Графический диктант по клеточкам для 1 класса онлайн: Графический диктант по клеточкам онлайн и устно
Графический диктант – Математика – Презентации
Цель.
Заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Цель.
Заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребёнку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребёнок выполняет работу на слух, а затем сравнивает изображение с образцом.
Графический диктант – это схематичное изображение предмета (рисование по клеточкам). Это игровой способ развития у 5 – 7летних детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок мог всегда исправить неправильную линию.
Цель.
Заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Цель. Заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Цель.
Заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Задачи.
1.Подготовка руки ребёнка к письму.
2.Развитие пространственного воображения.
3. Обучение ловкости при обращении с карандашом и ручкой, точности в движениях руки.
Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И, как днём, она всё видит. Часто спит, а после сна Умывается она.
Очень много силы в нём,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Тысячу, наверно, лет он рос.
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка, Раньше всех встаёт, Голосисто поёт.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой
Спинкой серебристой.
Вот ещё одна загадка Д евочкам и мальчикам: Кто рождается в кармане С маленьким карманчиком?
В садочке есть плод.
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч.
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
Травы копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко.
Выпучив глаза, сидит, Не по-русски говорит. Родилась в воде, А живёт на земле.
Сам – металлический,
Мозг электрический.
Её мудрость не забудешь:
«Тише едешь –
Дальше будешь!»
Костяная у неё рубаха.
Ползёт без страха …
Вместо хвостика – крючок.
Вместо носа – пятачок.
Розовая спинка,
А на ней щетинка.
Висит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Упадёт – почернеет.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Бесшумно на воду садятся.
Цель.
Заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Надеюсь, презентация «Графические диктанты» поможет родителям и педагогам планомерно подготовить ребёнка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.
Цель.
Заложить прочную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Уважаемые взрослые!
Обратите внимание на посадку ребёнка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Помните, что во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Занятие для ребёнка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребёнка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
http://900igr.net/Detskie_prezentatsii/biologiya/Domashnie_5.files/slide0003_image006.jpg – кошка
http://www.ljplus.ru/img4/p/a/papayka/1649.jpg – слон
http://animashky.ru/flist/objiv/34/70.gif – слоник анимация
http://www.stihi.ru/pics/2009/02/27/5000.gif – петух
http://www.artsides.ru/big/item_2463.jpg – кенгуру
http://xakep.lv/uploads/posts/2008-01/thumbs/1201710334_xakep.lv_170.jpg – рыбка
http://www.dekomaster74.ru/images/upload/N_fruit26_160_200.jpg – груша
http://www.detmoda.ru/upload/by_a/14310-1.jpg – лось
http://freetochoosehealth.files.wordpress.com/2007/11/frog21.jpg – лягушка
http://www.newsland.ru/public/upload/news/slaid/robotyi_gadzhetyi_novinki_1_1_1_1_1_1.jpg – робот
http://static.diary.ru/userdir/3/0/2/7/302711/41514491.jpg – роботы
http://t.foto.radikal. ru/0704/4c/e33c83134c60.jpg – черепаха
http://www.shenet.org/high/hsacaddept/science/mkilmartin/mkimages/pig.gif – свинья
http://animashky.ru/flist/objiv/33/51.gif – поросёнок анимация
http://pix.com.ua/db/nature/trees_leaves/leaves/m-001_022.jpg – лист
http://img.encyc.yandex.net/illustrations/krugosvet/pictures/2/29/
1000177-1559_035.jpg – лебедь
Графический диктант по клеточкам для дошкольников. Математический, сложный, простой, дидактический для детей
Содержание
Для успешной подготовки к школьным занятиям родителям и воспитателям детского сада необходимо сформировать у дошкольников умения для таких важнейших навыков, как письмо и рисование. Интересной разновидностью методики является графический диктант, выполняемый по клеточкам, служащий для развития базовых школьных навыков у ребенка.
Что собой представляет графический диктант?
Графический диктант по клеточкам – это необычное дидактическое занятие, представляющее собой захватывающую игру, в которой по заданной инструкции дошкольник ручкой или карандашом проводит линии на клетчатом листе. Суть заключается в том, чтобы в соответствии с заданием пошагово построить из отрезков определенной длины схематичное изображение.
В результате правильного выполнения перед ребенком появляется созданный им образ. Нужно только внимательно слушать, правильно считать и выполнять задание педагога.
Для многих ребятишек такие задания являются веселым развлечением, но для некоторых представляют трудности, преодолевая которые ребенок запоминает и закрепляет пространственные понятия, учится слышать и точно следовать инструкции, отрабатывает навыки для письма.
Если ребенок отвлекается или ошибается, то картинка не складывается, что огорчает ребенка. Зато правильно выполненное задание, кроме радости от успеха награждает и интересной картинкой. Без какой-либо дополнительной мотивации дети быстро осознают всю важность правильного следования указаниям взрослых.
Плюсы методики развития для дошкольников
Минимум правил и умений является важным положительным моментом в освоении и проведении данных дидактических занятий с дошкольниками. Начинать обучение рисованию по клеточкам можно детей с четырехлетнего возраста. Если малыш уже умеет пользоваться карандашом, то уже можно начинать выполнять простейшие графические диктанты по клеточкам, постепенно усложняя задания.
Невозможно переоценить пользу данных увлекательных игровых заданий и для подготовки детей к школе:
- развитие мелкой моторики способствует подготовке и тренировке руки к письму;
- совершенствование навыка в счете;
- изучение написания и запоминание цифр;
- развитие внимания, памяти и усидчивости;
- ориентирование в тетради и координация движения;
- развитие воображения и графической зоркости;
- улучшение абстрактного и логического мышления.
Рисуя неизвестное изображение по клеточкам под диктовку взрослых, ребенок приучается сосредотачиваться, внимательно слушать, обдумывать и выполнять сказанное.
Достаточно двух заданий в неделю, чтобы увидеть положительный результат у дошкольника: уменьшается рассеянность, улучшается память и концентрация внимания, повышается уровень обучаемости. И уже через несколько месяцев регулярных занятий у детей развивается воображение, расширяется словарный запас и кругозор.
В увлекательной игровой форме малыши незаметно овладевают очень сложными и нужными для успешного обучения умениями и навыками.
Польза графического диктанта для школьников младших классов
Главным преимуществом графических диктантов является их огромный интерес для ребенка. Причем интригу сохранить довольно просто, не называя цель рисования заранее: пусть сам догадывается о загаданном предмете в процессе создания изображения.
Это стимулирует детей к доведению начатого дела до конца, мотивирует к узнаванию нового, поддерживает интерес к учебному процессу. Еще один плюс — простота использования графических диктантов в работе с детьми. Не требуется никакого специального материала, только простая тетрадка в клеточку и ручка или карандаш.
Это значительно облегчает проведение занятия. Происходит ненавязчивое знакомство и отработка таких непростых для ребенка понятий, как вертикаль и горизонталь, параллельность. Что является подготовкой к успешному освоению в будущем геометрии, алгебры, черчения.
Графические диктанты по клеточкам можно использовать для развлечения детей в поездке, скрасить долгое и скучное пребывание в очереди или просто весело провести время и организовать досуг. Они одинаково хорошо подходят как для индивидуальных занятий, так и групповой формы, используя соревновательные элементы.
Виды диктантов
Графический диктант по клеточкам можно проводить в разных вариантах:
- Предложить ребенку образец геометрического орнамента или рисунка с просьбой самостоятельно повторить его в своей тетрадке.
- Взрослый поэтапно озвучивает инструкцию: громко и четко произнося количество клеточек и направление движения, а ребенок выполняет указания на слух.
- Самостоятельное выполнение задания по предложенному обозначению цифрами со стрелками.
- По начатой части симметрично дорисовать изображение по предложенной форме.
По уровню сложности такие задания подразделяются на следующие уровни:
- Начальный — для начинающих (простая геометрическая фигура или повторяющийся орнамент).
- Средний — с легкими небольшими картинками (фрукт, растение, небольшое животное).
- Сложный уровень с объемными и трудными заданиями, требующими сложных подсчетов, длинных линий и движения по диагонали (транспортное средство, музыкальный инструмент, сказочный персонаж).
Кроме этого можно подобрать разные виды тематических картинок для диктантов:
Тема | Примеры изображений |
Техника | Паровоз, машина, робот, ракета |
Растительный мир | Дерево, листок, цветок, елка |
Животные | Верблюд, белка, кот, змея, черепаха |
Еда | Яблоко, морковь, конфета |
Профессии | Строитель, врач, водитель |
Вариантов классификации может быть множество. Главное использовать все это разнообразие на пользу детям и взрослым.
Математические диктанты
Данная методика с успехом используется в современной начальной школе. Она совмещает в себе игровую, развивающую и образовательную функции. Графический диктант по клеточкам нацелен в большей степени на отработку математических навыков счета, состава числа, запоминание написания и обозначения цифр.
Это служит отличной подготовкой для проводимых в старших классах арифметических диктантов, когда школьники быстро решают задания на слух. Поэтому, чем раньше ребенок научается воспринимать и выполнять вербальные задания взрослого, тем лучше.
Кроме этого идет увлекательное знакомство с геометрическими элементами:
- точка;
- угол;
- отрезок;
- линия;
- диагональ.
Школьники между делом могут изучить и закрепить знания о следующих понятиях:
- длинный, короткий;
- вертикальный, горизонтальный;
- параллельный, перпендикуляр.
В ненавязчивой игровой форме тренируются пространственные ориентирования на листе:
- верх, низ;
- вправо, влево;
- край, центр.
Математический диктант с заданиями на проведение длинных отрезков и линий в разных направлениях отлично готовит руку к письму и даже черчению.
Дидактические диктанты
Графический диктант по клеточкам хорошо использовать для поддержания интереса первоклассника к учебе, чему способствует интрига в процессе выполнения задания. Ребенок не догадывается о предмете изображения, что стимулирует его правильно без ошибок исполнить словесную инструкцию взрослого и получить интересующий результат.
Можно сочетать дидактические занятия по обучению графическим навыкам с упражнениями по развитию речи, использовать:
- загадки;
- скороговорки;
- короткие запоминающиеся стихотворения;
- считалки.
Такие задания улучшают речь и память ребенка, способствуют расширению словарного запаса, развитию логического мышления. Дети учатся умению читать и понимать схемы, мыслить абстрактно, акцентируя внимание на главных отличительных чертах.
Необходимо следить за временем выполнения задания. Для дошкольников продолжительность занятия не должна превышать 10 – 20 мин. Первоклассникам рекомендуется заниматься до 30 минут, иначе внимание будет рассеиваться, и ребенок начнет отвлекаться и ошибаться.
Нельзя допускать переутомления и излишнего напряжения, как глаз, так и мышц кисти руки. Хорошо использовать физическую разминку или пальчиковую гимнастику.
Готовую картинку можно предложить детям раскрасить или дорисовать по своему вкусу. После рисования обсудить полученное изображение с ребенком, поговорить об отличительных чертах и особенностях схематично нарисованного предмета.
Попросить вспомнить знакомые сказки и песенки по соответствующей тематике, предложить составить историю самому.
Можно использовать изображения незнакомых животных или предметов, сопровождая задание интересным рассказом о них, вводя новые понятия и слова. Этот прием сделает занятие более разнообразным, расширит кругозор и словарь ребенка. Все это будет способствовать всестороннему развитию и интересному обучению детей.
Правила рисования по клеточкам
На подготовленном для выполнения задания листе клетчатой бумаги нужно обозначить начало движения в виде точки. На ознакомительном или начальном этапе она может быть поставлена воспитателем. Позднее можно просить ребенка сделать это самостоятельно, отступив от края листа заданное количество клеточек в ту или иную сторону.
Нужно объяснить малышу, что один шаг – это движение карандашом по листу на одну клеточку в указанном направлении. За два шага карандаш проходит две клеточки. Необходимо ознакомить детей с основными условными обозначениями в задании.
Это означает последовательное движение карандаша от начальной точки на одну клеточку вправо, далее продолжение вертикальной линии вверх на три клеточки, затем поворот влево на два шага, после чего двигаться вниз на четыре клеточки, а затем вправо на один шаг и закончить отрезок.
Диктовать задание нужно медленно и внятно.
Желательно убедиться, что ребенок успевает рисовать, следить за правильностью выполнения в детской тетрадке, вовремя дать подсказку или поправить неверные действия. Нельзя ругать ребенка. Нужно спокойно помочь и объяснить, где допущена ошибка, исправляя ее вместе с малышом при помощи ластика.
Стараться хвалить малыша за успехи и всячески поддерживать благоприятную доброжелательную обстановку.
Необходимо наблюдать за правильностью посадки и захвата пальцами карандаша. Смотреть, чтоб ребенок не затенял рабочую поверхность тетради, следить за освещенностью. Важно делать перерывы в работе. Можно использовать пальчиковую гимнастику для снятия напряжения с кисти руки.
Полезно сделать и зарядку для глаз. Признаком хорошо проведенного занятия должно быть не только правильное выполнение инструкций и полученное изображение заданной в графическом диктанте картинки, но и хорошее настроение у ребенка и взрослого.
Что нужно для графического диктанта?
Важно правильно в соответствии с возрастом подобрать графический диктант по клеточкам: для малышей это должны быть крупные простые рисунки без угловых диагональных линий. Приобрести варианты диктантов можно в виде готовых подобранных по возрасту сборников в книжном магазине или найти подходящий вариант изображения в интернете.
Также можно придумывать картинки самостоятельно. Для первых занятий потребуется тетрадка в крупную клетку или отдельный листок клетчатой бумаги, простой карандаш и стирательная резинка для исправления ошибочно проведенной линии.
- Для начала нужно выучить или повторить с ребенком понятия: правый и левый, вверх и вниз.
- Также потребуется навык счета, на первых занятиях, в пределах трех, а лучше десяти единиц.
- Ну и, конечно, просто необходимо умение держать ручку или карандаш, уверенно проводить линию. Без этого научить малыша рисовать по клеточкам не получится.
Когда элементарные навыки ребенком получены и отработаны, можно приступать к освоению правил.
Необходимо усадить ребенка за рабочий стол с ровной твердой поверхностью. На правильно подобранный в соответствии с ростом стул. Правильная посадка очень важна при проведении занятия, необходимо обращать на это внимание ребенка. Также важно следить за освещением: свет должен падать на рабочую поверхность сверху или слева.
Нужно научить, как правильно держать карандаш, обратить внимание малыша на положение пальцев, наклон. Объяснить малышу, где верх и низ листа, научить отсчитывать заданное количество клеточек, продемонстрировать, что значит двигаться в указанном направлении.
Сюжет о том, как научить ребенка правильно держать карандаш:
Также на начальном этапе обучения, взрослому хорошо было бы показать и разъяснить на отдельном образце все этапы выполнения задание, проходя их одновременно с детьми на доске или на своем увеличенном листочке. Проследить, чтобы во время выполнения задания рука ребенка излишне не напрягалась.
В качестве отдыха и перерыва выполнять пальчиковую гимнастику.
Учитывая возраст и подготовленность ребенка, необходимо правильно подбирать изображения для заданий: от простых рисунков домика и геометрических фигурок к несложным элементам с фруктами и овощами. После освоения данного вида, можно переходить к более сложным и интересным рисункам животных, растений, техники.
Примеры и схемы диктантов
Пример графического диктанта по клеточкам «Бабочка» подойдет для малышей на начальном этапе обучения. Рисунок не требует больших подсчетов и длинных перемещений по листу. Хорошо подойдет для отработки понимания словесной инструкции.
Первую точку ставит взрослый, отступив от края листа 4 клеточки вниз и 8 клеточек вправо.
Далее ребенок выполняет задание самостоятельно, двигаясь по листу бумаги по инструкции взрослого:
- Сделать первый шаг на одну клетку вправо.
- Провести линию вниз на 3 клеточки.
- Следующий шаг вправо на одну клетку.
- Подняться вверх на 2 клеточки.
- 1 шаг вправо.
- 2 – вверх.
- 2 клетки вправо.
- 1 – вверх.
- 2 клеточки вправо.
- 3 – вниз.
- 1 клеточка влево.
- 3 – вниз.
- 1 – влево.
- 1 – вниз.
- 1 клетка вправо.
- 2 – вниз.
- 1 – вправо.
- 3 клетки вниз.
- 2 клеточки влево.
- 1 – вверх.
- 2 – влево.
- 2 – вверх.
- 1 клетка влево.
- 1 – вверх.
- 2 – вниз.
- 1 – влево.
- 2 клеточки вверх.
- 1 влево.
- 1 вниз.
- 1 влево.
- 2 вниз.
- 2 влево.
- 1 клеточка вниз.
- 2 – влево.
- 3 клеточки вверх.
- 1 клетка вправо.
- 2 клетки вверх.
- 1 вправо.
- 1 – вверх.
- 1 клеточка влево.
- 3 – вверх.
- 1 – влево.
- 3 – вверх.
- 2 клетки вправо.
- 1 – вниз.
- 2 – вправо.
- 2 – вниз.
- 1 клетка вправо.
- 2 – вниз.
- 1 клетка вправо.
- 3 клеточки вверх.
Изображение должно замкнуться в исходной точке.
Графический диктант по клеточкам «Верблюд»
Перед началом рисования необходимо отступить две клетки слева и восемь сверху от края листа – поставить отправную точку. Далее продолжить процесс под диктовку взрослого.
Начало движения: 2 клеточки вверх, 1 шаг вправо, 1 – вверх, 2 клетки вправо, 1 шаг вверх, 2 клеточки вправо, 1 клетка вверх, 1 шаг вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вниз, 1 шаг вправо, 1 клетка вверх, 1 – вправо, 2 клеточки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 шаг вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 клеточка вверх, 1 – вправо, 2 клетки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 4 клеточки вниз, 1 – влево, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 7 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, линия влево из 6 клеточек, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 5 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, на 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 2 клетки влево, 2 – вверх, 1 клеточка влево, вверх на 6 клеток, 2 – влево, 1 – вниз, 2 клеточки влево.
Произвольно дорисовать глаз и хвост. Можно раскрасить готовое изображение цветными карандашами.
Пример варианта графического диктанта по клеточкам «Паровоз»
Этот вид диктанта является более длинным и сложным, требует высокой концентрации внимания, поэтому подходит для первоклассников или хорошо подготовленных дошкольников.
Поставить начальную точку, отступив от верха листа – четыре клеточки вниз и пять клеток вправо, затем:
Сделать от первой точки шаг по диагонали вправо вверх, далее провести линию на 2 клеточки влево, затем снова движение по диагонали на 1 клетку вправо вниз, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клетка влево вниз по диагонали, 2 клеточки вниз, 1 – вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 1 клеточка вправо, линия из 6 клеток вверх, 4 клеточки влево, 1 клеточка влево вниз по диагонали, 4 клеточки вправо, 2 – вниз, 2 клетки влево, 1 – вверх, 1 клеточка влево вверх по диагонали, 2 клетки вниз, линией из 3 клеточек влево закончить изображение.
При индивидуальных занятиях важен правильный подбор задания по уровню сложности и интересам ребенка. Для мальчиков можно подобрать роботов, различные модели транспорта. Девочек заинтересуют цветы и орнаменты. Различные животные и растения подойдут для всех детей, поэтому годятся для групповых занятий.
Вариантов готовых диктантов существует великое множество. Найти их несложно, как в магазине, так и в интернете. Можно скачать и распечатать понравившийся рисунок любого уровня сложности. А можно придумать и составить схему изображения самостоятельно, или даже подключить к этому детей.
Графические диктанты по клеточкам для школьников можно дополнить соревновательными элементами: проводить в группе на скорость или ограничить время выполнения задания.
Ребенок должен остаться доволен результатом своей работы, чтобы ему снова захотелось позаниматься полезным рисованием. Важно суметь сохранить и не сломать атмосферу игры, не испортить положительных впечатлений от занятия и от общения ребенка с взрослым.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Полезный видео-ролик о графическом диктанте
Видеосоветы родителям, как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги: