Этапы развития навыка: 4 Стадии развития навыков. Тренинги и обучение персонала
Основные этапы формирования навыка
Этап | Его характер | Его цель | Особенности выполнения |
действия | |||
1. Ознакоми | Осмысливание | Ознакомление | Отчетливое понимание цели, |
тельный | действия и его | с приемами | но смутное – способов его |
представления | выполнения | достижения, имеют место | |
действия | грубые ошибки при выпол | ||
нении действия | |||
2. Подготови | Сознательное, | Овладение | Отчетливое понимание спо |
тельный (ана | но неумелое | отдельными | собов выполнения действия, |
литический) | выполнение | элементами | но неточное и неустойчивое |
действия | действия, | его выполнение. Много | |
анализ спосо | лишних движений, высокий | ||
бов их выпол | уровень сосредоточенности | ||
нения | на выполнении действия, | ||
слабый контроль | |||
3. Стандарти | Автоматиза | Сочетание и | Повышение качества движе |
зирующий | ция элементов | объединение | ний, их слияние, устранение |
(синтети | действия | элементарных | лишних, перенос внимания |
ческий) | движений | на результат, улучшение | |
в единое дей | контроля; переход к мус | ||
ствие | кульному контролю | ||
4.Варьирую | Пластическая | Овладение | Целесообразное выполнение |
щий (ситуа | приспособля | произвольным | действий, контроль на осно |
тивный) | емость дейст | регулирова | ве специальных сенсорных |
вия к ситуа | нием характе | («чувства»)и интеллектуаль | |
ции | ром действия | ных синтезов («интуиция») |
Все предлагаемые «типичные кривые» и их «характерные закономерности» (вроде «плато», гиперболического, логарифмического или какого-нибудь иного ускорения и т. п.) с каждым новым исследованием становились неубедительными. У животных «закономерные», «типичные» кривые упражнений получались, а у человека нет. Это могло означать лишь одно: в процесс научения у человека вмешиваются какие-то факторы, которых нет или они слабо выражены у животных и которые влияют сильнее, чем предполагаемые «общие закономерности».
В теории и практике обучения имеются различные концепции обучения умениям и навыкам. Они задают построение упражнений, их повторение, дозирование, трудность и объем формируемых умений и навыков. Так, например, по-разному предлагается организация повторения материала при формировании навыка. Если суть повторения видят в запечатлении, то вводят задачи, заведомо посильные для учащихся, а к новому материалу переходят чрезвычайно осторожно и постепенно. Главным здесь становится предупреждение ошибок, так как они затрудняют обучение навыкам.
Существует и прямо противоположный подход, согласно которому обучение навыкам надо вести на доступных, но трудных заданиях. Суть повторения видится в апробировании разных действий, в развитии умения отыскивать и выделять правильные действия. Учащихся поэтому учат не бояться ошибок, осуществлять поисковые действия, анализировать допущенные ошибки и устранять их. При этом существенное значение имеет опора на чувственные ориентиры. Учащимся предлагаются способы решения задач, основанные на двигательных актах. Они заучивают элементы правильного действия и постепенно объединяют их в целостное действие.
Ряд исследований был посвящен изучению роли усвоения ориентиров действия в обучении навыкам, влияния знания целей действий на результаты поэлементной отработки движений, значения установок и наград, эффективности легких и трудных заданий, сопоставимости частных и целостных, формальных и содержательных упражнений, результативности обучения навыкам при условии предупреждения ошибок.
Были получены данные, подтверждающие, что каждый из этих факторов влияет на формирование навыков, но оценить их по степени эффективности и позитивным изменениям не удалось.
При синтетической методике образование навыков происходит медленнее, в действиях обнаруживаются многочисленные ошибки. Но через некоторое время ход научения ускоряется, а сформированные навыки характеризуются гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям.
При формировании навыков рекомендуется использовать упражнения комплексного характера, включающие решение осмысленных содержательных задач и упражнения аналитического характера на различных формальных объектах.
Приведенные особенности формирования навыков по аналитической и синтетической методикам не всегда оказываются именно такими. Некоторые исследователи обнаруживают прямо противоположные данные. В этой связи трудно найти основание для точных педагогических прогнозов и указаний относительно выбора методов формирования навыков. Тем более что на показатели сформированности навыков оказывают влияние и другие факторы: индивидуальные особенности учащихся, профессиональные и личностные качества учителя, вид формируемых навыков, содержание осваиваемых действий, осознание потребности в этих навыках и др.Многократно повторенные навыки складываются в привычку, т.е. в стереотипные действия, выполняемые автоматически, без включения сознания и приложения волевых усилий. У каждого человека в его психическом арсенале имеется большое число привычных действий, установок, способов мышления, эмоциональных и поведенческих способов реагирования, которые совершаются как бы сами собой, органично сливаясь с человеком и образуя стиль поведения, специфику включения в систему человеческих отношений.
В течение длительного времени навык понимался как условно-рефлекторное автоматическое действие. Теперь понятно, что это верно лишь для животных и для детей первого года жизни. Попытку объяснить развитие навыков у детей 1-1,5 лет сделал известный швейцарский психолог Ж.Пиаже. Он называл этот период этапом «сенсорного интеллекта».
В практике обучения навыкам используются такие методические приемы, как демонстрация и детальный инструктаж, специальные инструкционные карточки, тренажеры, механические шаблоны и направители движений и т.п. Детальное предварительное ознакомление ученика с помощью всех этих средств с формой требуемых движений, чувственными ориентирами контроля действия и приемами его планирования резко ускоряют освоение действий и формирование соответствующих навыков.
Более высокие результаты появляются тогда, когда выполнение действия управляется на каждом этапе заложенным в инструкции алгоритмом. Важное значение для освоения приемов внутренней регуляции и контроля (сенсорных и интеллектуальных действий) имеет перевод соответствующей информации в собственную речь учащихся. Например, «проговаривание» задания, способов и планов его исполнения; устный «самоинструктаж» в ходе выполнения действия; анализ ошибок, их причин и способов исправления; самоотчет о выполняемых действиях, выбираемых ориентирах и решениях; устное и письменное словесное обоснование избранных способов действия и т.д. Для этих целей могут использоваться и языковые средства: схемы, структуры действия, карты ориентиров, формулы и схемы необходимых рассуждений, графики траекторий движений и последовательности операций, наглядные таблицы и т. д.
Обучающие эксперименты показывают, что применение указанных методов облегчает процесс формирования навыков. Значительно уменьшаются, а иногда и исчезают ошибки, резко сокращается время обучения и т.д.
Формирование отдельного навыка никогда не является самостоятельным изолированным процессом. На него влияет весь предшествующий опыт человека и цель деятельности, которую обслуживает данный навык.
Каждый навык существует в системе навыков, которыми владеет человек. Одни из них помогают образованию и функционированию, другие – мешают, третьи – видоизменяют и т.д. Это явление получило название взаимодействия навыков.
Действие определяется его целью, объектом и условиями (ситуацией). Осуществляется же оно как система определенных приемов двигательного исполнения, сенсорного контроля и центрального регулирования. Успешность действия зависит от того, насколько эти приемы соответствуют цели, объектам и условиям действия.
Общий закон формирования навыка заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначала пытается использовать такие приемы деятельности, которыми он уже владеет. При этом он руководствуется задачей, перенося на нее приемы, уже применявшиеся в его опыте для решения аналогичных задач.
Формирование нового навыка определяется у человека двумя главными моментами: репертуаром навыков, которым он уже владеет, и тем, как он воспринимает и осмысливает новую задачу, с чем ее сравнивает, что выделяет в ней как существенное.
Успешность переноса приемов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Здесь возможны два крайних случая. Первый, когда цели (или объекты, или условия) двух действий воспринимаются человеком как сходные. Между тем в действительности они различны по приемам исполнения, контроля или центрального регулирования. Отправными являются неэффективные приемы действия. Обнаружение их ошибочности, преодоление и замена верными новыми приемами требуют времени и многократных попыток. Формирование навыка затрудняется и замедляется. В этом случае говорят об отрицательном переносе или интерференции навыков.
Второй возможный крайний случай, когда цели, объекты или условия двух задач внешне различны, в то время как действия, необходимые для их правильного решения, сходны по приемам исполнения, контроля или центральной регуляции. Если отправной точкой служат верные действия, то формирование навыка значительно облегчается. Это есть положительный перенос или индукция навыков.
Наблюдения и эксперименты показывают, что не только прошлые навыки влияют на новые, осваиваемые. Оказывается, что новые навыки могут оказывать влияние на старые, уже имеющиеся у человека приемы действия, подавлять их, подкреплять или перестраивать. Такие обратные воздействия «настоящего на прошлое» называют ретроактивным торможением или ретроактивным подкреплением.
Из всего сказанного вытекает, что навыки человека носят системный характер. Различные элементы и стороны в них перекрещиваются, объединяются, расходятся, оказывают взаимное влияние, подкрепляют, тормозят, включают, поглощают или выталкивают друг друга. Эта их особенность находит отражение в понятии «иерархия навыков».
О сформированности умения или навыка принято судить по качеству выполняемого действия. Если осуществление действия. Происходит при интенсивном внимании, то говорят о динамическом контроле, а если при минимальной интенсивности внимания, то о тоническом. Динамический контроль связан с функцией осмысленна действия, тонический – с функцией слежения за программой действия (Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина). При сформированном навыке постоянный и тщательный динамический контроль излишен. Чем более автоматизированными становятся действия, тем большие возможности появляются для переключения с контроля за процессом на контроль за результатом.
что мешает и как осуществить
В статье рассказывается:
- Понятие навыков и умений
- Факторы, мешающие развитию умению и навыков
- Основные этапы развития навыков и умений
- 3 принципа развития навыков и умений
- 4 ошибки в развитии навыков и умений
- Рекомендации по развитию навыков и умений
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Развитие умений и навыков сопровождает нас всю жизнь и напрямую влияет на успешность и качество жизни человека. Кто-то останавливается в своем развитии практически сразу после школы или вуза, другие же постоянно чему-то учатся и приобретают все новые умения.
Чтобы упорядочить этот процесс, необходимо понимать, как работает усвоение нового. В нашей статье мы расскажем о правилах и принципах развития навыков и умений, а также разберем основные ошибки и негативные факторы этого процесса.
Понятие навыков и умений
Многие ученые утверждают, что умения – это способность выполнять какую-либо деятельность на профессиональном уровне, при этом навыки только дают базу для их формирования. Однако существует и другое мнение: умение – это просто способность выполнять ту или иную операцию, предшествующую навыку. Считается, что навык – это совершенная стадия овладевания тем или иным действием.
Понятие навыков и уменийКроме того, есть и третья позиция ученых, которые уверены, что навык приобретается в результате трудовой деятельности, самосовершенствования. Умение же они рассматривают как развитые природные способности и склонности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня практически не существует различий между этими двумя понятиями.
Развитие умений и навыков происходит непрерывно. К примеру, женщина занимается стретчингом, чтобы сесть на шпагат. У кого-то навыки и умения уже сформировались, например, другая женщина уже занималась растяжкой и может легко сесть на шпагат. В фокусе внимания должно быть качество действия. Дело в том, что у человека можно сформироваться ошибочное умение, если он будет постоянно выполнять определенное действие неправильно.
Необходимо отметить, что формирование навыков и развитие умений приводит к тому, что индивид начинает качественно выполнять какое-либо действие определенным способом.
Факторы, мешающие развитию умений и навыков
- Потребность не сформирована
Человек останавливается в развитии по многим причинам, к примеру, из-за «звездной болезни», когда он находится в приподнятом настроении, если его признали экспертом в какой-либо области. К примеру, менеджер знает, что он легко заключает сделки со сложными клиентами. Он уверен в себя, испытывает удовлетворение, не пытается развиваться дальше. Однако работать с новыми клиентами становится все труднее, его навык больше не помогает в работе, поскольку сотрудник не развивал его.
- Лень
Знакомое каждому чувство лени может перерасти в патологию очень быстро. Поэтому необходимо следить за собой. В случае, если вы не можете заставить себя заняться делами, присмотритесь к своим ощущениям, возможно, это не просто лень, а депрессивное состояние.
- Боязнь всего нового
Развитие интеллектуальных умений и навыков – это стремление к чему-то новому. Вы должны изменить привычный уклад жизни, затрачивать время на обучение. Не каждый согласится променять спокойное времяпровождение в соцсетях на изучение иностранного языка или чтение профлитературы.
Факторы, мешающие развитию умений и навыков- Прокрастинация
Если вы откладываете важные дела, это говорит о том, что вами овладело чувство лени. Когда вы прокрастинируете, то ограничиваете свои возможности, замедляете развитие. Вы говорите себе: «Я сделаю это завтра», но так и не выполняете обещанное.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 20368
- Консерватизм
Многие профессионалы идеально выполняют свою работу, и негативно отзываются о нововведениях. Они размышляют следующим образом: «Если я хорошо справляюсь со своими обязанностями, зачем что-то менять?». Так человек замедляет свое развитие умений и навыков.
- Ориентация на прошлое
Если вы постоянно развиваетесь, то должны быть готовы к тому, что вас повысят в должности, вам придется переехать в другой город. Кто-то не готов к кардинальным переменам, и цепляется за прошлое.
Если вы стремитесь к развитию и улучшению качества жизни, необходимо бороться с вышеперечисленными факторами, которые мешают вашему росту.
Основные этапы развития навыков и умений
Чтобы происходило развитие профессиональных умений и навыков, необходимо пройти 4 стадии:
- Этап 1. Его можно назвать предварительным. При выполнении этого шага вы сформируете программу навыка, расчлените отдельные элементы на компоненты, выполните тестовые, ориентировочные действия. На первом этапе вы получаете максимальное количество данных о новом навыке. После того, как вы начнете выполнять тестовые действия, из полученной информации отберете лишь ту, что помогает работать.
- Этап 2. Он носит название аналитического. На данном этапе вы выполняете элементы основного действия обособленно. Вы анализируете характеристики выполнения элементов: их силу, длительность, величину. Также происходит формирование отдельных действий, например, между органами управления и приборами. Затем образуется возможность чередовать. Объем восприятия на этом этапе узкий. Это значит, что если когда вы тренируетесь, возникнут посторонние раздражители, вы не будете их воспринимать.
- Этап 3. Синтетический. Его название отражает суть данного шага: отдельные элементы целостного действия должны сформироваться в цельное образование. Они составляют единое сенсорное поле. Человек выполняет действия на этом этапе обобщенно. Для этого должна быть четкая последовательность, взаимосвязь и иерархия всех элементов.
Только до 13.04
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
- Этап 4. На последнем этапе автоматизации необходимо устранить ненужные элементы действия. К примеру, если вы выполняете физическое действия, нужно убрать мышечное напряжение. Ваша цель – сместить внимание с процесса выполнения на результат. Дело в том, что контроль действия должен перейти с визуального к кинестетическому и осязательному. Выполняя этот завершающий шаг, человек контролирует скорость своих действий, формирует комфортный для себя ритм.
3 принципа развития навыков и умений
Приобретение и развитие умений и навыков состоит из трех блоков:
Определяем задачи
К примеру, вы хотите научиться петь. Для этого вам нужно тренировать слух, правильно произносить слова, направляя звуки в резонаторы. Также важно стать артистичным. Вы должны определить, какие задачи нужно выполнить для овладения тем или иным навыком. Так вы сможете добиться поставленной цели.
Важно грамотно определить небольшие задачи, которые легко решить. Так вы сможете оценить результат и похвалить себя за достигнутое. С таким подходом вы не будете порицать себя за некомпетентность в той области, в которой вы стремитесь стать профессионалом.
Расставляем приоритеты
Нельзя пропускать этот шаг, так как только грамотно расставив приоритеты, вы сможете сконцентрироваться на главном. Чтобы добиться развития умений и навыков, необходимо обратить внимание на несколько нюансов, этого достаточно, чтобы стать успешным в той или иной сфере.
Перед вами стоит цель – определить приоритеты. Эта задача достаточно сложная, поэтому стоит изучить теорию. Конечно, вы не станете профессионалом, если просто изучите 100 книг в своей области. Однако полученные знания помогут вам разбить навык на несколько составляющих, чтобы затем правильно расставить среди них приоритеты.
Как только вы сделаете это, то сразу сможете оценить результат. После этого можно приступать к третьему шагу.
Тренируем отдельные элементы
Изучив рабочие методы развития умений и навыков, можно прийти к выводу, что ваша основная цель – идти от малого к большему, усложнять постепенно. Конечно, вы можете сразу приступить к пению, однако вряд ли у вас получится делать это качественно. Возникает риск того, что вы научитесь петь неправильно, и переучиться будет достаточно сложно. Поэтому ставьте перед собой конкретные небольшие задачи, постепенно усложняя их. Такой подход приведет к положительным результатам.
Принцип действия следующий: необходимо взять мини-навык, добиться того, чтобы вы выполняли это действия идеально и автоматически. Возможно, у вас не сразу получится, но важно проявить упорство. После того, как вы добьетесь удовлетворительного результата, можно развивать навык.
3 принципа развития навыков и уменийКак увидеть, что следует приступать к следующему шагу? Протестируйте себя: вы должны одновременно выполнять новый навык и еще какое-либо действия, без потери качества работы. К примеру, вы напеваете и параллельно с этим просматриваете видео на YouTube. Алгоритм действий такой: вы изучаете мини-навыки до тех пор, пока не доведете свои действия до автоматизма.
Не забывайте о том, что так как вы работаете в строгой системе, будут действовать универсальные законы системологии. Первый из них гласит: несмотря на то, что система включает в себя несколько подсистем, она не равна их сумме, а представляет собой уникальное новообразование, имеющее собственные цели и методы.
Что означает данный закон? Объясняется он просто: каждая система это не просто сумма входящих в нее компонентов, но нечто большее. Развивая отдельные элементы навыка не сделает вас успешным. Однако если вы не проработаете их, то добиться поставленной цели будет невозможно. Следует начинать с самого простого, постепенно усложняя себе задачи.
К примеру, чтобы развить музыкальный слух, нужно выполнить несколько действий. Однако даже в этом случае вы не сможете красиво петь, если просто проработаете их по отдельности. Начать стоит с того, чтобы научиться слышать отдельные интервалы.
После этого вы сможете свести их в одну систему, причем у вас получится определить, какой интервал больше или меньше, также вы будете понимать, о каком именно интервале говорится. После этого нужно развить чувство ритма. Но даже обладая этими умениями вы все равно не сможете петь.
То есть обладание музыкальным слухом не гарантия того, что вы станете красиво воспроизводить песни. Это значит, что ваш следующий шаг – проработав составные части навыка приступить непосредственно к его изучению.
4 ошибки в развитии навыков и умений
- Первая ошибка: вы не практикуетесь
Проблема заключается в том, что теоретические знания несут в себе только представление о каком-либо навыке. Изучив профессиональную литературу, вы сможете понимать и находить навыки в жизни. Однако только практическая деятельность позволит развивать их. Поэтому так важно найти наставника или учителя, которые будут направлять вас.
У вас не получится освоить скрипку, просто разобравшись в нотах: необходима правильная постановка рук. Если же вы тысячу раз повторите движения, посмотрев видеоролик, где преподаватель разбирает и показывает игру, то вы освоите данный навык.
4 ошибки в развитии навыков и умений- Вторая ошибка: отрабатываете навыки лишь на тренингах
Дело в том, что эффект от тренингов не длится долго. И если вы не будете ежедневно закреплять умения, у вас не получится сформировать навык и успешно реализовывать его в своей работе. На тренинге коуч только дает теоретические основы, обучает, как применять полученную информацию в реальности. Ваша цель – применять все это на практике.
В нейрофизиологическом это означает, что вы должны сами закрепить новые нейронные связи. Только в этом случае данный тип реакции станет привычным. В вашем мозгу уже есть лаконично выстроенные связи старых реакций. Мозгу проще запускать импульсы по ним, а не использовать новые связи.
Это значит, что поначалу вам придется сознательно выбирать новую реакцию на привычные события.
- Третья ошибка: вы изучаете статьи в сети
Сложность заключается в том, что в таких материалах содержатся общие рекомендации, практически не применимые в реальной жизни. Каждый из нас – индивидуален, у каждого человека по-разному работает психика, отличается жизненный опыт, принципы и работа.
Поэтому обобщенные советы от специалистов, приведенные в таких статьях, похожи на рекомендацию вашего терапевта укреплять иммунную систему. Но каким способом это сделать, скажет только настоящий профи: он изучит анамнез, подберет подходящий для вас комплекс витаминов, пропишет дозировку и длительность приема.
Кроме того, не стоит пытаться внедрить в своей деятельность опыт других людей. Он просто не подойдет вам, так как у каждого из нас отличаются жизненные условия. Изучая вдохновляющие статьи, мыслите критически, только тогда у вас получится развить навыки и умения.
- Четвертая ошибка: ориентация на известных блогеров
Здесь проблема заключается в том, что вы видите лишь верхушку айсберга: популярные блогеры никогда не показывают, какой путь они прошли, чтобы стать успешными в той или иной сфере. Посмотрев такие видео, вы не узнаете, как достичь желаемого.
4 ошибки в развитии навыков и уменийЧеловек, добившийся успеха, не расскажет вам, сколько у него было провальных переговоров и презентаций, как долго он учился получать обратную связь и правильно реагировать на нее. Никто не будет показывать сложный и тернистый путь, который он прошел, чтобы оказаться на вершине Олимпа. Кроме того, те рекомендации, что дают блогеры, могут попросту вам не подойти.
Прежде чем смотреть подобные видео, задумайтесь: готовы ли вы к ежедневной сложной работе, чтобы добиться подобного результата, и к чему вы действительно стремитесь.
Рекомендации по развитию навыков и умений
Далее приведем действительно работающие советы по развитию навыков и умений:
- Пусть ваше обучение будет непрерывным. При любой возможности общайтесь со специалистами в вашей области, изучайте профлитературу, усложняйте свои задачи, применяйте новые инструменты в реальности. Просто делайте это каждый день.
- Стремитесь к эффективному планированию, ваша задача – сделать развитие упорядоченным.
- Проявите комплексный подход: применяйте разнообразные форматы обучения.
- Будьте любопытными: вас должны интересовать любые бизнес-процессы, изучайте новинки, достижения в вашей сфере. Тот, кто интересуется происходящим вокруг него, сможет стать по-настоящему успешным, будет привлекать к себе единомышленников.
- Придерживайтесь принципа постепенности: изучайте сначала те навыки, которые позволят вам продвинуться в вашей карьере, обучении, отношениях.
- Ежедневно изучайте профессиональные книги, научные статьи, касающиеся вашей области. Так вы станете настоящим экспертом в данной сфере. Также пополняйте свои знания в сфере личной эффективности.
- Непрерывно развивайте личные и профессиональные качества, беритесь за новые, сложные задачи.
- Общайтесь с единомышленниками, а также теми, на кого вы равняетесь, причем как в личностном плане, так и в профессиональном.
- Работайте с обратной связью, то есть реакцией окружающих на те или иные ваши действия, определяйте ее ценность.
- Занимайтесь альтернативным образованием: ходите на мастер-классы, тренинги и семинары, посвященные вашей теме. Выбирайте только качественные мероприятия, где будут известные спикеры.
Если ваша цель – развитие навыков и умений, просто придерживайтесь приведенных рекомендаций, и у вас получится добиться желаемого результата.
Продвижение блога – Генератор продаж
Рейтинг: 4.7
( голосов 10 )
Поделиться статьей
5-этапная модель приобретения навыков
Процесс приобретения навыков не всегда ясен. Легко погуглить «научиться играть в шахматы» или «научиться йоге», чем на самом деле выполнять и изучать это на практике. Что вам нужно, так это подход, который поможет вам двигаться дальше, как только вы преодолеете ранние этапы обучения. Она называется моделью Дрейфуса. Это может помочь вам измерить свою производительность при изучении навыка. Эту модель разработали Стюарт Э. Дрейфус и Хьюберт Л. Дрейфус.
ЧТО В ЭТОМ
Содержание
- Пять стадий приобретения навыков
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы
Пять стадий приобретения навыков
Суть модели Дрейфуса в том, что она объясняет, как развивается модель развития навыков. Давайте пройдемся по нижеуказанным шагам:
Существует пять уровней развития навыков. Если мы посмотрим на вертикальную ось, мы можем рассматривать это как степень мастерства измерения. Горизонтальная ось связана с релевантным опытом, то есть с опытом, который помогает нам развивать более высокие навыки в чем-либо.
Новичок
Этот первый уровень приобретения навыков называется уровнем Новичка. Чтобы развить чувство классификации отношений с правилами, давайте представим человека, который является новичком в контексте офиса. У человека нет опыта работы в офисе, и он просто хочет знать, что от него ожидают на этой работе.
У него отношения с правилами, чтобы начать со всего. Он изучает свою теорию, потому что у него нет практического опыта, на который он мог бы ссылаться, и он не может проявлять осмотрительность. Опыт не дал ему никакого представления о том, что важнее. Поэтому он не может расставить приоритеты. Так что следующее, что кто-то попросит его сделать, скорее всего, он это сделает.
Что он видит вокруг себя? он видит артефакты, он видит документы, отчеты, электронные письма и т. д. Поэтому он очень сосредоточен на своем почтовом ящике, упорядочении и создании документов. Он любит шаблоны, это помогает ему создавать хорошие артефакты, о которых он думает.
Продвинутый начинающий
Второй уровень — это уровень продвинутого новичка. На этом уровне человек несколько более опытен. Их сознательная некомпетентность высока. У человека есть отношения с правилами и выводами. Другими словами, выполнение того, что он должен делать. Но у него очень мало понимания контекста.
Его опыт еще недостаточно широк, чтобы понять, что существуют разные контексты. Все, что он испытывает, все еще имеет какое-то нормальное ощущение. Он ценит практику и процесс. Он становится очень ориентированным на процесс.
Так что иногда он может стать законником. Настаивая на том, чтобы другие люди представили ему работу в правильном виде, чтобы он продолжил процесс. Но, тем не менее, он так и не научился расставлять приоритеты благодаря большому опыту еще довольно тяжело.
Опытный
Этот уровень хоть и интересный, это уровень опытного. Здесь человек имеет отношение к результату. Он понимает, что результат выходит за рамки простого предоставления чего-то, и он устанавливает связи с этим. Профессионал начинает видеть богатое разнообразие контекста своего опыта.
Он также серьезно думает о том, что он может сделать, чтобы добиться лучшего результата. Однако его опасность в том, что он осознает свои сильные стороны. Например, он начинает устанавливать связь со своей работой и своей страстью. Но он меньше осознает свои слабости. Он все еще мыслит довольно ограниченно системно.
Он осознает свое участие в общем процессе. Но вот в чем дело, у него сейчас развивается способность мыслить вне процесса и наблюдать за собой. Иногда прерывать свой мысленный рассказ и сознательно осознавать, что он чувствует и думает о той или иной части работы. Это решающий момент обучения, но это не конец его навыков.
Эксперт
Следующий уровень – уровень эксперта. Давайте возьмем в качестве примера Эрику, медсестру, потому что наблюдающие медсестры обладают навыками высокого порядка. Они ищут необычные закономерности в разных контекстах. Эрика дает представление о некоторых вещах, на которых она сосредоточена или которые находятся на переднем плане.
Она ставит их в приоритет, у нее гораздо более систематический взгляд на реальность, чем у опытного человека. Эрика обладает высокой степенью терпимости к изменчивости, неопределенности и некоторому чувству сложности. Как я уже сказал, они могут уважать правила, но в некоторых случаях готовы их нарушать по уважительной причине. У Эрики развито чувство потока. Теперь она понимает и осознает, когда она продуктивна, и эту систематическую оценку.
Мастер
Последний уровень – уровень Мастера. Здесь мы можем взять образ Марии. Мэри — это человек, обладающий навыками высокого порядка, который смотрит на всю систему. У нее есть связь со зрением.
Если бы навык, на который мы обращали внимание, был, например, управлением проектами, Мэри была бы повышена либо до директора программы, либо до директора портфолио. Она смотрит прямо через организацию. Она ценит контекст выше абстракции. Мария демонстрирует высокую осведомленность, высокую адаптацию, интуитивное понимание ситуаций.
Она терпима к сложности и двусмысленности. Мэри может распознавать и улавливать определенные доказательства, когда все вокруг делают одну интерпретацию. Она хорошо спрашивает себя, а что, если все наоборот.
Заключение
В этой статье мы замечаем, что во многих организациях, какими бы ни были навыки, большую часть своих инвестиций в обучение и развитие они вкладывают в превращение новичка в продвинутого новичка.
На это есть несколько причин, его простой в освоении дизайн. Потому что речь идет не столько о содержании, сколько от продвинутого новичка до профессионала. Потому что они требуют определенного дизайна для практической реализации.
Но мы наблюдаем, что существует очень мало решений для обучения и развития, чтобы превратить людей из опытных в экспертов. Одна из вещей, которые случаются, заключается в том, что в организациях люди, у которых есть потенциал стать экспертами или мастерами, на самом деле никогда не поднимаются выше этого. Потому что они видят очень мало примеров этого или люди думают, что они достаточно хороши, и переходят к следующему.
Право собственности на обучение и развитие переходит от организации, владеющей обучением и развитием новичков и продвинутых новичков, к экспертам и мастерам, владеющим их обучением и развитием.
Но есть пара общих замечаний по поводу модели приобретения навыков. Во-первых, мы переоцениваем правила, знания и содержание в обучении и развитии. Мы живем в рационалистическую эпоху, которая делает это постоянно. Все дело в том, что мы знаем, Все дело в вещах, очень мало в мудрости. Поэтому мы недооцениваем эмоциональную связь и практические эксперименты.
Также вы можете прочитать наш блог о стилях обучения VAK – узнайте свой стиль обучения
Часто задаваемые вопросы
Почему приобретение навыков лучше, чем образование?
Что лучше? Выполнять работу в компании всего за несколько центов зарплаты или владеть бизнесом и заставлять людей работать на вас. Очевидно, что последнее право! В этом разница в приобретении навыков и образовании.
Образование предоставит вам знания, с помощью которых вы сможете получить работу с достойной зарплатой, а также сможете начать свой собственный бизнес, если у вас есть отличные навыки.
Как мотивация может повлиять на приобретение навыков?
Всякий раз, когда человек голоден, он/она желает съесть больше. Это означает, что голод и прием пищи прямо пропорциональны друг другу. Точно так же мотивация и приобретение навыков прямо пропорциональны. Тот, кто сильно мотивирован, с большей вероятностью приобретет навык. Чем больше вы мотивированы, тем меньше времени вам потребуется, чтобы овладеть навыком.
Каково значение приобретения навыков?
Когда человек обладает высокой квалификацией, он не только создает самозанятость, но и создает рабочие места для других.
Внимательное воспитание и четыре этапа развития навыков
Источник: CC0 Creative Commons
Большинство родителей хотят быть хорошими родителями. Я никогда не встречал никого, кто хотел бы быть паршивым родителем. Однако желание быть хорошим родителем приводит к такому результату не больше, чем желание оставаться чистым и трезвым поможет людям выздороветь. Хотя некоторые люди воспринимают это более естественно, чем другие, здоровое и гармоничное воспитание детей — это приобретенный навык. Стать качественным родителем тоже нельзя случайно или по стечению обстоятельств; это требует сознательного осознания и постоянных преднамеренных усилий.
С помощью сознательных намерений и усилий можно избавиться от устаревших мыслительных процессов и неумелых привычек и заменить их новыми и более здоровыми. Участие в этом процессе изменений может помочь вам стать родителем, которым вы хотите быть, родителем ваших детей (даже если они уже взрослые), в котором вы нуждаетесь, и, возможно, даже родителем, в котором вы нуждались, когда росли.
Милтон Эриксон был психиатром и психотерапевтом, обладавшим исключительным пониманием человеческого восприятия и поведения с упором на бессознательные процессы. Его подход к клинической гипнотерапии привнес световой прогресс в этот метод помощи людям в положительных, здоровых изменениях, и его работа сыграла важную роль в развитии кратких форм психотерапии, а также терапии, ориентированной на решение, и нейролингвистического программирования (НЛП). ).
Согласно Эриксону, процесс обучения и развития навыков в любой области состоит из четырех стадий: бессознательная некомпетентность, сознательная некомпетентность, сознательная компетентность и бессознательная компетентность.
Бессознательная некомпетентность — это состояние забвения — незнание чего-либо, но также и незнание того, что вы этого не знаете, и, следовательно, безразличие к этому так или иначе. С точки зрения воспитания бессознательная некомпетентность означает, что родители не осознают своего воспитания как проблематичного и неумелого, и, в свою очередь, не заинтересованы даже в том, чтобы подумать о том, чтобы сделать что-то по-другому.
В момент осознания того, что их подход к воспитанию не работает должным образом и вызывает страдания как у их детей, так и у них самих, родители переходят к сознательной некомпетентности . Они осознают потенциальную ценность внесения изменений в то, как они воспитывают детей, и могут понимать, что они хотят или должны делать по-другому, но не знают, как добиться этих улучшений. Они могут пытаться внести позитивные изменения в свое воспитание, но бороться в своих усилиях, которые, как они знают, часто бывают неуклюжими и неумелыми.
Благодаря постоянному осознанию и практике они постепенно переходят к стадии сознательной компетентности , приобретая знания и навыки для умелого и последовательного внедрения желаемых улучшений. Сознательная компетентность отражает способность делать что-то хорошо или умело. Однако действие требует намеренного обдумывания каждого его аспекта. Например, когда мои дочери выражают эмоциональную боль, это все равно вызывает у меня стресс, и я испытываю немедленное и автоматическое желание/потребность/импульс попытаться «исправить» или убрать их боль. Я должен сознательно осознавать свои внутренние реакции и присутствовать со своей собственной болью, чтобы просто присутствовать и сосуществовать с их болью. Тогда я могу сознательно подобрать слова, которые, скорее всего, будут созвучны и полезны. Это пример внимательности в действии.
Бессознательная компетентность также известна как мастерство. Когда спортсмены описывают, что они «в зоне», они находятся в состоянии бессознательной компетентности. Они выступают на таком высоком уровне, что кажутся неудержимыми. Тем не менее, каждый аспект их работы кажется легким, как если бы они работали на автопилоте, синхронизируясь с ритмом Вселенной. Им не нужно думать о том, что делать, это просто происходит, часто так, как кажется естественным.
Джон Вуден был легендарным мужским тренером по баскетболу в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, чьи команды добились беспрецедентного успеха. Они выиграли десять национальных чемпионатов в течение двенадцати лет с 19 по 19 век.с 63 до 1975. Вуден считал себя прежде всего педагогом; учитель, чья основная обязанность заключалась в том, чтобы подготовить молодых людей, которых он тренировал, к успеху в жизни, а не только в баскетболе. Он сделал это, обучая и прививая своим игрокам невероятную основу ценностей в дополнение к навыкам посредством постоянного повторения.
Неясно, знал ли тренер Вуден о модели обучения и развития навыков Милтона Эриксона. Ясно то, что он был близко знаком с концепцией бессознательной компетентности/мастерства и стремился операционализировать ее на командном уровне. Его подход к подготовке своих команд был основан на бескомпромиссной подготовке и тщательном исполнении, достигнутом за счет мастерства универсальных командных и индивидуальных основ. Его команды достигли определенной степени бессознательной компетентности, тренируясь практически одинаково каждый раз, когда выходили на корт. Тренер Вуден учил, что неспособность подготовиться превращается в подготовку к неудаче. Он придерживался непоколебимой веры в то, что если его команды будут практиковать правильные вещи правильным образом и показывать все, что в их силах, победа позаботится о себе сама собой; так оно и было.
Чем больше я сосредоточен на настоящем и внимателен, тем более преднамеренно я могу действовать; тем больше у меня возможностей выбирать, как я хочу реагировать на конкретные обстоятельства в любой сфере жизни, включая воспитание детей и выздоровление. Езда на велосипеде, чтение, плавание, занятия спортом, набор текста на клавиатуре и видеоигры — все это примеры повседневных действий, которые проходят через четыре этапа обучения Эриксона — совершенствуясь при достаточном количестве практики и повторения, чтобы стать бессознательным и автоматическим.
Каким бы сложным ни было обучение и развитие новых навыков в любой области, по сравнению с выздоровлением и воспитанием детей приведенные выше примеры просты и конкретны. Навыки, такие как принятие вещей, которые вы действительно хотите изменить, но не можете, наблюдение за своими мыслями, поддержание осознания настоящего момента, общение способами поддержки и реагирования, а также сосуществование с тревожными эмоциями, не отталкивая их и не воздействуя на них таким образом, чтобы В худших ситуациях невероятно трудно овладеть навыками.
Созвучное, искусное воспитание требует высокой степени от момента к моменту, сознательного внимания и осознанности, особенно в эмоционально заряженных ситуациях.