Разное

Это результат процесса обучения который выражается в позитивных изменениях – —

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Обучение представляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (пре­подавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий –научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом являетсяучение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обуче­ния. Учитывая зависимость оттого, как протекает учение, наблюда­ются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной дея­тельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимает­ся учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как указывал С. Л. Рубинштейн,два вида уче­ния, в результате которых человек овладевает новыми зна­ниями и умениями. ʼʼОдин из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою пря­мую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осу­ществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включенʼʼ (

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 600).

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности (подробнее об этом говорится в после­дующих главах). К примеру, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. ʼʼОка­зывается, из сухого песка строить нельзяʼʼ, – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свой­ствах песка, но их приобретение не было целью деятельнос­ти, они явились побочным продуктом игры с песком.

Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено всœе необхо­димое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета͵ лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит пе­ред детьми познавательную цель: узнать как можно больше осо­бенностей песка и песчинок. В процессе специально орга­низованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсœем мелкие), по цвету (попадаются темные и свет­лые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встреча­ются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насы­панным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тя­желœее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему пе­сок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыха­ния песка: между песчинками есть свободное место, куда проника­ют ветер, солнечное тепло.

Что же такоеучебная деятельность? Это, по классифика­цииС.Л. Рубинштейна,первый вид учения, прямо и непосред­ственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою струк­туру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебныедействия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че. Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная зада­ча – это цель. Сущность цели состоит в овладенииобоб­щенным способомдействий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, пе­дагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное де­рево. Основное внимание уделяется выработке умения пере­давать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы ʼʼОсеннее деревоʼʼ, ʼʼЦвету­щая яблоняʼʼ, ʼʼЗимний скверʼʼ и др.). Обучив детей обобщен­ному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учеб­ные задачи, состоят из многих различных учебных опера­ций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, крайне важно вначале выполнять их при полной разверну­тости всœех операций. На первых порах операции соверша­ются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителœей. К примеру, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки какой-либо операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятель­ности, даже при грамотно построенном обучении, – дли­тельный процесс.В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельныеее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях крайне важно формировать у детей способность к постановке цели соб­ственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощ­ряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируют­ся такие элементы учебной деятельности:

-умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

-самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных резуль­татов;

-умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка крайне важно формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при вы­полнении учебного задания. Важным показателœем разви­вающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отно­шение ребенка к оценке со стороны педагога. В случае если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оцен­ку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре­пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это сни­жает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какимимотивами она побуждается. В случае если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии должна быть похожей, но внутренне, психо­логически, она весьма разная. Часто она побуждаетсявне­шними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математи­ка, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, по­тому что ʼʼтак нужноʼʼ, ʼʼтак велятʼʼ, ʼʼчтобы не ругалиʼʼ.

Внутренняямотивация вызвана познавательным интере­сом ребенка: ʼʼинтересноʼʼ, ʼʼхочу знать (уметь)ʼʼ. В этом слу­чае знания являются не средством достижения какой-то другой цели (ʼʼчтобы не ругалиʼʼ, ʼʼнужно подарить бабуш­кеʼʼ),а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, в случае если она побуждается внутренними мотивами.

Деятельность педагога (преподавание) направлена на орга­низацию процесса активного усвоения знаний, навыков, уме­ний. Здесь важны предварительная подготовка занятия (пла­нирование, обеспечение материально-предметного оснаще­ния, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их вни­мания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога – органи­зация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает де­тей в ход своих рассуждений, в самостоятельное ʼʼдобыва­ниеʼʼ знаний, создает ситуации ʼʼоткрытияʼʼ. Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формиро­вать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педа­гог помогает детям освоить новые способы познаватель­ной деятельности (приемы запоминания, сравнения, исполь­зования условных знаков, наблюдения, планирования ра­боты, анализа результатов и др.).

В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагно­стической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитываю­щий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обуче­ния: их состояние, художественность оформления, безопас­ность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, пока­зе действий. Мастерство педагога проявляется в способно­сти очеловечить, одухотворить содержание обучения, пе­редать его как свой взгляд на мир.

referatwork.ru

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Обучение представляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (пре­подавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий –научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом являетсяучение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обуче­ния. Учитывая зависимость оттого, как протекает учение, наблюда­ются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной дея­тельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимает­ся учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как указывал С. Л. Рубинштейн,два вида уче­ния, в результате которых человек овладевает новыми зна­ниями и умениями. ʼʼОдин из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою пря­мую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осу­ществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включенʼʼ (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 600).

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности (подробнее об этом говорится в после­дующих главах). К примеру, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. ʼʼОка­зывается, из сухого песка строить нельзяʼʼ, – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свой­ствах песка, но их приобретение не было целью деятельнос­ти, они явились побочным продуктом игры с песком.

Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено всœе необхо­димое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета͵ лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит пе­ред детьми познавательную цель: узнать как можно больше осо­бенностей песка и песчинок. В процессе специально орга­низованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсœем мелкие), по цвету (попадаются темные и свет­лые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встреча­ются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насы­панным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тя­желœее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему пе­сок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыха­ния песка: между песчинками есть свободное место, куда проника­ют ветер, солнечное тепло.

Что же такоеучебная деятельность? Это, по классифика­цииС.Л. Рубинштейна,первый вид учения, прямо и непосред­ственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою струк­туру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебныедействия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че. Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная зада­ча – это цель. Сущность цели состоит в овладенииобоб­щенным способомдействий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, пе­дагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное де­рево. Основное внимание уделяется выработке умения пере­давать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы ʼʼОсеннее деревоʼʼ, ʼʼЦвету­щая яблоняʼʼ, ʼʼЗимний скверʼʼ и др.). Обучив детей обобщен­ному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учеб­ные задачи, состоят из многих различных учебных опера­ций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, крайне важно вначале выполнять их при полной разверну­тости всœех операций. На первых порах операции соверша­ются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителœей. К примеру, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки какой-либо операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятель­ности, даже при грамотно построенном обучении, – дли­тельный процесс.В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельныеее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях крайне важно формировать у детей способность к постановке цели соб­ственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощ­ряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируют­ся такие элементы учебной деятельности:

-умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

-самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

-умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных резуль­татов;

-умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка крайне важно формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при вы­полнении учебного задания. Важным показателœем разви­вающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отно­шение ребенка к оценке со стороны педагога. В случае если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оцен­ку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закре­пить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это сни­жает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какимимотивами она побуждается. В случае если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии должна быть похожей, но внутренне, психо­логически, она весьма разная. Часто она побуждаетсявне­шними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математи­ка, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, по­тому что ʼʼтак нужноʼʼ, ʼʼтак велятʼʼ, ʼʼчтобы не ругалиʼʼ.

Внутренняямотивация вызвана познавательным интере­сом ребенка: ʼʼинтересноʼʼ, ʼʼхочу знать (уметь)ʼʼ. В этом слу­чае знания являются не средством достижения какой-то другой цели (ʼʼчтобы не ругалиʼʼ, ʼʼнужно подарить бабуш­кеʼʼ),а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, в случае если она побуждается внутренними мотивами.

Деятельность педагога (преподавание) направлена на орга­низацию процесса активного усвоения знаний, навыков, уме­ний. Здесь важны предварительная подготовка занятия (пла­нирование, обеспечение материально-предметного оснаще­ния, создание благоприятной эмоциональной обстановки), непосредственная организация детей, переключение их вни­мания на учебное задание, четкость объяснений, грамотное руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога – органи­зация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает де­тей в ход своих рассуждений, в самостоятельное ʼʼдобыва­ниеʼʼ знаний, создает ситуации ʼʼоткрытияʼʼ. Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формиро­вать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педа­гог помогает детям освоить новые способы познаватель­ной деятельности (приемы запоминания, сравнения, исполь­зования условных знаков, наблюдения, планирования ра­боты, анализа результатов и др.).

В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно-диагно­стической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения.

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитываю­щий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обуче­ния: их состояние, художественность оформления, безопас­ность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, пока­зе действий. Мастерство педагога проявляется в способно­сти очеловечить, одухотворить содержание обучения, пе­редать его как свой взгляд на мир.

referatwork.ru

20. Обучение в структуре педагогического процесса доу. Особенности организации обучения в соответствии с фгт.

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих 2 компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения.  Особенность организации  обучения  дошкольников  в том, что дети этого возраста, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Поэтому необходимо, на первых порах, использовать поэтапное объяснение. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения.  Еще особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Мотив обучения будет для ребенка более действенным, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры.  Достичь того, чтобы каждое занятие было интересным детям, можно путем широкого включения в занятие игровых приемов, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать помощь, но не лишать самостоятельности.  Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным.

Спецификой обучения детей в д/саду является и то, что оно осуществляется в разных формах. Основной формой организации обучения детей в д/с  являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом, который определяет в соответствии с «П». Занятия проводятся во всех групп д/с. Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми.  На занятиях дети систематически усваивают знания, навыки, умения, у них развивается творчество. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности. В любом занятии можно выделить 3 части: 1 ч. — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части дети настраиваются на выполнение какой-то работы.  2 ч – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. Воспитатель смотрит, как действуют дети, у кого возникают трудности, кто нуждается  в напоминании, в дополнительном показе, в поощрении. 3 ч, — анализ выполнения задания и его оценка.   На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развивается интеллектуальная и творческая активность.  Закрепление знаний, навыков и умений осуществляется не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр, на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни.

studfiles.net

СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Поделись с друзьями

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом обучения является учение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.

1. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен»

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности

Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка—дошкольника.

Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе.

В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

students-library.com

Сущность дошкольного обучения, компоненты процесса обучения

Поделись с друзьями

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Центральным, основным компонентом обучения является учение – учебная деятельность.

Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка—дошкольника. Он, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели».

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности

Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия.

В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

students-library.com

Дидактика детского сада представляет собой отрасль общей дидактики.

Дидактика как особая отрасль педагогической науки

 

Дидактикаэто отрасль современной педагогики, которая изучает теорию образования и обучения.Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков

Слово дидактика произошло от греч. didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий».Наука о правилах, приемах и методах обучения.

 

К основным категориям дидактики относятся преподавание, обучение, образование, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения.

Основным категориям дидактики

Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а так же способности их практического применения.
Обучение – взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Образование – интеллектуальное и культурно-эстетическое развитие личности посредством обучения.
Учение – реализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений.
Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.
Умения –практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов научной и профессиональной деятельности.
Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности.
Цель – предмет стремления системы обучения, определяющий все стороны ее построения, видоизменения и модернизации, и являющийся критерием целостности этой системы.
Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся, и что целенаправленно влияет на формирование его личности.
Организация – построение дидактического процесса в виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.
Форма – способ организации учебной деятельности с учетом специфики направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки и т. д.
Метод –способ решения задач и достижения цели обучения.
Средство – все то, что помогает осуществлять учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал, оборудование учебного заведения и т. д.
Результаты – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Дидактика выполняет следующие функции:

1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;

2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;

3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.

 

 

В современной дидактике обучение и воспитаниене противопоставляются.

Напротив, подчеркивается их единство, «родство» по многим показателям.

 

 

В современном обществе воспитание и обучение направлены на целостное развитие личности, хотя их цели дифференцируются (правда, условно).

 

ЦЕЛИ

 

 

 

В последние годы в педагогическую лексику все активнее входят понятия «обучающее воспитание», «воспитывающее обучение», подчеркивающие единство воспитания и обучения в формировании личности.

 

Воспитание и обучение детей дошкольного возрастаединый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе.

 

Дидактика детского сада представляет собой отрасль общей дидактики.

В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

Процесс обучения

Обучениепредставляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).

Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение.

Научениеэто тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение – деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал Сергей Леонидович Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями:

«Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 600).

 

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности.

Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Второй пример. Представим себе, что для ознакомления детей со свойствами песка проводится специальное занятие. Подготовлено все необходимое: раздаточный материал (горка песка на картоне или доске темного цвета, лупа), демонстрационное оборудование (одинаковые ведерки с песком, банки с водой, воронки). Педагог ставит перед детьми познавательную цель: узнать как можно больше особенностей песка и песчинок. В процессе специально организованной деятельности дети с удивлением обнаруживают много интересных особенностей: песчинки неодинаковы по размеру (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные. А затем опыты с песком, насыпанным в ведерки, помогают убедиться в том, что сырой песок тяжелее и темнее по цвету, чем сухой, что сухой песок сыплется, а влажный становится липким. Дети начинают понимать, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу картона. Понятнее становится причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникают ветер, солнечное тепло.

 

studopedia.net

Б) Сущность дошкольного обучения, компоненты процесса обучения

Обучениепредставляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (пре­подавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Центральным, основным компонентом обучения является учение – учебная деятельность.

 

Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка—дошкольника. Он, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

 

Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

 

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников.

 

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида уче­ния, в результате которых человек овладевает новыми зна­ниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою пря­мую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели».



 

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности

 

Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

 

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

 

При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

 

Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия.

 

В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

В) Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности (А.П.Усова). Инструктивно – методическое письмо Мин. Образования РФ: «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования», 1999 г.

Учебная деятельность – это, по классифика­ции С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосред­ственно направленный на овладение знаниями и умениями.Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет своюструк­туру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.

 

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че. Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная зада­ча – это цель. Сущность цели заключается в овладении обоб­щенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, пе­дагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное де­рево. Основное внимание уделяется выработке умения пере­давать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цвету­щая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

 

Учебные действия, с помощью которых решаются учеб­ные задачи, состоят из многих различных учебных опера­ций.

Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной разверну­тости всех операций. На первых порах операции соверша­ются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализованно – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Например, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

 

Учебная деятельность формируется под влиянием обучения. А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностьюу детей. Выделены 3 уровня,характеризующиеразличную степень развития учебной деятельности.

 

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень —более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

 

III уровень— начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

 

Эти показателиотражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

 

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

 

У детей среднего дошкольного возраста обнаруживаетсяготовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживаетпрактические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

 

У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развиваетсяинтерес к приобретению знаний и уменийне только для применения в настоящее время,но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим. Учебная деятельность у старших дошкольников явно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи.Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.

Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.

 

Формирование учебной деятель­ности, даже при грамотно построенном обучении, – дли­тельный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели соб­ственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощ­ряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируют­ся такие элементы учебной деятельности:

– умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных резуль­татов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

 

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при вы­полнении учебного задания. Важным показателем разви­вающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отно­шение ребенка к оценке со стороны педагога.

stydopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *