Разное

Гласные согласные и мягкие: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama

по каким признакам разнятся звуки и буквы

Все буквы делятся на 2 важные категории – гласные и согласные. В русском языке насчитывается 10 гласных и 21 согласная буква. Твердый и мягкий знаки звуков не имеют, а потому их причисляют к отдельной группе букв. Далеко не всем известно, чем конкретно отличаются гласные от согласных. Тем не менее, разница есть, и она является достаточно существенной. Отличия затрагивают особенности произношения, долготу звучания и выполняемые функции.

Содержание

Что такое гласные?

Под этим термином понимают категорию речи, которая формируется путем прохождения воздушного потока через голосовые связки. Они создаются исключительно голосом. При этом сторонних шумов не наблюдается. К тому же артикуляционный аппарат не участвует в процессе.

В русском так же, как и во множестве других славянских языков, существует 6 гласных звуков. К ним относят [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. При этом количество гласных букв – 10. Такая разница связана с тем, что в формировании букв «я», «ё», «ю», «е» участвует 2 звука.

Гласные очень важны для образования слов. Прежде всего, из них формируются слоги. К тому же они придают слогам свои оттенки, которые в результате они становятся ударными или безударными. Ударный слог произносится намного дольше и выразительнее по сравнению с остальными.

Понятие согласных

Согласными называют речевые элементы, которые формируются под влиянием голосового потока и артикуляционного аппарата. Во время произнесения согласного у голоса появляются препятствия. Их функции выполняет язык или нижняя губа. Как следствие, звучание становится более шумным. В русском языке насчитывается 36 согласных звуков. При письме их обозначают 21 буквой.

Для согласных характерна четкая классификация. Их делят по 5 главным признакам:

  • место образования;
  • способ образования;
  • уровень шума;
  • участие голоса;
  • твердость или мягкость.

В зависимости от степени шума и применения голоса выделяют следующие виды согласных звуков:

  • шумные;
  • сонорные.

Шумные звуки тоже делятся на 2 категории, а именно:

  • глухие;
  • звонкие.

По месту образования бывают такие виды:

  • переднеязычные согласные;
  • среднеязычные;
  • заднеязычные.

По способ образования существуют следующие виды:

  • щелевые;
  • смычные;
  • смычно-проходные;
  • дрожащие;
  • слитные.

В зависимости от участия голоса выделяют такие группы:

  • произносимые с голосом;
  • произносимые без голоса.

Звонкие, глухие и шипящие

К звонким относятся «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р». Глухими называют такие звуки, как «п», «ф», «к», «т», «ш», «с», «х», «ц», «ч», «щ».

Помимо указанных звонких и глухих видов, есть также и шипящие.

К ним относятся «ш», «ж», «щ», «ч». Они всегда являются глухими. При произнесении таких звуков язык различными способами должен прижиматься к небу. При этом появляется звучание, напоминающее шипение змеи, особенно если его немного протянуть.

Твердые и мягкие

Согласные также делят на мягкие и твердые. Чтобы определить тип звуков, стоит обратить внимание на произношение. Так, мягкие удается выговорить, лишь подняв середину языка к небу.

На мягкость или твердость влияет следующий звук. Так, если после согласного идут такие гласные, как «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», он будет определяться как мягкий. К тому же буквы «ь» и «ъ» говорят о мягкости предыдущего звука.

Чем отличаются гласные от согласных?

Чтобы отличить гласные звуки от согласных, прежде всего, стоит обратить внимание на их звучание. Так, гласные звуки формируются в гортани, а согласные – проходят через губы, небо, зубы или язык.

Чтобы овладеть согласными, важно, чтобы у человека не было недостатков речевого аппарата. Чтобы выговаривать гласные, особые умения не нужны. Их характерным признаком считается, что формирование звуков происходит как бы само собой. Они под силу даже младенцам.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность “Экономика предприятия”

Также отличием звуков считается то, что гласная разновидность используется для создания слогов.

Количество гласных звуков в слове совпадает с числом слогов. Это важно знать для правильного проведения фонетического разбора. При этом для согласных такие свойства не характерны.

Использование гласных звуков придает словам определенное выражение и интонацию. Ударение ставится исключительно на них, что делает ударный слог особенным.

Еще одним отличием считается длительность звучания. Гласные звучат дольше. К тому же они являются более громкими. Согласные считаются короткими, шумными и при этом более тихими. К тому же гласные можно петь. Потому их часто используют вокалисты для выполнения различных упражнений.

Особенные буквы русского языка

В русском языке присутствуют и особые символы. Они не имеют никаких слышимых обозначений. Это мягкий и твердый знаки. Они требуются для выполнения следующих функций:

  • Разделяют части слов. Наличие указанных знаков в словах говорит о том, что следующая гласная является йотированной.
  • Делают предшествующую согласную букву мягкой. Также знаки реализуют определенные грамматические функции. Одной из них считается обозначение рода слова. В качестве примера стоит привести слово «печь».

Вывод

К основным отличиям между гласными и согласными стоит отнести следующее:

  • При произнесении гласных выдыхаемый воздух не встречает преград. При произнесении согласных в ротовой полости создается для воздуха преграда. В результате появляется определенный шум.
  • Главным отличием гласных и согласных звуков считается их роль в формировании слогов.
  • Разница кроется также и в типе классификации.

Согласные звуки могут формировать пары и в комбинации с гласными продлевать звучание. В любом случае, оба вида представляют собой важный элемент речи. Лишь их сочетание позволяет создавать слова и предложения, из которых состоит связанная человеческая речь.

Для чего младшим школьникам изучать звуки речи

Продолжение серии публикаций о занятиях с детьми, которые обучаются по форме семейного образования

— Что мы знаем про звуки речи?

— Они бывают гласными и согласными!… Согласные бывают твердыми и мягкими!… Гласных звуков 10, а согласных 21!

— Ничего подобного!

— Как это? Я считал! Мы с мамой считали!

Мой продвинутый ученик искренне недоумевает.   В итоге он вспомнит, что гласных на самом деле 6, а вот о том, что твердый [м] и  мягкий [м’] — это разные звуки, и не подумает.

Родители часто спрашивают, для чего тратить столько сил на  характеристику звуков. А вид транскрипции их просто вгоняет в ступор. Впрочем, тут я их понимаю — запись типа [в л’ису рад’илас’ й’олач’ка] в тетради второклассника, действительно, — как бы это помягче сказать? — настораживает.

Так нужно ли все-таки тратить столько времени и сил на характеристику звуков? Попробую порассуждать на эту тему.

Когда ребенок учится читать, не вижу смысла долго и запутанно объяснять ему, что буква Ё выполняет две работы — обозначает звук О, смягчая при этом предыдущий гласный (клён) и обозначает два звука — йо  (ёлка, копьё). Я — за слоговое обучение чтению (по методике Зайцева), где ребенок усваивает сразу слоги — твердые и мягкие.

Но если ребёнок учится читать буквенным способом (то есть изучает сперва буквы, потом способы их слияния), без звукового анализа обойтись сложно. У меня был ученик, очень умный мальчик, который имя свое писал — «ЛЬОНЙА». Читал он при этом неплохо, целыми словами. У ребёнка был синтетический способ восприятия информации, он не анализировал слова при чтении и не запоминал, как они пишутся. Наверно, таких ошибок бы не было, если бы он учился читать слоговым способом. Но в сложившейся ситуации нам нужен был разговор о том, какая буква какую работу выполняет.

Чтобы понять, почему надо писать ЁЛКА и ПРУТЬЯ  (а не ЙОЛКА и ПРУТЬЙА), ребёнку нужно понимать 1) что у буквы ЕСТЬ РАБОТА — ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК; 2) что есть гласные, которые могут обозначать два звука в определенных позициях, а есть сочетания звуков, которые обозначаются одной буквой.

 

Умение УСЛЫШАТЬ и охарактеризовать звук становится важным, когда ребенок начинает писать. Вот тут выясняется, что в одних случаях мы точно СЛЫШИМ, какую букву надо писать (то есть, говоря по-научному, звук стоит в СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ), а в других случаях (когда звук в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ), мы слышим его нечетко и сомневаемся.  Когда есть сомнение, надо  проверять орфограмму (например, ставить безударную гласную под ударение).

Во многих программах (в том числе и в традиционных, классических, по которым учились еще бабушки нынешних школьников), именно на проверку орфограммы тратится больше всего времени и сил.

Но чтобы проверить орфограммы в словах «голова», «кружка», «зябко», надо 1) УСЛЫШАТЬ ошибкоопасное место и 2) применить правило. В первом случае — изменить слово, поставив гласную под ударение (гОловы) или подобрать родственное слово (голОвка), во втором — изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после парного согласного стоял гласный (кружечка) или сонорный (зябнуть). То есть, чтобы использовать эти несложные правила, ребенок должен знать понятия гласного, согласного, парного согласного, сонорного. На вопрос подруги, для чего ее внучке в первом классе понятие сонорного звука, я ответила формулировкой такого правила.

Есть и другие орфографические правила, в которых  используются характеристики звуков: правописание Ь после ШИПЯЩИХ, О-Ё после ШИПЯЩИХ  и т. д.

Однако открытым остается вопрос о том, удобно ли будет ребенку пользоваться орфографическими правилами, возникнет ли у него вообще такая необходимость. Мой ученик Стасик писал практически без ошибок, но по русскому выше четверки не имел никогда. В средней и старшей школе  моя принципиальная подруга филолог регулярно ставила ему тройку. Безударную гласную в словах «пилил пилой» Стасик проверял словом «пила» (где эта гласная — тоже безударная). Он просто знал, как пишется этот корень и даже не мог понять, чего мы от него хотим.

Есть еще один аргумент в пользу звукового анализа. Умение слышать и анализировать звуки — прямой путь к исправлению логопедических проблем, которые встречаются сегодня у множества детей. Опыт ТРИЗ-педагога, логопеда И.Н. Крохиной показывает, что пробуждение исследовательского интереса к звукам речи эффективно развивает способность эти звуки слышать и правильно произносить. Посмотрите, как ученики Инны Николаевны анализируют звуки и с каким удовольствием они это делают.

Что ж, возразят оппоненты, у логопедических детей, возможно, нет другого выхода. Но надо ли этим заниматься, если ребенок логопедических проблем не имеет? Раскроем этот вопрос, разделив его на части и попробуем найти ответы.

  • Можно ли учить читать и писать, не ковыряясь глубоко в том, какая буква какую работу выполняет? — Можно, кубики Зайцева тому пример.
  • А можно ли учить грамотно писать, не заучивая правила? Есть мнение, что и это можно. Например, методом орфографического чтения (см. описание методики П.С. Тоцкого, например, здесь).
  • А есть ли другие способы научиться грамотному письму? И это есть. Известный психолог Л.А. Ясюкова, которая много лет работала со слаболышащими детьми и успешно учила их грамоте, утверждает, что звуковой анализ на ранних стадиях обучения вреден. Мы пишем, не как слышим, а как видим. До 80-х годов обучение было направлено на усвоение ОБРАЗА СЛОВА и ПРАВИЛ, по которым слова пишутся. Писать на слух (и, соответственно, проверять орфограммы) дети начинали только в третьем классе. Грамотных людей тогда было гораздо больше. Весьма категоричное мнение Людмилы Апполоновны по этому вопросу — в статье «Педагогика неграмотности» («Школьные технологии» №2-2011).

Думаю, теперь родители окончательно запутались в вопросе о том, как учить ребенка в наше время, и ждут какого-то продуктивного совета. «Бойся того, кто скажет: «Я знаю, как надо!»» — писал поэт Александр Галич, и был, на мой взгляд, прав. Однозначных советов не дам, но опишу свое видение ситуации.

  1. Анализировать звуки речи полезно, если дети учатся их СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ. Это успешно можно делать без привязки к буквам и начинать лучше в дошкольном возрасте. Ситуация, когда ребенок анализирует звуки по транскрипции ([м’] — мягкий, потому что значок такой стоит) мне не кажется полезной. Умение слышать и анализировать звуки речи необходимо логопедическим детям. Многим людям это умение  помогает проверять орфограммы и тем самым избегать ошибок. Многим — но не всем, история моего Стасика тому пример.
  2. Характеристика звуков нужна уже потому, что на ней базируются многие правила русского языка. Само по себе умение слышать и анализировать звуки речи вряд ли мешает грамотному письму (хотя и не всегда ему помогает). Опираясь на опыт П.С. Тоцкого, можно утверждать, что научить грамотному письму без правил можно. А вот сдать экзамены, не зная правил, сегодня не получится.
  3. Грамотно построенное исследование звуков развивает интерес к устройству языка и помимо этого — позволяет учить ребенка исследовательской деятельности, что на мой взгляд, современным детям необходимо.
  4. Если мы хотим, чтобы дети запоминали образы слов, логично учить их работать с частями слова — морфемами. Если ребенок знает, что корень «лес» сообщает о чем-то, связанным с лесом, а корень «лис» — о чем-то, связанным с лисой, ему по сути не нужно проверять безударную гласную ударением, он правильно напишет все однокоренные слова по памяти. Аналогично, если он различает по функции приставки пра- и про- (одна указывает на родство — прабабушка, правнучка, другая имеет иные значения), он тоже сделает верный выбор. Люди, которые рассуждают так, редко проверяют безударную гласную ударением. Работа с морфемами — тоже прекрасное поле для формирования исследовательских умений.
  5. Есть разные дороги к навыку грамотного письма. В идеале надо дать ребенку инструменты, которые позволят выбрать наиболее удобную ему дорогу. Такой подход реализован, например, в учебниках О.Л. Соболевой. Подход мне близок, но лично мне и моим коллегам в этих учебниках не хватает как раз исследовательской составляющей.
  6. Язык развивается, параллельно развиваются технологии. Боюсь, сегодня нам трудно представить, как будут работать с информацией наши дети 10 лет спустя. Поэтому я стараюсь по возможности учить их так, чтобы они ПОНИМАЛИ, как устроен язык. Учу и звуковому анализу (на слух, без транскрипции), и морфемному (разбираем слова на части, выясняем, как они устроены, какую работу каждая часть выполняет). И очень надеюсь, что эти умения помогут им в дальнейшем — при изучении других языков и вообще любых знаковых систем.
  7. Развивающее обучение всегда ориентировано на надсистемные цели. Чтобы писать грамотно, не обязательно исследовать язык. Но исследование звуков, морфем, а впоследствии и более сложных языковых конструкций позволяет ребенку открыть для себя язык как неисчерпаемо сложную и захватывающе интересную систему. Сделанные в процессе такого исследования открытия работают и на развитие речи, и на изучение других языков, и собственно на формирование исследовательских способностей.

Обучая ребенка самостоятельно, вы делаете свой выбор методических подходов, учебников, игр, упражнений. Главное, чтобы этот выбор был осознанным.

Материал для сайта клуба «Альтернатива есть!» https://jlpsite.ru

гласных согласных – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 376 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Уголок Учеников

    Мы подходим к концу наших согласных звуков. До сих пор мы пытались логически сгруппировать наши буквы, чтобы их было легче выучить. К сожалению, сейчас мы изучаем отстающие и уникальные звуки, которыми обладает английское произношение.

    Звуки /w/, /y/, /r/ и /l/ принадлежат к группе звуков, называемых аппроксимациями. Аппроксиманты можно разделить на скольжения и жидкости. Звуки /w/ и /y/ оба являются скользящими, тогда как /r/ и /l/ считаются жидкими.

    Если вам нужна дополнительная помощь с гласными и согласными, посетите нашу домашнюю страницу о гласных и согласных, где есть уроки, карточки и статьи.

    Как произносится W

    Букву «W» может быть сложно произнести, так как она очень близка к звуку /oo/, который мы выучим позже. Для начала мы собираемся округлить рот, чтобы наши губы образовали небольшой круг. Что касается положения языка, вы будете перемещать его близко к тому месту, где он находится в звуке /у/, назад и высоко во рту. Это звонкий согласный, поэтому звук исходит от вибрации ваших голосовых связок. Начните вибрировать, пока ваш рот находится в маленьком «о», а затем расширьте его, чтобы издать звук «ух». Это может потребовать некоторой практики, попробуйте следовать нашему видео, чтобы убедиться, что ваш рот находится в нужном месте.

    Совет учителя: /w/ часто используется в паре с «h». Однако звук не меняется, и он по-прежнему издает звук /w/ (wh, как в ките).

    Символ IPA для /w/ — это w.

    Обычные буквы с W:

    1. W Hale
    2. W в
    3. W E
    4. W WRE
    5. W здесь
    6. 9

      77797

    7. W
    8. W . интересует буква «Ю». Я помню, как учителя говорили мне, что иногда это была гласная, что всегда меня смущало. В английском языке буква «Y» считается шестой гласной, так как иногда она играет роль гласной в словах и может принимать звук Long E (как в слове happy), звук /i/ (как в гимне) или звук /igh. / звук (как в флай).

      Сегодня мы не будем практиковать «Й» как гласную, а вместо этого оставим ее как звонкий согласный, издавающий звук «йух». Произнести звук «йух» очень сложно, и для этого потребуется много практики. Начните с того, что задняя часть языка будет почти касаться мягкого неба. Ваш рот и зубы должны оставаться открытыми. Кончик языка должен быть расположен высоко и в передней части рта. Звук начнется с вибрации голосовых связок, а затем изменится, когда вы опустите челюсть и расслабите язык, произнося часть «ух» из «ух».

      Символ IPA для /y/ — j.

      Common words with /y/:

      1. Y es
      2. Y ellow
      3. Y ard
      4. Y ak
      5. Y o- y o

      How произносить R

      Буква «R» часто вызывает проблемы у людей, не говорящих по-английски, из-за ее близости к звукам других языков. /r/ — звонкий согласный звук, поэтому вы должны ожидать, что ваши голосовые связки будут вибрировать, чтобы издать его грубый звук. Ваши губы должны быть приоткрыты, а зубы раздвинуты. Ваш язык должен быть оттянут назад к задней части рта, а кончик языка должен быть направлен вверх, почти касаясь твердого гребня за верхними зубами (область, которую вы используете, чтобы произнести /d/ или /t/). Старайтесь не превращать звук /r/ в звук «рух», когда будете практиковаться на этом уроке фонетики. Если все сделано правильно, /r/ должен звучать близко к рычанию.

      Символ IPA для /r/ — r.

      Common words with /r/:

      1. R ed
      2. R ocket
      3. R ainbow
      4. R ain

      How to Pronounce L

      For the letter “L », поместите кончик языка на твердый гребень между верхними зубами и небом. Издайте звонкий звук (повибрируйте голосовые связки) и позвольте воздуху обтекать язык и выходить изо рта. Этот звук является одним из тех, которые легче выучить, слушая и стараясь изо всех сил имитировать звук.

      Совет учителя: Многим маленьким детям сложно воспринимать этот звук. Не волнуйтесь. Если вы хотите узнать больше о проблемах с /l/, посмотрите здесь.

      Символ IPA для /l/ — это l.

      Common words with /l/:

      1. L eaf
      2. L ion
      3. L uck
      4. Ca ll
      5. He l p

      Other Vowel and Consonant Lessons Что вам может понравиться

      Краткие гласные: A, E, I, O и U

      Согласные: G, K и C

      Согласные: M и N

      Согласные: B и P

      Согласные: V и F

      Согласные: W, Y, R и L

      Согласные: th, ch , sh и ng

      Как научить ребенка Гласные и согласные
      1. Распечатайте наши карточки или сделайте свои собственные. Убедитесь, что на одной стороне карточки есть буква, а на другой — картинка, чтобы ребенок мог ассоциировать ее со звуком.
      2. Научите ребенка называть эту букву и звук, который она произносит. Если вы не уверены в правильном воспроизведении звука самостоятельно, вы можете использовать видеоролики, которые мы предоставили в нашем разделе для участников.
      3. Научите своего ребенка слову, связанному с этой буквой (A означает яблоко, /a/ /a/ яблоко). Если возможно, попросите их нарисовать слово, с которым оно связано.
      4. Если ваш ребенок достаточно взрослый, научите его писать буквы (как маленькие, так и большие). Не забудьте подчеркнуть имя и звук, который издает буква, пока ваш ребенок пишет.
      5. Уточните у учителя или носителя английского языка, правильно ли ваш ребенок произносит звук

      После того, как ваш ребенок выучит этот звук насколько это возможно. Базовая фонетика невероятно важна, и если вы освоите ее прямо сейчас, это поможет вашему ребенку в будущем. Помните, что чем больше времени один на один вы дадите своим детям, тем лучше у них будет английское произношение. Это также не обязательно должно быть заучивание по учебникам и карточкам, вот список забавных занятий, которые вы можете делать, чтобы попрактиковаться со своими детьми. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Сделайте изучение английского более увлекательным, объединив его с занятиями, которые ему нравятся. Все, от раскрашивания, чтения или более активных игр, будет полезно, если они будут практиковаться и думать об этих гласных и согласных.

      Практика должна продолжаться некоторое время, но когда вы хотите научить чему-то новому, вы можете начать смотреть другой урок фонетики. Ссылки на все это можно найти выше. Кроме того, вы можете проверить их прогресс в произношении английского языка с помощью некоторых из наших оценочных тестов в нашем разделе для участников.

      У меня есть дополнительные вопросы

      Если у вас есть еще вопросы об этом уроке фонетики, отработке этих звуков или о том, что делать дальше, у нас есть несколько ресурсов для вас здесь, в Учебном уголке.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *