Разное

Фрейлах н и методика математического развития: Методика математического развития. Учебное пособие читать онлайн, Н. И. Фрейлах

Курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах Наталья Ивановна фрейлах


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2022
обратиться к администрации

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах)

Наталья Ивановна ФРЕЙЛАХ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие является обобщением практической дея­тельности по математическому развитию дошкольников и опыта преподавания в педагогическом колледже № 16 г. Москвы.

Автор предлагает краткий курс лекций по методике математи­ческого развития дошкольников в опорных конспектах, схемах, таблицах, который может быть рекомендован для обобщения и систематизации курса студентам педагогических колледжей и ву­зов, обучающихся по специальности дошкольная педагогика и специальная дошкольная педагогика. Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошколь­ников. Лаконичность и схематичность изложения материала уп­рощают процесс запоминания, выделение ключевых вопросов по­могает акцентировать внимание на главном, предложенные фраг­менты занятий и игр обогащают информационный запас знаний, схемы диалогов с дошкольниками учат правильно строить логиче­ские рассуждения и делать выводы.

Данное пособие не охватывает весь курс вопросов методики математического развития и требует дополнительного изучения литературы по проблеме, практического опыта работы. При ис­пользовании его в преподавательской деятельности требует со­держательного насыщения, дополнения семинарами и другими формами обучения. В приложении представлены лабораторные работы, которые могут быть полезны для организации самостоя­тельной деятельности студентов.

Принятые сокращения

ДОУ — дошкольное образовательное учреждение

ЗУН — знания, умения, навыки

ММР — методика математического развития

РЭМП — развитие элементарных математических представ­лений

ТиММР — теория и методика математического развития

ФЭМП — формирование элементарных математических представлений.


ВВЕДЕНИЕ
Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представле­ний — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Задачи методики математического развития как научной области


  1. Научное обоснование программных требований к уровню
    формирования математических представлений у дошкольников в
    каждой возрастной группе.

  2. Определение содержания математического материала для
    обучения детей в ДОУ.

  3. Разработка и внедрение в практику эффективных дидакти­ческих средств, методов и разнообразных форм организации ра­боты по математическому развитию детей.

  4. Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.

  5. Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математиче­скому развитию дошкольников.

  6. Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.

Задание для самостоятельной работы студентов

Конспект главы II «Из истории методики ФЭМП у детей»: Сто­ляр А. А. Формирование элементарных математических представ­лений у дошкольников. М., 1988 (с. 13—32).

Лекция № 1

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ

ПЛАН


  1. ММР и другие науки.

  2. Цели и задачи математического развития дошкольников.

  3. Содержание программы ФЭМП в ДОУ.

  4. Значение и возможности математического развития детей
    в дошкольном возрасте.

  5. Принципы обучения математике.

  6. Методы ФЭМП.

  7. Приемы ФЭМП.

  8. Средства ФЭМП.

  9. Формы работы по математическому развитию дошкольников.

Связь ММР с другими науками

Математика Педагогика Психология

(общая, (общая,

дошкольная, дошкольная,

специальная) специальная)

Физиология Частные Методика методики школьной математики


Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.

  • Подготовка к успешному обучению в школе.

  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.



  1. Формирование предпосылок математического мышления.

  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.

  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
    связанной речи.

  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).


  1. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.


  2. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Значение обучения детей математике

Обучение ведет развитие, является источником развития.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по­мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедук­тивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать пред­мет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

\ \

Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН

Физическое

Развивется мускулатура кистей рук, спины, глаз

Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

Эстетическое

Красота

математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребе­нок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе по-

знания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др. ). В процессе разнообразной перцеп­тивной и продуктивной деятельности у детей начинают форми­роваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно нака­пливается сенсорный опыт, который является чувственной осно­вой для математического развития. При формировании элемен­тарных математических представлений у дошкольника мы опи­раемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Раз­витие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечест­вом (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления Обсуждение


  • Назовите виды мышления.

  • Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
    развития мышления ребенка?

  • Какие логические операции вы знаете?

  • Приведите примеры математических заданий для каждой
    логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действи­тельности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:



  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • словесно-логическое.

Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаи­мосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур

Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результа­тов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в опреде­ленном порядке)

Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

Каталог: data -> documents
documents -> В. Б. Борейша основы профориентологии учебное пособие
documents -> Задание для подготовки к защите индивидуального аттестационного проекта
documents -> Акмеологические условияформирования профессиональной компетентности сотрудников специальных подразделений
documents -> Развитие я-концепции специалистов по банковской деятельности
documents -> Лекция: «развитие психической деятельности животных в онтогенезе»
documents -> «Роль мотивации в обучении детей в дши»
documents -> Влияние самооценки руководителя предприятия индустрии красоты на социально-психологический климат в коллективе


Скачать 1.48 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Методика математического развития Фрейлах Н. И. ISBN 978-5-8199-0741-2

Категории

Среднее профессиональное образование (14+) (1965)

Среднее профессиональное образование

СПО: Учебники и учебные пособия из списка ПООП (117)

Астрономия (8)

Биология (19)

Военное дело (10)

География, метеорология и картография (6)

Геология, геодезия и разведка полезных ископаемых (9)

Иностранные языки (88)

Информатика и вычислительная техника (116)

Информационная безопасность (2)

История и философия (31)

Лесное, парковое и охотничье хозяйство (18)

Математика и геометрия (13)

Медицина (104)

Обществознание (36)

Психология (17)

Русский язык и литература (41)

Социология и социальная работа (17)

Физика и математика (78)

Физкультура и спорт (5)

Философия (3)

Химия и технологии химической промышленности (21)

Экология и природопользование (19)

Электроника, радио-, электро- и схемотехника (83)

Юриспруденция и правоведение (78)

Естествознание (2)

Технология деревообрабатывающих производств, столярное дело. Мебельное производство. (6)

Укрупненная группа специальностей (УГС) (34578)

Укрупненная группа специальностей 

01.00.00 Математика и механика (1043)

02.00.00 Компьютерные и информационные науки (3002)

03.00.00 Физика и астрономия (523)

04.00.00 Химия (343)

05.00.00 Науки о Земле (334)

06.00.00 Биологические науки (311)

07.00.00 Архитектура (385)

08.00.00 Техника и технологии строительства (385)

09.00.00 Информатика и вычислительная техника (3816)

10.00.00 Информационная безопасность (348)

11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи (1205)

12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии (300)

13.00.00 Электро- и теплоэнергетика (321)

14.00.00 Ядерная энергетика и технологии (123)

15.00.00 Машиностроение (499)

16.00.00 Физико-технические науки и технологии (1198)

17.00.00 Оружие и системы вооружения (67)

18.00.00 Химические технологии (230)

19. 00.00 Промышленная экология и биотехнологии (252)

20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (305)

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия (951)

22.00.00 Технологии материалов (338)

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (158)

24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника (160)

25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (157)

26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта (75)

27.00.00 Управление в технических системах (389)

28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы (182)

29.00.00 Технологии легкой промышленности (362)

30.00.00 Фундаментальная медицина (252)

31.00.00 Клиническая медицина (489)

32.00.00 Науки о здоровье и практическая медицина (224)

33.00.00 Фармация (87)

34.00.00 Сестринское дело (45)

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (353)

36.00.00 Ветеринария и зоотехния (117)

37. 00.00 Психологические науки (1872)

38.00.00 Экономика и управление (6104)

39.00.00 Социология и социальная работа (614)

40.00.00 Юриспруденция (3714)

41.00.00 Политические науки и регионоведение (930)

42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело (278)

43.00.00 Сервис и туризм (111)

44.00.00 Образование и педагогические науки (3030)

45.00.00 Языкознание и литературоведение (3736)

46.00.00 История и археология (700)

47.00.00 Философия, этика и религиоведение (774)

48.00.00 Теология (170)

49.00.00 Физическая культура и спорт (460)

50.00.00 Искусствознание (426)

51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты (567)

52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество (73)

53.00.00 Музыкальное искусство (133)

54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств (304)

55.00.00 Экранные искусства (114)

56.00.00 Военное управление (162)

57.00.00 Обеспечение государственной безопасности (64)

Остаться в выбранном разделе

Назад к каталогу

ISBN 978-5-8199-0741-2

Авторы: 

Фрейлах Н. И.

Тип издания: 

Учебное пособие

Издательство: 

Москва: Форум

Год: 

2019

Аннотация

В пособии предлагается краткий курс лекций по методике математического развития дошкольников в опорных конспектах, схемах, таблицах. Даются фрагменты занятий и игр, обогащающих информационный запас знаний, приводятся схемы диалогов с дошкольниками, помогающие правильно строить логические рассуждения и делать выводы. Рекомендовано для студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» и «Специальная дошкольная педагогика и психология», будет полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников.

Библиографическое описание Скопировать библиографическое описание

Фрейлах Н. И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – Москва : Форум, 2019. – 240 с. – ISBN 978-5-8199-0741-2. – URL: https://www.ibooks.ru/bookshelf/361399/reading (дата обращения: 21.11.2022). – Текст: электронный.

Несколько методов | Harvard Graduate School of Education

Вы помните, как учитель математики решал задачу на доске, а затем усердно пытался скопировать ее технику для решения других задач на вашем рабочем листе? Именно так многие из нас учили математику. Проблема в том, что в процессе мы усвоили некоторые контрпродуктивные сообщения. Как оказалось, не всегда есть один лучший способ решить данную проблему.

В своем исследовании адъюнкт-профессор Джон Стар усердно работает над созданием новых сообщений, показывая студентам, насколько важно использовать несколько стратегий при решении математических задач.

«К математическим задачам можно подходить по-разному, — говорит Стар, педагог-психолог и бывший учитель математики. «Когда учитель настаивает на том, что есть только один или только один лучший способ решить проблему, ученики многое упускают. Очень важно позволить им исследовать и сопоставлять различные способы решения проблем».

Стар и ее коллега Бетани Риттл-Джонсон из Университета Вандербильта за последнее десятилетие провели ряд исследований, демонстрирующих преимущества сравнения различных подходов к решению задач при изучении математики, особенно алгебры. И их работа окупилась: Институт педагогических наук Министерства образования США повторил свои выводы в двух недавних публикациях What Works Clearinghouse: новое руководство по решению задач для 4-8 классов и новое практическое руководство по алгебре для средних и старших классов. школьники.

Сравнение помогает нам думать не только о том, что работает в математике, но и о том, как и почему все работает.

Опираясь на эту работу, Стар, Риттл-Джонсон и их коллега Кристи Ньютон из Университета Темпл разработали набор учебных материалов , предназначенных для использования на уроках алгебры в средней и старшей школе. Цель состоит в том, чтобы познакомить учащихся с несколькими стратегиями решения проблем и получить глубокие и гибкие математические знания.

«На уроке математики у вас должна быть возможность поговорить о различных подходах, а сравнение помогает нам думать не только о том, что работает в математике, но и о том, как и почему все работает», — говорит Стар. «Наши материалы предназначены для использования учителями алгебры в дополнение к их обычной учебной программе, чтобы уделять больше внимания изучению нескольких стратегий». школьники тоже. Преподаватели могут получить доступ к учебной программе онлайн бесплатно.

В нескольких недавних исследованиях Стар и его коллеги изучали влияние использования учителями этих материалов на обучение их учеников. Он называет результаты весьма многообещающими.

«Наше исследование показывает, что использование наших учебных материалов не было особенно сложным для учителей, и что учащиеся получали удовольствие и пользу от акцента на нескольких стратегиях», — говорит Стар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *