Разное

Фонетическая характеристика звуков: Характеристика звуков. 1. – Правила – Русский язык – Методический кейс

Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые –  [м], [м‘], [н], [н‘];

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

сонорные – [й], [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘], [р], [р‘];

звонкие – [в], [в‘], [з], [з‘], [ж], [б], [б‘], [д], [д‘], [г], [г‘];

глухие – [ф], [ф‘], [с], [с‘], [ш], [п], [п‘], [т], [т‘], [к], [к‘], [х], [х‘], [ч], [щ].

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];

смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ],  [й], [х], [х‘];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];

губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];

среднеязычные – [й];

заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие – [й], [щ], [ч], [т‘], [д‘], [н‘], [б‘], [в‘], [г‘], [с‘], [р‘] и др.

;

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:

верхний подъём – [и], [ы], [у];

средний подъём – [э], [о];

нижний подъём– [а].

Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:

гласные переднего ряда – [и], [э];

гласные среднего ряда – [ы], [а];

гласные заднего ряда – [у], [о].

Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:

лабиализованные – [о], [у];

нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

 

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.


Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению

Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Social commentary Cackle

Характеристика звуков речи. Артикуляция. Позиционные процессы

Звуки речи всегда произносятся во время выдоха. Движение произносительных органов при образовании звуков называется 

артикуляцией, а свойства звуков – артикуляционными характеристиками. 

Гласные звуки

При произношении гласных звуков голосовые связки колеблются, а воздушная струя свободно выходит через ротовую полость. Артикуляционные характеристики гласных определяются движением языка вперёд-назад и вверх-вниз, а также участием или неучастием губ. От движения языка вперёд-назад зависит ряд гласного; от движения языка вверх-вниз – подъём; от участия губ – лабиализованность. Гласные У и О являются лабиализованными (огублёнными), остальные гласные – нелабиализованными. Все согласные звуки перед [о] и [у] подвергаются лабиализации. 

 

Позиционные процессы в гласных звуках:

1) количественная редукция в безударном положении относится ко всем без исключения гласным – безударные гласные всегда звучат короче, чем ударные;

2) качественная редукция в безударном положении происходит с гласными О, А, Э: в предударном положении – качественная редукция первой степени, в остальных безударных позициях – качественная редукция второй степени;

3) аккомодация в русском языке – изменение гласных звуков под влиянием соседних мягких согласных; гласные становятся более передними по подъёму: мат [мат] – гласный А без аккомодации,  мать [мат’] – наблюдается регрессивная аккомодация под влиянием мягкого Т’, мять [м’ат’] – наблюдается регрессивно-прогрессивная аккомодация под влиянием двух мягких согласных, гласный звучит как ä.

 

Подъём / ряд

Передний

Средний

Задний

Верхний

И

Ы

У

Средний

Э

 

О

Нижний

 

А

 

Согласные звуки

Произношение согласных звуков всегда связано с преодолением препятствия на пути воздушной струи. В русском языке препятствием является либо щель (звуки [в], [ф], [ж], [з], [j], [с], [х], [ш]), либо смычка (звуки [б] [п], [г], [к], [д], [т]).

Согласные первой группы называются щелевыми, или фрикативными; согласные второй группы называются смычными, или взрывными.

Согласные [ц] и [ч] называются аффрикативными, так как состоят из сочетания двух звуков – соответственно [тс] и [тш].

Щелевые и смычные относятся к группе шумных согласных. Остальные согласные образуют группу сонорных: [л], [м], [н], [р] и их мягкие пары, а также [j]. Если шумные согласные различаются участием/неучастием голоса и делятся на звонкие и глухие, то все сонорные являются всегда звонкими (или звонкими непарными). 

Классификация согласных с точки зрения способа образования, то есть преодоления препятствия воздушной струи представлена в таблице:

Фрикативные (щелевые)

Взрывные (смычные)

Аффрикативные (смычно-щелевые)

В, Ф, Ж, Ш, З, С, J, Х

Б, П, Д, Т, Г, К

Ц, Ч

По месту образования согласные делятся на губные и язычные. Подробная характеристика представлена в таблице (нажмите, чтобы увеличить; источник таблицы – сайт www.grammatika-rus.ru):

Твёрдые и мягкие согласные различаются положением языка. При произношении мягких согласных средняя часть языка приподнимается к твёрдому нёбу; это называется палатализацией, или дополнительной йотовой артикуляцией.

В русском языке

  • твёрдыми непарными являются согласные [ж], [ц], [ш];
  • мягкими непарными – [j], [ч], долгий [ш’], а также редко употребляющийся в вариантах произносительной нормы долгий [ж’]: этот звук возможен только в словах 
    позже, дрожжи, вожжи, при-/подъезжать, брызжет,
     однако в современном языке наблюдается тенденция к произношению в этих словах твёрдого долгого [ж].

Остальные согласные образуют 15 пар по твёрдости-мягкости. 

 

Позиционные процессы в согласных звуках:

1) оглушение в абсолютном конце слова: пирог [п’ирок], дуб [дуп];

2) ассимиляция (уподобление) по глухости/звонкости: про[з’]ба, [з’]делал, ло[т]ка, варе[ш]ка;

3) ассимиляция по мягкости: ново[с’]ти, ня[н’]чить;

4) диссимиляция (расподобление): [ш]то, мя[х]кий.

5) лабиализация (огубление) перед звуками [о] и [у]: мост [мºост], луч [лºуч]

6) обнуление звука (непроизносимые согласные

): сердце [с’эрцъ], местный [м’эсныṷ]

 

Графика. Звук и буква  

Фонетическая транскрипция 

Упражнения по разделу “Фонетика”

Звуковые функции

— LanGo Institute

Если вы смотрели серию LanGoPod #1, то, возможно, помните, что звуки отличаются от букв. Хотя мы никогда не должны упускать из виду тот факт, что слова и высказывания состоят из звуков, а не букв, все же полезно использовать алфавитные символы для представления звуков. Одним из важных примеров набора символов, используемых для представления звуков, является Международный фонетический алфавит (для краткости: IPA). IPA — это особое соглашение для представления звуков с помощью символов, которое используется лингвистами, работающими по всей планете (в отличие от более старых систем письма).

В IPA каждый символ представляет набор характеристик (например, звонкий/глухой), которые можно использовать для описания и определения звука. Гласные описываются положением языка, высотой челюсти и формой губ. Согласные описываются с помощью места, в котором они произносятся во рту, способа их артикуляции и конфигурации голосовых связок.

Примечание об условных обозначениях, используемых в этом посте: стандартные варианты написания представлены в <>, фонематические формы в // и фонетические формы в [].

Звуки как признаки

Лингвисты используют признаки для описания звука, а затем используют фонетический символ для представления признаков. Гласные и согласные описываются чертами.

ГЛАСНЫЕ

Гласные произносятся практически без сужения голосового тракта. Звук гласного отражает то, как язык, челюсть и губы воздействуют на оральную резонансную камеру. Таким образом, гласные обычно определяются их передним/задним расположением, высотой/низостью и округлостью губ. Таблица гласных IPA на рисунке 1 иллюстрирует положение большого набора устных гласных в языках мира. «Закрыть» и «открыть» в этой таблице относятся к тому, что мы называем высотой челюсти. Таким образом, «закрытый» звук на этой диаграмме — это «высокий» гласный, а «открытый» звук — «низкий» гласный.

Рис. 1. Таблица гласных IPA. Источник : WikiMedia Commons (ссылка).

Положение языка — к передней или задней части рта — описывается с помощью двух признаков: переднего и заднего. Обе функции описываются в бинарных терминах, либо плюс («вкл»), либо минус («выкл»). То есть «гласная переднего ряда» одновременно [+передняя] и [-задняя], а «гласная заднего ряда» одновременно [-передняя] и [+задняя]. Гласная, произносимая языком ни в передней, ни в задней части рта, иногда называемая «центральной гласной», является одновременно [-передней] и [-задней]. Ни одна гласная не может быть одновременно [+передней] и [+задней]!

Точно так же положение челюсти при произнесении гласных описывается двумя признаками: высоким и низким. «Высокая гласная» (называемая «близкой» на графике) — это [+высокая, -низкая]. Низкая гласная (обозначенная на схеме как «открытая») — это [-высокая, +низкая]. Гласная, произносимая с высотой челюсти, которая не является ни высокой, ни низкой, называется «средней гласной». Гласная не может быть и высокой, и низкой одновременно!

Одни гласные произносятся с округлыми губами, другие с неокругленными губами. Эта функция называется просто «округление». В разных языках существует тенденция к тому, что гласные [+заднего ряда] округляются, а гласные [+переднего ряда] не округляются. В некоторых языках могут быть закругленные гласные переднего ряда или неокругленные гласные заднего ряда, но эти неожиданные пары считаются «помеченными», то есть они необычны, менее распространены, чем наоборот. Существует косвенная иерархия, согласно которой языки с закругленными гласными переднего ряда также будут иметь неокругленные гласные переднего ряда, а языки с неокругленными гласными заднего ряда также будут иметь закругленные гласные заднего ряда.

Эти функции могут помочь вам выучить гласные в новом языке, таком как французский, английский или португальский! Например, французский язык содержит ряд закругленных гласных переднего ряда. Если учащийся знает, что единственная разница между [i] и [y] заключается в округлении, он может потренироваться, начиная с [i] и затем округляя губы, чтобы получить [y]. Затем учащийся может распространить этот принцип на аналогичные пары гласных с другой высотой гласных. Во втором выпуске LanGoPod Тайлер дает полезный мини-урок французского, используя именно этот подход.

согласные

Согласованные описаны с точки зрения

  • Их Place of Artication ,

  • . голосовые связки .

Взгляд на срединный сагиттальный разрез голосового тракта человека полезен для понимания артикуляции согласных. В таблице согласных IPA на рисунке 2 столбцы представляют места артикуляции (слева направо), а строки различают способы артикуляции (сверху вниз). Там, где в одной ячейке два звука, тот, что слева, глухой, а тот, что справа, звонкий.

Рис. 2. Таблица согласных МФА. Источник : WikiMedia Commons (ссылка).

Как показывает организация таблицы IPA, согласные сгруппированы по месту артикуляции (верхний ряд таблицы), способу артикуляции (левый столбец таблицы) и конфигурации голосовой щели и голосовых связок. Взгляд на срединный сагиттальный срез голосового тракта человека (см. рис. 3) полезен для понимания артикуляции согласных (ключ приведен ниже).

Рис. 3. Среднесагиттальная проекция голосового тракта человека. Источник : WikiMedia Commons (ссылка).

Артикуляторы бывают двух типов: пассивные и активные. Активный артикулятор — это тот, который двигается, например, язык. Пассивный артикулятор, такой как верхние зубы, не двигается. К активным артикуляторам относятся нижняя губа, кончик и задняя часть языка, язычок и, в некоторых случаях, сама голосовая щель. К пассивным артикуляторам относятся: верхняя губа, верхние зубы, альвеолярный отросток (непосредственно за верхними зубами), небо, небо и глотка. При описании места артикуляции согласного лингвисты часто ссылаются только на пассивный артикулятор.

Способы артикуляции можно разделить на то, насколько они « звонкие » (иерархия звучности, как на рис. 4), то есть насколько больше они сужают голосовой тракт, чем гласные.

Рис. 4. Иерархия звучности.

Согласные с наименее суженным способом артикуляции называются «скольжениями» или «полугласными» и включают в себя такие звуки, как [j] и [w], они почти гласные. ([j] — это звук в слове «аллилуйя», а не в слове «судья».) 

Следующий класс называется «жидкости», и эти согласные сужают голосовой тракт даже больше, чем скользят, но все же пропускают много воздуха. Двумя основными типами жидкостей являются: ротационные жидкости, такие как / ɹ /, в которых форма языка сильно окрашивает звук, и латеральные жидкости, которые позволяют воздуху проходить латерально – по одной или обеим сторонам языка, например /л/.

Следующий класс звуков — «носовые стопы», для краткости просто «носовые». Носовые согласные обычно включают полное закрытие ротовой полости, в то время как небная занавеска опускается, чтобы позволить воздуху проходить через носовую полость.

Скользящие, жидкие и носовые вместе составляют класс «сонорных» согласных, которые связаны с относительно низкой степенью сужения голосового тракта. Существует еще один класс согласных звуков, называемых «мешающими», которые вызывают гораздо большее сужение речевого тракта.

Первый класс шумных звуков, которые мы здесь обсудим, — это фрикативные звуки. Фрикативные звуки позволяют воздуху проходить через ротовую полость, но, по крайней мере, в одной точке имеется очень плотное сужение, где турбулентный поток воздуха создает характерный шум. Примеры фрикативов включают /s/, /z/, /f/ и /v/.

Следующий класс – аффрикаты. Аффрикаты можно рассматривать как два соединенных вместе звука, и они даже представлены как таковые в IPA. Аффрикаты начинаются с полной остановки (см. ниже) в ротовом тракте и заканчиваются фрикативным звуком. Типичным примером аффрикаты является звук /tʃ/ в начале английского слова [tʃiz].

Последний класс, смычные согласные, включает высший уровень сужения: полную закупорку речевого тракта. Этот класс представлен такими звуками, как /p/, /t/ и /k/.

Последним признаком согласного, который лингвисты обычно включают в описания, является звонкость . Озвучивание происходит, когда голосовые связки сомкнуты, но не полностью сомкнуты. См. Рисунок 6 для различных типов голосовых конфигураций. Когда воздух проходит над голосовыми связками в такой конфигурации, голосовые связки открываются и закрываются через частые промежутки времени. Когда голосовые связки открыты, говорят, что звук глухой. Гласные обычно звонкие, но не все согласные. (В некоторых языках, например в мандаринском и японском, также есть глухие гласные.) Сонорные согласные, такие как жидкости и носовые, обычно звонкие. Но с точки зрения кросс-лингвистики, если в языке есть только один набор препятствий, они будут безмолвными. Часто встречаются препятствия, которые отличаются только звучанием, например, противопоставление / z / и / s /.

Рис. 5. Конфигурации голосовой щели: A. Закрытая B. Звонкая C. Шепот D. Положение дыхания E. Положение дыхания или покоя F. Глубокое дыхание. Источник : WikiMedia Commons (ссылка).

Описание английских звуков в функциях

Таблица IPA для согласных звуков английского языка показана на рис. 6. Использование IPA для изучения английских звуков очень полезно, поскольку помогает понять, как их произносить.

Рис. 6. Диаграмма IPA английских согласных со звонкими согласными, заштрихованными серым цветом.

Давайте рассмотрим два звука, которые трудно произносить многим изучающим английский язык: /θ/ против /ð/.

В английском языке две разные фонемы пишутся с одинаковым орфографическим соглашением. Два разных звука можно описать как межзубные фрикативные звуки. Разница между этими двумя звуками в том, что один звонкий, а другой глухой. Глухой представлен в фонетическом алфавите как /θ/ (например, в ), а звонкий как /ð/ (как в ).

Для проверки звонкости можно дотронуться до горла и удерживать каждый звук (см. рис. 7, например, английские слова с звонким /θ/ и глухим /ð/). Тот, у которого есть вибрация, /ð/, произносится как «бреа -й, -й, ei -й, -й» и «-й». Тот, у которого нет вибрации, /θ/, безмолвен, как в «бреа -й, -й хай, е -й эр, -й чернил» и «-й орн».

Рис. 7. Примеры английских слов, которые пишутся с, но произносятся с звонким /θ/ ИЛИ глухим /ð/.

Использование функций для изучения правописания португальского языка

В португальском языке есть две буквы, которые можно произносить как [s]: <ç> и . Еще больше усложняет ситуацию то, что буква может произноситься как [s] или [z]. Понимание особенностей помогает нам понять, какое произношение следует использовать.

как [s] или [z]

В португальском слове suco , «сок», произносится как [s]. Но в португальском слове casa произносится как [z].

НАписание ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕ

casa [kazə] ‘дом’

suco [suku]* ‘сок’

Чтобы понять разницу, полезно взглянуть на особенности [s] и [з].

[с]: +альвеолярный, +продолжительный, -голосовой

[з]: +альвеолярный, +продолжительный, +голосовой

[с] и [з] очень похожи звуки, отличаются только одним признаком: звонкостью. Это помогает нам предсказать, когда будет произноситься как [z]! Когда один находится между гласными, которые сами по себе озвучены, также озвучивается.

против <ç>

Несмотря на то, как графа произносится в таких словах, как casa [kazə], между гласными в португальском языке могут встречаться глухие альвеолярные фрикативы. 9Минимальная пара 0003 casar «жениться» и caçar «охотиться» демонстрирует это различие.

ПРОИЗВОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

CASAR [KAZAH] ‘для женитьбы

CACAR [KASAH]’ для охоты на ‘

Заключение

Мышление о звуках как пакет особенностей может быть очень полезно в обучении. язык, звучание которого отличается от вашего родного языка. Довольно часто язык, который вы изучаете, либо различает звуки, которых нет в вашем родном языке, либо не различает звуки, которые делает ваш родной язык. Используя знания о характеристиках, учащийся может понимать различия в звуках и делать осмысленные прогнозы во время обучения. Звуковые функции полезны как при произношении, так и при прослушивании.

Этот пост предлагает лишь маленькое окно в полезность представления о звуках с точки зрения связанных функций! Если вы хотите получить всестороннее представление о характеристиках звука для изучения языка, посетите (на месте или онлайн) лингвистический семинар LanGo и запишитесь на языковую программу.

English, LanguageLearning, Portugal, French, LanGoPodPeter Schuelke SoundChanges, IPA, Phonetics, PronunciationComment

0 лайков

4.3 Фонетические сегменты и особенности – Основы лингвистики

Глава 4. Звуки речи в уме

Каждый звук речи может быть проанализирован с точки зрения его фонетических особенностей, частей звука, каждая из которых может независимо контролироваться артикуляторы. Мы можем представить свойства каждого звука с помощью матрицы признаков, или мы можем использовать матрицу признаков для представления класса звуков, имеющих общие свойства.

Проверь себя

1. Какой признак отличает сегменты [w] и [o]?

  • [слоговый].
  • [согласная].
  • [ГУБНЫЕ].

2. Какой признак отличает отрезки [p] и [f]?

  • [ГУБНЫЕ].
  • [звучный].
  • [продолжение].

3. Какой признак отличает отрезки [p] и [b]?

  • [голос].
  • [ГУБНЫЕ].
  • [продолжение].

Ответы


Сценарий видео

Пока мы думали о звуках речи, мы почти полностью сосредоточились на сегментах . Сегменты — это отдельные звуки речи, каждый из которых транскрибируется отдельным символом в IPA. Мы видели, что любой данный сегмент может влиять на сегменты, идущие до и после него, посредством коартикуляции и других артикуляционных процессов. И мы также видели, что сегменты могут быть сгруппированы в слога , которые мы рассмотрим более подробно в другом разделе. В грамматике любого языка два разных сегмента могут контрастировать друг с другом, а могут и не контрастировать.

Итак, мы говорили, что сегменты — это наименьшие единицы речи, но на самом деле каждый сегмент речи состоит из более мелких компонентов, называемых чертами . Каждая функция — это элемент звука, которым мы можем управлять независимо. Чтобы увидеть, как работают функции, давайте рассмотрим пару примеров. Мы можем описать сегмент [b], например, как состоящий из этого набора признаков. Во-первых, [b] — согласная (это означает, что у нее есть некоторая преграда в голосовом тракте), поэтому она получает характеристику 9.0029 согласная обозначена знаком плюс, чтобы показать, что согласная черта присутствует. Глядя на следующую характеристику, сонорную, обратите внимание, что она отмечена знаком минус, что означает, что [b] не является сонорной. Признак сонорность , конечно же, имеет отношение к звучности. Мы знаем, что у остановок очень низкая звучность, потому что голосовой тракт полностью закрыт для остановок, поэтому все остановки кодируются как [-sonorant]. Следующий признак, слоговый , говорит нам, является ли данный сегмент ядром слога или нет. Помните, что наиболее распространенными сегментами, которые служат ядром слога, являются гласные, но остановки, конечно, не могут быть ядром, поэтому /b/ обозначается как [-слоговый]. Эти первые три признака — согласные, сонорные и слоговые — позволяют нам сгруппировать все речевые сегменты в основные классы согласных, гласных и скользящих. Посмотрим, как через пару минут.

Следующий набор характеристик связан со способом артикуляции. Функция , продолжающаяся , говорит нам, как долго длится звук. Стоп очень короткие звуки; они длятся лишь короткое мгновение, поэтому [b] получает знак минус для непрерывного . Мы также знаем, что [b] не образуется при прохождении воздуха через носовую полость, поэтому он также получает знак минус для признака носовой . А [б] — звонкий звук, производимый вибрацией голосовых связок, так что это [+голос].

Последней характеристикой, которую мы перечисляем для [b], является [LABIAL]   , потому что он сделан губами. (Следите за новостями, чтобы узнать, почему некоторые функции указаны строчными, а некоторые прописными буквами.)

Весь этот список функций называется матрицей функций ; это список отдельных признаков, описывающих сегмент [b] довольно подробно! Поскольку признаки находятся на фонетическом уровне представления, мы используем квадратные скобки, когда перечисляем их. Вы часто видите матрицу функций, перечисленных с парой больших квадратных скобок, как эта, но мы просто будем использовать отдельные квадратные скобки для каждой функции.

Теперь я хочу, чтобы вы кое-что заметили. Если мы возьмем всю эту матрицу признаков и изменим значение только одного признака, изменив признак голос с плюса на минус, теперь мы описываем другой сегмент, [p]:  [p] имеет все общие признаки с [ б] кроме озвучивания. Аналогичным образом, если мы возьмем матрицу признаков для [b] и изменим значение признака , продолжающего , с минуса на плюс, теперь мы описываем сегмент [v], который имеет все те же признаки, что и [b], за исключением того, что он может продолжаться долго, потому что это фрикативный звук. Или, если мы возьмем матрицу признаков для [b] и изменим признак носовой с минуса на плюс, это также приводит к изменению сонорной характеристики на плюс, потому что циркулирующий воздух через носовую полость добавляет звучности. Теперь эта матрица признаков описывает свойства сегмента [m].

Каждой функцией мы можем управлять независимо от других с помощью наших артикуляторов. А изменить всего одну характеристику достаточно, чтобы изменить свойства сегмента. Это изменение может привести к фонематическому контрасту в ментальной грамматике языка или просто к аллофону одной и той же фонемы.

Оказывается, сегменты, имеющие много общих черт, склонны вести себя одинаково в ментальной грамматике языка. И мы можем использовать эти функции, чтобы сгруппировать сегменты в естественные классы, которые отражают некоторые из этих сходств в их поведении.

Давайте еще раз посмотрим на матрицу признаков для /b/. Если мы уберем признак, описывающий место его артикуляции, мы получим меньший список признаков. Этот меньший список описывает не просто один сегмент, а класс сегментов: все звонкие остановки. Не упоминая признак места, мы позволили этой матрице включать сегменты из любого места артикуляции, если они имеют все эти другие признаки. Эти три сегмента имеют все эти общие черты: они представляют собой естественный класс. Если мы удалим еще один признак, признак озвучивания, естественный класс станет больше: теперь у нас есть матрица признаков, описывающая все остановки на английском языке, в том числе те, что [+voice] и те, что [-voice]. Итак, вы можете видеть, что эта система признаков очень эффективна для описания классов сегментов, у которых есть что-то общее. Мы узнаем больше о естественных классах в следующем разделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *