – правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

        Твердый знак: история и его роль в слове

        Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

        Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

        В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

        После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

        В каких случаях в словах ставится ъ

        Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

        • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
        • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
        • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта.
        • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

        Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

        Когда ъ не ставят

        Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

        • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный.
        • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг.
        • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока.

        Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер – не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а –дьяч – это корень.

        Какие функции выполняет мягкий знак

        Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

        При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

        В отличие от твердого знака, мягкий в слове может выполнять 3 функции.

        • Разделительную.
        • Информирует о мягкости предшествующего звука.
        • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

        Правила употребления мягкого знака

        Изучая законы русского языка, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит усвоить несколько правил:

        • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь – это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный. Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
        • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

        В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

        • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба. Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка).
        • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
        • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй – приобретает твердость: просьба – в просьбе, письмо – в письме.
        • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) – лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) – конь (животное).

        В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

        • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
        • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
        • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь – ляг): вынь – выньте, кинь – киньте.
        • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
        • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

        Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

        Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

        • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж.
        • В инфинитиве: беречь, испечь.
        • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
        • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
        • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде – клич, палаш.

        В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

        • В существительных II склонения: палач, муляж.
        • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
        • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

        Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

        Употребление ь и ъ знаков: упражнения

        Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

        В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

        Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно – поставить мягкий знак.

        В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом – те, которые употребляются с ь, во втором – те, которые без него.

        Несмотря на то что и твердый, и мягкий знаки являются “немыми” буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

        fb.ru

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *