Разное

Функции семейного воспитания: Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения

Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения

Библиографическое описание:

Раззакова, Р. С. Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения / Р. С. Раззакова, Д. Ю. Матчанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10656/ (дата обращения: 05.02.2023).



Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которыми человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня. Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. [1. 62.] В современном индустриальном обществе семейные связи между поколениями нарушаются. Поэтому общество берет на себя заботу о передаче необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей. В настоящее время родителям необходима помощь со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов в воспитании детей. В консультациях данных специалистов сегодня нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой совместно проживают и ведут домашнее хозяйство, объединены совместными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семья — социальный институт, в котором устойчивая форма взаимоотношений между людьми. В рамках этих взаимоотношений осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, бытовой уход, образовательное и медицинское обслуживание и т. д. Семейно-брачные отношения известны человечеству с ранних лет. Уже в неолите (15–20 тыс. лет назад), когда появился человек разумный, существовали общности людей, которые основывались на естественном половозрастном разделении функций (муж, жена), совместном ведении хозяйства и воспитании детей. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать.

[4. 32] Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productio — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. В последние годы увеличились семьи, которые состоят из 2–3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, ограничивают свободу родителей: в получении образования, в работе, повышении квалификации, реализации своих способностей. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это характерно для европейских стран. Сокращение величины семьи происходит из-за следующих факторов: падение рождаемости; отделение молодых семей от родительских; увеличение семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

По оценке экспертов, 10–15 % взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей (приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и др.) частично были переложены на сферу бытовых услуг. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты; калым для жениха; вещи передавались по наследству; страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.

д.

Функция первичной социализации. Семья первая и главная социальная группа, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Семья социальная микросреда и один из факторов социального воздействия. Она оказывает влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей. [5. 26]

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Вся атмосфера и микроклимат семьи влияют на формирование личности ребенка. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Иногда опыт ребенка, приобретенный в семье, становится единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, в некоторых семьях воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Рекреационная (восстановительная) и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение.

Выражение «Мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Большинство женщин сегодня тоже работают и приходят домой усталые. Полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Семья — целостное системное образование. В современных условиях одна из проблем, стоящих перед семьей — это адаптация (лат. adapto — приспособляю) семьи в обществе, т. е. приспособление семьи к условиям жизни в современной среде (обществе). основной характеристикой процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Для определения социального статуса семьи нужно знать целый ряд ее структурных и функциональных характеристик, а также индивидуальных особенностей членов семьи.

[7. 51]

Структурные характеристики семьи:

  1. Наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная).
  2. Стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая).
  3. Порядок заключения брака (первичный, вторичный).
  4. Количество поколений в семье (одно или несколько поколений).
  5. Количество детей (многодетная, малодетная).

Индивидуальные особенности членов семьи. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; его интересы и способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Первый компонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи, ее обеспеченность оценивается по нескольким количественным и качественным критериям. Это уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение (т. е. вещи, которыми владеет семья), а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи. Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус — низкий. Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус — средний.

Существует множество типологий семьи: психологические, педагогические, социологические. Задачам деятельности социального педагога отвечает комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий (типов) семей, различающихся по уровню социальной адаптации в обществе. Разделяются типологии семьи:

  1. Высокий уровень — благополучные семьи
  2. Средний — семьи группы риска
  3. Низкий — неблагополучные семьи
  4. Крайне низкий — асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога. Такие семьи за счет адаптивных (приспособление) способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро приспосабливаются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи (консультации) социального педагога.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.). Это снижает адаптивные способности таких семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, это те, которые имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно (например, низкий уровень доходов семьи, неблагоприятный психологический климат, низкий уровень культуры в семье и т. д.). Такие семьи не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для такого типа семьи необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи — те семьи, где родители ведут аморальный, противоправный (нарушение закона) образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитанием детей в таких семьях, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадежными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Когда семья не обращается за социально-педагогической и психологической помощью (а она в ней нуждается), то к ней применяется такая форма работы, как патронаж. Патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными адаптационно-реабилитационными целями.

В Республике Узбекистан патронажный опыт работы существует и реализуется педиатрическими службами, центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Но медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможностей патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Наряду с индивидуальными консультативными беседами могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги.

Литература:

  1. Каримов И. А. Узбекистан, устремленный в 21 век. Т., Узбекистон, 1999.
  2. Каримов И. А. Без исторической памяти нет будущего. Т., Узбекистон, 1999.
  3. Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т., Узбекистон, 2000.
  4. Азизходжаева Н. Н. педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2005.
  5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  6. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика. Учебное пособие. М., 2005.
  7. Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2007.
  8. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Ташкент. 2000.
  9. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001.
  10. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. Учебное пособие. М., 1982.
  11. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. М., 2006.
  12. Подласый И. П. Педагогика. Учебник. М., 2006.
  13. Самоненко Ю. А. Психология и педагогика. Москва. 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, социальный педагог, воспитание детей, воспитание ребенка, общество, ребенок, состояние семьи, уровень доходов семьи, форма работы, домашнее хозяйство.

Воспитание детей в современной семье является процессом…

Основные термины (генерируются автоматически): семья, социальный педагог, воспитание детей, общество, ребенок, состояние семьи, воспитание

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале…

Особенности

работы с семьей, воспитывающей «особого»…

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами…

Особенности

семейного воспитания в полной и неполной семьях

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Работа социального педагога в образовательном учреждении…

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»… ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.

Взаимодействие

семьи, школы и социума | Статья в журнале…

На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование…

Взаимодействие детского сада и

семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение. ..

Специфика

работы социального педагога с неполной семьей

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи. Организация семейного досуга как условие эффективной…

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями…

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, проблема, супруг, развитие, член семьи, детский сад, коррекционная работа, воспитание ребенка.

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

Основные вопросы:

  • функции семьи;

  • благополучны и неблагополучные семьи

  • принципы семейного воспитания;

  • факторы, влияющие на семейное воспитание;

  • авторитет родителей;

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами. Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Девять важных ролей, которые семья играет в распространении образования

Статьей поделился

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Среди всех органов воспитания дом как первый и самый важный орган формирования поведения ребенка. Воспитание начинается с матери. Поэтому мама – первый учитель, а дом – первая школа социализации ребенка. Это старейшее учебное заведение.

Home помогает в проведении различных образовательных мероприятий, информации и рекомендаций для членов своей семьи с момента основания общества. Воспитательные функции дома обсуждаются в следующих пунктах.

Воспитательные функции дома/семьи

(1) Физическое и моторное развитие:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Home помогает ребенку в его полном физическом развитии и координации движений посредством правильного питания, правильного питания, здоровых привычек, упражнений и программ иммунизации.

(2) Личное общение:

Это помогает в обеспечении различных взаимодействий для развития ребенка. Члены семьи свободно делятся с ребенком своим многочисленным опытом, поэтому его называют первым учебным центром для ребенка.

(3) Дом обеспечивает полную социальную среду:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Дома дети учатся есть, говорить, одеваться, учатся хорошим привычкам, манерам и т. д. у членов семьи. Он усваивает уроки социальных ценностей и качеств, чтобы быть в будущем ответственным гражданином. Он учится приспосабливаться в своем обществе.

(4) Дом учит гражданственности и социальным добродетелям:

Ребенок учится общественным и гражданским добродетелям через сотрудничество, взаимопонимание, симпатию, самопожертвование, склонность к служению. Он также узнает свои гражданские обязанности и ответственность за создание нации.

(5) Дома нравственного и религиозного воспитания:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Ребенок получает различные моральные и религиозные уроки от своей семьи. Через молитву, моральное обучение и семейные религии он подражает тому, что делают другие члены. Таким образом, статус семьи передается от одного поколения к другому.

(6) Дом профессионального образования:

Дом помогает в предоставлении различного профессионального образования, в том числе родительского профессионального. Он впитывает различные навыки и способы торговли, призвания, бизнеса своего отца для удовлетворения будущих потребностей и средств к существованию.

(7) Помощь на дому во всестороннем развитии:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Для всестороннего развития ребенка помогает ориентировать его. Дом оказывает эмоциональную и финансовую поддержку ребенку для его полноценного развития. Таким образом, это безопасное место для полного выражения своего таланта без каких-либо проблем.

(8) Домашняя помощь в сохранении и продвижении культуры:

Дом дает ребенку возможность сохранять важные ценности и идеи дома и продвигать их через опыт.

(9) Дом развивает лидерские качества:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Благодаря развитию личности и вдохновению членов семьи ребенок развивает лидерские качества в семье или дома.

Таким образом, семья или дом является наиболее важным и эффективным средством воспитания. Это основа и центр всех социальных, политических, нравственных, экономических, физических, эстетических, профессиональных, религиозных взаимодействий в обществе.

Полная информация о широком и узком значении образования

В чем важность учебной программы, ориентированной на получение опыта?

Воспитательные функции семьи в обществе

Семейные воспитательные функции в обществе На протяжении всей истории значительно эволюционировали. Настолько, что система образования была обвинена в разделении образования ребенка.

Однако не все семьи одинаково выполняют свои функции. В каждом доме используется воспитательный стиль, который при большей или меньшей успешности в воспитании играет важную роль в развитии ребенка.

В этой статье мы укажем на важность участия семьи в образовании ребенка, важность социализации и более распространенные образовательные стили.

Определение семьи

По данным Королевской академии испанского языка (2016 г.), семья – это «… группа связанных друг с другом людей, живущих вместе».

Принимая во внимание это описание, мы должны принять во внимание, что это группа людей, которые имеют общие характеристики. Они, как правило, остаются вместе с течением времени и в большинстве случаев живут в одном доме.

Во всех семьях устанавливаются связи между ее составляющими. Из них генерируются правила, приобретаются значения и принимается символика, которая будет понимать все ее компоненты (Salles, 1991).

С точки зрения психологии образования Понятие семьи (типы и функции) Принимает новое определение, в котором даются новые характеристики, оставляющие в стороне традиционное понятие.

Именно в этом новом видении больше нет необходимости в каких-либо юридических, генетических связях, а также во всех случаях дается фигура двуродственности.

Образ просто начинает исчезать патриархальный , Который сохранялся на протяжении всей истории. Отец нес исключительную ответственность за ведение хозяйства в хозяйственном отношении, потому что не только мать несет ответственность за домашнее хозяйство, но и отец должен вмешиваться в образование ребенка.

И, конечно же, даются новые типы семей, такие как гомородительские, приемные и неполные семьи, среди прочих.

Социализация как образовательный агент

Среди функций семьи мы находим репродуктивную, экономическую, воспитательную и заботливую функцию.

В этом случае мы собираемся определить Образовательную функцию Как наиболее связанную с образованием, как следует из ее названия.

Из семьи начинает давать обучение. Именно здесь они приобретают первые привычки, которые будут служить инструментами жизни, чтобы ребенок мог развиваться в ее контексте.

Чтобы сделать это, мы должны упомянуть о концепции социализации , Поскольку она играет центральную роль в образовательной функции и, кроме того, тесно связана с культурой, в которой развивается личность.

Возможность для ребенка приобрести свою культуру и адаптироваться к окружающей среде для участия в социальной жизни будет необходимыми ингредиентами, с помощью которых он сможет адаптироваться и взаимодействовать с обществом.

Для осуществления социализации существуют агенты, называемые агентами социализации. Отсюда мы различаем три уровня (Parra and León, 2012):

  • Начальная школа (семейная).
  • Средняя школа (школа, друзья, религия и т. д.).
  • Высшее (перевоспитание и тюрьма).

Все это позволяет развитию происходить благоприятным образом и, следовательно, способствует включению детей в контекст, в котором они жили (Parra and León, 2012).

Влияние семьи на воспитание ребенка

Весь воспитательный процесс начинается в семье как приоритетном источнике и в последующем, продолжает развиваться с других сторон в школе.

Однако иногда эти атрибуции вызывают сомнения и недоумение, ведь именно общество ставит школу главным позвоночником в образовательном развитии ребенка, оставляя за рамками ответственность семьи.

Контекст, в котором происходит развитие личности, включает все факторы, участвующие в этом процессе:

  • Семья.
  • Школа.
  • Группа сверстников.

Как экологическая модель Бронфенбреннера , Очень важно анализировать человека в его контексте. Его невозможно изучать без учета того места, где он взаимодействует, с кем взаимодействует и как влияет на него.

Влияние семьи играет центральную роль в этом развитии, влияет на широкий спектр областей, таких как приобретение навыков выражения эмоций, установление отношений с родителями (привязанность), практика социальных навыков в межличностном общении и т. д.

Таким образом, мы можем сказать, что семья является той составляющей, где они приобретают первичные навыки и социальные навыки, наиболее важные в первые годы жизни, где они сталкиваются с первым опытом.

Одним из таких является прибытие братьев. Это огромное изменение в распорядке дня детей, которые до сих пор были уникальными. Поведенческие модификации начинают проявляться там, где претерпевают изменения отцовские отношения, увеличивается обязанность S и уменьшается взаимодействие с семьей

Как мы уже упоминали, семья является важной опорой в воспитании детей, хотя и не единственной, так как все ее функции выполняет школа.

Тем не менее, бывают ситуации, когда есть разногласия с обеих сторон (семья-школа), и это может привести к известному термину Школьная неуспеваемость. В этой ситуации многие исследования показывают, что поддержка семьи гарантирует успех на начальном этапе. посещаемости школ.

Несомненно, у семьи есть основные воспитательные функции, где всегда должны быть любовь и поддержка как основное правило повседневной жизни в домашнем хозяйстве.

Все это обеспечивает удовлетворительное развитие ребенка, полезное для изучения норм, приобретения ценностей, генерации идей и моделей поведения, адаптированных к успешному контакту с обществом.

Кроме того, важно, чтобы они обеспечивали стабильность в рутине и генерировали новый опыт, который учит ребенка, чтобы он был готов к ситуациям, в которых он должен реагировать самостоятельно.

В случаях разводов, воссоединений или семейных проблем Важно исключить предрассудки и проявить естественность в различных ситуациях, особенно когда информация получена из семейного контекста учащегося, отходя от концепции традиционной семьи, а также пари на выражение эмоций, что может принести большую пользу ребенку.

В заключение мы должны завершить этот раздел, указав, что семья, со своей стороны, требует школьных функций, в которых она может быть маргинализована, таких как:

  • Преподавание академического содержания.
  • Возможность увеличения посещаемости занятий студентами.
  • Принятие среди равных.
  • Навыки обучения Ценности и навыки, необходимые для действия в вашей жизни.

Именно в этот момент можно наблюдать некоторые спорные ситуации, так как порой семья требует от школы больше, чем она может дать. Поэтому важно установить хорошие связи между семьей и школой, где дается участие и сотрудничество обоих (Парра и Леон, 2012).

Семейные образовательные стили

Через аффективную связь, которую ребенок имеет со своими родителями, будут созданы различные связи, которые приведут к идеальному росту, порождая чувство доверия, обеспечивающее эффективную привязанность.

Из различных Образовательных стилей Они определяют модели поведения, с помощью которых человек реагирует на знакомые повседневные ситуации. Это способ, которым семья будет работать для достижения предлагаемых образовательных целей (Parra and León, 2012).

Они формируются из установок, состоящих из убеждений, порождающих поведение, которое семьи проявляют в самых разных ситуациях.

Таким образом, эти стили формируются из двух основных размеров: поддержка Y управление .

Поддержка, с одной стороны, части привязанности (выражение эмоций) и коммуникации (взаимодействие и участие между отцом и детьми).

И, с другой стороны, контроль связан с самим контролем (Управление стандартами) И требованиями (ответственность и самостоятельность, ожидаемые от детей).

Чтобы классифицировать семейные стили, вы можете сделать несколько различных группировок. Однако мы сочли целесообразным различать следующие:

Авторитарный стиль

Авторитаризм характеризуется навязыванием и контролем, властью как средством воспитания. Именно отцовская/материнская фигура берет бразды правления и решает, при любой концепции, без учета участия ребенка в правилах, которые часто бывают чрезмерными.

Именно родители несут ответственность за то, чтобы направлять детей наилучшим образом, и поэтому они понимают, что уважение связано со страхом, который испытывают к нему. Они показывают различное поведение и причины как абсолютную истину.

Как правило, налогообложение является главным союзником для разрешения конфликтов и, следовательно, они представляют собой директивное действие во все времена, являясь решением проблемы только требования или обязательства.

Они же и принимают решения, ребенок понимает, что самый эффективный способ решения проблем — это применение силы, порождающей зависимость и страх, потому что он понимает, что плохое поведение будет иметь большие и страшные последствия.

Эти дети обычно характеризуются низкой самооценкой, не говоря уже о социальной компетентности с точки зрения социализации и социальных навыков. Зарождающиеся люди с сильным характером Агрессивны и импульсивны в повседневной жизни.

Вседозволенность

Вседозволенность проявляется в низкой требовательности родителей к своим детям. Именно привычки и установки ребенка принимаются как рутина и ценятся.

Кроме того, нет навязывания или консенсуса правил, поскольку они не существуют, и, следовательно, требования аннулируются.

Родители полагают, что их дети хорошие и находятся на правильном пути. Поэтому, по мнению родителей, они обязаны дать им все, что им нужно и чего они просят, избегая любых неудобств, которые им причиняют.

В большинстве случаев дети ищут постоянную выгоду. Родители часто устраняют все препятствия, приучают все решать и вызывают постоянное неуважение.

Дети, воспитанные в разрешительном стиле, часто характеризуются как люди с завышенной самооценкой, а также низкой социальной компетентностью в отношении к своему ближайшему окружению.

Они не обучены Контролировать импульсы, потому что привыкли подчиняться каждой своей прихоти.

Демократический стиль

Демократия как образовательный стиль рассматривает ребенка как единое целое. То есть учитывает их восприятие событий и их потребности.

Не забывая о важности дисциплины, отцовская фигура выступает в качестве проводника и не навязывает правила, потому что требования предъявляются как родителями, так и детьми посредством диалога и соответствующих объяснений.

Таким образом, ребенок слушает, а различные правила и требования адаптируются к конкретной ситуации.

Он стремится к участию ребенка в принятии решений, в установлении норм и, следовательно, в преодолении последствий, которые могут быть получены.

Дети узнают, что они могут совершать ошибки, что они могут решать проблемы самостоятельно, и роль родителей состоит в том, чтобы помочь им найти правильный путь, так как возможность справляться с проблемами делает их взрослыми.

Эти дети характеризуются высокой самооценкой и хорошим социально-эмоциональным развитием С эффективным приобретением социальных навыков.

Они проявляют себя как люди, обладающие самообладанием и автономией перед различными возникающими ситуациями.

Каковы причины принятия демократического стиля?

Из моделей авторитаризма и вседозволенности мы получаем в качестве приоритетной характеристики сверхопека личности, со стороны родителей.

Разрешительный характеризуется отсутствием ответственности и умением справляться с последствиями при наличии возможности выбора и самостоятельного принятия решений.

С другой стороны, авторитаризм может заставить детей столкнуться со своими последствиями, но они не учатся быть автономными. У них часто высокий уровень зависимости, они привыкли получать приказы.

Таким образом, использование демократического стиля предполагает ответственное, независимое обучение, способствуя возможности учиться на ошибках и создавая позитивный климат.

Ссылки
  1. КОЛЛ, К., ПАЛАСИОС, Дж. И МАРЧЕЗИ, А. (КООРД.) Психологическое развитие и образование. Том. 2. Психология школьного образования (597-622). Мадрид: Альянса.
  2. БАРКА, А. (КООРД.). Психология обучения (т.3). Контекстные и реляционные компоненты школьного обучения. Барселона ЕСБ.
  3. ПАЛАСИОС, Д. И. МОРЕНО, М.К. Семейный контекст и социальное развитие. Неопубликованная рукопись.
  4. ПАРРА, А. И ЛЕОН, Э. (2012). Контекст развития и образования. Психология образования и развития . Севильский университет.
  5. САЛЛЕС, В. (1991). Когда мы говорим о семье, о какой семье мы говорим? Новая антропология, XI , (39). 53-87.
  6. ШАФФЕР Д. (2000 г.). Внесемейные влияния I: телевидение, компьютеры и школьное образование. Социальное и личностное развитие (стр. 425-462). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  7. ШАФФЕР Д. (2000 г.). Внесемейные влияния II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *