Художественные способности это: Электронная библиотека УрГПУ: Invalid Identifier
Художественные способности.
Способности – индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Художественные с. – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Роль воображения в творческом процессе велика, творчество тесно связано со всеми психическими процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, сознание), в том числе и с воображением. Возможность творчества в значит, степени обеспечивается имеющимися у ч. знаниями, способностями. Важнейшими условиями творчества является наличие определённых переживаний, создающий эмоциональный.
Помимо этого важно обладать и некоторыми качествами восприятия:
1)чувство целого; 2)чувство пропорций; 3)форма предмета; 4)светотень; 5)колорит; 6)ритм.
Восприятие тесно связано с нашими ощущениями, а их характер непосредственно зависит от условий, в которых эти ощущение формируются: ощущение цвета зависит от освещённости; в. величины – от расстояния до предмета; восприятие формы зависит от того, в какой плоскости по отношению к органу зрения располагается воспринимаемый предмет.
Художественные (изобразительные) способности – способности к изобразительной деятельности, характеризующие степень освоения этой деятельности и продуктивной, творческой работы в области художественного искусства.
Проблема диагностики и развития художественных способностей – одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу. Хотя природа художественного таланта интересовала мыслителей, людей науки и искусства со времен Аристотеля, до последнего времени сделано в этой области сравнительно мало.
Исключение составляет лишь изучение музыкальных способностей.Художественные (изобразительные) способности начинают активно изучаться еще в начале XX в. В это время складывается три основных направления в исследовании художественных способностей:
-изучение особенностей личности творческих людей, художников , «сверхнормально» одаренных к рисованию детей. Поиск отличий не способных к рисованию людей и талантливых рисовальщиков, предпринятый Э. Мейманом, позволил определить причины неспособности к рисованию, которые проявляются как в недостатке одаренности (и прежде всего в особенностях восприятия, зрительной памяти и синтезирующего видения), так и в недостатке упражнений.
– сам процесс рисования. Так, например, Ф. Ейер изучал процесс рисования в лабораторных условиях, на основании чего он выделил технические характеристики одаренных рисовальщиков.
-Выявлению способностей к художественному творчеству посвящены работы представителей третьего направления. Н. Мануэль описывает тринадцать составляющих способностей к рисованию: от зрительной памяти, способности наблюдать, комбинировать, различать цвета и размеры до интереса к деятельности и общей интеллигентности.
Изучая проблему художественных способностей в течение ряда лет, Н. Мейер выделил следующие составляющие художественного таланта:
-врожденные способности,
-эстетическую отзывчивость
-комбинаторную способность.
Компоненты худ способностей:
-способность целостного видения,
-способность остро чувствовать вертикальные и горизонтальные направления
-способность точной оценки отклонения от опорных направлений,
-способность точной оценки пропорций,
-способность оценки “светлотных” отношений,
-способность к оценке перспективных сокращений,
-способность к цвету,
-зрительную память.
Доказано, что “индивидуальные различия в отношении данной деятельности необходимо искать прежде всего в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений”. Одним из важнейших компонентов художественных способностей в изобразительном искусство является -способность целостного или синтетического видения. Не менее существенны ряд двигательных реакций и связанное с ними мышечное “чувство”, а также -способность возникновения зрительно-кинестетических ассоциаций.
Таким образом, обобщая приведенный материал, можно выделить следующие ведущие свойства в художественных способностях:
– особенности творческого воображения и мышления
-свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов
-развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому
-волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.
Эстетическое отношение – основа художественных способностей человека «Мир художника»
в раздел Оглавление
Эстетическое отношение — основа художественных способностей человека
По сложившейся в психологии традиции способности к разным видам искусства относятся к категории «специальных»; в качестве таковых они отличаются от «общих», под которыми обычно понимают общие умственные способности. Вместе с тем психологи не отделяют проблему общей одаренности от изучения способностей к конкретным видам деятельности и даже специально подчеркивают их неразрывность. Так, С. Рубинштейн писал: «Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивидуума, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности» [143, с. 645]; Б. Теплов предпочитал вообще не говорить об общей и специальной одаренности отдельно, так как внутри одаренности к конкретными видам деятельности присутствуют как более общие, так и более специальные моменты.
Следовательно, то или иное понимание «общих моментов» одаренности не может быть нейтральным для изучения специальных способностей. Наоборот, оно в значительной степени предрешает пути и результаты этого изучения.
В ряде случаев понимание общих способностей как умственных позволяет беспрепятственно перейти к изучению специальных способностей. Например, общая умственная способность к обобщению выступает как математическая способность, когда она «специализирована» и проявляет свою силу главным образом на математическом материале [74, с. 79]. Легко представить ряд других модификаций той же способности к обобщению, входящих в структуру способностей к другим видам теоретико-познавательной деятельности. Но при всем значении интеллекта в художественном творчестве было бы явной натяжкой утверждать, что одаренность живописца или музыканта представляет собой модификацию тех же качеств, которые лежат в основе теоретико-познавательной деятельности. Сказанное, в частности, получило подтверждение в исследовании особенностей обобщения у художественно одаренных людей, которое излагается в следующей главе.
Известно, что способности к разными видам искусства часто «совпадают» у одних и тех же людей. Пытаясь объяснить этот факт, Б. Теплов, Б. Ананьев и другие ученые фактически соприкасались с проблемой общих художественных способностей.
Интересное освещение получает она в работах В.Д. Ранкова [57 и др.].
С нашей точки зрения, в основе общих художественных способностей человека лежит ЭО к действительности, которое представляет собой как бы единый корень всех видов художественного освоения мира, присутствует в качестве «общего момента» внутри различных видов художественно-творческой одаренности. А более специальные способности (литературные, музыкальные и т.д.) выступают как его конкретизация применительно к отдельным областям искусства, по-разному отображающим мир, работающим с различным материалом, требующим разного сенсорного «обеспечения», разной подготовки и т.п.
Что же касается действительно общих (мы бы сказали — общих творческих) способностей, то путь к решению этой проблемы не может состоять в том, чтобы сводить разные виды способностей — к умственным, разные виды творчества — к интеллектуальному. Для этого, с нашей точки зрения, нужно прийти к обобщениям более высокого порядка, рассмотрев и ЭО к миру, и аналогичные качества личности, лежащие в основе других видов творчества, как различные формы проявления и самореализации творческого Я человека.
Утверждая, что ЭО представляет собой психологическую основу всех видов художественных способностей, мы хорошо понимаем, что вдеятельности музыканта, живописца, поэта или артиста проявляются многие качества, несводимые непосредственно к ЭО.
Значит ли это, что ЭО — «главная» способность в ряду других? А если так, то в чем принципиальное отличие нашего подхода от «компонентного»? Ведь и он допускает иерархизацию, выделение некоторых способностей как «ведущих», некомпенсируемых и т.п.
Мы говорили, что развитое ЭО специфическим образом трансформирует данные жизненного опыта человека, превращает этот опыт в питательную почву для зарождения художественных замыслов, что и делает человека способным к художественному творчеству.
Но, с психологической точки зрения, трансформировать жизненный опыт человека — значит, прежде всего, преобразовать его психику. Трансформировать данные повседневного опыта в потенциальное содержание художественных произведений — значит преобразовать качества психики, адекватные задачам повседневной жизнедеятельности, в способности к художественному творчеству. С этой точки зрения ЭО не возглавляет список художественных способностей, а создает их. Иначе говоря, те или иные качества психики выступают как способности к художественному творчеству, когда они принадлежат человеку, обладающему развитым ЭО и решают специфические художественные задачи, этим отношением порожденные, т. е. становятся органами творческой самореализации носителя ЭО.
Вне этого целого те или иные качества могут быть, как уже отмечалось выше, лишь предпосылками художественных способностей — более или менее благоприятными, но нейтральными с точки зрения задач искусства. Поясним это примерами.
Важной художественной способностью принято считать воображение. Однако воображение, понимаемое как способность оперировать во внутреннем плане материалом прежних впечатлений, перекомбинировать их и т.п., ничего специфически художественного в себе не заключает, не приспособлено к решению именно художественных задач. Оно является необходимой предпосылкой как художественного творчества, так и всех других видов человеческой деятельности.
Но в структуре художественно-творческих способностей воображение существует не как изолированное психическое качество, а как подчиненный момент особого целостного отношения художника к действительности. В эстетическом переживании человек воспринимает внешний облик предметов и явлений как непосредственное выражение их неутилитарной ценности и родственной ему внутренней жизни. Когда переживание достаточно сильно, оно рождает потребность закрепить и объективировать это откровение очеловеченного мира и собственной сопричастности ему, которое существует первоначально лишь как факт внутреннего опыта художника. Это импульсирует и направляет работу воображения на создание такого чувственно воспринимаемого образа, который вместит — вообразит — необразное, или сверхобразное содержание эстетического опыта. По удачному выражению Р. Арнхейма, «в те моменты, когда человек становится художником, он находит форму для бестелесной структуры того, что он чувствует» [5, с. 163].
Этой конкретной цели подчиняются психологические процессы преобразования чувственных данных, создание новых образов на основе прежних впечатлений, а также поиски выразительных художественных средств.
Таким образом, воображение, будучи подчиненным моментом ЭО, приобретает направленность на создание чувственного образа, адекватно раскрывающего сверхчувственное содержание произведения. В таком качестве оно действительно выступает как важнейшая художественная способность, по своей психологической сути, как и ЭО, общая для всех искусств.
Но это значит, что и процессы восприятия или памяти претерпевают аналогичную трансформацию, тоже приобретают специфическую избирательность, некоторую векторную направленность. Они выделяют, фиксируют или восстанавливают, в качестве материала для работы воображения, именно те впечатления действительности, признаки предметов, события, звучания, слова, интонации, цвета, с помощью которых можно соткать для «бестелесного» художественного замысла наиболее выразительный чувственный образ — живописный, словесный, пластический, музыкальный, т.е. вообразить этот замысел средствами того или иного искусства.
Если быть последовательным, следует признать, что в качестве подчиненных компонентов воображения, а следовательно, в конечном счете — эстетического отношения, эти стороны психики также приобретают статус художественных способностей. (Мы не затрагиваем сейчас сложного вопроса об эмоциональной сфере и, в частности, об эмоциональной памяти человека, которая тоже претерпевает «эстетическую трансформацию» и в этом новом качестве играет громадную роль в художественном творчестве. )
Той же закономерности подчиняются и психические качества, связанные с деятельностью в конкретных видах искусства. Так, вопреки кажущейся очевидности, тонкая цветоразличительная чувствительность сама по себе не является способностью живописца: она представляет собой лишь особенность зрительного анализатора, которая позволяет дифференцированно воспринимать цветовые характеристики объектов и может пригодиться как в повседневной жизни, так и во многих профессиях, не имеющих к художественному творчеству никакого отношения (например, красильщика тканей, сталевара, летчика). Ее можно считать лишь благоприятной, но нейтральной предпосылкой способности живописца. Другое дело, когда тонкое цветоразличение является свойством человека с развитым ЭО. Ведь такой человек и в цветах видит не просто объективные признаки вещей, а живые сущности особого рода, обладающие собственным «характером», «настроением», а следовательно, и определенным кругом выразительных возможностей»12.
Естетственно, что у такого человека тонкое цветоразличение (неотделимое от специфической эмоциональной отзывчивости на цветовые впечатления) приобретает статус важной художественной способности и «растворяется» в работе воображения, помогая рождению максимально выразительного цветового образа. То же относится и к другим особенностям зрительного анализатора (например, зрительная память разведчика или туриста решает совсем не художественные задачи), и к звуковысотному слуху (слух настройщика, как отметил Б. Теплов, существенно отличается от слуха творческого музыканта, хотя по тонкости может и превосходить его), и к элементарным лингвистическим способностям, и т.п. Лишь будучи включены в процесс создания художественного образа, импульсируемый ЭО к действительности и теми конкретными переживаниями, которые оно несет с собой, все эти качества претворяются в художественные способности.
Приведенные примеры касались, главным образом, таких качеств психики, которые принято считать художественными способностями; мы старались показать, что взятые вне объемлющего и преобразующего их целого — ЭО человека к миру — они таковыми не являются.
Вместе с тем, те качества и стороны человеческой психики, которые, казалось бы, не имеют отношения к художественным способностям и во всяком случае в этом контексте специально не рассматриваются, под воздействием развитого ЭО тоже могут приобретать художественно-творческую специфику. Это касается, например, особенностей процессов обобщения (о чем расскажем ниже) или таких целостных характеристик, как личностная ценностность [68].
А если это так, обоснованным представляется предположение, в общей форме высказанное в главе первой: способности к творчеству (в частности, художественному) — это не какая-то группа качеств, отличная от других, способностями не являющихся, не особая «часть» психики, а скорее особое ее «состояние». По существу «вся психика» человека предстает как пластичная совокупность предпосылок, которые могут быть мобилизованы, объединены, трансформированы в способности к тому или другому виду творчества под воздействием того или другого доминирующего отношения человека к бытию.
Так, паруса «сами по себе», как куски ткани, не являются актуальным средством движения корабля в каком-либо определенном направлении (хотя свойства этой ткани далеко не безразличны для возможного плавания): таковым их делает ветер, придающий им соответствующую конфигурацию и напряжение13.
Если принять эту точку зрения, то главная задача исследователя способностей к творчеству будет состоять не втом, чтобы уточнять, структурировать, иерархизировать перечень качеств, необходимых для работы в какой-либо конкретной области искусства, хотя внимание к этой стороне дела может играть важную вспомогательную роль и в исследовательской, и в педагогической работе.
Главная задача — в постижении психологической сути и условий тех трансформаций, которые претерпевают различные качества и стороны психики, становясь «подчиненным моментом» ЭО человека к миру, т.е. способностями к художественному творчеству, т.е. органами самореализации творческого Я в области искусства, создающимися на основе общечеловеческих психологических качеств.
При таком подходе к проблеме, говоря об ЭО как основе способностей к художественному творчеству, мы не можем не коснуться еще раз мотивационных аспектов этого личностного качества.
Прежде всего напомним, что в первых исследова¬ниях проблемы одаренности, проводившихся в русле индивидуальной психологии (работы В. Штерна, Г. Ревеша, А. Лазурского), понятия способностей и наклонностей строго не дифференцировались, причем наклонность ребенка к какой-либо деятельности, интенсивный и устойчивый интерес к ней рассматривались как указание на скрытую одаренность, как первичная форма ее проявления. Мы видим в этом конкретизацию одного из важных положений понимающей психологии — о ведущей роли побуждений в психическом развитии человека (см. гл. 1].
Думается, что возможности такого подхода, в первую очередь при изучении способностей к творчеству, еще не раскрыты.
Когда способности рассматриваются в учебно-репродуктивном плане как совокупность качеств, необходимых для выполнения деятельности, то разделение «способностей как таковых» и мотивации к данной деятельности представляется естественным и нетрудным. Тогда психолог говорит, что способности — это лишь одно из условий, или «слагаемых», успеха; что без усидчивости, без любви к своему делу хорошие способности немного значат, а при скромных способностях трудолюбивый ученик может достичь многого; приводит примеры того, как человек, «очень способный» к какой-либо деятельности, не любил и избегал ее и пр.
Гораздо глубже рассматривал вопрос о соотношении способностей и мотивации С. Рубинштейн, полагавший, что для формирования сколько-нибудь значительной способности нужно прежде всего создать жизненную потребность в соответствующем виде деятельности. Тут способности и потребности не просто взаимодействуют внешним образом, помогая или противореча друг другу; само возникновение способности обусловливается соответствующей потребностью. Тем не менее граница между ними еще ясно видна.
Когда же мы переходим к изучению способностей к творчеству, исходя из того, что основу их составляют не отдельные психические качества, а особое отношение человека к действительности, то граница эта становится практически неразличимой, и можно говорить лишь о двух условно выделяемых аспектах единого качества. Это относится, конечно, не только к художественным способностям. Например, математическую направленность ума, которую В. Крутецкий описал как способность, с неменьшим правом можно назвать и потребностью или склонностью рассматривать все явления жизни в математическом аспекте. Исследования Д. Богоявленской показали, что в интеллектуальном творчестве умственные способности и мотивационные факторы образуют единство, «где абстрагирование одной из сторон невозможно» [22, 24].
ЭО к жизни выступает как основа художественных способностей: оно трансформирует содержание жизненного опыта человека в потенциальное содержание художественных произведений; оно вовлекает отдельные качества психики в постановку и решение творческих задач и специфицирует их, придавая им статус художественных способностей. Одновременно оно является и источником потребности человека как в самих эстетических переживаниях, так и в их оформлении, объективизации в художественных образах.
Наша работа посвящена главным образом первому аспекту эстетического отношения; что касается второго, то мы ограничимся несколькими гипотетическими соображениями, которые могут послужить ориентирами при более тщательном исследовании этой важной проблемы.
Во-первых, как уже отмечалось, ЭО дает опыт расширенного самосознания и самоощущения в «очеловеченном» мире, собственной универсальности и уникальности, по существу опыт более или менее осознанных «встреч» с собственным высшим Я — причиной и целью, альфой и омегой развития человеческой индивидуальности. Это порождает глубокую личностную потребность в возобновлении, расширении, осмыслении такого опыта14. При определенных условиях, которые требуют специального изучения, на этой основе складывается потребность в оформлении, сохранении, объективизации этого опыта, адекватной формой чего и является создание художественных образов.
Можно предположить, это происходит в тех случаях, когда ЭО приобретает доминирующую роль во внутреннем мире человека, модифицирует его психику в целом, что и обусловливает «качественный скачок» от эстетически развитого человека к творчески работающему художнику. Возможно, в таких случаях целесообразно говорить об «эстетической позиции личности», в отличие от ЭО к миру, которое может и должен развить в себе каждый человек [103]. Соотношения собственно художественного и общечеловеческого аспектов ЭО нам еще предстоит рассмотреть в дальнейшем.
Поскольку ЭО лежит в основе как способностей, так и потребностей в художественном творчестве, потенциальная способность человека к эстетическому преобразованию впечатлений действительности, то есть к художественному творчеству, обнаруживает себя в соответствующей потребности. В свою очередь потребность человека в эстетических переживаниях и творчестве выступает как свидетельство соответствующей способности, как энергия ее актуализации и развития. Недаром В.Ван-Гог писал, что если человек хочет стать художником, он может им стать; В.Гете считал желания человека предвестниками его возможностей; Т.Манн утверждал, что талант — это потребность.
Надо только помнить, что речь идет именно о потребности эстетически преобразовывать впечатления жизни, «переводить всерьез жизнь свою в слово» и в материал других видов искусства, а не о потребности графомана создавать тексты, похожие на принятые в искусстве образцы; не о желании жить жизнью художников и артистов, быть в их числе, делать то же, что и они; не о жажде самоутверждения посредством искусства и т.д. Такие потребности, какой бы мучительной силы они ни достигали, могут существовать вполне независимо от способностей и не обещают успехов в творчестве.
Необходимо, наконец, коснуться вопроса о воз¬можности развития ЭО. Насколько элитарным или, напротив, всеобщим является это качество? Может ли педагог, ученик, художник целенаправленно работать над его развитием? Ответить с уверенностью позволят лишь продолжительные психолого-педагогические исследования, но некоторые предварительные соображения в пользу возможности развития ЭО мы выскажем уже сейчас.
Мы исходим из предположения о двуединой природе ЭО: оно выступает, с одной стороны, как общечеловеческая способность, свойство развитой личности; с другой — как основа специальных художественных способностей. И невозможно утверждать общечеловеческую значимость искусства, если не предполагать, что ЭО, лежащее в его основе, потенциально свойственно всем. В противном случае искусство было бы значимо только для узкого круга профессионалов. В своем первом аспекте ЭО должно быть доступно развитию практически у всех людей, не в меньшей мере, чем, например, логическое мышление или различение добра и зла, что, впрочем, не исключает огромных различий между людьми во всех этих отношениях.
Как писал М. Пришвин, «способность художника видеть мир означает бесконечное расширение обычной способности всех людей к родственному вниманию (так писатель определял качество, очень близкое к тому, что мы называем ЭО. —A.M.). Пределы этому родственному вниманию бесконечно расширяются посредством искусства — этой способности особо одаренных людей, художников видеть мир с лица» [129, с. 352].
Иначе говоря, деятельностьхудожника-профессионала и результаты этой деятельности (произведения искусства), которые в современных культурно-исторических условиях предельно сконцентрировали в себе «эстетический потенциал» человечества, могут, в свою очередь, способствовать пробуждению и развитию ЭО к жизни у всех людей.
Добавим только, что «бесконечное расширение», о котором говорит Пришвин, надо все же понимать не в чисто количественном плане, а скорее как некий качественный скачок, который преобразует общечеловеческую способность чувствовать неутилитарную ценность явлений жизни, собственную сопричастность окружающему миру в «способность-потребность» воплощать содержание эстетических переживаний в художественных образах. Тут проходит подвижная граница, отделяющая область всеобщего эстетического воспитания от области подготовки и самоподготовки художника.
Может ли ЭО быть предметом саморазвития или целенаправленных педагогических воздействий? Опыт многих выдающихся мастеров искусства по¬казывает, что ЭО не было дано им «готовым», в завершенном виде; они его сознательно и целеустремленно развивали, иногда в течение всей жизни.
В. Гёте говорит в своем автобиографическом произведении: «Я стремился… с любовью смотреть на то, что происходит вовне, и подвергнуть себя воздействию всех существ, каждого на его собственный лад (здесь и ниже курсив мой. — A.M.), начиная с человеческого существа и далее — по нисходящей линии — в той мере, в какой они были для меня постижимы. Отсюда возникло чудесное родство с отдельными явлениями природы, внутреннее созвучие с нею, участие в хоре всеобъемлющего целого…» [43, с. 456]. Великий китайский живописец ретроспективным взглядом осматривает пройденный путь: «Пятьдесят лет миновало, и все еще не было совместного рождения моего Я и Я гор и рек не потому, что они не имели (заслуживающей внимания) ценности: — (просто) я предоставлял им существовать самим по себе» [58, с. 65].
Эти высказывания, туманные и «метафорические» для того, кто рассчитывал бы приобрести ЭО лишь путем их рационального усвоения (что равносильно попытке хрестоматийного схоласта сперва научиться плавать, а потом войти в воду), окажутся понятными и полезными каждому, кто стремится практически развивать в себе это качество. Но для нас сейчас важно другое: выдающиеся художники свидетельствуют о том, что целенаправленное и результативное развитие ЭО к миру возможно.
Наконец, ряд исследований, проведенных в условиях юношеской литературно-творческой студии [115], в кружках общеэстетического развития для детей 6-8 лет [104] и в общеобразовательной школе с учащимися разного возраста [75; 76], позволяют считать, что развитие ЭО в принципе возможно у очень многих детей и что оно действительно ведет за собой рост творческих достижений учеников, хотя и не уравнивает всех в этом отношении.
Художественный талант: это природа или воспитание?
Вы, наверное, тысячу раз слышали: «Такой-то просто родился с художественным талантом» или противоречие, «дело не в таланте, а в практике!» Даже в профессиональных ситуациях может быть один учитель рисования, который убежден, что врожденный художественный талант — это миф, а другой уверен, что конкретный ученик всегда обладал природным талантом.
Что же тогда правда? Мы все обречены на реальность, в которой только талантливые от природы могут добиться художественного успеха, или ваш лучший друг, который когда-либо рисовал фигурки из палочек, сможет попрактиковаться достаточно, чтобы быть на одном уровне с Пикассо?
Сложность художественного мастерства, успеха и таланта, а также различия между различными типами художественного таланта — все это важные факторы, которые необходимо учитывать при решении вопросов художественного таланта.
Ключевые выводы:
Художественный талант является результатом сочетания врожденных способностей и факторов окружающей среды.
Успех никогда не гарантирован, но для достижения большинства наград необходимы последовательная практика и настойчивость.
Общий интеллект, физические данные и навыки без опыта — все это показатели природного таланта.
Художественный талант состоит из художественных и творческих способностей. Художественные способности – это навыки, определяемые физическими способностями. Творческие способности — это навыки, определяемые творческим производством и решением проблем.
- Природа против воспитания
- Талант — миф?
- Определение таланта: художественные и творческие способности
- Факторы успеха: пределы таланта
- Может ли практика привести к совершенству?
- Заключительные мысли
- Зарегистрируйтесь для получения дополнительных советов и вакансий
Показать больше
Природа против воспитания
Аргумент «природы» утверждает, что способности человека являются врожденными, что он родился с ними, и это все. считать их такими, какие они есть.
Аргумент «воспитания» утверждает обратное, что способности человека зависят от окружающей его среды, которая развивает его талант.
Реальность такова, что относительное художественное мастерство и успех человека гораздо сложнее, чем простой аргумент «природа против воспитания». Что угодно, от возраста, физических способностей, личных знаний, социально-экономического положения, типа искусства и практики, может повлиять на чью-то способность создавать искусство.
И, учитывая, что у каждого есть уникальный индивидуальный опыт и развитие мозга, неудивительно, что существует множество факторов, которые могут играть роль в чьем-то общем творческом успехе и мастерстве.
Значит ли это, что талант не важен? Не обязательно.
Талант — это миф?
Чтобы понять природу таланта, нам нужно обратиться только к тем аспектам самих себя, которые мы не можем контролировать. Например, пианист, родившийся с исключительно длинными пальцами, всегда будет иметь преимущество, играя разные гаммы, точно так же, как тот, у кого от природы рост шесть футов, будет иметь преимущество, бросая мяч в кольцо в баскетболе.
Значит ли это, что эти люди будут опытными пианистами или баскетболистами? Конечно, нет. Тем не менее, их можно легко охарактеризовать как обладающих природным талантом к этим увлечениям.
Вот несколько индикаторов природного таланта:
Общий интеллект (IQ и другие функции мозга)
Физические характеристики (вспомните высокого баскетболиста)
Скилл при отсутствии опыта
В контексте искусства определение таланта зачастую немного сложнее, отчасти потому, что искусство может быть довольно абстрактным понятием. В конце концов, кто может сказать, талантливее ли профессиональный художник-импрессионист, чем профессиональный художник-фотореалист?
В общем, есть несколько способов заметить и описать художественный талант. Например, когда маленький ребенок умеет анализировать тени или понимать перспективу, эти естественные навыки могут помочь в продуманных и точных картинах.
Кроме того, многие известные художники, такие как Моцарт или Сальвадор Дали, проявляли исключительный интерес и знание своего искусства уже в четырехлетнем возрасте. Как правило, возраст может быть огромным показателем таланта, так как без объяснения природных способностей, как вы оправдаете создание Моцартом Менуэта и Трио соль мажор в возрасте пяти лет?
Определение таланта: художественные способности и творческие способности
Учитывая, что «искусство» — это широкое понятие, охватывающее широкий спектр областей, стоит отметить, что существуют разные типы художественного таланта. В конце концов, вы не можете точно сравнить талант концепт-художника с талантом человека, который придумал лор для своих проектов.
Эти два разных таланта определяют два основных типа художественного таланта. Те, кто:
Художественные способности. Навыки определяются физическими способностями. Например, художественные способности можно увидеть у художников, скульпторов и композиторов. Все эти люди могут создавать физические произведения искусства.
Творческие способности. Более абстрактные, чем предыдущие, это навыки, определяемые чьей-то способностью использовать свое воображение для создания и решения. Например, человек, который концептуализирует историю видеоигры, использует свое воображение, чтобы создать что-то фантастическое.
По правде говоря, каждый может все время проявлять творческий подход, особенно при решении проблем. Вспомните случай, когда вы готовили рецепт и заменяли ингредиент, которого у вас не было, на заменитель, который у вас был. Независимо от того, получилось ли блюдо вкусным, вы использовали свои творческие способности для решения проблемы.
В более широком масштабе, от художников до математиков, профессионалы должны ежедневно использовать свои творческие способности. Творческие способности не ограничиваются художниками и не более и не менее важны, чем врожденные художественные способности.
Подумайте об этом так; допустим, вы наняли маляра, чтобы он покрасил ваш дом внутри. Вы сказали, что хотите, чтобы дом был светло-зеленым, но художник случайно купил оттенок, который оказался слишком темным на ваш вкус. Вместо того, чтобы просто тратить более темную краску, художник использует банку с белой краской, которая у него уже была, чтобы получить желаемый цвет. Теперь у него еще больше краски для использования.
В этом сценарии творческие способности художника как решателя проблем оказались столь же важными, как и его художественные способности художника.
Факторы успеха: пределы таланта
Если кто-то всю жизнь получал комплименты за свои навыки рисования, вы можете предположить, что он может стать успешным художником. Хотя в некоторых случаях это может быть правдой, многие факторы, влияющие на успех, означают, что простое наличие таланта к чему-либо еще не равнозначно успеху в этой области.
Например, человек с врожденным умением играть на флейте никогда не станет профессиональным флейтистом, если он не практикуется, не любит играть или никогда не берет в руки инструмент.
Есть два важных фактора успеха:
Стойкость. Во многих отношениях талант ведет к успеху только тогда, когда он дополняется решимостью и упорным трудом. Только опора на талант без поиска знаний и постоянной практики может привести к тому, что многие не достигнут своих целей. Укоренившиеся вредные привычки могут стать нормой, и даже самые талантливые могут начать застаиваться.
Удача. Имейте в виду, что в некоторых случаях отсутствие успеха не всегда является виной трудовой этики человека. Это также зависит от факторов окружающей среды, которые вы не можете контролировать. Например, талантливому художнику, рожденному в более высоком социально-экономическом положении, может быть легче заниматься своим хобби или сферой деятельности, чем талантливому художнику, у которого изначально не будет доступа к такому количеству ресурсов.
Хотя эта перспектива может показаться обескураживающей, важно помнить, что стать успешным художником невозможно. Больше препятствий может означать более тяжелую работу, но в конце концов вы станете еще более опытным.
В случае сомнений талантливый художник никогда не должен отчаиваться от занятий своим искусством, особенно потому, что в современном мире устроиться на случайную работу и заняться фрилансом в Интернете стало проще, чем когда-либо.
Практика может привести к совершенству?
Все эти разговоры о природном таланте — это здорово, но что, если вы хотите стать художником, но не чувствуете, что у вас есть врожденные художественные способности? Можно ли стать профессионалом только благодаря практике?
Во многих случаях да.
Хотя вам может потребоваться больше времени для достижения своих целей по сравнению с человеком с врожденным талантом, если вы усердно работаете, постоянно практикуясь и учась, вы можете развить заметный навык.
Например, даже если вы не начали рисовать до окончания средней школы, вы все равно можете продолжить карьеру в искусстве, если будете практиковать все техники, необходимые для достижения успеха, и иметь творческое видение своих произведений.
В целом, вне зависимости от того, родились ли вы с талантом или нет, отработка своего ремесла является чрезвычайно важной частью того, что позволит вам добиться успеха в долгосрочной перспективе. В конце концов, каким бы талантливым ни был Сальвадор Дали, он не был бы даже близко таким талантливым, если бы его не поощряли рисовать в юном возрасте и заниматься своим искусством.
Заключительные мысли
В общем, обсуждение важности художественного таланта в контексте достижения успешной карьеры в искусстве в корне упускает суть. Достижение успешной художественной карьеры требует терпения, ресурсов, практики и решимости. Часто даже эти навыки могут быть чем-то, чему вы научитесь на этом пути.
Независимо от присущего вам уровня таланта, вы никогда не должны отчаиваться от занятия хобби или карьеры, которые вас интересуют. Возьмите метафорического быка за рога и продолжайте развивать свои навыки и свои сильные стороны, даже когда вам отказывают или отталкивают.
Вы никогда не потерпите неудачу, если не сдадитесь.
Насколько полезен был этот пост?
Нажмите на звездочку, чтобы оценить!
Средний рейтинг / 5. Количество голосов:
Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Никогда не упускайте подходящую для вас возможность.
Художественные навыки для вашего резюме (с примерами)
Резюме. Существует множество видов художественных навыков, которые вы можете включить в свое резюме, чтобы показать свою квалификацию для различных ролей. Вы также должны убедиться, что у вас есть портфолио, заполненное соответствующими примерами вашей художественной работы.
Иногда бывает сложно выразить свои художественные способности в резюме. Важно показать, как эти навыки связаны с работой.
В этой статье мы рассмотрим, что такое художественные навыки и различные типы художественных навыков.
Ключевые выводы:
Многие художественные навыки пересекаются при написании резюме, поэтому важно добавить их.
Творческий подход к компании может помочь вам мыслить нестандартно и дать вам что-то новое и выделиться среди других компаний.
Художественность означает, что вы просто по-другому выражаете свои мысли.
- Что такое художественные навыки?
- Типы художественных навыков
- Как добавить художественные навыки в свое резюме
- Художественные навыки для резюме. Часто задаваемые вопросы
- Заключительные мысли
- Ссылки
- Подпишитесь на дополнительные советы и вакансии 900 18
Показать больше
Что такое художественные навыки ?
Художественные навыки включают в себя способности, которые позволяют вам работать в мире изящных искусств. Изобразительное искусство обычно относится к произведениям искусства, созданным в эстетических целях. Но более широкая область искусства и дизайна может потребовать способностей, позволяющих создавать произведения декоративно-прикладного искусства.
Прикладное искусство относится к декорированию и дизайну практичных предметов, чтобы они были красивыми. Декоративное искусство, с другой стороны, — это произведения искусства, которые одновременно эстетичны и функциональны. Эти две ветви искусства иногда пересекаются.
Если вы хотите получить художественное образование, например, степень бакалавра изящных искусств, вам нужно знать, что от вас требуется. И это помогает осознавать, какие художественные навыки вам необходимы.
Типы художественных навыков
Будучи студентом университета изящных искусств, вы, вероятно, в какой-то момент получите междисциплинарное образование в области изобразительного искусства и дизайна. Это позволит вам пройти различные художественные курсы, прежде чем вы решите, на чем специализироваться позже. Эти курсы помогут вам развить художественные навыки, необходимые для создания профессиональных произведений искусства.
Приведенные ниже художественные навыки помогут вам выполнить художественные требования в соответствии с вашими предпочтениями в области искусства:
Навыки рисования. Рисование — это форма визуального искусства, которая включает в себя маркировку поверхностей с использованием двумерных поверхностей для создания изображений. Некоторые из инструментов, которые вы можете использовать для рисования, включают:
Карандаш
Древесный уголь
Ручка
Мел
Мелки
Рисунок можно выполнять на различных поверхностях, таких как:
Бумага
Стены
Дерево
Холст
Кожа
Классная доска
Белая доска
И в эту эпоху технического прогресса, рисование теперь включает в себя использование компьютера или планшета для создания цифровых изображений на экране. Вам нужно графическое программное обеспечение для создания этих рисунков. Инструменты, используемые в цифровых чертежах, включают:
Неполные рисунки от руки, выполненные быстро, называются эскизами. Они действуют как запись для справочных целей для визуального художника. Они могут демонстрировать идеи визуально или использоваться в качестве набросков для более изысканных работ позже.
Если вы хотите получить работу в сфере изобразительного искусства, вам необходимо указать свои навыки рисования в своем резюме. Вы можете сделать это, показав свое академическое образование в школе искусства и дизайна и предоставив образцы своих рисунков.
Кроме того, не забудьте включить список графических программ, с которыми вы знакомы, например, CorelDRAW.
Навыки рисования. Живопись — это процесс нанесения цвета, краски или других материалов на плоские поверхности. Обычный метод нанесения этих сред – использование кисти. Но можно использовать и ножи, мастерки и губки. Также можно использовать аэрограф для распыления среды на выбранную поверхность.
Некоторые из поверхностей, которые вы можете использовать для рисования, включают:
Стены
Бумага
Керамика
Холст
Бетон
Металл
Живопись имеет очень долгую историю. Некоторым из старейших в мире наскальных рисунков более 35 400 лет.
На протяжении всей истории существовали различные художественные течения, которые повлияли на создание знаменитых картин по всему миру. Примеры включают:
«Натюрморт со стулом» Пабло Пикассо из художественного движения кубизма
«Звездная ночь» Винсента Ван Гога из художественного движения постимпрессионизма
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи относится к художественному движению эпохи Возрождения
«Крик» Эдварда Мунка относится к художественному направлению экспрессионизма
Принятие решения о том, какому художественному направлению следовать во время рисования, может помочь вам завоевать авторитет в выбранной вами нише рынка.
Современное искусство — всегда хорошее начало. Если у вас есть такие произведения искусства, вы можете включить их в свое портфолио при приеме на работу. Наличие образцов для демонстрации может выделить вас больше, чем ваша степень в области изящных искусств.
Скульптурные навыки. Под скульптурой обычно понимают трехмерное произведение искусства. Некоторые созданы исключительно из эстетических соображений, в то время как другие имеют и функциональную ценность. Скульптуры можно делать следующими способами:
Резьба
Моделирование
Сборка
Литье
Вы можете создать скульптуру из различных материалов. К ним относятся керамика, дерево и металл. Также можно использовать пластик и камень.
Создание керамики обычно подпадает под лепку. Многие археологические артефакты керамические. Глина обычно является одним из наиболее распространенных материалов, используемых для керамического искусства.
Создание арт-инсталляций также является формой скульптуры. Этот вид искусства обычно собирается под конкретную площадку на определенный срок. Художественные инсталляции распространены в музеях и художественных галереях. Их можно размещать как во внешних, так и во внутренних помещениях.
Навыки гравюры. Под гравюрой понимается художественный процесс переноса изображения или узора с матрицы на вторичную поверхность. К таким поверхностям относятся:
Ткань
Бумага
Пергамент
Пластик
Металл
Керамика
Дерево
Трафаретная печать является распространенным видом печати. Он используется для маркировки и создания граффити. Тем не менее, это ксилография, техника рельефной печати, которая считается одной из самых ранних форм гравюры.
Если вы обладаете навыками гравюры, литографии, трафаретной печати и т. д., вам необходимо выделить эти навыки в своем резюме. Например, вы можете рассказать, как вы помогали своим предыдущим работодателям создавать и печатать дизайны футболок для их клиентов.
Кроме того, если вы создавали уличное искусство с использованием каких-либо печатных техник, вам следует включить их в свое портфолио.
Композиторские навыки. Музыкальное произведение относится к категории исполнительского искусства. Это процесс создания музыкального произведения, будь то вокального или инструментального.
Для сочинения музыки можно использовать изображения, слова или даже компьютерные программы. Но ключевым компонентом музыкальной композиции является способность вызывать эмоции и делать звуки приятными для слуха.
Если у вас есть навыки сочинения музыки, вы могли бы работать в различных отраслях. Вы можете сделать следующее:
Окунитесь в мир ученых и станьте профессором, преподающим музыкальную композицию
Стать музыкальным руководителем, курирующим создание музыки для оперных постановок или музыкальных театров
Написание музыки для фильмов или видеоигр
Работа в звукозаписывающей компании
Работа на радио или телевидении
Танцевальные навыки. Танцы также подпадают под категорию исполнительского искусства. Он включает в себя движение человеческого тела в ритмической манере. Обычно это делается под аккомпанемент какой-либо музыки.
Танец имеет не только эстетическую, но и символическую ценность. И он присутствует в той или иной форме во всех человеческих культурах.
Существуют разные виды танцев. Некоторые из них включают:
Балетный танец
Бальные танцы
Современный танец
Чечетка
В своем резюме вы должны указать, какие танцы вы знаете или которым обучаетесь. В зависимости от вашего опыта, вы можете получить работу в качестве:
Инструктор танцевальной школы
Хореограф танцев для музыкальных знаменитостей или в музыкальном театре
Судья по танцам в танцевальных шоу
Танцевальный фотограф
Специалист по танцевальной медицине
Актерское мастерство. Актерское мастерство — это разыгрывание истории путем принятия персонажа. Действие может быть сделано в нескольких средах, включая радио, кино, телевидение и театр. Иногда это сочетается с танцами или музыкой. Это также форма исполнительского искусства.
Хорошо иметь степень бакалавра исполнительских искусств. Но само по себе это не убедит менеджера по найму, просматривающего ваше резюме, нанять вас.
Вам также необходимо указать роли, которые вы играли в прошлом, и средства, в которых вы их играли. Возможно, вам также придется отправить образец видео, на котором вы принимаете роль персонажа, рекламируемого в описании вакансии.
Навыки письма. Письмо — это способность общаться с помощью символов и текста. В художественном мире письмо может использоваться для пробуждения эмоций, передачи информации, развлечения и в эстетических целях.
В качестве творческого человека вам пригодятся ваши писательские навыки. Они понадобятся вам для создания различных форм художественных работ. Ваши навыки письма пригодятся в:
Поэзия. Поэзия — это ритмичное литературное произведение, предназначенное для стимуляции интеллекта и пробуждения более глубоких смыслов и эмоций. Поскольку поэзия предназначена для публики, она подпадает под категорию перформанса.
Многие произведения Уильяма Шекспира являются поэтическими произведениями. И они были исполнены в виде фильмов, театральных постановок и т. д. Ваша способность писать стихи может дать вам работу в смежных отраслях.
Написание сценариев. Сценарное мастерство — это искусство написания историй, предназначенных для распространения в таких средствах массовой информации, как радио, телевидение, театр, видеоигры и фильмы. Вы должны записать слова и действия каждого персонажа. Вам также нужно будет записать, как должна быть установлена каждая сцена.
Сценарии могут быть основаны на оригинальных историях. Но они также могут быть адаптированы из стихов, комиксов, романов и рассказов.
Наличие этого специализированного набора навыков позволит вам работать в:
Каллиграфия. Каллиграфия — это форма изобразительного искусства, в которой используется декоративное письмо для создания слов, которые не только красивы на вид, но и эмоционально вызывают воспоминания.
Эти работы можно выполнять кистями, ручками, перьями, а также другими пишущими инструментами. Вы можете делать их на различных поверхностях, включая бумагу, стены, дерево и ткань.
Умение красиво писать — отличный навык. Вы можете работать в качестве:
Кинопроизводство. Кинопроизводство относится к процессу создания движущегося изображения. Он относится к категории изобразительного искусства. В него входит:
У всей съемочной группы должно быть общее художественное видение. В противном случае было бы трудно сделать так, чтобы история успешно воплотилась в жизнь.
Анимация также относится к категории кинопроизводства. Но это включает в себя манипулирование нарисованными изображениями, чтобы они выглядели так, как будто они движутся.
Чтобы получить работу в киноиндустрии, вы должны указать в своем резюме все связанные навыки и технологии, с которыми вы знакомы. К ним могут относиться:
Модный дизайн
Анимация
Написание раскадровки
Музыкальная композиция
Действующий
Кино- и телеиндустрия в США оценивается в 33,8 миллиарда долларов. Ваши художественные навыки могут помочь вам войти в дверь, даже если вы не актер или актриса.
Как добавить художественные навыки в свое резюме
Составьте список. Вам нужно будет составить список всех ваших соответствующих навыков и добавить многолетний опыт. Это также будет включать в себя любой из успешных проектов, которые вы сделали.
Включите любые стажировки. Это можно добавить в раздел опыта работы. Вы также захотите добавить любые оказанные услуги, результаты ваших проектов и навыки, которые вы использовали.
Добавить раздел навыков. Это будет включать в себя любые профессиональные или социальные навыки, которые вы использовали во время стажировки, обучения или работы.
Часто задаваемые вопросы о художественных навыках для резюме
Могу ли я указать в резюме художественные навыки, если у меня нет художественного образования?
Да, вы можете указать в резюме художественные навыки, если у вас нет художественного образования. Если вы профессионально использовали художественные навыки в любой форме (например, продавали дизайны на Etsy и т. д.), вы должны указать это в своем резюме.
Что должно включать в себя мое художественное портфолио?
Ваше художественное портфолио должно включать широкий спектр ваших работ. Ваше портфолио должно демонстрировать весь ваш творческий потенциал, чтобы показать потенциальным работодателям все ваши способности.
При подаче заявления на вакансию внимательно прочитайте список вакансий, чтобы определить, что ищет работодатель, и постарайтесь адаптировать к нему образцы своего портфолио.
Считаются ли исполнительские навыки артистическими?
Да, исполнительские навыки считаются художественными навыками. Навыки исполнительского мастерства могут быть полезны в самых разных областях, даже для ролей, не связанных с искусством. Вы должны включить эти навыки в свое резюме, особенно если вы прошли какое-либо официальное обучение по ним.
Что такое виды художественных навыков?
Типы художественных навыков включают рисование, рисование, письмо и музыкальные навыки. Другие типы включают навыки кинопроизводства и исполнительского мастерства. Каждая из этих категорий также имеет множество различных дополнительных навыков и специализаций.